Каталог :: Маркетинг

Шпора: Маркетинг

1. Эволюция Маркетинга.

  1. 1860-1950
1.1. 1860-1920 – Совершенствование пр-ва с целью ­ объемов и ассортимента вып-й прод. 1.2. 1920-1930 – Сосредоточение внимания на пробл. совершенств-я вып-й прод. за счет ее кач-ва и соверш-ия ассиртим.то-в. 1.3. 1930-1960 – во главе угла проблема орг-ции сбыта прод-ции за чет интенсиф-ции ее продвижения и стимула сбыта. 1-й этап хар-ся концентрацией пр-ва, его мех-цией и автом-цией. Этому периоду хар-на специализация пр-ва, укрупнен-е мастабов пр-ва, усил-е конкур-й борьбы, т.е. сформир-ся рынок покупателя. П>С. 2. 1950-1960. расцвет массового Марк. М начин-т приобретать контуры концептуальной системы.Формир-ся базовые М-е конц-ии, формир-я М потребителя, в основе тезис: «потреб-ли отдают предпрочтение тов-м с более высок-ми пок-ми кач-ва, не покупают вещь вообще, а только ту кот-я хар-ся опред-й потреб-й полезностью». Появл.нового Эл-та М- га – М-е исследования. Они стали основой совр-ой М-ой деят-ти. Трудности со сбытом в США Þ М – философия бизнеса. Начал формир-ся междунар-й М. 3. 1971-1990. М – одним из гл-х эл-ов корпоративного стратег-го упр-я и напр-ен на адаптацию предпр-я к внешней экономич-й и полит-й средам. М-я деят-ть превращ-ся из односторонней связи препр-й с рынком в замкнутый цикл. Диалог покупатель-продавец. ÞИсслед-я поведения потреб-ля. 4. 1991-н.в. Переход от продажи одного товара всем к удовлетв-ю индив-х требований и вкусов. Т.е ориент-я на конкр-го потребителя. Возможные направления: 1. СверхМ – комплексное предложение. Одна вещь – удовл-т неск-о потребностей. 2. МультиМ – многоканальное товародвижение. 3. ТурбоМ – сокращ-е времени на созд-е нов-го товара. 4. Таргетинг – пусковые М-е прог-мы, оперативное реагирование на рынок. 5. Индивидуальный М.

2. Понятие М, цели и принципы.

М- вид человеческой деят-ти, направл на удовлетв-е нужд и потребностей посредством обмена. Цели М.
  1. Рыочные. Ориентация на достиж-е рын-х рез-ов (нов-е рынки, ­ рын-й доли, ослабл-е рын-х позиций конкурентов).
  2. Маркетинговые. (Формир-е благопр-ого имиджа фирмы, достиж-е высокой удовлетв-ти потребителя, ­прибыльности М-й деятельности).
  3. Структурно-управленческие. (придание орг-й стр-ре большей гибкости и адаптивности)
  4. Обеспечивающие. (ценовая, стимулир-я, сервисная политики).
  5. Контролирующие. (текущий, стратегический, финансовый).
Принципы М.- это основа М-й деят-ти.
  1. Выход на рынок с решением проблем потребителя.
  2. Нацеленность на коммерческий рез-т.
  3. Использование программно-целевого метода. (комплексный подход с исп-м всех М-х средств).
  4. Интеграция стратегии и тактики. (активное приспособл-е к рынку путем воздействия на него).
  5. Ориентация на долговременную перспективу. (Особое внимание прогнозным исследованиям).
  6. Учет социального фактора.

3. М как ф-ция управления и философия бизнеса.

Мар-г и Мен-т – две стороны упр-я предпр-ем, при этом М-г – генератор идей, т.е. обеспеч-е предпр-я целями и идеями. Кроме того М-г должен выраб-ть страт-ю и тактику воплощ-я этих идей, а мен-т должен обеспечить их достижение. М-г обеспеч-т гибкость упр-ния и пр-ва и созд-е устойчивого спроса на товар. М-г – генеральная хоз-я функция. Функции маркетинга.
  1. Аналитическая (внеш-я и внутр-я среды, конкур-ы, потреб-ли и.т.д.)
  2. Продуктово-производственная (обеспеч-т созд-е нов-х тов-в).
  3. Сбытовая (тов-ое движение, тов-я политика, сервис)
  4. Формирующая. (убеждение и стимулирование)
  5. Управление и контроль.
М как философия бизнеса. М – рыночная философия, страт-я и так-ка мышления и действия всех субъектов рын-х отнош-й. Это особый образ мышления, стиля поведения и управления. Философ-я М гласит, что задача каждого сотр-ка компании делать все возм-е для удовлетв-я потребн-тей пок-ля.

