Каталог :: Медицина

Лекция: Основные закономерности ВНД детей

Основные закономерности ВНД детей. Профилактика.
     ВНД – это деятельность внешнего отдела ЦНС, который регулирует поведение
человека.
Слуховой анализатор начинает функционировать с 6 месяцев с момента зачатия.
Если мать разговаривает, читает стихи, книги, слушает музыку со своим
ребенком, то он наиболее развит после рождения.
К моменту рождения по внешнему виду не отличается от взрослого. Средняя масса
мозга ребенка 360-370 г. К году удваивается, к 5 годам увеличивается в 4-5
раз, что приближается к мозгу взрослого человека. Дальше рост мозга
замедляется и полностью завершается к 20 годам.
Основная нервная клетка – нейрон. Количество нейронов у взрослого и ребенка
одинаковое. Увеличение массы идет за счет увеличения самой нервной клетки,
каждая клетка покрывается оболочкой.
Воспитание – это выработка условных рефлексов.
Ятрогенные болезни – болезни, вызванные неосторожным словом.
                        Классификация детей по ВНД                        
Красногорский разделил на 4 группы:
1.     тип сангвистический – сильный тип, оптимально возбудимый,
быстрый, уравновешенный.
2.     тип флегматический – сильный тип, оптимально возбудимый,
уравновешенный, медленный.
3.     тип холерический – сильный тип, повышенно возбудимый,
безудержный, неуравновешенный. Речь неровная.
4.     тип меланхолический – слабый тип, повышенная возбудимость.
Левое полушарие головного мозга отвечает за речевые функции, логическое и
математическое мышление. Здесь формируются человеческие черты. Но нет таланта
к музыке, совы.
Правое полушарие отвечает за чувственное восприятие мира. В правом полушарии
формируются таланты к музыке, письму. Заложена меланхоличность. Это люди с
необычными способностями. Они эмоциональны, возбудимы. Они наверняка
просыпаются рано, первую половину дня активны, рано ложатся спать.
Средний тип – и правое и левое полушарие развиты одинаково.
Психическое здоровье – это:
1.     Отсутствие выраженных психических расстройств у человека;
2.     Определенный резерв сил у человека, благодаря которому он может
преодолеть стрессы в экстремальных ситуациях;
3.     Это состояние равновесия между человеком и окружающим миром, гармонией
между ним и обществом;
                  Критерии психического здоровья у детей                  
                1.     Способность к овладению знаниями в школе;                
2.     Соблюдение определенных норм поведения во взаимоотношениях педагога с
ребенком и ребенка с ровесниками.
     Невроз – это функциональное нарушение высшей нервной деятельности,
обусловленное процессом возбуждения и равновесия.
Причины неврозов: психическая травма, эмоциональное перевозбуждение.
Условия предрасположенности к неврозу:
1.     наследственность;
2.     травмы НС;
3.     наличие хронических заболеваний;
4.     воздействие на НС токсичных веществ (никотин, алкоголь, наркотики).
                       Критические периоды у детей.                       
1.     В 7 лет – период школьного возраста;
2.     Переход к предметному обучению;
3.     Период полового созревания;
4.     Выбор профессии (9,11 классы).
                     Общие симптомы неврозов у детей.                     
1.     Повышенная возбудимость;
2.     Нарушение сна;
3.     Вегетативное расстройство (тошнота, рвота);
4.     Снижение памяти, слезы.
                            Факторы развития.                            
1.     Чем старше ребенок, тем больше влияют семейные факторы (распад семьи,
ссоры родителей);
2.     Школьные факторы: стресс во всех его проявлениях, скоростные
показатели обучения.
                            Три вида неврозов.                            
1.     Нервный тик – быстрые непроизвольные сокращения мышц, которые
стереотипно повторяются
2.     Логоневроз -  заикание – нарушение речи, при котором нарушается ее
плавное течение, повторение звуков. Происходит в результате судорожного
сокращения речевых мышц. Формируется, когда начинается формирование речи.
Рано может сформироваться комплекс собственной неполноценности.
3.     Энурез – возникает с нарушением внутрианатомического развития плода.
                        Виды неврозов у взрослых.                        
1.     Невростения – нервная слабость;
2.     Психостения  - душевная слабость;
3.     Истерия;
                                 Лечение.                                 
1.     Нормализовать сон;
2.     Витамины;
3.     Успокаивающие средства;
4.     Благоприятная обстановка для ребенка;
5.     Лечебная физкультура, водные процедуры.