Каталог :: Международные отношения

Курсовая: Экономика Китая

                               Оглавление:                               
     Введение. 3
     Глава 1. История развития китайской экономики. 4
     1.1. Геоэкономическое положение страны. 4
     1.2. Внутренняя политика китайского правительства. 4
     1.3. Внешняя политика. 14
     Глава 2. Факторы, обеспечившие экономическое чудо. 23
     Глава 3. Направления развития китайской экономики. 30
     3.1. Промышленность. 30
     3.2. Сельское хозяйство. 32
     3.3. Минеральные ресурсы. 32
     3.4. Транспорт и связь. 33
     Заключение. 35
     Библиографический список: 36
     
      

Введение.

Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десяти­летия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впе­чатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей ли­нии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи. Необходимые внутренние предпосылки для этого есть. Китай обладает большой территорией является крупнейшей страной по численности насе­ления; занимает важное геостратегическое положение и особенно в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Актуальность выбранной мной темы заключается в том, что Россия в настоящее время формирует свою экономическую политику. При этом очень важно учитывать опыт других стран. Целью работы является анализ так называемого китайского экономического чуда. Из цели работы следуют такие задачи как выявление сильных и слабых сторон экономической политики Китая, определение источников экономического роста, рассмотрение социально-экономического положения Китая.

Глава 1. История развития китайской экономики.

1.1. Геоэкономическое положение страны.

Китайская Народная Республика находится на третьем месте в мире по размерам территории (после России и Канады). Однако большую часть страны (2/3) занимают горы и полупус­тыни, так что для сельскохозяйственной обра­ботки пригодны лишь 1/10 часть земель. 90% населения сосредоточено на 1/6 части ее тер­ритории. Китай — крупнейшая в мире страна по численности населения. В 1992 г. населе­ние достигло 1,17 млрд. чел., при ежегодном его приросте в 15 млн.чел. Общие темпы прироста населения сократились почти на 40%, с 2,3% до 1,2% в период с 1973 по 1988 гг., од­нако в последние годы отмечается тенденция к их росту. Правительство Китая призывает к ограничению размера семьи тремя человеками и разработало систему стимулов для сокраще­ния числа детей в семьях до 1 или 2. При ситуации, когда в семье имеется лишь один ребенок, будет возможным достижение практически нулевых темпов роста населения к 2000 г.; плановые органы КНР оценивают численность населения в настоящее время в 1,3 млрд. чел [1]. Китай располагает значительными месторожде­ниями каменного угля, железной руды, нефти, цветных металлов и других важнейших видов минеральных ресурсов; имеет чрезвычайно емкий внутрен­ний рынок. Главное же заключается в том, что в стране обеспечена социально-политическая стабильность, а партийные и государственные руководители Китая проявляют политическую волю к проведению реформ.

1.2. Внутренняя политика китайского правительства.

