Каталог :: Международные отношения

Статья: Региональная политика

                  ТАЛЛИННСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ                  
                           Социальный факультет                           
                       Административное управление                       
                              Андерей Креeк                              
                    ПРОГРАММА РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ                     
                          ИДА-ВИРУМАА 1998-2003.                          
                   РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ "РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА"                   
                    ПЕРЕВЕДЕНО С ЭСТОНСКОГО 27.11.1999                    
                    (специально для БАНКА РЕФЕРАТОВ-2)                    
     Преподаватель:  C. Мяэльтсемеес
     -Таллинн 2000- 
     Содержание
1. Введение....................................................................3
2. Основные черты регионального развития.....................................4
3.Базовая логика...............................................................5
4.Логика действий на ближайшие годы............................................6
5.Транспорт и транзит..........................................................7
6.Образование..................................................................8
7.Туризм  и экономика отдыха..................................................10
     Введение
Моя работа посвящена основным чертам "Программы регионального развития Ида-
Вирумаа 1998-2000". В ней я попытаюсь проанализировать основные пункты
программы, высказать свое видение упомянутых проблем и способов их решения.
Причин, по которым я выбрал именно эту тему- две: во-первых Ида-Вирумаа это мой
родной регион, в котором я вырос, и судьба которого мне не безразлична. Я
более-менее знаком с основными проблемами данного региона, со многими из
которых столкнулся на практике,  и думаю, что я вправе со своей стороны дать
оценку предпосылкам развития уезда. Во-вторых. Участвуя в конференции "Rahvuste
integreerumise eeldused eesti ühiskonda Ida-Virumaal", где впервые была
прдставлена и обсуждалась эта программа, я получил более ясное представление о
перспективах регионального развития Ида-Вирумаа и об основных проблемах,
препятствующих этому процессу.
Главной целью работы является описание основных пунктов прграммы, анализ их
осуществимости, необходимости, и соответствие имеющимся ресурсам.
Моя работа сочетает в себе черты реферата и эссе, и построена следующим образом:
Ø      Краткий конспект какого-либо пункта программы;
Ø      Предложения составителей программы по его реализации;
Ø      Мое мнение по данной проблеме;
В качестве основных источников использованы "Программа региональног развития
Ида-Вирумаа 1998-2003" и материалы конференции "Rahvuste integreerumise
eeldused eesti ühiskonda Ida-Virumaal", прходившей 26.-28. 11. 1998 в
Нарва-Йыэсуу.
     ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Данные основные черты программы регионального развития Ида-Вируского развития
на 1998-2003 годы нацелены на продолжение создания и развития предпосылок
решения проблем интеграции в Ида-Вирумаа. Программа развития не пытается
охватить все происходящее и уже решенное и делаемое в Ида-Вирумаа. В
программе развития основное внимание сконцентрировано на факторах, которые
ускоряют и стимулируют естественное развитие и существенно меняют социальную,
экономическую и техническую среду (в дальнейшем "среда"). Целью является
создание в Ида-Вирумаа, как для постоянных жителей так и для прибывающих сюда
на короткое или длительное время всячески пригодной для жизни  среды, которая
по своему содержанию соответствует принципам, принятым на конференции ООН
Агенда-21 в Рио-де-Жанейро.
При этом исходят не только из имеющихся на данный момент ресурсов (люди,
деньги, организации, и т.д.) целью является полностью охватить один из
оновных ключевых моментов развития Ида-Вирумаа и скрывающиеся возможности, в
вероятном развитии окружающей геополитической фоновой системы (особенно в
направлении Европейского Союза и России).
Предполагают, что ясно проявленная политическая воля является
результататомцеленаправленного действия и выражается в необходимых
обеспечивающих развитие ресурсах, которые наряду с госбюджетными средствами
получают из очень разных источников.
     БАЗОВАЯ ЛОГИКА
Логику развития Ида-Вирумаа определяют географическое расположение и
население уезда, природные ископаемые, находящиеся на территории уезда и
стратегическую значимость, имеющую производственную мощность.
Особенно при планировании развития ближайших лет необходимо учитывать
существенное отличие национального состава Ида-Вирумаа от других уездов. Ида-
Вирумаа является единственным уездом, где в населении преобладают инородцы.
Поэтому интеграция не-эстонцев в Эстонию (и Европу) является особенно сложной
и ей уделено большое внимание.
Рассматриваемая региональная программа Ида-Вирумаа отмечается в сводке
Европейской Комиссии о вступлении Эстонии в Европейский Союз (Агенда 2000).
Таким образом, планирование развития уезда связывается с общей внешне-
политической политикой Эстонской Республики и Европейского Союза. Стабильное
развитие экономической и социальной среды Ида-Вирумаа является одним из
важных факторов безопасности Эстонского государства.
Необходимо учитывать, что перереформирование наследия советского времени и
переход на новую траекторию развития, требует времени, хотя бы одного
поколения (т.е. до 2020-2030 гг).
