Каталог :: Международные отношения

Контрольная: Миграция рабочей силы

Активно происходящий во всем мире процесс интернационализации производства
сопровождается интернационализацией рабочей силы. Трудовая миграция стала
частью международных экономических отношений. Миграционные потоки
устремляются из одних регионов и стран в другие. Порождая определенные
проблемы, трудовая миграция обеспечивает несомненные преимущества странам,
принимающим рабочую силу и поставляющим ее.
Наблюдающаяся в последние десятилетия интенсификация процессов миграции
выражается как в количественных показателях, так и в качественных: изменяются
формы и направления передвижения трудовых потоков.
Одним из проявлений интернационализации и демократизации хозяйственной и
социально-культурной жизни человечества, а также последствий острых
межнациональных противоречий, прямых столкновений между странами и народами,
чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий являются крупномасштабные
внутристрановые и межстрановые перемещения населения и трудовых ресурсов в
разных формах. Это – добровольные мигранты, пользующиеся правами и
возможностями, предоставленными им мировой цивилизацией и международными
рынками труда для выбора места жительства и работы. Это – беженцы и
вынужденные мигранты, покидающие отчий кров не по своей воле, а под давлением
«обстоятельств».
Мировое сообщество, еще недавно не ощущавшее непосредственно размеры,
особенности и последствия миграционных процессов на международном уровне,
столкнулось с необходимостью координации усилий многих стран по разрешению
острых ситуаций и коллективному регулированию миграционных потоков.
В принципе стремление  к перемене мест  является одной из основных
характерных  особенностей человека. Более  полувека  назад с принятием
Всеобщей декларации  прав человека право на свободу передвижения получило
международное признание.  Статья 13 этой Декларации гласит: «Каждый человек
имеет право  свободно передвигаться и выбирать себе местожительство  в
пределах каждого государства»  и  «Каждый   человек имеет    право
покидать     любую  страну,   включая  свою  собственную,        и
возвращаться в свою страну».     Как отмечалось на состоявшейся в 1994 году
Международной конференции по народонаселению и развитию, упорядоченная
международная миграция может оказать позитивное воздействие как на страны
происхождения, так и на принимающие страны. Миграция может также
способствовать передаче навыков и культурному обогащению. Сегодня общее число
лиц, проживающих за пределами стран, в которых они родились, достигло самого
высокого за всю историю уровня — почти 175 миллионов человек, что вдвое
превышает соответствующий показатель предшествующего поколения. Подавляющее
большинство мигрантов вносит весомый вклад в развитие принявших их стран. В
то же время во многих странах происхождения международная миграция влечет за
собой потерю людских ресурсов, а в принимающих странах она может привести к
экономическим трудностям и социально-политической напряженности.
Международной миграции с ее сложным взаимодействием множества социальных,
экономических и политических факторов и его последствиями уделяется теперь
первоочередное внимание как в национальной, так и в международной повестке
дня. В последние несколько лет во все большем числе стран серьезную
обеспокоенность вызывает проблема иммиграции. В самое последнее время в связи
с событиями 11 сентября 2001 года ряд стран еще более ужесточили свою
политику в отношении иммигрантов, беженцев и лиц, ищущих убежища.
Система Организации Объединенных Наций занимается различными аспектами
международной миграции. Например, Секретариат Организации Объединенных Наций
занимается сбором, анализом и распространением информации о масштабах,
тенденциях и национальной политике в области международной миграции. Другие
органы системы Организации Объединенных Наций занимаются такими вопросами,
как права человека, лица, перемещенные внутри страны, воссоединение семей,
нелегальные мигранты, незаконный провоз мигрантов через границы и социально-
экономическая интеграция мигрантов. Кроме того, специализированные учреждения
системы занимаются вопросами, входящими в их компетенцию и в их мандаты, в
частности таким, как потоки рабочей силы, беженцы и лица, ищущие убежища, и
денежные переводы мигрантов.
Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций неоднократно
рассматривала вопросы, касающиеся международной миграции и развития. Совсем
недавно в своей резолюции 56/203 от 21 декабря 2001 года Генеральная
Ассамблея призвала систему Организации Объединенных Наций и другие
соответствующие организации продолжать рассматривать вопрос о международной
миграции и развитии и оказывать должную поддержку процессам и деятельности в
области международной миграции и развития. В ответ на эту резолюцию, а также
