Каталог :: Маркетинг

Курсовая: Проблема демпинга на предприятияхметаллургии

   Министерство высшего и профессионального образования Российской  Федерации   
                Уральский государственный технический университет                
                                 Курсовой проект                                 
                                    на тему:                                    
Проблема демпинга для российских металлопроизводителей
Студент
Тютина А.Г.
гр. И-312
Кафедра ЭУКП
Руководитель:
Пичурин И. И.
                                  Екатеринбург                                  
                                      2001                                      
Введение.......................................................................3
Цена и ценообразование.........................................................4
Факторы, влияющие на ценообразование...........................................7
Экономическая ситуация........................................................12
Экономические предпосылки.....................................................12
Влияние государства...........................................................14
Мировая тенденция.............................................................15
Цикличность производства......................................................16
Спрос и предложение...........................................................18
Вступление во ВТО.............................................................21
«ВИЗ-Сталь» и ЕБРР - удачное сотрудничество...................................23
Перспективы...................................................................27
Заключение....................................................................31
Библиографический список......................................................32
Приложение 1..................................................................33
Приложение 2..................................................................34
     

Введение

В октябре этого года четыре крупнейшие американские сталелитейные компании потребовали от министерства торговли США ввести запретительные импортные пошлины в размере 150% на сталь, ввозимую в Америку из 20 стран включая Россию. Основанием для такого выступления стали проблемы американской металлургии, вызванные мировым кризисом перепроизводства стали. Это грозит введением антидемпинговых пошлин, достигающих 100% таможенной стоимости товара. При таких условиях российские производители будут вынуждены уйти с американского рынка стали. А если учесть, что США потребляет до 50% российского экспорта стали, то последствия этого трудно даже представить. Переориентировать такое количество поставок стали на другие рынки будет очень проблематично, придется приостанавливать производство, сокращать рабочих и т.д. В общем, картина представляется апокалиптическая: встанет, чуть ли не полстраны - металлургические заводы, железные дороги, рудники. На первый взгляд проблема демпинга –проблема взаимоотношения государств и поэтому должна решаться на международном уровне, путем заключения определенного рода соглашений, но это не совсем так. Ведь причиной объявления факта демпинга является ввоз товаров по ценам ниже тех, которые существуют в импортирующей стране. А цена- это одна из составляющих маркетингового комплекса, используемого компанией для достижения маркетинговых целей, поэтому и решаться эта проблема должна маркетинговыми приемами. В связи с этим в курсовом проекте будут рассмотрены такие вопросы как ценообразование и ценовая конкуренция, воздействие на формирование цены как внутренних, так и внешних факторов, причем особое внимание будет уделено внешним факторам, так как проблема демпинга более всего проявляется на международных рынках. Также, определим возможные действия российских производителей стали, чтобы избежать организации против них антидемпинговых расследований и, как следствие, введение ограничительных пошлин и высоких квот.

Цена и ценообразование

В самом узком смысле, цена это количество денег, запрашиваемых за продукт или услугу. В широком смысле - это сумма ценностей, которые потребитель отдает в обмен на право обладать или использовать товар или услугу. Цена является одним из самых гибких элементов маркетингового комплекса. В отличие от свойств товара, каналов сбыта и т.д. , цену можно быстро изменить. В тоже время ценообразование и ценовая конкуренция - это проблема «номер один» для многих маркетологов. Существует несколько отличающихся суждений о том, что такое цена. Кратко рассмотрим каждое из них: q Цена есть денежное выражение стоимости. В соответствии с этой теорией, экономические субъекты обменивают продукты своего труда эквивалентно общественно необходимым затратам труда ( и овеществленного и живого труда), затраченного на создание этих продуктов, т. е. эквивалентно их стоимости. Эта теория родилась в эпоху чистой конкуренции, когда множество партнеров по обмену действительно вынуждены были обмени­ваться, руководствуясь не своими индивидуальными затратами, а усредненными, т.е. общественно необходимыми. Если бы кто-то, затрачивающий на создание продукта больше труда, чем другие, захотел продавать по цене, соответствующей его индивидуаль­ным затратам, то у него товар никто не купил бы, т.к. покупатель нашел бы продавцов, продающих по более низкой цене, соответ­ствующей более низким затратам. Тот, у кого затраты ниже сред­ней величины, не стремится продавать свой товар по более низ­ким ценам, т.к. занимает очень малую часть рынка (в условиях чистой конкуренции) и ему выгоднее получать дополнительную прибыль за счет меньших, чем у конкурентов, издержек. Посте­пенно, по мере насыщения рынка продавцы, имеющие затраты выше среднего уровня, оказываются неконкурентоспособными. В итоге средний уровень понижается и снижается цена. Чтобы со­хранить уровень прибыли, товаропроизводители вынуждены ис­кать способы уменьшения затрат труда. При этом под затратами труда понимаются и затраты овеществленного труда, т.е. перене­сенного на товар через стоимость материала, амортизацию, энергию и т.п., и затраты живого труда, переносимые на товар через заработную плату и прибыль. Теория стоимости, по мнению ее критиков, неприемлема в настоящее время, потому что чистой конкуренции почти не существует, следовательно, нет того мно­жества товаропроизводителей, индивидуальные затраты которых усредняются в стоимости. На олигопольном и тем более на моно­польном рынке, если принять на вооружение теорию стоимости, цена будет отражать не общественно-необходимые, а индивиду­альные затраты нескольких или одного производителя. На этих рынках нет огромного множества не знающих друг друга конку­рентов и стихийно снижающейся цены. Здесь либо производи­тель один (монополия) и его индивидуальные издержки должны соответствовать цене, принимая на вооружение теорию стоимо­сти, либо их несколько (олигополия), и тогда цена выражает ус­редненные индивидуальные издержки этих нескольких произво­дителей. Если бы цена действительно отражала только затраты труда изготовителя и никак не была связана с полезностью и со­отношением между спросом и предложением, то в условиях оли­гополии и монополии она бы не снижалась, а возможно, и воз­растала бы, говорят критики теории стоимости. Они считают ее непригодной для условий конца двадцатого века. q Цена является отражением полезности. Оно базируется на теории полезности, провозглашающей, что покупа­телю нет дела до затрат производителя. Покупатель все равно заплатит более высокую цену за более качественный товар потому, что ему выгодно( монетарное выражение стоимости). Все было бы правильно, если бы можно было сопоставлять ценность (или полезность) товаров, предназначенных для удовле­творения разных потребностей, но ведь это невозможно. Можно сравнивать ценность только взаимозаменяющих друг друга товаров, предназначенных для удовлетворения одной родовой потребности. В итоге, можно отметить, что теория полезности соответст­вует реальному обмену, но только в пределах одной сферы по­требления для взаимозаменяемых товаров. Значит, определение цены как «монетарного выражения ценности» нельзя назвать полным. Ведь в одних и тех же денеж­ных единицах выражаются цены на товары, удовлетворяющие самые различные потребности. теории цен равновесия. q Теория цен равновесия. Имеется в виду равновесие между спросом и предложением. Суть этой теории интерпретируется графически на рисунке 4.1.
Предполагается, что существует зависимость между ценой и спросом, описываемая кривой спроса, и между ценой и предло­жением, описываемая кривой предложения. Характер кривой спроса, приведенной на рис. 4.1 свидетель­ствует о том, что с повышением цены спрос падает, а характер кривой предложения свидетельствует о том, что с ростом цены предложение растет. Пока примем эти допущения как достовер­ные, но позже вернемся к оценке этих допущений. Если на рынке установятся цены Ц1, то величина предложе­ния П1, будет больше, чем величина спроса С1. Излишек продук­ции заставит продавцов снижать цену до тех пор, пока спрос и предложение не окажутся равными, т.е. Ср=Пр. Если на рыке установятся цены Ц2, то спрос С2 окажется больше, чем предложение П2, т.е. создастся дефицит. При дефи­ците у продавцов появится возможность повышать цену до того момента, пока спрос и предложение не уравновесятся. Рассмотрев три точки зрения, можем сделать вывод, что цена отражает и стоимость, и полезность, и соотношение спроса и предложения. Но в тоже время наиболее обоснованным является первое. Хотя в случае с демпингом цен, мы больше будем руководствоваться последней, так как снижение цен на черные металлы связано с избытком продукции на рынке, т.е. превышением предложения над спросом ( инфицит). Знание закона спроса и предложения необходимо для последующих рассуждений.

