Каталог :: Международные отношения

Реферат: Проекты реформирования Организации Объединенных Наций

                      РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ                      
ФАКУЛЬТЕТ ГУМАНИТАРНЫХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА ПОЛИТИЧЕСКИХ НАУК
                             Реферат на тему                             
          Проекты реформирования Организации Объединенных Наций          
                                                                   Группа ГПБ-21
                                            Преподаватель Павлов Юрий Михайлович
                                Москва 2000 год.                                
                               Содержание.                               
Актуальность вопроса реформ...........3
Предложение конкретных мер...........4
Отношение к предложенному проекту реформ.....9
Список использованных материалов.........11
                        Актуальность вопроса реформ ООН.                        
На сегодняшний день в условиях выхода на арену новых субъектов мирового
политического процесса, требуется хорошо продуманное и ответственное
реформирование всей системы международных организаций.
Кофи Аннан в своем выступлении от 27 марта 2000 года очертил проблемы
глобализации следующим образом: “В этом новом мире группы и отдельные лица
все чаще и чаще напрямую взаимодействуют между собой через границы без
участия государства. Это создает определенные опасности. Преступность,
наркотики, терроризм, загрязнение, болезни, оружие, беженцы и мигранты — все
это передвигается туда и сюда более быстрыми темпами и в больших объемах, чем
в прошлом. Люди ощущают угрозу, исходящую от событий, которые разворачиваются
вдали от них. Они также более остро реагируют на несправедливость и
жестокость в отдаленных странах и ожидают от государств каких-то мер в этом
отношении. Однако новая технология также создает возможности для взаимного
понимания и совместных действий. Если мы хотим взять лучшее от глобализации и
избежать худшего, мы должны научиться управлять лучше и должны научиться
тому, как лучше управлять сообща.
..Государства нужно укреплять. И они могут черпать силу друг у друга,
действуя сообща в рамках общих институтов, основанных на общих правилах и
ценностях. Эти институты должны отражать реальности нашего времени, включая
распределение силы. И они должны служить ареной для сотрудничества государств
с негосударственными субъектами, включая глобальные компании. Во многих
случаях они должны дополняться менее формальными сетями по вопросам политики,
которые могут быстрее реагировать на меняющуюся глобальную повестку дня.
Огромное неравенство в распределении богатств в сегодняшнем мире, жалкие
условия, в которых проживает более миллиарда человек, распространенность
эндемических конфликтов в некоторых регионах и быстрое ухудшение природной
среды — все эти факторы в своей совокупности делают нынешнюю модель развития
неустойчивой, если только по общему согласию не будут приняты меры по
исправлению этого положения”.
В данном контексте естественно разгораются особенно ярые споры по поводу
реформирования одной из ведущих мировых организаций – ООН. В наиболее простом
виде можно сказать, что проблемы данного субъекта мировой политики
заключаются в том, что структура, функции и роль организации не в полной мере
отвечают потребностям и реалиям современности, и излишняя бюрократизация лишь
мешает успешному фукционированию данного органа.
Тем более после серьезных и болезненных испытаний балканским и иракским
кризисами тема укрепления авторитета ООН и ее реформы с целью более успешного
функционирования становится центральной во всей работе последних сессий
Генеральной Ассамблеи. Необходимо “перестроить Организацию Объединенных Наций
так, чтобы она могла внести реальные и ощутимые изменения в жизнь людей в
новом столетии”.
Основным фактором институциональной слабости Организации Объединенных Наций
представляется то обстоятельство, что за истекшие полвека в некоторых ее
структурах стали проявляться тенденции к раздробленности, дублированию и
жесткости, в одних областях структуры стали неэффективными, в других —
излишними. “Холодная война” и обусловленная ею блоковая политика крайне
осложнили, а в ряде случаев сделали невозможным претворение в жизнь уставных
концепций многих функций Организации, особенно в области поддержания мира и
безопасности. Фактически они повлияли на работу всей Организации Объединенных
Наций — от определения приоритетности программ до организационных аспектов и
управления кадрами.
