Каталог :: Менеджмент

Курсовая: Курсовая по менеджменту

                 Киевский университет туризма, экономики и права                 
                              Филиал в г. Луганске                              
                             КУРСОВАЯ РАБОТА                             
                           по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»                           
 на тему ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В СТРАНАХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ. 
                                                                Выполнил студент
                                                         III курса группы 31-МТЗ
                                              Факультета экономики и менеджмента
                                                     Максимов Дмитрий Васильевич
                                                           Научный руководитель:
                                                            ____________________
                                                            ____________________
                                 Луганск – 2005                                 
                               Содержание:                               
     Вступление.                         ....................................3
     I.       Историческое развитие науки «управление»
     и современная концепция менеджмента.    ........       5
     1.1.   Развитие теории и практики менеджмента.         ........       6
     1.2.   Особенности становления
     современного менеджмента в Украине.      ........       9
     1.3.   Современные концепции менеджмента.     ........       16
     ІІ.      Менеджмент инновационной деятельности.        ................31
     III.    Классификация направлений менеджмента.       ........       38
     Заключение.                                           ..............   43
     Список использованной литературы.          ............       44
                               Вступление.                               
Новая отечественная система хозяйствования, отметившая уже первое десятилетие
своего существования в условиях формирования рыночной среды функционирования,
заложила основные черты будущего развития экономики Украины. А эффективная
цивилизованная экономика – это прежде всего эффективное управление ее
организациями, основанное на мировых достижениях развития и использования
современного менеджмента.
Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно сложнее,
чем при централизованной командно-административной системе. В условиях рынка
все больше возникает новых целей и задач, которые раньше организации
самостоятельно не решали и даже не ставили; создается много новых
предприятий; под влиянием процесса приватизации меняются формы собственности;
налаживаются новые хозяйственные связи; формируются рыночные механизмы
управления. Поскольку связано это не только с расширением юридических и
экономических прав и ответственности современной организации, но и с
необходимостью более гибкой системы управления ее деятельностью, максимально
адаптированной к изменениям в окружающей конкурентной рыночной среде.
В настоящее время можно уже констатировать, что, становясь объектом товарно-
денежных отношений, обладая экономической и хозяйственной самостоятельностью
и полностью отвечая за результаты своей хозяйственной деятельности,
украинские организации обрели все черты полной самостоятельности, характерные
для работы в условиях рынка.
Поэтому все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с
эффективным управлением персоналом, организационной культурой, стратегией,
что занимает в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и
предопределяет успех организации в достижении ее целей.
Развитие науки менеджмента, в свою очередь, предъявляет в свою очередь,
серьезные требования к изменению оценочной базы управленческих процессов.
За достаточно короткий срок специалисты в этой области должны обеспечить
высокую конкурентоспособность, эффективность и устойчивость своих организаций
на отечественном и международном рынках. Более того, по мере укрепления новых
социальных и экономических отношений в мире роль управления и управленцев
будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель
общественного развития.
            I.       Историческое развитие науки «управление»            
                   И современная концепция менеджмента.                   
Слово «менеджмент» в том виде, в котором оно существует в современном английском
языке, возникло во времена Вильяма Шекспира1. исследователи
отмечают, что этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни.
Слово «менеджмент» происходит от латинского manus (имеющего несколько
значений), что означает не только «рука», но также и власть, и «сфера
полномочий».
Итальянское слово manneggiare возникло в Средние века в сфере управления
собственностью и коммерческими предприятиями; примерно в тот же период вошло в
употребление и французское manegerie.
Английское слово manage впервые появилось в 1561 г., слово manager – 
в 1588 г. и слово management – в 1589 г., причем все они первоначально
имели отношение к особенностям жизни в сельской местности.
Согласно Краткому Оксфордскому словарю английского языка слово management 
впервые стало использоваться в своем современном значении в 1670 г. и с тех пор
означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему
значению, подразумевавшему умение «владеть» мечом или управлять лошадью [13, с.
21].
Несмотря на то что «управление» - слово русское и давно привычное, а
английское слово «менеджмент» в широком использовании украинской экономикой
насчитывает не более 10-15 лет, в отечественной науке и практике эти термины
рассматриваются как понятия идентичные, взаимозаменяемые.
________________________
     1Конечно, экономическая деятельность осуществлялась и гораздо раньше
и при этом «управлялась» в течение длительного периода времени. Много веков
назад существовали и транснациональные банки наподобие банка семейства Медичи,
и такие торговые корпорации, как Ост-Индийская компания. То, что они делали на
самом деле, не было, однако концептуализировано в современных терминах. Поэтому
можно говорить о существовании менеджмента до создания «менеджмента» в качестве
самостоятельного субъекта науки. Нужно отметить, что на данном этапе не было
сколь - либо известных научных имен в данной области. (Кнышова Е.Н.
«Менеджмент»).
В Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как
способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода
умелость и административные навыки; орган управления; административная единица.
Согласно Словарю иностранных слов менеджмент – это управление
производством, а также совокупность принципов, методов, средств, форм
управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения
эффективности производства и увеличения прибылей.
Итак, то, что фактически рассматривается в качестве менеджмента, может быть в
разных культурах и иметь более узкие или широкие границы в зависимости от
научных, профессиональных или иных местных особенностей.
              1.1.   Развитие теории и практики менеджмента.              
История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Несмотря
на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это
в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая
всю совокупность, изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей
системе социально-экономических отношений.
Выделяют пять революционных этапов в истории развития теории и практики
менеджмента (рис.1):
·        религиозно-коммерческий;
·        государственно-законодательный;
·        государственно-контрольный;
·        индустриальный;
·        бюрократический.
     Первым этапом профессионального использования управленческих навыков
многие специалисты считают зарождение письменности в Древнем Шумере. Именно это
революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого
слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями. За первой
управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой, 
последовали и другие.
     Второй важнейший этап развития (государственно-законодательный)
относится к 1760 г. до н.э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи. Он
первым издал свод законов управления государством для регулирования всего
многообразия общественных отношений между различными социальными группами
населения.
     Третьим революционным шагом (назовем его государственно-контрольный
) считаются достижения, произошедшие во время правления Навуходоносора II
(605-562 гг. до н.э.). именно в этот период проводилась политика, направления
на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в
сфере производства и строительства.
     Четвертый этап (индустриальный) датируется XVII – XVIII вв. Он
связан с зарождением капитализма и началом индустриального процесса европейской
цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области
менеджмента было отделение управленческих функций от собственнических и
возникновение профессионального менеджмента и профессиональных менеджеров.
     Пятая управленческая революция имела место в конце XIX – начале XX в. Ее
часто называют бюрократической. Теоретической платформой преобразований
в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать
крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда,
ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность
менеджеров.
     
Предприятия – гиганты испытывали острую необходимость в рациональной
организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех
подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно
обоснованными принципами, нормами, стандартами.
Именно поэтому к концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых
была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирование
научных основ менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного
развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как
массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и
крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.
    1.2.   Особенности становления современного менеджмента в Украине.    
Система управления экономикой, которая существовала в бывшем СССР, привела к
критическому обострению экономических и социальных проблем общества. Поэтому
постсоветские государства, в том числе и Украина объективно были вынуждены
переходить к системе экономических отношений, основанной на рыночных
отношениях и к построению присущей этим отношениям системы управления –
менеджмента.
Производственно-хозяйственная организация как элемент экономической системы
реализуется в конкретной среде и находится под ее воздействием. Суммарное
влияние организаций на внешнюю среду обуславливает соответствующие
макроэкономические изменения в ней.
Теория управления начала исследовать значение внешней среды и действие
внешних сил относительно организаций в конце 50-х годов XX ст. Это стало
одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку
поднимался вопрос необходимости для руководителя рассматривать свою
организацию как целостность, которая образуется из взаимосвязанных частей,
связанную с внешним миром.
