Каталог :: Международное публичное право

Лекция: Конспект лекций по курсу международное право

     1. Понятие международного права
Международное право - самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения
между субъектами.
Международное публичное право отличается от внутрегосударственного права по
следующим основаниям:
·         по предмету правового регулирования - МП регулирует отношения,
возникающие между специфическими субъектами, а внутрегосударственное право
регулирует весь спектр отношений внутри государства и не затрагивает других
государств, за исключением коллизий;
·         по характеру регулируемых отношений МП регулирует исключительно
демократические отношения, внутрегосударственное право зависит от политико-
правового режима;
·         по субъектам МП регулирует отношения между государствами, нациями,
народностями, международными межправительственными организациями и
государственными образованиями.
Во внутрегосударственном праве субъекты: физические и юридические лица,
государственные органы и другие субъекты, действующие на территории
государства;
·         по способу создания норм - в МП нормы создаются самими субъектами
права для себя путем согласования воль при принятии акта, во
внутрегосударственном праве нормы права создаются специально уполномоченными
органами;
·         по источникам права - в МП источником является договор, а во
внутрегосударственном - закон, подзаконный акт, обычай, нормативный договор.
Международное публичное право(МПП) отличается от международного частного
права (МЧП)по следующим основаниям:
·         по характеру нормативного образования - МПП и МЧП являются
подотраслями МП;
·         по субъектам - субъектами МПП являются государство, нации и
национальности и государство подобные образования, а субъектами МЧП -
физические лица и юридические лица, обремененные иностранным участием (ТНК -
не существует единого центра, а существует в каждом регионе своя штаб-
квартира. на этом предприятии работают местные жители. в случае возникновения
проблем возмещение ущерба осуществляется по нормам прав другой сьраны, если
это оговорено трудовым договором);
·         по характеру регулируемых отнлшений - МПП регулирует отношения
между специфическими субъектами, а МЧП гражданско-правовые отношения
(договорные, семейные, наследственные, авторские);
·         по источникам - источниками МПП являются договоры и обычаи, а МЧП
еще и источники(международные акты и т.д.) национального права.
под нормами МП понимаются правила поведения, созданные путем согласования,
воль государств и других субъектов МП и регулирующие отношения между
специфическими субъектами межднародного права.
нормы МП классифицируются по следующим основаниям:
·         по характерам правила поведения - нормы-правила(как вести
государству) и нормы-принципы(носят декларативный характер);
·         по методу регулирования отношений - нормы регулятивные(предписывают
как нужно поступить с субъектом) и охранительные(содержат запреты, например
на территории РФ  смертная казнь запрещена);
·         по характеру регулирования отношений - нормы материальные и
процессуальные;
·         по сфере действия - нормы универсальные и региональные;
·         по источнику - договорные и обычные нормы;
     2. Понятие и классификация принципов МП и их международно-правовое значение
     7 принципов (по декларации 1970 года)
·         принцип суверенного равенства государств
предполагает, что суверенным признается государство, отвечающее признакам:
верховенствотна своей территории, независимости в принятии решений, создании
системы законодательной, исполнительной и судебной власти
·         принцип мирного разрешения споров
закрепляется следующим образом: государства юридически равны, каждое
пользуется правами, присущими полному суверенитету, каждое государство
обязано уважать правосубъектность (способность быть субъектои права),
свободно выбирать и разбирать свои политические, социальные, экономические и
культурные системы, обязано выполнять добросовестно свои международные
обязательства и жить в мире с другими государствами
·         принцип невмешательства во внутренние дела
обязанность невмешательства предполагает, что все государства обладают правом
формировать экономический, политический и социальный строй на своей
территории. не должы прямо и косвенно вмешиваться в дела другого, не доджны
поощеряться действия, направленные на подрывные действия к другому
государству
·         принцип права народов и наций на самоопределение
реально не срабатывает
·         принцип добросовестного выполнения международных обязательств
конвенция подписывается добровольно, но затем обязательно к исполнению
·         принцип не применения силы и угрозы силой
·         принцип сотрудничества государств
·         принцип мирного разрешения споров
статья 2 гласит разрешать споры мирно, как основной метод разрешения споров
(переговоры, обследования, посредничество, примерение, арбитраж и судебное
разбирательство)
·         принцип территориальной целостности
     3. источники международного права, понятия и виды
источник международного права - это способы выражения международно-правового
предписания. только в МП источники закреплены в норме. ст. 38 Статута
международного суда ООН закрепляет следующие виды источников, которыми должен
руководствоваться суд при разбирательстве дела и вынесении решений:
·         конвенция - многосторонний договор, к которому присоединяются
участники. наиболее распространена среди других видов договоров;
·         обычаи, принципы международного права;
·         судебные решения - Россия не признает, но решения Европейского суда
по правам человека носят нормативный характер
·         доктрины по международному публичному праву - характерны для
англосаксонской системы права
     4. Субъекты международного права
международная правосубъектность - способность субъекта  иметь международные
права и нести междкнародные обязанности. характеризуется тем, что ее объем
зависит от характера субъекта международного права, т.е. государства, нации и
народности являются субъектами с первоначальной правосубъектностью, а
остальные субъекты - обладают производной правосубъектностью.
