Каталог :: Менеджмент

Реферат: Информационные технологии и научно-технический прогресс

ВОСТОЧНО – СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ
АКАДЕМИЯ  КУЛЬТУРЫ И ИССКУСТВ
РЕФЕРАТ
Тема: Информационные технологии и научно-технический прогресс.
                                                      Выполнили студенты 4 курса
                                                     Очного отделения 443 группы
                                                                  Бутырина С. В.
                                                                  Дондоков А. В.
                                                      Проверил _________________
Улан- Удэ
2000 год
                                   Содержание                                   
Введение.......................................................................3
Глава I. Информационные технологии......................... 5
1.1. Становление рынка информационных технологий        5
2.1. Предпосылки для ускоренного развития рынка информационных технологий......6
Глава II. Рынок средств информатики в России и Европе       11
2.1. Сравнение по категориям продукции информационных технологий..............11
Оборудование ИТ...............................................................11
Программное обеспечение и обслуживание................................... 11
2.2. Internet – как средство интерактивного бизнеса. 12
2.3. Сравнение рынков в различных странах................ 15
Чехия и Словакия..............................................................16
Венгрия.......................................................................17
Польша........................................................................18
Россия........................................................................19
Заключение....................................................................22
Литература....................................................................24
     

Введение

В рыночной экономике независимые, самостоятельные производители товаров и услуг, а также все те, кто обеспечивает непрерывность цикла "наука - техника - производство - сбыт - потребление" не смогут успешно действовать на рынке, не имея информации. Предпринимателю нужна информация о других производителях, о возможных потребителях, о поставщиках сырья, комплектующих и технологии, о ценах, о положении на товарных рынках и рынках капитала, о ситуации в деловой жизни, об общей экономической и политической конъюнктуре не только в собственной стране, но и во всем мире, о долгосрочных тенденциях развития экономики, перспективах развития науки и техники и возможных результатах, о правовых условиях хозяйствования и т. п. В связи с этим целесообразно проанализировать информационный рынок, значительная часть услуг которого относится к сфере деловой информации. В развитых странах значительная часть информационной деятельности в течение последних двух десятилетий вовлечена в рыночные отношения и выступает в качестве одного из важнейших элементов рыночной инфраструктуры по обслуживанию, реализации и развитию рыночных отношений, а также как самостоятельный специализированный сектор рынка, на котором предлагаются особые продукты и услуги. Современный информационный рынок включает три взаимодействующих области: - информацию; - электронные сделки; – электронные коммуникации. В области электронных сделок рынок информации выступает непосредственным элементом рыночной инфраструктуры, область электрон ной коммуникации находится на стыке с отраслью связи, а информация, относится к нематериальному производству. Рынок электронных сделок (операций, transactions) включает системы резервирования билетов и мест в гостиницах, заказа, продажи и обмена товаров и услуг, банковских и расчетных операций. На рынке электронных коммуникаций можно выделить различные системы современных средств связи и человеческого общения: сети передачи данных, электронную почту, телеконференции, электронные доски объявлений и бюллетени, сети и системы удаленного диалогового доступа к базам данных и т. п.

Глава I. Информационные технологии.

