Каталог :: Маркетинг

Реферат: Промышленные услуги: инжиниринг

                       Министерство образования РФ                       
                 Кемеровский Государственный Университет                 
                            Кафедра маркетинга                            
                                 РЕФЕРАТ                                 
                  По дисциплине: Промышленный маркетинг.                  
         На тему: «Услуги в промышленном маркетинге. Инжиниринг.»         
                                                               Выполнил: 
                                                             Студентка гр. Э-962
                                                                   Ткаченко В.И.
                                 Кемерово                                 
                                   2000                                   
     
     
План.
1. Понятие «инжиниринг» и виды инженерно-технических услуг.                    3
2. Международный обмен инженерно-техническими услугами.                        5
3. Использование инжиниринга для решения проблемы
конверсии российского ВПК, создание инжинирингсети.                            8
4. Список литературы.                                                         12
     
     
1.Понятие «инжиниринг» и виды инженерно-технических услуг.
Как самостоятельный вид коммерческих операций инжиниринг предполагает
предоставление на основе договора на инжиниринг одной стороной, именуемой
консультантом, другой стороне, именуемой заказчиком, комплекса или отдельных
видов инженерно-технических услуг, связанных с проектированием,
строительством и вводом объекта в эксплуатацию, с разработкой новых
технологических процессов на предприятии заказчика, усовершенствованием
имеющихся производственных процессов вплоть до внедрения изделия в
производство и даже сбыта продукции.
Предоставление на основе договора на инжиниринг полного комплекса услуг и
поставок, необходимых для строительства нового объекта, называется комплексным
инжинирингом. Он включает три отдельных вида инженерно-тех­нических
услуг, каждый из которых может быть предметом самостоятельного договора.
•  Консультативный инжиниринг (consulting engineering) связан главным образом
с интеллектуальными услугами в целях проектирования объектов, разработки
планов строительства и контроля за проведением работ.
• Технологический инжиниринг (process engineering) состоит в предоставле­нии
заказчику технологии или технологий, необходимых для строительства
промышленного объекта и его эксплуатации (договоры на передачу
производ­ственного опыта и знаний), разработки проектов по энергоснабжению,
водо­снабжению, транспорту и др.
• Строительный и/или общий инжиниринг (constructing engineering) — это
главным образом поставки оборудования, техники и/или монтаж установок,
включая при необходимости инженерные работы.
Инженерно-консультационные услуги предоставляются в виде техничес­кой
документации, результатов исследований, исходных данных для строитель­ства,
экономических расчетов, смет, рекомендаций и др. В 1982 г. было принято
разработанное группой экспертов по международным договорам на поставку
промышленной продукции Комитета по развитию торговли ЕЭК ООН Руко­водство по
составлению международных договоров на консультативный инжи­ниринг, включая
связанные с этим аспекты технического содействия.* Руко­водство содержит
подробный перечень и характеристику условий, необходимых для включения в
договор между консультантом и заказчиком, а также перечень услуг,
предоставляемых инженером-консультантом.
Консультативные услуги непосредственно связаны с управлением в целях
реализации промышленного проекта, но не охватывают каких-либо строитель­ных
работ, предоставления лицензий или передачи технологии.
Само строительство объектов не входит в круг инженерно-технических услуг. Оно
относится к производственно-техническому сотрудничеству и регу­лируется
соответствующими руководствами, разработанными ЕЭК ООН: Руко­водством по
составлению международных договоров о промышленном сотруд­ничестве,
Руководством по составлению договоров на сооружение промышлен­ных объектов и
др.
Договоры на консультативный инжиниринг могут касаться всего круга услуг или
конкретно определенных услуг, которые должны быть четко сформу­лированы в
договоре или в приложении к договору. Такие договоры могут дополняться
обязательствами сторон в связи с проведением совместных науч­ных
исследований, организацией опытного производства, маркетингом при совместном
техническом содействии, подготовкой кадров.