Цель является создание мультикультурного, с  разнообразной экономической и
социальной структурой региона, известного и преуспевающего и в Эстонии, и в
Европе. На это направлены проходящие в Эстонии интеграционные прцессы. Более
короткие по времени планы действий должны создать для этого соответствующие
предпосылки. Период, рассматриваемый в плане развития, совпадает с процессом
переговоров вступления в Европейский Союз, который, предположительно даст
возможность использовать ресурсы структурных программ, подготавливающих
объединение. С 1999 года начала свою работу т.н. Специальная подготовительная
программа (SPP), целью которой является подготовка деятельности программ
Европейского Союза SAPARD- развитие сельского хозяйства и ISPA-развитие
инфраструктуры до такого уровня, чтобы Структурные фонды ЕС могли эффективно
действовать в странах-кандидатах на вступление в Европейский Союз.
     ЛОГИКА ДЕЙСТВИЙ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ
В первую очередь необходимо выяснить следующие возможности решения и
локализацию на временной оси:
Ø      Развитие переходящих из старой структуры базисных элементов
экономики (электростанции, шахты, заводы, сеть образования);
Ø      Развитие новых структур притягательных центров (порты,
туристические комплексы, учреждения образования, и т.д.);
Ø      Евромагистраль с новым нарвским мостом и беспошлинными складами;
Ø      Развитие дорожной и портовой сети, выход на море;
Ø      Развитие исторических и природных достопримечательностей и
туристических объектов;
Ø      Возможности для создания  новых рабочих мест и переобучение
кадров;
Ø      Привлечение специалистов и предпринимателей в уезд как из
других мест Эстонии так и из-за границы, создание для них благоприятной для
жизни и работы среды, предоставление дополнительных социальных гарантий;
Ø      Развитие международной совместной работы регионов;
Ø      Формирование хорошего мнения и своего лица уезда, что являлось
бы основой для известности и притягательности Ида-Вирумаа в Эстонии и за ее
пределами. (особенно для привлечения инвестиций в уезд);
Временной период, рассматриваемый в данном документе, имеет дело в первую
очередь с промышленностью, с преодолением последствий депрессии,
реструктуризацией и окончанием приватизации и с вводом продукции, что не
ставит под удар  промышленность, добычу сланца и производство электроэнергии
как важных опорных конструкций, присущих Ида-Вирумаа.
Другие сферы деятельности должны пережить существенную модификацию и
развитие, принципиально изменив и разнообразив экономические и социальные
структуры, общественный климат и человеческую среду Ида-Вирумаа.
Исходя из вышеуказанного и учитывая прежде всего интеграционные проблемы в
Ида-Вирумаа, в данном плане развития выделяются три области, формирующие
новые структуры и существенно изменяющие окружающую среду:
Ø      Транспорт и транзит;
Ø      Образование;
Ø      Туризм и экономика отдыха;
     ТРАНСПОРТ И ТРАНЗИТ
Агенда 2000 включает требование: "Эстонии необходимо делать капиталовложения
в реконструкцию железных дорог восточно-западного направления и
усовершенствовать инфраструктуру в местах пересечения границы..., а также в
портах. По территории Эстонии проходит один общеевропейский транспортный
коридор, как это было установлено на конференции в Креета."
Программа развития включает следующие ключевые решения и приоритеты:
Ø      Новый транспортный мост, вместе с соответствующей территорией
для обслуживания товара, через реку Нарва;
Ø      Реконструкция железной дороги Таллинн-С.Петербург;
Ø      Реконструкция автострады Йыхви-Тарту;
Ø      Реконструкция автострады Таллинн-С.Петербург, вместе с
развитием соответствующей инфраструктуры на европейском уровне;
Ø      Реконструкция дорожной сети уездного значения;
Ø      Современые порты на морском побережье (Нарва, Нарва-Йуэсуу,
Тойла, Азери, Силламяэ);
Ø      Маленькие порты и базы отдыха у Чудского Озера;
Ø      Инфраструктура воздушного сообщения (малые аэропорты);
Ø      Судоходство по побережью;
Ø      Придорожная сеть бензоколонок и предприятий по обслуживанию и
тенообслуживанию;
Развитие транспорта относится к приоритетам развития уезда, при этом нельзя
это сводить только на проблемы развития транзита, хотя с точки зрения Эстонии
как целого, это мысленно допустимо.
Таким образом использование территории уезда для транзита является лишь
частью транспортного комплексаю. В случае транзита товаров целью является
предложение, по-возможности, разнообразных услуг и создание хороших условий
для провоза. Существенным является не только увеличение объемов
грузоперевозок, а также кратковременное или длительное пребывание в людей,
обслуживающих транзитный транспорт, и максимальное использование услуг и
товаров, предлагаемых гостям. Это в свою очередь, предполагает совместную
работу со средними ведомствами, в первую очередь с министерством дорог и
связи, объединение реконструкции проходящих через уезд транзитных пунктов с
созданинем инфраструктуры служащих, во благо интересам уезда, и пополняя
западно- восточные транспортные структуры и структурные связи с со
структурами по северо-южному направлению.