Когда в 1949 г. была провозглашена Ки­тайская Народная Республика, в стране цари­ла разруха в результате десятилетиями длив­шихся военных действий и инфляции. В чис­ле неотложных задач, стоявших перед прави­тельством, были: консолидация власти, вос­становление общественного порядка и решение проблемы массовой безработицы и голода. К 1952 г. большинство этих задач было выполнено. В 1953 г. китайское руководство решило преобразовать экономику, используя в качестве модели систему центрального плани­рования в СССР. В первом пятилетнем плане были сокращены государственные инвестиции в сельское хозяйство, и основной упор сделан на быстрое создание тяжелой промышленно­сти, особенно оборонной. Большая часть обо­рудования импортировалась из Советского Союза и монтировалась с помощью советских специалистов. Начиная с 1957 г. страна развивалась до­вольно высокими темпами (5,7% годовых), однако политические беспорядки, просчеты в планировании и природные бедствия не по­зволили ей достичь более высокого уровня экономического развития. Осуществление политики "большого скачка" (1958—1960 гг.), включавшей коллективизацию сельского хо­зяйства, отмену стимулирования труда зара­ботной платой, сооружение примитивных ста­леплавильных домен и подавление частной инициативы, ввергло Китай в начале 60-х го­дов в депрессию. Ситуация осложнилась еще более с уходом из страны в августе I960 г. со­ветских специалистов и прекращением помо­щи вследствие ухудшения советско-китайских отношений. В ответ на это Пекин принял стратегию "опоры на собственные силы" и увеличил инвестиции в сельское хозяйство. За непродолжительным периодом экономиче­ского роста последовала "культурная револю­ция" (1966—1976 гг.), вновь разрушившая эко­номику страны, приведшая к идеологизации экономического планирования, свертыванию внешней торговли и практически закрывшая доступ к получению образования[2]. Радикальные экономические преобразования в Китае начались в конце 70-х годов с аграрного сектора экономики. Массовый перевод крестьянства на семейный подряд привел не только к существенному росту объемов про­изводимой в стране сельскохозяйственной продукции, но и дал заметный тол­чок (эффект мультипликатора) реформированию в промышленности и, строительстве, на транспорте и т.д. Итогом первых этапов преобразований стало создание более благопри­ятных условий для функционирования многообразных по формам собствен­ности типов хозяйств, для конкуренции и дифференциации доходов населе­ния, проведения политики «открытых дверей», формирования элементов рыночной инфраструктуры. Сфера директивного планирования в КНР была существенно сокращена, но вовсе не ликвидирована, как это произошло в России. Партийное руководство на предприятиях было упразднено. Одновременно государственные предприятия получили значительные права в области планирования производства, ценообразования, выбора по­требителей своей продукции и поставщиков материально-технических ре­сурсов, создания и использования собственных финансовых средств, рас­поряжения частью валютной выручки, материального стимулирования работ­ников, кооперации с другими предприятиями и организациями. Например, доля прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, существенно воз­росла. Расширение экономической самостоятельности предприятий сопровождается и ростом ответственности за результаты работы. В частности, пре­дусмотрены жесткий контроль и административно-финансовые санкции за нарушения договорных обязательств между самими предприятиями, пред­приятиями и вышестоящими организациями.) Мультипликатор - (в переводе с лат. - умножаю, увеличиваю) - коэффициент показы­вающий зависимость изменения дохода от изменения инвестиций. Эффект мульти­пликатора состоит в том, что инвестиции, осуществляемые правительством или фир­мами, благоприятно сказываются на динамике национального дохода, занятости и по­требления. Механизм действия мультипликатора следующий: отрасли, получившие пер­воначальный толчок, способствуют расширению производства в сырьевых отраслях и смежных производствах. Это, в свою очередь, приводит к росту занятости и повыше­нию спроса на потребительские товары, что вызывает расширение производства в от­раслях, производящих предметы потребления. Инвестиции, помещенные в индустрию, занимающуюся, например, строительством жилых домов и объектов социально-куль­турного назначения, дают толчок для расширения производства в лесной, деревообра­батывающей, стекольной промышленности, промышленности строительных материа­лов. Начинается увеличение выпуска металлоконструкций, сантехнического оборудо­вания и т.д. Люди, получив квартиры, как правило, стремятся обновить мебель, приоб­рести новую электробытовую технику и многое другое. Таким образом, под влияни­ем инвестиций возникает цепная реакция между отраслями. Существует точка зрения, что процветание Америки началось не с автомобиля, как принято думать, а именно с приобретения собственного дома. Политическая и экономическая стабилиза­ция Чили в конце 70-х - начале 80-х годов началась с реализации жилищной програм­мы. Политика «открытых дверей» - государственная политика, направленная на создание в стране благоприятных условий для привлечения иностранного капитала. Директивное народнохозяйственное планирование - способ управления экономикой с помощью планов экономического и социального развития. Утверждаемые высшими органами власти планы являются обязательными для всех исполнителей. В странах с развитой рыночной экономикой активно используется индикативное планирование. Это способ воздействия государства на производство при помощи самых различных экономических рычагов. Ими могут быть государственные инвестиции, государствен­ное потребление, финансовая, налоговая, амортизационная политика и т.д. Особенность индикативного планирования, главное его отличие от директивного состоит в том, что оно носит рекомендательный характер. В 1975 г. Премьер-министр Чжоу Эн Лай выдвинул новую экономическую программу, в результате осуществления которой к 2000 г. Китай должен был занять место в ряду веду­щих экономических держав мира. Эта Про­грамма Четырех Модернизаций была нацелена на быстрое ускорение темпов роста в сель­ском хозяйстве, промышленности, активиза­цию научно-технических исследований и ук­репление национальной обороноспособности. События 1976 г. — смерть Мао ЦзеДуна, арест Банды четырех и постепенное формирование нового правительства под руководством Дэн Сяопина и Хуа Гофена — привели к резкому уменьшению роли идеологии в китайской по­литике. Тем самым были подготовлены условия для более прагматического взгляда на политиче­ские и экономические проблемы страны [3]. Переход Китая к осуществлению Програм­мы Четырех Модернизаций был подтвержден в 1978 г. пятой Сессией Всекитайского собрания народных представителей и принятием десяти­летнего плана развития, в котором основной упор делался на крупномасштабный импорт комплектного оборудования для заводов и тех­нологии с Запада. К концу 1978 г. Китай подпи­сал с зарубежными партнерами торговые кон­тракты на общую сумму 7 млрд. долл. Начиная с 1978 г. основой экономической политики Китая стал тезис о неделимости благосостояния потребителей, экономической эффективности и политической стабильности. Акцент был сделан на повышение уровня личных доходов и потребления, на внедрение новых систем стимулирования, управления и повышения производительности. В августе 1980 г. была принята противоре­чивая программа реформ, нацеленная на уменьшение роли центральных органов управления в пользу смешанной экономики с планово-рыночными методами хозяйствова­ния. Эта программа нашла отражение в при­нятом тогда же шестом пятилетнем плане экономического развития Китая. В качестве ключевых элементов предлагались: осуществ­ление сельскохозяйственных реформ, включая долгосрочную аренду земли и разрешение фермерам производства товарных культур и участия в несельскохозяйственной деятельно­сти; право предприятий на самоуправление; развитие большей конкуренции на рынке; снижение налогового бремени предприятий, не находящихся в государственной собствен­ности, и, наконец, развитие прямых контак­тов между китайскими и зарубежными торго­выми компаниями. Структурные преобразования в экономике Китая последних лет явились непосредственным следствием проводимых с конца 70-х годов реформ. Важным фактором этих преобразований и одной из составляющих реформы явилось восстановление много­укладной экономики, основу которой представляют в настоящее время четыре вида собственности: государственная, коллектив­ная, частная и индивидуальная. Государственная собственность продолжает занимать лиди­рующее положение по таким показателям, как доля в валовой продукции промышленности, розничный товарооборот, числен­ность занятых. В государственном секторе сконцентрированы важ­нейшие средства производства ведущих отраслей (промышлен­ность, транспорт и связь, финансовые учреждения, госхозы в сельском хозяйстве). Вместе с тем их доля в валовой промышленной продукции страны за годы реформ сократилась с 78,9% в 1979 г. до 48,3% в 1986 г. Государственные предприятия (крупные и средние), которых насчитывается 14 тыс., почти в половине случаев убыточны, а 1/3 их фактически банкроты. Толь­ко за первое полугодие 1996 г. доходы госпредприятий упали на 85%, а потери убыточных выросли почти на 50%. Около поло­вины госпредприятий удерживаются на плаву лишь благодаря кредитам государственных банков: до 80% их оборотного капи­тала формируется непосредственно за счет банковских кредитов. Реформа государственных предприятий остается крайне важным блоком экономической политики. Предприятия, находящиеся в коллективной собственнос­ти, доля которых в валовой промышленной продукции вырос­ла к 1996 г. до 38,2%, приобретают все большую самостоятель­ность. В настоящее время коллективным сектором охвачена почти вся сельская местность и большая часть городов. К кон­цу 90-х годов коллективные предприятия во всех отраслях со­ставили 75% общего числа предприятий, обеспечивая 29% про­мышленной продукции и более 36% розничного товарооборота и услуг. В ходе реформ сформировано три основные категории коллективных предприятий: мелкие коллективные предприятия; крупные коллективные предприятия с высокой степенью обоб­ществления и численностью занятых более 1 тыс. чел.; производственно-кооперативные группы [4]. К частным предприятиям, согласно действующему законо­дательству, относятся хозяйства с числом наемных работников более 7—8 чел. К концу 80-х годов их насчитывалось около 280 тыс., что обеспечивало 35% доходной части государственно­го бюджета. Однако юридическая