Консультативный инжиниринг может охватывать все этапы какого-либо проекта или
ограничиваться каким-то одним этапом, например прединвестиционным. При этом
термином «проект» обозначается общая идея о работе, которая должна быть в
договоре конкретизирована. Договоры на консультатив­ный инжиниринг,
охватывающие часть проекта, могут после успешного завер­шения одного этапа
заключаться и на последующие этапы. В качестве этапов можно рассматривать:
планирование проекта; руководство проектом; обеспече­ние услуг при разработке
проекта; материально-техническое снабжение; руко­водство строительством;'
ввод объекта в эксплуатацию; помощь в организации финансирования и др.
При строительстве объектов «под ключ» консультанты выполняют следую­щие
функции: оказывают заказчику помощь путем предоставления консульта­ций для
четкого определения его конечных требований и оценки предложений,
представленных фирмами, намеревающимися производить строительство объ­екта
«под ключ»; участвуют в качестве субподрядчика фирмы, осуществляющей
строительство «под ключ», оказывая ей консультационные услуги; участвуют в
качестве члена консорциума, созданного для строительства объекта «под ключ»,
будучи ответственным консультантом на всех его этапах.
Предоставление инженерно-консультационных услуг сопровождается обычно
оказанием технического содействия, в частности, в фактической пере­даче
технологии, использовании, эксплуатации, ремонте соответствующего объекта.
             2.Международный обмен инженерно-техническими услугами.             
Стремительный рост международных операций по торговле инженерно-техническими
услугами выделил их в самостоятельный вид международных коммерческих
операций, что привело к образованию и развитию международ­ного рынка
инжиниринговых услуг.
Первоначально инжиниринг возник в Англии в гражданском строительстве и
ограничивался консультационной деятельностью в области сооружения дорог,
мостов, портов, аэродромов, систем водо- и энергоснабжения, работ по
мели­орации и др. Позднее инженерно-консультационные услуги стали
предостав­ляться также и в области промышленности. Инжиниринг в США начал
разви­ваться также с предоставления консультационных услуг и обслуживал
исклю­чительно внутренний рынок. Толчком для распространения американского
инжиниринга за пределами США послужила Вторая мировая война, во время которой
осуществлялись в широких масштабах работы по строительству аэро­дромов,
дорог, портов, военных объектов в других странах. Эти работы выпол­нялись как
частными американскими инженерными фирмами по правительст­венным заказам, так
и специальными отделами американской армии, укомплек­тованными специалистами
по инжинирингу.
В первые послевоенные годы инжиниринг получил развитие и в других промышленно
развитых странах. Этому в значительной степени способствовала деятельность
различных международных организаций, в том числе Международного банка
реконструкции и развития (МБРР), направленная на оказание технического
содействия развивающимся странам.
Большую роль в развитии инжиниринга сыграло предоставление промыш­ленно
развитыми странами технического содействия развивающимся странам на основе
различных правительственных программ. Такая помощь тесно увя­зывалась с
оказанием технических услуг специализированными инженерными фирмами.
Развитие инжиниринга непосредственно связано также с внешнеэкономи­ческой
экспансией крупнейших, в первую очередь американских, ТНК в развивающихся
странах. Осуществление прямых частных инвестиций в этих странах путем
создания собственных дочерних предприятий или участия в капитале национальных
компаний стимулировало предоставление им различ­ных консультаций по
строительству новых мощностей, совершенствованию производственных процессов и
др.
Со второй половины 50-х годов начался новый этап в развитии инжини­ринга и
выделение его в самостоятельную область международной коммерчес­кой
деятельности. Если на предыдущем этапе инжиниринг ограничивался в основном
только предоставлением технических консультаций, а все строитель­ные работы
выполняли строительные фирмы-подрядчики, то для последующего этапа характерно
опережающее развитие инженерно-строительных услуг, непо­средственно связанных
со строительством промышленных объектов преимуще­ственно с поставкой «под
ключ».
На современном этапе произошло значительное увеличение объема и суммарной
стоимости технических услуг, являющихся предметом международ­ной торговли, а
также расширение в этой деятельности доли участия западно­европейских и
японских фирм при сохранении господствующего положения за американскими
фирмами.
Развитие инжиниринга и выделение его в самостоятельный вид междуна­родных
коммерческих операций явилось отражением научно-технического про­гресса,
затронувшего все отрасли промышленности и прежде всего машино­строение.