Факторы, влияющие на ценообразование

Рассмотрим факторы, влияющие на ценообразование. ►Внутренние факторы. Внутренние факторы, влияющие на установление цены, включают стратегию маркетингового комплекса, размер издержек производства и организацию деятельности.[1] Стратегия ценообразования зависит от целей компании, от ее размеров, от стадии жизненного цикла товаров, от характера самого товара, от типа рынка. Начнем с целей компании: · Выживание на рынке. Когда компании сталкиваются с проблемами перепроизводства, острой конкуренцией или изменениями потребительских вкусов. В этом случае важным является выживание, а не прибыль. Однако выживание может быть кратковременной задачей и в будущем возможен переход к более прогрессивной цели. · Максимизация прибыли («снятие сливок »). Компания определяет величину спроса и издержек производства для всевозможных цен и выбирает ту, при которой достигаются максимальная текущая прибыль. Это пример, когда компания довольствуется текущими показателями ,не думая о долгосрочных целях. · Достижение определенной доли рынка (стратегия глубокого проникновения). Для этого компания стремиться иметь минимальные издержки и максимальную долговременную прибыль, часто устанавливая низкие цены. Для российских производителей стали, в качестве маркетинговой цели, более всего подходит достижение определенной доли рынка, так как современные металлургические гиганты характеризуются прежде всего долей на рынке металлов и объемом выпуска (на первом месте Nippon Steel, Япония 28,4 млн тонн,2001 г ). [2] Перейдем к издержкам производства. Величина издержек производства определяет минимальную цену, которую компания может запросить за товар. Компания стремиться установить такую цену, которая покрывала бы не только издержки производства, распространения товара и сбыт, но и обеспечивала должную норму прибыли и риск. Имея низкие издержки, компания может устанавливать более низкую цену на свою продукцию и, соответственно, расширять долю рынка. Экономические издержки - это те выплаты, которые фирма обязана сделать, или те доходы, которые фирма обязана обеспечить поставщику ресурсов, для того чтобы отвлечь эти ресурсы от использования в альтернативных производствах. При этом издержки подразделяются на внутренние (платежи, которые могли бы быть получены за самостоятельно используемые ресурсы при наилучших из возможных вариантов, иными словами, нормальная прибыль) и внешние (себестоимость). Экономическая прибыль-это разница между выручкой от продажи и экономическими издержками. Поэтому, когда экономисты говорят, что фирма не получила прибыли, это не значит, что она не получила бухгалтерской прибыли. Под бухгалтерской прибылью понима­ется разница между выручкой и внешними издержками, то есть то, что в нашей экономике всегда называли прибылью, понимая ее как разницу между выручкой и себестоимостью. Пользуясь нашей традиционной терминологией, можно сказать, что эконо­мическая прибыль - это превышение прибыли данной фирмы над нормальной величиной прибыли. Возвращаясь к цене, можно сказать, что она колеблется во­круг экономических издержек, поднимаясь над ними при высо­ком качестве и удачном для производителя сочетании спроса и предложения и давая фирме экономическую прибыль или опус­каясь ниже экономических издержек, принося экономический убыток. Экономическая прибыль, по этой терминологии, есть доход, получаемый фирмой сверх нормальной прибыли, необхо­димый для создания заинтересованности в данном направлении деятельности. Какими же могут быть по своей величине колебания цены относительно экономических издержек (стоимости)? Сначала рассмотрим верхний предел цены, определяемый отклонением качества данного изделия относительно среднего уровня качества продукции, производимой конкурирующими фирмами. Итак, верхний предел отклонения цены от экономических издержек определяется величиной эффекта от повышения каче­ства. При равенстве отклонения с эффектом покупатель будет безразличен. При величине отклонения меньшей, чем величина эффекта, покупатель будет заинтересован. А каким же может быть отклонение цены вниз? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо рассмотреть понятия "переменные и постоянные издержки" и "маржинальная при­быль". Переменными называются издержки, величина которых в расчете на единицу продукции не зависит от объемов производ­ства, но зато общая величина которых пропорциональна объему производства. К ним относятся расходы на материалы, комплек­тующие изделия, энергию, непосредственно расходуемую при создании изделия, заработную плату работников, непосредствен­но занятых в изготовлении, и т.п. Постоянными называются издержки, величина которых не изменяется с объемом производства, если последний изменяется в пределах проектной мощности. К ним относятся амортизация, расходы на ремонт и содержание оборудования, отопление, ос­вещение, ремонт и содержание зданий, рентные платежи, выпла­ты по займам, расходы на заработную плату вспомогательного персонала, управленческого персонала. Это расходы, которые приходится нести, даже если производство стоит, не создавая ни одной единицы продукции. Если переменные издержки на единицу продукции практи­чески остаются неизменными, то постоянные издержки на еди­ницу продукции обратно пропорциональны объему производства. Маржинальная прибыль на единицу продукции - это разни­ца между ценой и переменными издержками. Получение маржинальной прибыли является основным критерием при оценке целесообразности принятия дополнительного заказа, позволяющего более полно использовать производственные мощности. В рыночной экономике, а в сегодняшней, российской в особенности, полная загрузка мощности бывает чрезвычайно редкой. Обычно мощности используются на 70-80%, что позволяет очень быстро отреагировать на повышение спроса. Таким образом нижним пределом цены, до которого могут отклоняться цены, являются переменные издержки (маржинальная прибыль равна нулю). Как правило, большинство российских производителей металлопроката экспортируют продукцию по ценам приближенным к минимальным, что и стало причиной объявления демпинга. Так, можно сделать вывод, что цены колеблются вокруг стоимости (усредненных экономических издержек), отклоняясь вверх до предела, соответствующего их полезности для потребителя (эффекта от повышения качества), и вниз до уровня переменных издержек. ►Внешние факторы. Внешние факторы, воздействующие на ценовые решения, включают в себя состояние и типа рынка, предложение и спрос, конкуренцию и др. элементы окружающей среды. Степень свободы формирования цены зависит от типа рынка. Экономисты определяют 4 типа рынка · Рынок чистой конкуренции. Имеет место на рынке однородных товаров с большим количеством покупателей и продавцов, ни один из которых не имеет большого влияния на формирование рыночной цены. · Монополистическая конкуренция. Имеет место на рынке с большим количеством покупателей и продавцов и разными ценами на один вид продукции. Покупатели готовы платить различные суммы, принимая отличительные особенности товара, а продавцы стремятся индивидуализировать предложения для разных сегментов рынка. · Рынок олигополистической конкуренции. Состоит из нескольких продавцов( 4-7 ), которые контролируют 40-50 % рынка. Каждый из продавцов чувствителен к ценовой конкуренции и маркетинговой стратегии другого. Существует небольшое количество продавцов, поскольку новым – проникнуть на такой рынок не просто. В вопросах ценообразования действуют согласованно, как единый монополист. На рис.1 изображена схема расчета прибыли на олигопольном рынке. Рисунок 1. Схем расчета прибили на олигопольном рынке. На рис. 1а слева изображена зависимость между ценой и спросом, по которой определяют возможную цену Ц1 и соответ­ствующий ей спрос VI. А потом на рис. 16 находят величину прибыли, и если прибыль соответствует целевой установке, то задача решена. Естественно, можно составлять систему уровней и решать эту задачу алгебраически. В отличие от мето­дики "издержки плюс", в которой объем задается заранее, в мето­дике "целевая прибыль" искомыми величинами являются и объем и цена. И это разумно, потому что для производителя - монопо­листа связь между ценой и объемом более тесная, чем для участ­ника олигопольного рынка. · Чистая монополия. На рынке присутствует один продавец, который сам определяет цену на товар. Так многие компании монополисты используют метод «издержки плюс». Кратко поясним, в чем она заключается: монополист заведомо планирует объем производства, исходя из определенной загрузки мощностей., затем прибавляется прибыль из такого расчета, чтобы компания после уплаты налогов имела необходимый размер прибыли ( 15-20 %) на вложенный капитал. Таким образом он (монополист) контролирует издержки и имеет стабильный сбыт. Рынок производителей черных металлов можно назвать олигополистическим рынком. В России существуют такие наиболее крупные компании как Череповецкий Металлургический комбинат(«Северсталь»), Магнитогорский металлургический комбинат (ММК), Ново-Липецкий (НЛМК) и Нижнетагильский (НТМК) металлургические комбинаты. В тоже время существует большое количество небольших предприятий мощностью 1-2 млн тон стали (проката), которые более принадлежат рынку монополистической конкуренции. Другие внешние факторы, воздействующие на ценообразование компании это û размер издержек производства конкурентов, û их цены û реакция конкурентов на изменения цен самой компании. Это именно та категория факторов, которая находит отражение в проблеме демпинга. Кроме указанных внешних факторов маркетинговой среды, существуют и другие: û экономические условия могут иметь ощутимое воздействие на стратегию ценообразования компании. Экономические факторы, такие как подъем и спад производства, уровень развития отрасли, инфляция, процентные ставки, воздействуют на формирование цены, поскольку влияют как на издержки производства так и на отношение потребителя к цене. û Государственные органы – это другой важный внешний фактор, влияющий на ценообразование. û Кроме того, существенную роль играют социальные факторы . Позже мы более подробно рассмотрим эти факторы, ограничившись пока только их перечислением.

