Каталог :: Менеджмент

Шпора: Исследование ситем управления

     

40. Метод Метчета. – заключается в овладении приемами управления собственными мыслями. М-д Метчета –это есть приемы измерения режима мышления. Режим мышления- это сознательная организация мыслительного процесса, в зависимости от решаемой проблемы. Метчет выделил 5 режимов мышления:1.по основным элементам мысли (разрабатывать варианты подходов, суждений, стратегий, тактик, взаимодействий, формулирование понятий, препятствия) 2. мышление стратегическими схемами, режим отражает способность выбирать и строить стратегию. 3 . мышление в параллельных плоскостях, исследователь мыслит и следит за своими мыслями. 4.мышление с разных точек зрения. 5.мышление образами или ассоциативное мышление.

43. Понятие эффективности исследования. Основы ее формирования Эффективность исследования это нахождение такого вари­анта проведения исследования, который показывает кратчайший путь к успеху; это одна из характеристик исследования, которая показывает соотношение затрат усилий (или ресурсов) на его про­ведение и результата (или степени достижения цели). Эффективность исследования систем управления обусловлена спецификой социально-экономических систем, ядром которых является человек. Связи, благодаря которым существуют эти си­стемы, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, мотивах и установ­ках. Поэтому все изменения в деятельности предприятий связа­ны с человеком и обусловлены причинной связью и зависимос­тью. Задача исследования — раскрыть и изучить эти причины. Эффективность исследований управления может определять­ся в зависимости от факторов, обусловленных классификацией исследований: целевого назначения, области применения, результатов, источников финансирования, уровня постановки (заданная, инициативная), новизны поставленных задач, конструктивности.

46.Факты и информация. Функции фактов в исследовании. Состав фактов. Факт- это случившееся, происшедшее явление, произошло на самом деле и его невозможно отрицать, но исследование не может обойтись без фактов. Информация-это не только факты, она также включает гипотезы, концепции, субъективные позиции, идеологию. Факт- всегда подтверждается. Факты являются основой доказательства, помогают определить содержание проблемы, являются предпосылкой к-л исследования. Факторы классифиц-тся по различным признакам: факторы изменений, связи, взаимодействия. соц-ные факты, психологические, эк-кие. Таким образом, можно констатировать, что окружающая нас действительность предстает перед нами в виде различных явлений. Они включают события, ситуации, проблемы. О каждом явлении в общем смысле мы получаем информацию, но часть информа­ции (большую или меньшую?) мы получаем в виде фактов, т.е. такой информации, достоверность и реальность которой не вы­зывает сомнения, которую можно проверить и подтвердить. Ре­альная действительность определяется не разрозненными факта­ми, а системой фактов, исключающей возможности осознанного или неосознанного манипулирования ими. Качество любого исследования зависит от фактов, их состава, структуры, достоверности, повторяемости, полноты, системнос­ти, конкретности, определенности, соответствия предмету иссле­дования.

41. Режим мышления- это сознательная организация мыслительного процесса, в зависимости от решаемой проблемы. Метчет выделил 5 режимов мышления:1.по основным элементам мысли (разрабатывать варианты подходов, суждений, стратегий, тактик, взаимодействий, формулирование понятий, препятствия) 2. мышление стратегическими схемами, режим отражает способность выбирать и строить стратегию. 3 . мышление в параллельных плоскостях, исследователь мыслит и следит за своими мыслями. 4.мышление с разных точек зрения. 5.мышление образами или ассоциативное мышление.

44. Принципы обеспечения эффективности исслед-я. принцип объек­тивности. это принцип соиз­мерения, сопоставления факторов с объективной реальностью, возвращение к объективному в конечном результате размышле­ний, анализа идей, мыслей и позиций. Принцип системности-, поиск и определение связей, целостностности, сопоставление свойств, нахождение границ внутренней и внешней среды.

Принцип последовательности- проведение исследования по оп­ределенной, заранее разработанной технологии.

