Каталог :: Маркетинг

Курсовая: Теория и история потребительской кооперации как общественная наука

Центросоюз Российской Федерации
               Белгородский университет потребительской кооперации               
                      Ставропольский кооперативный институт                      
     

Кафедра теории и истории кооперативного движения

Курсовая работа

по теории и истории потребительской кооперации Тема №1 «Теория и история потребительской кооперации как общественная наука» Выполнил:

Студент 1-го курса специальности

«Менеджмент управления» (шифр: М1/5-151-2003 )

Лапский Станислав Валерьевич

Научный руководитель:

В. В. Анохина

Дата поступления_________________

Дата рецензирования ______________

Дата защиты______________________

Оценка___________________________

Ставрополь – 2003

Содержание стр.

Введение..........................3 1. Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими общественными науками..................5 2. Основные понятия курса.....................9 3. Виды потребительских кооперативов..............15 4. Идеологические основы потребительской кооперации.......20 Заключение..........................32 Список использованной литературы...............35 Приложения.........................36 Введение Миссия кооперации – сделать нравственными людей и экономические отношения Н. Нельсон Тема данной курсовой работы является актуальной сегодня потому, что в ней изложены основные аспекты положения потребительской кооперации и ее роли в экономической и социальной жизни разных стран. Россия только начинает входить в новую стадию своего развития. И эта стадия кординально отличается от той, в которой Россия была последние десятилетия. Она характеризуется становлением новых экономических и политических отношений, как в структурах власти, так и в повседневной жизни. Многие организации и учреждения прекратили свое существование после распада СССР, так и не сумев приспособиться к новым условиям российской экономики. И лишь немногие остались и смогли функционировать на должном уровне. К ним относятся и различного вида кооперативы, в частности – потребительские. Кооперация в конце XX века представляет собой весьма рас­пространенное общественное явление. Слово "кооперация" можно в самом общем виде перевести как сотрудничество, совместную деятельность, объединенное действие. Универсальное, сложное понятие кооперации имеет как очень широкое толкование, так и относительно узкую трактовку. В самом широком смысле под кооперацией наука подразуме­вает в одном случае всеобщее свойство окружающего нас мира с его связями и отношениями, в другом - синоним самого человече­ского общества, в третьем - основной социальный механизм, соз­данный людьми для поддержания общественной жизни, либо обще­ственное взаимодействие, взаимопомощь, трудовую ассоциацию, солидарность. Как очень точно выразился русский художник и уче­ный Николай Рерих, "все создается лишь истинной кооперацией". Зачатки, зародыши кооперации людей в форме их совместной жизни, а затем и совместного труда появились в первобытном об­ществе. Кооперация в ее еще примитивном виде тогда возникла и стала развиваться, а вот кооперативов (и, понятно, слова "коопера­ция") в те доисторические времена не существовало. Значит, то была кооперация без коопера­тивов. Она в возрастающих масштабах применяется во все последующие эпохи. Без кооперации нет самого общества. Под кооперацией понимается совокупность особых общест­венно-хозяйственных объединений. Иначе говоря, в данном случае собирательное понятие "кооперация" включает прежде всего коо­перативы (кооперативные общества). Это понятие охватывает так­же кооперативные союзы, другие кооперативные объединения, ор­ганизации, предприятия и учреждения. Такая кооперация появилась лишь на определенной ступени развития кооперации как формы труда, когда лишь полтора-два столетия тому назад в английских городах начали возникать самые ранние кооперативы. С тех пор кооперация как "сумма кооперативов" получила практически во всех странах значительное развитие. Одним из ее старейших и наиболее распространенных видов является потреби­тельская кооперация. Сегодня в Российской Федерации существуют три разновид­ности потребительских кооперативных обществ: во-первых, сельскохозяйственные потребительские кооперати­вы, занимающиеся переработкой и сбытом продукции растениевод­ства и животноводства, снабжением сельскохозяйственных товаро­производителей средствами производства, и т.д.; во-вторых, специализированные потребительские кооперати­вы, которые для своих участников строят дома и гаражи, предос­тавляют им кредиты, оказывают медицинские, консультационные и прочие услуги; в-третьих, потребительские общества, осуществляющие тор­говлю и общественное питание, производственную и другую дея­тельность в интересах своих членов. Предмет и метод дисциплины. Её связь с другими общественными науками Система потребительских обществ и их союзов, созданных в целях удовлетворения материальных и иных потребностей их чле­нов, образует потребительскую кооперацию. Именно она и только она является предметом курса "История и история потребительской коопе­рации". Потребительская кооперация изучается под опреде­ленным, историческим углом зрения. Конечно, главное внимание уделяется закономерностям ее возникновения, становления и развития; но в поле зрения находятся и те случайные события, зигзаги в истории потре­бительской кооперации, которые имели для нее наиболее серьезные последствия. Данная учебная дисциплина суть общественная, гуманитарная, потому что история кооперации вообще и потребительской коопе­рации в частности представляет собой одну из областей обществознания. Основными участниками потребительских обществ являются простые люди труда - кооператоры, которые в своем стремлении к самопомощи и взаимопомощи добровольно объединяются в потре­бительские общества, самостоятельно управляют ими, совершен­ствуют их деятельность, пользуются их услугами. Они, коопериро­ванные потребители, вдохнули жизнь в свои потребительские об­щества, совместно ведут морально оправданную хозяйственную и нехозяйственную кооперативную работу, были и остаются подлин­ными творцами потребительской кооперации. В курсе "История потребительской кооперации России" основ­ное внимание уделяется тому особенному, что составляет отличи­тельную черту отечественной потребительской кооперации. При этом прослеживается преимущественно ее экономическая и органи­зационная история. Ядро курса составляют три темы, посвященные соответственно трем историческим этапам потребительской кооперации страны: на первом этапе (30-е годы XIX века - 1917 г.) потребитель­ские общества возникли и развивались в естественных для них условиях складывающегося внутреннего рынка, причем кооперато­ры учитывали как зарубежный опыт, так и самобытные российские традиции; на втором этапе (1917 г. - конец 80-х годов XX века) потреби­тельская кооперация продолжала существовать, но функционирова­ла в условиях плановой (командной) экономики и была в значитель­ной степени огосударствлена; третий, современный этап (с начала 90-х годов) характеризу­ется как