классификация:
·         по правосубъектности:
1. государство - основной субъект международного права, т.к. обладает
первоначальной правосубъектностью и наибольшим объемом прав и обязанностей
2. международные междуправительственные организации - субъекты с производной
от создавших их государств правосубъектностью. они должны:
·         обладать актами, имеющими учредительный характер, т.е наличие устава;
·         обладать организационной структурой, т.е. системой органов
организации (высших исполнительных и законодательных);
·         обладать международной правосубъектностью
·         иметь четко определенные цели, не противоречащие принципам
международного права
виды международных межправительственных организаций (ММО):
·         по сфере деятельности:
универсальные
региональные
·         по характеру участвующих государств:
развитые
развивающиеся
смешанного типа
·         по цели деятельности:
общие
специальные
3. нации и народности
могут быть признаны сообществом при условии создания определенных властных
структур, объединенных в единый центр, способный выступать от имени нации или
народа в межгосударственных отношениях
4. государство-подобные образования - всего 2 в мире: Ватикан (клирикальное
государство) и Мальтийский орден (активно участвует в Международных
отношниях. имеет представительства в странах, миссию при ООН и в
специализированных учреждениях ООН)
     5. правоприемство государств в международном праве
Под правоприемством государств в международном праве понимается переход прав
и обязанностей от государства-предшественника к государству-приемнику. Виды
правоприемства:
·         правоприемство территории
·         правоприемство государственных границ
·         правоприемство международных договоров
·         правоприемство государственных долгов
·         правоппиемство государственной собственности, в том числе,
находящейся за границей
·         правоприемство государственных архивов
Варианты возникновения правоприемства:
·         в случае социальной революции
·         в случае отделения части территории государства
·         в случае распада государства и образовании новых независимых
государств
Правовая основа правоприемства - Венская конвенция 1978 года "О
правоприемстве государств в отношении международных договоров" (вступило в
силу в 1992 году) и Венской конвенцией 1983 года "О правоприемстве в
отношении государственной собственности, государственных архивов и
государственных долгов" (в силу невступило). Правоприемство государств в
отношении международных договоров предполагает, что договоры, находящиеся в
силе в момент правоприемства в отношении каждой из объединяющихся стран
продолжают действовать в отношении государства-приемника, если эти
государства не договорились об ином. После отделения части территории от
государства-предшественника и перехода ее к другому государству договор
утрачивает силу в отношении указанной территории. При разделении государств и
образовании ноаого государства недвижимая собственность государства-
предшественника переходит к государству-приемнику, на территории которого она
находится. Недвижимая собственность, находящаяся за пределами территории
государства-предшественника переходит к государству-приемнику в справедливых
долях. Под государственным архивом конвенция 1983 года "О правоприемстве ..."
понимает совокупность документов разного рода и давности, необходимых для
нормального управления государством или территорией. Как правило архивы
переходят от государства-предшественника по договоренности на основе
компенсации. В случае объединения государств к вновь образовавшемуся
государству переходят все долги государств-предшественников. При разделении
государств на несколько частей, если государства-приемники не договорились об
ином, государственный долг переходит к ним в справедливых долях. Так в
Договоре "О правоприемстве в отношении внешнего государственного долга и
активов союзам СССР" от 04.12.1991 года предусматривалось распределение долга
СССР в следующих долях:
·         РСФСР - 61,34%
·         Украина - 16,37%
·         Беларусь - 4,13%
·         Узбекистан - 3,27%
·         остальные - менее 0,2%
·         Грузитя, Эстония, Латвия, Литва - 0% и не вошли в СНГ.