Принцип целеустремленности: любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Принцип «обгонять, не догоняя», или «не изобретать велосипед»: любое исследование необходимо строить на достигнутом, не тра­тить время и усилия на повторные решения, идти вперед, опира­ясь на известное и проверенное. Принцип свободы мышления определяет необходимость снятия ограничений в полете мысли, фантазии, воображения, идей. Принцип управления мышлением: как и всякий процесс, мыш­ление должно быть управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно ни осуществлялось. Принцип качественной и количественной определенности иссле­дования: по возможности исследования надо проводить, исполь­зуя количественные измерители параметров, показатели, но при этом не терять качество изучаемых явлений. Принцип фактологического обеспечения исследования: исследо­вание необходимо строить на фактах и отбирать факты соответ­ствующим образом. В этом основа и объективности исследования, и его успешности, а в конечном итоге и эффективности. прин­цип трудоемкости: любое исследование должно быть рассчитано по трудоемкости его проведения. От этого зависят и его органи­зация, и рациональное использование всех ресурсов, а следова­тельно, и эффективность.

53. Креативное образование современного менеджера. Сегодня возникает понятие как «менеджер исследовательского типа, или «Креативный менеджер». Каждый менеджер в своей работе проявляет черты индивидуальности. Современное управление испытывает потребность в исследования. Эта потребность реализуется в различных проявлениях – орг-ции управления, методологии разработки управленческих решений, реструктуризации фирмы. Одним из последствий реализации той потребности является возникновение «креативных менеджеров». Их особенность- обостренное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, решение проблем, разработке управленческих решений. Можно выделить следующие черты креативного менеджера: проблемное видение мира, способность распознавать проблемы там, где кажется, их нет; умение формулировать проблему, когда она еще не зародилась; экспрезентативность – умение делать верные заключения при дефиците информации; психологическая проницательность, позволяющая распознавать сущность людей; аттрактивность - способность привлекать людей к совместной деятельность, не прибегая к средствам материального или административного принуждения. Принцип реализации креативного образования менеджера, кото­рое формируется в образовательных процессах, закрепляется и проявляется в практической деятельности и развивается в процес­сах исследования.

42.Эффективность ИСУ.

Эффективность-это определение или нахождение вариантов проведения исследования, который кратчайшим путем ведет к успеху,т.е. хар-ся целесообразность выполнения работ. Эффективность исследования систем управления обусловлена спецификой социально-экономических систем, ядром которых является человек. Связи, благодаря которым существуют эти си­стемы, характеризуют сложные и противоречивые отношения между людьми, основанные на их интересах, мотивах и установ­ках. Поэтому все изменения в деятельности предприятий связа­ны с человеком и обусловлены причинной связью и зависимос­тью. Задача исследования — раскрыть и изучить эти причины. На практике эф-сть измеряется соотношением затрат усилий, т.е. ресурсов и результатов (степень достижения цели). 2 группы факторов эф-сти:1.факторы исследовательского потенциала управления 2.принципы его(потенциала) использования. Иследовательский потенциал управления-хар-ся факторами методологич-й готовности, факторами наличия и структуры рес-в, факторами организ-ных возможностей. Факторы методологич. готовности-должна быть цель и миссия исследования, принятые исследовательской орг-цией. Должна быть концепция развития фирмы, опыт исследования. Важна информационная база исслед-я, особенно показатели динамики, д.б. методика моделиров-я и методика оценки результатов. Факторы методологич-й готовности действуют в наборе и системно. Факторы наличия и стр-ры рес-в:-учитываются рес-сы экон-кие, трудовые, материально-технические, информационные, отдельно учитываются фактологические рес-сы.Факторы орг-ных возможностей:- д.б. определенная орг-ная культура, учитывается тип орг-ции, важна инфрастр-ра орг-ции, т.е. внутренние условия ее развития, интеллектуальный потенциал управленца.

45. Фактологическое обеспечение исследования. Факт- это случившееся, происшедшее явление, произошло на самом деле и его невозможно отрицать, но исследование не может обойтись без фактов. Теоретическое и практическое значение фактологического материала определяется методологией исследования. Методология помогает устанавливать взаимосвязь фактов и направляет ход дальнейшего исследования. Она выступает в качестве основания отбора фактов по степени их значимости, важности анализа и упорядочения. В то же время и сами факты, их состав, достоверность, форма, тип оказывают влияние на формирование методологической схемы исследования. Поэтому фактологический материал содержит две стороны: теоретико-методологическую, обусловленную методологией, составляющей основу исследования, и эмпирическую. Фактологическое обеспечение исследования представляет со­бой работу с фактами. Можно сформулировать следующие прин­ципы и методы работы с фактами:

проверка на объективность. Любой факт необходимо оцени­вать с позиции его соответствия реальности и объективным явле­ниям действительности. Только объективные факты могут обес­печить успех исследования; • отношение к сущности. Факты должны быть существенными, что надо учитывать и при поиске, и при отборе фактов; • соответствие предмету исследования. В процессе проведения исследования может возникать много фактов, которые ценны сами по себе, но не всегда имеют прямое отношение к предмету иссле­дования; • принцип оценки источника факта. Нередки случаи, когда о реальности и объективности факта свидетельствует не сам факт, а источник его получения. Когда оценивается достоверность фак­та, необходимо оценивать и надежность источника его получения; • принцип рационального сопоставления, сочетания и соединения фактов. Иногда результаты исследования и возникают из такого соединения. Каждый факт в отдельности не обязательно способствует формулированию какого-либо вывода, но соединение фактов демон­стрирует тенденции, характерные черты и особенности явления; • принцип научной интерпретации факта, т.е. объяснение фак­та с позиций истинности, объективности.

51. Эффективное мышление исследователя. Мышление — активный процесс отражения действительности всезнании человека, опирающийся на знания, интуицию, привыч­ки и навыки и определяющий поведение человека в конкретной ситуации, — формируется, изменяется и развивается в процессе жизнедеятельности (накопления опыта, получения образования, осуществления профессиональной деятельности). Эффективность это всегда сопоставление или, если это воз­можно, соизмерение результата деятельности и затрат на ее осу­ществление. Результатом мышления могут быть успешное решение проблем, удов­летворенность сделанной работой, предельная ясность понимания того, что и как надо делать. Все это акты мыслительной деятель­ности. Когда менеджер разрабатывает стратегию фирмы, наибо­лее эффективным оказывается творческое, гибкое, конструктив­ное мышление; когда же он решает текущие проблемы, необхо­димо мышление прагматическое, конкретное, непосредственное.Затраты усилий на необходимые в этих случаях результаты определяются степенью развития тех или иных типов мышления менеджера, выбором методологии при решении проблем. Это оп­ределяет и затраты времени — самый важный ресурс управления, и затраты социально-психологических усилий, которые также ощутимы в деятельности менеджера.Но когда результатом интеллектуальной деятельности являются решение, концепция, стратегия, миссия, разрабатываемые груп­пой исследователей, затраты становятся более зримыми и значи­тельными. Они уже характеризуют как человеческие ресурсы, так и интеллектуальный потенциал, который определяется в значи­тельной мере формированием группы исследователей по крите­риям типологии мышления.

49. Виды оценки параметров управления. Оценки могут быть различными. Их выбор в каждом конкрет­ном случае определяется как характером исследуемых проблем, так и возможностями оценивания. Многие параметры управления невозможно измерить достаточно точно, а некоторые — даже выделить и каким-либо образом отграничить. По области и масштабам оценивания тех или иных ситуации можно выделить оценки общие и локальные. Методология иссле­дования проблем управления должна предусматривать различие этих видов.В зависимости от необходимости расчетов оценки могут быть простыми и сложными. В сложных оценках нередко наблюдаются нарушение валидности показателей, смещение акцентов актуаль­ности и важности, потеря информации. Необходимо избегать та­ких случаев при конструировании показателей. В зависимости от продолжительности проведения оценки раз­деляются на эпизодические и периодические. Первые вызываются конкретной ситуацией, возникновением и обострением новых проблем, вторые — систематическим исследованием управления, мониторингом качества. По критерию точности измерения параметров оценки разде­ляются на точные и приблизительные (предварительные, ориенти­ровочные, порядковые). Последние способствуют экономии ре­сурсов, но глубокий анализ и ответственные исследования долж­ны основываться на предельно строгих и точных оценках. По организации оценивания можно выделить оценки коллектив­ные и индивидуальные. Часто используется их сравнительный ана­лиз. При этом необходимо учитывать параметры и коллектива, и личности (опыт, образование, квалификация, мотивы, социаль­ность и пр.).В зависимости от методики проведения оценки разделяются на тестовые и экспертные. Тестовая оценка может быть очень эффективной, но зависит от качества тестов, а успех экспертной оценки в значительной мере определяется принципами формирования экспертных групп и организации их работы.В зависимости от получения информации и методики ее обра­ботки можно выделить статистическую и нестатистическую оценки.Искусство исследования помимо всего прочего проявляется и в выборе вида оценок в конкретных обстоятельствах

22. системный подход. Системный подход — это такое направление методе логики научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной кибернетической социально-эко­номической системы.