этап возрождения кооперации в ходе нынешних рыночных, демократических реформ и ее возвращения к продолжению пути, прерванного в 1917 г. Кроме истории, кратко излагаются основы общей теории коо­перации всех видов, составляющим элементом которой является частная теория кооперации потребительской. В связи с этим рас­сматриваются и присущие кооперации понятия, например, такие, как кооперативное движение, потребительское общество, кооперативные ценности и принципы, кооперативные выплаты и др. Раскрытие содержания подобных понятий, равно как и объяснение исторических фактов, одна из задач данного курса. В 10-х и 20-х годах нынешнего столетия теория, история и практика кооперации как учебная дисциплина в нашей стране изучалась в университетах, институтах, техникумах и школах. Но очень скоро полезный опыт был отброшен. Только в конце 50-ых годов в учебных заведениях потребительской кооперации эта дисциплина вновь "обрела гражданство". Между тем во многих странах курс кооперации уже давно изучается в государственных и частных университетах и колледжах, во всех общеобразовательных школах. Как учебная дисциплина "История потребительской кооперации России" призвана выполнять две важнейшие функции - познавательную и прикладную. Познавательная функция заключается в том, что в курсе даются систематизированные научные знания, объективные представления об историческом прошлом потребительской кооперации нашей страны. А знание истории необходимо для того, чтобы не повторить ошибки прошлого и использовать положительный опыт кооператоров предыдущих поколений в настоящем и будущем. Прикладная функция состоит в том, что в курсе рассматриваются некоторые актуальные вопросы практики российской потребительской кооперации и проблемы выхода ее экономики из глубокого кризиса в наши дни. Таким образом, история "стыкуется" с современностью. В конечном счете, указанные функции нацелены на приобщение учащихся студентов к этическим ценностям кооперации, ориентированы на воспитание деятельного кооператора, знатока кооперативного дела; участника рыночных преобразований в России. Задача формирования современного специалиста для кооперативных организаций и предприятий имеет большое самостоятельное значение. И в кооперативных учебных заведениях первым шагом на пути ее осуществления является изучение истории потребительской кооперации нашего отечества. Основные понятия курса Под кооперацией обычно подразумевают всю совокупность кооперативов. Вместе с тем какую-то часть кооперативов тоже именуют кооперацией. Действительно, существует не только миро­вая кооперация, но и ее части, а именно кооперация, например, ев­ропейская, российская, сибирская, рязанская и т.д. Более того, каж­дый отдельно взятый кооператив тоже может рассматриваться как кооперация - кооперация её участников. Однако полного сходства, а тем более равенства понятий коо­перации и кооператива нет. Кооперацию нельзя сводить к простой арифметической сумме кооперативов. Дело в том, что кооперация представляет собой такое целое, которое больше суммы своих час­тей. Это объясняется тем, что благодаря соединению, согласован­ным действиям, взаимному дополнению, сотрудничеству коопера­тивов и их членов между собой в кооперации возникает массовая сила, развивается дополнительный полезный эффект. Данное явле­ние наука называет эффектом субаддитивности (additio — прибавле­ние). Каждое очередное присоединение к кооперации вновь воз­никших кооперативов и новых членов приносит, как правило, не соответствующее, а большее прибавление полезного эффекта. Иногда кооперацию сравнивают со зданием, кирпичиками ко­торого являются люди, цементом - их интересы, фундаментом - кооперативы. Что же такое кооператив? Есть десятки определений (дефиниций) понятия кооператива, сформулированных и более века тому назад, и относительно недавно. Анализ их содержания свиде­тельствует, что, во-первых, абстрактное определение, являясь усредненным, лишен целого ряда признаков и оттенков, которым богат реально функционирующий кооператив; во-вторых, при большом своем разнообразии эти определения не только повторяют, но и дополняют друг друга, расширяя наши представления о кооперативах и кооперации. Наиболее универсальным является определение понятия современного кооператива, которое дано в документах всемирного кооперативного конгресса, состоявшегося в г. Манчестере (Велико­британия) в 1995 г. : кооператив - это самостоятельная организация людей, добровольно объединившихся с целью удовлетворения своих общих экономических, социальных и культурных потребностей с помощью совместного владения и демократически управляемого предприятия. Здесь предельно кратко названы характерные черты кооператива, его основная цель и средство ее достижения. Достоинство приведенного определения состоит в том, что оно распространяется на любые подлинно кооперативные общества во всем их разнообразии и, наоборот, в принципе исключает возможность именоваться кооперативом всякого рода некооперативным организациям и предприятиям (псевдокооперативам, лжекооперативам). Такое определение кооператива предоставляет определенную свободу в организации совместной и социальной деятельности. Так, в нем указано, что членами кооператива являются лица, поэтому кооперативное законодательство может устанавливать, что членами кооператива определенного вида могут быть либо граждане – физические лица (индивидуальное членство), либо предприятия и организации – (коллективное членство). В некоторых кооперативах разрешено смешанное членство. Для обозначения кооператива нередко применяются синонима этого слова. Российские кооперативы, например, называются обществами (райпо - районное потребительское общество), товариществами (садоводческое товарищество), хозяйствами (коопхоз - кооперативное хозяйство, колхоз - коллективное хозяйство), артелями (рыболовецкая артель). Нередко кооператив так и именуется кооперативом (жилищный кооператив, транспортный кооператив). Все они представляют собой первичные общества, созданные людьми, являющимися участниками кооперативного движения. Все социальные движения (профсоюзное, молодежные, спортивные и др.) суть общественная деятельность, преследующая определенные цели. И кооперативное движение есть целенаправленная деятельность - организационная, правовая, хозяйственная, просветительская, образовательная. Конкретным ее содержанием являются пропаганда идей кооперации, фактическое объединение людей, взаимопомощь, установление ими солидарной ответственности, распространение знаний среди населения, повышение ее культуры, законодательная инициатива граждан, материальное содействие своему кооперативу, участие в управлении его делами т.