Результат — существенные сдвиги в структуре международной тор­говли в сторону
увеличения торговли сложными видами оборудования, требу­ющими специальных
знаний для решения технологических и организационных проблем, начиная от
проектирования предприятия до ввода его в эксплуатацию.
Другим важным фактором, оказавшим влияние на рост инжиниринга в современных
условиях, является высокий спрос на технические услуги со стороны стран,
вступивших на путь самостоятельного экономического развития и не имеющих
необходимого опыта и кадров специалистов для такого стро­ительства. Они
вынуждены привлекать иностранные фирмы для разведки и разработки своих
природных ресурсов, развития топливно-энергетической базы, создания ряда
отраслей тяжелой промышленности и др.
Важную роль продолжает играть и такой фактор, как стремление к
внеш­неэкономической экспансии крупнейших ТНК, использующих предоставление
технических услуг как одно из средств проникновения в экономику других стран.
Практика показывает, что выполнение экспортного контракта на инжи­ниринг, как
правило, влечет за собой последующую поставку машин и обору­дования,
стоимость которых в 10 — 20 раз превышает соответствующий пока­затель
технических услуг, обусловивших их поставку . Например, четвертая часть
вывоза машин и оборудования из Франции является следствием предше­ствовавшего
ему инжиниринга, выполненного соответствующими французски­ми фирмами.
И наконец, выделению инжиниринга в самостоятельную область междуна­родной
коммерческой деятельности способствовало появление большого числа крупных
инженерных фирм с огромными оборотами и широкой сферой дея­тельности,
создание многочисленных национальных ассоциаций инженер­ных фирм и
международных ассоциаций, содействующих развитию их дея­тельности.
   2.      Организация международного обмена инженерно-техническими услугами.   
В развитых странах насчитывается много тысяч фирм и организаций, выполняющих
работы типа инжиниринг. В США, например, зарегистрировано свыше 25 тыс. таких
фирм различного профиля и объема деятельности. Неко­торые из них имеют очень
узкую специализацию, ограничиваясь консультация­ми по частным вопросам (выбор
земельных участков, составление балансов, архитектурное оформление и т.д.).
Нередко такая фирма представлена одним экспертом в какой-либо определенной
области, и вся его деятельность сводится лишь к консультированию. В то же
время для США характерны фирмы-гиганты, выполняющие работы типа строительного
инжиниринга и берущие на себя все функции по созданию соответствующих
объектов.
В международной практике определились две категории фирм, выполняю­щих работы
типа инжиниринг: специализированные фирмы (предоставление инженерно-
технических услуг — основная сфера их деятельности) и промыш­ленные фирмы
(сочетают оказание инженерных услуг с производственной деятельностью).
Специализированные инжиниринговые фирмы
Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от вида предоставляемых
услуг делятся, в свою очередь, на две группы: инженерно-кон­сультационные и
инженерно-строительные.
• Инженерно-консультационные фирмы предоставляют технические услуги в форме
консультаций. Они сами не занимаются ни производством, ни строитель­ством.
Сфера их деятельности широка. Это и гражданское строительство (порты,
аэродромы, транспортные магистрали, шахты, городское строительство), и
промыш­ленные объекты, использующие специфические технологические процессы.
• Инженерно-строительные фирмы предоставляют обычно полный комплекс
инженерно-технических услуг, включая проектирование объекта, поставку
обору­дования, монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию. Эти фирмы
довольно часто берут на себя функции генерального подрядчика объекта,
привле­кая в качестве субпоставщиков машиностроительные и строительные
компании.
Помимо проектирования гражданских и военных объектов инженерно-строительные
фирмы специализируются в области разработки промышленных объектов, и прежде
всего основанных на использовании специфических техно­логических процессов.
Среди инженерно-консультационных фирм развитых стран можно выде­лить
определенную специализацию как по вилам предоставляемых инжинирин­говых
услуг, так и по отраслевой направленности. Так, американские, англий­ские,
японские, итальянские фирмы оказывают преимущественно инженерно-строительные
услуги в полном комплексе, между тем как у французских фирм преобладают
инженерно-консультационные услуги.