     6. Проблемы правоприемства на территории бывшего СССР
Соглашением от 21.12.1991 года о создании СНГ было предусмотрено, что
государства-участники СНГ гарантируют выполнение международных обязательств
бывшего СССР. Каждое государство должно было подтвердить для себя тот или
иной договор СССР. С согласия государств СНГ за Россией было закреплено место
бывшего СССР в ООН в качестве постоянного члена. На совещании глав государств
СНГ 20.03.1992 г. была создана комиссия по правоприемству. Соглашением "О
распределении собственности бывшего СССР за рубежом" она (собственность) была
распределена в следующих долях:
Белоруссия - 14,13%
Казахстан - 3,86%
Украина - 16,37%
Россия - 61,34%.
В 1992-94 годах между бывшими республиками СССР были заключены соглашения о
"нулевом варианте", в результате чего России передавались соответствующие
части внешнего долга бывшего СССР и части принадлежащего права на
собственность бывшего СССР за границей. Долг России после этого соглашения -
71 млрд. долл. Правоприемство в отношении архивов было урегулировано
соглашением "О правоприемстве государственных архивов бывшего СССР", которое
подписали страны СНГ, в результате чего архивы распределились территориально
по местонахождению. С точки зрения международного признания, сохранение
юридической личности бывшего СССР, Российская Федерация является не
правоприемницей, а продолжателем правосубъектности бывшего СССР. Это
подтверждается договоренностями в рамках СНГ, по которым Россия сохраняет
места в ООН, а также участвует в договорах по ядерному оружию. Посольские и
консульские учреждения автоматически перешли в качестве российских.
     7. Признание в международном праве.
     понятия, виды и последствия.
Под признанием в международном праве понимается международно-правовое
действие субъекта международного права в котором он констатирует наличие
юридически значимого факта в действии субъекта международного права.
Признание возникает в результате социальных революций и образования
новоготнезависимого государства. По форме признание бывает:
·         де-юре - полное юридическое признание
·         де-факто - фактическое признание
·         ad-hok (адхок - лат.) - признание по конкретному факту
(установление границ, установление торговых отношений и т.д.)
Выделяются 2 теории признания:
·         конституитивная: состоит в том, что признание играет образующую
субъекта международного права роль, т.е. уже существующий субъект
международного права создает новый субъект международного права.
·         декларативная: подтверждает выход уже существующего субъекта на
мировую арену и этот выход сопровождается международно значимыми действиями.
     8.
                ! ! ! - - - П Р О П У Щ Е Н О - - - ! ! !                
     9. 
     10. ФЗ "О международных договорах РФ" от 15.07.95 номер 101-ФЗ
Преамбула говорит о принципах РФ, о роли и значении международного договора.
Закон включает 6 разделов, объединяющих 41 статью. Международный договор РФ -
международное соглашение, заключенное РФ с иностранным государством(ами) или
с международной организацией в письменной форме и регулируемое международным
правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или
в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его
конкретного наименования. Виды форм выражения согласия РФ на обязательность
для нее международного договора:
·         Подписание - обязательно для РФ, если договор предусматривает, что
подписание имеет такую силу, или иным образом установлена договоренность РФ и
других, участвующих в переговорах государств о том, что подписание должно
иметь такую силу или намерение РФ предать подписанию такую силу выткекает из
полномочий ее представителя либо было выражено во время переговоров;
·         Ратификация - подтверждение подписанного договора парламентом страны;
Оговорка - одностороннее заявление, сделанное при подписании, ратификации,
утверждении, принятии договора или присоединении к нему по средством которого
выражается желание исключить или изменить юридичесеое действие определенных
положений договора в применении их к РФ.
Депозитарий - государство, международная организация или их главное
исполнительное должностное лицо, которым сдается на хранение подлинник
международного договора и которые выполняют в отношении этого договора
функции, предусмотренные международным правом.
     10. Международный пакт о гражданских и политических правах.
В этом пакте запрещается:
·         Произвольное лишение человека жизни;
·         Пытки, жестокое или унизительное обращение или наказание;
·         Рабство или принудительный труд;
·         Произвольный арест или задержание;
·         Произвольное вмешательство в личную жизнь;
·         Пропаганда войны и разжигание рассовой или религиозной ненависти;
В пакте предусмотрено создание "Комитета по правам человека" в составе 18
членов. Комитет рассматривает жалобы частных лиц, которые не разглашаются, а
решения Комитета предаются огласке. по состоянию на 1999 г. Только 26
государств отменили смертную казнь, подписавшие соглашение Ассамблеи ООН от
15.12.1989 г.
     Право международных организаций.