В наиболее общем виде под системой понимается со­вокупность взаимосвязанных элементов, образующих оп­ределенную целостность, некоторое единство.

Рассмотрим основные принципы системного подхода (системного анализа).

1. Целостность, позволяющая рассматривать одновре­менно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.

2. Иерархичность строения, т.е. наличие множества (по крайней мере двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня — эле­ментам высшего уровня. Реализация этого принципа хо­рошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управ­ляемой. Одна подчиняется другой.

3. Структуризация, позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкрет­ной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами ее отдельных элементов, сколько свойства­ми самой структуры.

4. Множественность, позволяющая использовать мно­жество кибернетических, экономических и математиче­ских моделей для описания отдельных элементов и сис­темы в целом.

Как отмечалось выше, при системном подходе важ­ное значение приобретает изучение характеристик орга­низации как системы, т.е. характеристик “входа”, “про­цесса” и характеристик “выхода”.

При системном подходе на основе маркетинговых исследований сначала исследуются параметры “выхода”, т.е. товары или услуги, а именно что производить, с ка­кими показателями качества, с какими затратами, для кого, в какие сроки продавать и по какой цене. Ответы на эти вопросы должны быть четкими и своевременны­ми. На “выходе” в итоге должна быть конкурентоспо­собная продукция либо услуги.

Затем определяют параметры входа, т.е. исследуется потребность в ресурсах (материальных финансовых, тру­довых и информационных), которая определяется после детального изучения организационно-технического уров­ня рассматриваемой системы (уровня техники, техноло­гии, особенности организации производства, труда и уп­равления) и параметров внешней среды (экономической, геополитической, социальной, экологической и др.). И наконец, не менее важное значение приобретает иссле­дование параметров процесса, преобразующего ресурсы в готовую продукцию. На этом этапе, в зависимости от объ­екта исследования, рассматривается производственная технология, либо технология управления, а также факто­ры и пути ее совершенствования.

Таким образом, системный подход позволяет нам ком­плексно оценить любую производственно-хозяйственную деятельность и деятельность системы управления на уров­не конкретных характеристик. Это поможет анализировать любую ситуацию в пределах отдельно взятой системы, вы­явить характер проблем входа, процесса и выхода. Приме­нение системного подхода позволяет наилучшим образом организовать процесс принятия решений на всех уровнях в системе управления.

52. Типология мышления. По критерию динамики мышления можно выделить следующие его типы: догматическое, приверженное какой-либо идее без оцен­ки ее актуальности и значимости; стереотипное, характерное для людей, склонных мыслить принятыми шаблонами; гибкое, т.е. способное меняться в соответствии с развитием науки, практичес­кими потребностями эффективной деятельности. В зависимостиот степени индивидуальности можно выделить: мышление индивидуализированное, в котором наиболее ярко про­являются индивидуальность, неординарность личности, что час­то играет положительную роль в исследовательской деятельнос­ти. По факторам методологии можно выделить мышление аспектное, системное, концептуальное.Аспектный тип мышления характеризуется поиском какого-нибудь главного аспекта проблемы, который оказывает наиболее, сильное влияние на все остальные стороны деятельности иссле­дуемой проблемы. Но этот тип мышления имеет и определенные недостатки, главными из которых являются одностороннее восприятие проблемы, отсутствие учета взаимосвязи различных аспектов. Наиболее эффективным типом мышления является мышление системное. Системное мышление оценивает и анализирует все явления целиком, учитывает самые различные связи между его компонен­тами, свойствами, находит главный, системообразующий фактор, обнаруживает невидимые аспекты проблемы, прогнозирует пове­дение элементов.Концептуальный тип мышления — это некоторая модификация системного типа, его «усилитель» и «стабилизатор».Типы мышления можно разделить и по приоритетным областям знаний, на которых построена мысли­тельная деятельность: мышление гуманитарное, математическое и технократическое. По механизму мышления можно выделить ассоциативное, не­посредственное и интуитивное мышление. Существуют и другие типы мышления. Типология мышления имеет большое значение в практике организации и проведения исследовательской деятельности, по­зволяя сформировать исследовательские группы по критериям типологических характеристик и их гармонического взаимодей­ствия в исследовательской деятельности. Типологические харак­теристики могут подсказать менеджеру более целеустремленно и Направленно развивать свои способности в области мышления.