1.1. Становление рынка информационных технологий

1992—1993 гг. можно считать периодом активного становления информа­ционного рынка. Происходило вымывание фирм-однодневок, ориентирован­ных на легкие деньги, и закрепление «фирм-«тяжеловесов», для которых информационный бизнес стал основным видом деятельности. Фирмы, которые пришли на рынок «всерьез и надолго», определили свои приоритеты, основ­ные направления развития, источники информации и пути сбыта информаци­онных продуктов/услуг. Это были преимущественно деловые справочники и базы данных с информацией о производителях товаров и услуг. Одновременно, наряду с отечественными, на российском информацион­ном рынке появились зарубежные информационные компании — лидеры мирового информационного рынка: «Дан энд Брэдстрит», «Компасе» и др. Казалось, что они с легкостью вытеснят российские информационные фирмы с рынка. Во всяком случае опыт работы, профессионализм, методическая, программная, финансовая и техническая обеспеченность зарубежных инфор­мационных фирм были не то что на порядок, на несколько порядков выше российских информационных фирм — агентств. Когда в 1992 г. компания «Дан энд БрэдстриТ» решила открыть свое пред­ставительство в России, то ее первый десант ознакомился с несколькими информационными фирмами в России и продемонстрировал применяемые методы работы с клиентами. Пропасть между тем, что делало, например, АДИ «Бизнес- карта» и считало это информационным бизнесом, и тем, что было продемонстрировано, казалась непреодолимой, и оставалось только одно — быстрее найти другой бизнес. Зарубежные компании быстро сориентировались в российской действи­тельности и не стали претендовать на лидирующие позиции. Этому есть не­сколько причин. Во-первых, непрозрачность российского рынка. Компании не смогли официальным путем получать достоверные сведения об участниках рынка, а тем более о финансовой состоятельности российских предприятий, а следова­тельно, об их кредитоспособности, что является одним из основных парамет­ров характеристики предприятия для любого инвестора. Во-вторых, низкая платежеспособность российского рынка. Достаточно сказать, что стоимость справки об одном предприятии, которую могут предо­ставить зарубежные компании, составляет от нескольких десятков до несколь­ких сотен долларов. Такие деньги готовы были платить очень немногие учас­тники российского рынка — банки, нефтяные и газовые компании, крупные торговые фирмы. Но большой бизнес, а только такой бизнес интересует круп­ные зарубежные компании, на таком узком сегменте рынка не построишь.[1] 2.1. Предпосылки для ускоренного развития рынка информационных технологий. Рынки стран Восточной Европы и восточной части Центральной Европы продолжают представлять значительный интерес для ИТ-индустрии в мире, причем общие затраты этих стран на информационные технологии достигли в 1995 году 4,7 миллиарда экю. Продолжающиеся программы по модернизации широкого спектра инфраструктуры и базовых услуг, таких как банковое дело, страхование, производство, розничная продажа и государственное администрирование, в совокупности с запросами развивающегося частного сектора, будут способствовать интенсивному росту ИТ в данном регионе. Поскольку экономическое положение Восточной Европы и восточной части Центральной Европы стабилизируется, расширение рынка информационных технологий, главным образом, происходит за счет, так называемой, второй фазы развития, несколько лет назад практически несуществующей, охватывающей фирменное и изготовленное на заказ программное обеспечение, услуги и сетевую обработку. В то время как потребность в базовом компьютерном оборудовании остается велика, особенно на рынках России, Польши и Чехии, увеличение ежегодного дохода в регионе в настоящий момент вызвано продажей программного обеспечения, профессионального обслуживания и профилактических поддерживающих услуг. В табл. 1-3 приведены интегральные показатели затрат на компьютерное оборудование, программное обеспечение и сервисное обслуживание в странах Западной и Восточной Европы. Если сравнение затрат в абсолютных показателях вызывают досаду, но, по крайней мере, их ошеломляющее различие объяснимо разницей экономического положения стран, то относительное распределение затрат в различных сферах ИТ - рынка несет в себе много полезной информации и сопоставительный анализ пропорций рынка и тенденций их изменения может быть весьма полезным.[2] Таблица 1. Объем рынка ИТ в России, млн. экю.

1993

1994

1995

1996

1997

Аппаратные средства6281 1001 5181 7141 895
Программное обеспечение169223262308339
Обслуживание308339366408462
В целом11051662214524302696
Таблица 2. Объем рынка ИТ в странах Восточной Европы, млн. экю.

1993

1994

1995

1996

1997

Аппаратные средства19662671320435703930
Программное обеспечение384495556636696
Обслуживание72084793310361151
В целом30704013469352425776
Несмотря на то, что затраты в восточноевропейском регионе на информационные технологии за последние 5 лет существенно возросли, отношение объемов ИТ - продукции к валовому внутреннему продукту - ВВП (GDP - gross domestic product), также как и отношение количества так называемых "белых воротничков" к персональным компьютерам показывает, что затраты на компьютерное оборудование до сих пор здесь заметно ниже, чем в среднем на рынке стран Западной Европы. Иными словами, потенциал отложенного спроса на информационные технологии в восточноевропейской экономике все еще весьма высок. Таблица 3. Объем рынка ИТ в странах Западной Европы, млн. экю.

