Каталог :: Маркетинг

Реферат: Позиции автобуса ЛиАЗ-6212

Министерство образования Российской Федерации
Московский Государственный Технический Университет «МАМИ»
                     Кафедра: Маркетинг и Менеджмент                     
     

Реферат

на тему: «Позиции автобуса ЛиАЗ-6212 на российском рынке автобусов»

Москва, 2005

Содержание

1. Ознакомительная информация о Ликинском автобусном заводе - стр. 3 2. Характеристики автобуса ЛиАЗ-6212 - стр. 5 2.1 Достоинства и преимущества автобуса ЛиАЗ-6212 - стр. 5 3. Краткий обзор ситуации на рынке автобусов - стр. 8 3.1 Ситуация на рынке автобусов на сегодняшний день - стр. 8 3.2 Проблемы на рынке автобусов - стр. 9 1. Ознакомительная информация о Ликинском автобусном заводе. 45 лет назад с завода ЗИЛ в подмосковное Ликино, где с 1937 года существовал Лесотехнический завод облагораживания древесины, переделанный в 1945-м в Ликинский машиностроительный, было передано производство автобусов и начал работать Ликинский автобусный завод. Первая его машина - «ЗИЛ-158» была выпущена в 1959 году. Затем пошли автобусы уже с ликинской маркой, и в августе 1981 года с конвейера сошел 100-тысячный «ЛиАЗ-677». В том же году начался выпуск «ЛиАЗ-5256». Начиная с 1959 года Ликинский автобусный завод выпустил более 260 000 городских автобусов. Современное импортное оборудование обеспечивает высокотехнологический процесс производства, гарантирующий стабильный уровень качества продукции.Специалисты завода уделяют огромное внимание эксплуатационным характеристикам автобуса. Ликинский завод уже переоснащен и начинает серийный выпуск особо больших автобусов. Уже сейчас новейшие технологии обработки кузовов автобусов позволяют давать заводу-изготовителю гарантию на кузов до 12 лет. Хотя и так уже можно сказать, что за последние шесть лет наш основной городской автобус практически стал новой машиной. В декабре 2004 г. завод произвел 170 автобусов. Аналогичный показатель декабря 2003 г. – 133 ед. Рост производства составляет – 27%. Уровень производства автобусов ЛиАЗ в 2002 г. - 2 000 ед. техники по сравнению с 1569 ед. за прошлый год. В 2000 году завод вошел в холдинг «Русские автобусы». В холдинг "Русские автобусы" входят Павловский автобусный завод (ОАО "Павловский автобус", (г. Павлово, Нижегородская область), Ликинский автобусный завод (ООО "Ликинский автобус", г.Ликино-Дулево, Московская область), Голицынский автобусный завод (ОАО "ГолАЗ", г.Голицыно, Московская область), Курганский автобусный завод (ОАО "КАВЗ", г.Курган). Примерно за два года холдингу «Русские автобусы» удалось фактически заново создать современное производство этих незаменимых средств общественного транспорта. Во всяком случае, его производственные мощности таковы, что способны на 100% удовлетворить потребность России в автобусах. Главные производители автобусов в нашей стране - ЛиАЗ и ПАЗ - объявили о создании общего бизнеса под флагом известного «скупщика» российских автопромышленных предприятий — «Сибирского алюминия» - холдинга "РусПромАвто". "РусПромАвто" - дочерняя компания группы "Сибирский алюминий", головная структура создаваемого машиностроительного холдинга. Так компания “РусАвтоПром”, входящая в холдинг “РусПромАвто” (подконтролен Сибалу), в составе которой ПАЗ, ЛиАЗ, ГолАЗ, КАВЗ, активно создает центры продаж и сервисного обслуживания, формирует дилерскую сеть. В дополнение к уже функционирующим центрам (Москва, Нижний Новгород, Курган) она планирует открыть еще 3-4, и тем самым обеспечить свое присутствие в основных регионах России. Полгода назад один бельгийский журналист, владелец журнала по автобусной тематике, секретарь жюри «Лучший автобус года в Европе», побывав в Подмосковье, с удивлением констатировал, что в Европе вряд ли найдется больше трех заводов, оборудованных на уровне Ликинского автобусного. 2. Характеристики автобуса ЛиАЗ-6212. Премьера машины состоялась в 2002 году - на августовском автосалоне в Москве. На моторшоу в рамках MIMS-2002 ЛиАЗ-6212 (таков индекс новинки) признали «Лучшим городским автобусом года». Машина представляет собой городской автобус особо большого класса. Его длина - немногим менее 18 метров. Он получил более экономичный по сравнению с предыдущими моделями ЛиАЗа двигатель (дизель Caterpillar 3126 мощностью 300 л.с., соответствующий нормам Евро-3) и коробку "автомат" Voith DIVA. Уровень пола в автобусе опущен на 20 см, что облегчает вход в него пассажиров.Городской автобус особо большого класса (17640х2500х3007 мм) создан на базе ЛиАЗ-5256. Автобус предназначен для городских перевозок в крупных мегаполисах с интенсивным пассажиропотоком. Автобус впечатляет - и по дизайну, и по техническому уровню, и по экологическим параметрам. Достаточно сказать, что «ЛиАЗ-6212» соответствуют требованиям перспективного даже для Европы экологического стандарта «евро-3». В начале 2003 года в Москву поступила первая партия автобусов новой модели - сочленённые ЛиАЗ-6212 производства подмосковного Ликинского автобусного завода. 21 февраля первая из них вышла на маршрут 157, а уже к осени все московские автобусные парки получили минимум по две таких машины. 2.1 Преимущества и достоинства автобуса К достоинствам данного автобуса можно отнести: 1. Наличие двигателя дизель Caterpillar 3126 мощностью 300 л.с., соответствующий нормам экологической безопасности Евро-3. Это достоинство особенно актуально, так как в последние пять лет экология планеты стала одной из важных проблем. К тому же не каждый завод-изготовитель автобусов России может похвастаться таким же соответствием европейским стандартам. 2. Уровень пола в автобусе опущен на 20 см, что облегчает вход в него пассажиров. 3. Цена в $ 130000 является конкурентоспособной относительно ввозимых подержанных Икарусов. Преимущества ЛиАЗа обеспечиваются холдингом «Русские автобусы», который дает потенциальным покупателям толчок к приобретению за счет продуманных и выгодных условий продаж и поставки.