д. Создание кооперативов, развитие кооперации - вот непосредственная цель и прямой резуль­тат кооперативного движения. К смыслу кооперативного движения близко словосочетание “кооперативное развитие”. Сам же термин "кооперативное движение" дает понятие о лю­дях, сотрудничающих для достижения определенных социально-экономических целей и использующих для этого кооперативные начала. По выражению известного философа, "начало продолжает лежать в основании всего последующего и не исчезает из него". Движения без участия не бывает. В кооперативном движении принимают участие рабочие, крестьяне, кустари и ремесленники, рыбаки, служащие, очень часто - домохозяйки, пенсионеры, сту­денты, иногда - мелкие и средние предприниматели. Они участву­ют в кооперативном движении в качестве действительных или по­тенциальных членов кооперативов. Любой член кооператива - это всегда кооператор. Нанятый же кооперативом рабочий или служа­щий является кооператором лишь тогда, когда он состоит членом этого кооператива. История знает факты, когда кооператором ува­жительно называли общественного деятеля, ученого или политика, не состоящего членом кооператива, но внесшего выдающийся вклад в развитие кооперативного движения. По закону Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации» пайщиком считается гражданин и (или) юридическое лицо, внесшие вступительные и паевые взносы, принятые в потребительское общество в предусмотренном уставом потребительского общества порядке и являющиеся их членами. Всякий член коопера­тива обычно является пайщиком, хотя не всякий пайщик - член кооператива, кооператор. Все члены коопе­ративов вместе образуют социальный слой или социальную группу со своими особыми интересами. Важную роль в кооперативе играет уполномоченный потребительского общества – пайщик, избранный на собрании пайщиков кооперативного участка и наделенный полномочиями решать вопросы на общем собрании уполномоченных потребительского общества. Он является связующим звеном между потребительским обществом и пайщиками, организует деятельность потребительского общества на кооперативном участке. Вплотную к понятию пайщика примыкает понятие взноса. Пайщик вносит в потребительский кооператив два вида взноса: вступительный и паевой. Вступительный взнос – денежная сумма, направленная на покрытие расходов, связанных со вступлением в потребительское общество. Паевой взнос – имущественный взнос пайщика в паевой фонд потребительского общества деньгами, ценными бумагами, земельным участком или земельной долей, другим имуществом либо имущественными и другими правами, имеющими денежную оценку. Первоначально в кооперативном движении люди обычно уча­ствовали стихийно, т.е. без какого-либо организованного политиче­ского руководства. А идейными вдохновителями этого движения "снизу" тогда выступали отдельные энтузиасты, авторитетные лич­ности. Со временем кооперативному движению стали содейство­вать профессиональные союзы, религиозные учреждения, некото­рые политические партии. Заявило о себе как стороннике коопера­ции и стало оказывать на нее свое влияние государство. По сущест­ву с этого момента начинается кооперативное строительство как сознательный процесс подготовки необходимых предпосылок (пра­вовых, информационных и иных) для организации кооперативов и их нормального функционирования в масштабе страны, на государ­ственном уровне. Успех (или, наоборот, неуспех) кооперативного строительства во многом предопределяется кооперативной политикой. Послед­нее понятие можно трактовать двояко. С одной стороны, кооперативную политику в той или иной стране проводит государство (парламент, правительство). Коопера­тивная политика в таком ее понимании характеризуется сегодня отказом государства от прежней конфронтации с кооперативным движением и переходом к политике благоприятствования коопера­тивному движению. Осуществляя определенную кооперативную политику, государство использует кооперацию как инструмент сво­ей социальной и экономической политики (например, занятости трудоспособного населения), аграрной политики (регулирования развития фермерских хозяйств). В демократическом обществе госу­дарство для этого вступает с кооперативными организациями в до­говорные отношения. С другой стороны, кооперативная политика осуществляется внутри кооперативного движения, непосредственно кооперативны­ми союзами, кооперативами и их членами как общее направление, общий курс, нацеленность кооперативной деятельности на буду­щее. Кооперативные организации разрабатывают и осуществляют программы или планы своего экономического роста, социального развития, модернизации предприятий и т.п. Такая стратегия, рас­считанная на более или менее длительный период, чаще всего пре­дусматривает в конечном счете существенное улучшение обслужи­вания членов кооперативов, укрепление внутрикооперативной де­мократии, повышение конкурентоспособности кооперативных то­варов и услуг на рынке, достижение других значимых целей. В ряде стран давно уже сложился кооперативный сектор экономики - особая область хозяйственной деятельности, которую осуществляют кооперативные предприятия и организации. Коопе­ративная экономика является частью негосударственной экономи­ки. И еще: кооперативные предприятия ныне сосуществуют с пред­приятиями государственными и частными, а все они вместе обра­зуют то, что принято именовать смешанной экономикой. Коопера­тивная часть последней и есть кооперативный сектор. Термин "коо­перативный сектор" характеризует долю кооперативных организаций во всей экономике. В одних странах эта доля мала, в других - значительна, но в экономике ни одной страны она не преобладает. Однако среди перечисленных трех секторов именно кооператив­ный отличается наибольшей социальной ориентированностью. Непрерывное развитие кооперативного движения превращает кооперацию в разветвленную систему. Термин "кооперативная система" употребляется для характеристики особенностей хозяй­ственной деятельности кооперативных обществ внутри коопера­тивного движения. Как правило, кооперативная система включает подсистемы - кооперативы с производственными функциями, коо­перативы преимущественно потребительского характера или сме­шанного типа. Они представляют собой "малые" системы внутри более обширной системы кооперации. Например, систему потреби­тельской кооперации России составляет совокупность однородных по своим задачам и организационно объединенных в одно целое кооперативных обществ и союзов. Существует также понятие "кооперативный аппарат", под которым понимается сеть кооперативных организаций с их матери­ально-технической базой и с коллективами сотрудников, обла­дающих опытом ведения кооперативной работы. Виды потребительских кооперативов В мире постоянно происходят глубокие изменения: в экономи­ке и политике, технике и технологии производства, численности и структуре населения и т.