Каталог :: Международные отношения

Реферат: Международная миграция рабочей силы

1.МЕЖСТРАНОВОЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
Одним из проявлений интернационализации и демократиза­ции хозяйствен­ной и
социально-культурной жизни человечест­ва, а также последствий ост­рых
межнациональных противоре­чий, прямых столкновений между наро­дами и
странами, чрез­вычайных ситуаций и стихийных бедствий являются
крупно­масштабные внутристрановые и межстрановые перемещения населения и
трудовых ресурсов в разных формах. Это и добро­вольные мигранты, пользующиеся
правами и возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и
международны­ми рынками труда для выбора места жительства и работы, бе­женцы
и вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под
давлением обстоятельств. Масштабы потоков и драматизм положения таких
мигрантов в отдельные исторические периоды, и годы превращаются в глобальные
про­блемы. Их разрешение требует широкого международного со­трудничества.
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосред­ственно размеров,
особенностей и последствий миграционных процессов на международном уровне,
столкнулось с необходи­мостью координации усилий многих стран по разрешению
острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных пото­ков.
Организационно-институциональные, нормативно-правовые и финансовые механизмы
регулирования, созданные в прошлые годы на глобальном (в рамках ООН и других
организаций), ре­гиональном (региональные экономические организации) и
на­циональном (в основном промышленно развитыми странами) уровнях, позволяют
мировому сообществу постепенно ослаблять остроту в сфере международной
миграции населения и нормали­зовать миграционные потоки. Последнее
десятилетие нашего столетия характеризуется тем, что страны-импортеры и
страны-экспортеры трудовых ресурсов вносят существенные коррективы в свою
миграционную политику.
     Межстрановая миграция населения и трудовых ресурсов возни­кает при
наличии значительного контраста в уровнях экономи­ческого и социального
развития и темпах естественного демо­графического прироста стран, принимающих и
отдающих рабо­чую силу. Географическими центрами иммиграции являются наиболее
развитые страны, такие, как США, Канада, Австралия, большинство
западноевропейских стран, а также страны с высо­кими доходами от продажи нефти
и бурным экономическим ростом (Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, Объединенные
Арабские Эмираты и т.д.).
     Внешняя трудовая миграция относится к одному из видов ме­ждународной
миграции населения, который характеризуется пе­ремещением рабочей силы, как
правило, из менее развитых в экономически более развитые страны на временную
работу с последующим возвращением на родину.
Мировой опыт свидетельствует, что трудовая миграция обес­печивает несомненные
преимущества как принимающим рабо­чую силу странам, так и поставляющим ее. Но
она способна по­родить и острые социально-экономические проблемы.
Сегодня признаются и используются следующие положительные последствия
трудовой миграции.
Прежде всего учитывается, что процессы трудовой миграции способствуют
смягчению условий безработицы, появлению для страны—экспортера рабочей силы
дополнительного источника валютного дохода в форме поступлений от эмигрантов,
а также приобретению ими знаний и опыта. По возвращении домой они, как
правило, пополняют ряды среднего класса, вкладывая заработанные средства в
собственное дело, создавая дополни­тельные рабочие места.
К отрицательным последствиям трудовой миграции следует отнести тенденции
роста потребления заработанных за границей средств, желание скрыть получаемые
доходы, «утечку умов», иногда и понижение квалификации работающих мигрантов и
т.п.
Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного
эффекта, получаемого страной в результате тру­довой миграции, используют
средства государственной полити­ки. Просчеты в выборе ориентиров миграционной
политики вы­зывают нежелательную реакцию в виде роста нелегальной ми­грации и
последующей социальной активности возвращающихся мигрантов и др. В этой
области особенно очевидны неэффек­тивность жестких, директивных мер и
необходимость косвен­ных, координирующих воздействий со стороны государств и
правительств.
2.МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖСТРАНОВОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ.
Правительство каждой страны суверенно в своем праве определять направления и
цели миграционной по­литики, при разработке комплекса мер, регулирующих
процессы внешней трудовой миграции, признано целесообразным и необ­ходимым
условием придерживаться определенных правовых норм и стандартов, закрепленных
в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции,
страны, регламентирующие процесс трудовой миграции, признают приоритет норм
международного права над национальным законо­дательством, что имеет важное
значение как для самой страны с точки зрения ее интеграции в мировое
сообщество, так и для мигрантов, чьи права за рубежом существенно расширяются
и нуждаются в защите.
Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что
регулирование данного процесса осуществля­ется двумя (или более) субъектами,
воздействующими на разные стадии перемещения населения и преследующими
зачастую не­совпадающие интересы. Если страна—импортер рабочей силы в большей
степени отвечает за прибытие и использование мигран­тов, то в функции
страны—экспортера рабочей силы в большей степени входит регулирование оттока
и защита интересов ми­грантов за рубежом.
Во многих аспектах интересы стран—экспортеров и импор­теров рабочей силы
оказываются тесно переплетенными. Право­вое выражение взаимной
заинтересованности стран, прини­мающих и направляющих мигрантов, осуществляется
в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам
миграции.
В настоящее время значительное число учреждений и орга­низаций, прежде всего
в рамках ООН, а также региональных группировок занимаются проблемами,
связанными с миграцией населения и трудовых ресурсов.
Комиссия ООН по народонаселению располагает соот­ветствующим фондом, часть
которого используется на субсиди­рование национальных программ в области
миграции населения. Деятельность МОТ в качестве одной из целей
предусматривает регулирование миграции населения. Ряд международных
дого­воров, принятых ВОЗ (Всемирной организацией здравоохране­ния), содержит
специальные нормы, которые касаются физиче­ского состояния трудящихся-
мигрантов. В конвенциях ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение
образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль
Ме­ждународной организации по миграции (MOM), целью которой является
обеспечение упорядоченной и плановой международ­ной миграции, ее организация,
обмен опытом и информацией по указанным вопросам. В Западной Европе
деятельностью, свя­занной с обеспечением и защитой прав трудящихся мигрантов,
занимается Межправительственный комитет по вопросам ми-фации (СИМЕ).
Одной из основных идей Конвенции МОТ о трудящихся-мигрантах является
признание государствами, ратифици­рующими данный документ, равенства в
отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности,
религии, пола и т.п. Конвенция содержит статьи, направленные на регулирование
условий, при которых трудящиеся-мигранты будут иметь равные с гражданами
принимающего государства права в вопросах, определенных Конвенцией. Защита
прав тру­дящихся-мигрантов обеспечивается:
• организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их
необходимой информацией (ст. 2);
• принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении
вопросов, касающихся имми­грации и эмиграции граждан (ст. 3);
• принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъ­езд, перемещение и
прием мигрантов (ст. 4);
• организацией соответствующих медицинских служб (ст. 5);
• разрешением переводить на родину заработок и сбереже­ния трудящихся-
мигрантов (ст. 9).
Два приложения к Конвенции касаются найма, размещения и условий труда
мигрантов, еще одно — вопросов ввоза мигрантами личного имущества, рабочих
инструментов и оборудования. Посреднической дея­тельностью по трудоустройству
мигрантов могут заниматься:
• наниматель или лицо, находящееся у него на службе и действующее от его
имени, при наличии разрешения от компетентных властей и под их контролем;
• частное агентство, получившее на это предварительное разрешение
компетентных властей территории, на кото­рой данные операции будут
производиться, при соблюде­нии условий и в тех случаях, которые могут быть
преду­смотрены либо законодательством данной территории, либо соглашением
между компетентными органами при­нимающей и направляющей стран.
В данной Конвенции также указывается, что лицо или орга­низация,
способствующие незаконной миграции, подлежат со­ответствующему наказанию. В
ней подчеркивается также необ­ходимость письменного оформления трудовых
контрактов и со­блюдения права трудящихся-мигрантов на получение данных
документов с указанием сроков найма, условий и содержания труда и уровня его
оплаты.
Документы МОТ провозглашают равенство мигрантов с граж­данами страны
пребывания также и в уровне минимальной зара­ботной платы, а в тех странах,
где это предусмотрено националь­ными законодательствами, — возможность
участвовать в процеду­рах по установлению размера заработной платы. При этом
огова­ривается, что заработная плата трудящимся-мигрантам должна
выплачиваться регулярно и наличными деньгами.
Международными стандартами предусматривается также возможность для
трудящихся-мигрантов получить образова­ние или повысить квалификацию в стране
пребывания.
Конвенция МОТ, принятая в 1962 г., гарантирует равнопра­вие граждан стран
пребывания и иностранцев или лиц без граж­данства в области социального
обеспечения. Государства, при­нявшие настоящую Конвенцию, обязуются соблюдать
по отно­шению к гражданам любого другого государства, подписавшего данную
Конвенцию, равенство в социальном обеспечении неза­висимо от срока пребывания
в стране. При этом принятые обя­зательства по желанию сторон могут
предусматривать одну или более социальных гарантий: медицинское обслуживание,
пособие по инвалидности в случае потери трудоспособности, пенси­онное
обеспечение, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице
и т.п.