Особое внимание необходимо уделить охвату морского побережья как
существенного компонента транспорта, и на открытие уезда со стороны моря. А
также необходимо учесть планирование создания предположительной
инфраструктуры  для обслуживания авиатранпорта (хотя бы в объеме обслуживания
перевоза малых товаров, туризма и авиации).
     ОБРАЗОВАНИЕ
Система образования уезда является частью государственной системы образования
Эстонии и поэтому соответствующее уездное развитие исходит из государственных
приоритетов, учитывая при этом своеобразие и нужды Ида-Вируского уезда.
При формировании соответствующих программ образования, необходимо добавлять
предметные пункты, учитывающие фон населения уезда как в обучении детей так и
взрослого населения.
Основное внимание при этом концентрируется на школьные и индивидуальные
учебные планы, которые в первую очередь, должны принципиально изменить
содержание до сих пор проходящего на русском языке обучения. Большую
весомость надо дать индивидуальным учебным планам, в первую очередь при
обучении инородцев и детей из смешенных семей, обучающихся в эстонских
школах, преодолев трудности понимания, обусловленные различием культурного
контекста.
Для эффективной помощи школам и педагогам необходимо совместно с
министерством образования создать и ввести в действие Уездный центр по
образованию, целью которого является введениев русскоязычную школу
эстоноцентричности (независимо от учебного предмета), современную
инфотехнологию и связанный с местной обыденной жизнью учебный материал,
обеспечить проведение изменений в школах Ида-Вирумаа и организацию
необходимых прикладных исследований, заниматься проблематикой иноязычного
ребенка в эстоноязычной школе, обучение эммигрантов и т.д.
С точки зрения изменения языкового и культурного контекста привалирующего до
сих пор, особенно весомым является развитие компьютерного обучения, развитие
местных компьютерных сетей и "интернетизация".
Преподавание языка в ближайшие годы должно гарантироватю выпускникам основной
школы владение языком, которое даст возможность продолжить обучение в
эстоноязычной школе, обеспечить уровень, соответствующий требованиям
гражданства, и дать возможность интегрироваться в эстонское общество.
В заключении хотелось бы отметить, что при создании предпосылок интеграции
для инородцев необходимо существенно разнообразить и расширить возможности
обучения. Дополнительно к обучению эстонскому языку, необходимо обеспечить
инородцам разностороннее воспитание чувства гражданина Эстонии.
Эстоноцентричность в обучении не должна ограничиваться учебными предметами,
рассматривающими историю, природу, общество..., а должна охватывать все
учебные предметы, дисциплины, курсы. При этом необходимо учитывать и фон
учащегося (национальность, домашний язык, социальное положение и др.) и
поддерживать сохранение корней через свой национальный язык и культуру.
     ТУРИЗМ И ЭКОНОМИКА ОТДЫХА
Туризм, как один из трех руководящих приоритетов уезда исходит из целей
реализовать исторический и природный, а также полученный из советского
индустриального прошлого потенциал Ида-Вирумаа. При этом нужно отдавать себе
отчет, что туризм с сферой действия уездного уровня окажется весьма
капиталоемким. Много денег требует как инфраструктура, обслуживающая туризм и
организационно- информативные структуры, так и обучение людей. Но, по
окончанию, сделанное для развития туризма станет фактором, увеличивающим
развитие уезда, дав не только трудовую занятость, экономический оборот, рост
местных расходов и др.
Программа развития предусматривает следующие узловые решения и проекты в
области туризма и экономики отдыха:
Ø      Внутриэстонский туризм, знакомство остальной Эстонии с Ида-
Вирумаа, особенно школьной молодежи;
Ø      Обучение персонала, в том числе обучение и дополнительное
обучение населения;
Ø      Придорожная информация и обслуживание;
Ø      Аттестация по единым требованиям объектов обслуживания и
посещения;
Ø      Издание письменной документальной информации (от исторических
справок до легенд, мифов) об объектах посещения;
Ø      Выбор приемущественно развиваемых форм туризма
(специализированный, элитарный и т.д.) и выбор соответствующих объектов;
Ø      Создание новых достопримечательностей, таких как комплекс
памяти и туризма Нарва-Силламяэ-Вайвара-Синимяэ;
Ø      Ввод в действие структур-институтов для проведения в жизнь
туристического приоритета;
Ø      Открытие побережья и береговых вод для туризма и отдыха;
Ø      Создание уездного кредитного ресурса для поддержки
предпринимательства по туризму;
Меры развития туризма должны быть тесно связаны с двумя другими приоритетами-
транспортом и образованием, которые в целом создают основные предпосылки для
развития туризма. Следовательно, три первых приоритета поддерживают друг
друга и их необходимо проектировать синхронно. Форсированине туризма без
соответствующей евростандартам инфраструктуры и обслуживающего персонала
может дать длительный прыжок назад. Мнение, оказавшееся один раз
дескридитированным, в мире туризма трудно быстро восстановить. Многие меры
можно предпринимать только на основании совместно выработанных длительных
программ министерств образования, культуры, путей сообщения и связи,
экономики и департамента туризма, министерства охраны окружающей среды,
центров предпринимательства и других, действующих в этой области союзов и
ассоциаций, включая и "третий сектор".