Условия продаж

· Наиболее широкий модельный ряд (автобусы всех классов и назначений, в т.ч. специальный транспорт), что позволяет комплексно решить проблему транспортных перевозок конкретного региона; · Срок поставки техники минимальный в сравнении с другими производителями, что обусловлено значительными объемами производства; · Гибкая система оплаты, включая различные финансовые схемы и оптимальные условия для клиента; · Долгосрочное сотрудничество, обусловленное перспективным планированием производства и продаж; · Техническое сопровождение заказа, сервисного и гарантийного обслуживания автобусной техники; · Использование прецедентных схем региональных поставок, учитывающих специфику конкретного региона условия поставки Условия поставки · При наличии автобуса на складе отгрузка производится в течение 5 рабочих дней со дня поступления денежных средств на расчетный счет поставщика. · При отсутствии автобуса в необходимой заказчику комплектации на складе указанная модификация изготавливается и поставляется клиенту следующим образом: 1. Автобусы марки "ЛиАЗ" - поставка производится в течение 45-60 дней при подтверждении покупателем оферты оплатой 10-30% стоимости контракта. 3. Обзор ситуации на рынке автобусов 3.3 Ситуация на рынке на сегодняшний день Повышенные ставки ввозных таможенных пошлин на автобусы иностранного производства малого, среднего, большого и особо большого классов, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, были утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2002 г. № 812 сроком на 9 месяцев. Мониторинг объемов импорта автобусов после принятия указанного постановления показал, что ввоз автобусов, с момента выпуска которых прошло более 7 лет, резко сократился (с 1535 до 286 штук). В рамках программы импортозамещения ООО «Ликинский автобус» заключило договор с правительством Москвы и начало поставку особо больших сочлененных автобусов ЛиАЗ-6212 вместимостью более 180 пассажиров с двигателем «Евро-3». Основным объектом импорта техники старше 7 лет являются автобусы большого класса, доля средних и малых незначительна и составляет не более 10–15%. По автобусам большого класса цены за весь прошлый год увеличились на 4–6%, что позволяет говорить об их относительном снижении на фоне инфляции из-за плотного конкурентного окружения. Введение таможенных барьеров, ограничивающих ввоз машин старше 7 лет, не повлияло на цены вследствие высокой конкуренции и большого количества производителей внутри страны, однако, с одной стороны, частично увеличило производство автобусов этого класса в стране (соответственно возросли налоговые отчисления, увеличилось количество рабочих мест), а с другой – вынудило дилеров ввозить автобусы со сроком эксплуатации до 7 лет (более безопасные и экологически чистые). Рост цен на автобусы большого класса в 2004 г. обусловлен увеличением доли импортных комплектующих, связанным с подготовкой к введению экологических стандартов и ростом курса евро (закупки производятся в Европе). К концу 2003 года сложились следующие тенденции на рынке автобусов, а в частности на ООО «Ликинский автобус». Производство автобусов выросло на 7,5 % - до 1368 штук. Продажа автобусов выросла на 10,6 % - на 1364 единицы. Емкость российского рынка оценивается в 580 млн. долларов или 22-25 тыс. машин ежегодно. Доля импортных, главным образом подержанных машин, в количественном выражении составляет 29-32%. Российский рынок автобусов имеет устойчивую тенденцию роста за последние три года со средним темпом 10% в год (см. табл. 1.) Таблица 1.
ПроизводительОбъем продаж, x1000$Размер продаж, шт.
200120022003*20012002< 2003*
Русский автобус219987225541317135138401389413078*
Другие заводы РФ509515181075445130513301816
Импорт153814241488203122630098907133
Итого424751518808580348214452511422028
