Каталог :: Маркетинг

Контрольная: Реклама и рекламная деятельность

                   МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ                   
                            КОНТРОЛЬНА РОБОТА                            
                              з дисципліни:                              
                    “реклама и рекламная деятельность”                    
     

Виконав:

Рецензент:

Київ - 2002 Содержание

Вопрос №1

2

Вопрос №2

5

Вопрос №3

7

Вопрос №4

9

Вопрос №5

13

Вопрос №6

15

Вопрос №7

16

Список использованной литературы

18

1. Перечислите все известные Вам типы медиаканалов. Почему использование одного медиаканала в отдельности, как правило, не является эффективным? Какие средства распространения рекламы Вы изберете для рекламной кампании Вашей фирмы? Почему? Как известно, основными средствами распространения рекламы являются: 1) реклама в прессе; 2) печатная (полиграфическая) реклама; 3) реклама на ТВ; 4) реклама на радио; 5) наружная реклама; 6) реклама в компьютерных сетях (Internet); 7) другие средства. Рассмотрим критерии, которые должны быть использованы при анализе и выборе оптимальных средств распространения рекламы. 1. Отсутствие жестких ограничений у заказчика на использование тех или иных средств. Данные ограничения могут находиться как внутри фирмы заказчика, так и вне ее. Примером внутреннего барьера может служить недостаточный объем средств, выделяемых на рекламу. Внешние ограничения могут быть вызваны или невозможностью применения данного средства (например, телевидения в удаленных неэлекрифицированных районах), или законодательными запретами (например, в Украине запрещена реклама табачных изделий по телевидению). 2. Соответствие средства обращения характеристикам целевой аудитории. 3. Как показывают исследования, использование телевидения наиболее эффективно для установления связей с подростками; дорожные рекламные щиты — для аудитории автомобилистов; реклама в деловых изданиях, типа газеты «БИЗНЕС», для рекламы дорогих/элитных товаров и т.п. 4. Соответствие характеристик медиаканала особенностям товара, который рекламируется. Практика показывает, что реклама товаров производственного назначения наиболее эффективна в специальных журналах, рассчитанных на специалистов; фотоаппаратов — в рекламе по телевидению; женских платьев — в каталогах и иллюстрированных журналах и т.п. 5. Избираемое средство передачи обращения должно иметь максимум возможностей для наглядного и достоверного представления товара и результатов его использования. 6. Обеспечение соответствия формы рекламного обращения и средства его передачи. Например, газетные и журнальные публикации в большей степени соответствуют обращениям, использующим рациональные мотивы, которые имеют форму объявления. Телевидение, печатная реклама и радио лучше донесут эмоциональные мотивы в обращении. 7. Требования по срокам передачи обращения и ответной реакции аудитории. При необходимости срочно передать информацию о распродажах или презентациях, которые должны состояться в ближайшие дни, естественно применение радио, газеты, местного телевидения. Долгосрочная рекламная кампания, рассчитанная на многие месяцы и даже годы, в качестве медиаканалов может использовать рекламный видеоролик, рекламный плакат (особенно при использовании постановочных сюжетов) и другие средства, изготовление которых занимает достаточно много времени. Выбор оптимального средства передачи рекламного обращения зависит от множества факторов. При этом каждая рекламная кампания по-своему уникальна, что связано со спецификой отправителя, рекламируемого товара, особенностями ситуаций, сложившихся на рынке, и т.д. Все это предполагает необходимость творческого подхода к выбору рекламных средств в каждом конкретном случае.

Реклама в прессе

Реклама в прессе обеспечивается публикациями в различных газетах и журналах и всевозможных рекламных приложениях (или вкладышах изданий). Относительно средства распространения рекламы периодическое издание имеет такие важнейшие характеристики: 1) особенности читающей его аудитории, "специализация" того или иного периодического издания; 2) тираж; 3) регион распространения; 4) периодичность издания. Эффективность рекламы в прессе является результатом действия множества факторов. В их числе: тираж, объем реализации, рейтинг (общий объем аудитории), качественные характеристики читательской аудитории, регион распространения, периодичность выхода и др. Действие Специфическими факторами эффективности воздействия рекламы в прессе являются: технология верстки рекламы, ее место на странице газеты (журнала), композиция рекламных полос. Одним из наиболее эффективных носителей рекламы в прессе являются профессиональные специализированные издания. Печатная (полиграфическая) реклама Печатная реклама объединяет такие носители как листовка, плакат, буклет, каталог, проспект, открытка, календарь и другие виды печатной продукции. Особенностями данного медиаканала являются: относительная дешевизна; оперативность изготовления; некоторые носители (например, настенные календари) позволяют обеспечить довольно длительный рекламный контакт с получателем; отсутствие информации о конкурентах на конкретном носителе и др.

Экранная реклама

Экранная реклама использует в качестве носителей: видео- и киноролики, слайды и др. Рекламные ролики могут впоследствии транслироваться по каналам телевидения. Среди основных преимуществ экранной рекламы следует назвать такие: одновременное визуальное и звуковое воздействие; явление рассматривается в движении, что обеспечивает высокую степень вовлечения телезрителя в происходящее на экране; личностный характер обращения; широкая аудитория. Реклама на радио Реклама на радио в настоящее время является одним из наиболее быстро прогрессирующих направлений рекламной деятельности в нашей стране. Этому способствует расширение числа радиостанций. Конкурируя друг с другом, они много внимания уделяют разнообразию и содержанию своих программ. Так же, как и другие средства массовой информации, радиостанции начинают дифференцировать аудиторию, выходя на новые сегменты своего рынка. Среди других факторов, способствующих росту популярности радио, — увеличение количества личных автомобилей, имеющих, как правило, радиоприемники в салонах. К достоинствам радио как средства передачи рекламы следует отнести широкий охват и частотность, избирательность, живой характер обращения, оперативность, относительно невысокий уровень рекламных тарифов. Как ни одно другое средство, радио вездесуще. Его слушают и дома, и в транспорте (даже водители), и на работе. Радиопрограммы можно слушать иногда, не отвлекаясь от основного занятия в этот момент. Все это способствует тому, что показатели достижения аудитории и частотности радиорекламы, как правило, очень высоки. Особенно привлекательно радио как медиаканал для местного рекламодателя. Это связано со способностью радио повторять рекламу большое количество раз в течение дня и мотивировать для потребителя приобретение товара в конкретных торговых точках. Тарифы на радиорекламу относительно невысоки, что позволяет применять ее в практике даже малых фирм. Среди недостатков рекламы на радио можно назвать ее мимолетность, а также ограничения, связанные только со звуковым представлением рекламируемых товаров.