д. Повышается образовательный уровень людей, ускоряется темп жизни, претерпевают изменение старые потребности и появляются новые, которые также нужно удовлетво­рять. В этих условиях некая модель, названная людьми кооперати­вом, тоже не остается абсолютно неизменной, раз и навсегда дан­ной. Происходит умножение, "тиражирование" вариантов этой мо­дели. Разновидностей кооперативов в разных странах становится все больше и больше. Но практически они все "вписываются", включаются в существующие основные виды (типы) кооперативных обществ. Международной классификацией условно называется деле­ние кооперативов на виды, практикуемое в официальной статистике ряда международных организаций, прежде всего Международного кооперативного альянса. Руководящие органы последнего в своих отчетах, докладах, публикациях применяют следующую группиров­ку кооперативов: потребительские, кредитные, сельскохозяйствен­ные, многоцелевые, жилищные, производственные рабочие и ре­месленные, рыболовецкие. В основу этой систематизации положены разнородные признаки, но тем не менее такое деление кооперативов тоже не лишено смысла. Потребительские кооперативы - это любые кооперативы, которые непосредственно удовлетворяют в основном личные по­требности своих членов-потребителей в продуктах питания, одежде, обуви, предметах домашнего обихода, а также в условиях социаль­ного, культурного, бытового и иного характера. Ядро потребительской кооперации составляют потребитель­ские общества, которые занимаются преимущественно продажей товаров народного потребления своим членам и отчасти остальному населению. Эти общества приобретают товары крупными партиями (оптом) и продают их в розницу через свои магазины. Членами по­требительских обществ могут быть рабочие и крестьяне, учителя и врачи, ремесленники и кустари, домохозяйки, пенсионеры, уча­щиеся - практически представители любых слоев. В рыночной экономике потребительские общества ведут кон­курентную борьбу с частным торговым капиталом, стремятся улучшить условия приобретения своими членами товаров и услуг. В кооперативных магазинах товары продают качественные и по среднерыночным ценам; покупатели должны быть избавлены от обмера, обвеса и обсчета; часть своих доходов общества распреде­ляют между пайщиками. Потребительскими являются также кооперативы обслуживания. К ним относят: кооперативные прачечные, химические чистки, бензиновые общества, кооперативы по снабжению электроэнергией, по ремонту обуви, по телефонизации, по уходу за престарелыми и детьми, кооперативные общества туризма и экскурсий, образовательные, медицинские и фармацевтические кооперативы, кооперативные похоронные бюро. Потребительская кооперация является одним из самых распространенных в мире видов кооперации. Сельскохозяйственные кооперативы образуют целое семей­ство различных кооперативов в жизненно важной для человека сфере, где производятся продукты питания и сырье для пищевой и легкой промышленности. Эти кооперативы имеют значительный потенциал увеличения сельскохозяйственного производства. Внут­ри сельскохозяйственной кооперации выделяются две основные подгруппы. Во-первых, сельскохозяйственные производственные коопера­тивы, которые относительно немногочисленны и объединяют кре­стьян, фермеров в обоих подотраслях сельского хозяйства - расте­ниеводстве и животноводстве. В большинстве стран члены сельско­хозяйственных производственных кооперативов даже при совмест­ной обработке объединенных земельных массивов сохраняют за собой частную собственность на землю и другие средства произ­водства, свое индивидуально ведущееся хозяйство наряду с общим хозяйством кооператива. Во-вторых, сельскохозяйственные потребительские коопера­тивы, которые количественно доминируют и объединяют сельских товаропроизводителей для совместного (на кооперативных началах) снабжения сельскохозяйственными машинами, горюче-смазочными материалами, средствами химической защиты растений, оказания ветеринарных услуг, орошения земель, электроснабжения фермер­ских хозяйств, кредитования их, сбыта продукции, ремонта тракто­ров и комбайнов. Кооперативы совместно владеют зернохранили­щами, животноводческими комплексами, пунктами проката машин, объединениями по улучшению породистости скота и т. д. В сельскохозяйственных кооперативах представлены крупные, средние и мелкие крестьянские хозяйства. Сами эти кооперативы обычно небольшие. Членство в кооперативе - строго добровольное. В некоторых странах (например, в Швеции) каждое фермерское хозяйство, с учетом собственной выгоды, состоит одновременно членом 3-5 и более разнопрофильных кооперативов. Считается, что начало кооперативному движению в сельском хозяйстве положили датчане, организовавшие в 1882 г. первый в мире маслодельный кооператив. Еще раньше в Германии были созданы крестьянские кредитные товарищества. В конце XIX в. возникли кооперативы по мелиорации земель, сбыту зерна, производству вина, аренде земли. С тех пор развитие сельскохозяйственной кооперации заметно продвинулось вперед. Появились новые разновидности сельскохозяйственных кооперативов, в том числе по освоению целинных земель, лесохозяйственные, экологические и др. В нашей стране после 1917 г. создавались сельскохозяйственные коммуны и товарищества по совместной обработке земли. В период сплошной коллективизации в колхозах были объединены важнейшие средства производства крестьян, которые своим трудом стали участвовать в общественном хозяйстве. Продукция (в натуре) и доходы колхоза распределялась между колхозниками. Кроме того, колхозник имел личное подсобное, приусадебное хозяйство (огород, скот). Подобные колхозам кооперативы в той или иной модификации существовали во всех странах, характеризовавшихся социалистические. Некоторые ученые кооперативную природу колхоза отрицают и называют их псевдокооперативам. Наиболее жизнеспособная часть колхозов в России сохранилась и сегодня. С начала 90-х годов их внутренняя жизнь претерпела существенные изменения. Освобождаясь от чрезмерной зависимости от государства, колхозы обретают черты подлинных сельскохозяйственных производственных кооперативов. Многоцелевые (многофункциональные) кооперативы, то именуемые универсальными или смешанными, одновременно сочетают выполнение функций, свойственных нескольким видам нецелевых кооперативов. Как правило, они объединяют сель жителей. Один и тот же кооператив может заниматься торговлей, производством, кредитными и сбытовыми операциями, строительством жилищ и т.д. В определенных условиях деятельность одного крупного мно­гоцелевого кооператива оказывается более эффективной, чем рабо­та нескольких специализированных кооперативов данной мест­ности. В развивающихся странах бедность порой не позволяет кре­стьянам состоять одновременно в кооперативах различных видов, и крестьяне объединяются в многоцелевой кооператив. По некоторым данным, многоцелевые кооперативы впервые были созданы в 1937 г. в Индии. Однако историческая справедли­вость требует привести следующий факт: многоцелевая кооперация, названная интегральной, или смешанной еще раньше возникла в России. Идея ее создания зародилась в ходе поиска форм и методов кооперирования малочисленных северных народностей. На крайнем Севере и Дальнем Востоке нашей страны в 1927-1936 гг. суще­ствовала интегральная (смешанная) кооперация, совмещавшая функции потребительской, снабженческой, производственной и кредитной кооперации. Это было вызвано отсталостью хозяйства северных окраин, низкой плотностью населения, сохранением в ря­де случаев кочевого образа жизни и другими факторами. Инте­гральные кооперативы сначала входили в свои местные союзы, впо­следствии был создан Интегралцентр, объединивший эти союзы в масштабе страны. Многоцелевая кооперация сегодня наибольшее развитие полу­чила в молодых национальных государствах Азии и Африки. Идеологические основы потребительской кооперации ПРОЕКТЫ ВЕЛИКИХ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ. РАННИЙ "КООПЕРАТИВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ" Учения о кооперативном движении и кооперации возникли задолго до организации первых подлинно кооперативных обществ. Многие гуманисты и просветители, выражая сокровенную мечту простых людей труда о всеобщем счастье, равенстве и справедливости, издавна выдвигали проекты создания идеального государства и устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего - ассоциаций, товариществ, "рабочих колледжей" и пр. Различные учения о кооперативном движении и кооперации зарождаются как разновидность утопического социализма, а в последствии некоторые из них стали называться теориями "кооперативного социализма". Вместе с тем реальная кооперативная деятельность не утопична, и это отличает кооперацию от утопических построений. Но "кооперативный социализм" тоже неосуществим с этой точки зрения, он является "родным братом" утопического социализма. Важную роль в выработке теоретических основ кооперативного движения и становлении благодаря этому кооперативной систе­мы сыграли великие социалисты-утописты англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) и француз Шарль Фурье (1772-1837), выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий. Окончив всего два класса, Оуэн начал трудиться с десяти лет, к двадцати годам энергия и талант позволили ему стать управляю­щим огромной фабрикой, а в конце века он уже директор и совла­делец еще более крупной компании в Нью- Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальные эксперименты: сократил рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для них столовую и магазин, образцовую школу для их детей и т.п. Так появился новый социальный островок в бурном океане предприни­мательства. Постепенно Оуэн становится убежденным реформатором, сто­ронником мирного преобразования общества путем создания об­разцовых общин кооперативного типа. Чтобы увлечь людей лич­ным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 10 тыс. гектар земли и организовал колонию "Нью-Гармони". Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 800 человек и руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре перешли к уравни­тельному распределению, что привело ее к краху. На эксперимент, продолжавшийся четыре года, ушло 4/5 состояния Оуэна. Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в ра­бочей среде. Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей. Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудо­вую частную собственность, большие надежды первоначально воз­лагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалисти­ческой системе" противопоставлял "социальную систему". Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на кооперативное движение в период его зарождения и становле­ния. Пропагандируемые им общины он называл "поселками едине­ния и взаимной кооперации". Еще в 1821 г. при участии Оуэна ор­ганизуется Кооперативное экономическое общество. Через три года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило к изданию "Кооперативного журнала". Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины. Все эти общества занимались сбором средств для создания общин. В начале 30-х годов Оуэн принимал участие в первых кооперативных конгрессах Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г. он был избран в группу "'апостолов кооперации". Некоторые кооперативные общества видели в Оуэне своего пророка. Оуэн и его сторонники исходили из того, что к устранению противоречий существующего строя прекрасно приспособлена “система общественной кооперации”. Поистине в Англии семена кооперативной системы были посеяны Оуэном, и он явился духовным отцом кооперативных фабрик и кооперативных лавок. Что касается Фурье, то он после окончания средней школы пополнял знания путем самообразования, обладал замечательной мятью и неуемной фантазией, смог написать много оригинальных трудов. Он жил на скромный заработок мелкого торгового служащего и очень хотел сделать счастливыми всех людей на земле. В истории человечества после "райской" первобытности Фурье выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Последняя совпадает у него с существующим буржуазным строем полным противоречий: кризисы происходят от избытка продукции, бедность тоже рождается из изобилия и т.д. На смену цивилизации должен прийти "строй гармонии". Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фалангу, т.е. производственно-потребительскую ассоциацию, на первый взгляд похожую на оуэновскую общину. Конечно, фаланга тоже занимается распределением необходимых людям предметов и производством, причем в ней механизированное сельское хозяйство соединено с промышленным производством. Участники фаланги (приблизительно 400 семейств) располагаются в огромных дворцах - фаланстерах. Фаланга живет без узды нравственного долга, здесь действуют сообразно своим страстям - и в процессе производства, и в бытовой сфере. Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного общества. Во-первых, она создается на средства предпринимателей, которые вкладывают свой капитал путем приобретения акций и становятся членами фаланги. Неимущие в первое время делают взнос своим трудом. Во-вторых, доход фаланги должен рас­пределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12) Предполагалось со временем увеличить долю труда в общем доходе. Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собст­венность, классы, нетрудовой доход. Такое положение вещей, по мнению этого гениального мыслителя, обеспечивало фалангу при­током капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабо­чей силой (исчезает эксплуатация наемного труда), стимулировало рост производства (есть заинтересованные в доходе). Сотрудниче­ство богатых и бедных внутри фаланги превращает первых в тру­жеников, а вторых - в акционеров (собственников). Конечной це­лью создания сети фаланг был переход к идеальному "строю гар­монии". Излишне говорить об утопичности этого плана социального переустройства общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели. Зато многие английские и французские ученики и последова­тели Оуэна и Фурье, по-своему истолковывая их пророчества и от­клонившись от главной линии "патриархов социализма", впослед­ствии внесли большой вклад в развитие кооперативного движения. Если Оуэн и Фурье преследовали возвышенные, но фантастические цели, то ученики и последователи нередко выступали в роли ини­циаторов создания вполне приспособленных к "земным" условиям кооперативных обществ, отвечающих повседневным потребностям своих членов. Оуэнисты и фурьеристы издавали кооперативные журналы, пропагандировали идеи мирной, экономической демокра­тии, ассоциации потребителей и производителей. Таким образом, учения о кооперативном движении "отпоч­ковались" от более обширного и высокого общественного идеала. С развитием самого кооперативного движения учения о нем получили самостоятельную жизнь, но их родовая связь с представлениями о лучшем будущем сохранилась. Во второй половине XIX века в европейских странах активно обсуждался вопрос о необходимости и путях перехода от капитализма к социализму. Разброс