4. Концепции М.

КМ – это интегрированная ориентир-я на потребителя и прибыль филос-я бизнеса. Сущ-т 5 подходов к организации рын-й работы и соотв-о 5 концепций.
  1. Производственная ( низкое кач-во товара Þ соверш-ть орг-ю пр-ва и ­ эффек-ть сис-мы распред-я Þ ¯ издержек Þ ¯ цены).
  2. Продуктовая (товарная). (Совершенствование товаров, изделие кач-ое, цена высока)
  3. Сбытовая. (сфера сбыта и стимулирования)
  4. Концепция маркетинга (традиционная) отталкив-ся от рынка покупателя со всеми прибамбасами. (исслед-е желаний и потреб-ей, конкурентов, сегментация).
  5. Концепция социально-этического М (сбалансирование целей орг-ции, потребностей избранных потребителей, общества в целом) Медицина, бразование, спорт и т.п.
Комплексный М. – начин-ся до поцесса пр-ва начин-ся с анализа, основ-ся на инновациях, носит адресный хар-р, и заканчив-ся анализом.

5. Понятие, элементы и классифик-я рынков.

Р с (.) зрен.М – совокупность всех существующих потенциальных потребителей товаров. Элементы рынка: Спрос – желание, способность и готовность субъекта приобрести товар. Цена – денежное выражение стоимости товара Предложение – желание и способность фирмы продавать товар. Рыночная конъюнктура – сложившаяся ситуация на рынке включ-я в себя соотношение м/у С и П по отдельным товарам и группам, уровень цен и их движение, товарные запасы, портфель заказов по отраслям и т.п. Классификация рынков.
Признаки классификацииТип рынка
1. структура хозяйства страны

1. Страны с эк-ой типа натур-го хоз-ва

2. Экспортеры сырья

3. Промышленно развивающиеся страны

4. Промыш-но развитые страны

2. уровень доходов и хар-р их распределения

1. Стр-ы с преимущ-но очень низким ур-ем дох-ов

2. с очень низким и очень высоким уровнем дох-ов

3. с низким, средн-м и высоким ур-ем дох-ов

4. с преимущ-но средним ур-м дох-ов

3. территориальный охват

1. Международный

2. Национальный

3. Внутренний (страна)

4. Региональный (Азия, Европа)

5. Локальный

4. товрно-отраслевой с многоуровневой детализацией

1. машин и оборуд-я

2. минер-ого сырья и топлива

3. с/х сырья, продов-х и лесных товаров

5. сфера общественного пр-ва

1. товары материального пр-ва

2. товары духовного пр-ва

6. хар-р потенц-ого использования

1. товары произв-ого назначения

2. товары потреб-ого назначения

7. Срок использов-я тоаров

1. длит-ого пользов-я

2. краткосрочные

8. Организационная стр-ра рынка

1. мировой рынок

а) открытый; б) закрытый; в) с огранич-м доступом

2.внутренний рынок

а) оптовый; б) розничный

6. Сегментация потребителей.

Виды сегментации.
  1. массовый М- шир-й потреб-й рынок, один план М-га
  2. нацелив-е на узкую специф-ю группу потреб-ей – один план М-га
  3. множественная сегментация

Признаки сегментации.

1. для потреб-ог рынка - географический; - экономический (от доходов); - демографический (пол, водраст и т.п.); - поведенческие признаки (частота покупки, размеры); - психографический (увлеч-я. здоров.) 2. для предприятий и организаций - отрасль; - экономич-е возм-ти; - орг-пра-й статус; - сфера деят-ти

Методы сегментации

Наиболее распространенными методами сегментирования рынка являются метод группировок по одному или нескольким признакам и методы многомерного статистического анализа. 1. Метод группировок состоит в последовательной разбивке совокупности объектов на группы по наиболее значимым признакам. Какой-либо признак выделяется в качестве системообразующего критерия (владелец товара, потребитель, намеревающийся приобрести товар), затем формируются подгруппы, в которых значимость этого критерия значительно выше, чем по всей совокупности потенциальных потребителей данного товара. Путем последовательных разбивок на две части выборка делится на ряд подгрупп. На рис. 2 представлена схема последовательных разбивок по методу AID (автоматического детектора взаимодействия), который получил широкое распространение в процедурах сегментации.