Согласно Конвенции МОТ 1975 г., государства должны выявлять на своей
территории нелегальную миграцию и прини­мать необходимые меры по ее
сокращению. Конвенция содер­жит требования, предъявляемые государствам в
отношении ра­венства в образовании, занятости, социального обеспечения,
участия в профсоюзах и прочих гражданских прав и социальных гарантий для лиц,
находящихся на территории государства на законном основании в качестве
трудящихся-мигрантов или чле­нов их семей.
Ратификация заинтересованными государствами междуна­родных конвенций,
регламентирующих процесс трудовой ми­грации, является необходимым условием
для их осуществления.
3.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ИМПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ.
Страны—импортеры трудовых ресурсов, которые постоянно испытывают потребности
в привлечении рабочей силы, свою иммиграционную политику основывают прежде
всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибываю­щих
трудящихся-мигрантов.
В качестве инструмента регулирования численности исполь­зуется показатель 
иммиграционной квоты, который ежегодно рас­считывается и утверждается в
стране-импортере.
О высоких требованиях к качеству прибывающей рабочей силы свидетельствует
необходимость прохождения процедуры признания имеющихся у мигранта документов
об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта
работы по специальности. Возрастной ценз является одним из распространенных
критериев отбора иммигрантов. Шансы полу­чить разрешение на въезд в страну
выше у более молодых пре­тендентов.
К числу  требований, предъявляемых к качеству рабо­чей силы, относят:
• требование хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта;
• дополнительные профессиональные требования, относя­щиеся к ряду
специальностей или профессий (в США, на­пример, иностранный программист
должен владеть приня­тыми в стране программными средствами, быть знакомым с
соответствующими компьютерными системами);
• ограничения личностного и психологического плана. Так, например, претендент
на получение гражданства ЮАР должен иметь «добрый характер». В США издавна
огра­ничен въезд для представителей любой из партий тотали­тарного типа.
Значение того или иного качественного признака при отбо­ре иммигрантов не
является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с
тем по ряду важнейших характеристик, таких, как возрастной ценз, наличие
трудового сертификата, обладание определенной профессией и профес­сиональной
подготовкой, требования достаточно устойчивы во времени.
Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается также в
предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в
страну. Так, приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию
пользуются биз­несмены, предполагающие открыть дело в стране пребывания.
Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка
труда от неконтролируемого притока ино­странной рабочей силы. Для
осуществления этой цели государ­ства-импортеры применяют меры, направленные
на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение
ино­странной рабочей силы в стране пребывания.
4.ЭМИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА СТРАН-ЭКСПОРТЁРОВ ТРУДОВЫХ  РЕСУРСОВ.
Международная организация труда так определила цели эмиграционной политики
стран-экспортеров: эмиграция трудо­вых ресурсов должна способствовать
сокращению безработицы, поступлению от трудящихся-эмигрантов валютных
средств, ко­торые используются для сбалансированности экспортно-импортных
операций; эмигрантам за рубежом должен быть обеспечен соответствующий
жизненный уровень; требование возвращения на родину эмигрантов сочетается с
приобретением последними в зарубежных странах профессий и образования.
Современная международная трудовая миграция характери­зуется активизацией и
ростом влияния стран — экспортеров ра­бочей силы, которые применяют различные
методы и средства для достижения целей эмиграции, а именно:
• методы и средства защиты интересов государства-экспортера трудовых ресурсов
путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов,
выезжающих за пределы страны. Большинство государств демонстрируют своей
эмиграционной политикой уважение прав своих граждан на сво­бодное
перемещение. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции,
особенно в отношении высококвали­фицированных специалистов и при нехватке
квалифицирован­ной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографиче­ской
ситуации;
• методы использования эмиграции в целях обеспечения ре­сурсами экономики
страны путем привлечения валютных средств трудящихся-мигрантов. Для этого в
национальных банках откры­вают эмигрантам валютные счета под более высокую
процентную ставку, создают им выгодные условия использования своих ва­лютных
средств для приобретения товаров и производственного оборудования и т.д. Ряд
государств прямо обязывает трудящихся-эмигрантов переводить в страну
происхождения значительную, долю полученной за границей заработной платы.
Государство привлекает также средства частных посреднических организаций,
занимающихся трудоустройством граждан за границей путем введения
обязатель­ных вкладов и страховок;
• методы и средства по защите прав трудящихся-эмигрантов путем использования
двусторонних соглашений и контрактной формы найма рабочей силы для работы за
границей, которая при­звана обеспечить определенные экономические и
социальные га­рантии (по заработной плате, оплате проезда, жилью,
продоволь­ственному обеспечению и медицинскому обслуживанию и т.д.), а также
путем организации учреждений, фондов, представительств, назначения
специальных должностных лиц и т.п. в целях контро­ля за выполнением условий
международных соглашений по тру­довой миграции, решения спорных вопросов в
стране пребывания мигрантов и соблюдения их основных прав.
