Каталог :: Международные отношения

Реферат: Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион

Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион
Россия была и остается азиатской державой. Здесь я хочу сконцентрировать свое
внимание на геополитических перспективах России в Азиатско-Тихоокеанском
регионе, который уже стал одним из ведущих центров мирового развития.
Осознание этого факта было продемонстрировано уже во Владивостокских
инициати­вах М.С. Горбачева 1986 года. Потеря Прибалтики, Украины,
Бело­руссии и Молдавии как бы отдалила Россию от Запада и физически
приблизила ее к Азии. Значимость АТР для России возрастает в силу того, что
при сужении «окна в Атлантику» через Черное море и Балтику этот регион
становится дополнительными воротами в Миро­вой океан и индустриально развитый
мир. Здесь перед Россией от­крываются прежде всего новые рынки оружия,
сырьевых и промыш­ленных товаров. Благоприятствующим для России фактором
является то, что, не считая территориального спора с Японией, у нее нет в
регионе сколько-нибудь серьезных проблем, способных блокировать ее
проникновение сюда.
Распад СССР и конец холодной войны привели к существенному изменению
геополитической ситуации в регионе. Так, в глазах США и Запада в целом в
определенной степени снизилась роль Китая в качестве противовеса российской
мощи. Несколько спала напряжен­ность в отношениях между Индией и Китаем, а
также Индией и Пакистаном. Вьетнам и Северная Корея потеряли свою былую
зна­чимость как союзники России, а Южная Корея — как союзник США. Начали
существенно изменяться отношения России с Южной Кореей. Наметились тенденции
к установлению более тесных экономических связей России со странами АСЕАН,
Австралией, Новой Зеландией, стали быстрыми темпами развиваться торговые
связи с Тайванем.
При всех существующих в японо-российских отношениях про­блемах нельзя не
отметить ряд признаков смягчения Японией тради­ционно жесткой позиции по
вопросу о Курильских островах. Так, она расширила культурный обмен с Москвой,
смягчила свое проти­водействие участию России в региональных и международных
орга­низациях. В Белой книге министерства обороны Японии, обнародо­ванной в
сентябре 1990 года, российские войска в Сибири и на Дальнем Востоке перестали
рассматриваться как угроза безопасности Японии. Одновременно Страна
Восходящего Солнца изъявила готовность реализовать совместно с Россией целый
ряд двусторонних проектов по разработке мер доверия в Восточно-азиатском
регионе. В целом можно сказать, что Япония не хочет оставаться в стороне от
процесса достижения смягчения напряженности с Москвой.
В рассматриваемом контексте особо важное значение имеет нор­мализация
советско/российско-китайских отношений. В настоящее время одна из главных
задач, стоящих перед российской диплома­тией, состоит в принятии всех
возможных усилий, направленных на то, чтобы сделать Китай своим союзником, а
не новым противником. Уже в своем выступлении во Владивостоке в 1986 году
М.С. Горба­чев выразил готовность идти Китаю на уступки по ряду пограничных
вопросов. Горбачев приветствовал наметившееся к тому времени расширение
торгово-экономического сотрудничества между двумя странами и высказал
решимость искать компромиссы с Пекином. Поворотным пунктом в развитии
советско-китайских отношений ста­ли 1988-1989 годы, ознаменовавшиеся началом
гласности и тран­сформации советского общества на путях демократизации.
Заявление Горбачева о предстоящем выводе всех советских войск из
Афганис­тана, взятое им обязательство существенно сократить численность
советских войск, размещенных вдоль советско-китайской границы, и оказать
давление на руководство Вьетнама с целью вывода им своих войск из Камбоджи и
другие меры стали очевидным сигналом к улуч­шению советско-китайских
отношений.
Визит Б.Н. Ельцина в Пекин в декабре 1992 года был объявлен началом новой эры в
российско-китайских отношениях, главное со­держание которой состоит в
дальнейшем расширении и укрепле­нии экономического, технического и военного
сотрудничества между двумя странами. Во время визита были подписаны около двух
десят­ков соглашений, включая проекты участия Китая в разработке си­бирских и
дальневосточных ресурсов. Эти соглашения зафиксирова­ли тот факт, что две
стороны пришли к согласию по многим спорным пограничным вопросам и достигли
заметного прогресса в вопросах взаимного контроля над вооружениями и о мерах
доверия. Договор между двумя странами, ратифицированный в 1992 году,
ох­ватывает большую часть границы Китая с Россией и Монголией. В принципе решен
вопрос о маленьких островах вблизи Хабаровска. В 1993-1994 годах министры
обороны двух стран подписали докумен­ты о мерах доверия, призванные
предотвратить возможные инциден­ты на границе протяженностью 4 тыс. км. 
Москва предложила Пеки­ну техническую помощь в обслуживании вновь приобретенных
им самолетов СУ-27. В начале 1994 года министр иностранных дел России А.
Козырев посетил Пекин, а в сентябре того же года Цзян Цземин встречался с Б.Н.