Факторы социально-экономической среды, в которой функционируют организации,
определяют их жизнеспособность на определенное время и перспективы развития.
Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить
эффективность. К внешним факторам принадлежит система производственных
отношений в обществе, размер и структура нужд населения, уровень его доходов
и накоплений, уровень цен, возможность получения потребительского кредита,
политическая стабильность и направленность внутренней политики, развитие
науки и техники, которые определяют составляющие процесса производства и его
конкурентоспособность, уровень культуры населения, международная конкуренция,
влияние поставщиков и технологии, экономики и конкуренции, законодательство,
социальные и культурные изменения в обществе.
Особенностью современной экономики Украины является ее транзитивность (лат.
transitus - переходность) как с административно-командной, так и с рыночной
экономиками. Свидетельством этого является многослойность экономики; особое
место в экономике государственного сектора; деформированная структура
производства; наличие инфляционных процессов; кризисное положение
предприятия; более низкий уровень благосостояния населения сравнительно с
уровнем экономически развитых стран; недостаточная развитость сферы рыночных
отношений и их правового обеспечения; объединение рыночных форм
хозяйствования с прямым вмешательством государства в хозяйственную
деятельность организаций.
Менеджмент как общественное явление базируется на определенной системе
общественных отношений. Тип производственных отношений обуславливается
определенным уровнем развития продуктивных сил и характеризуется, прежде
всего, формами собственности на средства производства.
К моменту провозглашения независимости в Украине господствовала
государственная форма собственности. Поэтому одним из важнейших заданий было
создание условий для трансформации государственной собственности в различные
формы, присущие рыночному обществу. Основным методом ее реализации стала
приватизация имущества государственных предприятий и разгосударствление
собственности кооперативных и общественных организаций, целью которой было
обеспечение условий для полноценного функционирования рыночной экономики,
формирования новой системы отношений собственности.
В Конституции Украины законодательно закреплены государственная и частная
собственность. Вследствие их субъективизации существуют общегосударственная,
муниципальная, индивидуально-частная, кооперативная и другие виды
собственности.
Официальная статистика выделяет такие формы собственности: государственную,
коллективную, смешанную, частную, собственность иностранных государств и их
субъектов. При такой структуризации собственности нивелируются различия в
формах, способах и методах управления, которые применяются в пределах того
или иного сектора экономики, классификация не дает полного представления о
механизмах управленческого влияния в пределах отдельных форм собственности.
Современная украинская экономика является полиструктурой, в которой в
пределах названных форм собственности сосуществуют два сектора
(государственный и частный) и несколько строев.
В каждом секторе украинской экономики в пределах каждого строя существуют
разнообразные системы управления, которым свойственны соответствующие
управленческие отношения.
     Государственный сектор экономики Украины. К нему относится
государственно-социалистический, государственно-монополистический и
государственно-капиталистический строи.
     Государственно-социалистический строй государственного сектора экономики
Украины переживает экономический и управленческий кризисы.
Государственно-социалистические предприятия пребывают в собственности
государства. Это прежде всего предприятия военно-промышленного комплекса,
значительная часть шахт и другие подобные госбюджетные предприятия, результаты
работы которых негативно влияют на макроэкономические показатели национальной
экономики. В их организации и структуре управления принципиальных изменений не
произошло. Слишком медленно обновляются технологии производства и управления,
доминируют командно-административные методы влияния, экономические процессы
ориентированны на бюджетную поддержку, как основной источник компенсации
недоработок и потерь и т.д. Руководители таких предприятий отстраняются от
рыночных реалий, а работники бедствуют на неполных зарплатах или пребывают в
продолжительных отпусках без содержания. Основной причиной этого является
практика бюджетного финансирования этих предприятий.
В государственном секторе национальной экономики Украины активно
функционируют также два новых строя – государственно-монополистический и
государственно-капиталистический.
     Государственно-монополистическому строю присуще наличие
финансово-промышленных групп, сформированных частными банками и
государственными монополиями. Слияние финансового капитала с
государственно-бюрократичным аппаратом имеет такие социальные последствия:
1) потребительские настроения у работников государственно-монополистических
предприятий, которые материально обеспечены лучше, чем работники
государственно-социалистических предприятий. Относительно высокий уровень их
материальной обеспеченности, обусловленный присвоением средств производства,
созданных предыдущей системой;
2) социальное напряжение в коллективах государственно-социалистических
предприятий, поскольку значительная часть бюджетной поддержки получают уже не
эти предприятия, а государственно-монополистические;
3) тотальную монополию и сковывание системы предпринимательства, что является
порождением созданной в каждой отрасли, в каждой сфере хозяйствования единой
системы, ориентированной на монопольное получение и присвоение прибыли;
4) деформацию отношений управления, при которых благосостояние работника
часто зависит не от его индивидуальных трудовых усилий, а от благосклонности
руководителя.
     Государственно-капиталистический строй является объединением
государственного капитала в виде акций государства и акций частного капитала.
Становление его происходит в борьбе с государственно-монополистическим,
поскольку в государственно-капиталистических предприятиях чиновнический аппарат
государства несколько оттесняется от непосредственного влияния на их
функционирование а, следовательно, и от неэкономичного присвоения определенной
доли общего дохода.
Основной формой государственно-капиталистического строя являются акционерные
общества (АО), создание на базе бывших государственных предприятий путем
закрепления за государством контрольного пакета акций (как правило не менее
51% стоимости имущества) и выкупа оставшейся части акций, работниками и
пенсионерами предприятия путем внесения государственных приватизационных
сертификатов и личных сбережений. На первом этапе они были закрытыми АО,
позже большинство из них, в соответствии с постановлением правительства,
стали открытыми в процессе вторичной эмиссии акций.
На предприятиях государственно-капиталистического устройства начинают
использовать формы и методы влияния на работников, присущие менеджменту.
Причиной этому стали общие изменения экономической ситуации в обществе и
некоторое ослабление государственного давления на эти предприятия
сравнительно с государственно-социалистическими.
В целом в управлении государственно-социалистическими предприятиями
продолжается борьба двух тенденций: стремление руководства к самостоятельному
принятию решений, но при этом ожидание материально-финансовой поддержки
государства и стремление государственного аппарата управления сохранить право
решающего голоса, в совокупности с ориентацией руководства на самовыживание в
условиях рынка. До сих пор положение государственно-капиталистических
предприятий довольно тяжелое. Одним из способов его улучшения является
привлечение иностранного капитала.
Развитие государственно-капиталистического устройства генерирует развитие
частных собственников и развитие здоровых экономических отношений,
характерных для экономики развитых капиталистических стран, в том числе
отношений управления.
     Частный сектор экономики Украины. Это один из определяющих секторов
экономики Украины. Он стремительно развивается, о чем свидетельствуют
статистические данные занятости населения: на государственных предприятиях
насчитывается 34,4% всех работников, на предприятиях коллективной собственности
– 36,1%, на частных предприятиях – 29,5%. В рамках частного сектора существует
четыре строя: индивидуально-частный (мелкотоварный), корпоративный,
кооперативный и семейный.
     Индивидуально-частный (мелкотоварный) строй представлен большим
количеством производственно-коммерческих частных предприятий, ориентированных
на создание продукта труда для продажи и предоставления услуг. В сельском
хозяйстве – это фермерские хозяйства, в промышленности – полукустарные
мастерские и производства.
Наибольшее количество индивидуально-частных предприятий работает в сфере
торговли. Это обусловлено приватизацией государственных торговых предприятий,
а также, тем, что торговая деятельность требует относительно небольшого
начального капитала, а скорость оборота дает возможность интенсивно его
увеличивать. Индивидуально-частные предприятия представлены, как правило,
единоличными собственниками, которые объединяют в одном лице предпринимателей
и менеджеров.