В посольствах и представительствах некоторых стран за ру­бежом назначаются
атташе по труду, которые призваны обеспе­чивать защиту прав трудящихся-
мигрантов, в том числе разре­шение спорных вопросов при их размещении,
ведение перего­воров с работодателями.
Заслуживает внимания опыт создания специальных фондов, в задачи которых
помимо контроля за соблюдением прав трудя­щихся-мигрантов и членов их семей
входит накопление средств (фонда благосостояния), предназначенных для
обеспечения ме­дицинского обслуживания, жилищного строительства, расшире­ния
сети школ и т.п. возвращающихся на родину мигрантов;
• меры, способствующие как защите государственных инте­ресов, так и прав и
свобод трудящихся-мигрантов.
Государство стремится выработать такой механизм регулиро­вания миграции,
который позволял бы совмещать защиту госу­дарственных интересов и его
граждан. Одним из инструментов реализации данной задачи является введение
порядка обязатель­ного государственного лицензирования деятельности по найму
граждан для работы за границей. Цель лицензирования — наде­ление правом
посредничества при трудоустройстве за границей только тех организаций,
которые обладают достаточными зна­ниями, опытом работы, располагают надежными
международ­ными связями и способны нести материальную и юридическую
ответственность за результаты своей деятельности;
• меры, направленные на взаимную защиту интересов стран—экспортеров и стран -
импортеров трудовых ресурсов.
5.МИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
Россия не осталась в стороне от миграционных процессов. Распад СССР, переход
к рыночным отношениям, экономиче­ские и политические перемены и неурядицы,
межэтнические столкновения и войны привели к тому, что на территории Рос­сии
оказалось в середине 90-х годов около трех миллионов бе­женцев. Эти потоки
беженцев, прежде всего из стран СНГ и Балтии, не прекращаются.
Рост безработицы подтолкнул сотни тысяч российских граж­дан, в том числе
высококвалифицированных специалистов, трудо­устраиваться за рубежом. Это один
из крупнейших исходов насе­ления в последние десятилетия нынешнего столетия.
На Конфе­ренции стран СНГ в Женеве по проблемам беженцев и эмигран­тов была
признана безотлагательная необходимость международ­ной помощи. На территории
России оказались сотни тысяч пере­мещенных лиц не только из стран СНГ и
Балтии, но и из других регионов.
Правительство Российской Федерации вынуждено в этих ус­ловиях формировать и
осуществлять активную миграционную политику, искать поддержки — материальной
и финансовой — у международных организаций, развивать сотрудничество с
други­ми странами на двусторонней и многосторонней основе по про­блемам
миграции населения и трудовых ресурсов.
Выход России на внешние рынки труда предполагает фор­мирование полноценной,
обоснованной миграционной полити­ки. В России уже сложилась правовая база
регулирования ми­грационных процессов, основанная на Конституции Российской
Федерации, законах и законодательных актах, постановлениях Правительства РФ,
определяющих порядок выезда и въезда в страну, трудоустройство российских
граждан за рубежом, меры по миграционному контролю и т.д.
Разработана федеральная миграционная программа. Прави­тельство РФ наметило
меры по выполнению задач в области миграционной политики страны,
первоочередными из которых являются регулирование миграционных потоков,
преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов в этой
области, создание условий для беспрепятственной реализа­ции прав мигрантов.
Практическому претворению в жизнь конституционных и законодательных норм,
обеспечивающих права российских гра­ждан на трудоустройство за границей,
способствуют заключен­ные международные соглашения РФ с Германией, Китаем,
Польшей, Словакией, Финляндией и рядом других стран.
Федеральной миграционной службой России предоставлены лицензии почти 150
организациям, занимающимся оформлени­ем трудоустройства российских граждан за
рубежом. Введение системы лицензирования позволило пресечь недобросовестную
деятельность со стороны ряда фирм и агентств. В то же время многие вопросы, в
том числе связанные с возвращением ми­грантов, требуют дальнейшей доработки и
детализации. Форми­рование правовой и организационной базы регулирования
ми­грационных процессов в РФ продолжается.
Наиболее важные аспекты российской миграционной поли­тики:
• реализация гражданами РФ прав на свободу перемеще­ния;
• гарантия защиты и поддержки трудящихся-мигрантов за рубежом;
• обеспечение беспрепятственного возвращения на родину и помощь в адаптации
мигрантов.