1993

1994

1995

1996

1997

Аппаратные средства54388 57324 62396 67123 71428
Программное обеспечение24835 26840 29239 31996 34894
Обслуживание46180 47837 50286 52886 55525
В целом125403 132001 141920 152005 161847
Мы приведем отношение объемов ИТ - продукции к внутреннему валовому продукту и насыщение персональными компьютерами сферы управления (в 1994 году) в странах Западной Европы и США (табл. 4). И хотя мы не располагаем аналогичными данными по странам Восточной Европы, но анализ приведенных данных говорит об их несопоставимости. Таблица 4. Сравнительные показатели.

Страна

ИТ/ВВП, %

Кол-во ПК на 100"белых воротничков"

Западная Европа2.0572
Страны EU2.0172
Швейцария2.70111
Швеция2.8075
США3.17104
Примечание: страны EU - Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания, Австрия, Бельгия, Люксембург, Дания, Греция, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия.

Глава II. Рынок средств информатики в России и Европе

2.1. Сравнение по категориям продукции информационных технологий

Оборудование ИТ

Рынки стран Восточной Европы остаются строго ориентированными на персональные компьютеры и относящиеся к ним технологии, причем в период 1994-1995 гг. значительная доля затрат приходилась на компьютерное оборудование. Существенное влияние на расширение рынка в этот период оказал сектор офисного оборудования нижнего звена (low end). Несмотря на то, что в нескольких странах (Венгрия, Польша) сократились продажи относительно недорогих систем и серверов, общая значимость данного рынка продолжает расти благодаря продаже более дорогого оборудования. Это развитие рынка стимулируется растущим числом проектов, предпринятых в регионе с целью установить базовую ИТ-инфраструктуру в области связи, финансовых услуг и общественной администрации.

Программное обеспечение и обслуживание

Программное обеспечение и обслуживание представляют сейчас один из наиболее быстро развивающихся секторов рынка информационных технологий в центрально- и восточноевропейских странах, поскольку регион вышел на более высокий уровень компьютеризации. Особенно интенсивный рост наблюдается в области программного обеспечения и прикладных систем для персональных компьютеров, предназначенных для управления и развития баз данных, а также возрастают запросы по ИТ- консалтингу, разработке программ и программного обеспечения по контрактам, обучению и сопровождению по ИТ, поддержке систем и сетей. Наибольший рост в секторе программного обеспечения и услуг связан с широкомасштабными проектами в области банковских и финансовых услуг, правительственной администрации и индустриального производства. Местным фирмам предоставилась возможность стать системными интеграторами, квалифицированными агентами по перепродаже, центрами технической поддержки, развития программного обеспечения и центрами обучения. Они оказывают необходимую помощь западным продавцам компьютерного оборудования, ведущим активную политику продаж на восточном рынке. [3]