мнений был большой, но два пути обнаружились вполне отчетливо: один - революционный, немирный, другой - эволюционный, мирный. Большинство кооперативов сделали выбор в пользу второго пути. Так оформилась теория постепенного мирного преобразования общества чисто кооперативными средствами (вариантом является приобретением кооперацией ведущей роли в экономике). Для данной теории характерны, с одной стороны, преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с другой - отрицание идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата. Сторонники этой теории выступают за проведение общественных реформ, сотрудничество классов и гражданский мир, чего не приемлют представители наиболее радикальных левых партий. Вместе с тем довольно значительная часть кооператоров расстается с идеей социализма. Указанная выше теория получила название "кооперативного социализма". Помимо "кооперативного социализма" существуют антикооперативные теории, концепция "кооперативного капитализма" и др. Сама теория "кооперативного социализма" не однородна, многовариантная и включает различные направления, школы. ИДЕИ РАЗВИТИЯ КООПЕРАЦИИ ДЛЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТРУДА ОТ КАПИТАЛА Великие утописты кооперацию понимали в виде универсальных общин (коммун), перестраивающих всю жизнь ее членов; потом понятие кооперации сузилось, и она стала рассматриваться как все многообразие кооперативов, обслуживающих отдельные стороны жизни людей. Некоторые сторонники великих социалистов-утопистов собственное предназначение уже этой узко трактуемой кооперации тоже видели в освобождении труда от капитала. Ученик и последователь Оуэна, врач по специальности Уильям Кинг (1786-1865) явился одним из первых теоретиков и практиков кооперативного движения. Будучи оуэнистом, он всячески стремился развивать кооперацию, видел в ней средство уничтожения бедности на основе самодеятельности и взаимопомощи трудящихся. Поселившись в г. Брайтоне, он развернул бурную пропагандистскую деятельность, для этой цели с 1828 по 1830 г. издавал ежемесячный журнал "Кооператор", чем способствовал значительному развитию теории кооперации и оживлению кооперативного движения. Оуэн, как известно, рассчитывал на финансовую помощь фабрикантов в создании общин. Кинг отходит от этой идеи, отказывается от надежды на богатых и власть имущих, основное внимание обращает на кооперативную самодеятельность рабочих и ремесленников, призывает их своими усилиями и на собственные средства строить новый мир. По мнению Кинга, для освобождения труда от капитала необ­ходимо проделать путь от простого к сложному, а именно: 1) соз­дать общество для кооперативной пропаганды и сбора средств пу­тем взносов; 2) на собранные деньги организовать потребительские кооперативы для снабжения их членов нужными предметами и накопления капитала; 3) открывать производственные предприятия этих кооперативов для увеличения капитала и обеспечения заработками членов кооперати­вов; 4) наконец, накопив кооперативные капиталы, приобрести в. собственность или в аренду земельные участки, создать производ­ственные кооперативы, промышленно-земледельческие общины. В итоге трудящиеся перестают работать на хозяев; труд как сущность жизни освобождается от гнета капитала. Так полагал Кинг. Он надеялся достичь этого без вмешатель­ства государства, правда, при материальном содействии профсою­зов кооперативам. История свидетельствует, что Кинг как кооператор был ориги­нален в теории и неудачлив на практике. Важное место кооперативам отводилось в экономической программе христианского социализма, возникшего в 30-40-х го­дах XIX века в европейских странах. Вместе с тем известно, что еще до новой эры в Иудее предшественники христианства жи­ли обособленными общинами с общим имуществом, коллективным трудом и бытом. Современный христианский социализм исходит из того, что христианство дает для социализма недостающую ему ду­ховную основу, а социализм является средством для выполнения христианских заповедей, исполняет правду христианства в хозяй­ственной жизни. Одну из попыток строить экономическую жизнь на коопера­тивной основе предпринял идеолог французского христианского социализма Филипп Бюше (1796- 1865), в прошлом последователь великих утопистов. Бюше первым определил производственную ассоциацию как средство предоставить орудия производства в руки ремесленников и рабочих. А чтобы они могли эти орудия удержать в своем распоряжении, Бюше выдвинул очень ценную идею — отделяемый капитал от прибыли ассоциации в "нераздельный и неотчуждаемый фонд". Другое назначение этого неделимого фонда - приобретение в собственность ассоциации дорогостоящих орудий производства, расширение общего дела. Не менее практичными были остальные принципы, предложенные Бюше: распределение прибылей пропорционально выполняемой работе, неограниченное число членов в ассоциации, их самодеятельность и демократическое управление, возможность для лиц, работающих в ассоциации по найму, стать ее членами по истечении года. Бюше увлек своими идеями и английских христианских социалистов - Чарльза Кингсли (1819-1875), Денисона Мор (1805-1872), Эдуарда Нила (1810-1892) и др. Это были честные, бескорыстные люди. Нил, например, многократно ссужал рабочей ассоциации деньгами для открытия кооперативных мастерских, и каждый раз дело кончалось неудачей, а деньги пропадали. На этих попытках Нил обеднел, но продолжал верить в успех. Английские христианские социалисты активно участвовали в кооперативном движении, явились проповедниками производственной кооперации среди пролетарских слоев, с этой целью некоторые из них писали книги-наставления, рассказы и даже поэмы, ступали с идеей участия рабочих в прибылях кооперативных товариществ. Своей деятельностью они способствовали принятию в Англии первого в этой стране и в мире кооперативно закона. Конечно, не все христианские социалисты являются кооператорами и не все из них разделяют мнение о необходимости принятия кооперативного хозяйства под флагом религии. Так, С. Булгаков (1871-1944), русский экономист, философ и богослов, писал, что принципиально христианский социализм вполне возможен. В то же время он отрицательно относился к производственным кооперативам, действующим под покровительством церкви. Если план Бюше был рассчитан преимущественно на ремесленников, то его соотечественник социалист Луи Блан решил приспособить его для объединения промышленных рабочих в своей книге "Организация труда". Блан обосновал устройства кооперативных мастерских на средства государства. Он доказывал, что правительство должно стать “банкиром бедных” и на первых порах организовать управление этими мастерскими. Блан выдвинул принцип: солидарность вместо взаимной борьбы. Он полагал, что кооперативные мастерские станут ячейками общей системы ассоциации, где не останется места кризисам и безработице. Однако попытка осуществления этих идей в период революции 1848 г. окончилась полной неудачей. Тем не менее один из деятелей германского рабочего движе­ния Фердинанд Лассаль (1825-1864) адвокат по профессии, тоже выдвинул программу учреждения производственных ассоциаций, финансируемых