основа деятельности предпри­ятий данного вида еще недостаточно развита. Сфера индивидуального предпринимательства, основанного на труде собственника и членов его семьи, распространена пре­имущественно в таких областях, как бытовое обслуживание на­селения; строительство; культура; операции с недвижимостью; розничная торговля. Количество индивидуальных предприятий к концу 80-х годов составило 13,7 млн, в том числе более 70% — в сельской местности, примерно 16% — в розничной торговле, 87% — в сфере услуг. Удельный вес индивидуальных и частных предприятий и предприятий с участием иностранного капитала в 1997 г. составил 13,5%[5]. Особо значительны процессы, происходившие в коллектив­ном секторе китайской деревни. В основу сельскохозяйствен­ной реформы, наиболее динамичной и начавшейся сразу после пленума 1978 г., была положена система подворного подряда, прямо увязывающая доходы крестьянского двора с объемом про­изведенной им продукции. Уже к концу 1984 г. 99% производ­ственных бригад, сформированных на основе дореформенных коммун и выступающих прежде всего в роли посредника меж­ду государством и крестьянским двором, и 99,6% крестьянских дворов использовали систему полной ответственности за произ­водство. Производительность труда в крестьянских хозяйствах резко выросла прежде всего за счет усиления частной заинте­ресованности крестьян в результатах производственной деятель­ности. Переход к системе подворного подряда и прямым рыноч­ным закупкам кардинально изменил ситуацию в деревне и спо­собствовал быстрому росту производства сельскохозяйственной продукции. Современная ситуация в сельском хозяйстве КНР бы­ла охарактеризована как «аграрное чудо». В преддверии Всемир­ной конференции Продовольственной и сельскохозяйственной ор­ганизации ООН в ноябре 1996 г. КНР добилась решения в основном продовольственной проблемы, причем в весьма небла­гоприятной природной и демографической обстановке: при со­средоточении на территории Китая 1/5 населения мира там ис­пользуется лишь 7% пахотных земель планеты. Физический объем национального дохода, созданного в сель­ском хозяйстве КНР (без учета промышленности в деревне), за период 1971-1980 гг. вырос на 24%, а в 1981-1990 гг. почти на 55% (при соответствующем росте численности занятых на 9% и 6%). Уже за первые 5 лет реформы на треть вырос сбор продо­вольственных культур и более чем вдвое доходы крестьян. Тем не менее проблема обеспечения населения продовольствием су­ществует и сейчас. Даже при рекордном для Китая производст­ве зерна в 1996 г. (480 млн т, что больше уровня 1995 г. на 15 млн т) страна нуждается в импорте 7 млн т этой культуры. Серьезной проблемой остается и слабая материально-техничес­кая база сельского хозяйства. Показатели производительности труда в сельском хозяйстве в 12 раз ниже аналогичных показа­телей в США. Кроме того, качественных преобразований требу­ет структура сельского хозяйства. Оптимизация внутренней структуры агропромышленного комплекса предполагает повыше­ние доли продукции животноводства, технических культур в его совокупном продукте, а также развитие перерабатывающих от­раслей инфраструктуры. Сохраняющееся нерациональное соот­ношение между различными отраслями сельскохозяйственного комплекса, в котором 47% составляет растениеводство, 17,4% — животноводство, 29,8% — подсобные промыслы, 3,1% — рыб­ное хозяйство, 2,5% — лесное хозяйство, требует перехода к ин­тенсивным методам производства[6]. Реформа промышленности, которая почти полностью сосре­доточена в КНР в крупных городах, была начата значительно по­зднее (фактически после завершения реформы в деревне). Вооб­ще в соответствии с принятой в КНР классификацией отраслей приложения труда промышленность относится к вторичному сектору экономики. Важнейшим толчком для городской рефор­мы послужила необходимость удовлетворения насущных по­требностей аграрной реформы. Город должен был обеспечить создание условий для свободной реализации сельскими произво­дителями излишков продукции и формирования промышленно­го сектора по производству продукции для товарообмена с сель­ским населением. Система управления промышленностью, подлежащая реформированию, сложилась в начале 50-х годов и имела своим прототипом соответствующую советскую систему. В период 1979—1983 гг. в КНР был проведен большой экс­перимент по проверке жизнеспособности и эффективности но­вых методов управления промышленностью. В результате про­ведения эксперимента, направленного прежде всего на расши­рение хозяйственной самостоятельности промышленных пред­приятий, и последующего закрепления его результатов была создана благоприятная почва для формирования в промышлен­ности многообразной системы экономической ответственности. В результате повысилась степень самостоятельности предприя­тий государственного сектора, дальнейшее развитие и укрепле­ние получили новые формы промышленных предприятий. Боль­шое значение для успешного реформирования промышленности имело создание новой налоговой системы для промышленных предприятий и ее дальнейшее совершенствование. Таким обра­зом, к середине 80-х годов китайским реформаторам удалось со­здать из сельского хозяйства и национальной промышленнос­ти цельный экономический механизм с чрезвычайно сложной и запутанной структурой. В промышленном производстве возросла роль легкой промы­шленности. За десятилетие 1981—1991 гг. ее доля в приросте ва­ловой продукции промышленности составила 55—57%, в то вре­мя как доля тяжелой промышленности — 43—45%. Главными отраслями обрабатывающего комплекса тяжелой промышленности КНР являются машиностроение и металлооб­работка. В машиностроении, одной из наиболее динамично раз­вивающихся отраслей, прирост в 80 — начале 90-х годов состав­лял 10%. Однако ассортимент продукции данной отрасли не достигает мирового уровня и достаточно ограничен по сравнению с развитыми странами. На втором месте по объему производства стоит текстильная промышленность, дающая 15,5% объема промышленного произ­водства. В 1997 г. выпуск тканей составил более 23 млрд м2. Бы­стрыми темпами развивается электронная промышленность. Выпуск продукции в этой отрасли за период 1982-1990 гг. уве­личился в 6 раз, и доля электроники составила 5%, что не на­много ниже аналогичного показателя Японии — прежде всего за счет увеличения производства бытовой техники[7]. Осуществление реформ принесло значитель­ный успех. В 80-е годы национальный доход, сельскохозяйственное и промышленное произ­водство ежегодно увеличивались на 10%. Вдвое вырос реальный доход на душу населения кре­стьян, доход горожан возрос на 43%. Китай до­бился самообеспечения зерновыми культурами, активно шло развитие сельской промышленно­сти (ее доля в сельскохозяйственной продукции составляла 23%) и она поглощала избыточные трудовые ресурсы в сельской местности. Рефор­мы в промышленности привели к диверсифика­ции продукции и расширению в торговле ассор­тимента потребительских товаров. Руководство страны продемонстрировало способность адекватно реагировать на изменяющуюся экономическую обстановку у и принимать в соответствий; со сложившейся ситуацией необходимые фискальные и административные меры. В результате, те политических преобразований и сочетания центрального директивного руководства с мест­ной предпринимательской инициативой воз­никла экономика гибридного типа, которую ки­тайцы именуют социалистической товарной системой, испытывающей воздействие рыноч­ных механизмов. В этот период в основном бы­ли устранены разрушительные для националь­ной экономики последствия периода культурной революции. Однако экономические реформы и ориен­тация экономики на рыночные методы веде­ния хозяйства принесли с собой рост инфля­ции, возрастание коррупции, повысили уро­вень безработицы и увеличили неравенство в доходах. По некоторым оценкам, в настоящее время в сельской местности до 100 млн. кре­стьян не имеют работы, а к 2000 г. эта цифра может возрасти до 300 млн. человек, которые наводнят города в поисках работы. Экономи­ческие реформы 80- х годов произошли без сопутствующего политического реформирова­ния, однако начали раздаваться призывы к большему развитию демократии. К несчастью. как для народа Китая, так и для его экономи­ки события на Тяньанмыньсхой площади в июне 1989 г. отбросили страну назад в экономическом и социальном отношении. Существенные изменения произошли и в уровне развития хи­мической промышленности, среднегодовой темп роста которой в начале 90-х годов составлял 10,5%, а доля в промышленном производстве — 14 %. В 1979 г. был узаконен термин «промышленная компания ти­па предприятия, или трест»; в 1982 г. законодательно закреп­лена непринадлежность этого типа предприятий Госсовету КНР. Важные изменения к середине 80-х годах произошли в структуре топливно- энергетического баланса в пользу таких компонентов, как нефть, природный газ, гидроэнергетика. Тем не менее для экономики Китая к настоящему времени остает­ся актуальной проблема структурных перекосов. В частности, не удалось преодолеть характерное для КНР хроническое отставание энергетики и транспорта. Из-за нехватки электроэнергии в начале 90-х годов простаивало 20% всех производственных мощностей, а имеющиеся мощности железнодорожного транс­порта способны обслужить лишь 70% необходимого объема пе­ревозок. Остается нерешенной и в ходе реформ обостряется всегда ха­рактерная для КНР проблема несовершенства и неравномерно­сти территориальной структуры производства. Наиболее эконо­мически развитая прибрежная зона на востоке страны занимает 11% территории. При этом численность населения, сосредоточен­ного в этой зоне, составляет 37% общей численности населения. К концу 80 — началу 90-х годов здесь производилось 56% ВНП, обеспечивая объем производства на душу населения на 70% вы­ше, чем в центральном, и в 1,2 раза выше, чем в западном ре­гионах. Производство в центральном регионе давало 30% ВНП, а на западе страны производилось около 14% ВНП. Экономический рост ускорил расслоение между приморски­ми и внутренними провинциями. В 1995 г. ВНП западного региона вырос менее, чем на 8%, в то время как в центральных провинциях был зафиксирован рост 9,5%, а в приморских — 15%. В зоне Пудун (Шанхай) в 1995 г. прирост составил 20%. Большой разрыв существует и в уровнях дохода на душу насе­ления в регионах. В 1996 г. показатель среднедушевого дохода во Внутренней Монголии составлял 3 тыс. юаней в год (362 долл.), в то время как в экономической зоне Шэньчжэнь — 11,7 тыс. юаней. Растущий разрыв в уровнях развития и все большая ре­гиональная обособленность привели к тому, что в стране факти­чески существует несколько региональных экономик[8].