2. методы многомерного статистического анализа, когда разделение происходит по комплексу анализируемых признаков одновременно. Наиболее эффективными из них являются методы автоматической классификации, или иначе кластерного анализа. Рис. 2. В этом случае, схемы классификации базируются на следующих предположениях. В один класс объединяются потребители, сходные между собой по ряду признаков. Степень сходства у потребителей, принадлежащих к одному классу, должна быть выше, чем степень сходства у людей, принадлежащих к разным классам. С помощью подобного метода решается задача типизации с одновременным использованием демографических, социально-экономических и психографических показателей. В качестве примера отметим решение задачи о сегментации рынка путем построения типологии потребителей, под которой понимается разделение потребителей на типические группы, имеющие одинаковое или схожее потребительское поведение. Построение типологии – это процесс разбивки исследуемой совокупности объектов на достаточно однородные и устойчивые во времени и пространстве группы.

7. Выбор целевого рынка.

Целевой рынок – сегмент или неск-о сег-ов на котор-й напр-а деят-ть фирмы. Он д.б.
  1. достат-о емким
  2. должны им-ся возм-ти его роста
  3. быть прибыльным
  4. не быть объектом конкурентов
  5. такие потребности которые фирма м-т удовлетворить
стратегии охвата рынка
  1. недефференцированный М (1 товар всему рынку)
  2. диф-ый М (2 или более сегмента)
  3. концентрированный М ( 1 товар 1 сегмент)
Стратегии Матрица Продукт-рынок Ансофф.

Товар

рынки

Выпускаемый

новый

существующий

Стратегия проникновения на рынок (А)Стратегия расширения номенклатуры товаров (В)

новый

Расширение границ рынка (Б)Стратегия диверсификации (Г)
А за счет – интенсиф-и сбыта, поиск нов-х покупат-й, вытеснен-е конкур-в, Б – создание новых областей примен-я тов-в, поиск нов-х рынков В – разраб-ка своими силами, покупка лиц-й, обмен продуктами Г – горизонт-я дивер-я ( нов-е тов-ы со старым сырьем и пр-ми мощностями) - вертик-я див-я - концентрическая диверс-я (новые товары на новых рынках) стратегии конкуренции. Матрица Портера

Стратегические преимущества

Стратегическая цель

Низкие издержки

Дифференцирование

Широкий рынок

Лидерство по затратам (ценовое лидерство)Стратегия дифференцирования

Фокусирование

Узкий рынок

С акцентом на издержкиС акцентом на дифференциацию

8. Позиционирование товара на рынке.

Сущ-т 2 пути позиционир-я товара.
  1. Создать товар кот-ого нет на рынке, а потребн-ть в нем есть.
  2. Позиционир-ть себя рядом с одним из конку-ов и начать борьбу за долю рынка.
Позиц-ие можно осущ-ть различн-ми мтодами:
  1. на основе преимущ-х кач-в товара
  2. на специфич-х потребностях потребителя
  3. на специальом использ-и товара
  4. на ориентацию на определ-ю категорию потребит-ей
  5. на создании имиджа своему товару
  6. на сопоставл-и и сравнении с товарами конкурентов.
  7. и.т.д.
Все это в программе М-микс.

9. Товар и его производные.

Ассортиментная политика – определение товарных групп наиб-е предпоч-х для успеш-й работы на рынке и обеспеч-их экон-ю эф-ть деят-ти фирмы в целом. АП включ-т след-е соотношении тов-х групп: 1. соотношение видовых групп 2. соотн-е то-в нах-ся на разных стадиях ЖЦ 3. соотн-е тов-в по их происхождению (тов-ы самой фирмы и для перепродажи) Ассортимент (товар-микс) – совокупность всех тов-х групп и тов-х единиц предлагаемых покупателям конкретным продавцом. Товарная группа (линия) – группа тов-в тесно взаимосвязанных м/у собой в силу выполнения аналог-х ф-ций, предлаг-ся одним группам потреб-ей, распред-ся по одним каналам, в заданном ценовом диапазоне. Товарная единица – опред-е изделие в рамках торг-й марки или тов-ого ассортимента, опред-го размера, опред-й цены, внеш-го вида и т.п. Товарная номенклатура – им-т опред-ю длину, широту и глубину

