Каталог :: Маркетинг

Реферат: Фальсификация товаров

СОДЕРЖАНИЕ.
Введение..........................3
1.     Защита потребительского рынка от некачественной продукции...4
2.     Отношение потребителей к фальсифицированной продукции...7
3.     Стандартизация.......................9
4.     Сертификация.......................10
5.     Санитарно-эпидемиологический контроль...........12
Заключение..........................16
Содержание..........................17
Введение.
В период централизованной плановой экономики в нашей стране действовал ряд
нормативных актов, защищавших потребителей товаров и услуг. Однако в рыночных
условиях, с появлением большого числа самостоятельных предприятий и
организаций, предоставляющих широкий спектр товаров и услуг, использующих
мощные средства рекламы, ранее существовавшие правовые средства защиты
потребителей оказались недостаточными.
В процессе осуществления рыночных преобразований наша страна столкнулась с
лавинообразным наводнением потребительского рынка фальсифицированной и
нелегальной продукцией. В основе проблемы лежит то, что основная масса
потребителей, располагающая низкими финансовыми возможностями, в первую
очередь отдает предпочтение ценовым характеристикам изделия и в значительно
меньшей степени руководствуется торговой маркой, символизирующей его качество
и надежность. Поэтому нередки случаи, когда контрафактная продукция занимает
доминирующее положение на рынке, вытесняя легальные товары.
Именно контрафактные товары составляют значительную часть «теневого» оборота,
из-за чего, по оценке экспертов, бюджет недополучает десятки миллиардов
рублей, что в конечном итоге приводит к ослаблению экономической безопасности
страны.
В то же время следует признать, что на сегодняшний день у нас отсутствует
единая государственная политика в области защиты отечественного рынка от
фальсифицированной и нелегальной продукции. В этих условиях многие регионы
вынуждены принимать различные нормативные акты, которыми вводят на
территориях субъектов Российской Федерации собственные системы обеспечения
качества продукции и защиты рынка от нелегальной продукции. Но принятие таких
нормативных правовых актов противоречит Гражданскому кодексу Российской
Федерации, федеральным законам, ограничивает правоспособность хозяйствующих
субъектов и нарушает единое экономическое пространство.
Сегодня подавляющее число хозяйствующих субъектов решают свои организационно-
технические и экономические вопросы самостоятельно. Отсутствие вышестоящих
отраслевых организаций, которые могли бы контролировать их работу,
несовершенное налогообложение и многое другое не способствуют повышению
качества услуг, продукции. Как показывает опыт, государству необходимо
контролировать безопасность и качество продукции и услуг, представленных на
внутреннем рынке.
1. ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОТ НЕКАЧЕСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ.
Особую остроту проблема защиты потребительского рынка от фальсифицированной,
опасной и некачественной продукции приобретает в связи с подготовкой к
присоединению России к ВТО. Помимо огромного материального ущерба
широкомасштабное контрафактное производство наносит значительный ущерб
репутации России как торгового и делового партнера. Ставится под сомнение
сама возможность страны следовать общепринятым мировым нормам и правилам в
этой области.
Все говорит о том, что сейчас в России назрела потребность в радикальном
улучшении функционирования всей системы защиты отечественного рынка от
контрафактной и нелегальной продукции, защиты прав промышленной и
интеллектуальной собственности, потребителей и производителей продукции.
Особенностями современного российского потребительского рынка являются:
— большая доля недоброкачественной (опасной) продукции, попадающей в
обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, что
наносит ущерб жизни и здоровью граждан;
— фальсификация продукции и значительное количество товаров, находящихся в
теневом обращении, что приводит к недополучению бюджетом миллиардов рублей.
В числе факторов, негативно влияющих на качество (безопасность) продукции,
следует упомянуть:
-  отсутствие эффективного механизма контроля добросовестной конкуренции, что
позволяет некоторым изготовителям поставлять контрафактную продукцию или
продукцию, не прошедшую сертификацию, что в свою очередь приводит к
формированию нерегулируемого рынка;
-  слабое применение законодательства в части ответственности за качество
поставляемого на рынок товара производителя или поставщика, которые сегодня
чувствуют себя достаточно вольготно и безнаказанно;
-  наличие избыточных административных барьеров, в результате чего некоторые
операторы рынка ушли в "теневой" сектор экономики.
К сожалению, сегодня отсутствуют действенные рычаги для устранения этой
негативной ситуации.
В связи с этим необходимо разрабатывать и проводить комплекс мер по
оздоровлению российского потребительского рынка. Такая работа проводится в
рамках Правительственной комиссии по вопросам потребительского рынка и в
соответствии с поручениями Правительства РФ.
В то же время сегодня жестко столкнулись два взгляда на формирование
потребительского рынка и организацию его защиты от недоброкачественной
продукции:
     — свободный доступ товара на рынок в сочетании с усилением ответственности
хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;
— сбалансированное введение в действие государственных и общественных рычагов
защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя к потребителю, с
акцентом на профилактику попадания на рынок недоброкачественной продукции.