Однако при проведении реформирования необходимо обеспечить сохранение за ООН
роли организации, являющейся центром сосредоточения усилий мирового
сообщества по решению наиболее острых проблем современности.
Кофи Аннан в совем сопроводительном письме от 14 июля 1997 года пишет, что
“организацию нужно во многом перестроить, с тем чтобы лучше выполнять задачи,
которые ставит перед ней международное сообщество. Осуществление этих
преобразований позволит также добиться существенного повышения эффективности
в административной области и таким образом получить экономию во многих, хотя
и не обязательно во всех, областях. Средства, сэкономленные в результате
такого повышения эффективности, в свою очередь, должны пойти на решение
первоочередных задач Организации — на уменьшение нищеты и улучшение
перспектив развивающихся стран”.
Можно сказать, что первоначальная инициатива о необходимости реформ исходила
от Америки, у которой возникли проблемы по выплате долгов ООН в контексте ее
бюрократизации. Также США добивались сокращения своей 25-процентной доли в
регулярном бюджете ООН до 20 проц.
Надо сказать, что в результате значительной по своему объему и растущей
задолженности по выплатам Организация Объединенных Наций периодически
сталкивается с финансовыми кризисами. Несмотря на то, что государства-члены
несут юридическое обязательство выплачивать свои начисленные взносы
полностью, вовремя и без предварительных условий, и многие из них
предпринимают активные усилия в целях выполнения этого обязательства, такое
положение по-прежнему сохраняется. Это приводит к истощению финансовых
резервов Организации, а также вынуждает Генерального секретаря заимствовать
средства со счетов операций по поддержанию мира в целях удовлетворения
потребностей регулярного бюджета.
                       Предложение коткретных мер.                       
План реформирования Оргаизации Объединенных Наций появился через год после
первого заявления Соединенных Штатов о том, что они воспользуются правом вето
при перевыборах тогдашнего генерального секретаря Бутроса Бутроса-Гали с тем,
чтобы в январе 1997 года генеральным секретарем стал другой человек, в
большей степени способный реформировать ООН.
В течение первых семи месяцев пребывания на своем посту новый генеральный
секретарь Кофи Аннан объездил множество столиц, где встречался с
руководителями государств-членов ООН, и зондировал почву внутри аппарата
организации на предмет подготовки пакета преобразований. Уже в марте 1997
года он объявил о проведении первого комплекса административных реформ,
направленных на совершенствование Секретариата, программ и фондов ООН, он мог
сделать это и без одобрения Генеральной Ассамблеи.
На 52-й Генеральной Ассамблеи ООН Генеральный секретарь представил участникам
план реформирования вверенной ему организации, изложенный в докладе под
названием “Обновление Организации Объединенных Наций: программа реформ”,
корорый он назвал “тихой революцией” в ООН, призванной привести в конце
концов к созданию “конкретной, сплоченной, гибкой и рентабельной” всемирной
организации.
В 95-страничном докладе содержались предложения, которые может утвердить
только Генеральная Ассамблея. Они, в первую очередь, касаются путей усиления
стратегического характера деятельности ООН как на краткосрочную, так и на
дальнюю перспективу.
Например, он предлагалось Генеральной Ассамблее учредить пост заместителя
генерального секретаря, упорядочить рабочую программу Комиссии по правам
человека, объединить и изменить структуру вспомогательных органов
Экономического и социального совета, разработать более надежные и
предсказуемые процедуры быстрого развертывания сил ООН по поддержанию мира, а
также пересмотреть роль региональных комиссий организации. Генеральной
Ассамблее предлагается проанализировать также и деятельность Комиссии по
разоружению с тем, чтобы упорядочить ее работу и привести в соответствие с
современными требованиями.
Вопрос финансирования в программе реформирования занимал не последнее место.