Тов-я номенклатура (ширина)

МылоСтир-е порошкиЗубная паста

Длинна

ЛандышТайдЖемчуг
РозаЛотосЛесная
Всего91110
Ширина товара-микс – показатель предлаг-ых организацией ассортиментных групп (3) Длинна товара-микс – показ-ет общее кол-во тов-х единиц (30) Глубина товара-микс – в каком кол-ве различных вар-в предлаг-ся товар из ассортиментного ряда (по виду: жемчуг – новый, жемчуг с мятой; фасовка: 50г, 75г, итого 2*2 глубина 4)
  1. Согласованность товара-микс – показ-т насколько родственны м/у собой различн-е тов-е ниши с (.) зрен-я конечного использ-я, произв-ых треб-ний, каналов распред-я.
4 измерения товара-микс опред-ет возм-е 4 напр-я товарной стратегии 1. Создание нов-х тов-х линий (расшир-е товара-микс) 2. Удлинение каждой тов-й линии 3. создание нов-х вар-ов каждой из сущ-их товарных линий (углубление продукта-микс) 4. ¯ или ­ согласованности товара-микс в завис-ти от того стремится орг-я завоевать устойчивую репут-ю в узкой сфере или ориентир-на на работу в неск-х областях

10. Жизненный цикл товара

ЖЦТ – период в теч-ии которого товар покупается на рынке. Прибыль - кривая сбыта 1 2 3 4 - кривая прибыли Дорыночная стадия
  1. Стадия выведения товара на рынок – осн-е затраты на рекламу(информативную). Цель М создание рынка товара (только базовая модель, малые партии, объем реализ-ии растет медленно, пр-ые мощности загруж-ы не полностью Þ издержки высоки Þ цена высока, созд-ся нов-я система товародвижения.
  2. Рост – начало получения прибыли. ­ темпов роста, объемов, продаж, выпускаются модификации товара, крупные партии, издержки ¯, появляются конкуренты Þ расходы на рекламу. Реклама превращается в убеждающую. Внимание на свою фирму, торг-ю марку.
  3. Зрелость – абсолютный прирост объема продаж, но темпы уже меньше. Большое кол-во модификаций. Ценовая конкуренция. Насыщение рынка. В конце постепенное снижение объема сбыта.
  4. Спад – объем продаж непрерывно снижается. Сужение ассортимента. Высвобождение пр-ых мощностей. Издержки растут, цены падают, прибыль падает. Реклама неэффективна.

11. Оценка конкурентоспособности товара.

КСТ – совокупность ф-ров, кот-е обеспечивают товарам превосходство на рынке над товарами-аналогами. Основные составляющие КСТ:
  1. Качество товара. (назначение, надежность, технологичность, экологичность, эргономичность, безопасность и т.п.)
  2. Маркетинговая сост-я. (кач-во М-х исследований).
  3. Коммерческая сост-я. (кач-во работы коммерческих агентов)
  4. 1+2+3=влияние на цену продажи
  5. Экономическая сост-я. (все затрарты связ-е с использованием изделия)
  6. 1+2+3+4= цена потреблеия
  7. Имидж предприятия.

12. Брэдинг и пути перевода товара в разряд марочных.