в целях предоставления Генеральной Ассамблее дополнительной информации
относительно международной миграции Отдел народонаселения Организации
Объединенных Наций организовал в июле 2002 года первое общесистемное
координационное совещание, посвященное международной миграции.
Национальная политика, направленная на оказание воздействия на масштабы и
структуру международной миграции, стала осуществляться более активно,
распространяясь на все регионы мира. Широкое обсуждение вопросов, касающихся
низкого уровня рождаемости и старения населения, безработицы, «утечки умов» и
их притока, денежных переводов мигрантов, прав человека, социальной
интеграции, ксенофобии, незаконного провоза людей через границы и
национальной безопасности, способствовало пересмотру политики в области
миграции и потенциальных недостатков и преимуществ стран происхождения,
принимающих стран и стран транзита. В течение последних десятилетий резко
увеличилось число стран, правительства которых приняли новые меры,
направленные на оказание воздействия на миграцию. В частности, доля стран,
приступивших к осуществлению политики, направленной на ограничение масштабов
иммиграции, увеличилась с 6 процентов в 1976 году до 40 процентов в 2001
году.
В своих предложениях, направленных на укрепление Организации Объединенных
Наций (доклад Генерального секретаря, A/57/387), Генеральный секретарь
Организации Объединенных Наций подчеркнул, что «пришло время более комплексно
взглянуть на различные аспекты вопроса миграции, в которую в настоящее время
вовлечены сотни миллионов людей и которая затрагивает страны происхождения,
транзита и назначения. Нам необходимо лучше знать причины международных
перемещений населения и их сложную взаимосвязь с развитием».
На многие вопросы, возникающие в связи с усиливающейся обеспокоенностью
проблемой международной миграции, нет четких ответов в основном из-за
отсутствия точных и самых последних данных, касающихся международной
миграции. Но  попытки рассмотреть некоторые из этих вопросов посредством
обзора масштабов и тенденций международной миграции и политики,
осуществляемой в области миграции странами, регионами и международным
сообществом в целом, всеравно осуществляются экспертами и консультантами ООН.
На сегодняшний день около 175 миллионов человек, то есть почти 3 процента
населения планеты, проживают в странах, не являющихся их родиной. С 1970 года
численность мигрантов более чем удвоилась.    (Увеличение общей численности
международных мигрантов в мире, наблюдавшееся в период 1970-2000 годов,
частично обусловлено распадом бывшего Советского Союза на ряд независимых
стран. В 1989 году в Советском Союзе насчитывалось 2,4 млн. лиц, родившихся
за пределами этой страны. В 2000 году во всех странах, которые ранее входили
в состав Советского Союза, насчитывалось в общей сложности 29,2 млн. человек,
родившихся за пределами страны своего проживания. Таким образом, в результате
распада Советского Союза к 2000 году общая численность международных
мигрантов в мире увеличилась на 27 млн. человек. Это увеличение было
обусловлено изменением в классификации бывших советских граждан, проживавших
в 1989 году в тех советских республиках, которые не являлись их родиной. Эти
люди теперь учитываются не как внутренние, а как международные мигранты. )
В настоящее время 60 процентов всех мигрантов мира проживают в более развитых
регионах, а остальные 40 процентов — в менее развитых. Большинство мигрантов
проживают в Европе (56 миллионов), Азии (50 миллионов) и Северной Америке (41
миллион). Почти каждый десятый житель более развитых регионов мира является
мигрантом. Во то же время в развивающихся странах мигрантом является почти
один из каждых 70 человек.
В течение десяти лет с 1990 по 2000 год число мигрантов в мире увеличилось на
21 миллион человек, или на 14 процентов (см. таблицу 1). Общий чистый прирост
численности мигрантов имел место в более развитых регионах. В Европе,
Северной Америке, Австралии, Новой Зеландии и Японии в целом общая
численность мигрантов возросла на 23 миллиона человек, или на 28 процентов. В
течение последнего десятилетия численность мигрантов в Северной Америке
возросла на 13 миллионов человек (48 процентов), в то время как в Европе
численность этой группы населения увеличилась на 8 миллионов, или на 16
процентов. Что касается менее развитых регионов мира, то в период 1990-2000
годов общее число проживающих там мигрантов сократилось на 2 миллиона
человек. Численность мигрантов, проживающих в странах Латинской Америки и
Карибского бассейна, сократилась на 1 миллион человек, или на 15 процентов.
                                                                       Таблица 1
          Численность мигрантов в основных регионах мира и ее прирост,          
                                 1990–2000 годы                                 
     