На экономические процессы в государстве такие предприятия пока существенно не
влияют, но индивидуально-частному устройству свойственна тенденция
перерастания в корпоративный вследствие накопления капитала. Качественно это
устройство можно охарактеризовать лишь частично, ориентируясь на наличие
малых предприятий (233,6 тыс. на конец 2001г.). Фактически его масштабы
значительно больше, хотя процесс создания малых предприятий тормозит
чрезмерный налоговый пресс.
     Корпоративный строй в экономике Украины представлен деятельностью
хозяйственных обществ, которые дают на основе Закона Украины «О хозяйственных
обществах». Они создавались вследствие корпоративизации бывших государственных
предприятий и самозарождения разнообразных хозяйственных обществ
(преимущественно в форме обществ с ограниченной ответственностью).
На большинстве корпоративизированных предприятий основную часть акционеров
составляют их работники. Они потенциально могут влиять на стратегию и тактику
производственно-хозяйственной и управленческой деятельности этих предприятий.
Механизмом влияния работников-акционеров на деятельность акционерных обществ
являются органы управления. Государственные органы управления не имеют права
прямого вмешательства в производственно-хозяйственную деятельность
корпоративизированных предприятий. К управленческим проблемам этих
предприятий относятся непонимание работниками-акционерами своих прав,
неумение их использовать, монополизация права принятия решений аппаратом
управления, попытки государственно-бюрократического аппарата вмешаться в
деятельность предприятий.
В хозяйственных обществах, созданных вследствие объединения капиталов
физических лиц, полноценнее функционируют предусмотренные законодательством
Украины органы управления, работают талантливые менеджеры, присутствует
здоровая внутренняя конкуренция.
     Кооперативный строй представлен кооперативами разных типов и системой
потребительской кооперации. Производственные кооперативы заметного значения в
экономике не имеют. Снижается и экономическая мощь потребительской кооперации.
     Семейному устройству свойственно не ориентированное на товарное
производство натурально-патриархальное хозяйство. В связи с кризисным
положением экономики Украины, такое хозяйство, которое раньше концентрировалось
только в сельской местности, распространилось и на города. С развитием рыночных
отношений семейное хозяйство в его натурально-патриархальной форме отомрет.
                1.3.   Современные концепции менеджмента.                
Современной фазе развития науки менеджмента свойственен качественный переход
от локальных направлений исследований к построению концепций как основы общей
теории менеджмента.
     Концепция (лат. conceptio - восприятие) – система взглядов на
определенное явление, способ понимания, толкования определенных явлений,
процессов, основная идея любой теории.
Концепция является фундаментом формирования научного подхода – синтеза
определенных взаимосвязанных научных взглядов, методов исследований, способов
экспериментов и толкования объективных явлений и процессов. Сформулированные в
науке менеджмента концепции стали основой выделения ведущих научных подходов в
теории менеджмента: процессного, системного и ситуационного.
     Процессный подход. Определяет управление процессом, в котором
деятельность, направлена на достижение целей организации, рассматривают как
сумму взаимосвязанных действий – функций управления, а каждую из функций как
комплекс однородных (элементарных) действий, операций, процедур.
Проблема функций менеджмента требует отдельного рассмотрения, поскольку до
сих пор не существует общепризнанного их перечня, а разные авторы называют от
четырех до пятнадцати функций.
     Системный подход. Трактует организацию как совокупность взаимосвязанных
элементов (люди, структура, задания, технология), ориентированных на достижение
разнообразных целей в условиях изменяющейся внешней среды. Его основы
сформулировал американский ученый Честер Бернард (1886 - 1961) в книге «Функции
администратора» (1938). Однако он использовал не математический, а понятийный
аппарат. Системный подход в современной трактовке сформировался в начале 60-х
годов XX в., когда в теории управления начали применять методы прикладной
математики.
Системный подход – это общий способ мышления и подхода относительно
организации и управления. Его основой является трактовка системы как
определенной целостности взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит
свой вклад в характеристику целого. Составляющие такой системы
взаимозависимы. При отсутствии хотя бы одной из них система не будет работать
или будет работать не правильно.
Каждая производственно-хозяйственная организация является системой, созданной
из людей (социальный компонент), капитала (экономический компонент) и
техники. Все компоненты вместе используются для выполнения определенной
работы, достижения определенной цели. Поэтому последователи системного
подхода считают, что организации являются социотехническими системами.
В таких системах можно выделить комплексы однородных элементов – подсистемы.
Понятие «подсистема» имеет большое значение для управления, поскольку дает
возможность создавать внутри системы управления необходимые структурные
подразделения: отделы, секторы, бюро, участки и т.д.
Фундаментальные понятия системного подхода являются основой применения научного
метода исследования систем управления. Этот метод предусматривает три этапа:
наблюдение, формулирование гипотезы и верификацию. Первые два применяются и
другими школами в научном менеджменте, а этап верификации (лат. Verus -
истина) – установление достоверности – присущ только системному подходу.
Верификацию осуществляют на конкретной модели управленческой системы, как
правило, в компьютерном варианте. Модель системы управления дает возможность
качественно определить параметры ее экономического развития, которые
непосредственно реагируют на управленческое влияние, способы их ихзменения,
которые в наиболее полной мере отвечают целям социотехничесеой системы, а
также предвидеть последствия принятия того или иного решения.
Сторонники системного подхода наиболее часто используют аналоговые и
математические модели.
     Аналоговые модели (греч. Analogia - соответствие) – отображение наиболее
существенных для целей исследования характеристик (свойств, взаимосвязей,
структурных и функциональных параметров). Наиболее часто аналоговую модель
системы управления строят в форме математических зависимостей, отображенных в
системе уравнений, описывающих ситуативное состояние объекта исследования.
     Математические модели строят через применение для описания управленческих
объектов, явлений и процессов методов исследования операций – нового научного
направления в прикладной математике: теории игр, теории управления запасами,
теории очередей, теории оптимального программирования и имитационного
моделирования.
Основной вклад в теорию математического моделирования экономических процессов
внесли американский математик Джон Непман (1903 - 1957), американские
экономисты Василий Леонтьв (род. 1909) и Рассел Акофф (род. 1909), советские
ученые: математик и экономист Леон Конторович (род. 1912), математик Виктор
Глушков (1923 - 1982), австрийский биолог Людвиг Берталанфи (1901 - 1972).
Для процессного и системного подходов характерны попытки определить принципы
реализации функций управления как научного компонента процесса управления. На
практике эти принципы рассматривают как искусство, которым может овладеть
менеджер на основе собственного опыта, проб и ошибок.
     Ситуативный подход. Утверждает, что выбор и применение методов управления
зависит от ситуации. Его сторонники главную задачу усматривают в обучении
менеджеров ситуативному мышлению, то есть умению правильно оценивать
управленческо-производственные ситуации и находить способы их разрешения.
Ситуацию они считают совокупность обстоятельств, которые влияют на организацию
в определенное время.
Ситуативный подход, который оформился в конце 60-х годов XX в., не
противоречит концепции классической, бихевиористской школ, системного
подхода, пытаясь интегрировать их разработки как частичные подходы. При
ситуативном мышлении сохраняется концепция процесса управления, которая может
применяться ко всем организациям. Одновременно ситуативный подход
предусматривает выбор специфических приемов для достижения цели организации
при определенных условиях функционирования. Например, каждая организация
должна иметь структуру, которая, однако, зависит от ситуации и может
предусматривать большее или меньшее количество уровней управления, большую
или меньшую степень делегирования полномочий.