Экономическая ситуация

Экономические предпосылки

В ходе реформ 90-х гг возник серьезный разрыв между ценами на продукцию черной металлургии на мировом и внутренних рынках, что повлекло за собой радикальную переориентацию производства на преимущественно экспортные поставки. В 1990 г. доля экспорта в объеме производства металлопроката составляла 3%, в 1997 г. - более 65 %. При этом, при общем объеме производства в 45 млн.т экспорт стали достиг 30 млн.т, в том числе 26 млн.т проката. Таким образом, доля экспорта в физическом объеме выпуска черной металлургии выросла более чем в 20 раз. Более 50 % экспорта приходится на полуфабрикаты из железа, холоднокатаный и горячекатаный лист, экспорт металлолома (5,2 млн.т в 1997 г.), сокращается экспорт полуфабрикатов из железа. Экспортная ориентация черной металлургии России сделала ее третьей после экспорта нефти и газа по поступлению валюты, то есть одним из основных поставщиков валюты в страну (более 20 % совместно с цветной металлургией). В ходе реформ цены на металлургическую продукцию росли вдвое медленнее, чем цены на продукцию естественных монополистов. В структуре себестоимости возросла доля расходов на электроэнергию и транспортные тарифы. Рост цен на перевозки и возрастание доли затрат на транспортировку сырья до 25 % привел к тому, что многие предприятия оказались на грани остановки. Повышение цен металлургами прекратилось после того, как внутренние цены сравнялись с мировыми. Меры по урегулированию цен, устанавливаемых естественными монополистами, не уменьшили финансовые проблемы металлургов - рентабельность производства снижается, растет число убыточных предприятий. В ходе реформ темпы падения производства на мелких предприятиях черной металлургии были значительнее, чем на крупных, в результате чего доля крупных предприятий в отрасли возросла, что привело к доминированию крупнокорпоративной конкуренции («Северсталь», УГМК и т.д.). Резко изменилась региональная структура производства чугуна и железорудного сырья. Производство чугуна и железорудного сырья в европейской части России сократилось на 26-28 %, на предприятиях Урала и Сибири - на 41-43 %, ввоз из Казахстана и Украины сократился на 50 %. Рост железнодорожных тарифов привел к тому, что Урал практически потерял сырьевую базу Центра, металлургические заводы оказались в разных условиях и, становясь корпорациями, вступили в различные рыночные отношения - монополистическую, олигополистическую конкуренцию и даже чистую монополию. Поставщики железорудного сырья, подобно транспортникам, диктуют цену потребителям.

Влияние государства

Государство проводило макроэкономическую политику монетаристского характера, результатом которой стал откат хозяйственного взаимодействия между поставщиками и потребителями в системе межотраслевых связей к реликтовым формам вне денежного экономического обмена в форме бартера и погашения взаимных обязательств в форме взаимозачетов. Эти обстоятельства беспрецедентно осложнили переход на различные формы хозяйствования производителям и породили стихийно возникшую вместо разрушенной системы снабсбыта новую структуру - систему товаропроводящих сетей на региональном, межрегиональном и транснациональном уровнях. Эта сеть формируется торгово-закупочными (закупки с заводов-производителей, наличие собственных складов, денежные и альтернативные взаиморасчеты), посредническими (закупка металлопродукции у торгово-закупочных фирм), смешанными (закупка у производителей и торгово-закупочных фирм), прочими (дочерние структуры естественных монополистов, нерегулярная реализация металлопродукции) фирмами. Капитальные вложения в металлургию в ходе реформ сократилось приблизительно на 30 % в 1998 г. от уровня 1990 г. Для иностранных инвесторов более привлекательны вложения в цветную, нежели черную металлургию. Специалисты отмечают, что привлечь капитал с внешнего и внутреннего фондового рынков в металлургию пока нереально главным образом в силу информационной непрозрачности металлургии для инвесторов.