Наружная реклама

Наружная реклама — медиаканал, который доносит рекламные обращения до получателей при помощи отпечатанных типографским способом плакатов, рисованных щитов или световых табло, устанавливаемых в местах наиболее оживленного уличного движения, а также вдоль шоссейных и железных дорог. Преимуществами наружной рекламы являются широкий охват аудитории, частотность, гибкость, относительно невысокая стоимость одного контакта и высокий уровень воздействия на аудиторию. К недостаткам канала надо отнести большие сроки, необходимые на проведение кампании с его использованием. Носители наружной рекламы подвергаются воздействию атмосферных явлений, что требует постоянного контроля за их состоянием.

Реклама в компьютерных сетях (Internet)

Реклама в компьютерных сетях — один из самых молодых типов рекламы. Из коммуникативных характеристик данного типа медиаканала можно выделить следующие: 1) высокая концентрированность на целевой аудитории (вплоть до конкретного получателя); 2) личностный характер коммуникации; 3) возможность учета контактов с рекламным обращением; 4) полный контроль эффективности рекламной кампании в Сети. Реклама в Internet является современным эффективным средством маркетинговых коммуникаций на сферу бизнеса. Носителями рекламы являются информационные потоки в глобальных компьютерных сетях. Основными формами рекламы в Internet являются: баннеры, Web-страницы, электронная почта, списки рассылки и др. Основными характеристиками медиаканала являются: высокая концентрированность на целевой аудитории (вплоть до конкретного получателя); личностный характер коммуникации; возможность учета контактов с рекламным обращением; полный контроль эффективности рекламной кампании в Сети. Выводы. Как видно из вышеуказанного, все рассмотренные медиаканалы имеют как свои преимущества, так и недостатки. Это требует тщательного изучения конкретной ситуации в каждом отдельно взятом случае выбора средств распространения рекламной информации. Поэтому, сочетая использования нескольких медиаканалов, можно добиться лучших результатов проведения рекламной кампании, чем в случае использования только одного медиаканала. Для рекламной кампании организаций-заказчиков малого бизнеса наиболее целесообразно обратить внимание на такие средства рекламы, как журналы (престижность, высокое качество воспроизведения, многочисленность «вторичных читателей», достоверность), печатная реклама (значительная продолжительность контакта, отсутствие рекламы конкурентов на конкретном носителе) и газеты (оперативность). 2. Охарактеризуйте исходные условия формирования рекламы независимого украинского государства. Назовите основные черты национального рынка рекламных услуг второй половины 90-х годов. Как нам всем известно, 24 августа 1991 года Верховной Радой Украины была провозглашена независимость страны. Перед молодым украинским государством встало множество политических и экономических проблем. Одной из них стало формирование национальной системы рекламы. К моменту обретения Украиной независимости еще продолжали работать украинские рекламные предприятия бывших общесоюзных объединений: АО "Союзреклама", ВО "Внешторгиздат" и др. Однако большую часть рынка рекламных услуг уже занимали частные, кооперативные и совместные предприятия (например, "Ай Пи Киев", "Сенс" и др.). Развитие украинской рекламы шло параллельно с формированием и структурированием информационного пространства страны. На телеэкранах, к середине 90-х годов прочно обосновались общенациональные украинские каналы: УТ-1, "Студия 1+1", ICTV, а затем - "Интер" и СТБ. Возникло также множество региональных телекомпаний. Приблизительно та же картина наблюдалась и на радио. С той разницей, что два основных радиоканала - первый государственный и "Проминъ" стали испытывать еще более жесткую конкуренцию местных радиостанций, особенно в FM-диапазоне. Если говорить о деловых печатных изданиях, то необходимо отметить, что на смену авторитетным московским изданиям "Коммерсантъ", "Деловой мир", "Деловые люди" и др. также пришли украинские газеты и журналы. В их числе: "Посредник" (издается с 1988 г.), "Бизнес", "Деловые новости", "Компаньон" и многие др. Следует подчеркнуть, что процесс информационной дезинтеграции Украины из бывшего советского пространства проходил во многих случаях сложно, а иногда и болезненно. Не обошлось без обычных для нас перегибов. В то же время следует учесть, что данный процесс был объективно предопределен. Он стал логичным следствием политической и экономической дезинтеграции. Становление украинского национального государства проходило одновременно со сложными явлениями, сопровождавшими фактическую смену социально-экономической формации. При этом процесс первоначального накопления капитала не мог не сказаться на развитии рекламы в начале 90-х годов. Основным типом рекламодателя в то время были посреднические организации и резко увеличившие свою численность биржи. Вслед за ними настала очередь банков и различных финансовых трастов. И если банковская сфера изначально была достаточно контролируемой, то среди всевозможных страховых фирм, пенсионных фондов, доверительных обществ и т.п. значительную долю составляли так называемые "финансовые пирамиды". Недобрую память о себе оставили такие лопнувшие позже трасты, как "Україський будинок селенгу", "Киевская Русь", "Oбepiг", "Доверие", "Авангард", "Друг" и многие др. К сожалению, их повышенная рекламная активность отрицательно впоследствии сказалась на имидже украинской рекламы в целом. Население еще не различало в своем сознании заказчиков рекламы и ее добросовестных производителей. Впрочем, данные тенденции имели место и в других странах СНГ. Шумная "слава" таких фирм, как АО МММ, "Гермес", "Хопер-инвест", "Русский дом селенга" и иже с ними преодолела даже границы Содружества. Развитие отечественной рекламы потребовало формирования соответствующей правовой базы. 15 декабря 1993 года был принят Закон № 3689-XII "Про охорону прав на знаки для товарів і послуг", Закон № 3688-XII "Про охорону прав на промислові зразки", Закон № 3687-XII "Про охорону прав на винаходи і корисні моделі". 5 декабря 1994 года Президентом Украины был подписан Указ "О мерах по предотвращению недобросовестной рекламы и ее прекращению". В июне 1996 года был принят Закон Украины № 270/96-ВР «О рекламе», а также Закон от 14.02.1997 №70/97-ВР "Про внесення змін і доповнень до деяких законодавчих актів України у зв'язку з прийняттям Закону України "Про рекламу", которые определил основные принципы рекламной деятельности в Украине, способствовал регулированию правовых отношений, возникающих в процессе создания, распространения и получения рекламы. В разработке этого и других законов принимали участие и сами украинские рекламисты в лице независимой общественной организации - Союза рекламистов Украины, образованного в 1993 году. Союз стал инициатором и организатором общенациональных ежегодных выставок "Реклама", на которых были представлены рекламные агентства и средства массовой информации. По инициативе и при участии Союза стал проводиться самый крупный творческий конкурс украинских рекламистов - "Золотой профиль". Рекламная отрасль украинской экономики к концу 90-х годов миновала стадию зарождения и становления. На отечественном рынке рекламы реально функционирует более 4 тысяч рекламных агентств. Необходимо при этом отметить, что средний размер рекламной фирмы невелик. Более чем 97 процентов их общего количества - мелкие предприятия с числом работающих меньше 10-ти. Важными характеристиками рассматриваемого рынка в настоящее время являются следующие:
  • ярко выраженная концентрация (и по количеству рекламных агентств, и по объему рекламных затрат) в столице - Киеве;
  • по объему рекламных затрат преобладание иностранных рекламодателей;
  • значительный удельный вес международных сетевых рекламных компаний в реализации украинского общенационального рекламного бюджета. Указанные тенденции тесно взаимосвязаны между собой.
На сегодняшний день необходимо признать, что транснациональные корпорации, деятельность которых во всем мире обслуживают также транснациональные (сетевые) рекламные агентства, в большей степени склонны доверять свои рекламные бюджеты украинским представительствам сетевых рекламных агентств. Из них наиболее активно работают на украинском рынке Leo Burnet ("ведет" марочные товары Procter & Gamble, Philip Morris и др.), AMC/Saathi & Saathi (LS, Hollywood и др.), DMB&B (Always, Blend-a-med и др.), DDB (McDonalds). Данный список можно было бы продолжить практически по всем известным брэндам. В первой десятке крупнейших рекламных фирм Украины — 10 сетевых агентств. По итогам 1997 года объем оказанных ими услуг составил: Young & Rubicam -15 982 млн, Lineal2 McCann-Erickson — 12 046 млн, Ark Communications (JWT) — 6 000 млн. и т.д. Также очевидным является тяготение рекламного бизнеса к столице. Здесь сосредоточены основные рекламоносители: общенациональные теле- и радиокомпании. В Киеве же работают почти все крупнейшие рекламодатели и рекламные компании, в том числе украинские представители сетевых агентств. Если рассматривать перспективы рекламного бизнеса в Украине, то они достаточно благоприятны. Эксперты прогнозируют ежегодный темп прироста емкости рынка на 20...25 процентов. Даже финансовый кризис конца 1998 года не смог кардинально повлиять на эту тенденцию. В то же время, по мнению экспертов, объем национального рекламного бюджета за 1998 год при сохранении существовавших в первой половине года темпов прироста должен был составить порядка 300 млн. долларов. На практике, как уже отмечалось выше, данный показатель был на 10 процентов ниже. Можно предположить, что развитие рекламной отрасли еще долгое время будет значительно опережать общеэкономический рост. Основными причинами этого являются такие: • более чем заниженная база роста, доставшаяся в наследство от централизованной экономической системы, фактически не нуждавшейся в какой- либо рекламе; • быстрая интеграция Украины в информационное пространство Европы и мира в целом; • насыщение всех товарных рынков и ужесточение конкурентной борьбы; • изменение отношения к маркетинговой концепции и к рекламе в системе маркетинга со стороны большинства управляющих отечественными предприятиями и др. Положительные тенденции в данном направлении уже имеются. По результатам уже упоминавшегося опроса руководителей отечественных предприятий, уже к концу 1998 года 91,5 процента респондентов считали рекламу необходимым элементом экономической деятельности, и только 4,8 процентов утверждали, что без рекламы можно обойтись. Более 81 процента руководителей убеждены также в необходимости привлечения специалистов по маркетингу к деятельности их фирм. 3. Каковы общие черты и каковы различия между рекламой и паблик рилейшнз Вы можете назвать? Чем различаются паблик рилейшнз и паблисити? Одно из центральных мест в системе маркетинговых коммуникаций занимает реклама. Из многочисленных определений рекламы можно выделить следующие: Реклама - любая платная форма неличного представления и продвижения идей или услуг от имени известного спонсора" (определение Американской маркетинговой ассоциации); Реклама — это платное, однонаправленное и неличное обращение, осуществляемое через средства массовой информации и другие виды связи, агитирующие в пользу какого-либо товара, марки, фирмы (какого-то дела, кандидата, правительства); Некоторые специалисты рассматривают рекламу как форму коммуникации, которая пытается перевести качества товаров и услуг, а также идеи на язык нужд и запросов потребителя; Реклама - коммуникация с аудиторией посредством неличных оплачиваемых каналов; аудитория четко представляет источник послания, как организацию, оплатившую средства распространения рекламы. Выделим основные черты, коммуникативные характеристики рекламы как одного из главных средств СМК. Наиболее важными из этих характеристик представляются следующие: 1. Неличный характер. 2. Односторонняя направленность рекламного обращения от продавца к покупателю. 3. Неопределенность с позиции измерения эффекта рекламы. 4. Общественный характер. 5. В рекламном объявлении четко определен спонсору рекламодатель, субъект, за чей счет и от чьего имени осуществляется реклама. Изначально, как само собой разумеющееся, предполагается, что источник рекламной коммуникации - это тот, кто ее оплачивает. 6. Реклама не претендует на беспристрастность. 7. Броскость и способность к увещеванию. Многократное повторение рекламных доводов оказывает определенное психологическое воздействие на потребителя и подталкивает его к покупке. Паблик рилейшнз Паблик рилейшнз (ПР, англ. - public relations, PR), очевидно, является термином, по множественности и многозначности толкований, превосходящим все остальные категории СМК. Специалисты насчитали свыше 500 научных определений паблик рилейшнз. Дословный перевод термина с английского "связи с общественностью" отражает лишь одну из сфер функционирования ПР, поэтому не может быть использован для обозначения этой категории. Тем более, что термин "паблик рилейшнз" без перевода используется не только в англоязычных развитых странах. Одним из распространенных подходов к пониманию ПР является представление его как функции менеджмента. Например: "ПР является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает взаимовыгодные отношения между организацией и общественностью, от которой зависит успех или неудача". Приблизительно тот же подход демонстрирует другое, более развернутое определение: "ПР - это функция менеджмента, которая оценивает отношение общественности, координирует политику и действия индивидуума или организации с общественными интересами и реализует программу действия для достижения общественного понимания и восприятия". Если же