Практическое применение ситуативного подхода основано на умении менеджера
владеть эффективными средствами профессионального управления, то есть
понимать сущность процесса управления, индивидуального и группового поведения
людей, знать методы планирования и контроля и количественные методы принятия
решений; предусматривать позитивные и негативные последствия применения той
или иной концепции или методики в определенной ситуации; правильно понимать и
интерпретировать ситуацию, то есть определять важнейшие факторы и выбирать
наиболее чувствительные элементы, влияние на которые обеспечит наибольший
эффект; связывать конкретные приемы с конкретными ситуациями, обеспечивая
достижения цели организации наиболее эффективным путем.
В экономической литературе иногда ошибочно отождествляют ситуативный подход с
методом ситуаций, который применяется в процессе обучения менеджеров. Метод
ситуаций предусматривает изучение и анализ конкретных случаев из практики
управления.
Совокупность рассмотренных концепций является основой современной теории
менеджмента, которая интегрирует разнообразные направления исследований. Тем
более, что свойственный современности интенсивный обмен информацией
обуславливает взаимную диффузию идей, концепций и методов разных научных
школ. Однако сохраняется определенная региональная специфика научных подходов
и приоритетов в изучении практики эффективного менеджмента, концентрации
исследований, а значит и научных разработок и рекомендаций, традиционных для
определенных регионов.
В американской науке менеджмента преобладает эмпирический подход, который
объединив исследователей, которые совмещают разработку теории управления с
изучением практики управленческой деятельности на основе синтеза основных
идей классической школы человеческих отношений с целью обобщения и расширения
передового опыта, а также предоставления соответствующих знаний студентам и
менеджерам – практикам.
Один из выдающихся американских теоретиков современного менеджмента,
известный специалист по управленческому консультированию, профессор Питер
Дракер создал учение о менеджменте как профессиональной деятельности и о
менеджере как профессионале. Ему приписывают первенство в создании
систематизированного учения и соответствующей учебной дисциплины, что дало
возможность начать широкое изучение менеджмента в учебных заведениях. Его имя
связывают со спасением от краха автомобильной компании «Форд», введением на
фирме «Дженерал Электрик» децентрализованной системы управления, с
послевоенным ростом японской экономики, многими другими практическими
воплощениями управленческих идей.
Наиболее известным теоретическим положением П. Дракера является
сформулированная в 50-е годы XX в. концепция управления по целям, которая
совершила революцию в мировой управленческой мысли. Ее идея состояла в том,
что управление должно начинаться с выработки целей, а уже потом переходить к
формированию функций, системы взаимодействия и процессу управления. Наиболее
существенные элементы концепции:
·        формирование четких и сжатых общих целей;
·        участие в процессе разработки целей всех, кто будет работать в
рамках этой системы;
·        оценка эффективности на основе результатов.
П. Дракер критически относится к идеям школы человеческих отношений, называя
их «психологическим деспотизмом», поскольку считает, что главная цель
менеджмента – увеличивать продуктивность человека. Менеджеры должны
заботиться о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о
создании «радости для работников», хотя отношения в организации должны
строиться на основе взаимоуважения. Развивая этот тезис, П. Дракер в начале
50-х годов выдвинул концепцию самоуправляемого трудового коллектива, которая
предусматривала создания демократичного, избранного работниками и служащими
органа, призванного решать социальные вопросы на предприятии. Эту концепцию
он считал одной из наиболее оригинальных и важных, хотя она и не была
воспринята западным сообществом.
Основой учения П. Дракера является идея о исключительной роли и доминирующем
значении в предпринимательском обществе профессиональных менеджеров. По его
мнению, управленческая элита, которая осуществляет построенное на
инновационных методах предпринимательское управление, является основой
бизнеса и играет ведущую роль в развитии не только экономики, а и общества в
целом. Идея управленческого элитаризма чрезвычайно привлекательна. Она нашла
сторонников и в Украине, которые предлагают целенаправленно готовить
политиков, бизнесменов и менеджеров в элитных учебных заведениях. Однако этот
подход небезопасен, поскольку такую «элиту» можно подбирать не по
профессиональным качествам, а по другим критериям (состоятельности,
влиятельности).
Среди Американских исследований в области менеджмента внимания заслуживает
подход, основанный на количественных методах, применении математики,
кибернетики, теории вероятностей, статистики и компьютерных технологий в
управлении. Сторонники этого подхода рассматривают управление как логический
процесс, который можно выразить математически.
В 60-е годы ХХ в. началась разработка междисциплинарных концепций управления,
которые опираются на использование математического инструментария, при помощи
которого достигается интеграция математического анализа и субъективных
решений менеджеров. Формализация управленческих функций, объединение труда
человека и ЭВМ обусловили пересмотр структурных элементов организации (служб
учета, маркетинга и др.). Появились новые элементы внутрифирменного
планирования: имитационное моделирование решений, методы анализа в условиях
неопределенности, математическое обеспечение оценки многокритериальных
управленческих решений. В современных условиях математические методы
используют на всех направлениях управленческой науки.
Представители этого направления продолжают активное развитие своих
концептуальных принципов и понятийного аппарата, разрабатывают и применяют в
исследованиях разные управленческие модели. Активно развивают и используют
количественные методы для предоставления помощи менеджерам, которые принимают
решения в сложных и кризисных ситуациях, а также для освобождения их от
поточной рутинной управленческой работы.
Весомой является доработка американских ученых сторонников социальных систем,
к которым относятся Ч. Барнард, социолог Герберд Саймон (род. 1916),
экономист, социолог Игорь Ансофф (род. 1923) и др. Их объединяет идея,
согласно которой любая человеческая организация как открытая социальная
система склонна приспосабливаться к окружающей среде, а главные причины того,
что происходит в ней, необходимо искать за ее пределами. Организация как
система не является самодостаточной, поскольку зависит от энергии, информации
и материалов, которые поступают извне, и способна приспосабливаться к внешней
среде.
Таким образом, каждое предприятие является сложной системой, которая
преобразует входящие ресурсы в товары или услуги функционирует внутри большей
системы – внешнеполитической, экономической, социальной и технической сред,
постоянно вступая в сложные взаимоотношения. Каждое действие не происходит
изолировано, а каждое решение влияет на всю систему, которая жизнеспособна до
тех пор, пока ее участники получают удовлетворение, достаточное для
продолжения работы.
Исследование поведения организации во внешней среде стали основой разработки
теории стратегического менеджмента, возникновения и развития которой связывают
с именем И. Ансоффа. В ее основе лежат подходы к описанию действительности и
прогнозирования будущего, которые базируются на системе таких гипотез:2
1.       Гипотеза случайности: единого рецепта оптимального управления
компанией не существует.
2.       Гипотеза о зависимости от внешней среды: проблемы, которые ставит
перед компанией внешняя среда, определяют оптимальную модель поведения фирмы.
3.       Гипотеза о ответственности: для достижения успеха степень
агрессивности стратегии компании должен соответствовать уровню турбулентности
(лат. turbulentus - неспокойный) среды.
4.       Гипотеза о стратегии, способности и бездействие: деятельность
компании оптимальна, когда ее стратегическое поведение соответствует уровню
турбулентности среды, а деловые способности – стратегическому поведению.
_________________________________
     1Анософф И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ. Под ред. Ю.Н.
Каптуровского. – СПб: Питер, 1999. – С. 411 – 414.
5.       Гипотеза о многоэлементности: успех компании является результатом
взаимодействия и взаимодополняемости ключевых элементов.
6.       Гипотеза о сбалансированности: для каждого уровня турбулентности
среды можно подобрать комбинацию (вектор) элементов, которая оптимизирует
успех фирмы.
Стратегический менеджмент развился из стратегического планирования, которое в
60-е – в начале 80-х годов ХХ в. стало основным постулатом системы
менеджмента ведущих фирм в странах рыночной экономики. Такой подход к
стратегии отображал доминирующую на то время концепцию предсказуемости
окружающего мира, экстраполяции тенденций прошлого, а с середины ХХ в. резко
возрастала динамика внешних факторов деятельности хозяйствующих субъектов
экономики, вследствие чего экстраполированных темпов роста нередко не
достигали, поэтому возникла необходимость в предвидении ожидаемых изменений.