В 1997 году только 75 из 185 государств-членов ООН полностью заплатили свои
взносы за 1997 год, в связи с чем ООН постоянно находится на грани
банкротства. Одно из предложений генерального секретаря состояло в том, чтобы
на основе добровольных взносов создать “кредитный фонд” в один миллиард
долларов и из этих средств оплачивать расходы ООН. Аннан также предложил
ассамблее перейти к процессу “целевого составления бюджетов”. Применяя этот
подход, она должна будет конкретизировать результаты, достижения которых она
ожидает от ООН в рамках конкретного бюджета. За результаты будет отвечать
Секретариат, и по ним будут судить об эффективности его деятельности. В то же
время ассамблея должна будет дать более широкие полномочия генеральному
секретарю в выборе способов повышения эффективности результатов.
Кроме того, ассамблее было предложено перенацелить свою работу на проблемы,
имеющие наивысший приоритет, сократить продолжительность ее сессии,
установить конкретные сроки реализации программ, а также подумать над
созданием комиссии по изучению необходимости изменения всей системы ООН, в
том числе и специализированных учреждений (ЮНИСЕФ, Фонда ООН по
народонаселению и Программы развития ООН).
Программа реформ должна коснутся практически каждого департамента и каждого
вида деятельности ООН — “от повышения темпов развертывания сил по поддержанию
мира до борьбы с преступностью, наркобизнесом и терроризмом”.
По данному вопросу меры и рекомендации касаются в первую очередь создания
новой структуры руководства и управления, которая позволит Генеральному
секретарю более эффективно выполнять свою руководящую роль и обеспечивать
необходимую для Организации подотчетность. Это, по словам Аннана, может быть
достигнуто путем (ниже приведены выдержки из документа 52-й Генеральной
                                   Ассамблеи):                                   
·        учреждения должности первого заместителя Генерального секретаря;
·        создания Группы старших руководителей;
·        дальнейшего развития и укрепления исполнительных комитетов
секторальных групп, учрежденных Генеральным секретарем в январе 1997 года и
включающих в свой состав все департаменты, фонды и программы Организации
Объединенных Наций;
·        делегирования процесса принятия решений на страновой уровень и
объединения представительств Организации Объединенных Наций “под одним
флагом”;
·        создания Группы стратегического планирования.
     Обеспечение платежеспособности возможно путем создания Оборотного
кредитного фонда с капиталом до 1 млрд. долл. США, финансируемого за счет
добровольных взносов или с помощью других средств, которые могут быть
предложены государствами-членами, пока не найдено долгосрочное решение
финансовых проблем Организации.
Было предложено объединение двенадцати структур и подразделений
Секретариата в пять и предлагалось слияние пяти межправительственных органов в
два.
     Изменение культуры управления в сочетании с мерами по совершенствованию
руководства и повышению эффективности предполагает ликвидацию не менее 1000
штатных должностей, сокращение административных расходов на одну треть,
повышение качества работы и дополнительную экономию людских и финансовых
ресурсов с течением времени.
Необходимо проведение радикального пересмотра политики и практики работы
с людскими ресурсами для обеспечения того, чтобы все сотрудники обладали
необходимой квалификацией и имели соответствующие условия для эффективной
работы.
     Содействие стабильному и устойчивому развитию, являющемуся одной из
первоочередных задач Организации Объединенных Наций, будет проходить на
основе:
·        объединения фондов и программ Организации Объединенных Наций,
осуществляющих деятельность в области развития, в Группу Организации
Объединенных Наций по вопросам развития, что будет способствовать их
консолидации и сотрудничеству между ними без ущерба для их специфики и
самостоятельности;
·        предложения относительно “дивиденда для развития” в целях
переключения ресурсов с административной деятельности на развитие;
·        создания нового Управления по финансированию развития, так чтобы
первый заместитель Генерального секретаря выступал в качестве инициатора
разработки новаторских методов мобилизации новых финансовых ресурсов для
целей развития;
·        предложений о совместном несении бремени и обеспечении большей
предсказуемости на основе объявления согласованных и добровольных взносов на
несколько лет в целях финансирования деятельности Организации Объединенных
Наций в области развития;
·        укрепления экологического измерения деятельности Организации
Объединенных Наций, особенно ЮНЕП.