рассматривать паблик рилейшнз с точки зрения системы маркетинговых коммуникаций, то можно определить ПР как формирование системы гармоничных коммуникаций организации с ее целевыми аудиториями на основе полной и объективной информированности в рамках достижения маркетинговых целей коммуникатора. Важной причиной быстрого и широкого распространения паблик рилейшнз в последние годы является то обстоятельство, что непонимание основных направлений деятельности организации ее целевой аудиторией, возникающее в результате этого недоверие, в прямом смысле этого слова, дорого обходятся организации. Одним из важных факторов масштабного внедрения ПР стало то обстоятельство, что принцип социальной ответственности предпринимателя в современных условиях превратился из желательного в обязательный. Этому способствует расширяющаяся свобода выбора для потребителя в условиях "рынка покупателя"; развитие консъюмеризма (общественное движение, отстаивающее права потребителей); усиление роли государства в регулировании рыночных отношений; активизация местных контактных аудиторий (общинные организации, общественные организации местных жителей и т.п.), возросшее влияние общественного мнения на достижение фирмой успехов в бизнесе и т.д. Указанные аудитории являются основными адресатами коммуникаций в рамках ПР. Не последнее место в ряду этих адресатов занимает и внутренняя контактная аудитория - сотрудники фирмы-коммуникатора. Паблик рилейшнз наиболее актуальны в тех случаях, когда достижение маркетинговых целей непосредственно зависит от степени гармонизации фирменных или корпоративных интересов с общественными. Они способствуют предотвращению конфликтов или решают другие задачи, связанные с влиянием общественного мнения. К основным направлениям практической реализации ПР на уровне функционирования конкретной фирмы относятся следующие: 1) формирование благоприятного общественного имиджа фирмы; 2) разработка системы приемов и методов, направленных на улучшение взаимопонимания между фирмой и ее многочисленными аудиториями; 3) реализация мер, направленных на устранение барьеров, препятствующих распространению информации о фирме, и излишних помех, возникающих в процессе коммуникации фирмы и ее аудиторий (вредные, ложные слухи и т.п.); 4) усиление влияния на получателей за счет снижения уровня недопонимания общественностью целей фирмы и путей их достижения; 5) разработка системы мер в конфликтных и кризисных ситуациях; 6) постоянное отслеживание ситуации, складывающейся в среде сотрудников самой фирмы, и разработка мер по ее контролю и оптимизации; 7) создание яркого индивидуального образа фирмы (отстройка от конкурентов) и др. Распространенным и ошибочным мнением является полное отождествление паблик рилейшнз с одной из его форм, называемой паблисити (англ. - publicity). Другой неоправданной крайностью является представление паблисити как одного из основных элементов СМК. Все это свидетельствует о важности этой категории, поэтому рассмотрим ее подробней. Паблисити, по определению АМА, представляет собой "неличное и неоплачиваемое спонсором стимулирование спроса на товар, услугу или деловую организационную единицу посредством распространения о них коммерчески важных сведений в печатных средствах информации или благожелательного представления по радио, телевидению или со сцены». Еще одно определение: ''Паблисити - любая бесплатная форма неличного представления идеи, товара или услуги. Конечно же, работа службы паблисити оплачиваема. Но они стараются обратить внимание на фирму (коммуникатора) без оплаты размещения информации в медиаканалах". Наиболее обоснованным подходом к паблисити является понимание его как одной из форм паблик рилейшнз. Можно вполне согласиться со следующим утверждением: "По определению, паблик рилейшнз является генерируемой самой фирмой информацией о товаре, идее или услуге, которая используется как новость, в образовательном процессе или для удовлетворения интереса широкой публики. Паблисити - один из аспектов ПР - бесплатное упоминание о ваших товарах или компании посредством средств массовой информации. Паблисити: делай хорошо и пусть мир об этом знает. Хороший товар, хороший повод, хороший фильм или хороший поступок - все удовлетворяет этим критериям. Паблик рилейшнз: ограничь ущерб, который тебя постигает, и, по возможности, нейтрализуй его или обрати во благо" . Несмотря на шутливо-назидательный тон заявления и довольно ограниченное понимание функций ПР, следует отметить, что антиконфликтное, антикризисное направление деятельности паблик рилейшнз является одним из важнейших. 4. Проиллюстрируйте коммуникативные характеристики системы стимулирования сбыта на конкретных примерах По достаточно обтекаемому определению Американской маркетинговой ассоциации, стимулирование сбыта - это "маркетинговые действия, отличные от прямых продаж, рекламы и паблисити, которые стимулируют покупки конечных потребителей или эффективность деятельности посредников". Один из самых известных классиков маркетинга Ф. Котлер считает, что "стимулирование сбыта представляет собой кратковременное побуждение, поощряющее покупку или продажу товара или услуги". Если попробовать сконструировать обобщающее определение, то можно остановиться на следующем, Стимулирование сбыта как форма маркетинговых коммуникаций представляет собой систему краткосрочных побудительных мер. и приемов, направленных на поощрение покупки или продажи товара и принимающих форму дополнительных льгот, удобств, экономии и т.п. Иными словами, покупатели или другие целевые аудитории, на которых направлены мероприятия сейлз промоушн, получают нечто бесплатно, или за меньшую цену, или с большими удобствами. Причем все это получается адресатом дополнительно, сверх того, что оговаривается основным, стандартным соглашением с продавцом. В связи с тем, что название данной формы коммуникаций "стимулирование сбыта" обозначается словесно так же, как и одна из функций СМК, оправданно применение тождественного англоязычного термина- "сейлз промоушн" (sales promotion). Распространен также удачный русскоязычный синоним обозначения данной категории продвижение продаж. Субъектами (коммуникаторами) мероприятий продвижения продаж могут выступать фирмы-производители товаров и торговые посредники (как оптовые, так и розничные). Цели, достигаемые приемами стимулирования сбыта, определяются маркетинговыми задачами фирмы и характеристиками целевой аудитории, на которую они направлены. Обычно выделяют три типа адресатов сейлз промоушн. 1) потребители; 2) торговые посредники; 3) собственный торговый персонал. Сделаем краткий обзор основных задач и приемов стимулирования сбыта в зависимости от типа целевой аудитории. Мероприятия стимулирования сбыта, направленные на потребителя (англ. - consumer sales promotion), чаще всего преследуют такие цели: · познакомить потребителя с новинкой; · "подтолкнуть" его к покупке; · увеличить количество товарных единиц, покупаемых одним покупателем; · поощрить приверженцев конкретной торговой марки и постоянных покупателей; · снизить временные колебания сбыта (сезонные, по дням недели, в течение дня) и др. Рассмотрим наиболее общую классификацию приемов и средств стимулирования сбыта. 1. Многочисленные приемы сейлз промоушн, направленные на конечных потребителей, можно объединить в несколько групп. 1.1.Скидки с цены являются одним из наиболее многочисленных и часто применяемых приемов. Они, в свою очередь, подразделяются на следующие разновидности; 1.1.1. Скидки, предоставляемые с условием приобретения оговоренного количества товаров. К этому же виду скидок относятся "скидки за упаковку". Например, банка п 1.1.2. ива стоит 50 центов. Но упаковка из 12 банок продается покупателю за 5 долларов; 1.1.3. Бонусные скидки, предоставляемые постоянным покупателям (обычно в пределах 5 %). Снижению временных колебаний также способствует предоставление скидок в определенные дни недели (например, скидок на билеты в музей в будние дни) и в течение дня (скидки на билеты в кино на утренние сеансы); 1.1.4. Сезонные скидки и скидки сезонных распродаж; 1.1.5. Скидки по случаю юбилея фирмы, национального праздника (например, в честь Дня независимости страны), традиционных праздников (например, предрождественская распродажа); 1.1.6. Скидки определенным категориям потребителей (дети, военнослужащие, студенты и т.д.); 1.1.7. Скидки на устаревшие модели товара при переходе фирмы на массовое производство новой; 1.1.8. Скидки при покупке товара за наличные деньги ("сконто"); 1.1.9. Скидки при покупке нового товара с условием, что сдается старая модель товара (так называемый товарообменный зачет); 1.1.10. Скидки "мгновенных распродаж". В одном из отделов магазина или торгового центра на определенное время (например, 30 мин) снижаются цены с тем, чтобы привлечь в отдел покупателей; 1.1.11. Скидки по случаю ненастья должны поощрять покупателей, которые пришли в магазины, даже, несмотря на дождь, метель и т.п. 1.2. Как развитие инструментария скидок в современных условиях можно рассматривать применение коммуникаторами дисконтных расчетных карт. Использование этой формы "пластиковых денег" позволяет добиться приверженности покупателя на достаточно большой период времени за счет получаемых им экономии и дополнительных удобств. 1.3. В комплексе с предоставлением скидок необходимо рассматривать такой прием стимулирования сбыта, как распространение купонов. Купон представляет собой своеобразный сертификат, выдаваемый фирмой покупателю и дающий ему право на определенную экономию (скидку) при покупке конкретного товара. Чаще всего купоны рассылают по почте, распространяют путем разноски, печатают в газетах и журналах вместе с рекламными объявлениями, помещают в каталоги, вкладывают в упаковки товаров, раздают непосредственно в торговом зале (in store). Купонирование является одним из наиболее популярных средств продвижения продаж. Например, на протяжении 1992 года только в США было распространено 7,7 миллиардов купонов со средней скидкой 58 центов. 1.4. В практике сбыта широко применяются всевозможные премии, предоставляемые чаше в вещественной форме. Например, это может быть фирменная майка, сумка или что-либо другое, получаемое покупателем бесплатно при условии покупки конкретного количества товарных единиц или товара на определенную сумму. Условием получения премии и доказательством покупки иногда могут служить товарные ярлыки, упаковки, пробки от бутылок, предъявляемые продавцу покупателем. 1.5. Для внедрения на рынок новых товаров фирма может . передавать потенциальным покупателям бесплатные образцы этих товаров. Такой прием иногда называется самллинг (sampling). Например, компания "Кодак" целый год рассылала по почте заинтересовавшимся потребителям новую фотопленку "Эктар". Элементы самплинга использовал в своей практике украинский производитель фасованных натуральных соков фирма "Майбел". Упаковки соков раздавались желающим во время массовых дегустаций соков в нескольких городах Украины. 1.6. Некоторые товары-новинки, которые в силу значительной стоимости товарной единицы не могут раздаваться (например, пылесосы), бесплатно передаются потенциальным покупателям во временное пользование, "на пробу". 1.7. Иногда приемы стимулирования сбыта принимают форму игры: фирма может объявить о проведении конкурса, лотереи или викторины. Например, победитель конкурса на лучшее название товара-новинки или викторины на знание истории фирмы может быть поощрен призом, в некоторых случаях очень дорогим (автомобиль и т.д.). Это привлекает к конкурсу (а значит, и к товару, и к фирме) дополнительное внимание потенциальных покупателей. Так, авиакомпания "Международные авиалинии Украины" (МАУ) в 1999 году объявила конкурс на лучшее имя самолету "Боинг", специально построенному для нее в США. Победивший в конкурсе школьник, помимо участия в шоу презентации лайнера "МАУгли", был удостоен премии авиакомпании. Элементы лотереи применила в своих маркетинговых коммуникациях компания "Довгань". Гол о графические ярлычки на товарных единицах, производимых под этой маркой, содержали индивидуальный номер. Каждый из номеров принимал участие в лотерее, розыгрыши которой представлялись как "Довгань-шоу" и транслировались по телевидению. Игровой элемент присутствует также в коммуникациях "Coca-Cola". С наступлением летнего периода производителем напитков проводится традиционная кампания "Загляни под крышечку". В "призовых" упаковках на внутренней стороне закручивающихся крышечек указан выигрыш, для получения которого необходимо предъявить их продавцам. Подобную акцию "Золотые крышечки" проводит украинский производитель пива торговой марки "Славутич". 1.8. В качестве приемов сейлз промоушн, направленных на потребителей, необходимо рассматривать некоторые виды "подкрепления" товара: предоставление потребительского кредита, бесплатных сопутствующих услуг (по транспортировке, наладке, монтажу и т.п.), различных гарантий. Среди наиболее часто встречающихся - гарантия бесплатного сервисного обслуживания, гарантия бесплатного ремонта или замены дефектного изделия, гарантия безусловного возврата денег за товар в случае, если он не понравится покупателю (money back) и т.д. В условиях рынка покупателя последний вид гарантии распространяется даже на продукты питания. Так, американская фирма "Пэрдъю фармс" гарантирует возврат денег покупателям, не удовлетворенным качеством цыплят, реализуемых ею. 1.9. Как уже отмечалось выше, некоторые виды упаковки, используемые покупателем после потребления их содержимого, тоже являются средством стимулирования сбыта. 