5. менеджер исследовательского типа. Любое исследование представляет собой процесс, в котором помимо выбранных методов исследования, объекта исследования и др. не менее важную роль играют состав и компетентность рабочей исследовательской группы.

Одним из основных требований, которым должна соответствовать исследовательская группа, является компетентность членов, ее составляющих. Так в нее должны входить специалисты по непосредственно исследуемой проблеме, специалисты общего профиля - экономисты, главный бухгалтер, главный технолог и так далее. Кроме того исследовательская группа должна привлекать для работы большое количество специалистов со стороны, особенно тех, кто занимается конкретно исследовательскими проблемами, статистов и социологов. Следующее требование - исследовательская группа должна обладать достаточной мобильностью, чтобы в процессе исследования менять в соответствии с изменяющейся обстановкой и условиями работы свои принципы деятельности. Кроме того, исследовательская группа должна включать в себя специалистов, которые могут осуществить работу от начала до конца, т.е. осуществить исследовательский процесс от формулирования проблемы и постановки целей, до формулирования конечных выводов, включая составление программы, ее исполнение, сбор и анализ информации.

50. Консультирование и использование показателей. Система показателей. Показатель это оцененная соответствующим образом харак­теристика явления (предмета, ситуации, проблемы, процесса и пр.). Показатели выполняют три функции в управлении:1. показатель является формой представления информации. Именно в показателях информация используется в сжатом виде, агрегируется, в силу чего повышаются эффективность ее исполь­зования, скорость обработки (конечно, только в том случае, если конструкция показателя не искажает информации, что очень ча­сто приходится наблюдать в практике управления);2. показатель является средством анализа целей, ситуаций, про­блем, решений. Оперирование показателями вносит обоснован­ность в аналитическую работу, характеризует четкую логику, фор­мирует эффективные технологии управления; 3. показатели всегда связаны с интересами человека, существу­ют в поле его интересов, ибо отражают его деятельность, которой не может быть без приложения и реализации интересов. Поэтому показатель может выступать (и выступает) в качестве средства сти­мулирования и мотивации эффективности деятельности. На по­казателях строится система мотивации. И чем точнее показатели отражают интересы, тем эффективнее система стимулирования и мотивации. Именно эти функции показателя в управлении и определяют требования, которые к ним предъявляются:• требование валидности, т.е. соответствие показателя конкрет­ным целям его использования. • требование размерности, Недопустимо механическое соединение в одном показателе факторов различной размерности, например натуральных и экономических, социальных и технических; • требование измеряемости, возможности количественной оцен­ки. Показатели могут иметь словесную форму но могут иметь и количественное измерение, измерения могут быть приблизительными, поряд­ковыми, усредненными. • требование допустимой простоты. Чем проще показатель по конструкции, расчетам, условиям использования, структуре ин­формации, тем эффективней им оперировать.

47. Система фактов Важную роль в организации и проведении исследования игра­ет система фактов, связанных между собой объективными зако­номерностями поведения объекта. Только система фактов позволяет объяснить то или иное явление, найти решение проблемы, построить научную концепцию.Система фактов, связанных логикой исследовательского замыс­ла, гипотезы, цели, характеризует понятие «фактология исследо­вания. фактология — это способ соединения фактов в целостность, позволяющую что-либо открывать, доказы­вать, обосновывать, распознавать. Фактология исследования определяется методологией отбора и селекции фактов, организацией сбора фактов, уровнем познания (состоянием науки), опытом исследователя, его отношением к исследовательской работе. Фактологию можно представить в виде комплекса приемов, посредством которых осуществляются поиск, распознавание, отбор, добывание, получение фактов, а также их интерпретация (объяснение или толкование ), и, наконец, опери­рование фактами. Качество любого исследования зависит от фактов, их состава, структуры, достоверности, повторяемости, полноты, системнос­ти, конкретности, определенности, соответствия предмету иссле­дования.