Требуется произвести укрепление и сосредоточение функций Секретариата по
нормотворчеству, разработке политики, выполнению задач, требующих специальных
знаний, а также его потенциала по обслуживанию межправительственных органов
Организации Объединенных Наций путем создания объединенной секторальной
группы по экономическим и социальным вопросам.
Также Кофи Аннан считает необходимым:
·        Повышение готовности Организации к более оперативному
развертыванию миротворческих и других полевых операций, в том числе путем
укрепления потенциала быстрого реагирования Организации Объединенных Наций.
·        Укрепление потенциала Организации Объединенных Наций в
области постконфликтного миростроительства путем назначения Департамента по
политическим вопросам в качестве координационного центра с этой целью.
·        Активизацию международных усилий по борьбе с преступностью,
наркотиками и терроризмом путем объединения программ и мероприятий
Организации Объединенных Наций в Вене в рамках Управления по контролю над
наркотическими средствами и предупреждению преступности.
·        Расширение деятельности в области прав человека путем
реорганизации и изменения структуры Секретариата по правам человека и включения
вопросов прав человека во все основные мероприятия и программы Организации
Объединенных Наций.
·        Совершенствование работы по повестке дня в области
разоружения путем создания Департамента по вопросам разоружения и
регулирования вооружений, который будет заниматься проблемами сокращения
вооружений и оружия массового уничтожения и регулирования вооружений.
·        Активизацию деятельности по удовлетворению гуманитарных
потребностей путем создания нового Управления Координатора чрезвычайной
помощи вместо Департамента по гуманитарным вопросам и направления его усилий на
более эффективные действия в многоплановых чрезвычайных ситуациях.
·        Осуществление коренного сдвига в стратегии и функциях
Организации Объединенных Наций в области общественной информации и
коммуникации с целью удовлетворить изменяющиеся потребности Организации.
·        Удовлетворение потребности в более фундаментальных
преобразованиях с помощью рекомендаций Генерального секретаря в адрес
государств-членов, в которых им предлагалось бы рассмотреть следующие вопросы:
·        выдвижение на передний план в работе Генеральной Ассамблеи самых
приоритетных вопросов и сокращение продолжительности сессий Ассамблеи;
·        создание комиссии на уровне министров для изучения необходимости
фундаментальных преобразований путем внесения изменений в Устав Организации
Объединенных Наций и правовые документы, в которых определены мандаты
специализированных учреждений Организации Объединенных Наций;
·        принятие решения о проведении сессии Генеральной Ассамблеи в 2000
году в форме “Ассамблеи тысячелетия”, на которой основное внимание было бы
сосредоточено на подготовке Организации Объединенных Наций к решению
важнейших задач и удовлетворению потребностей мирового сообщества в XXI веке
и одновременно с которой состоялась бы “Народная ассамблея”.
Среди перечисленных нововведений было упомянуто создание “руководящей группы
управления”, своего рода кабинета реформаторов; формирование “группы
стратегического планирования” для выявления и анализа глобальных проблем и
тенденций; сокращение 1000 сотрудников аппарата; сохранение без изменений
расходной части бюджета; уменьшение объема документации и снижение
административных расходов на 33 процента. Эти реформы призваны обеспечить
более эффективную экономическую политику организации и уменьшить проблему
задолженностей.