Основой перспективного менеджмента стал стратегический менеджмент.
Сложность внешней среды, насыщенность рынка товарами, высокие требования
потребителей к их качеству и ассортименту обуславливали необходимость поиска
новых, соответствующих высокому уровню экономического развития форм и методов
управления производством и реализацией товаров. Фирмы США и других,
экономически развитых стран начинали использовать систему организации и
управления производственно-сбытовой и торговой деятельностью, которая
получила название «маркетинг», или «рыночная концепция управления». Эта
концепция отображает принципиально новое видение проблематики управления,
ориентацию его на достижение рыночного успеха организации. Появилось понятие
«маркетинговый менеджмент», которое определяет концентрацию усилий
организации на завоевании и удерживании высокого положения на рынке.
В обосновании научной проблематики маркетингового управления особое место
занимают труды профессора международного маркетинга в высшей школе управления
Келлога при Северо-Западном университете США (Чеппл-Хилл), активного деятеля
Американской ассоциации маркетинга, института изучения маркетинга Ф. Котлера.
Особое значение получили написанные лично или в соавторстве книги «Вступление
к маркетингу», «Основы маркетинга» и др.
Ф Котлер трактует маркетинг как универсальную форму деятельности,
свойственную не только коммерческим, но и всем другим организациям,
рассматривая преимущественно его управленческие аспекты. Функции менеджмента
исследованы не только в общем, как необходимые элементы процесса менеджмента,
а и относительно конкретных аспектов маркетинговой деятельности – стратегии и
организации маркетинга, сбытовой политики, рекламы, стимулирование сбыта.
Активная (агрессивная) маркетинговая деятельность компаний, в основу которой
положены теоретические основы этих учений, вызывает в США протесты, поскольку
маркетинг, содействуя рационализации товарооборота, одновременно увеличивает
затраты оборота и, манипулируя общественным мнением, создает искусственные,
иррациональные потребности. Формой организованного протеста стало движение
консюмеристов (англ. сonsumer - потребитель), которые протестуют против
явлений, которые сопровождают агрессивный маркетинг: недобросовестной
рекламы, манипуляций результатами социологических опросов, «ползучего»
наращивания комплекса вспомогательных предметов для сопровождения основного и
т.д.
Среди современных американских исследователей проблематики менеджмента достойное
место занимает профессор управления торгово-промышленной деятельностью
Гарвардской школы бизнеса, один из авторов концепции конкурентной стратегии и
международной конкурентоспособности Майкл Портер. Он был консультантом по
разработке конкурентных стратегий таких известных компаний, как АТ&T,
DuPont, Procter & Gambel, Royal Dutch/Shell. Мировое признание получили его
труды по анализу конкуренции (пять сил конкуренции Портера), по определению
стоимости предприятия (цепочка стоимости предприятия Портера) и др.
На исследование организаций существенно повлияли труды Г. Минцберга,
написанные им в 70-80-е годы ХХ в. Они посвящены исследованию процессов
формирования структур организаций, функциональных ролей руководителей,
анализа типов развития стратегий деятельности организаций.
В конце ХХ в. в американской науке менеджмента интенсивно разрабатывали
теорию паблик рилейшнз. Она предусматривает приведение в соответствие с
общественными интересами тех аспектов общественного корпоративного поведения,
которые имеют социальное значение. Изменение взглядов на паблик рилейшнз
отображает развитие и становление этой функции как в организациях, так и в
обществе в целом. Происходит самоидентификация представителей служб паблик
рилейшнз в отдельную профессию, а содержания этой деятельности – в отдельную
функцию менеджмента.
В науку менеджмента значительный вклад сделали научно-исследовательские
группы, которые, действуя при больших американских корпорациях, в научных и
научно-исследовательских учреждениях, разрабатывают аналитично-
прогностические методики. Так в теории менеджмента известна матрица
Бостонской консультативной группы, которая дает возможность упрощенно
определять позиции предприятия на рынке. В Стенфордском исследовательском
институте обоснованы методы анализа GAP, которые являются попыткой найти
методы разработки стратегии и методики управления, которые дают возможность
обеспечить максимально высокий уровень желаемого положения. В корпорации
«Мак-Кинзи» разработана модель “7S” и усовершенствованна модель Бостонской
консультативной группы, в компании «Дженерал Електрик» - модель анализа
переменных, которые влияют на долгосрочную прибыльность (PIMS).
В европейской науке менеджмента наиболее известной является теория управления
по результатам, разработанная финскими учеными, которая в определенной мере
альтернативна одноименной американской системе. Основной идеей финской модели
является разъяснение каждому работнику содержания его работы в определенной
ситуации, создания условий для свободного развития умственных и физических
способностей с целью достижения общих согласованных результатов и повышения
качества жизни.
В европейской науке менеджмента распространена теория организационной
культуры, которую можно рассматривать как вариант стабилизированной теории
паблик рилейшнз. Квитесенцией ее является положение, согласно которому для
успешного решения культурных проблем в организации необходимы:
·        лидер, способный предвидеть будущее компании;
·        распространение необходимых представлений через разнообразные
средства массовой информации, чтобы укрепить их в сознании работников
организации;
·        установление высоких стандартов и обеспечение их исполнения;
·        распространение позитивных результатов, достигнутых группой, фирмой,
отдельными работниками, чтобы крепить их веру в способность достигать целей;
·        вознаграждение тем, кто делает заметный вклад в достижение
прогнозируемого будущего, и наказание тех, кто не делает этого.
В Швеции разработан метод Lots (лоцман). Философия Lots предусматривает, что
компания, государственное учреждение или другая организация должна
приспосабливать свои действия к требованиям покупателей. Метод Lots
охватывает детальное, последовательное обсуждение проблем бизнеса разной
сложности на разных уровнях – от корпоративной миссии компании до
индивидуального проекта внутри организации. Качество такого обсуждения
является условием успешного применения метода Lots.
Шведская консультативная фирма «Майсигма» разработала график прибыльности,
который дает возможность путем уменьшения объема капитала, сосредоточенного в
оборотных фондах, повысить рациональность его использования (в отличии от
традиционной теории управления, где акцент делается на уменьшение дебиторской
задолженности).
Активно проводят фундаментальные и прикладные научные исследования по
проблемам науки и практики менеджмента в Японии. Особенностью японской науки
менеджмента является обобщение эмпирических достижений в сфере управления
ведущих местных корпораций их же научно-исследовательскими подразделениями.
Результаты исследований предлагают широкой общественности в виде коллективных
трудов или описаний успешной управленческой деятельности представителей
управленческой элиты. Поскольку в деятельности этих корпораций значительную
роль играют социокультура, научные исследования в отрасли менеджмента
сконцентрированные на ее аспектах.
     Социокультура корпорации – система убеждений и ожиданий,
отображенная в ценностных установках, стиле управления и подходе к принятию
решений работников корпорации.
Теория управления на основе формирования социокультуры корпораций получила
название организационных «гибких» систем управления, построенных на
мозаике личных отношений, коллективного труда, совместного обучения,
социального происхождения и т.д. Основой концепции является понимание системы
управления, как содержащей «жесткую» и «гибкую» части. Сущность понятий
«жесткая» и «гибкая» подсистемы управления состоит в отделении каждой и
создания системы связей между ними как условия эффективного менеджмента.
«Жесткая» подсистема – это техника и технология производства. Ее элементы со
временем утрачивают свою стоимость (амортизируются), снижается их
продуктивность.
