Каталог :: Медицина

Реферат: Макро и микроэлементы в питании

Введение
В настоящее время проблема насыщения пищи необходимыми элементами стала
актуальной.Особенно важно полноценное питание в детском возрасте,когда
формирующемуся организму требуется максимум элементов для нормального
развития.Изучение всвязи в этим потребности в минеральных веществах и
витаминах является основной задачей как врачей диетологов так и врачей
стоматологов специализирующихся на больных в возрате от 1 месяца до 18 лет.
Разработка мероприятий и программ ,касающихся пищевых продуктов и питания
является сложным процессом,требующим требующим больших затрат,выполнение этих
программ должно привести к значительному улучшению состояния здоровья
населения.Поскольку программы должны быть основаны на удовлетворительных
стандартах  на пищевые рационы ,последние следует оценивать с позиций
реальных потребностей с тем чтобы извлечь максимальную пользу для
здоровья.надо сказать что потребность в нужных веществах не всегда
обеспечивается в должной мере ,отсюда могут возникать различные заболевания
связанные с нехваткой тех или иных веществ.Эти заболевания могут затрагивать
как интересующую нас область (т.е. полость рта) так и весь организм в
целом.Так же как нехватка разных элементов может привести к различным
заболеваниям.
Потребность в витамине С
Нехватка витамина С приводит к заболеванию цингой.
     Человек в отличии от большинства видов животных нуждается в постоянном
потреблении витамина С ,если же по каким то причинам он отсутствует то может
развиться цинга – болезнь ,которая может привести к смерти.В наши дни цинга
встречается довольно редко однако надо сказать что к сожалению в Петербурге уже
были зафиксированы  случаи заболевания данной  болезнью  не  говоря уже о
северных регоионах. Причиной етому возможно служит не благоприятная экология и
тяжёлое экономическое положение. Но все же явление это редкое и встерчается в
основном у детей,отнятых от груди и переведенных на рацион питания бедный
аскорбиновой кислотой.Различные обследования населения показали что ясно
выраженная цинга встерчается довольно редко ,вместе с тем у значительной части
обследованных потребление аскорбиновой кислоты классифицированно как низкое или
недостаточное.Те группы которые имели наиболее низкий уровень аскорбиновой
кислоты в сыворотке крови ,обнаруживали также наиболее высокую 
частоту поражения  десен а именно- распухание, красноту, повышенную
чувствительность,  гипертрофию межзубного сосочка. Низкое потребление
витамина С часто сопровождается низким потреблением витамина А- причина
возможно в том что они содержаться в одних и тех же фруктах и овощах.
Показано что аскорбиновая кислота участвует в различных процессах обмена
веществ в организме.  Она имеет отношение к метаболизму соеденительной ткани
особенно коллагена, будучи необходимой или непосредственно участвуя в
процессе гидроксилирования пролина с образованием оксипролина – важного звена
в синтезе коллагена. Она участвует и в друкгих реакциях гидроксилирования,
точные механизмы  которых неизвестны или мало изучены. Аскорбиновая кислота
служит по видимому, коферментом или кофактором скорость-ограничивающих
реакций. Примером  являются реакции гидроксилирования  ,в которых медь или
железо должны сохраняться в восстановленном состоянии. Клинические испытания
показывают , что  аскорбиновая кислота может быть необхолдима  для
нормального метаболизма тирозина у детей и взрослых. Теперь о необходимом
количестве витамина С. Точно  оно не  определено  однако потребности
большинства грудных детей вполне удовлетворяется кормлением  грудью, по
крайней мере в течении первых 6 месяцев жизни. Считается, что если пищевой
рацион полноценен то грудноые дети получают 20 мг аскорбиновой кислоты в
сутки отсюда можно заключить что все дети в возрасте до 12 лет должны
получать не менее 20-25 мг витамина, а для подростков норма поступления
должна быть увеличена до 30 мг . Источниками же витамина С являются свежие
фрукты зелёные овощи, имеются также данные о том что практически вся
аскорбиновая кислота поступившая в организм с пищей всасывается в желудочно –
кишечном тракте.
     