Под международными межправительственными организациями  (ММО) понимается
субъект международного права, созданный в соответствии со специальным
международным договором, обладающий международной правосубъектностью и четко
определенной организационной структурой, действующей в соответствии с нормами
МП. ММО должна отвечать признакам:
·         Иметь учредительный характер, т.е. международный договор особого
рода, создающий международную организацию;
·         Обладает международной правосубъектностью, т.е. иметь международные
права и обязанности, производные от создавших организацию государств;
·         Иметь четко определенную организационную структуру: высшие,
исполнительные органы, высшее административное должностное лицо,
вспомогательные органы;
·         Иметь определенные цели деятельности;
Классификация ММО:
·         По сфере действия: универсальные (ООН) и региональные (ЕС);
·         По цели деятельности: общие (Лига арабских государств) и
специальные (ОПЕК);
·         По социально-экономической сущности стран-участников: международные
организации развивающихся государств, развитых государств и государств
смешанного типа (Республики Югославии);
     Организация Африканского Единства - 19
30 стран Африки
     Организация Американских Государств - 1948
     АСИАР с 1967г.
     Совет Европы
Одна из первых организаций с 1949г.
40 государств с 25 января 1996г членом является Россия.
     Кабинет - главный орган для определения программы деятельности и
утверждения бюджета
     Консультативная ассамблея - рекоенлует кабинету министров, готовит
заседание кабинета принимает резолюции и т.д.
     Парламентская ассамблея - состоит из парламентских делегаций членов СЕ
     Сосещания отраслевых министров
     Секретариат
Деятельность СЕ охватывает все вопросы кроме вопросов обороны.
     НАТО 1949 4 апреля в Вашингтоне
Договор действует неограниченное время, но разрешен выход каждые 20 лет. 19
стран.
     Совет НАТО - состоит из представителей всех государств членов имеющих
ранг посла. Еженедельные заседания.
     Комитет военного планирования 2 раза в год.
     Группа ядерного планирования 2 раза в год.
Штаб-квартира в Брюсселе.
               СНГ КАК СУБЪЕКТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА               
8 декабря 1991г. РФСФР, Украина и Белоруссия.
21 декабря 1991г - 11 государств.
9 декабря 1993г - + Грузия.
Прибалтика не вошла.
22 января 1993г принят устав.
     СНГ - международная организация.
1 группа:
·         Совет глав государств 
·         Совет глав правительств
·         Координационно консультативный комитет
·         Совет министров иностранных дел
·         Совет министров обороны
·         Совет командующих пограничными войсками
·         Экономический суд
     2 группа:
·         Исполнительный секретариат
·         Совет руководителей внешнеэкономических ведомств
·      ......нетути......
        ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ТАМОЖЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН СНГ        
1993г - подписан договор (9 стран)
Этапы экономической интеграции:
1. Образование ассоциации свободной торговли (реализован полностью)
2. Создание таможенного союза
3. Переход к общему рынку
     3 таможенных режима 
     -дискриминационный
     -национальный режим
     -режим наибольшего благоприятствования
     Цели там союза ???
------------------------------------------------------
2 договора
     Декларация ООН об установлении нового международного экономического порядка с
1.05.74
Принципы нового международного экономического порядка:
·         Суверенное равенство госудаств; территориальная целостность;
невмешательствов дела других государств
·         Надзор за деятельностью транснациональных корпораций
·         Сотрудничество основанное на справедливости
·         сраведливое и равноправное соотношение между ценами на сырье,
сырьевые товары, готовые изделия и полуфабрикаты, экспортируемые
развивающимися странами, средства оборудования и производства импортируемые
ими; (1 тонна горючего = 10 тонн зерна - голимое соотношение)
·         Повышение конкуренции природных продуктов по отношению к
синтетическим продуктам;
  ХАРТИЯ ЭКОНОМЧЕСКИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ ГОСУДАРСТВ (12.12.1974)  
                                4 Главы 36 Статей                                
     1 глава - Основы международных экономических отношений
     2 глава - Экономические права и обязанности государств
Каждое государство имеет право:
·         Регулировать и контролировать иностранные инвестиции в пределах
действия своей национальной юрисдикции согласно своим законам и в
соответствии со своими национальными целями
·         Регулировать и контролировать деятельность транснациональных
корпораций в пределах действия своей национальной юрисдикции
·         Национализировать и экспроприировать или передавать иностранную
собственность при условии выплаты соответствующей компенсации
     3 глава -