Каталог :: Международные отношения

: Третья мировая теория Муаммара Каддафи

                         МГТУ  имени  Н.Э.Баумана                         
                            ДОМАШНЕЕ   ЗАДАНИЕ                            
                             ПО  ПОЛИТОЛОГИИ                             
                       '' Третья  мировая  теория''                       
                            Муаммара  Каддафи                            
                                                           Cтудент :
                                                             Группа :
Преподаватель : Волкова  И.В.
                             МОСКВА  1996год.                             
     В   70-80-х  годах  в  странах  арабо-мусульманского  Востока  получили
широкое  распространение  теории  “ социализма   национального  типа ”,которые
стали  называть  “ исламским  социализмом ”. Отличительной  особенностью  этих
теорий  является  возврат  к  традиции , к  культурному  наследию  прошлого ,
к  исламу . 
     На  основании  такого  подхода  была  создана  “ третья  мировая  теория ”
Муаммара    Каддафи   ,  изложенная   в   его   знаменитой
     “ Зелёной  книге ”. Официально  называя  так  свою  теорию , Каддафи  считал
её  первой  и  последней  , т.е.  претендующей  на  абсолютную  истину .
     В  ней  подробно  раскритикована  современная  демократия : Каддафи  считает
, что  нынешняя  демократия  перестала  быть  подлинно  народной . Довольно
сенсационное  заявление  в  наш  век , когда , казалось  бы , в  современном
обществе  достигнут  пик  демократичности . Но  Каддафи , рассматривая
сущность  демократии  , приводит , иногда , такие  доводы  с  которыми  трудно
не  согласиться . Рассмотрим  некоторые  из  них .
     Орудие  правления . Победителем  в  борьбе  за  власть  всегда
выходит  орудие  правления - отдельная  личность , партия , класс , а
побеждённым  всегда  оказывается  народ , то  есть , по  мнению  Каддафи ,
подлинная  демократия . Политическая  борьба  нередко  приводит  к  приходу
к  власти  того  орудия  правления ,  которое  представляет  собой
меньшинство , “ к  тому  же  законным  демократическим  путём ”! То  есть
все , существующие  политические  режимы  фальсифицируют  подлинную
демократию  и  являются  диктаторскими  режимами .
     Парламенты .  Парламентаризм - порочное  решение  проблемы  демократии
. Парламент  не  может  выступать  от  имени  народа , потому  что  демократия
означает  власть  самого  народа , а не  тех ,
     кто  выступает  от  его  имени . Методы  избирания  парламента  не  могут
считаться  демократическими , потому  что  массы  получаются  полностью
оторванные  от  депутата .  Депутат  монополизирует  власть  масс  и  право
решать  за  них  их  дела . Парламент , по  сути,
     представляет  не  народ , а  победившую  на  выборах  партию . 
     Фактически , народ  используется  политическими  силами  в  борьбе  за
власть . Система  выборных  парламентов  является  демагогической  системой
ибо  голоса  можно  покупать  и  подтасовывать .  То  есть , парламентское
представительство - обман .
     В  целом , теория  представительского  правления - устаревшая  и  изжившая
себя  практика , придуманная  философами  и  мыслителями в  ту  пору , когда
народом  помыкали  правители , как  бессловесным  скотом .
     Партия . ...Это  современное  диктаторское  орудие  правления - это
власть  части  над  целым . Партии  создаются  группами  людей  для
осуществления  своих  интересов  или  навязыванию  обществу  своих  взглядов
и  установлении  господства  в  нём  своей  идеологии . Количество  партии  не
меняет  существа  дела . Более  того , чем  больше  партий , тем  острее
между  ними  борьба  за  власть , что  подрывает  программу , направленную  на
благо  всего  общества . Интересы  общества  и  общественного  развития
приносятся  в  жертву  межпартийной  борьбе  за  власть . Кроме  того , партии
могут  быть  продажны  и  могут  быть  подкуплены  извне  и  изнутри .  
     Оппозиция - это  не  орган  контроля  народа  за  деятельностью  правящей
партии , она  лишь  выжидает  подходящий  момент , чтобы  занять  место
правящей  партии  у  кормушки  власти . Контроль  находится  в  руках  партии
, стоящей  у  власти ( посредством  парламента ), а  власть - в  руках  партии
, осуществляющей контроль .