Помимо этого, Кофи Аннан планировал объединить две параллельные структуры,
занимающиеся проблемами прав человека –  управление Верховного комиссара и
соответствующий Центр, – в единое управление Верховного комиссара по правам
человека. Вместо Департамента по гуманитарным проблемам предлагалось создать
управление Координатора по помощи в чрезвычайных ситуациях, а также
объединить три экономических и социальных департамента в единый Департамент
экономических и социальных проблем, призванный более эффективно и с меньшими
затратами решать вопросы экономического сотрудничества и развития. Наконец,
предлагалось объединить все представительства ООН в отдельных странах в так
называемые “дома ООН” (по типу “Американского дома”, размещенного во многих
странах мира).
Вопрос расширения числа постоянных членов Совет безопасности рассматривался
на заседании специальной группы, которое проходило одновременно с
представлением доклада генерального секретаря. Разговоры об увеличении числа
стран, составляющих СБ, обсуждается еще с 1992 года. Однако именно во время
последнего заседания США устами своего представителя в ООН Билла Ричардсона
выразили согласие на вхождение в число постоянных членов, помимо Германии и
Японии, еще трех развивающихся стран. Но при этом посол добавил, что
развивающиеся страны не должны обладать правом вето на решения совета. Судя
по первой реакции представителей стран “третьего мира”, такое предложение о
чисто формальном членстве в СБ отнюдь не вызвало у них энтузиазма.
Генеральный секретарь высказался за ограничение абсолютного права вето в
Совете Безопасности ООН и возможность его преодоления большинством в две
трети голосов стран-членов этого руководящего органа мирового сообщества. В
рамках начавшегося официального визита в Австрию он провел переговоры с
президентом этой страны Томасом Клестилем и федеральным канцлером Виктором
Климой. В беседах с австрийскими руководителями Аннан изложил свою точку
зрения на проблему реформирования СБ ООН, который, по его словам, должен
стать "более демократичным и представительным". В частности, генеральный
секретарь заявил о целесообразности увеличения численности СБ с 15 до 20 или
даже 26 государств, а также о введении в его состав пяти новых постоянных
членов. Два из этих пяти мест, по его мнению, могли бы занять представители
промышленно развитых держав, а три места должны быть отданы развивающимся
странам. Вопрос о реформах в рамках ООН обсуждается уже на протяжении ряда
лет, отметил Аннан, однако до сих пор без особого прогресса. В этой связи он
выразил надежду, что с учетом уроков косовского кризиса дискуссия приобретет
более конструктивный характер и будут достигнуты позитивные результаты. Тема
Косово также заняла одно из центральных мест в ходе переговоров. Генеральный
секретарь ООН выразил удовлетворение тем, что процесс урегулирования
конфликта полностью находится под контролем ООН.
                Отношение к предложенному проекту реформ.                
Естественно, что приятие предложений о реформах проходило неодназначно.
Постоянный представитель США в ООН Билл Ричардсон и помощник государственного
секретаря США по делам международных организаций Принстон Лайман заявили, что
некоторые из предложений Аннана требуют более детального изучения, а
некоторые неприемлемы, но что в целом выдвинутый им план согласуется с
желанием США реформировать и реорганизовать ООН. Ричардсон признал, что,
"само собой разумеется, не все довольны" докладом Аннана, но при этом он
сказал, что считает, что "в общем и целом этот план согласуется с призывами к
реформам", раздающимися как в администрации, так и Конгрессе.
Ричардсон высоко оценил некоторые из предложенных Аннаном рекомендаций: об
учреждении поста заместителя генерального секретаря; о консолидации
экономических и социальных департаментов и комиссий; о рационализации
программ защиты прав человека, осуществляемых управлением верховного
комиссара ООН по правам человека; о ликвидации департамента гуманитарных дел
и о создании рационализированного управления чрезвычайной помощи для
координации работы всех агентств ООН по реализации проектов помощи; об
уделении более пристального внимания реформе управленческой структуры отделов
по кадрам и закупкам; и об объединении деятельности ООН в различных странах
под одной крышей и под контролем единого координатора.