*прогноз ООО "Руспромавто" 3.2 Проблемы на рынке автобусов За последние годы объем перевозок на общественном транспорте в России снизился на 3,7%. Из-за нерентабельности было сокращено 1300 автобусных маршрутов. Причины снижения объемов перевозок заключаются в следующем: 1. Не благоприятные условия для перевозчиков. - Большое количество льготников - 64 категории пассажиров имеют право на бесплатный проезд. - Доля льготников достигает 60–80% от всего пассажиропотока. - Общественный транспорт стал, с одной стороны, муниципальным, с другой стороны, частным, и получилось, что льготы предоставляет муниципальный орган, а возит и берет на себя расходы частная компания. - Перевозчики перекладывают свои расходы на тех, кто платит – увеличиваются тарифы перевозок. - В результате 9% доходов населения тратится на общественный транспорт, а это превышает европейский показатель, который равен 5%. - Автомобильный транспорт становится неконкурентоспособным по цене оказываемых услуг. 2. Низкая рентабельность, а то и убыточность общественного транспорта заставляют перевозчиков сокращать число маршрутов и удлинять интервалы движения автобусов. В итоге: - Многократно превышаются нормы заполняемости автобусов и резко ухудшается качество обслуживания пассажиров. - Вследствие перегрузок и изношенности техники увеличивается аварийность на дорогах. 3. В количественном выражении автобусный парк в России растет, но при этом увеличивается число машин, подлежащих замене. (см. табл. 2). Таблица 2.
Сегмент рынкаКоличество, шт.
1999200020012002Степень износа, %
Малые19407219693319988720288545-50
Средние5375647075412383612465-70
Большие10957611522412121612751980
Итого633211640138647180654298н/д
4.Износ российского автобусного парка становится очень серьезной проблемой муниципальных властей: - Перевозчики вынуждены экономить на обновлении парка машин - средний возраст автобуса в России составляет 14 лет. Конкуренция поставщиков европейских подержанных машин. Европейским компаниям-перевозчикам необходимо избавляться от машин старше 10–12 лет, а в некоторых случаях – старше 8 лет: - Требования к автобусам в Европе с каждым годом ожесточаются. - В европейских городах власти требуют применять низкопольный общественный транспорт - расстояние от шоссе до пола не более 35 см – что требует замены парка. - Налоги коррелируют с уровнем экологичности двигателя - из-за этого транс- портники отдают предпочтение машинам с двигателем «Евро 4». - Просто так отвезти устаревшие автобусы не получается, поскольку в цивилизованных странах по закону требуется платить за утилизацию. Поэтому европейские автобусы продаются за бесценок в Россию. Импорт европейских автобусов в Россию имеет следующие показатели: Объем продаж 203-240 тыс. долларов США. Физический объем поставок - 35-40% емкости российского рынка. Доля автобусов моложе 7 лет занимает всего 3%. Стоимость подержанного автобуса в среднем 29 тыс. долларов. Для устойчивого развития транспортного комплекса России необходимо ежегодно обновлять 40000–50000 автобусов, из числа которых 12 000 единиц – автобусы большой и особо большой грузоподъемности. 4. Позиции ЛиАЗ-6212 на рынке автобусов Исходя из вышеперечисленных данных о достоинствах автобуса ЛиАЗ-6212 и данных об общей ситуации на рынке автобусов, и сопоставив их можно сделать выводы о своевременности появления автобуса на рынке, высоком спросе на данную модель. В том что данная модель автобуса пользуется и будет пользоваться большим спросом говорят такие факты как сответствие европейским нормам и стандартамн · Введение программы «импортозамещения» свидетельствует о возникшей в связи с этим потребности в городских автобусах особого большого класса. А так как аналогов ЛиАз-6212 на российском рынке не существует – он лидер. · Соответствие автобуса по техническим и дизайнерским характеристикам европейскому стандарту. Наличие системы экологического стандарта Евро-3 и низкий уровень подножки. · Заключение контракта с руспромавто на поставку данных автобусов в парки города самим мэром. Автобус актуален в связи со сложившимися проблемами на рынке автобусов такими как низкая рентабельность и убыточность. А именно сокращение из-за этого маршрутов и увеличение интервала между ними. Последствия этой проблемы – перенаполняемость автобусов способен решить ЛиАЗ-6212, так как относится к классу особого большого автобуса. Прогнозы на будущее Планы завода холдинга на 2003 год. ЛиАЗ. Ликинский автобусный завод увеличит