1.3. Внешняя политика

Переход экономики Китая к открытой политике в области внешнеэкономических связей предполагает решение выдвинутых задач за счет расширения внешней торговли, привлечения ино­странного капитала в производительной форме и использования иностранных кредитов. Основным направлением демонополизации и децентрализации внешнеэкономической деятельности КНР стал постепенный пе­реход от прямого административно- директивного управления к регулированию внешних хозяйственных связей преимуществен­но экономическими методами. Наиболее развитой формой международных связей в насто­ящее время является внешняя торговля. За годы реформ внеш­неторговый оборот Китая вырос с 10 млрд долл. в 1978 г. до 325 млрд долл. в 1997 г. (положительное сальдо при этом состав­ляет более 40 млрд). По объему экспорта КНР находятся на ше­стом месте в мире. Существенно усилилась зависимость экономики Китая от внешней торговли, доля экспорта в ВНП возросла с 10% в 1978 г. до 40% в 1996 г., что свидетельствует о достаточно глу­бокой вовлеченности экономики КНР в мирохозяйственные свя­зи. Однако доля страны в мировой торговле за период с 1979 по 1998 г., выросшая почти в четыре раза, по-прежнему остается низкой, составляя около 2%. Низкий удельный вес в мировой торговле объясняется прежде всего невысоким качеством боль­шинства товаров обрабатывающей промышленности КНР, не выдерживающих конкуренции на мировом рынке, а также от­сутствием возможности увеличить экспорт сырьевых товаров. Экспортная политика КНР, главной задачей которой являет­ся обеспечение валютного финансирования импорта, строится с учетом мировой конъюнктуры. Усилия направляются на стиму­лирование преимущественного роста вывоза готовой продукции при повышении в ее общем объеме доли фондо- и наукоемких то­варов, а также достижение соответствующего мировым стандар­там качества экспортируемых изделий. В течение 80-х годов был достигнут значительный рост в общем объеме экспорта доли го­товой промышленной продукции, составившей в начале 90-х го­дов 2/3 экспорта Китая. При этом первое место в нем (около 50%) принадлежит товарам народного потребления, в числе ко­торых ткани, обувь, игрушки и т.п. Видное место во внешней тор­говле Китая в настоящее время занимает переработка сырья с по­следующим экспортом готовой продукции, на нее приходится около 50% общего товарооборота страны. По экспорту хлопчато­бумажных тканей и натурального шелка Китаю принадлежит ми­ровое первенство. Текстильная промышленность является важ­нейшим источником инвалютных доходов. На машиностроительную и электротехническую продукцию приходится менее 20% экспорта. Рост удельного веса этой продукции в мировом экспорте сдерживается тем, что она пока не в состоянии конкурировать с продукцией других поставщиков. Доля продукции машиностроения Китая в мировом экспорте не превышает 0,3%. В период 80-х годов неуклонно снижалась до­ля сырья и полуфабрикатов в китайском экспорте: с 49% в 1980 г. до 25—30% в 1990 г. Экспортная квота в наименее зави­симой от экспорта отрасли — химической промышленности — составляет 5% [9]. Главной задачей в области импортной политики в настоящее время является получение новых техники и технологии для мо­дернизации народного хозяйства. В период 1981—1996 гг. коли­чество импортируемого оборудования и его стоимость по лицен­зионным соглашениям увеличилась в 18 раз. При этом основная часть прироста пришлась на Японию (около 50% закупок). Соединенные Штаты лидируют в поставках высокотехнической продукции, самолетов и электронно-вычислительной техники. По мере роста импорта машин и оборудования снизилась доля за­купок сырья и полуфабрикатов, составляя около 20% импорта. Тем не менее сохраняется довольно высокая импортная зависи­мость по таким сырьевым товарам, как лес и лесоматериалы, ка­учук, металлы, целлюлоза, химические товары. Во внешней торговле Китая в настоящее время преобладает доля промышленно развитых стран. В 1997 г. на них приходи­лось 64% внешнеторгового оборота страны, 42% составляет до­ля основных партнеров — США, Японии и Гонконга. Во внеш­ней торговле сокращается удельный вес государственных компаний КНР. Их место занимают предприятия с участием ино­странного капитала, на долю которых в 1997 г. приходилось 46% всей внешней торговли Китая. Китай продолжает привлекать иностранный капитал, общий объем которого неуклонно растет. За 1979—1992 гг. он составил более 90 млрд долл., или 10% общих капиталовложений. При этом более 70% реализованных инвестиций составили кредиты и зай­мы, до 50% — кредиты иностранных правительств и междуна­родных финансовых организаций, предоставляемых, как прави­ло, на льготных условиях. В период 1991—1996 гг. объем иностранных инвестиций вырос в 8 раз и к концу 1996 г. достиг 164,2 млрд долл. Ежегодный объем иностранного капитала, по­ступающего в страну в виде кредитов и займов, вырос с 9 млрд долл. в 1993 г. до 17,5 млрд долл. в 1995 г. За 1996-1997 гг. бы­ло получено 15 млрд долл. При этом показатели долгового поло­жения КНР не вызывают опасения. Коэффициент долговой ответственности (отношение величины внешнего долга к ВВП) не превышает 15% при опасном пределе 20%. Коэффициент задол­женности (отношение внешнего долга к годовому объему экспор­та) не превышает 80% при опасной отметке 100%. Прямые иностранные инвестиции, под которыми, согласно су­ществующей в Китае классификации, подразумеваются вложе­ния в совместные предприятия, чисто иностранные предприятия, совместные проекты, компенсационные сделки и различные формы промышленной кооперации, к 1997 г. составили 42,5 млрд долл. В роли основных инвесторов выступают США, Япония и Гонконг. На долю последнего приходится до 60% зарубежных капиталовложений в континентальном Китае и около 80% — в южных приморских районах. Совместные предприятия в промы­шленности позволяют только за счет улучшения организации тру­да повышать его производительность в 5—6 раз и приблизиться к мировым показателям. Доля совместных предприятий в общем объеме экспорта КНР выросла с 15% в 1989 г. до 24,8% в 1996 г. Такой рост объясняется сложившимся в КНР довольно бла­гоприятным инвестиционным климатом, которому способству­ет ряд факторов. Среди них — относительная политическая ста­бильность; существенная разница между уровнем оплаты национального труда и уровнем оплаты труда в развитых стра­нах; особенности китайской рабочей силы (дисциплинирован­ность, исполнительность, стремление перенимать опыт); разме­ры и возможности китайской экономики; удачное использование в ряде случаев разницы в стоимости земли в стране и близлежа­щих районах. Кроме того, в Китае проводится своеобразная на­ционально ориентированная политика в области привлечения ино­странных инвестиций: Китай широко использует традиционные хозяйственные связи с зарубежными китайскими общинами, земляческие и родственные связи с китайской диаспорой. Однако инвестиционной политике Китая свойственны и су­щественные недостатки: значительная степень государственно­го вмешательства в предпринимательскую деятельность; увлече­ние всякого рода приоритетами; отсутствие конвертируемости национальной валюты; отсутствие права продажи земли. Еще од ной проблемой, связанной с неравномерным развитием экономи­ки Китая, является сосредоточение иностранного капитала в первую очередь в прибрежных районах. В целях смягчения этой проблемы правительство рассчитывает направить инвестиции в более бедные внутренние районы. В любом случае достигнутое КНР в ходе реформ усиление по­зиций в мирохозяйственных связях (по мнению многих специ­алистов, возрождение Китая в качестве влиятельной мировой си­лы является главным событием десятилетия для мировой экономики) сделает КНР серьезным конкурентом на междуна­родных рынках, и его шансы потеснить многие страны достаточ­но велики. По мнению специалистов ООН, в XXI веке (к 2015-2020 гг.) Китай будет иметь самый большой в мире ВНП по сто­имости. В это время объем экспорта будет также самым большим в мире. Резко возросшая роль внешнеэкономического фактора бу­дет основываться на ярко выраженной экспортной ориентации многих отраслей хозяйства, привлечении иностранного капита­ла, где ведущую роль играют и будут играть капиталы хуацяо (китайской диаспоры). Существенной прибавкой является воссо­единение Гонконга с Китаем, что еще более усилит внешнеэко­номический потенциал Китая. В 1997 г. доля государственного сектора в валовой промышленной про­дукции Китая составила 26,5%, коллективного сектора - 40,5%, инди­видуального сектора -15,9%, прочих укладов -17,1%. В системе производст­венных отношений Китая, как следует из приведенных данных, произошли серьезные изменения: негосударственный сектор в экономике в ко­личественном отношении стал преобладающим. Однако, несмотря на это, экономической основой китайского общества по-прежнему остается госу­дарственная собственность на средства производства, ей принадлежит ве­дущая роль в экономике. В собственности государства находятся предприятия ключевых отраслей (машиностроения, металлургии, химической промышленности, энергетики), обеспечивающих технический прогресс и повышение производительности