Мировая тенденция

Металлопотребление страны и регионов обеспечивается собственным производством и импортом, точнее говоря, их приростами. Часть своего металла страна может экспортировать. Мировая тенденция на рынке черных и цветных металлов состоит в снижении спроса на импорт со стороны США и стран АТР. Развивающиеся страны расширяют собственное производство металла. Предложение увеличивается, цены снижаются. Азиатский металл начинает ценовую конкуренцию российскому на европейских и американских рынках. Многие страны отказываются от ввоза российской металлопродукции в силу антидемпинговых разбирательств. В середине 1998 г. импорт стали в США достиг рекордного значения, его доля во внутреннем металлопотреблении выросла с 20-25 % до 34 %. Демпинговая конкуренция импортеров заставила снижать объемы производства американских металлургических компаний, которые подали заявки с требованием ввести антидемпинговые санкции против металлургических компаний Японии, Южной Кореи и России. К началу 1999 г. антидемпинговые меры против российских металлов действовали уже в Европе, Азии, северной и южной Америке. К марту 1999 г. против российских экспортеров черных и цветных металлов было применено около 45 антидемпинговых и других мер, ограничивающих, а в ряде случаев - запрещающих экспортные поставки. Российские предприятия - экспортеры оказались не готовы к такой форме глобальной конкуренции и переложили, по старой привычке, свои проблемы на Правительство РФ. Правительство пошло по пути наименьшего сопротивления - заключения межправительственных соглашений о самоограничении поставок в случае США и квотировании поставок в случае Европейского Союза. Это лишает российские компании конкурентных преимуществ, уравнивая их, и дает повод США настаивать на сохранении “первичного статуса” России, что ограничивает ввоз российского металла.

Цикличность производства.

Мы уже знаем, что эволюционная стадия развития не является монотонно возрастающей линией. Еще в прошлом веке была отмечена цикличность развития производительных сил. Существует теория больших циклов Н. Д. Кондратьева, основой которых является изготовление, смена и расширение основных капитальных благ, требующих значительного времени и огромных затрат для своего производства. Период больших циклов составляет 50-60 лет. Кроме этой теории, известна теория коротких циклов ( 7-11 лет), связанных со сроком морального износа основных средств труда. Таким образом, российская металлургия имеет дело с циклом, в начале которого (90-е годы) экспортировалось 20 % продукции цветной и 3 % черной металлургии, в 1996-1997 гг. (максимум) - соответственно 80 % и 65 %. В настоящее время начинается спад, уровень которого на 2000 г. прогнозируется в 60-70 % уровня 1997 г. На графике 1 представлена диаграмма, иллюстрирующая развитие рынка стали в странах Европейского Союза за последние 10 лет. Как можно заметить, падение активности на рынке стали наблюдается с периодичностью в 1-1.5 года, как правило, после локальных кризисов в различных региональных экономиках (например, Азиатско-тихоокеанский кризис в 1996-1997 гг., Российский и Южноамериканский кризис 1998 г. и т.п.). Исследования специалистов Департамента металлургии Минпрома РФ прогнозируют на внутреннем рынке черных металлов уже в 2000 г. рост металлопотребления на 15-20 % по сравнению с 1997 г. К 2005г. оно может вырасти в 2-2,5 раза, то есть до уровня 30-38 млн.т. Оптимистический сценарий развития черной металлургии предполагает стабилизацию объема производства на уровне 1997 г., пессимистический подразумевает снижение суммарного объема выпуска на 20 %. Таким образом, металлургические корпорации России стоят перед проблемой стратегического поворота к необходимости конкуренции в условиях внутреннего рынка России. Все вышеперечисленное показывает общее направление развития отрасли и можно сделать вывод, что отечественная металлургия все еще сохранила огромный потенциал, сравнимый с любой высокоразвитой страной. Процессы консолидации, активно происходящие сейчас в отрасли, имеют целью создание высокотехнологичных, маневренных и современных производств, что позволит отечественным металлургам в ближайшие годы встать снова во главе списка самых крупных сталепроизводителей. А благоприятные тенденции в российской экономике, безусловно, увеличат рынки потребления стали, что на фоне роста ВВП поможет реанимировать и сопутствующие отрасли промышленности, такие как ВВП, индустрию тяжелого и среднего машиностроения, аграрную промышленность.

Спрос и предложение

Многочисленные прогнозы отрасли, имевшие место быть в конце прошлого года естественно уже учитывали начавшееся охлаждение рынка. Спрос на продукцию черной металлургии начал снижаться, начиная с середины 2000 года, вследствие негативных ожиданий участников рынка и замедлением темпов экономического роста ведущих мировых экономик. Как известно, с начала 2001 года ситуация только ухудшилась: производители товаров народного потребления повсеместно сокращают производства, падает выпуск металлоемких изделий, что усугубляется высокими ценами на электроэнергию и приводит в конечном итоге к существенному снижению темпов роста потребления стали. Предложение же, напротив, непрерывно увеличивается. Многие страны-производители вводят новые технологии и новые производственные мощности. Участники проходившей в Париже под эгидой Организации Экономического Сотрудничества и Развития конференции по стали пришли к неутешительному выводу: мировая сталелитейная индустрия находится в глубоком кризисе перепроизводства. Излишки мощностей сталеплавильной индустрии составляют на сегодня порядка 250 млн. тонн, что является примерно третьей частью всего мирового производства. Огромные избыточные мощности и явное перепроизводство и являются, по общему мнению, главным влияющим фактором на рынке. Цены стремительно снижаются, как на продукцию высокого передела, так и на полуфабрикаты. На самой встрече основной темой стало обсуждение производителей и правительств стран-производителей стали возможности снижения выпуска и приведение его в соответствие с потребностями потребителей. Кроме того данная ситуация уже начала сказываться на перераспределении потребления стали в США, откуда данный процесс скоро распространиться и в другие регионы. В настоящее время растет спрос со стороны конечного потребителя. Так например, за первую половину 2001 года рост потребления металла сервисными металлоцентрами и дестрибъюторами повсеместно в США увеличился на 4%, со стороны стройиндустрии на 4%, нефтегазовой отрасли – на 5%, производство потребительских товаров из металла увеличилась на 4%. С другой стороны спрос со стороны связанных отраслей, наоборот сокращается: автомобильная индустрия уменьшила потребление на 18%, доля потребления стали для машино- и приборостроения сократилась на 21%, производство упаковочных материалов – на 14%, электрооборудования – на 18%. Все это говорит о смещении акцента потребления высокотехнологичными отраслями на менее технологичные, направленные на удовлетворение текущего потребления: строительство, производство ТНП и т.п. По поводу потребления стали внутри России ситуация следующая. Прогнозированное незначительное падение потребления на 0.5-1.5% до уровня 48 млн. тонн по сравнению с предыдущим годом, по всей видимости, оправдается. По состоянию на конец августа общая выплавка стали в России достигла 38.6 млн. тонн. К тому же сужение внешнего рынка заставило отечественные предприятия переориентироваться на внутреннего потребителя, что также явилось стимулом к консолидации, происходящей в настоящее время в отрасли. Если рассмотреть географический аспект распределения спроса внутри России, то можно провести следующий краткий анализ. По сравнению с 1999 годом в 2001 году ожидается увеличение внутреннего потребления в следующих регионах: В Хабаровском крае – на 156%, в Московской обл. – на 44%, в Свердловской – на 27%, в Челябинской – на 18%, в Вологодской и Липецкой – на 14 и 12% соответственно. Ряд областей, как, например, Пермская, Мурманская и Белгородская, наоборот незначительно сократили спрос, как на продукцию отечественной, так и зарубежной металлургии. Что касается цен российских производителей, то ситуация складывается следующая. Сокращение объема внешнего рынка в разы в текущем году привело к падению цен на отечественную продукцию. Это усугубляется тем, что ориентация отечественной металлургии на экспорт (о чем в частности свидетельствуют опубликованные данные Эксперт-200 – рейтинг крупнейших российских компаний от 24.09.2001, по которым более 55% произведенной предприятиями черной металлургии продукции отправлялось на экспорт) естественно привели к снижению цены. В большей мере это коснулось цен на сляб, г/к и х/к лист (график 2), что объясняется падением спроса именно на такую номенклатуру продукции. График 2 Аналогичная ситуация складывается с ценами и в других регионах. Так, например, на х/к и г/к лист в Европе, США и Китае цены представлены на графике 3. Как можно посмотреть из графика динамика падения цены сходна с российской, что говорит о системности кризиса и его глобальности. График 3 Таким образом становиться очевидным, что по итогам текущего года сократится производство полуфабрикатов. Продукция более высокого передела, напротив, будет пользоваться повышенным спросом. Целая серия антидемпинговых мер, которые уже были проведены правительствами различных стран и предполагаются в конце этого начале следующего года, вызовут, по всей видимости, резкое сокращение внешних рынков для нетто- экспортеров, каковым является Россия. Это позволит структурно изменить спрос и предложение металла внутри страны, что приведет к большей степени переработки стали и изменит структуру экспорта. С другой стороны, переориентация отечественной индустрии на российскую продукцию (плоский прокат, нержавеющая сталь, трубы и т.п.) приведет к большей загрузке мощностей, что сделает продукцию более рентабельной, даже на фоне непрерывно падающих цен.