«Гибкую» подсистему управления образуют системы правил, инструкций и типовых
методов выполнения работ, которые являются основой формулирования и выполнения
заданий, а также поведения людей. Эта подсистема охватывает методы принятия
решений, порядок найма, ориентацию на строгий учет времени и самообучение,
проектирования структур. Ее сущность проявляется в системе личных отношений,
ценностных установок и социального взаимодействия в организации. Для описания
связей между «гибкими» и «жесткими» аспектами взаимоотношений системы
управления введен термин «социотехническая система». Японские исследователи
настаивают на особенностях японской системы ценностей и уникальности японской
культуры как основы функционирования «гибких» подсистем. Теоретические
исследования обосновали специфическую японскую систему управления (рис. 2).
1
     
     
Итак, в развитии мировой теории и практики менеджмента просматриваются три
важных тенденции:
1.     Определенной возвращение к прошлому, свидетельством чего является
признание особой роли материально-технической базы современного производства
товаров и услуг. Это обусловлено усилением влияния технического прогресса
(новых технологий) на достижение целей организации, ростом роли
продуктивности и качества продукции для победы в конкурентной борьбе.
____________________________________
     1 Макмиллан Ч. Японская промышленная система: Пер. с англ./Общ. ред.
и вступ. ст. О.С. Виханьского. – М.: Прогресс, 1988. – С.193.
2.     Усиление внимания к организационной культуре, к разнообразным формам
демократизации менеджмента, участие рядовых работников в доходах и
осуществлении управленческих функций.
3.     Усиление международного характера управления. В связи с
интернационализацией менеджмента перед управленческой теорией встает
множество новых проблем, важнейшие из которых касаются общих признаков и
отличий в местном, национальном и международном управлении; закономерностей,
форм, методов управления, которые являются универсальными и действуют в
конкретных условиях разных стран; особенностей национального стиля в
управлении.
             ІІ.      Менеджмент инновационной деятельности.             
Современным предприятиям, функционирующим в сложной социально-экономической
среде, следует постоянно создавать и внедрять разнообразные инновации для
обеспечения эффективной деятельности в рыночной экономике. Необходимость
инновационной деятельности обусловлена общей закономерностью развития и
прогресса индивидуального и общественного воспроизводства. Выход из
экономического кризиса любого предприятия невозможен без осуществления
инновационно-инвестиционной деятельности, направленной на обновление
производства на принципиально новой, конкурентной основе.
В научной литературе описано большое количество подходов к определению
инновации.
При функциональном подходе инновация рассматривается как процесс
сознательного осуществления изменений в технике, технологии и организации
труда. Атрибутивный подход сводится к управленческому подходу, когда
инновация рассматривается как одна из возможных реакций предприятия на
общественные потребности, или же к социальному подходу, когда она становится
элементом социально-экономического прогресса. Предметный подход акцентирует
внимание на совокупности изделий, процедур и методов, характеризующихся
соответствующими чертами. В данном случае инновация проявляется: в применении
новых видов инструментов или же новых принципов использования инструментов;
во внедрении нового технологического процесса или же материала; в
использовании нового места или территории ранее неизвестных; в совершении
нового действия.
     Менеджмент инноваций, или нововведений, - это управление
коммерциализацией новых научных знаний, товаров, услуг, технологических и
организационных идей. Поскольку опыт свидетельствует, что менеджеры имеют очень
разные представления о реальном содержании нововведения (инновации) и его
отличия от таких близких понятий, как изобретение, внедрение, обновление.
Нововведение связано с новым использованием, новой концепции или идеи.
Признание ее полезности конечным потребителем вызывает изменение социально-
экономической среды. Полезность, полезная функция – это отличие нововведения
от открытия и изобретения. Открытие и изобретение не имеют социальной или
экономической ценности, если они не становятся основой нововведения на рынке.
Новатор применяет нечто новое и впервые. Новинкой оно является не только для
него самого, а и для всех. Тот кто использует уже существующее нововведение,
являющееся новым для него, но не для других, новатором не является. Он
является имитатором – правильно использует то, что уже известно и доступно за
пределами его организации. Правда, для самой организации результаты во многих
аспектах подобны. И нововведение, созданное самой организацией, и адаптация
уже существующего нововведения нарушают статус-кво и отражаются на балансе
сил и влияний в организации.
Менеджеры склонны путать понятия нововведение и адаптация
нововведения. Для того, что бы избежать путаницы, целесообразно обозначить
диффузию или адаптацию того, что новое для организации, но не для внешнего
мира. Когда говорится о нововведении, то внимание сосредотачивается не на нем
самом, а подчеркивается новизна явления для организации, а это, собственно, и
есть главным для менеджера. Различия между нововведением и обновлением
фундаментальны. Нововведение – это своего рода игра в преимущество, доступная
лишь не многим. Они первые, другим придется лишь наследовать их пример.
Нововведение не обязательно для всех фирм, но обновление обязательно. Когда
конкуренты добиваются снижения затрат, используя новые технологии, тогда нет
другого пути, кроме наследования их примера. И лишь в том случае, когда данная
фирма претендует на лидерство в создании новых технологии, ей необходимо
заниматься нововведениями. Таким образом, необходимость нововведений зависит от
позиции фирмы относительно существующей технологии.
Создатель новой технологии выделяется благодаря нововведению, руководствуясь
при этом такими категориями, как жизненный цикл изделия и экономическая
эффективность, а не продуктивность. Такая стратегия нацелена на то, что бы
превзойти конкурентов, создав новое изделие или новый вид услуги, нечто
такое, что будет признано уникальным в масштабе всей отрасли. А уникальность
может быть достигнута лишь в том случае, если фирма обладает собственными
уникальными знаниями и умениями, принадлежащими данной отрасли (сфере).
Пользователь новой технологии имитирует нововведение путем обновления. Его
стратегия направлена на достижение лидерства в снижении производственных
затрат и требует энергичной борьбы за экономически выгодные масштабы
производства, за снижение себестоимости, жесткий контроль за накладными
расходами на исследования и разработки, сервис, сбытовую сеть и рекламу.
Техническое нововведение – не единственный способ заработать деньги.
Нововведение важно только для тех организаций, которые продают лицензии. А
главная цель достичь преимущества, быть лучшим – доступна лишь не многим.
Итак, главная цель – это правильно использовать то, что уже известно и
доступно. В этом случае большую пользу могут принести консультанты.
В случае принятия инновационного решения менеджеры имеют дело с такой
ситуацией, когда нужно сделать выбор, а очевидных готовых альтернатив нет.
Поэтому в данном случае следует переключиться с рационального мышления на
творческое.
Процедура творческого поиска предусматривает определенную последовательность
действий в направлении к определенному результату, поддающемуся проверке. Она
совершенно не является бесконтрольным подходом, при котором ставка делается на
случайное прозрение. В управленческой деятельности термин 
творчество часто неправильно толкуется и используется. В общепринятом
понимании это понятие означает оригинальное открытие. На практике исследования
в абсолютно новых направлениях ведутся очень редко. Большинство инноваций – это
обычное расширение разнообразия уже известного. Основная часть творческих
усилий менеджеров направлена на усовершенствование существующих продуктов,
процессов и методов.