В промышленно развитых странах — США, Англии, Голландии, Японии и др. —
существуют крупные инженерные фирмы, которые имеют свои филиалы за границей и
осуществляют большой объем инжиниринговых работ. Такие фирмы в своей
деятельности обычно ориентируются в значительной степени на экспорт.
Например, у западногерманских инжиниринговых фирм доля экспортных заказов
составляет примерно 60%, у американских и французских — около 30%.
Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от характера
осуществляемых ими хозяйственных связей делятся на независимые и родст­венные
промышленным компаниям. Независимые специализированные фирмы не имеют
родственных отношений с промышленными компаниями и в хозяйственном отношении
самостоятельны. Однако на практике большинство из них тесно связаны с одной
или несколькими крупными промышленными компаниями, их филиалами или агентами
и действуют в их интересах.
Специализированные родственные инжиниринговые фирмы — это филиа­лы или
дочерние компании крупных генеральных подрядчиков, занимающихся
инжиниринговой деятельностью как основной.
Промышленные компании
Промышленные фирмы относятся ко второй категории фирм, выполняю­щих работы
типа инжиниринга. Их обычно подразделяют на компании-проек­тировщики и
компании — производители оборудования для определенных отраслей
промышленности.
• Компании-проектировщики, стремясь сохранить секреты производства,
выполняют технологическое проектирование с целью расширения или создания нового
производства на основе собственных патентов и ноу-хау, а подрядчики
используются для выполнения остальных инженерно-консультационных работ,
осуществляя контроль за этими работами.
• Для компаний — производителей оборудования выполнение работ типа инжиниринг
является средством увеличения продаж основной продукции. Как правило, речь
идет о проектировании крупных установок, изготовление обору­дования для
которых выполняется той же фирмой.
Для осуществления операций по оказанию инженерно-технических услуг
промышленные ТНК создают у себя специальные конструкторские отделы или
проектные бюро. Иногда машиностроительные компании, которые могут
про­ектировать только узкоспециализированные предприятия или один из видов
технологических процессов, для проектирования комплектных предприятий создают
совместные инженерные фирмы.
Нередко, когда речь идет о строительстве крупных объектов, фирмы,
оказы­вающие услуги типа инжиниринг, образуют временные или долгосрочные
консо­рциумы, в которые входят как национальные, так и иностранные компании.
Финансируют такие консорциумы, как правило, банки, устанавливая связь с
генеральным подрядчиком, который несет ответственность за деятельность всего
консорциума.
3.      Использование инжиниринга для решения проблемы конверсии российского
ВПК, создание инжинирингсети.
Термин "автоконверсия" (в смысле — самоконвер­сия) вводится  с целью
акцентирования внимания на использовании научно-технического потенциала
самого ВПК для конкурентоспособного перевооруже­ния его предприятий.
Холдинговая автоконверсия — это такое преобразование ВПК через свой
(внутрен­ний) инжиниринг, когда группа предприятий (под­разделений,
коллективов) координирует свои дейст­вия в выбранном стратегическом
направлении с по­мощью организационно-экономического механизма холдинга.
Традиционный процесс конверсии предполагает техническое перевооружение
отдельно взятого, как правило специализированного, предприятия ВПК. Чтобы
стать конкурентоспособным, предприятие должно обрести способность быстро
реагировать на требования рынка и заказов для государственных нужд. Таким
образом, автономная конверсия пред­приятия ВПК сводится к увеличению уровня
его универсальности и гибкости путем замены специали­зированного
оборудования.
Предлагаемая холдинговая автоконверсия через инжиниринг вместо традиционного
пути технического перевооружения отдельного предприятия предусмат­ривает
комплексную конверсию подразделений груп­пы предприятий ВПК, внутри которых
формируются (при максимальном использовании особенностей каждого предприятия)
инжиниринговые центры различного функционального назначения, реализую­щие
совместно функционально полный инжиниринг. В состав группы (кроме предприятий
ВПК) в общем случае входят предприятия гражданского назначе­ния, вузы,
организации академий наук и др. Создан­ные инжиниринговые центры сразу же и
без особых начальных затрат начинают выполнять сложные комплексные заказы,
включая формирование предла­гаемой холдинговой автоконверсии.