2. При воздействии приемами "сейлз промоушн" на торговых посредников (англ. - trade promotion) решаются следующие основные задачи. · поощрить увеличение объема сбыта, · стимулировать заказы максимальных по объему партий товара; · поощрить обмен передовым опытом в реализации конкретного товара; · снизить временные колебания в поступлении заказов и оплаты от посредников и т. д. Среди наиболее распространенных приемов стимулирования посредников выделяют следующие: 2.1. Скидки с цены при оговоренном объеме партии товара; 2.2. Предоставление оговоренного количества единиц товара посреднику бесплатно при условии закупки определенного его количества; 2.3. Премии- ''толкачи'', выплачиваемые дилерам при продаже товаров сверх оговоренного их количества за определенный отрезок времени; 2.4. Организация конкурсов дилеров; 2.5.Участие фирмы-продавца в совместной с посредником рекламной кампании с соответствующими компенсациями затрат посредника на рекламу (т.н. "рекламный зачет"). Обеспечение розничных торговцев бесплатными фирменными рекламоносителями (плакаты, вымпелы, наклейки, вывески и т.п.); 2.6. Организация съездов дилеров и организация для них развлекательных поездок. Например, корпорация "Форд моторз" устраивает такие мероприятия ежегодно. На съездах, превращающихся в яркое шоу, оглашаются итоги ежегодных конкурсов дилеров, проводится церемония их награждения. В процессе неформального общения между собой дилеры обмениваются опытом эффективного сбыта автомобилей. Подробней об организации этих съездов можно прочесть в литературе . Приблизительно такие же цели преследует организация той же корпорацией увеселительных поездок дилеров, как правило, в экзотические страны 2.7. Фирма-производитель может предоставить "сбытовой зачет". В этом случае посредник получает определенную скидку за включение продукции фирмы в свою номенклатуру, чем компенсируется часть его дополнительных сбытовых издержек; 2.8.Производитель товара (особенно это касается сложных технических изделий) может обеспечивать бесплатное повышение квалификации персонала посредников; Например, корпорация AMD периодически знакомит своих дилеров с новинками технологий производства микрочипов, новыми марками своих товаров и т. д.; 2.9.В качестве средства стимулирования сбыта может быть также рассмотрено предоставление поставщиком посреднику торгового инвентаря и оборудования, необходимых для реализации поставляемого товара. Например, "Coca-Cola" обеспечивает предприятия розничной торговой сети, где торгуют ее продукцией, охлаждаемыми демонстрационными шкафами. Кроме своей прямой функции (обеспечения лучшего качества товара), это оборудование является носителем элементов фирменного стиля поставщика и непосредственно рекламы. Немаловажным фактором является и то, что отдельно стоящие фирменные охлаждаемые шкафы придают хранящемуся в них товару некую исключительность. Кстати, хранить в "фирменном" оборудовании продукцию других производителей строжайше запрещено договором с розничным торговцем. 3. Стимулирование сбыта по отношению к собственному торговому персоналу (англ. - sales force; promotion, firm‘s own employees promotion) преследует цели: · увеличить объем сбыта в подразделениях самой фирмы; · поощрить наиболее эффективно работающих; · дополнительно мотивировать их труд; · способствовать обмену опытом между продавцами и т.д. Основными средствами этого направления сейлз промоушн являются следующие: 3.1. Премии лучшим торговым работникам, 3.2. Предоставление лучшим продавцам дополнительных дней отписка] 3.3. Организация развлекательных поездок для передовиков за счет фирмы; 3.4. Конкурсы продавцов с награждением победителей; 3.5. Расширение участия передовиков в прибылях фирмы; 3.6. Проведение конференций продавцов; 5. Как Вы считаете, так ли необходимо использование достижений науки психологии в процессе формирования содержания рекламного послания? Перечислите основные тины психологического воздействия на человека. Как они учитываются в известных Вам рекламных формулах? Воздействие рекламы на получателя призвано создавать у него социально- психологическую установку (аттитюд). "Установка — это внутренняя психологическая готовность человека к каким-либо действиям". Обычно выделяют такие основные уровни психологического воздействия: • когнитивный (передача информации, сообщения); • аффективный (формирование отношения); • суггестивный (внушение); • конативный (определение поведения). Сущность когнитивного воздействия состоит в передаче определенного объема информации, совокупности данных о товаре; факторов, характеризующих его качество и т.п. Целью аффективного воздействия является превращение массива передаваемой информации в систему установок, мотивов и принципов получателя обращения. Инструментами формирования отношения являются частое повторение одних и тех же аргументов, приведение логических доказательств сказанного, формирование благоприятных ассоциаций и т.д. Внушение предполагает использование, как осознаваемых психологических элементов, так и элементов бессознательного. Это связано с тем, что определённая часть рекламного послания может усваиваться адресатом, минуя сферу активного мышления. Результатом внушения может быть убежденность, получаемая без логических доказательств. Необходимо отметить, что внушение возможно, во-первых, в том случае, если внушение соответствует потребностям и интересам адресата и, во-вторых, если в качестве источника информации может быть использован человек, обладающий высоким авторитетом и. пользующийся безусловным доверием. Внушение будет иметь больший эффект, опять-таки, при многократной повторяемости рекламного обращения. Когнитивное воздействие обращения реализуется в "подталкивании" получателя к действию (конечно, к покупке), подсказывание ему ожидаемых от него действий. Форма рекламного обращения характеризуется еще большим многообразием, чем используемая мотивация. Один и тот же мотив (например, мотив прибыльности в рекламе конкретного страхового общества) можно реализовать с использованием самых различных рекламоносителей (листовки, видеоролики, рекламные щиты, надписи на бортах транспорта и т.п.). С помощью одного и того же рекламоносителя, например видеотехники, можно использовать различные стили и тон подачи материала — от заставки на экране с призывом стать клиентом и вкладчиком до крошечного игрового художественного кинофильма. Даже ролики, сделанные в одном стиле, могут отличаться текстом, интонациями, другими деталями, отражающими своеобразие и неповторимость творческого подхода их создателей. Разработка рекламного обращения является своего рода искусством. Поэтому, как показывает практика, наиболее эффективны рекламные обращения, в которых их разработчики создают атмосферу взаимоуважения, искренности, расположенности к взаимовыгодному партнерству. Стиль обращения также определяется целями рекламной кампании, видом рекламоносителя, характеристиками рекламируемого товара и, конечно же, целевой аудитории. Вот некоторые варианты стилевых решений: 1. Рекламное обращение содержит только название фирмы, иногда — слоган. Такие послания используются, в основном, в презентационной и напоминающей рекламе. Примером такого решения стала уже хрестоматийная сегодня вводящая реклама фирмы "Сэлдом". 