2.2. Internet – как средство интерактивного бизнеса.

Последние годы ознаменовались бурным развитием систем телекоммуни­каций, одним из ключевых элементов которых стала глобальная компьютер­ная сеть Internet и ее главный сервис WWW (World Wide Web) или Всемир­ная Паутина. Internet представляет собой первую реализацию опосредован­ной компьютерами гипермедийной среды, которая обладает уникальными маркетинговыми характеристиками и выступает в качестве двух основополага­ющих элементов: во- первых, как новое средство коммуникации, представля­емое коммуникационной моделью «многие - многим» в основе которой лежит «pull» модель получения информации потребителями, гипермедийным спосо­бом представления информации и значительно отличающееся от традицион­ных средств массовой информации интерактивной природой, высокой гибко­стью и масштабируемостью, и, во-вторых, глобальный виртуальный элект­ронный рынок, не имеющий каких-либо территориальных или временных ограничений, позволяющий производить интерактивную покупку товаров и значительно изменяющий возможности фирм в продвижении товара и место дистрибъютивных фирм в этом процессе. Использование Internet в системе маркетинга предприятий благодаря его уникальным маркетинговым характеристикам может значительно повы­сить эффективность их деятельности. Ресурсы Internet могут быть использо­ваны в следующих направлениях маркетинговой деятельности. Реклама. Набор возможностей прямой рекламы товаров и услуг сред­ствами Internet включает в себя размещение информации о товаре на собственном Web-сервере, размещение рекламы на других серверах, рас­сылка электронных писем; участие в телеконференциях. Можно выделить три основных способа попадания посетителей на Web-сервер: сервер мо­жет быть обнаружен с помощью поисковых машин; на сервер можно по­пасть по гипертекстовым ссылкам; о сервере можно узнать из других ис­точников информации, в том числе традиционных (газеты, журналы, ра­дио и т.д.). Рекламная кампания, направленная на оповещение пользовате­лей Internet о Web-сервере может содержать следующие мероприятия: · регистрация сервера на поисковых машинах; · размещение бесплатных ссы­лок в Web-каталогах; · размещение ссылок в «желтых страницах»; · регистра­ция на тематических Web-серверах; · размещение ссылок на других серверах; · публикация на других серверах материалов, содержащих ссылки на сервер; · размещение платных рекламных объявлений на хорошо посещаемых сервеpax; · участие в телеконференциях; · использование списков рассылки; · ис­пользование имени сервера во всех видах рекламной продукции компании и использование традиционных видов рекламы.[4] Связи с общественностью. В WWW могут быть опубликованы пресс-релизы или представлена текущая информация для акционеров. WWW мо­жет быть эффективно использовано в кризисных условиях, когда фирма нуждается в срочной реакции на рыночную ситуацию, при этом преиму­ществом WWW является возможность обновления информации в реальном времени. Поддержка потребителей. Поддержка потребителей может быть существен­но расширена за счет дополнительной публичной информации (статистичес­кой и другой) на WWW и/или реализации механизма дополнительной обрат­ной связи. Продвижение торговой марки компании. Стимулирование сбыта. Проведение маркетинговых исследований. Основные методы и инстру­менты проведения маркетинговых исследований: использование поисковых машин, каталогов WWW, тематических серверов Internet; проведение о--росов; анкетирование посетителей собственного Web-сервера; исследов.. ние конференций; использование данных опросов, проводимых на других серверах. Наряду с перечисленными элементами маркетинга одной из главных осо­бенностей системы маркетинга в Internet является возможность интерактив­ной оплаты товаров, что позволяет организовывать интерактивные магазины непосредственно в Internet и является основой развития Internet, как глобального интерактивного электронного рынка.

2.3. Сравнение рынков в различных странах

В то время как существенный рост отмечен на всех рынках восточного региона Центральной Европы, между рынками разных стран имеются существенные различия в запросах на специфические информационные технологии. Несмотря на то, что рынки России и Польши имеют наибольший потенциал, активность продавцов по большей части ограничивается продажей персональных компьютеров, принтеров, офисного оборудования и сопутствующих технологий. Небольшие государства, такие как Венгрия и Чешская Республика, представляют собой более продвинутые рынки с точки зрения распространения там типов систем и необходимых услуг.

Чехия и Словакия

Чешская и Словацкая Республики приобрели статус наиболее экономически стабильных областей на востоке Центральной Европы. Предполагается, что в этих странах ВВП (GDP) будет расти, экспорт будет устойчив, а темпы инфляции низки. В настоящее время Чешская Республика осуществляет контроль за крупнейшим среди стран востока Центральной Европы рынком информационных технологий. Это государство продолжает предлагать на рынок наиболее динамичные системы и серверы, а также поддерживать быстро развивающиеся рынки персональных компьютеров и рабочих станций. Значительный годовой доход Республики был также результатом продаж дорогостоящего оборудования в секторы банкового дела и финансовых услуг. В Чешской Республике предпринимаются усилия по установлению определенных правил и процедур приобретения информационных технологий юридическими и физическими лицами, а также усилия по определению ИТ-стан- дартов для оборудования и систем измерения. Государственный сектор банковых и финансовых услуг находится в процессе развития ИТ-инфраструктур с целью увеличения оперативности и конкурентноспособности. Ряд местных компаний в секторе промышленности и энергетики также ищут пути расширения ИТ-возможностей с помощью как используемого, так и нового оборудования. В Словакии сегодняшний ИТ-бизнес усилиями поставщиков ориентирован на нужды инфраструктуры, развивающейся в трех направлениях: банково/финансовые услуги, государственно-административный сектор и крупные государственные компании. Недавно образовавшийся в стране частный сектор стал важным потребителем информационных технологий. В тоже время росту доходов на весьма ограниченном рынке информационных технологий в Словакии помешали уменьшившееся деловое доверие и правительственное решение о восстановлении 25 % налога на добавленную стоимость (VAT) как на компьютерное оборудование, так и на программное обеспечение.