Первой же задачей холдингового инжиниринга автоконверсии будет определение
функционально полных групп подразделений предприятий (частей предприятий) ВПК
и других, которые комплексируются в производственные холдинговые устойчивые
объединения по производству либо товаров народного потребления, либо
продукции промышленного назна­чения из того расчета, чтобы продукция каждого
подразделения являлась необходимой частью завер­шенной продукции. В таких
объединениях предприя­тиями (подразделениями) ВПК организуются взаим­ные
поставки основных комплектующих или даже соответствующего сырья.
В группе предприятий ВПК и других, участвую­щих в процессе автоконверсии,
образуются структуры в виде акционерных обществ (А/О), учреждаемых, с одной
стороны, холдинговой компанией (с контроль­ным пакетом акций) и, с другой
стороны, предприя­тием ВПК, другими юридическими или физическими лицами. При
этом в составе автоконверсируемых предприятий могут формироваться
инжиниринговые А/О, производственные А/О или и те, и другие.
Холдинговая инжиниринговая компания автокон­версии в сочетании с
инжиниринговыми А/О образу­ет холдинговое инжиниринговое объединение
авто­конверсии. Аналогично формируется холдинговое производственное
объединение автоконверсии. Взаи­модействуя между собой и с внешней средой,
холдин­говые объединения автоконверсии создают ту инфра­структуру, которая не
требует существенного старто­вого капитала и обеспечивает резкое ускорение
про­цесса конверсии.
Функционально полный набор инжиниринго­вых центров (А/О) позволяет обеспечить
создание (техническое перевооружение) практически любой системы (объекта) со
сдачей ее (его) "под ключ" Состав инжинирингового холдингового объединения
принципиально открыт и адаптируется в ходе разви­тия объединения. Либо самой
холдинговой компа нией, либо дополнительными А/О объединения должны
выполняться следующие функции: банков­ское управление, системное
информационное обеспе­чение, системное комплексное научно-техническое
руководство (ведение) проектами, связь, аудит, бир­жевое обслуживание,
торговля, маркетинг, реклама и др.
Следует обратить особое внимание на стратегиче­ски важные свойства
холдинговой автоконверсии через инжиниринг. Благодаря опережающему вводу в
действие инжиниринговых холдинговых объединений сохраняется и даже начинает
развиваться в новых условиях научно-технический потенциал предприятий ВПК и
других. Инжиниринговые структуры, включая и вузы России, содействуют
интеграции науки, про­изводства, образования. Формируется инфраструкту­ра
возрождения России через ее богатейший ресурс — научно-технический интеллект,
что позволяет рассчи­тывать на конкурентоспособность экономики России в
постиндустриальном XXI в.
Холдинговая автоконверсия через наукоемкий инжиниринг реализуется в виде
децентрализованной, но координируемой структуры, охватывающей все регионы
России. В каждом регионе образуется свое функционально полное инжиниринговое
объединение. В результате создается и развивается холдинг-инжи­ниринговая
сеть как механизм интеллектуально-технического развития общества,
охватывающий все его уровни: от предприятий и фирм в регионах Рос­сии до
международных организаций.
Рыночная потребность в профессиональной инжинирингсети страны велика. Под
инжинирингом здесь понимается наукоемкий процесс комплексного   и
завершенного   создания   или технического перевооружения производственных
или обслуживающих систем, включая (по желанию заказчика)   реализацию   всех
функций   инно­вационного   цикла:   прогноз   и   комплексное планирование,
маркетинг,  технико-экономическое обоснование, разработку новой системы,
комплектную поставку, инкубацию коллектива специалистов, сдачу "под ключ",
сервисное сопровождение. Профессио­нальное выполнение этого цикла ускоряет
процесс существующими сегодня в России средними сро­ками.
Процесс инжиниринга, реализуемый через людей, должен установить выгодные
отношения по треуголь­нику взаимодействия "рынок — заказчик — инжини­ринг".