2. Сообщение о конкретном событии. Обращение представляет собой простое объявление (рубричная реклама). 3. "Зарисовка с натуры". Например, рекламный видеоролик "Рикк Банка". Показаны "рабочие будни" банка. Все заняты своим делом. На работающем ксероксе спит котенок. Голос Леонида Броневого за кадром: "Самый скучный банк в мире: работают люди, работают деньги...". 4. Создание атмосферы загадочности, интриги. Хороший пример — кампания под лозунгом "Ждите Мастера!" Только через несколько недель расклеивания афиш и баннеров с этим слоганом целевая аудитория узнала о начале издания газеты "Мастер". 5. Создание фантазийной, экзотической, романтической обстановки. Примеры: видеоклипы шоколадных батончиков "Баунти", телевизоров "Panasonic", сигарет "Camel", печатная реклама духов и косметики "Lancome" и т.п. 6. Создание образа, персонифицирующего рекламируемый товар. Один из наиболее ярких примеров — ковбой "Мальборо". Сюда же может быть отнесен Рональд Макдональд. 7. Консультация специалиста, ученого. Примеры: врачи представляют в различных роликах антивоспалительную мазь "Альгофин", жевательную резинку "Дирол с ксилитом" и т.д; провизор Мария рекомендует "простым людям" целый ряд медикаментов. 8. Акцентирование образа жизни. Пример: реклама "ARDO" ("Европейский стиль жизни"); рекламные щиты и полиграфическая реклама итальянского вермута "Martini", реклама яхт, престижных марок автомобилей; видеоролик с рекламой роскошной зажигалки "Zippo" и др. 9. Композиции на исторические темы. Иногда подчеркивается мотив преемственности (реклама минеральной воды "Поляна квасова", "Черниговского пива", марки "Гетьман" и др.), в некоторых случаях обыгрывается мотив патриотизма, реже — это просто богатые "визитные карточки" рекламодателя (цикл "Всемирная история. Банк "Империал"). 10. Создание определенного настроения, впоследствии становящегося приятной ассоциацией рекламируемого товара. Например: полиграфическая реклама: "Ты, я и "Ротманз"" (сигареты), рекламные ролики шоколада "Корона" и др. 11. Мюзикл. Один или несколько персонажей поют песенку о рекламируемом товаре. Примером такой рекламы является исторический ролик Московского вентиляторного завода, который впервые показал тогда еще советскому телезрителю, что "серьезный" товар можно рекламировать с помощью куплетов. Данный прием очень часто используется в радиорекламе. 12. Иногда могут использоваться некоторые анимационные приемы (например, антропоморфизм: товары приобретают черты людей). Элементы анимации присутствуют в рекламе-мюзикле шоколада "Fruits & Nuts", жевательной резинки "Love is..." и др. 13. Акцентирование на профессиональном опыте. 14. Демонстрация эффекта рекламируемого товара по принципу "До и после применения". Довольно часто этот прием используется в рекламе стиральных порошков, отбеливателей, средств для чистки сантехники и др. 15. Сравнительная реклама. При разработке рекламного обращения опять-таки важно учитывать психологические закономерности восприятия послания получателями. Например, при разработке рекламного обращения большое внимание уделяется ассоциациям, которые могут возникнуть в процессе декодирования послания. Незапланированная, особенно отрицательная, ассоциация, возникающая в момент приема обращения, может значительно снизить эффект всей кампании, стать психологической помехой в рекламной коммуникации. Например, основным мотивом целого рода рекламных роликов банка "Империал" была точность ("С точностью до миллиметра", "С точностью до копейки" и т.п.). Иногда реклама использует так называемый "спящий эффект". Оказывается, как утверждают некоторые психологи, рекламе не столь важно, какую реакцию она вызывает: позитивную или негативную. Гораздо важнее, чтобы она не оставляла получателей равнодушными. Это дает некоторые преимущества раздражающей рекламе, которая становится эффективной благодаря своему подсознательному влиянию. Оно прямо пропорционально той степени, в какой данная реклама раздражает и возмущает людей в момент восприятия. Хрестоматийным примером этого стала реклама АО МММ на телевидении. При явно негативном отношении к ней абсолютного большинства телезрителей, жертвами "пирамиды Мавроди" стали более 5 млн (!) вкладчиков. Большое значение в восприятии рекламного обращения имеет его цветовое решение. Цветная реклама привлекает внимание раньше и на более долгий период, чем черно-белая. При этом лучше всего воспринимаются черные буквы на желтом фоне, зеленые и красные — на белом. Черные буквы на белом фоне занимают лишь шестое место в данном ранжировании. 6. Возьмите конкретный пример рекламного обращения и проиллюстрируйте действия по выбору медиаканала. Назовите известные Вам типы периодических изданий. Каким образом их характеристики влияют на характер их использования в качестве медианосителей? Печатная (полиграфическая) реклама объединяет такие носители, как листовка, плакат, буклет, каталог, проспект, открытка, календарь и другие виды печатной продукции. Листовка представляет одностороннее или двустороннее изображение (текст), помещенное на листе относительно небольшого формата. Практика показывает целесообразность выпуска листовки сериями. В этом случае единая форма и элементы оформления облегчат узнаваемость товаров рекламодателя. Буклет — согнутый (сфальцованный) один или несколько раз лист бумаги с текстом или иллюстрациями. Схемы фальцовки могут быть самыми разнообразными: от гармошки-ширмы до сложных буклетов-пакетов. Разработка буклета дороже листовки, однако, он позволяет сообщить больше информации и солиднее выглядит. Плакат – издание, напечатанное на относительно больших форматах. Его особенностью является лаконичный текст. Как правило, это образ, название фирмы, изображение товара, фирменный лозунг. Проспект — многостраничное издание, типа брошюры, листы которого скреплены. Часто используется в престижной рекламе и как средство паблик рилейшнз. Целесообразно использование проспекта для обстоятельного рассказа о фирме, ее продукции, сотрудниках и т.п. Каталог — по форме исполнения напоминает проспект. Каталог содержит описание товаров фирмы, в нем, как правило, обозначаются цены на них. К средствам печатной рекламы можно также отнести: фирменные поздравительные и рекламные открытки, календари (настенные, перекидные, карманные), этикетки, бланки меню (в ресторанах) и др. Особенностями данного медиаканала является следующее: • относительная дешевизна; • оперативность изготовления; • некоторые носители (например, настенные календари) позволяют обеспечить довольно длительный рекламный контакт с получателем; • отсутствие информации о конкурентах на конкретном носителе и др. Процесс разработки носителей полиграфической рекламы включает следующие основные этапы: 1. Принятие решения относительно типа носителя: листовка, плакат, проспект и т.