Вступление во ВТО

В настоящее время одним из путей дальнейшего развития России называют вступление ее во Всемирную Торговую Организацию (ВТО). Предполагается, что это произойдет в 2002 г. Преимущества вступления в ВТО значительные, так как члены ВТО обладают серьезными возможностями оспаривать антидемпинговые санкции, появляется своеобразный нейтральный арбитр со стороны ВТО. А в настоящее время Россия оказывается заложником тех решений, которые принимают правительства США и ЕС. Экспортеры смогут более эффективно отстаивать свои интересы в антидемпинговых расследованиях и прочих торговых спорах. Механизм разрешения споров станет совсем иным. Конечно, вступление в ВТО предполагает ответные меры со стороны России. Необходимо открыть доступ иностранным товарам, при этом российские товаропроизводители могут столкнуться с жесткой конкуренцией на внутреннем рынке. Но здесь тоже есть выход – согласование разумных квот, которые устроят и иностранных и российских производителей. Сейчас же Россия не только не член ВТО, но и не признана страной с рыночной экономикой, как например, Украина. Все это порождает определенные сложности в отношении ведения против России антидемпинговых санкций. Напомним, что демпингом считается ввоз товаров на территорию страны по ценам ниже «нормальных», но только в том случае, если ввоз причиняет или угрожает причинить материальный ущерб национальной промышленности. Введению антидемпинговых мер предшествует детальное расследование всех обстоятельств дела, в результате которого для установления факта демпинга и определяется «нормальная» цена. Если рассматривать законодательство США ( так как эта страна является инициатором большинства антидемпинговых расследований), то оно делит все страны на две группы- с рыночной экономикой и не рыночной. «Нормальные» цены для них определяются по-разному. Для стран с рыночной экономикой в качестве нормальной цены берется цена товара на внутреннем рынке страны происхождения. Для не рыночных стран ее определяют на базе цен, сложившихся в третьей стране ( причем, как правило, в качестве третьей страны рассматривается страна с рыночной экономикой). При таком подходе естественные конкурентные преимущества страны-экспортера игнорируются ( доступность сырья, дешевая рабочая сила). Так как США рассматривает Россию как страну с нерыночной экономикой, то это позволяет применять американцам антидемпинговые санкции не к конкретному экспортеру демпингующему на рынке, а ко всему российскому экспорту данного товара. Российские металлоэкспортеры призывают государство участвовать в решении проблемы демпинга путем заключения межправительственного соглашения. По нашему мнению это не выход. Так как если к переговорам будет подключено государство, то в США могут счесть , что в России существует госмонополия на внешнюю торговлю, а значит рыночные методы расследования к российским экспортерам стали применяться не будут. Согласно американскому законодательству, стороной в подобных переговорах может быть только экспортер. Если в этой роли выступает государство, значит, оно и есть экспортер. Тогда конкурентные преимущества каждого предприятия не учитываются, и угроза санкций значительно возрастает. Возможен еще один вариант решения торгового конфликта. Законодательство США допускает право российского предприятия претендовать на индивидуальный режим антидемпингового расследования. Пользуясь этим режимом оно может доказать свою независимость от государства (самостоятельность в проведении ценовой, сбытовой, производственной политики ) и рыночность. А значит, в ходе расследования будут учтены естественные конкурентные преимущества и их влияния на цену товара. Для этого предприятию надо самостоятельно участвовать в процессе, а не делегировать это право государству. Получение этого режима дает шанс избегнуть против них запретительных пошлин. Но есть еще один способ избежать антидемпинговых санкций, который можем рассмотреть на примере металлургического предприятия ООО «ВИЗ-Сталь».