Основные регионы 19902000 Разница: 1990-2000

Численность

в тысячах человек

Численность в тысячах

человек

Численность в тысячах человек

В процентах

Все регионы мира

153 956

174 781

20 825

13,5

Более развитые регионы

81 424

104 119

22 625

27,9

Менее развитые регионы

72 531

70 662

- 1 869

-2,6

Наименее развитые страны

10 992

10 458

- 534

- 4,9

Африка

16 221

16 277

56

0,3

Азия

49 956

49 781

- 175

- 0,4

Европа

48 437

56 100

7 663

15,8

Латинская Америка и Карибский Бассейн

6 994

5 949

- 1 051

- 15

Всего лишь за пять лет с 1995 по 2000 год из менее развитых регионов мира в более развитые регионы перебрались почти 12 миллионов мигрантов, т.е. по 2,3 миллиона мигрантов в год. Наибольший прирост численности мигрантов в год отмечался в Северной Америке, которая ежегодно принимала 1,4 миллиона человек, затем в Европе, где ежегодный чистый прирост составлял 0,8 миллиона человек, и в Океании с более скромным чистым показателем, составляющим 90 000 мигрантов ежегодно. Среди 20 стран с наибольшей численностью международных мигрантов первое место занимают Соединенные Штаты Америки, в которых проживают 35 миллионов мигрантов, затем следует Российская Федерация с 13 миллионами и Германия, в которой насчитывается 7 миллионов мигрантов. Среди 20 стран с наибольшей долей мигрантов первые четыре места в регионе Западной Азии занимают следующие страны: Объединенные Арабские Эмираты (74 процента), Кувейт (58 процентов), Иордания (40 процент) и Израиль (37 процентов). Около 9 процентов мигрантов являются беженцами. На конец 2000 года в мире насчитывалось 16 миллионов беженцев, из которых 12 миллионов входят в сферу компетенции Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев (УВКБ) и 4 миллиона — в сферу компетенции Ближневосточного агентства Организации Объединенных Наций для помощи палестинским беженцам и организации работ (БАПОР). Наибольшее число беженцев – 9 миллионов человек — разбросано в странах Азии и 4 миллиона — в Африке. В развитых странах насчитывается 3 миллиона беженцев, а в развивающихся — 13 миллионов. Начиная с конца 70 годов в связи с усиливающейся обеспокоенностью экономическими, политическими и социальными последствиями иммиграции мнения и политика правительств относительно ее масштабов стали существенно изменяться. К 2001 году почти четверть всех стран мира считали, что масштабы иммиграции являются чрезмерными. Хотя развитые страны в большей степени склонны к сокращению масштабов иммиграции, развивающиеся страны также стремятся к введению более ограничительной политики. В 2001 году 44 процента развитых стран придерживались политики, направленной на сокращение масштабов иммиграции, и аналогичную политику проводили 39 процентов развивающихся стран. Развитые и развивающиеся страны придерживаются поразительно схожих взглядов и политики в отношении масштабов эмиграции. Почти три четверти как развитых, так и развивающихся стран считают, что уровень их эмиграции является удовлетворительным. Одна из каждых пяти стран осуществляет политику, направленную на снижение уровня эмиграции. Денежные переводы, отсылаемые мигрантами на родину, являются для ряда стран одним из основных источников иностранной валюты и важным дополнением к их валовому национальному продукту. Например, в 2000 году такие переводы составляли более 10 процентов валового национального продукта в таких странах, как Албания, Босния и Герцеговина, Кабо-Верде, Сальвадор, Ямайка, Иордания, Никарагуа, Самоа и Йемен. Эти валютные поступления могут использоваться предпринимателями для импорта средств производства или в качестве капиталовложений. И что не менее важно, они могут увеличивать уровень дохода и размер накоплений домашних хозяйств и использоваться для приобретения потребительских товаров и услуг. С 1951 года международное сообщество приняло ряд конвенций и протоколов, направленных на защиту мигрантов. В число наиболее важных из них входят Конвенция 1951 года и Протокол 1967 года, касающиеся статуса беженцев, а также Конвенция 1990 года и Протокол 2000 года, касающиеся защиты прав мигрантов и торговли людьми. Конвенция 1951 года, касающаяся статуса беженцев и ратифицированная 141 страной, предусматривает правовую защиту беженцев и содержит четкое определение их статуса. Она запрещает высылку или принудительное возвращение лиц, которым был предоставлен статус беженца. Протокол 1967 года, касающийся статуса беженцев и ратифицированный 139 странами, расширяет рамки действия Конвенции 1951 года, которая касалась лишь тех лиц, которые стали беженцами до 1 января 1951 года. Протокол распространяет ее действие и на тех лиц, которые стали беженцами после этой даты. В Международной конвенции о защите прав всех трудящихся мигрантов и членов их семей 1990 года, ратифицированной 19 странами, содержится международное определение различных категорий трудящихся-мигрантов. Конвенция закрепляет ответственность принимающих государств в отношении поощрения прав мигрантов и обеспечения их защиты. Протокол 2000 года о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности, ратифицирован 18 странами и направлен на предотвращение торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и борьбу с ней, на защиту жертв такой торговли и оказание