     Отсюда  ясно , как  лживы , фальшивы  и  несостоятельны  существующие  в
современном  мире  политические  теории .
     Каддафи  сравнивает  партию  и  клан . По  его  мнению , борьба  партии  за
власть  ничем  не  отличается  от  борьбы  за  власть  между  племенами  и
кланами . Оба  этих  вида  борьбы  оказывают  на  общество  негативное  и
разрубающее  воздействие . 
     Референдум . Референдум - это  фальсификация  демократии . Голосующие
могут  сказать  всего  лишь  одно  слово  либо  “да”  либо  “нет” . По
Каддафи , каждый  должен  иметь  возможность  обосновать  своё  желание ,
причину  , одобрения  либо  неодобрения .
     Какой  же  выход  из  такого  издевательства , по  его  мнению , над  народом
предлагает  Каддафи ?
     Получается , чтобы  быть  до  конца  демократичными , надо  создать  такое
орудие  правления , которое  являло  бы  собой  весь  народ  в  целом , а  не
представительство  от  его  имени . 
     Каддафи  предлагает  создать  особую  иерархическую  структуру  народных
конгрессов  и  комитетов . В  результате  ,”которой  управление  становится
народным , народным  становится  контроль , утрачивается  определение :
демократия - это  контроль  народа  над  правительством , и  на  его  место
приходит  новое : демократия - это  народный  самоконтроль “.
     Всеобщий  народный  конгресс  является  форумом  народных  конгрессов  и
комитетов .    
     Закон  общества . Подлинным  Законом  общества  является  либо  обычай
, либо  религия . Всякая  попытка  установить  Закон  общества , минуя  эти
исходные  отправные  моменты , неправомерна  и  нелогична. Все  ныне
существующие  конституции  это  не  естественный  закон , а  средство  власти
над  народом . При  подмене  подлинного  Закона  на  закон , созданный
человеком  появляется  угроза  свободе  человека . Свобода  находится  под
угрозой , если  общество  не  имеет  священного  Закона , в  основе  которого
лежат  незыблемые  нормы  , не  подлежащие  изменению  или  исправлению  по
воле  орудий  правления .
     Наиболее  соответствующий  человеческому  достоинству  закон - это  религия .
Она  включает  в  себя  обычай - выражение  естественной  жизни  народов . То
есть  религия - это  утверждение  естественного  закона . Все  остальные
законы  неправомерны , поскольку  они  не  основываются  на  естественном
источнике - обычае  и  религии .
     Кто  наблюдает  за  ходом  жизни  общества ?  Из  описанной  выше
системы  следует , что  общество  само  осуществляет  контроль  над  собой .
     Как  общество  исправляет  положение  в  случае  отклонения  от  Закона ?
     Поскольку  народ  сам  становится  орудием  правления , все  происходящие
отступления  от  Закона  общества  носят  тотальный  характер  и  должны
корректироваться  с  помощью  демократической  перестройки ,  а  не
посредством  применения  силы . В  такой  ситуации  не  существует  органов ,
стоящих  над  народом , против  которых  могли  бы  быть  направлены
насильственные  действия  и  на  которых  могла  бы  быть  возложена
ответственность  за  отступление  от  Закона .
     Каддафи  утверждает , что  никакой  иной  концепции  подлинно
демократического  общества  существовать  не  может . С  этим  утверждением
можно  поспорить  . Потому  что  принципы  подлинной  демократии  Каддафи
накладывают  определённые  условия  на  применение  данного  устройства
общества  конкретным  странам . Для  примера , в  нашей  стране , занимающей
довольно  обширную  часть  географической  карты , со  множествами
народностей  и  с  не  меньшим  числом  религий ( основополагающая  Закона
общества , по  Каддафи )  будет  очень  трудно  сформулировать  Закон
общества , чтобы  не  оказалась  ущемлённой  ( иначе  не  будет  подлинной
демократии )  ни  одна , даже  самая  маленькая , народность . 
     По  моему , даже  эта  небольшая  дилемма  доказывает  не  абсолютность
теории  Каддафи , хотя  следует  признать  , что  в  ней  есть  не  мало
мыслей , заслуживающих  внимания .