Менеджеры чаще всего оказываются в ситуации, когда они должны вырабатывать
новые, более эффективные пути решения проблем или достижения результатов. А
это лучше делать при помощи инновационного процесса, чем неконтролируемого
творческого полета. Вот некоторые общие принципы организации инновационной
деятельности:
     Первый принцип. Создать инновационный климат в работе, который бы
допускал отклонение от общепринятого, «необоснованные» идеи и другие формы
работы в коллективе. Если не ввести правила, поощряющие свободу действий
(естественно, в известных пределах), то инновационная деятельность не будет
развиваться. Из всех принципов организации инновационной деятельности этот
самый важный;
     Второй принцип. Начинать с простых и доступных альтернатив. В большинстве
проблемных ситуаций нет необходимости переделывать мир. В лучшем случае
необходимо провести скромные усовершенствования или исправления. Поэтому,
прежде всего, следует рассмотреть уже известные решения, которые использовались
ранее или которые используются в других подразделениях и сейчас;
     Третий принцип. Не начинайте сразу с поиска идеального решения. Поскольку
большинство приемлемых решений, как правило, возникают во время выбора лучшего
решения из нескольких, конкурирующих между собой, было бы нереалистично
ожидать, что какая то альтернатива окажется идеальной с первой попытки. Вместе
с тем не стоит отбрасывать сразу те альтернативы, которые по вашему мнению, не
является идеальным. Такое отбрасывание произойдет позже при помощи более
систематического анализа при сравнении альтернатив;
     Четвертый принцип. Привлекайте людей, охотно принимайте помощь в
выработке широкого круга альтернатив. Хотя группа работников – не всегда самый
эффективный способ для решения проблем, она может оказаться очень эффективной
формой выработки наиболее широкого спектра варианта решения. Использование идей
других или реагирование на них поможет выработать более новаторские и более
практичные решения, чем это может сделать отдельный человек. Групповое
обсуждение компенсирует свойственную отдельному человеку склонность
придерживаться однажды выбранной версии. Это дает возможность посмотреть на
ситуацию со стороны и повысить объективность процесса выработки альтернатив.
Сами по себе инновации не гарантируют коммерческого успеха. Менеджер должен
тонко ощущать баланс между стабильностью, гарантирующей доведение процесса
управления до совершенства, например между традиционной технологией, и
усилиями по внедрению новой технологии. Естественно, возникает вопрос: чем
руководствоваться менеджеру при утверждении решения о судьбе новой технологии
на его предприятии? Для такой ситуации существует несколько правил.
     Правило первое. При выборе новой технологии менеджеры исходят из ее
привлекательности и возможностей, которые она обещает. На самом деле нужно
исходить из того, насколько она будет отвечать требованиям потребителей.
     Правило второе. При выборе новой технологии необходимо исходить не только
из анализа теоретической рациональности и целесообразности ее внедрения, а и
учитывать сильное влияние существующей практики и прошлый опыт (то, что ранее
было неперспективным, сегодня может быть эффективным).
     Правило третье. Все усовершенствования и нововведения в конце-концов
будут восприняты, введены и переняты. Необходимо осознавать, что большинство из
них не увенчаются успехом. Если открытие или изобретение допускает разрешение
прогнозируемой проблемы, оно будет внедряться крайне медленно, даже при
условии, что это новое слово в науке. Поэтому менеджерам стоит помнить, что
открытие – это полдела. Необходимо предприятие, которое возьмет на себя риск
стать лидером в его введении. На это способно не каждое предприятие.
     Правило четвертое. Технологические усовершенствования не имеют
самостоятельной ценности. Только потребитель определяет их настоящую ценность.
     Правило пятое. Не всегда выигрывают принципиально новые технологии. На
самом деле новое – не всегда лучше. Эволюционный путь, в отличие от
революционного, всегда менее рискованный, быстрее дает практический эффект и не
требует настолько резкого увеличения затрат. Менеджер должен иметь трезвый
подход.
     Правило шестое. На практике решающим фактором часто являются не новые
технологии, а инфраструктура, необходимая для их внедрения. Изобретение нового
материала с уникальными свойствами еще ничего не означает, если для его
производства не хватает сырья, квалификации инженеров и производственных
мощностей.
В современном взаимозависимом мире внедрение нововведения должно быть
соотнесено со всеми другими элементами производственной системы. Эффект от
этих нововведений зависит от готовности и способности всей системы воспринять
их.
К причинам или побуждающим мотивам, которые вынуждают организации внедрять
нововведения, прежде всего, относятся такие: 1) поиск решения проблем,
возникающих в деятельности организаций; 2) наследование других организаций
(кто-то внедряет эту технологию, и мы не отстанем); 3) желание улучшить свое
мастерство в конкретной деятельности; 4) интуитивные представления, что
нововведение может улучшить деятельность организации; 5) поддержка или
повышение престижа; 6) реализация знаний о новых технологиях и другие
нововведения работников, которые приходят в организацию из высших учебных
заведений, после повышения квалификации или из других организаций; 7)
обеспечение нужд людей, которые обретают удовлетворение в инновационной
деятельности, как дети в игре; 8) советы консультантов в период реорганизации
на предприятии; 9) нужды потребителей; 10) конкурентная борьба на рынке,
желание получить прибыль в конкурентной борьбе.
Принимая во внимание степень новизны и предмет инновации, ученые разделяют их на
три группы: новинка мирового масштаба – изобретение не имеющее аналога,
это первое в мире внедрение изменения; новинка в масштабах страны – 
инновация имеет воспроизводственно-адаптационный характер: не имеет аналога в
стране, но существует за границей; новинка в масштабе одного предприятия – 
инновации, имеющие аналоги на других предприятиях в данной стране, а также
инновации, пригодные к применению только на одном предприятии.
Организационные инновации на предприятии являются организационным
усовершенствованием его функционирования как целого, а также организационным
усовершенствованием отдельных его подразделений с целью получения
соответствующих экономических результатов. Организационные инновации могут
проявляться в двух основных формах: организационные инновации, не связанные с
техническими инновациями, целью которых является улучшение деятельности и
использования, имеющихся трудовых и финансово-материальных ресурсов;
организационные инновации, вызванные техническими инновациями, с которыми они
активно взаимодействуют и содействуют росту экономической эффективности.
              III.    Классификация направлений менеджмента.              
Всемирная история возникновения и становления науки менеджмента
классифицируется видными мировыми исследователями по различным научным и
практическим направлениям деятельности по управлению организацией.
Эти достижения группируются по десяти направлениям, при этом некоторые из них
в настоящее время изучаются как отдельные дисциплины:
·        финансы и бухгалтерский учет;
·        бизнес-экономикс;
·        сравнительный менеджмент;
·        трудовые отношения и методы управления человеческими отношениями;
·        производственный менеджмент;
·        маркетинг;
·        исследование операций / систем и управленческие информационные
системы (УИС);
·        организационное поведение;
·        стратегия;
·        общий менеджмент.
По некоторым данным, самый первый известный вклад в развитие такой
самостоятельной в настоящее время области управленческого мышления, как 
финансы и бухгалтерский учет, сделал Лука Пачоли, живший во Флоренции в
эпоху Ренессанса в XV в.
В эпоху бурного развития производства (ХХ в.) потребовалось создание более
сложных методов ведения отчетности. Так, уже с этого времени бухучет
развивался в качестве самостоятельной университетской дисциплины в Германии,
Франции, США, несколько позже – в России. Важнейший вклад в развитие этой
дисциплины внесли такие ученые, как Г. Бенсон, Т. Лимпберг, У. Пэйтон, Э.
Шмаленбах и др.
     Бизнес-экономикс рассматривает поведение организаций, рынков, отраслей,
т.е. в более широком смысле подразумевает «описание и прогнозирование
взаимосвязанного поведения на макроэкономическом уровне».
Пожалуй, первым и наиболее известным ученым, определившим наши представления
о возможности подобных связей, был Адам Смит (XVII в.). Это направление
управленческой мысли выразилось в развитии бизнес-экономикс, микроэкономики,
макроэкономики и теории фирмы. Среди виднейших ученых-исследователей этого
направления менеджмента наиболее известными являются А. Маршалл, Г. Саймон,
Дж. М. Кейнс, М. Фридман, Дж. К. Гэлбрейт, Й. Шумпетр, П. Сэмюэлсон и др.
     Сравнительный менеджмент ориентирован на исследование менеджмента с
учетом культурных особенностей различных стран, и его исследования частично
совпадают с международным менеджментом. В этой области наиболее известны работы
М. Портера, Ф. Лютенса и др.