им помощи и на содействие развитию сотрудничества между государствами-участниками в деле осуществления этих целей. И наконец, Протокол 2000 года против незаконного ввоза мигрантов по суше, морю и воздуху, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и ратифицированный 17 странами, направлен на борьбу с незаконным ввозом людей и на предотвращение такого ввоза. Этот Протокол подтверждает, что сама по себе миграция не является преступлением и что мигранты могут быть жертвами, нуждающимися в защите. Консультантами ООН наработан большой объем информации о масштабах и тенденциях международной миграции и о политике в этой области. Однако информация, касающаяся миграции, по-прежнему остается неполной и во многих случаях неточной. Многие данные основаны на расчетах или замещающих показателях численности тех, кто родился в других странах; в частности, в отсутствие данных о месте рождения используются данные о гражданстве. Документальный учет масштабов и тенденций миграции и политики в этой области по-прежнему является весьма сложной задачей. Во многих странах необходимая информация либо отсутствует, либо не представляется на регулярной основе. Кроме того, ответственность за определение того, какие данные, касающиеся миграции, необходимы, а также за их сбор и оценку часто возлагается на разные государственные органы и международные организации. Итак, подвижность населения и трудовых ресурсов — одна из важных особенностей современных МЭО. Страны—экспортеры и страны — импортеры трудовых ре­сурсов, международные организации по миграции совер­шенствуют законодательство, механизм регулирования ми­грационных процессов и потоков, руководствуясь принци­пами свободы и демократии с учетом национальных инте­ресов. Международная организация труда является уникальной среди всемирных организаций в том отношении, что при разработке ее политики представители трудящихся и пред­принимателей обладают равным количеством голосов с представителями правительств. Одна из ее наиболее важ­ных функций состоит в принятие конвенций и рекоменда­ций, устанавливающих международные трудовые стандар­ты в таких областях, как свобода ассоциаций, заработная плата, продолжительность рабочего дня, социальное стра­хование, оплачиваемый отпуск, охрана труда, служба най­ма, рабочая инспекция. Конвенции налагают обязательства — для государств-членов, которые их ратифицировали, рекомендации обес­печивают ориентир для национальной политики, законода­тельства, практики. Со времени основания МОТ принято более 300 конвенций и рекомендаций. МОТ контролирует применение конвенций ратифицировавшими их государст­вами. В России создана правовая и организационная база эмиг­рации и иммиграции трудовых ресурсов, разработана фе­деральная миграционная программа, заключены двусто­ронние соглашения с рядом стран по миграции населения и трудовых ресурсов. Важным направлением интегрирова­ния России в мировое сообщество должна стать ратифика­ция международных конвенций, регламентирующих про­цессы трудовой миграции. Глоссарий Миграция населения - перемещение людей, связанное с изменением места жительства и места работы. Различают: - безвозвратную миграцию с окончательной сменой постоянного места жительства; - временную миграцию с переселением на достаточно большой срок; - сезонную миграцию с перемещением в определенные периоды года; - маятниковую миграцию в виде регулярных поездок к местам работы, учебы, находящимся в другой местности; - внутреннюю миграцию в виде перемещений внутри страны; - внешнюю миграцию в форме эмиграции за пределы страны и иммиграции в страну. Миграция рабочей силы - перемещение трудоспособного населения из одних населенных пунктов в другие с переменой места жительства, места приложения труда независимо от продолжительности, регулярности и цели. Основными причинами миграции рабочей силы являются: безработица, относительно низкий уровень развития экономики, низкий уровень жизни населения. Внешняя миграция рабочей силы - миграция рабочей силы, связанная с пересечением государственных границ. Внутренняя миграция рабочей силы - миграция рабочей силы, связанная с перемещением в пределах одной страны между административными районами, населенными пунктами. Маятниковая миграция рабочей силы - регулярные передвижения рабочей силы из одного населенного пункта в другой населенный пункт - на работу и с работы Сезонная миграция рабочей силы - временное перемещение рабочей силы, вызванное необходимостью обеспечения рабочей силой отдельных отраслей, испытывающих потребность в дополнительном ее привлечении на период сезонного увеличения работ.

Список использованной литературы

1. Международные экономические отношения. Интеграция. Учебное пособие /Под ред. Щербанина Ю.А.-М.:Юнити, 2000.- 243 с. 2. Международные экономические отношения: Учебник для вузов /Под ред.проф. В.Е.Рыбалкина.-М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2000.-503 с. 3. Хасбулатов Р.И. Мировая экономика.- М.:ИСАН, 1999 4. Шлихтер С.Б. Лебедева С.Л. Мировая экономика.-Catallaxy,1998 5. Экономика: Учебник/ Под ред.д-ра экон.наук проф. А.С.Булатова.- М:Юристъ,2001.- 896 с. 6. Экономическая теория национальной экономики и мирового хозяйства. Учебник /Под ред. А.Г.Грязновой и Т.В. Чепелевой.- М.: Юнити,2000