Поскольку Россия в международной миграции является од­новременно принимающей
и направляющей стороной, при раз­работке российской миграционной политики
приходится ориен­тироваться на реализацию многоцелевых направлений.
В области импорта рабочей силы наиболее важными за­дачами, как
показывают складывающаяся ситуация и опыт зару­бежных стран, являются:
обеспечение защиты национальной экономики от избыточного притока
трудящихся-мигрантов из других стран; разработка мер по регулированию
количественных и качественных параметров потока иммиграции; обеспечение
рационального  использования  прибывающих трудящихся-мигрантов в экономических
и политических интересах России. Немаловажное значение, как показывает опыт
стран-импортеров, имеет выбор концепции иммиграционной политики.
В области экспорта рабочей силы при разработке эмиграци­онной политики
России особое внимание уделяется: улучшению ситуации на рынке труда за счет
сокращения безработицы; привлечению валютных поступлений в страну за счет
денежных переводов трудящихся-мигрантов из-за границы; защите прав и
обеспечению поддержки российских граждан, работающих за рубежом; получению
мигрантами профессий, предприниматель­ского опыта и образования.
Принципиальное значение для РФ имеет создание приори­тетных условий
возвращающимся мигрантам для инвестирова­ния в сферу экономики. С этой целью
намечено создать специ­альную структуру, занимающуюся консультированием,
инфор­мационным обеспечением возвращающихся мигрантов и оказы­вающую им
конкретную помощь. Возможно также предоставле­ние различных налоговых льгот и
льготное кредитование. Как и в большинстве стран мира, возвращающиеся
мигранты должны иметь право беспошлинно ввозить средства производства для
последующей производственной деятельности.
С целью дополнительного привлечения в страну валютных средств, заработанных
мигрантами, и их адаптации к условиям российского рынка, требуется, по опыту
зарубежных стран, принятие ряда мер, например:
• введение специальных депозитных счетов;
• продажа земельных участков под строительство;
• выдача на льготных условиях ссуд на строительство домов под переводы,
хранимые в строго определенных банках;
• создание альтернативного жилого фонда для льготной реализации за валюту
среди возвращающихся мигрантов;
• открытие валютного счета для беспошлинного провоза машин, товаров
длительного пользования;
• создание специального пенсионного фонда.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подвижность населения и трудовых ресурсов — одна из важных особенностей
современных МЭО.
Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ре­сурсов, международные
организации по миграции совер­шенствуют законодательство, механизм
регулирования ми­грационных процессов и потоков, руководствуясь принци­пами
свободы и демократии с учетом национальных инте­ресов.
Международная организация труда являете уникальной среди всемирных
организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители
трудящихся и пред­принимателей обладают равным количеством голосов с
представителями правительств. Одна из ее наиболее важ­ных функций состоит в
принятие конвенций и рекоменда­ций, устанавливающих международные трудовые
стандар­ты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата,
продолжительность рабочего дня, социальное стра­хование, оплачиваемый отпуск,
охрана труда, служба най­ма, рабочая инспекция.
Конвенции налагают обязательства — для государств-членов, которые их
ратифицировали, рекомендации обес­печивают ориентир для национальной
политики, законода­тельства, практики. Со времени основания МОТ принято более
300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует применение конвенций
ратифицировавшими их государст­вами.
В России создана правовая и организационная база эмиг­рации и иммиграции
трудовых ресурсов, разработана фе­деральная миграционная программа, заключены
двусто­ронние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых
ресурсов. Важным направлением интегрирова­ния России в мировое сообщество
должна стать ратифика­ция международных конвенций, регламентирующих про­цессы
трудовой миграции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Мировой рынок труда. — М.: Наука, 1994, гл. 1—3.
2. МТБ. Конвенции и Рекомендации, принятые Междуна­родной конференцией
труда. 1919—1986. — Женева, 1988. - С. 1428-1446.
3. Неисповедимы пути иммиграции// «Российская газета», 8 октября 1996., с.3.
4. Федеральная миграционная программа //«Российская газе­та», 20 августа
1996., с. 4—6.
5. Федеральный закон Российской Федерации «О порядке выезда из
Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15 августа 1996//
«Российская газета», 16 августа 1996 г.
     

ПЛАН

1.Межстрановое перемещение населения и трудовых ресурсов. 2.Международно-правовые основы межстрановой трудовой миграции. 3.Миграционная политика стран – импортёров трудовых ресурсов. 4.Эмиграционная политика стран – экспортёров трудовых ресурсов. 5.Миграционная политика Российской Федерации. Заключение. Список используемой литературы.