труда во всем народном хозяйстве их реконструкция требует значительных инвестиций, обеспечить которые частный капитал пока не в состоянии. По этой же причине государство сохраняет сильные позиции в отраслях добы­вающей промышленности. Добывать топливо и сырье становится все труднее и дороже, так как их источники находятся в наименее развитых районах Китая. В руках государства сохраняется также часть капитала предприятий самых разных форм собственности. Доминирующая роль государства в экономике неоднократно подчерки­вается партийными и государственными руководителями КНР. Например, Генеральный секретарь ЦК КПК, выступая на XV съезде Компартии Китая, зая­вил, что «государственный сектор был, есть и будет экономической основой китайского социализма». В процессе производства люди вступают в определенные отношения друг с другом, необходимые, не зависящие от их воли, - производственные отношения. Нужно иметь в виду, что в производстве складываются и существуют двоякого рода отношения. С одной стороны, имеют место отношения, связанные с организацией процесса произ­водства, отражающие взаимодействие различных элементов производительных сил. Например, соотношение между массой средств производства и количеством рабочей силы на том или ином предприятии, распределение работающих на различные профес­сии, соотношение между ними, установление хозяйственных связей внутри и между предприятиями, последовательность технологических процессов. Эти отношения со­ставляют необходимый момент любого производства и их называют технико-производ­ственными. С другой стороны, в общественном производстве между людьми возникают и другие производственные отношения, связанные с присвоением средств и резуль­татов производства. Эти отношения выражают деление людей на различные классы и группы, определяют их положение в производстве и обществе, выражают характер взаимных отношений между ними. Именно об этих производственных отношениях и идет речь в экономической теории. В основе любой системы производственных отношений лежит способ присвоения, или форма собственности на средства произ­водства. И в зависимости от того, кто ими владеет, пользуется и распоряжается, скла­дывается тот или иной тип отношений между людьми в процессе производства, распре­деления, обмена и потребления. Развитие многоукладной экономики (в стране насчитывается 9 хозяй­ственных укладов) при сохранении решающей роли государства в воспро­изводственном процессе позволило добиться положительных результатов. В период с 1993 по 1997 гг. экономический рост в Китае в среднегодовом расче­те в текущих ценах составил 11 %. Несколько выше этот показатель был только в Омане - государстве по масштабам с Китаем несопоставимом. Валовой внутренний продукт существенно вырос. В 1995 г. доля Китая в мировом ВВП составляла 8% (доля в мировом населении - 21%) В относительно короткие сроки была решена проблема обеспечения многомиллионного населения страны продовольствием и одеждой. За годы реформ реальный уровень по­требления в КНР вырос в 3 раза. Внешнеторговый оборот Китая составил в 1997 г. 325 млрд. долл. и увели­чился по сравнению с 1985 г. более чем в 5 раз. Активное торговое сальдо достигло в 1997 г. 40 млрд. долл. Китай уверенно наращивает экспорт, основой которого (более 80%) является промышленная продукция. В импортной по­литике Китая упор сделан на преимущественный ввоз в страну высокотехно­логичного оборудования и машин, «ноу-хау», комплектующих изделий для экспортоориентированного производства. Затраты в этом случае окупаются быстро и дают внушительный результат. Закупкой этих товаров в годы ре­форм было обеспечено, по китайским оценкам, около 2/3 прироста промыш­ленного производства в таких приоритетных отраслях, как радиоэлектроника, металлургия, химия, транспорт. К середине 90- х родов Китай вошел в десятку крупнейших торговых стран мира (4% оборота мировой торговли). Внешний долг страны находится на нормальной отметке в 16% ВВП. Постепенно ослабляя государственный контроль над внешней торговлей, Китай стремится к ее дальнейшей диверсификации. По объему производства электроэнергии Китай поднялся с седьмого места в мире на четвертое. По производству цемента и хлопчато-бумажных тканей вышел на первое место, приемников и телевизоров - соответственно на первое и второе места. При этом была реально решена проблема самофи­нансирования. Доля собственных накоплений государственных предприятий в капитальные вложения значительно увеличилась. Все это послужило осно­вой ускоренного технического перевооружения промышленности, начала комплексной модернизации всего народного хозяйства, развития производ­ственной и социальной инфраструктуры. На ближайшие 10 лет предусмотре­но удвоение ВВП, а среднегодовой темп прироста - 7,2%. Немаловажную роль в решении назревших экономических и социальных проблем в Китае играет интенсивное привлечение иностранного капитала посредством создания предприятий с участием зарубежных фирм, формиро­вания и развития свободных экономических зон (СЭЗ). За годы реформ (1979 -1997 гг.) общая сумма привлеченного зарубежного капитала в Китай соста­вила около 638 млрд. долл., из которых основная часть - предпринимательские инвестиции. Значительные объемы привлеченного иностранного капитала обусловлены следующими обстоятельствами: Во-первых, не имея сколько-нибудь значительного внешнего долга к на­чалу реформ, Китай сумел быстро и на хороших условиях интегрироваться в международные рынки капиталов. Во-вторых, наличие в Китае социально-политической стабильности, целостной системы стимулирования иностранных инвестиций, в том числе льготного налогового режима, способствовали это­му процессу. В-третьих, положительную роль в привлечении иностранного капитала сыграла богатая китайская диаспора. Государство стимулирует высокотехнологичные инвестиции. Льготой пользуются те зарубежные предприниматели, которые действуют в соответ­ствии с промышленной политикой КНР, ввозят новые технологии. Большая доля иностранных инвестиций идет из стран Юго-Восточной Азии. В настоящее время внешняя платежеспособность страны позволяет ак­тивно привлекать иностранных инвесторов, что является немаловажным фак­тором обеспечения высоких темпов экономического роста. Политика привле­чения зарубежных капиталов свидетельствует о явном отрицании автаркист­ского курса, существовавшего в Китае в прошлом. В то же время признается, что развитие страны с более чем миллиардным населением может и должно идти прежде всего на основе собственных усилий. На современном этапе процесс движения китайской экономики к рынку продолжается в соответствии с уже определившимися тремя основными прин­ципами: развитие многообразия форм собственности и соответственно форм хозяйствования; государственное (плановое) руководство формированием и развитием рыночных отношений и твердый контроль правительства за макро­экономическими процессами; продолжение политики «открытых дверей», способствующей притоку иностранного капитала. Сопоставление экономических реформ, проводимых в Китае и России, их результаты показывают, что обе страны решают одни и те же задачи, свя­занные с переходом к рынку. В то же время методы, с помощью которых Китай пытается достичь поставленных целей, значительно отличаются от ме­тодов экономических преобразований, применяемых в России. Во-первых, обращает на себя внимание то, что преобразования в Китае осуществляются на основе слияния социалистических (плановых) и рыночных принципов функционирования экономики. Сочетание административных и рыночных форм и методов управления экономикой осуществляется при зна­чительной регулирующей роли государства. Во-вторых, экономические пре­образования в Китае реализуются эволюционным путем, то есть без «шоко­вой терапии» и рыночного «блицкрига», с учетом национальной специфики. Плавный переход к рынку позволил избежать падения производства и не был сопряжен с серьезными социальными издержками. В-третьих, все внедряе­мые нововведения проходят опытную проверку на ограниченной территории. В случае положительных результатов происходит их повсеместное распрост­ранение. В-четвертых, сдвиг в пользу негосударственных укладов экономики был достигнут постепенно, за счет их более быстрого развития, а не путем форсированного разгосударствления и приватизации, как это произошло в России. В-пятых, государственный, коллективный и частный сектора функ­ционируют на основе паритетного взаимодействия. В-шестых, государство делает все для того, чтобы не допустить сращивания властных и коммерческих структур. В-седьмых, проблема сбалансированного спроса и предложения как потребительского, так и производственного, достижения равновесия в эко­номической системе - одна из ключевых проблем в движении Китая к соци­алистической рыночной экономике. В-восьмых, реформы в Китае направле­ны на развитие производительных сил, повышение эффективности производ­ства и рост жизни населения. Для китайских реформ также характерно: управ­ляемость, превращение государственных предприятий в самостоятельных то­варопроизводителей, создание государственных финансовых структур хол­дингового типа и т.д.