Бренд - это некое впечатление о товаре в умах потребителей, ярлык, который мысленно наклеивается на товар. Процесс создания бренда и управления им называется брендингом. Он может включать в себя создание, усиление, ре- позиционирование, обновление и изменение стадии развития бренда, его расширение и углубление. Брендинг - это приемы создания особого впечатления, которые вносят свой вклад в общий имидж и в отношении целевого сегмента рынка к бренду. Процесс создания долгосрочного покупательского предпочтения рассмат­ривается как деятельность по представлению покупателю достоинств товара или услуги, их особенностей по сравнению с похожими предлагаемыми товарами или услугами, формированию в сознании потребителей стойких ассоциаций, впечат­авший, связанных с этим товаром, его маркой. Эти ассоциации, как образное со­единение отдельных впечатлений в общую, яркую и устойчивую картину взаимо­связанного представления потребителя о товаре, его марке, называют брендом. (от англ. brand — клеймо; марка; производить впечатление). Бренд представляется как образ марки данного товара (услуги), выделенной покупателем среди конкурирующих изделий. Брендинг осуществляется с помощью определенных приемов, методов и способов, которые позволяют довести разработанный бренд до покупателя и не только сформировать в его сознании имидж марки товара, но и оказать помощь в восприятии покупателем функциональных и эмоциональных элементов товара. В этом контексте брендинг помогает покупателю ускорить выбор товара и принятие решения о его покупке. Основными характеристиками бренда являются: - основное его содержание - функциональные и эмоциональные ассоциации, которые выражаются покупателями и потенциальными клиентами - словесная часть марки или словесный товарный знак - визуальный образ марки, формируемый рекламой в восприятии покупателя - уровень известности марки у покупателя, сила бренда - обобщенная совокупность признаков бренда, которая характеризует его индивидуальность - стоимостные оценки, показатели - степень продвинутости бренда - степень вовлеченности бренда в целевой аудитории и ее отдельных сегментов Следует иметь в виду, что не каждый товарный знак может стать брендом. Для этого, товарный знак, торговая марка должны приобрести известность на рынке и доверие у покупателей. Брендинг помогает покупателям упрощать и ускорять поиск необходимого товара и тем самым способствует экономии времени. В качестве эффективного инстру­мента брендинг использует практику передачи покупа­телям бесплатно образцов товаров, чтобы потребитель ощутил различия и полу­чил веские доказательства их наличия. Брендинг особенно нужен для товаров, которые обладают неощущаемыми или воображаемыми различиями. Это относится к товарам высокой технологии для распознавания, которых требуются особая подготовленность, грамотность по­требителей, так как жизненный цикл товаров имеет тенденцию к сокращению, техническая сложность товаров возрастает, а явные различия между товарами одного назначения трудно уловить. Схема работ по формированию бренда 1. Позиционирование бренда на рынке, т.е. поиск места бренда на рынке, а также набора покупательских потребностей и восприятия товара. Позиция бренда — это то место, которое занимает бренд в представлении покупателей по отно­шению к товару-конкуренту. 2. Формирование стратегии бренда, т.е. программы стратегического характе­ра, используемой фирмой для создания ценности бренда. 3. Разработка содержания, идеи бренда. Основная идея бренда должна отражать обещание, предложение его преимуществ. Для создания уникального бренда нужно знать о товаре и о его производителе как можно больше, все, что связано с использованием товара в данной и смежной отраслях. Идея бренда должна заин­тересовать и увлечь покупателя, обратить его внимание на марку и товар. 4. Анализ торговой марки и поиск имени бренда. Торговая марка представляет собой условный знак, который посредством ассоциации его с товаром или услугой сообщает потребителю информацию о товаре, его потребительские ха­рактеристики. Она убеждает покупателей в том, что при покупке товара они получат то же самое качество, что и прежде. Кроме того, торговая марка дает возможность выводить на рынок новые товары и влиять на розничных продав­цов. При анализе торговой марки необходимо обращать внимание на наличие следующих ее качеств: привлекательность, экономичность, коммуникативность в сфере позиционирования товара, легкость распознавания среди товаров-конку­рентов. Среди всех компонентов бренда самое большое значение имеет имя бренда, которое наиболее часто ассоциируется с названием фирмы-изготовителя или, что реже, посреднической фирмы.

13. Понятие, функции и классификация цен в маркетинге.

ЦП – заклч-ся в том, чтобы установить на товар такие цены и так ими варьировать, чтобы в итоге получить наиб-ю прибыль. На этапе выдвижения цели: 1. Цели основанные на сбыте, т.е. высокий объем реализ-и – ценопроикнов- е (Ц не велики) 2. Цели основ-ые на максим-ции прибыли.(стратегия престижных цен, цены проникновения) 3. Цели основ-е на удержание рынка (низкие цены) На этапе разработки стратегии: 1. Ориентация на затраты+прибыль 2. на спрос (самый трудоемкий метод) 3. на конкурентов (на средн-е рын-е Ц. или на лидера) Стратегии ценообразования: 1. Снятие сливок. (высокая цена на новый продукт) 2. Проникновение на рынок. (низкая цена) 3. Стратегия единых цен (одинак-я цена для всех потребтелей за одинаковое сочетание товаров и услуг). 4. Стратегия гибких цен. (торг уместен) 5. Стратегия неокругленных цен (999 рублей) 6. Стратегия ценового лидерства (основной продукт по низкой цене, привлекая в магазин) 7. Стратегия льготных цен (скидки за покупку в больш-х кол-вах) ЦП должа быть гибкой и адаптивной – инструменты – скидки(бонусы, дилерские, сезон-ные, за возврат старой модели, по праздникам, льготы в купонах(газеты), распродажа).

