Каталог :: Менеджмент

Реферат: Синтетические учения об управлении

     Содержание
Введение
1.«Синтетические»  учения об управлении.
2. Теоретические положения Питера Дракера.
3. Ситуационные теории.
4. Теория «7-S»
Заключение
Список литературы
Введение
В данном реферате мы рассмотрим «синтетические» учения об управлении
Актуальность данной темы сегодня имеет большое значение, так как мы  увидим
из данной работы, потому что в развитии управления «синтетические» учения
занимают не последнее место.
Представление о роли менеджмента и месте управления организацией, о
содержании управленческой деятельности и методах ее осуществления
неоднократно претерпевал существенные изменения с тех пор, как управление
стало рассматриваться как особый вид деятельности, осуществляемый в
организации. Взгляды на управление развивались по мере того, как развивались
общественные отношения, изменялся бизнес, совершенствовалась технология
производства, появлялись новые средства связи и обработки информации.
Взгляды на управление принципиально зависели от того, в какой социально –
политической системе они создавались и разрабатывались. Развитие управленческой
мысли вращается вокруг трех явлений – задачи, человек, управленческая
деятельность. 
Позже, с углублением знаний об управлении и с изменением характера управления
все больше развитие стал получать синтетический подход, увязывающий эти и
другие явления бизнеса в единое и органичное целое.
Цель реферата как можно лучше раскрыть понятие «синтетические» учения,
рассмотреть теоретиков которые развивали данный вид учений и сделать выводы
по данной теме.
1. «Синтетические» учения об управлении
В отличие от подходов к управлению, ставящих во главу угла задачи или человека,
или администрирование (управленческую деятельность), для «синтетических»
подходов характерен взгляд на уп­равление как на многоплановое, комплексное и
изменяющееся явление, связанное множеством связей с внутренним и внешним
окружением организации. Основой для большинства этих учений в самом общем
смысле является так называемый системный подход к организации, который
рассматривает ее как многоплановое явление, связывающее в органичное единое
целое цели, ресурсы и процессы протекающие в организации и вне ее. Для
отдельных учений об управлении характерно наличие упора на какое-то ключевое с
точки зрения данного учения направление (цели, внешняя среда, структура и
т.п.). Однако их принципиальное отличие от «одномерных» учений состоит в том,
что все они исходят из многомерности организации и управления ею и из
необходимости учета в управленческой деятель­ности влияния и взаимодействия
множества факторов, находящихся как внутри, так и вне организации и оказывающих
прямое и косвен­ное воздействие на ее функционирование. Другой важной
особеннос­тью управленческих учений данного направления является то, что они
все в большей или меньшей мере исходят из наличия так назы­ваемого системного
эффекта, выражающегося в том, что целое всегда качественно отлично от простой
суммы составляющих его частей
2. Теоретические положения Питера Дракера.
Одним из самых выдающихся теоретиков современности в облас­ти управления,
несомненно, является Питер Дракер, автор многих книг по управлению,
консультант крупнейших фирм, профессор Нью-Йоркского университета на
протяжении более чем 20 лет, а с 1971 г.— профессор Высшей школы Кларемонт в
Калифорнии. Питер Ф. Дракер родился в 1909 г. в Австрии в семье крупного
госу­дарственного чиновника, получил образование в Германии и в 1937 г.
переехал на жительство в США. Центром идей Дракера об управле­нии является
учение, о менеджменте как о профессиональной деятель­ности и о менеджере как
о профессии. Дракер приписывал себе пер­венство в создании
систематизированного учения об управлении и соответственно учебной
дисциплины, что дало возможность начать изучение менеджмента в учебных
заведениях. Имя Дракера связыва­ется со спасением умиравшей автомобильной
компании «Форд», с внедрением на фирме «Дженерал Электрик» системы
децентрализо­ванного управления, с послевоенным подъемом японской экономи­ки
и рядом других крупных практических воплощений его идей об управлении.
Одним из самых известных теоретических положений, выдви­нутых Дракером,
является его концепция управления по целям (МВО). Это явилось
революционизирующим начинанием в управ­лении, так как в 50-х гг., когда он
выдвинул эту концепцию, в основном внимание менеджеров было сконцентрировано
на функ­циях и процессе. Идея Дракера о том, что управление должно
на­чинаться с выработки целей и потом переходить к формированию? функций,
системы взаимодействия и процесса, в корне перевернула логику управления.
Дракер очень критически относился к идеям школы человеческих отношений и к
идеям Мэйо в честности. Бихевиористские идеи он называл
«психологическим деспотизмом» и считал, что главная задача менеджмента –
делать людей производительными. Дракер считал, что менеджер должен заботиться
о достижении экономических целей организации и о клиентах, а не о создании
«радости для рабочих». Хотя при этом он считал, что отношение на работе
должны строиться на базе взаимного уважения.
Более того, в начале 50 – х  гг. он выдвинул идею самоуправляющегося
трудового коллектива. Суть идеи состояла в том, что на фирме создается
выбранный орган из рабочих и служащих, который призван решать вопросы,
касающиеся социальных аспектов жизни предприятия. Участвуя в такой
деятельности, рабочие, по мнению Дракера, должны обретать чувство
ответственности за деятельность предприятия. Дракер считал в последствии, что
это была его самая оригинальная, и важная идея относительно он рассматривал
как свое крупнейшее поражение.