Глава 2. Факторы, обеспечившие экономическое чудо.

Одним из важнейших событий мировой экономической истории последней четверти XX века стали беспрецедентные успехи экономики Китая. С начала экономических реформ в 1978 г. по 1997 г. валовой внутренний продукт этой страны увеличился в 5,7 раз, или на 9,6% в среднем в год (граф. 1). Это означает, что он удваивался с рекордной скоростью -- каждые 7,5 лет! График 1. Индексы ВВП (1978=100%)[10] За прошедшие 19 лет производство ВВП на душу населения в Китае возросло в 4,4 раза, производительность труда (ВВП на одного занятого) -- в 3,6 раза (табл. 1). За те же годы ВВП России уменьшился на 30%. Если в 1978 г. китайский ВВП был меньше российского на 23%, то в 1997 г. он уже превышал российский в 6,2 раза. Если в 1978 г. душевое производство ВВП в Китае составляло 11% от российского уровня, то в 1990 г. оно поднялось до 23%, а к 1997 г. достигло уже 75%.[11] Таблица 1. Экономический рост в Китае
По ППС в ценах 1993 г.19781997Среднегодовые темпы прироста
ВВП, млрд долларов США67038279,6
ВВП на душу населения, доллары США70831198,2
ВВП на 1 занятого, доллары США165658856,8
При сохранении в ближайшее время в экономике Китая тенденций развития, сложившихся в последнее десятилетие, и даже при существенном ускорении экономического роста в России (до 4-5% ежегодно), не позднее 2005 года Китай обойдет Россию уже и по показателю ВВП на душу населения (граф. 2). К этому времени китайская экономика по размерам ВВП превзойдет американскую и станет крупнейшей в мире. График 2. ВВП на душу населения в Китае (Россия = 100%) Существует нескольких гипотез, пытающихся объяснить китайское чудо. Гипотеза 1 - отсталость. Утверждается, что китайская экономика растет так быстро потому, что уровень развития в Китае был низким, а темпы роста слаборазвитых стран выше, чем более развитых стран. График 3 показывает, что такой закономерности не существует. При одних и тех же душевых показателях ВВП возможен и быстрый рост и глубокое падение. Ни одна другая слаборазвитая страна не имела темпов роста, сколько-нибудь близких к китайским. Более того, темпы роста Китая оказались уникальными для всей мировой экономики. График 3.Уровень экономического развития и темпы экономического роста в 1979- 1996 гг. (209 стран) Гипотеза 2 - особенности структуры производства. Утверждается, что решающий вклад в ускорение экономического роста внесла структура китайской экономики -- низкая доля промышленности и высокая доля сельского хозяйства. На самом деле вопреки широко распространенным заблуждениям удельный вес промышленности в ВВП в Китае был не ниже, а выше, чем в России (табл. 2). Однако более низкий удельный вес промышленности в России не способствовал повышению темпов ее экономического роста. И наоборот, более высокий показатель Китая не способствовал замедлению его темпов роста по сравнению с Россией. Таблица 2. Отраслевая структура экономики, %