«ВИЗ-Сталь» и ЕБРР - удачное сотрудничество

Всередине 1998 г произошла реструкторизация ВИЗа: Решением совета директоров создано ООО «ВИЗ-Сталь», в которое вошли ццехи и подразделения, занимающиеся выпуском холоднокатанной стали. Новое юридическое лицо получило в аренду комплекс ЦХП. Здесь было сосредоточено производство конкурентноспособной электротехнической стали, ориентированное в основном на внешний рынок. Для завоевания рынка требовались инвестиции, и свободное от долгов и картотеки предприятие с достаточно современным оборудованием и отличными специалистами стало привлекательным партнером для западных инвесторов. Сегодня возможность своего участия в инвестиционных проектах ВИЗа рассматривает Европейский банк реконструкции и развития. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) вкладывает в уставной фонд 000 «ВИЗ-Сталь» $5 млн - событие неординарное (если не сказать, - уникальное) для российской металлур­гической промышленности. Известно, что ЕБРР в рамках реализации своей программы поддержки частного предпринимательства в России предоставляет капитал в форме долевого участия (иног­да в сочетании с небольшими ссудами) наиболее успешно работающим в частном бизнесе пред­приятиям, которыми управляют опытные и энергичные предприниматели. Однако, чтобы привлечь внимание банка, надо соответствовать определенным требованиям: представить достаточно при­влекательный и проработанный проект, который, не требуя больших капиталовложений, окупится в разумные сроки, и иметь собственные средства. До сих пор ЕБРР обращал внимание в основном а малые и средние компании. «ВИЗ- Сталь» — остаточно крупное предприятие, особенно по : российским меркам, один из немногих признанных про­изводителей качественных электротехнических сталей (около 7% мирового производства) и активных участ­ников мирового рынка. Ниша «ВИЗ-Стали» — металл для трансформаторов среднего клас­са. Здесь у него не так уж много — в основном компании Гер­мании и Италии. Конкурентоспособ­ность продукции «ВИЗ-Стали» под­тверждается международным сертифи­катом качества «Регистр Ллойда». Тем более, привлечение ЕБРР сильно политизированной европейской структуры, стоящей на стра­же деловых интересов Европейского Союза, в качестве делового партнера В И За можно расценить как несом­ненный успех предприятия. 2000 г. стал значимым годом в новейшей истории ВИЗа. завод практически вышел на докризисные объемы производства. Было выпущено 109, 5 тыс. т высококачественной холоднокатаной стали, что почти в 2, 5 раза больше, чем в 1999 г. (максимальныи уро­вень был достигнут в 1987 г. - 320 тыс. т, минимальный — в 1998 г. - 33, 8 тыс. т). Объем прибыли от ре­ализованной в про­шлом году продукции приблизился к 2 млн руб., что также вдвое превышает показатели 1999 г. Кроме того, в 2000 г. средняя зарп­лата в 000 «ВИЗ-сталь» увеличилась по­чти на 1, 7 тыс. руб. и составила более 4, 8 тыс. руб. в месяц. Безусловно, участие ЕБРР принесет зна­чительную пользу заводу. Чисто практический аспект — средства предполагается использовать на стро­ительство завода по производству водорода, необходи­мого компонента в технологии выпуска стали. Сегод­няшние возможности имеющегося газового цеха совершенно недостаточны для дальнейшего развития производства. Прорабатывается несколько путей решения про­блемы: покупка оборудования «под ключ» (на условиях тендера для поставщиков и подрядчиков) или заключе­ние договора с немецкой фирмой «Линде» — признан­ным производителем этого оборудования — на строи­тельство у нас их завода (за их средства) с гарантиро­ванными объемами поставок газа и пара ВИЗу. По мне­нию руководителя «ВИЗ-Стали», предложение это дол­жно заинтересовать немецкую компанию — риск мини­мальный, а рынок очень перспективный: потребности в водороде у российских предприятий достаточно вели­ки. Последний вариант позволил бы использовать деньги ЕБРР на другие технологические цели. Хотя «ВИЗ-Сталь» - достаточно современное высокотехнологич­ное предприятие, с хорошим сочетание цены и каче­ства, однако металлургический мир не стоит на месте -появляются новые технологии, снижается себестоимость. Из специфически российских проблем на заводе также обращают внимание на неизбежный рост стоимости электроэнергии, который произойдет после раздела энер­гетического рынка. Ко всему этому надо быть готовым. Прошлый год был посвящен прежде всего улучшению существующих технологий, энергосбережению и техни­ческому обеспечению растущих объемов. Были запуще ны в эксплуатацию ранее законсервированные стан 1200-1, отжиговый агрегат АРО № I, три горизонталь­ные печи и три комплекта печей высокотемпературного отжига. Восстановлены и реконструированы АВО № 3 и 4, внедрена новая технология на АВО № 7 с магнито-активным покрытием. В этом году акцент предполагается сделать на вне­дрение новейших технологий. На предприятии действует программа развития производства электротехнических сталей. Реализация ме­роприятий программы позволит увеличить годовой объем выпуска до 230 тыс. т, в т. ч. 180 тыс. т анизотропной и 50 тыс. т — динамной, достигнуть мирового уровня ка­чества всех видов продукции, получить солидную годо­вую прибыль. Во второй половине 90-х годов в мировом произ­водстве электротехнических сталей началась масштаб­ная технологическая перестройка, основанная на науч­ном заделе, созданном, главным образом, японской фирмой «Ниппон стил корпорейшн» и частично рос­сийскими предприятиями (НЛМК и ВИЗ). В области производства трансформаторной стали акцент делается на «нитридный» вариант техноло­гического процесса позволяющий значительно снизить себестоимость готовой стали и улучшить магнитные свойства сталей массового применения. В последние три года доля стали, полученной таким способом, на миро­вом рынке превысила 30%, в 2002 г она, по оценкам специалистов, достигнет 45%. Таким образом, те пред­приятия, которые быстрее освоят «нитридную» техно­логию, получат решающее преимущество на рынке. Это обосновывает низкую цену на прокат. Второй положительный момент прихода ЕБРР — предприятию теперь гораздо легче будет привлекать в слу­чае необходимости других инвесторов, строить отноше­ния с банками - как российскими, так и зарубежными. И значительно увереннее отстаивать свои позиции на мировом рынке. В прошедшем году завод добился пер­вого, но весьма существенного достижения в этом, пол­ностью выиграв антидемпинговый процесс в Китае. Те­перь «ВИЗ-Сталь» — единственный российский произ­водитель стали, который получил право неограниченной беспошлинной продажи продукции в КНР в течение 5 лет. Китайский рынок — один из основных потребителей для предприятия. Вообще примерно 70% выпуска по­ставляется заводом на экспорт — внутренний рынок хотя и расширяется, но довольно медленно. География поста­вок включает и США. Завод работает здесь в рамках меж­правительственного соглашения об ограничении поставок, хотя с точки зрения директора ООО"ВИЗ-Сталь" оно достаточно приемлемое и выходить из него преждевременно. В странах Европейского Союза нынешний год - после­дний год действия принятых квот на поставки металла. Кроме того, металлопродукция облагается пошлиной в 43 %. Неквотируемой является трансформаторная сталь толщиной менее 500 мм. На все прямые и непрямые экспортные поставки сталепродукции в США и страны ЕС выдаются временные документы/лицензии (см. Приложение 1) в соответствии с экспортными лимитами и справочными ценами. Лицензии служат одновременно в качестве документа, удостоверяющего использование квоты и происхождение товара. Распределением экспортных лимитов (квот) занимается Минторг России (методика распределения квот указана в Приложении 2). Отмена квот (в чем ВИЗ, несомненно, заинтересован) воз­можна лишь в том случае, если Россия будет признана страной с рыночной экономикой. Как сказал генераль­ный директор, «это маловероятно. Поэтому мы сейчас вместе с Европейским банком работаем над тем, чтобы только нашему предприятию был предоставлен статус предприятия с рыночной экономикой. И одни, только своим предприятием, войдем в состав Европейского Со­юза». И это один из самых существенных положитель­ных моментов сотрудничества с ЕБРР. Таким образом, можно утверждать, что выбранная 2, 5 года назад стратегия спасения ВИЗа, находив­шегося в 1997-1998 гг. на грани банкротства и зак­рытия, себя оправдала. Реструктуризация предприятия в середине 1998 г., создание 000 «ВИЗ-Сталь», в кото­рое вошли цехи и подразделения, занимающиеся вы­пуском холоднокатаной стали, позволили не только при­влечь инвесторов, завоевать внешний рынок, но и спа­сти старый завод. Свободное от дол­гов предприятие с достаточно совре­менным оборудованием и отличными специалистами сразу привлекло запад­ных партнеров - первой ласточкой ста­ла итальянская металлургическая компания «Дюферко». Надо ду­мать, что участие этой иностранной компании в капитале ВИЗа было од­ним из положительных аргументов в пользу сотрудничества для ЕБРР. Приход ЕБРР — свидетельство того, что «ВИЗ-Сталь» сегодня — успешно действующая, дина­мично развивающиеся компания.