48. Оценки в ИСУ. Принципы оценивания. Оценка это установление наличия и степени проявления той или иной характеристики системы управления. Средством оцен­ки является показатель. На оценках построены анализ, норматив­ное регулирование функционирования и развития, поиск и опре­деление тенденций, изучение особенностей и существенных черт того или иного явления. Без оценок невозможны разработка и принятие управленческих решений, в том числе и решений по со­вершенствованию управления. Чем более точную оценку может сделать менеджер или исследователь, тем больше вероятность ус­пешного, рационального решения.Оценки могут быть программно-тестовыми и экспертными. Первые очень широко используются в настоящее время, поскольку компьютерная техника открывает в этом отношении большие воз­можности. Но многие характеристики можно оценить только на основе работы группы экспертов. Очень эффективно сочетание этих двух видов оценок. Оценки разделяются также на коллективные и индивидуальные, точные и приблизительные, эпизодические и периодические, общие и локальные, простые и сложные (последние всегда построены на специальных расчетах, агрегировании информации, синтетичес­ких показателях).

Выбор вида оценки имеет большое значение в достижении ус­пеха исследования. Принципы: • принцип научности. Оценка всегда основана на методике ее проведения, а методики могут быть разными: можно оценивать на основе здравого смысла, богатого опыта, а можно — на основе на­уки и использования научных методов, математического модели­рования. • принцип целевого назначения (важное дополнение предыдущего принципа). Оценка может проводиться в целом, или быть ориен­тирована на некоторые предположительные результаты, или иметь ясную, конкретную цель. • принцип разнообразия, полноты и системности. Очень часто подлежат оценке только те характеристики, которые известны, доступны, понятны, измеряемы. • принцип количественной определенности оценки. Оценивать можно в параметрах констатации качества, описания особеннос­тей, но можно и в количественных показателях, которые дают точную информацию и позволяют эффективнее оперировать оцен­ками — сравнивать, синтезировать, улавливать изменения.

28. Методы экспертных оценок - это комплекс логических и математико-статистических методов и процедур, направленных на получение от специалистов информации, необходимой для принятия того или иного решения. Методы экспертных оценок позволяют выявить информацию, содержащуюся в скрытом виде у специалистов, представителей деловых кругов, продавцов, покупателей. Экспертные суждения, выраженные в количественной форме и по своему характеру интерпретируемые как оценочные называются экспертными оценками (коллективными или индивидуальными). Выявление индивидуальных экспертных суждений (экспертных оценок) называется экспертным опросом, а совокупность процедур, необходимых для получения коллективных экспертных суждений, включая и экспертный опрос - экспертизой. Обращение к экспертным методам при решении задач управления имеет место при:

1) анализе и прогнозировании национальных и мировых товарных рынков; 2) анализе эффективности работы изучаемой организации; 3) формировании однородных групп продукции, выборе базисного изделия (изделия-эталона, образца) и изделия-конкурента; 4) выборе из всего набора параметров анализируемого изделия или отдела главных свойств и ранжирование их по степени значимости для конечного результата; 5) выборе из всего набора параметров анализируемого изделия или отдела таких свойств, которые в большей степени влияют на динамику затрат; 7) определение ориентировочной стоимости научных разработок на стадии заявки на них со стороны заказчика. Организация экспертизы.

Для проведения экспертизы создается группа экспертов-организаторов (или рабочая группа) и группа непосредственных экспертов (или экспертная группа).

Рабочая группа формирует саму проблему, определяет цель и задачи экспертизы, разрабатывает процедуру экспертизы, формирует экспертную группу, проводит опрос экспертов, обрабатывает полученные оценки, анализирует их, делает выводы, дает рекомендации.

SWOT (Strength, Weakness, Oportunity, Threats) – анализ сильных и слабых сторон, возможностей и риска. SWOT – анализ производится с целью изучения среды бизнеса, правовых условий, сильных и слабых сторон своего предприятия и предприятий-конкурентов, а также комплексного взаимовлияния рассматриваемых факторов.