Показатели

1978

1997

ВВП всего, в том числе:100100
сельское и лесное хозяйство28,420,6
промышленность и строительство48,648,4
сфера услуг23,031,1
Все занятые, в том числе:100100
сельское и лесное хозяйство70,552,9
промышленность и строительство17,422,9
сфера услуг12,124,1
Гипотеза 3 - особенности структуры занятости. Утверждается, что более высокие темпы роста в Китае объясняются высоким удельным весом сельскохозяйственного населения в начале реформ (табл. 2). График 4 показывает, что темпы экономического роста не зависят от структуры занятого населения. При доле занятых в сельском хозяйстве на уровне, близком к 70,5% (Китай в 1978 г.), значения среднегодовых Темпов экономического роста в разных странах колеблются от -6,0% до +8,2%. Следовательно, структура занятости не объясняет высокие темпы экономического роста в Китае. График 4. Удельный вес занятых в сельском хозяйстве, % Гипотеза 4 - национальная специфика. Утверждается, что феноменальные результаты экономического развития Китая обусловлены уникальными чертами китайского национального характера, в том числе такими, как трудолюбие, самоотверженность, неприхотливость. Если бы это было так, то Китай отличался бы высокими темпами экономического развития на протяжении всей своей истории. Однако в течение первых трех четвертей XX века китайская экономика имела очень низкие темпы роста, которые периодически становились отрицательными. До недавнего времени Китай относился к наиболее бедным странам мира, а реальная угроза голода была ликвидирована лишь несколько лет назад. В 1952-1978 гг. ВВП на душу населения в Китае снижался и по отношению к российскому и по отношению к среднемировому уровням (табл. 3, граф. 5). Таблица 3. ВВП на душу населения по ППС в иенах 1993 г.
ПоказателиДо начала реформ в КитаеС начала реформ в Китае
19521961197019761980198519952002

В долларах США

Мир25293132406545864884511655525961
Россия26293745532361566245655469854140
Китай353309516619792119516022897

В % к миру:

Китай14,09,912,713,216,223,428,9

48,6

График 5. ВВП на душу населения в Китае в % в 1952-1978 гг. Лишь в конце 70-х годов произошел перелом в тенденциях развития, и Китай с огромной скоростью стал сокращать свое отставание от многих стран мира, включая и Россию. Таким образом, лишь в конце 70-х годов в Китае произошло то, что привело в движение гигантский потенциал развития, о существовании которого многие и не подозревали. Очевидно, эти радикальные перемены были вызваны именно экономическими реформами. Гипотеза 5 - характер экономической политики. Поэтому кажется вполне очевидным, что успехи китайской экономики обусловлены примененной моделью экономического реформирования. В отличие от России, где осуществлялись, как утверждается, либеральные реформы (т.н. шоковая терапия), в Китае реформы носили постепенный (градуалистский) характер. В отличие от России, где государство "ушло" из экономики, в Китае государство сохранило значительный контроль за экономикой, а его роль в экономическом развитии заметно возросла [12].

Глава 3. Направления развития китайской экономики.

3.1. Промышленность. В КНР создана крупная многоотраслевая промышленность. Наряду с традиционно развитыми отраслями (текстильной, угольной, черной металлургии) возникли и такие новые отрасли промышленности, как нефтедобывающая, нефтеперерабатывающая, химическая, авиационная, космическая, электронная. По общему количеству промышленных предприятий КНР занимает первое место в мире. В настоящее время в тяжелой промышленности работают около 3/5 всех трудовых ресурсов, занятых в индустрии, вырабатывается половина промышленной продукции. Как и во всем мире, в Китае внедряются новые и новейшие технологии, большое внимание уделяется ресурсо- и энергосбережению. Энергетика Китая выделяется в мире масштабами развития: по производству основных энергоносителей страна занимает одно из ведущих мест в мире. В энергобалансе КНР на уголь приходится около 3/4 энергии, на нефть – 1/5, доля гидроресурсов и газа невелика. Особенность энергетики Китая – использование очень большого количества некоммерческого топлива (отходы сельского хозяйства, лесозаготовок, камыш), которое крестьяне употребляют для отапливания жилищ и приготовления пищи. Китай – крупный производитель нефти и занимает 6-е место в мире. Разрабатывается свыше 125 месторождений. Добываемые нефти разнообразны по качеству – от легких малосернистых до тяжелых и парафинистых. Газовая промышленность представлена добычей природного и попутного газа, получением искусственного промышленного (коксового, сланцевого) и полукустарного (биометан) газов. Металлургия. КНР выделяется в мире запасами и добычей железорудного сырья, однако потребности отрасли обеспечиваются не полностью. Для получения легированных и специальных сталей страна располагает месторождениями вольфрама, молибдена, марганца мирового значения. Машиностроение. Самыми развитыми в данной отрасли промышленности являются: станкостроение, тяжелое и транспортное машиностроение. Выпуск автомобилей в Китае наращивается высокими темпами, причем в первую очередь расширяется производство автомобилей на совместных предприятиях. Химическая промышленность. Сырьевая база отрасли обеспечена крупной горно-химической промышленностью (поваренная соль, фосфориты, пириты), растущей нефтехимической и значительным количеством сырья растительного происхождения. По производству минеральных удобрений КНР занимает первое место в мире. Легкая промышленность – традиционная промышленность Китая. Оказывает сильнейшее воздействие на размеры внутреннего товарооборота, занятость населения, развитие сельского хозяйства. Это одна из самых экономически эффективных отраслей в хозяйстве Китая. Важнейшие из подотраслей – текстильная, быстро развиваются швейная, трикотажная, кожевенная, обувная [13]. КНР – один из мировых лидеров в выпуске чая, табака, а в последние годы и пива. По производству табачных изделий страна занимает первое место в мире, чая – второе, несколько уступая Индии, а по пиву догоняет США. Экспортное значение имеет только чайная промышленность.

3.2. Сельское хозяйство.