Перспективы

Мы уже говорили о конкуренции, как необходимом условии рыночной экономики. û Конкуренция является важнейшим стимулом для внутрифирменной экономии. И в борьбе за рынки сбыта, продавая металл и металлопродукцию по низким ценам, российские производители обосновывают их низкими издержками производства. В основном экономия получается за счет низких тарифов на электроэнергию и газ, по сравнению с зарубежными тарифами, и относительно дешевой рабочей силой. Интеграция также способствует снижению издержек, так металлургические комбинаты приобретают контрольные пакеты акций ГОКов, чтобы быть обеспеченными сырьем, трубных компаний - для обеспечения стабильного сбыта. Так одними из крупных финансово - промышленных групп в России можно назвать Евразхолдинг ( влючающий в себя НТМК, КМК, Запсиб, Высокогорский ГОК, Сибруда, завод по производству труб большого диаметра и МДМ-банк в качестве финансового оператора), ММК, Объединенная металлургическая компания, МДМ-групп, группа «Синара» и т.д. Кроме того, объединение позволяет интегрировать капитал и направлять его на внедрение новых технологий, перевооружение основных средств (использование технологии прямого восстановления и технологии непрерывной разливки) [3], что позволяет уменьшить расходы сырья, источников энергии, уменьшить затраты живого труда, учитывая все это, можно обосновывать низкие цены на металлопродукцию и делает невозможным применение антидемпинговых мер. û Конкуренция заставляет повышать качество продукции. Как мы знаем, конкурентоспособность продукции определяется степенью удовлетворения потребности, ради которой она приобретается, и уровнем затрат потребителя, которые он несет за все время удовлетворения потребности с помощью этой продукции (ценой потребления). Как известно, степень удовлетворения потребностей определяется качеством продукции и организации послепродажного обслуживания. Цена потребления зависит от продажной цены, качества продукции стоимости ресурсов, потребляемых при использовании продукции. Если рынок не насыщен, то основным фактором конкурентноспособности является цена продажи. Однако рынок металла на сегодняшний день не только насыщен, но и перенасыщен, как уже отмечалось избыток металлопродукции на складах составляет одну треть от производства. Конечно можно снизить цены и стимулировать тем самым сбыт, но это опять приведет к объявлению факта демпинга, ограничению поставок, квотам, высоким пошлинам. Поэтому необходимо обратиться к другим инструментам маркетинга: улучшать качество продукции, послепродажное обслуживание. Направления в области улучшения качества могут быть различные и перечислять их все нет смысла, так как ассортимент продукции черной металлургии очень разнообразен, а значит и количество свойств огромно. Например, Первоуральский новотрубный завод так определяет направления своей деятельности: быть признанным лидером на рынке высокотехнологичных видов труб ной промышленности, не стремиться к наращиванию выпуска труб в тоннаже, а делать акцент на увеличение прибыли за счет придания продукции новых потребительских свойств, повышения качества, наиболее полного удовлетворения запросов потребителей в части отделки, защитных и теплоизоляционных покрытий, товарного вида. [4] û Следующее направление – это производство тех видов металлопродукции, на которые растет спрос. Так в настоящее время обнаруживается устойчивое увеличение спроса на спецстали. Спецстали (в первую очередь нержавею­щая сталь) составляют относительно не­большую долю (около 2,5%) в общем миро­вом объеме производства стального прока­та. В развитых странах эта доля выше: в го­сударствах ЕС — 4,6%, в Японии — 3,1%, США — 11,9% [5]. Это связано с тем, что основ­ным потребителем спецсталей являются вы­сокотехнологичные отрасли: ракетно-космическая, авиационная, химическая и т.п. Имен­но поэтому, кстати, производство спецсталей в России в начале 90-х сократилось суще­ственно сильнее по сравнению с производ­ством обычных сортов стали. В то же время в последние три года около трети всего потребляемого отечественной промышленностью нержавеющего проката закупалось по импорту. Это вызвано двумя факторами, из которых один очевиден — более низкое качество и плохая сбытовая поли­тика. Так, крупнейший европейский произ­водитель спецсталей финский комбинат Outoukompu в 2000 году предлагал на россий­ском рынке нержавейку лучшего по сравне­нию с «Мечелом» качества с 10% предоплатой, в то время как «Мечел» требовал полной пред­оплаты. Другой, менее очевидный фактор — объемы заказов понемногу возрождающего­ся отечественного машиностроительного комплекса пока незначительны. При этом на производство единицы сложного оборудова­ния может потребоваться два-три десятка ма­рок стали: этого недостаточно, чтобы размес­тить заказ на металлургическом заводе, поэто­му поставки покрываются за счет импорта. Однако, как только рынок машиностроительного оборудования приобретет более прогно­зируемые черты, что вполне реально на фоне заключения многомиллиардных военных эк­спортных контрактов, объемы заказов со сто­роны машиностроительных предприятий мо­гут вырасти до сопоставимых с плавочными нормами. Это приведет к снижению доли импорта на рынке спецсталей и усилению ры­ночных позиций российских предприятий. û Следующее направление для производителей металлопродукции – это развитие внутреннего рынка. В связи с падением спроса на рынках США и стран ЕС из-за спада экономики, экспорт в эти страны существенно сокращается, в то время как спрос на внутреннем рынке продолжает расти за счет активизации инвестиционной деятельности Министерства путей сообщения, машиностроителей, производителей труб и других материалов для нефтегазового комплекса. Мы уже говорили о перераспределении спроса металлопродукции с высокотехнологичных отраслей в менее технологичные, о намечающейся тенденции на удовлетворение текущих потребления (строительство, товары ТНП и т.д.), т.е. возрастает потребность в менее объемных партиях металла, но более гибких по сортаменту, в то время как российские заводы привыкли работать с большими партиями и , как правило, специализируются на достаточно узком сортаменте. Кроме того, уличить в демпинге крупную компанию, производящую миллионы тонн металла, гораздо легче, чем небольшую компанию-трейдера. Поэтому необходимы более мелкие сбытовые структуры, которые составят необходимую прослойку между производителем металла и потребителем. Трейдеры обеспечивают предприятию стабильный сбыт продукции, особенно если работают с ним постоянно. Одно из важных преимуществ трейдеров — мобиль­ность. Они берут гарантированный объем продукции, то есть отвечают по своим обя­зательствам перед производителем. Кроме того, они знают конъюнктуру рынка, уро­вень спроса, потребности клиентов, в том числе и мелких, и можем гибко на все это реагировать, причем на достаточно боль­шой территории. Ведь в каждом регионе — своя специфика, и ее надо знать. Для это­го, например, компания-трейдер образовывает предста­вительства в других регионах, расширяет сеть. В идеальном варианте, на наш взгляд, за­вод-производитель должен выстраивать трейдерскую сеть, состоящую из независи­мых фирм-продавцов, и именно им отда­вать большую часть продаж. Трейдер в свою очередь формирует политику завода на дру­гих территориях на основе тщательного анализа и оперативно реагирует на измене­ние рыночной конъюнктуры. При этом дело завода — создание имиджа, поддер­жание марки предприятия. А самому рек­ламировать, например, цены на продукцию, не стоит. Ведь трейдеру проанализировать ситуацию всегда проще. У завода, таким образом, появляется нормальная обратная связь. Это не только обеспечивает стабиль­ный сбыт, но и позволяет планировать про­изводство, работать по каждому сортамен­ту более гибко. Но есть несколько причин, по которым эту схему сложно реализовать: v Во-первых, заводы ревностно относятся к тому, когда один трейдер покупает тот же сортамент у их конкурентов.. А независимый трейдер должен иметь несколько поставщиков одного сортамен­та. v Во-вторых, производители еще не гото­вы к тому, чтобы полностью отдать объемы торговцам. Пока им все-таки хочется само­стоятельно контролировать сбыт. Ослож­няет ситуацию и продолжающийся пере­дел собственности в черной металлургии: очень много зависит от желания или неже­лания собственников предприятия рабо­тать с тем или иным трейдером. Трейдерские компании — структуры рыночные, они научились работать с кли­ентами и в состоянии планировать сбыт. Этим, собственно, они и отличаются от за­водов: они могут оценить объемы потреб­ления со стороны только крупных клиен­тов, а трейдеры работают со всеми и исходят от по­требностей заказчика. Поэтому трейдер будет брать столько металла, сколько сможет реализовать. В качестве трейдера можно привести такое предприятие как Межрегиональная трубная компания. Так Межрегиональная трубная компания специализи­руется на продаже труб, но клиенту часто параллельно нужен сортовой прокат. Что­бы удержать его, она закупает и этот сорта­мент. Появилась потребность в доставке продукции — организует и эту службу. Нужна клиенту резка металла — пожалуй­ста. Для клиент это очень выгодно, а крупный завод не будет заниматься такого рода услугами. Другой пример - Сталепромышленная компания. Она производит предпродажную подготовку ( резка металла по размерам заказчика), доставку продукции потребителю авто и ж/д транспортом, обеспечивает поставку любых партий металлопроката ( от 10 кг), формирует сборные заказы, совмещающие несколько видов продукции, к каждому клиенту подходит индивидуально в отношении форм расчетов, скидок. Сортамент продукции, предлагаемой компанией, с учетом видов проката, типоразмеров, марок стали составляет более 2000 наименований.