Венгрия

В настоящее время Венгрия выходит на международный рынок после нескольких лет экономической и политической стагнации. Скорость исполнения правительственной программы по стабилизации успокаивающе действует в равной мере как на зарубежных инвесторов, так и на международный союз кредиторов. Крупномасштабные инфраструктурные проекты в области банково/финансовых услуг и правительственной администрации способствовали динамичному росту рынка информационных технологий. Однако, пошлины и девятипроцентная венгерская правительственная девальвация форинта в марте 1995 года вместе с введением ежемесячного сдерживающего барьера инфляции в 1,9 % вызвали скачок цен на персональные компьютеры и снижение спроса.[5] Программное обеспечение и услуги достигли максимального спроса на рынке. Профессиональным услугам, в особенности, отводилось широкое поле для применения. К ним примкнуло абсолютное большинство профессиональных услуг, предлагаемых на рынке частным сектором. Венгерское правительство придерживается принципов более активного наблюдения за ИТ-технологиями в общественном секторе. Им установлены условия по проведению общественных и, главным образом, правительственных закупок, а открытые системы и ЮНИКС стали центральной частью его стратегии всеобщей компьютеризации.

Польша

После нескольких лет экономического спада Польша предстает перед нами государством, успешно переходящим к парламентской демократии и рыночной экономике. Однако, в стране сохраняется обстановка политической нестабильности. Рынок Польши, в основном, ориентирован на персональные компьютеры, которые составляли почти две трети компьютерного оборудования, использованного в 1995 году. Несмотря на быстрый спад объемов продаж средних по стоимости систем, компьютерный бизнес продолжает демонстрировать значительный рост. После нескольких лет стагнации поставки на польский рынок систем и серверов увеличились в результате возросших требований в различных секторах, особенно в сфере банковских и финансовых услуг, правительственной администрации и производства. Последовательно в течение четырех лет польский рынок серверов и рабочих станций сохранял убедительные темпы роста, демонстрируя самое быстрое развитие в центрально- и восточноевропейских странах. Польское правительство стало крупным покупателем информационной технологии, включая компьютерное оборудование, программное обеспечение и профессиональное обслуживание. Оно также сыграло активную роль в сфере компьютеризации общественного сектора, учредив несколько организаций для проведения централизованной политики в области приобретения информационных технологий. Кроме того, денежная и финансовая политика Правительства Польши и меры регулирования существенно повлияли на развитие рынка информационных технологий страны.

Россия

На Российскую Федерацию приходится наибольшая доля компьютерного оборудования в абсолютном выражении, используемого в государствах восточного региона. Подобно рынкам других центрально- и восточноевропейских стран российский рынок стойко ориентирован на персональные компьютеры и связанные с ними технологии. Образование российского рынка быстро трансформировало местную индустрию персональных компьютеров из индустрии государственной монополии в рынок, хорошо снабжаемый импортными комплектующими компонентами с Дальнего Востока и ограниченно со стороны западных продавцов. Россия осуществляет контроль над значительной частью инсталлированной базы многопользовательских систем и рабочих станций, предлагая продавцам ИТ широкие возможности для проведения их модернизации и замены путем продажи нового товара более высокого уровня. Рынок программного обеспечения и услуг в России является в значительной степени ограниченным по причинам цен и местных условий. В то время, как ряд западных продавцов программного обеспечения вышел на российский рынок, их действия ограничены определенными рамками, вследствие существования обширного "черного" рынка пиратского программного обеспечения и значительного противодействия местных программистов. За короткий период времени наиболее важными стимуляторами развития рынка ИТ стали сферы финансовых услуг, правительственная администрация (статистика, налогообложение / пошлины, статьи доходов и операции центрального банка), базовая инфраструктура (энергетика и транспорт), системы общественной безопасности и производство. Частные фирмы становятся главными потребителями оборудования нижнего звена (low end), такого как персональные компьютеры, принтеры и офисное оборудование. Развивающаяся в России банковская индустрия в ближайшее время, очевидно, станет наиболее прибыльной сферой. Получая существенные доходы в твердой валюте, банки являются единственными организациями, которые требуют наиболее дорогих и сложных решений в области программных и аппаратных средств и оборудования. В тоже время, трудности в финансовой сфере и ряд других причин привели к свертыванию многих проектов, связанных с приобретением мощного оборудования. В этой связи интерес представляет такой показатель, как средняя стоимость оборудования (табл. 5). Если по оборудованию нижнего звена этот показатель довольно стабилен, то хорошо виден кризис в реализации крупных проектов с использованием больших и средних компьютеров. Таблица 5. Средняя стоимость поставляемого оборудования.[6]