выпуск до 1715 единиц против 1560 в прошлом году. Новая «гармошка» ЛиАЗ-6212 обретет «рестайлинговый» имидж – новый передок и заднюю часть. Почему общественный транспорт так популярен в России Еще со времен СССР и по сегодняшний день ставка в нашей стране делалась на развитие общественного транспорта. При строительстве городов микрорайоны и дороги планировали исходя из следующего постулата: - Подавляющее большинство населения будет жить в многоэтажных домах. - Население пользуется преимущественно городским транспортом. По оценкам Мирового банка сегодня общественный транспорт обеспечивает: - В России около 85% городских перевозок. - В Западной Европе 20%, в США – 3% городских перевозок. Очевидно, что по индивидуальной автомобилизации населения в ближайшем будущем Россия не сможет сравняться с Западной Европой: Во-первых, уровень доходов россиян просто не позволяет держать в каждой семье хотя бы по одному легковому автомобилю; Во-вторых, пропускная способность городских магистралей чрезмерно мала: - уже сегодня муниципальные власти не везде справляются с возрастающими транспортными потоками; - вводятся ограничения движения автотранспорта; - в перспективе индивидуальный транспорт и вовсе может быть выведен из городской черты из-за пробок и воздействия на окружающую среду. В-третьих, индивидуальный автомобильный транспорт является наиболее энергоемким средством обслуживания населения вследствие малой пассажировместимости автомобиля. Власти Москвы решили отказаться от импорта сочлененных венгерских "Икарусов" - зарубежные машины обходятся муниципальному бюджету слишком дорого. Конструкторам ЛиАЗа удалось превзойти венгерских конкурентов. Как заявлял недавно мэр Москвы Юрий Лужков, серийное производство новых модификаций российских автобусов позволит столице полностью отказаться от закупок импортных городских машин и перейти на отечественную технику. В частности, он отмечал, что новинки ЛиАЗа "прилично выглядят, оснащены современным оборудованием и в целом лучше приспособлены для наших условий, чем зарубежные аналоги". В планы ликинского завода входит ежегодный выпуск 300 удлиненных автобусов. Специалисты отмечают, что ЛиАЗ-6212 примерно на $30 тысяч дешевле аналогов "Икаруса". По Москве этой зимой поедут автобусы, у которых стекла будут оснащены специальной системой обогрева, благодаря которым они не будут замерзать. Уже сейчас Москва закупила 56 подобных "ЛиАЗ-6212", а в течение зимы будет приобретено еще 204 автомобиля с теплыми стеклами. Заявленная цена ЛиАЗ-6212 - $135000, что на уровне с ЛАЗ А291, но дороже МАЗ- 105. Тем не менее, Москва возможно закупит именно ЛиАЗы. Как пишет журнал "Авто-Ревю", поскольку мэр Москвы Юрий Лужков собирался начать массовую закупку автобусов МАЗ (уже было подписано двустороннее соглашение), Русавтопрому надо было срочно «перебить» этот контракт, предложив свою альтернативу. Что и было сделано: лиазовскую «гармошку» показали Лужкову. Результат превзошел все ожидания! По словам представителей завода, столичный заказ только на нынешний год — 260 «гармошек», и к декабрю такие машины должны поступить во все автобусные парки столицы. До конца 2003 года столица должна получить 260 сочлененных ЛиАЗов, и на сегодняшний день 35 машин уже пришли в Москву. ЛиАЗ в срочном порядке "ворвался" в рынок "сочлененных" автобусов и не даст развернуться остальным производителям. По последней информации, цены на 6212 сильно упали и колеблются около$120000. С конца 70-х годов в Москве начали эксплуатировать первые машины большой вместимости – «Икарус-280». Автобусы марки «ЛиАЗ» использовались на менее напряженных линиях. В последние годы ситуация с московским автобусом заметно улучшилась. На данный момент ГУП «Мосгортранс» эксплуатирует свыше 5 тысяч машин. Основу парка составляют автобусы «Икарус-280» и «Икарус-435», а также новейшие отечественные модели марки «ЛиАЗ-6212». Количество маршрутов достигло 523. Автобус остается самым распространенным наземным транспортом и неотъемлемой частью функционирования всего механизма жизни города. На его долю приходится около 70 процентов от общего объема перевозок пассажиров.