Сельскохозяйственное производство – важнейшая отрасль экономики КНР, призванная обеспечить продовольствием самое многочисленное население в мире. Кроме того, все большее количество продукции отрасли идет на экспорт. Китай – страна древней земледельческой цивилизации. По разнообразию возделываемых культур он занимает одно из первых мест в мире: используется свыше 50 видов полевых, более 80 огородных и свыше 60 видов садовых культур. Положение территории страны в трех климатических поясах определяет сложную географию растениеводства - ведущей отрасли сельского хозяйства Китая. Основным направлением растениеводства является зерновое. КНР остается лидером в мире по сбору всех видов зерна. Рис – основная продовольственная культура, по сбору которой Китай занимает первое место в мире. На обширной территории страны рисоводство распространено повсюду, за исключением районов высокогорий с суровым климатом и пустынь. Второй по значению продовольственной культурой является пшеница. По ее сбору КНР также лидирует. Хлопчатник – главная среди технических культур Китая – занимает 2/5 всех их посевных площадей. Из сахарных культур выращиваются как сахарная свекла, так и сахарный тростник. Традиционными для Китая являются плодоводство и овощеводство. Животноводство в КНР опирается на естественную кормовую базу – луга и пастбища. Преобладает кочевое и полукочевое скотоводство. Основной отраслью является свиноводство. Развиты и другие отрасли животноводства: крупный рогатый скот, домашняя птица. Велико значение водных промыслов, по производству продукции, которой Китай лидирует. Для рыборазведения широко используются рисовые поля. В последние годы широкое развитие получает практика освоения морских отмелей для выращивания рыбы, креветок, моллюсков и водорослей.

3.3. Минеральные ресурсы.

Китай не является лидером по обладанию минеральными ресурсами: добыча нефти – 160 млн. тонн или 4.73% от мировой добычи, добыча железной руды – 38 млн. тонн, производство цветных металлов: алюминия – 9.1% от мировой добычи, меди – 8.8% от мировой добычи, свинца и цинка – 14.7% от мировой добычи [14]. Однако Китай занимает одно из ведущих мест по производству удобрений, хотя является страной со средним уровнем развития химической промышленности.

3.4. Транспорт и связь.

Для КНР – страны с огромной численностью населения, большой территорией, крайне неравномерным размещением производства и природных ресурсов – транспорт имеет особенно важное значение. Динамично развивающаяся экономика Китая обуславливает заметный рост грузоперевозок. В середине 90-х гг. главным видом транспорта по объему перевезенных грузов является автомобильный (свыше 75% всех грузоперевозок). Ведущее место после автомобильного транспорта по грузообороту занимает водный. За ним следуют железнодорожные перевозки. Роль водного транспорта, особенно морского, заметно возросла, что связано с осуществлением политики «открытых дверей» и увеличением внешнеторговых перевозок, тогда как железнодорожный транспорт продолжает играть ведущую роль в перевозках грузов внутри страны. Исключительное значение имеет автомобильный транспорт, особенно в отдаленных и труднодоступных районах, где нет других видов транспорта, а также в прибрежных районах. Большое значение придается и авиатранспорту. Функционирует около 700 внутренних авиалиний и 85 международных. Сохраняется важная роль традиционных для Китая видов транспорта: гужевого, вьючного и велосипедного. В нынешних условиях наряду с традиционными средствами связи (радио, телефон, телеграф, телефакс) широко используются современные электронные средства связи – переносные коммутаторы, факсимильная, волоконно – оптическая, спутниковая связь. Стремительно растет использование сети Интернет в качестве средства связи. По состоянию на 1997г. на 1000 жителей Китая приходилось 4.5% жителей, обладающих телефонными номерами; 0.3% жителей – владеющих персональным компьютером; 0.02% пользователей сети Интернет. Но эти цифры постоянно увеличиваются.[15]

Заключение.

По совокупному производственному потенциалу Китай занимает 7-е место посла США, Японии, ФРГ, Франции, Италии и Англии. По размеру валютных резервов (150 млрд. $) страна уступает только Японии. КНР лидирует в мировом хозяйстве по выплавке стали, выпуску цветных телевизоров, добыче угля, занимает 2-е место по производству электроэнергии. Сборы зерна за 20 лет возросли почти в 2 раза, производство мяса – в 6 раз, рыбы и морепродуктов – в 7 раз. Тенденции развития китайской экономики проявляются в следующем: масштабы и структура хозяйства отдают приоритет импортозамещению и экспортной ориентации экономики. Руководство Китая делает ставку на эволюционные методы реформирования, гибкое балансирование интересов различных групп. Стабильность в обществе поддерживает государственный контроль. Конечно, нельзя утверждать, что методы, приведшие Китай к такому бурному и стабильному росту, будут действовать и в России, но, тем не менее, определённый опыт для России из экономики Китая можно извлечь.

Библиографический список:

1. «Тайна китайского экономического чуда». Бюллетень по проблемам экономической и социальной политики от 25.01.2002 г. 2. Кудрев В.М. Мир экономики. – М., 2000г. 3. Мировая экономика: Вопросы и ответы. 2-е изд. / под ред. П.В. Сергеев. – М.: Юриспруденция, 2000. 4. Мировая экономика: Краткий курс лекций./под ред. В.П.Воронина. – М.: Юрайт-М, 2001. 5. Мировая экономика: Учебник / Под ред. Проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2002. 6. Россия в мировой экономике: Учебник / под ред. В.Д.Андрианова. – М.: ВЛАДОС, 1998. 7. Семенов К.А. Международные экономические отношения. – М., 1999г. 8. Семин Н.Ф., Семин Р.Н. Основы мировой экономики. – М., 2000г. 9. Социально – экономическая география зарубежного мира. / Под ред. В.В.Вольского. – М.: КОРН – ПРЕСС , 1998. 10. Тажельдинов К. Экономика Китая. Современные аспекты. – М., 2001 г. 11. У Сяоцю. Китай привык опираться только на собственные силы.//Газета «Республика», №242 от 02.10.1998 г. 12. Халевинская Е., Крезе И. Мировая экономика. – М., 2000г. 13. Юксаков В. Лидеры мировой экономики. – М., 1998 г.
[1] Халевинская Е., Крезе И. Мировая экономика. – М., 2000г. [2] Тажельдинов К. Экономика Китая. Современные аспекты. – М., 2001 г. [3] Юксаков В. Лидеры мировой экономики. – М., 1998 г [4] Халевинская Е., Крезе И. Мировая экономика. – М., 2000г. [5] Там же [6] Юксаков В. Лидеры мировой экономики. – М., 1998 г [7] Тажельдинов К. Экономика Китая. Современные аспекты. – М., 2001 г. [8] Халевинская Е., Крезе И. Мировая экономика. – М., 2000г. [9] Юксаков В. Лидеры мировой экономики. – М., 1998 г [10] Тажельдинов К. Экономика Китая. Современные аспекты. – М., 2001 г. [11] Тажельдинов К. Экономика Китая. Современные аспекты. – М., 2001 г. [12] Халевинская Е., Крезе И. Мировая экономика. – М., 2000г. [13] Юксаков В. Лидеры мировой экономики. – М., 1998 г [14] Тажельдинов К. Экономика Китая. Современные аспекты. – М., 2001 г. [15] Халевинская Е., Крезе И. Мировая экономика. – М., 2000г.