Заключение

Таким образом, мы рассмотрели, в чем заключается проблема демпинга для российских производителей и попытались обозначить возможные пути решения этой проблемы: ¨ Необходимо изучать соотношение спроса и предложения и приводить в соответствие производство металла с потребностями потребителей. Конечно, превышение спроса над предложением допустимо (так как это необходимо для существования конкуренции), но не более 10-20%. ¨ Следует изучать структуру спроса, отслеживать тенденции в структуре потребления и постараться быть готовыми предложить ту продукцию, в которой потребитель будет больше всего нуждаться. ¨ Перенесение акцента с ценовой конкуренции на конкуренцию в области повышения качества и организации послепродажного обслуживания. ¨ Улучшать структуру сбыта, использовать возможности компаний – посредников, которые более гибкие и мобильные. Выше перечисленные направления не новы и отражают общее направление совершенствования предприятия в области маркетинга . Но только этих мероприятий недостаточно. Необходима правильная последовательная политика государства, направленная на скорейшее вступление России во Всемирную торговую организацию, что позволит нашей стране применять правила международной торговли и намного проще разрешать спорные вопросы, касающиеся демпинга. Пока же реальное решение в данной ситуации это использование индивидуального режима антидемпингового расследования. При этом заключения соглашений об ограничениях поставок металла, высокие экспортные пошлины способны в какой-то степени стабилизировать поток металла и его цену, но не решают проблему демпинга. Сокращение доли экспорта заставит российские производителей металла обратиться на внутренний рынок, и это направление имеет реальную перспективу, тем более что сейчас в России снова наблюдается повышение спроса на металлопродукцию в таких отраслях как машиностроение, производство труб, заказы со стороны нефтегазового комплекса и Министерства путей сообщения.

Библиографический список

1. Котлер Ф. Основы маркетинга:-2-е европ. Изд.- М.;СПб.; К.:Издательский дом «Вильямс», 2000.-944с. 2. Общая теория маркетинга:Часть первая: Потребности и потребительные стоимости. Часть вторая: Конкуренция и устойчивое развитие. Учебное пособие/И. И. Пичурин. Екатеринбург: УГТУ, 1997, 200 с. 3. Общая теория маркетинга. Часть третья. Товар и цена: Учебное пособие/ И.И. Пичурин. Екатеринбург: Изд-во УГТУ, 2000. 104 с. 4. Оганесян Т. Спасаться надо по одиночке.// Эксперт-Урал.№ 42, 9 ноября 1998 г. с. 32-33 5. Аналитический центр «Эксперт-Урала». Экспорт металлопродукции: ТОП- 40//Эксперт-Урал «19, 8 октября 2001 г, с.19-28 6. Калинин С. Стальной барьер//Эксперт-Урал № 37, 8 октября 2001 г.,с.54-56 7. Рейтинговое агентство «Эксперт-Урал». Эксперт-Урал-100 // Эксперт- Урал №20, 22октября 2001 г.,с.35-50 8. Рухмалев Е. Как преодолеть стагнацию// « Эксперт-Урал «13, 9 июля 2001. С.9-17 9. Черепанова Н. Демпинг-синдром.//Эксперт-Урал №13, 9 июля 2001 г, с.18-20 10. Черепанова Н. Время трейдеров //Эксперт-Урал №13, 9 июля 2001г., с.22-23 11. Иоффе О. У «ВИЗ-Стали» новый партнер.// Деловой квартал, № 2, 18 января 2001 12. Козицын С. Тяжелый металл //Деловой экспресс №46, 15-22 декабря 1998 г.с.7 13. Максимов В. Война стальных нервов. // Экономика и жизнь №43, 24-1 декабря 1998 г., с.9 14. WWW.MetalTorg.RU от 14 декабря 2001 г.

Приложение 1

Приложение 2


[1] Котлер Ф. Основы маркетинга: 2-е изд.-М.; 2000. С.656 [2] «Эксперт-Урал» №13, 9 июля 2001г, с.9 [3] «Эксперт-Урал» № 13, 9 июля 2001 г. [4]« Эксперт-Урал», № 19, 2001г,с.26 [5] «Эксперт-Урал», № 13, 9 июля 2001 г., с. 17