Лайман особо отметил предложенный генеральным секретарем ООН план по
использованию приблизительно $200 млн, которые будут сэкономлены в результате
реформы управления, на нужды проектов развития. "Это очень, очень хорошо.
Думаю, это изменит имидж ООН", - сказал он.
По словам Ричардсона, предложения, которые кажутся проблематичными, это
создание фонда револьверных кредитов в размере $1000 млн для оказания помощи
испытывающей нехватку денежных средств ООН в тех случаях, когда страны
задерживают выплаты, и создание департамента по делам разоружения.
С ним согласен Лайман, утверждающий, что предложенный фонд револьверных
кредитов "не обеспечен эффективным управлением" и "плохо проработан".
По словам Лаймана, в соответствии с предложением по созданию фонда страны-
должники должны будут выплачивать фонду проценты, но при этом все равно могут
лишиться своего голоса. "Ни для одной страны нет никакого стимула
использовать этот фонд, и я не представляю себе, кто вложит в него все эти
миллиарды долларов, - сказал он. - Это безответственный путь решения проблемы
притока денежных средств".
"Мы считаем, что решение проблемы (невыплаты долгов) должно заключаться в
приведении шкалы оценок к уровню... отражающему консенсус членов ООН", -
заявил Лайман.
В свою очередь, сообщив о поддержке со стороны своего правительства
реформированию ООН, Министр иностранных дел Литвы Альгирдас Саударгас призвал
государства-члены Организации подняться над своими узкими национальными
интересами и придти к согласию по вопросу преобразования ООН в более
открытую, эффективную и демократическую организацию.
Коснувшись вопроса расширения Совета Безопасности, Министр иностранных дел
Литвы заявил, что несмотря на то, что реформа Совета Безопасности началась
как отдельный процесс, она в настоящее время представляет часть общего
процесса реформирования ООН, основанного на понимании того, что Совет
Безопасности должен отражать новые реалии в мировой политике. По словам
Министра, всестороннее реформирование Совета Безопасности должно также
включать рассмотрение вопроса об увеличении числа его непостоянных членов.
Группа государств Центральной и Восточной Европы, число которых за последние
несколько лет удвоилось, заслуживают, по меньшей мере, одно дополнительное
место в Совете Безопасности. "Наша позиция по данному вопросу является
достаточно жесткой", - заявил г-н Саударгас (ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ДАЙДЖЕСТ ООН 22 -
29 сентября 1997 года).
К проблеме реформирования ООН не остаются равнодушными и в России. Так
министр иностранных дел Российской Федерации И.С.Иванов, выступая на 54-й
сессии Генеральной Ассамблеи ООН, заявил что для России “реформа ООН - это
прежде всего принятие комплекса мер по повышению роли ООН на международной
арене. ООН должна быть готова дать своевременные и правильные ответы на
вызовы, которые ставит перед человечеством глобализация. Надо серьезно
задуматься над тем, как повысить эффективность Совета Безопасности, сделать
этот главный орган ООН более представительным за счет включения в его состав
новых авторитетных членов, в том числе - и это абсолютно необходимо -
развивающихся стран”.
Таким образом, анализируя потребности настоящего и высказывания политологов-
международников и политических деятелей разных стран, очевидно, что подобный
шаг  (т.е. эффективные преобразования ООН) помог бы поддержанию общего
баланса в системе международных отношений, особенно в условиях, когда еще не
изжиты рецидивы использования силовых действий в обход Совета Безопасности.
                 Список использованных материалов.                 
ЕЖЕНЕДЕЛЬНЫЙ ДАЙДЖЕСТ ООН 22 - 29 сентября 1997 года.
Материалы по данному вопросу на официальном сайте ООН в Интернете
(http://www.un.org)
Основные сведения об ООН. М.- “Юридическая литература”, 1995.
Дмитрий Горностаев. ООН НЕОБХОДИМО РЕФОРМИРОВАТЬ.
Москва предлагает новый кодекс поведения на мировой арене. // Независимая
газета, 22 сентября 1999.