п.; 2. Этап разработки элементов изобразительного и текстового наполнения. 3. Этап разработки компьютерного оригинал-макета. Этап производства полиграфической рекламной продукции. 7. Возьмите в качестве примера хорошо известную Вам фирму. Если это для Вас затруднительно, то просто вообразите себе "свою" фирму. Разработайте хотя бы в общих чертах "дерево целей" системы маркетинговых коммуникаций данной фирмы. Определите основные целевые аудитории коммуникаций этой фирмы. Данный пример я хочу привести из своего трудового прошлого. Компания о которой я немного расскажу ниже практически не имеет особого «древа целей». Все это «древо», по которому действует руководство данной компании: «Деньги, деньги и НИЧЕГО кроме денег!». И уж ни о каких особых маркетинговых коммуникациях и речи быть не может. Но я постараюсь. Система управления предприятии в Приложении 1. 1. Сотрудники фирмы. От того, насколько высшее руководство достигло взаимопонимания с персоналом организации, насколько сотрудники фирмы мотивированы в достижении ее целей, какой психологический климат царит среди ее работников, в огромной степени зависит, добьется ли фирма этих целей. Наиболее часто используемыми средствами коммуникаций с данной категорией являются следующие: - материальные стимулы результатов работы; - система привилегий (иногда чисто морального плана) для передовиков и ветеранов; конкурсы среди сотрудников; - спонсорство, направленное на собственный персонал, и др. Ожидаемая организацией ответная реакция выражается в улучшении отношения сотрудников к фирме и своей работе, повышении производительности, творческом отношении к труду, улучшении психологического климата и др. (Примечание. Психологический климат в компании отвратительный. Взаимопонимание слабое. Мотиваций почти на нуте: один кнут и никаких пряников. Привилегии только для директоров и их ближайшего окружения - ближайших родственников.). 2. Действительные и потенциальные потребители (целевой рынок) - один из основных адресатов коммуникационной политики фирмы. Система коммуникаций с целевым рынком отличается многочисленностью и многообразием средств, многие из которых рассматриваются в настоящем учебнике. Желаемая, с точки зрения фирмы, ответная реакция может сильно отличаться в зависимости от конкретной маркетинговой ситуации. В конечном же итоге - это, очевидно, покупка товара фирмы-источника коммуникации. (Примечание. Основные потребители продукции данной компании – бюджетные организации, типа: пожарной охраны, милиции, скорая помощь, Укрзализныця и т.п.). 3. Маркетинговые посредники. В их число входят торговые посредники, а также лица и фирмы, помогающие организации в осуществлении других маркетинговых функций. Это транспортные организации и фирмы, предоставляющие складские услуги, агентства маркетинговых исследований, финансовые и банковские организации, рекламные агентства и др. Особенностью данного адресата коммуникаций является то, что маркетинговый посредник (например, рекламное агентство) может быть промежуточным звеном в коммуникации фирмы с целевым рынком и другими участниками рыночной деятельности (например, с потребителями или с контактными аудиториями). Ожидаемая ответная реакция данного адресата - партнерство в атмосфере взаимопонимания, взаимовыгодная помощь в осуществлении маркетинговых функций фирмы. (Примечание. Кроме банка никаких других маркетинговых посредников у компании нет.). 4. Понятие «контактные аудитории» объединяет организации и лиц, не принимающих непосредственного участия в рыночной деятельности, не имеющих на рынке прямых материальных интересов. В то же время в силу определенных условий они влияют на успех деятельности предпринимателей. К контактным принадлежат следующие аудитории: местные органы государственного управления (исполнительная власть, муниципальные учреждения, налоговые службы, органы правопорядка, санитарного и экологического надзора и т.п.); средства массовой информации; местные жители (общины); общественные организации (по защите прав потребителей и т.д.); "широкая публика", формирующая и выражающая общественное мнение и др. В качестве ответной реакции контактных аудиторий фирма ожидает содействия ее деятельности, формирования и поддержания положительной репутации фирмы или, по крайней мере, отсутствия противодействия. (Примечание. Местные органы самоуправления, большей частью, куплены. Местное население компанию ненавидит тихой ненавистью. Экологический и т.п. надзор просто не пускают в офис. Единственное для них «приятное» исключение – это Генеральная прокуратура, которая уже давненько - с конца прошлого года, - разыскивает одного из директоров-соучредителей компании с обвинениями по двум статьям Уголовного кодекса Украины). 5. Поставщики - фирмы и лица, обеспечивающие организацию сырьем, материалами, оборудованием и другими материальными ресурсами. Ожидаемая ответная реакция - сотрудничество на взаимовыгодных условиях. (Примечание. Поставщики – иностранные компании, которым все внутренние проблемы их покупателя «по барабану», лишь бы деньги вовремя платили). 6. Органы государственного управления, как законодательные, так и исполнительные. Средства коммуникаций: лоббирование, участие в общегосударственных программах (экономических, экологических, по охране здоровья и т.п.), презентации, участие в выставках, ознакомление государственных лидеров с товарами-новинками и др. Желаемая ответная реакция - установление режима наибольшего благоприятствования. Естественно, что высшие органы государственного управления являются адресатом коммуникации далеко не всех даже крупных фирм. Как мы уже могли убедиться, принцип системного и комплексного подхода представляет собой один из важнейших принципов маркетинга. Это справедливо и для процесса достижения коммуникативных маркетинговых целей фирмы. (Примечание. Когда были «свои» депутаты ВР и члены разных комитетов, все было отлично. Когда они ушли со своих теплых мест – компания стала планомерно «загибаться». Оборот за 2001 год, по сравнению с 2000 упал более чем на 20%. No comments). Список использованной литературы 1. Батра Р., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент. — М.; СПб.; К.: Изд. дом Вильямс", 1999. 2. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. — М.: Рус Партнер Лтд, 1994. 3. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика, методология. М.: Финпресс, 1998. 4. Жаров А.И., Изосимова Н.Н. Стратегия и тактика маркетинга, М.: "Финансы и статистика", 1996. 5. Маркетинг: учебник, - А.Н.Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А.Красильников и др. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 1996. 6. Котлер Ф. Основы маркетинга, М.: Ростинтер, 1996. 7. Котлер Ф. Управление маркетингом. — М.: Экономика, 1980. 8. Ю. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. — СПб.: Наука, 1996.