Дракер выдвинул большое количество идей в области менеджмента. Несомненно,
стержневой идеей его учения является идея об исключительной роли и
исключительном значении профессиональных менеджеров. Управленческая элита, по
мнению Дракера, является основой бизнеса и должна играть ведущую роль в
развитии современного бизнеса и современного общества.
3. Ситуационные теории.
Среди «синтетических» учений об управлении заметное место занимают 
ситуационные теории. Суть данных теорий состоит в том, что результаты одних
и тех же управленческих действия в различных ситуациях могут очень сильно
отличаться друг от друга. Поэтому, осуществляя все необходимые действия, такие,
как планирование, или распорядительство или контроль, менеджеры должны исходить
из того, в какой ситуации они действуют.
Ситуационные теории управления дают рекомендации относительно того, как следует
управлять в конкретных ситуациях. При этом выделяется четыре обязательных шага,
которые должны быть осуществлены менеджером для того, чтобы добиться
эффективного управления в каждой конкретной ситуации. Во – первых,
управление должно уметь осуществлять анализ ситуации с точки зрения того, какие
требования к организации предъявляет ситуация и что характерно для ситуации. 
Во – вторых, должен быть выбран соответствующий подход к осуществлению
управления, которой бы в наибольшей степени и наилучшим образом соответствовал
требованиям, выдвигаемым к организации со стороны ситуации. В-третьих, 
управление должно создавать потенциал в организации и необходимую гибкость для
того, чтобы можно было перейти к новому управленчес­кому стилю,
соответствующему ситуации. В-четвертых, управление
должно произвести соответствующие изменения, позволяющие под­строиться к
ситуации.
Ситуационные теории, давая описание того, как подстраивать организацию к
конкретным требованиям, как производить измене­ния и перестановки наиболее
рационально и безболезненно, как со­здавать и развивать адаптационный
потенциал, отрицают наличие универсальных подходов к управлению, наличие
обобщенных, все­ охватывающих принципов построения и осуществления любого
уп­равления. С точки зрения этих теорий, управление — это в первую очередь 
искусство менеджеров понять ситуацию, вскрыть ее характе­ристики и выбрать
соответствующее управление, а уж потом следо­вать научным рекомендациям в
области управления/носящим обоб­щающий и универсальный характер.
4. Теория «7-S».
Одной из наиболее популярных в 80-е гг. системных концепций менеджмента
является теория «7-S», разработанная двумя парами исследователей, работавших
с консультационной фирмой «МакКин-зи». Первую пару составили Томас Питере и
Роберт Уотерман — авторы известной книги «В поисках эффективного управления»,
а вторую пару — Ричард Паскаль и Энтони Атос — авторы не менее известного
бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских
управляющих».
Исследования данных специалистов в области управления приве­ли их к выводу,
что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных
составляющих, изменение каждой из которых с необходимостью требует
соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название
всех этих составляющих начи­нается на «S», эта концепция получила название
«7-S».
Ключевыми составляющими являются следующие:
• стратегия — планы и направления действий, определяющие
распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осу­ществлению
определенных действий во времени для достиже­ния поставленных целей;
• структура—внутренняя композиция организации, отражаю­щая распадение
организации на подразделения, иерархическую
субординацию этих подразделений и распределение власти между ними.
• штамп — ключевые группы персонала, существующие в орга­низации
и охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;
• стиль -  способ, каким руководители управляют организацией;
сюда же относится организационная культура;
• квалификация — отличительные возможности ключевых людей в
организации.
     • разделенные ценности — смысл и содержание основных направ­лений
деятельности, которые организация доводит до своих членов.
В соответствии с данной концепцией, только те организации могут эффективно
функционировать и развиваться, в которых ме­неджеры могут содержать в
гармоничном состоянии систему, состо­ящую из данных семи составляющих.
Хотя ситуационный подход к управлению и провозгласил, что в результате
неопределенности, существующей в окружении организа­ции, множественности
возможных решений управленческих задач, порождаемой разнообразием ситуаций,
нет и не может быть единого универсального подхода к управлению вообще,
попытки найти общие характеристики любого управления никогда не
прекраща­лись. Идея единого для всех организаций, универсального управле­ния
в 50—60-е гг. как бы априорно предполагала, что в основе теоре­тической
модели такого управления должен лежать американский тип менеджмента,
считавшийся в то время не без оснований лучшим и образцовым. Однако практика
70-х гг. показала, что американский тип управления не только не является
универсальным, но и далек от того, чтобы считаться лучшим. Особенно наглядно
это проявилось при сравнении американского управления с японским.
Заключение.
Таким образом, мы может сделать выводы, что учения об управлении условно
можно разбить на две группы: «одномерные» и «синтетические». «Одномерные»
учения концентри­руют внимание на решений одной из проблем управления:
задачи, люди, организация управленческой деятельности. Наиболее извест­ными
«одномерными» концепциями являются «научное управле­ние», разработанное Ф.
Тейлором, бихевиористские учения, учения об организации, основоположниками
которых являются А. Файоль и М. Вебер.
Из данного реферата мы видим что «Синтетические» учения об управлении
рассматривают управле­ние организацией во всем его многообразии. К таким
учениям можно отнести теоретические разработки П. Дракера, концепцию
ситуаци­онного управления, концепцию «7-S».
В работе мы так же  рассмотрели  теоретические положения Питера Дракера,
которые помогли нам понять суть  «синтетических» учений в целом.
Список литературы.
1.     Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, - 3 –е изд. – М.:
Гардарики, 2001. – 528 с.
2.     Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер.с англ. –
М.: Дело, 1997. – 704 с.