юнкерско-буржуазным правительством. Он рас­считал, что для начала достаточно было бы получить 100 тыс. тале­ров. Как склонить правительство к оказанию помощи ассоциациям? Лассаль предложил для этого создать рабочую партию, добиться всеобщего избирательного права и народного большинства в пар­ламенте. В этом он видел возможность перехода в Германии к ''сво­бодному народному государству". В то же время Лассаль считал бесполезными и даже вредными увлечения немецких рабочих потребительскими обществами. Однако реальности таковы, что еще с тех времен постоянно доминировало кооперативное движение потребителей и лишь с не­давних пор произошло заметное оживление кооперативного движе­ния производителей. "КООПЕРАТИВНАЯ РЕСПУБЛИКА" НИМСКОЙ ШКОЛЫ В конце XIX - начале XX века в европейских странах наибольшие хозяйственные успехи сопутствовали розничным потребительским обществам и обществам оптовых закупок. В результате возникла концепция, в которой определяющая роль отводится, потребительской кооперации. Эта концепция отдаленно напоминает взгляды английского кооператора Кинга, хотя родилась во Франции спустя полвека на новом витке кооперативного движения. В 1883 г. в небольшом городе Ним было создано общество родной экономики, целью которого являлось содействие развитию кооперативного движения. К членам общества, получившего название нимской школы, присоединился профессор политической экономики из Сорбонны Шарль Жид (1847-1932), впоследствии выдающийся кооператор. Он и стал главным теоретиком и пропагандистом этой школы. Благодаря ему теория "кооперативного социализма" получила классически законченную форму. Жил считал, что современное производство, страдающее из­вестными недостатками, может быть наилучшим образом реформи­ровано через широкое развитие кооперативов, прежде всего потре­бительских. Он определял кооператив как объединение людей, пре­следующих общие экономические, социальные и образовательные цели путем осуществления хозяйственной деятельности. Коопера­тив, по мнению Жида, — средство не только для некоторого улучше­ния условий жизни, но и для основательного общественного обнов­ления. Рассуждая по-французски остроумно, хотя и не всегда доста­точно логично, он утверждал, что хозяевами положения являются производители товаров, а ими должны стать потребители. Ведь потребление - конечная цель экономики, а производство - это толь­ко средство. Все люди (и бедные, и богатые) являются потребите­лями, одинаково нуждаются в приобретении дешевых товаров и, следовательно, заинтересованы в создании и развитии потребитель­ских обществ. Жид выдвигает программу для кооператоров всех стран, которую необходимо осуществить в три этапа. Она казалась легковыполнимой. “Соединиться друг с другом, образовать силу, извлечь из своей прибыли возможно больше средств, для того чтобы основать боль­шие оптовые магазины, делать массовые закупки - вот первый этап. Продолжать накапливать, при помощи вычетов из прибылей, значительные капиталы и, при помощи этих капиталов, стараться производить за свой собственный счет все необходимое для своих потребностей; создавать булочные, мельницы, суконные фаб­рики, мастерские готового платья, экипажей, фабрики шляп, мыла, бисквитов, бумаги - вот второй этап. Наконец, в более или менее отдаленном будущем приобрести собственные земельные участки и фермы, и производить прямо на своей земле хлеб, вино, растительные масла, мясо, молоко, масло, птицу, яйца, овощи, фрукты, цветы - вот последний этап”. В результате мирного овладения всей торговлей, отраслями легкой и пищевой промышленности и сельскохозяйственным про­изводством благодаря сотрудничеству потребителей на почве по­литического нейтралитета возникает новая общественная система кооперативная республика. Главный теоретик нимской школы допускает возможность использования для ее достижения и остальных видов кооперации, но первенство отдает потребительским обществам: в их руках должен находиться экономический аппарат всей кооперации. Объединенным потребителям должны принадлежать не только магазины и сельскохозяйственные предприятия, но и банки, и промышленные страховые компании. Задачу кооперации Жид видел в подготовке нового экономического порядка. У теории "кооперативной республики'' всегда было много критиков и столь же много сторонников. Отметим лишь тот факт, что за более чем столетний период осуществить идею "кооперативной республики" не удалось ни в одной стране она привлекательна, как и сама кооперация. В день 25-летия Центросоюза в 1923 г. старый профессор выступил с речью перед кооператорами нашей страны в Москве: "Французы и русские, - сказал Жид, - мы можем с двух различных концов созерцать одну и ту же звезду, звезду кооперации, несущую благую весть справедливости и мира между всеми народами", был поэтом кооперации. КООПЕРАТИВНЫЕ КОНЦЕПЦИИ В РОССИЙСКИХ УСЛОВИЯХ Кооперативные взгляды, которые существовали в России в различные периоды, достаточно мозаичны. Одни из них заимствованы у зарубежных авторов и приспособлены к российским условиям, другие порождены этими самыми условиями внутри страны чужды подражательности. Наибольшее распространение получил русский "кооператив­ный социализм" на почве потребительской кооперации. Видными представителями этого направления кооперативной мысли были московский кооператор Николай Гибнер (1858—1924), кооператив­ный деятель Владимир Поссе (1864-1940), историк и кооператив­ный библиограф Александр Меркулов (годы жизни не установле­ны), профессор Ваан Тотомианц (1875-после 1922) и многие др. Был близок к теории "кооперативного социализма" бывший мар­ксист Михаил Туган-Барановский (1856-1919), крупный ученый-экономист, автор фундаментального исследования "Социальные основы кооперации". Гибнер, чьи заслуги перед кооперативным движением потре­бителей огромны, в книге "Система кооперации" (1911) выражал надежду, что в более или менее близком будущем кооперация не­сомненно достигнет цели - организует на справедливых началах труд, с подчинением ему капитала. Кооперацию он рассматривал как экономическую систему, обеспечивающую, при прочих благоприятных обстоятельствах, социальное равенство. Другой кооператор, Поссе, утверждал, что дух кооперации - созидающий, но тем самым он и разрушающий гнет человека над человеком. В своей брошюре "Идеалы кооперации" (1918) он явил: "это разрушающее созидание сильнее и ярче всего проявляется в том, что мы называем товарищеской кооперацией". В том же 1918г. сотрудник Центросоюза Меркулов в журнале "Союз потребителей" опубликовал обширную статью с выразительным названием "Кооперация, как творческий социализм", в котором развивал кооперативную концепцию общественной эволюции, в которой утверждал, что потребительская кооперация сможет овладеть промышленностью (и доказывал эту возможность), а крестьянские хозяйства объявлял сферой сельскохозяйственной кооперации. Меркулов признавал правомерность национализации и муниципализации частных предприятий, но подчеркивал, что кооперативное обобществление выгодно отличается от "социализма партийно-политического". Остро критиковал он "диктатуру пролетариата" за веру "в силу приказа, распоряжения, схемы", за "дождь декретов" и заведомо невыполнимые обещания. Он считал, что кооперация подготавливает переход к царству труда, в ее рядах выковывается демократ- гражданин. Отечественные представители “кооперативного социализма” отстаивали идею независимости кооперации от государства, выступали против втягивания ее в политическую борьбу и надеялись, кооперация сумеет найти свое место в процессе преобразования общества. Важным элементом кооперативной идеологии была тема гражданского мира и согласия. Вот как начинался "Гимн кооперации", написанный малоизвестными кооператорами Алтая и опубликованный в Москве незадолго до первой мировой войны. Не меч, а мир, не рознь, а единенье И радостно творящий труд - Вот наш девиз и наше вдохновенье. Мы безымянный люд. Русский "кооперативный социализм" базировался на известном успехе дореволюционной кооперации, хотя и содержал в себе моменты несбыточного, фантастического. Вместе с тем эта тема выражала веру в творческие способности широких масс кооператоров. Заключение В заключение курсовой работы подведем некоторые итоги. Потребительский кооператив (некоммерческое партнерство) как некоммерческое объединение граждан (а также и юридических лиц, в том числе и совместно с гражданами), основанное на членстве участников и их паевых взносов, не предполагает обязательного личного участия в его делах. Поэтому здесь нет ограничений на круг участников, если они прямо не установлены специальным законом или уставом конкретного кооператива. Соответственно этому не исключается возможность одновременного участия одного и того же гражданина в нескольких кооперативах, даже в однородных. Участниками таких кооперативов могут быть юридические лица, в том числе и некоммерческие организации (с ограничениями, предусмотренными для унитарных предприятий и учреждений, не являющихся собственниками своего имущества (ст. 295-298 ГК). Кодекс предусматривает, что особенности правового статуса потребительских кооперативов должны определятся специальными законами об отдельных видах таких кооперативов - о потребительской, жилищной и жилищно-строительной, садоводческой и иной кооперации (п. 6 ст. 116 ГК). В отсутствие таких законов в соответствии со ст. 4 Закона о введении в действие части первой ГК применяются ранее действовавшие акты, но лишь в части, не противоречащей правилам ГК. Закон и устав потребительского кооператива могут предусматривать осуществление им некоторых видов предпринимательской деятельности. Тогда полученные от этой деятельности доходы могут распределяться между членами кооператива либо идти на иные нужды, определенные его общим собранием. Такого рода деятельность не меняет в целом основных уставных задач и объема целевой правоспособности потребительского кооператива, а потому и не ведет к превращению его в производственный кооператив. Потребительские кооперативы могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Предметом исследования нашей курсовой работы является потребительская кооперация, изучением которой и занимается курс “Теория и история потребительской кооперации”. Он рассматривает потребительскую кооперацию с разных позиций. Необходимо заметить, что кооператив представляет собой не только хозяйственную единицу, но и обединение граждан с целью самопомощи и взаимопомощи. Хотя пайщики в потребительском кооперативе и получают дивиденды, потребительские кооперативы во многом отличаются от коммерческих предприятий, основная цель деятельности которых – получение максимальной прибыли. Участники являются не пайщиками, ожидающими прибыли с вложенного капитала, а кооператорами, которые приняли решение о выполнении некоторых специфических аспектов деятельности своих хозяйств через кооператив, как, к примеру, снабжение средствами производства и техникой, сбыт продукции, и которые ожидают значительных результатов от совместной деятельности. Таким образом, кооператив основывается на некоторых принципах, которые требуют внедрения специфических методов управления. В Европе по прошествии многих лет кооперативы стали лидирующими предприятиями. Постепенно они адаптировали свои методы управления к объемам и запросам рынка. Конкуренция между кооперативами и коммерческими фирмами уменьшила различия между ними: для того, чтобы привлечь производителей, коммерческие фирмы начинают предлагать такие же выгодные условия, что и кооперативы. Некоторые производители жалуются, что кооперативы не всегда действуют в интересах своих участников. Однако, в большинстве случаев, кооперативы следуют духу кооперативного движения, даже если требуется некоторая гибкость. Производители, имеющие значительный демократический опыт, следят за этим. Потребительские кооперативы делятся на жилищные, рыболовецкие, крестьянские и т.д. Вообще, потребительские кооперативы могут создавать пракически все слои населения, так как эти кооперативы обладают широким спектром интересов, которые они могут удовлетворить. Так, для улучшения своего материальных, духовных и иных потребностей люди могут обединяться в потребительские общества, не преследуя при этом получения прибыли. Их основная задача – через обединение общих усилий и средств облегчить свою жизнь. Как известно, практика без теории мертва. Поэтому зарождению и развитию потребительской кооперации предшествовал цел ряд научных трудов многих кооператоров-теоретиков. Они создали базу для более успешной и подотворной работы потребительских обществ всей стран. Наиболее видными представителями были: социалисты-утописты Роберт Оуэн и француз Шарль Фурье, Уильям Кинг, Филипп Бюше, Эдуард Нин, Шарль Жид и многие другие. Занимались вопросом кооперации и отечественные ученые такие как: В. И. Ленин, Николай Гибнер, Ваан Тотомианц, Михаимл Туган-Барановский. На их счету много книг и статей о кооперации и ее роли в обществе. Они отстаивали идею независимости потребительской кооперации от государственных структур. Они хотели видеть кооперацию отдельной ячейкой общества, объединяющей людей, помогающей им благоустраивать свою жизнь. Обобщая все вышесказанное мы приходим к выводу о том, что изучение зарождения и развитие кооперативного движения, а в частности потребительской кооперциии является важным с той точки зрения, что изучяя ее становление и изменение можно сделать много полезных выводов, применяя которые в современных условиях, можно избежать множества ошибок. Список используемой литературы: 1. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах и их союзах) в Российской Федерации. – М.: «Издательский дом Центросоюза», 2000 2. Конституция Российской Федерации. – М., 1997. 3. Устав Центрального союза потребительских обществ Российской Федерации. – М., 1997. 4. Вахитов В. И. История потребительской кооперации России: Учебное пособие – М., 1998. 5. Макаренко А. П. Теория и история кооперативного движения: Учебное пособие для студентов кооперативных учебных заведений. – М.: ИВЦ «Маркетинг», 1999. 6. Меркулов А. В. Исторический очерк потребительской кооперации в России. 3-е изд., изм. и доп. – Харьков, 1919. 7. Теплова Л. Е. Основы потребительской кооперации: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Вита-Пресс, 2001. . Приложения