Исследования в области трудовых отношений и методов управления человеческими
отношениями проводятся по разным аспектам. В течение многих лет важными
составляющими менеджмента как науки являются: 1) трудовые отношения; 2)
управление персоналом и 3) методы управления человеческими ресурсами (УЧР).
Интересно, что до начала Второй мировой войны многих специалистов-
первопроходцев в этой области – Ф. Тейлора, М.П. Фоллетт и Э. Мэйо – нередко
обвиняли в чрезмерном внимании к проблемам управления и исключительном
стремлении к достижению гармонии интересов администрации и работников. Однако
после войны (с 1945 г.) с тех же самых позиций критиковались и достижения
представителей школы человеческих отношений и приверженцы неочеловеческих
отношений – С. Перлман, Дж. Страус, А. Фландрес, Х. Клегг.
Большое влияние на развитие данного направления оказали такие специалисты по
организационному управлению, как А. Гулднер, Э. Мэйо, А. Маслоу, Ф. Герцберг,
К. Исикава и др.
     Производственный менеджмент был ориентирован на управление
производственными предприятиями и организациями.
Среди ученых, оказавших значительное (как теоретическое, так и практическое)
влияние на управление производством и совершенствование производственных
операций, были американцы: Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберт, Г. Форд, Т.
Уотсон – и японцы: К. Исискава, Т. Оно, К. Мацусита, С. Синго и представители
семейства Тойда. Японские ученые были создателями всемирно признанных методов
управления производством.
Не только в Японии, но и во всем экономически развитом мире широкое
распространение получило управление тотальным качеством – TQM (Total Quality
Management), так популярное в последнее время в нашей стране.
     Маркетинг в качестве самостоятельной дисциплины возник сравнительно
недавно – с 1860 г. Но еще А. Смит уделял большое внимание анализу рынков и
отмечал, что «обеспечение потребления единственной целью и задачей
производства».
Среди наиболее известных зарубежных авторов, создателей теории маркетинга
можно выделить Ф. Котлера.
     Исследование операций / систем и управленческие информационные системы (УИС) 
связывает друг с другом «поведение действующих систем, созданных из явлений
природы, людей и машин». Основополагающий вклад в развитие этой области науки
внесли П. Блекетт, П. Риветт, и другие ученые. Представление о системах,
которое может быть названо современным и учитывающим потребности социальных
наук и бизнеса, возникло в 1940-х гг.
Понятие системы, которое до этого момента формулировалось лишь с
использованием биологических терминов, получило дальнейшее развитие до
представления о неком целостном явлении любого типа, другими словами, до
уровня «системы в общем». От Л. Фон Берталанфии, Дж. Викерса и Н. Винерра и
до Р. Анкоффа и Дж. Форрестера и других такое мышление вне зависимости от
того, было ли оно «жестким» или «мягким», породило так называемое «системное
движение». Оно прошло путь от описания мира в повседневных языковых терминах
до разработки конкретных процессов моделирования.
     Организационное поведение – это в настоящее время самостоятельная научная
дисциплина (и одновременно «исследование на стыке наук»), в рамках которой было
сделано много важных открытий.
Многие пионеры-исследователи (от Ф. Тейлора и М. Вебера до М.П. Фоллет и Э.
Мэйо) и современные ученые (Дж. Чайлд, Дж. Фримен, П. Сенге и К. Вейк и др.)
внесли значительный вклад в развитие этого направления.
Организационное поведение включает в себя десять наиболее явных
самостоятельных направлений:
·        исследование бюрократии (от М. вебера к Т. Бернсу, М.
Крозье, Д. Пью и Астонской группе, делавшим акцент на анализе организационных
структур);
·        исследование процесса принятия решений (Дж. Марч, Р.
Стайерт, Г. Саймон); изучение поведение людей в группах, выявление роли
«неформальных» групп (Э. Жаке, Э Мэйо и К. Левин);
·        лидерство (М. Вебер, Ф. Филдер и Дж. Коттер);
·        мотивация (А. Маслоу, Ф. Герцберг);
·        власть (М. Крозье, Дж. Преффер и Дж. Салансик);
·        организационная экономика (К. Болдуинг и О. Уильямсон);
·        организационное обучение (К. Аржирис, Д. Шона и П. Сенге);
·        выбор стратегии и структуры управления (А. Чандлер);
·        проблемы организации и технологии, а также социотехнических
систем (Ф. Тейлор, Ф. Эмери и Э. Трист, Дж. Томпсон и Дж. Вудворд).
     Стратегия – развитие данного обособленного направления менеджмента
исторически восходит к достижениям военной науки, но уже достаточно давно
широко применяется для решения проблем бизнеса.
Длинный список людей, внесших вклад в разработку этой темы, простирается от
древнекитайского военачальнике Сунь-Цзы до нашего современника А. Чандлера,
который первым попытался выявить связь стратегии и структуры. Большие
достижения в области исследования конкуренции были сделаны М. портером.
     Общий (генеральный) менеджмент – именно здесь представлены все основные
направления, характеризующие менеджмент как самостоятельную науку, содержащую
множество отдельных интегрированных подтем. Среди них:
·        цели и функции управления организацией;
·        организация как объект управления;
·        методы управления организацией;
·        стратегическое управление;
·        процесс принятия решений;
·        роль человека в организации;
·        коммуникации и мотивации в управлении;
·        организационные структуры управления организацией;
·        измерение и оценка эффективности организации.
Наиболее известны работы таких видных ученых, как Ч. Барнард, П. Друкер, А.
Файоль, Ю. Фукудзава, Дж. Коттер, С.Н. Паркинсон, Т. Питерс и Л. Урвик и др.
                               Заключение.                               
Внедрение современного менеджмента в Украине требует структурной
реорганизации органов государственного управления экономикой,
усовершенствования методов и форм их влияния на производственно-хозяйственную
деятельность предприятий, содействия приливу в органы государственной власти
рыночно мыслящих людей.
Полиструктурная экономика обуславливает разнообразие систем управления
хозяйствующими субъектами – от командно-административного управления до
менеджмента, разнообразие моделей поведения их во внешней среде. Становление
рыночных отношений требует формирования новой системы управления –
менеджмента. Необходимость внедрения современного менеджмента уже осознали
представители многих отечественных корпораций, особенно те, которые постоянно
контактируют с зарубежными партнерами. На этом сегменте украинской экономики
сформировался рынок управленческих кадров, система их подбора на основе
деловых и моральных качеств, необходимых современному менеджеру. Об этом
свидетельствует то, что большинство представительств зарубежных фирм,
совместных предприятий возглавляют местные кадры.
                    Список использованной литературы:                    
1.                 Хміль Ф.І. Основи менеджменту: Підручник. – К.:
Академвидав, 2003. – 608с. (Альма-матер);
2.                 Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ:
ИНФРА-М, 2003. – 304 с. – (Серия «Профессиональное образование»);
3.                 Шегеда А.В. Менеджмент: Навч. Посіб. – К.: Т-во „Знання”,
КОО, 2002. – 583 с. – (Вища освіта ХХІ століття);
4.                 Стадник В.В., Йохна М.А. Менеджмент: Посібник. – К.:
Академвидав, 2003. – 464 с. (Альма-матер);
5.                 Менеджмент: теория и практика: Учебник/Под ред. А.Г.
Поршнева, М.Л. Разу, А.В. Тихомировой. – М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. – 528 с.;
6.                 Макмиллан Ч. Японская промышленная система: Пер. с
англ./Общ. ред. и вступ. ст. О.С. Виханьского. – М.: Прогресс, 1988. – С.193;
7.                 Анософф И. Новая корпоративная стратегия/Пер. с англ. Под
ред. Ю.Н. Каптуровского. – СПб: Питер, 1999. – С. 411 – 414.