Классы

1993

1994

1995

1996

1997

(млн. экю)

Большие ЭВМ1,601,611,861,300,24
Средние0,221,210,890,740,34
Малые0,0280,0270,0220,0230,023
Рабочие станции0,0160,0150,0160,0140,014

(тыс. экю)

PC-мобильные1,511,401,401,391,39
PC-настольные0,790,911,001,011,01
Копировальная техника1,761,751,751,761,75
Сетевое оборудование0,110,110,120,120,11

Заключение

Таким образом, как показал данный реферат необходимым условием для успешного функционирования любой сложной системы (в т.ч. экономической, технической, военной и т.п.) является нормальное функционирование следующих процессов: · целенаправленный сбор, первичная обработка и предоставление доступа к информации · каналы организации доступа пользователей к собранной информации Основная проблема сбора необходимой информации состоит в том, чтобы обеспечить: · полноту, адекватность, непротиворечивость и целостность информации · минимизацию технологического запаздывания между моментом зарождении информации и тем моментом, когда к информации может начаться доступ Обеспечить это можно только современными автоматизированными методиками, базирующимися на основе компьютерных технологий. Крайне важно, чтобы собранная информация была структурирована с учетом потребностей потенциальных пользователей и хранилась в машиночитаемой форме. позволяющей использовать современные технологии доступа и обработки. Из имеющихся на сегодня каналов предоставления информации наиболее интересными являются каналы передачи информации на машиночитаемых носителях ( магнитные ленты, дискеты, CD-Rom, Internet). Причиной этого является тот факт, что технологическое запаздывание информации при передачи ее на традиционных печатных носителях настолько велико, что к моменту поступления к потенциальному пользователю она уже не будет соответствовать реальной ситуации и будет малопригодна для принятия обоснованных управленческих решений.

Литература

1. Андреева И.А. Состояние и тенденции развития рынка информационных продуктов и услуг. // Информационные ресурсы России. – 1998. - № 1 (38) 2. Гюнтер Мюллер - Штевенс, С. Ашванден. Информационная технология и управление предприятием // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №1 3. Знаменский Ю.Н., Чугунова Г.Н. Рынок средств информатики в России и Европе // Автоматизация проектирования. – 1997. - №2 4. Михайлова Е.А. Проблемы и перспективы развития Internet и международного маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - №6. – с.76-89. 5. Пименов Ю.С. Использование Internet в системе маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - №1. – с.36-45. 6. Юферев О.В., Шкиндеров А. Базы данных для прямого маркетинга. // Маркетинг в России и за рубежом. – 1999. - №3. – с.38-43.
[1] Юферев О.В., Шкиндеров А. Базы данных для прямого маркетинга. // Маркетинг в России и зарубежом. – 1999. - №3. – с.38-43. [2] Знаменский Ю.Н., Чугунова Г.Н. Рынок средств информатики в России и Европе // Автоматизация проектирования. – 1997. - №2 [3] Знаменский Ю.Н., Чугунова Г.Н. Рынок средств информатики в России и Европе // Автоматизация проектирования. – 1997. - №2 [4] Пименов Ю.С. Использование Internet в системе маркетинга. // Маркетинг в России и зарубежом. – 1999. - №1. – с.36-45. [5] Знаменский Ю.Н., Чугунова Г.Н. Рынок средств информатики в России и Европе // Автоматизация проектирования. – 1997. - №2 [6] Знаменский Ю.Н., Чугунова Г.Н. Рынок средств информатики в России и Европе // Автоматизация проектирования. – 1997. - №2