Потребность в витамине D

Одним из важнейших процессов растущего организма является тканеобразование ,а именно формирование костной ткани и зубов. Для нормального процесса необходимо наличие Ca и P в пище в достаточном количестве.Всвязи с этм хочется отметить что один из основных путей потребления этих веществ я вляется вода , однако касательно качества воды в Петербурге хочется особо отметить фактическое отсутствие P и очень малое количество Ca . Здесь есть только один выход - это потребление либо воды из артезианских скважин либо потребление искусственно минерализованной воды, при етом следует обращать внимание на минерализацию воды т.к. при содержании Ca более 30 мг/мл он в большинстве своем задерживается в костях что естественно пользы не приносит. Важнейшим витамином регулирующим обмен кальция и неорганического фосфата в организме является витамин D . Витамин D важен для сохранения гомеостаза кальция и неорганического фосфата в организме. Он оказывает своё влияние на кальциевый и фосфорный обмен главным образом двумя путями : 1) Ускорение всасывания кальция в кишечнике 2) Меняя влияние паратгормона на кость Возможно ,кроме того, витамин оказывает прямое воздействие на минерализацию кости . В отсутствии витамина D минерализация костной матрицы нарушается , вызывая заболевание , называемое у детей рахитом ,а у взрослых – остеомаляцией. Известно ,что витамин D встречается в двух формах : холекальциферол (D3) и эргокальциферол (D2) . Встречающийся в природе витамин представляет собой холекальциферол,который образуется в коже человека под влиянием солнечных лучей. Недавние исследования показали ,что прежде чем витамин D сможет оказать свой физиологический эффект, он должен превратиться в один из своих метаболитов,один из которых идентифицирован как 25-окихолекальциферол. Минимальное количество витамина D ,необходимое для поддержания нормального гомеостазиза кальция и фосфора и нормальной минерализации костей у человека, неизвестно главным образом потому, что отсутствуют сведения о количестве витамина D ,образующегося под влиянием солнечного света. Даже если не учитыватьроль солнечного освещения и принимать в расчет только принимаемые количества витамина ,то все равно данные,на основании которых можно быдо бы рассчитать потребности в витамине D,очень немногочисленны. Имеющиеся сведения касаются преимущественно детей ,а потребности растущего организма в витамине выше чем у взрослого. Обследование детей показало что ежедневное поступление в организм 2,5 мкг (100МЕ) витамина D предупреждает развитие рахита и обуславливает адекватное всасывание кальция в кишечнике, адекватную скорость роста и нормальную минерализацию костных тканей. По некоторым данным , поступление 7,5 – 10 мкг (300-400МЕ) в день сопровождается дальнейшим увеличением всасывания кальция в кишечнике и скорости роста. При поступлении же в организм еще больших количеств – до 20 мкг (800МЕ) в день не происходит дальнейшего усиления эффекта. Относительно потребностей в витамине D подростков достаточно точно известно что потребление 2,5 мкг (100ME) витамина в сутки дает положительный эффект. Сепень воздействия солнечного света остается мало изученной. Источниками витамина D могут служить два пути: при воздействии солнечного света на кожу и при приеме витамина с пищей.Последние не обогащены витамином и содержат малые его количества; исключение составаляют некоторые продукты животного происхождения, такие , как жирная рыба, яйца , печень и масло. Следует подчеркнуть , что молоко , в том числе и женское, является бедным источником витамина. Рекомендуемые суточные количества витамина D приведены в таблице:
Возраст или состояние мкг
От рождения до 6 лет.................................................................................................10
7 лет и старше............................................................................................................2.5
Беременность .............................................................................................................10
Лактация......................................................................................................................10
Следует обратить внимание на то, что поступление в организм доз витамина D ,намного превышающих рекомендуемые, может привести к опасному состоянию – гипервитаминозу D. Сообщалось также ,что у некоторых детей , получавших с диетой 75 – 100 мкг (3000 – 4000МЕ) витамина D в день на протяжении длительного времени, возникает гиперкальциемия , вызванная гипервитаминозом Нормальные же количества не вредны Заключение Всвязи с рассмотренными выше ислледованиями можно сделать вывод что для нормального развития ребенка требуется гармоничное сочетание различных витаминов и минеральных веществ. Совремееные витаминные комплексы дают такую возможнось. Помимо многочисленных необходимых компонентов, входящих в их состав в сложнейших комбинациях, современные препараты хорошо усваиваются и не обладают побочными эффектами , при том что обеспечивают необходимую потребность в витаминах и микроэлементах. Как уже было показано выше на нескольких примерах ,осутствие или недостаток витаминов и микроэлементов может приветсти к серьезным последствиям,однако важно также соблюдать дозировку во избежание гипервитаминоза. Список литературы: “Потребности в аскорбиновой кислоте, витамине D , витамине B12, фолиевой кислоте и железе” доклад объедененной группы экспертов ФАО/ВОЗ женева “Микроэлементы в медицине” изд. Здоровье “Микроэлементы” изд. Иностранной литературы “Ребенок и уход за ним” Б.Спок электронные средства информации Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет им. икад. И.П.Павлова Витамины и микроэлементы в питании ребенка

Дерябин Павел Михайлович

Гр. 276 Санкт-Петербург (1998) Содержание: Введение ......................................................................1 Потребность в витамине С.......................................................1 Потребность в витамине D......................................................................3 Заключение................................................................................................6 Список литературы..............................................................7