Ельциным в Москве. Руководители двух стран подписали документ,
предусматривающий перенацеливание ядерного оружия с объектов друг друга. Важной
вехой в развитии двусторонних отношений стал визит президента России в Пекин и
начале 1996 года В ходе визита на встрече глав государств пяти стран — России,
Китая, Казахстана, Кыргызстана и Таджикиста­на — были урегулированы спорные
проблемы, связанные с западной границей Китая, с тремя последними из этих стран
Для укрепления и расширения российско-китайских отношений существует
множество предпосылок. Определяющее значение в дан­ном контексте имеет то,
что в общем балансе взаимные интересы двух стран превалируют над
конфликтующими интересами. Прежде всего, обе стороны заинтересованы в
стабилизации обстановки в Азиатско-Тихоокеанском регионе и разрядке
напряженности на Ко­рейском полуострове. Споры об идеологическом приоритете
той или иной стороны заменило прагматическое сотрудничество. Китайская и
российская экономики во многих аспектах дополняют друг друга Китай способен
предоставить России потребительские товары и сель­скохозяйственные продукты в
обмен на промышленное оборудование и военную технику Географическая близость,
протяженная общая граница и трудности, испытываемые российским Дальним
Востоком в получении товаров с европейской России, также способствуют
уско­ренному расширению китайско-российской торговли Показателем резкого
улучшения отношений между двумя странами является, на­пример, готовность
России продать Китаю передовую военную тех­нику, включая боевые самолеты СУ-
27 На геополитическом уровне как Россия, так и Китай сознают факт уменьшения
своей роли на международной арене. Расширение и углубление российско-
китай­ского сотрудничества могут служить определенным противовесом
сверхдержавным претензиям США и возможным притязаниям Японии на статус
политической и военной супердержавы Значимость России как немаловажного
регионального актора в Восточной Азии, по-ви­димому, не только не сократится,
а, наоборот, существенно возрас­тет при неизбежном усилении здесь
экономического и военно-поли­тического соперничества между Китаем и Японией.
Россия нужна каждой из сторон в качестве балансира друг против друга
«Россий­ская карта» как со стороны Китая в его отношениях с США, Япо­нией,
Европой, так и со стороны этих последних друг с другом и Китаем может
приобрести все более растущую актуальность и при­тягательность для каждого из
названных акторов.
Возрождение ислама в новых государствах Центральной Азии составляет головную
боль как для России, так и для Китая Послед­ний озабочен тем, какое именно
влияние такое развитие событий способно оказать на его мусульманское
население Например, небла­гоприятная ситуация в той или иной центрально-
азиатской стране при определенных условиях может стать дестабилизирующим
фактором для Синьцзян уйгурского автономного округа Китая, где проживают
около 1 млн. казахов, 375 тыс. киргизов и представители других центрально-
азиатских пародов. Россия, в свою очередь, озабочена тем, что растущие
межэтнические конфликты отрицательно скажутся на миллионах русских, которые
остались в этих с гранах, и создадут сложные проблемы на протяженной границе
с мусульманским миром Москва и Пекин не могут также равнодушно смотреть на
проникно­вение в этот район других мусульманских стран, особенно Турции,
Ирана, Саудовской Аравии и др.
Вместе с тем необходимо отметить, что Китай отрицательно относится к идее
создания системы коллективной безопасности в Азии Однако при этом нельзя
забывать, что данная идея была выдви­нута советским руководством еще в период
советско-китайского конфликта и преследовала антикитайские цели.
Особо заинтересована Россия в сохранении Индии в качестве приоритетного
геополитического партнера, обеспечивающего опре­деленный баланс сил в Азии.
Во всяком случае, Индия остается одним из основных покупателей российских
вооружений Как Ин­дию, гак и Россию не устраивает такое развитие событий, при
кото­ром бывшие мусульманские республики СССР — Азербайджан, Кир­гизия,
Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Казахстан — оказались бы
интегрированными в исламский мир
Сотрудничество со странами Азиатско-Тихоокеанского региона становится одной
из важнейших предпосылок решения стратегичес­кой задачи ускоренного
экономического развития российского Даль­него Востока. Курс на дальнейшую
нормализацию отношений с ве­дущими странами в этой части планеты будет
способствовать реальному участию России в процессе региональной экономической
интеграции. В случае успешного выполнения уже намеченных про­грамм и
заключенных договоров российское Приморье может стать крупнейшим торгово-
промышленным и трансрортно-транзитным цен­тром перевалки товаров из Восточной
Азии в Западное полушарие, Западную Европу и Центральную Азию. Такой курс
представляется залогом сохранения территориальной целостности страны на
Даль­нем Востоке Одна из важнейших задач в данной сфере состоит в
формировании всеобъемлющей региональной системы коллективной безопасности с
участием максимального числа государств, включая США, Японию, Китай, Россию,
Республику Корея и КНДР. Важной предпосылкой реализации данной задачи
является сохранение в реги­оне достаточного российского военного потенциала,
в частности военно-морского.
В целом страны Восточной Азии заинтересованы в политическом и военном
присутствии России, поскольку такое присутствие позво­ляет поддерживать
баланс сил в регионе. Свидетельством восприятия России как конструктивного
партнера является то, что с июля 1996 года она будет выступать в АСЕАН в том
же качестве, что и США, Китай, Япония, Канада, Южная Корея, Индия, Австралия
и Новая Зеландия. Объем двусторонней торговли России с Японией составля­ет
сейчас 6 млрд. долл., с Китаем — 5,5 млрд., с Южной Кореей — 3 млрд., с
Тайванем — более 2 млрд., с Таиландом — 1,2 млрд. долл. и т.д. Общий
товарооборот России со странами АСЕАН достиг 4,5 млрд. долл., что больше, чем
с таким традиционным торговым парт­нером нашей страны, как Индия.
                     Список используемой литературы:                     
          1.   "Мировая Экономика и Международные Отношения", №7 97 г.          
2.                         «Международная жизнь», №3 98 г.
3.             Геополитика, Ю.В. Тихонравов, ЗАО «Бизнес-школа «Интел-
Синтез», М. 98 г.
Министерство Образования РФ
Кубанский Государственный Технологический Университет
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Геополитика
на тему: Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион
Проверил:                                               Выполнил:
доцент                                                    студент гр.97-2ЭК-1
Рудаков Л.В.                                          Ходарев В.В.
Новороссийск
1999