При этом команды, реализующие инжиниринг, должны быть ориентиро­ваны на
творческий и адаптирующийся процесс, в ходе которого не реализуется трансферт
какой-то отдельной технологии, а производится интеграция различных
технологий, принадлежащих различным школам, фирмам, странам, в оптимальном их
сочета­нии, наиболее выгодном для заказчика. В формируе­мой инжинирингсети,
распределенной (децентрализо­ванной) по всем регионам России, поддерживаемой
правительством через соответствующую Федеральную программу, установились два
основных принципа социо-инжиниринга:
·        в центре внимания инжинирингсети находится коллектив заказчика,
рассматриваемый как социо-техническая система;
·        при обслуживании заказчика инжинирингсеть объективно оценивает и
сопоставляет научно-техниче­ские знания, технологии, достижения различных
контрагентов (соисполнителей) и гарантирует заказ­чику оптимальную интеграцию
этих (уже существую­щих или создаваемых) знаний, достижений.
Приоритетным для инжинирингсети России является опережающее соз­дание
информационной глобальной телекоммуника­ционной сети социо-инжиниринга с
развитием распре­деленной базы данных инжиниринга, обеспечиваю­щей
оперативную связь между всеми узлами инжини­рингсети России, а также доступ к
международным базам данных.
Существует концепция построения единой инфор­мационной сети инжиниринга как
активизированной распределенной социо-технической системы, основу которой
составляют системные менеджеры инжини­ринга на всех предприятиях, в
организациях, фир­мах. Труд, идеи и информация этих менеджеров оплачиваются
из средств федеральной программы. Дальнейшее укрепление и усиление социо-
инжини­ринга предлагается за счет совместного международ­ного создания и
тиражирования по странам и регио­нам стран суперинтегрированной
компьютеризирован­ной проектно-производственной системы, как инструментальной
системы международного инжини­ринга. Такая инструментальная система должна, с
нашей точки зрения, сыграть ключевую роль техни­ческого и технологического
перевооружения произ­водственного и обслуживающего секторов экономики
различных стран.
                               Список литературы.                               
1.      Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело. Москва.: ЮНИТИ, 1996
2.      Как продать ваш товар на внешнем рынке. М.: Мысль, 1990
3.      Социоинжиниринг.\\ Вестник  машиностроения 1993\\ №10
4.      Холдинговая автоконверсия. \\ Вестник машиностроения 1993 №9
     

Список статей по теме «Инвестиции»

1. «Временщики» \\ Эксперт – 1999 - №11 2. «Точка инновационной опоры» \\ Эксперт – 1999 - №11 3. «Опасные иллюзии» \\ Эксперт – 1999 - №22 4. «Кредитный прорыв» \\ Эксперт – 1999 - №26 5. «Как сохранить промышленность» \\ Эксперт – 1999 - №33 6. «Трудная эстафета» \\ Эксперт – 1999 - №47 7. «Деньги для роста» \\ Эксперт – 2000 - №6 8. «Интегральная слякоть» \\ Эксперт – 2000 - №10 9. «Сами виноваты» \\ Эксперт – 2000 - №10 10. Гумеров Р. «Инвестиционный кризис в АПК: причины, последствия, пути преодоления» \\ РЭЖ – 2000 – №2 11. Остапенко В., Мешков В., Селезнева Т. «Роль собственных источников финансирования инвестиций промышленных предприятий». \\ Экономист – 1999 - №8 12. Гришина В., Курнышева И. «Особенности инвестиционного процесса». \\ Экономист – 2000 - №3 13. Лычкин Ю., Костецкий Н. «Капитальное строительство: состояние и перспективы развития». \\ Экономист – 2000 - №2 14. Глазунов В.Н. «Инвестиционная политика предприятия». \\ Финансы – 1999 - №12 15. Костецкий Н. Ф., Малосин А. А. «Восстановление собственных источников инвестиций предприятия».\\ Финансы – 1999 - №12 16. Литвин М. И., Коцыб С.Е. «Об инвестиционных вложениях в оборотные средства предприятия».\\ Финансы – 1999 - №4