14. Каналы распределения в маркетинге

Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Благодаря ему устраняются длительные разрывы во времени, месте и праве собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользо­ваться. Члены канала распределения выполняют ряд очень важных функций. 1. Исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена. 2. Стимулирование сбыта - создание и распространение увещева­тельных коммуникаций о товаре. 3. Установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями. 4. Приспособление товара - подгонка товара под требования поку­пателей. Это касается таких видов деятельности, как производ­ство, сортировка, монтаж и упаковка. 5. Проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последую-щего осуществления акта передачи собст­венности или владения. 6. Организация товародвижения - транспортировка и складирова­ние товара. 7. Финансирование-изыскание и использование средств для покры­тия издержек по функционированию канала. 8. Принятие риска-принятие на себя ответственности за функцио­нирование канала. Выполнение первых пяти функций способствует заключению сделок, а оставшихся трех - завершению уже заключенных сделок. Уровень канала распределения - это любой посредник, который выполняет ту или иную работу по приближе­нию товара и права собственности на него к конечному покупателю. Поскольку определенную работу выполняют и сам производитель, и конечный потребитель, они тоже входят в состав любого канала. Протяженность канала мы с вами будем обозначать по числу имеющихся в нем промежуточных уровней. Канал нулевого уровня (называемый также каналом прямого маркетинга) состоит из производителя, продающего товар не­посредственно потребителям. Три основных способа прямой про­дажи-торговля вразнос, посылочная торговля и торговля через принадлежащие производителю магазины Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает рознич­ный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения им нередко оказывается агент по сбыту или брокер. Двухуровневый канал включает в себя двух посредников. На потребительских рынках такими посредниками обычно становится оптовый и розничный торговцы, на рынках товаров промышлен­ного назначения это могут быть промышленный дистрибьютор и дилеры. Типичный традиционный канал распределения состоит из независимого производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев. Каждый член канала представляет собой отдельное предприятие, стремящееся обеспечить себе максимально возможные прибыли, даже в ущерб максимальному извлечению прибыли системой в целом. Ни один из членов канала не имеет полного или достаточно полного контроля над деятельностью остальных членов. Вертикальные маркетинговые системы. КОРПОРАТИВНЫЕ ВМС. В рамках корпоративной ВМС после­довательные этапы производства и распределения находятся в единичном владении. ДОГОВОРНЫЕ ВМС. Договорная ВМС состоит из независимых фирм, связанных дого-ворными отношениями и координирующих программы своей деятельности для совместного до-стижения боль­шей экономии и/или больших коммерческих результатов, чем это можно было бы сделать в одиночку. УПРАВЛЯЕМАЯ ВМС. Управляемая ВМС координирует деятель­ность ряда последова-тельных этапов производства и распределения не из-за общей принадлежности одному владель-цу, а благодаря размерам и мощи одного из ее участников. Горизонтальная МС Другим феноменом, присущим каналам распределения, стала готовность двух или более фирм объединять усилия в совместном освоении открывающихся маркетинговых возможностей. У отдель­ной фирмы либо не хватает капитала, технических знаний, произ­водственных мощностей или маркетинговых ресурсов для действий в одиночку, либо она боится рисковать, либо видит в объединении усилий с другой фирмой немалые выгоды для себя. Фирмы могут сотрудничать на временной или постоянной основе, а могут создать отдельную совместную компанию. Для охвата одних и тех же или разных рынков фирмы все чаще прибегают к использованию многоканальных маркетинговых си­стем. Между участниками одного канала, а также между разными каналами могут наблюдаться и разная степень сотрудничества, и конфликты, и конкуренция.