Первый подход чреват следующими негативными последствиями:
1. Появлением на рынке особо опасных для потребителей товаров, а
следовательно, увеличением риска для жизни, потери трудоспособности и т.п.,
поскольку контроль может быть организован только выборочно, периодически и с
определенным запаздыванием.
Это подтверждается опытом организации и проведения надзора на рынке в странах
Европейского Союза (ЕС), который свидетельствует о том, что даже при наличии
четкой законодательной основы для проведения контроля и надзора на рынке,
тысячи европейских предприятий, имеющих сертифицированные системы качества,
десятилетиями сложившиеся отношения с поставщиками комплектующих, хорошую
информационную базу в странах ЕС, не всегда удается обеспечить надлежащее
качество продукции, обращающейся на рынке, когда доступ на него достаточно
ослаблен.
Стоит ли говорить, к чему может привести бездумное снятие абсолютно всех
административных барьеров в России при допуске продукции на рынок, в
условиях, далеких от европейских.
2. Резким увеличением числа предприятий-однодневок, для которых вопросы
получения быстрой и незаконной прибыли являются доминирующими. В этих
условиях неотвратимость наказания недобросовестных продавцов по результатам
усиленного контроля на рынке теряет смысл.
3. Дальнейшее усиление акцента на контроль и надзор за рынком неминуемо приведет
продавца к необходимости формирования специальной системы контроля качества
продукции, как соответствующей защитной меры. Это, в свою очередь, вызовет 
неоправданное увеличение цены товара и другие негативные последствия. Такая
тенденция отмечается многими исследованиями рынка стран ЕС.
4. Еще один негативный аспект этого подхода - увеличение числа контролеров на
рынке, что вызовет рост цен товара, а также возможные несанкционированные
"поборы" со стороны контролеров. Если даже в благополучной Европе не удалось
справиться с этой проблемой, то для России она тем более актуальна.
Таким образом, декларируемые меры дерегулирования на дорыночной стадии с
последующим жестким контролем на рынке, лоббируемые определенной частью
производителей, представляются малоэффективными. Особенно при незначительном
опыте работы экономических партнеров в рыночных условиях и сложившемся
менталитете производителей в отношении соблюдения законодательства.
Социологические исследования состояния рынка и отношения россиян к его
регулированию, проведенные в октябре 2000 г. независимым Фондом "Центр
политических технологий" совместно с Всероссийским центром изучения
общественного мнения (ВЦИОМ) по заказу Торгово-промышленной палаты, показали,
что большинство опрошенных считают, что "здоровье и безопасность людей нельзя
вверять рыночной стихии" и необходим государственный контроль за качеством
товаров.
     Государственная политика в сфере защиты потребительского рынка на современном
этапе должна включать комплекс мер по предотвращению появления на рынке
некачественной (опасной) и/или контрафактной продукции в сочетании с
сбалансированным введением в действие государственных и общественных механизмов
защиты рынка на всем пути движения товара от изготовителя (поставщика,
импортера) к потребителю.
Этот подход базируется на реализации следующих основных принципов:
-  Неотвратимость ответственности изготовителя или той организации в цепи
"изготовитель - потребитель", по вине которой произошла порча продукции.
-  Допуск продукции к производству и обращению на основе проверки способности
организации производить и поставлять доброкачественную продукцию.
-  Предотвращение и профилактика попадания на рынок недоброкачественной
продукции (обязательное и добровольное подтверждение соответствия продукции
установленным требованиям).
-  Разделение полномочий между органами исполнительной власти,
осуществляющими государственный контроль и надзор за продукцией, усиление их
ответственности за нарушение правил контроля и надзора, а также за
ненадлежащее проведение контроля и надзора. Это направлено на формирование
эффективной скоординированной системы государственного и общественного
контроля и надзора на рынке, взаимодействие контролирующих,
правоохранительных и судебно-исполнительных органов и позволит избежать
дублирования в работе органов контроля и надзора.
Реализация этих принципов должна обеспечиваться введением комплекса мер,
предусматривающих:
— формирование поэтапной ответственности за недоброкачественную и
фальсифицированную продукцию от изготовителя до потребителя;
— разработку и введение в действие порядков защиты потребительского рынка
применительно к отдельным (видам) продукции;
— формирование условий саморегулирования в среде хозяйствующих субъектов на
рынке.
Конкретный набор мер по защите потребительского рынка зависит от специфики
поставки продукции на рынок. Этот комплекс мер должен опираться на
соответствующие базисные меры, назначение которых более широкое, чем только
защита рынка, но которые, тем не менее, позволят усилить эффект
предполагаемого подхода:
— формирование и реализация национальной политики России в области качества
продукции и услуг, предусматривающей в том числе внедрение на производствах
систем управления качеством, соответствующих требованиям международных
стандартов ИСО 9000;
— совершенствование налогового механизма и обоснованную легализацию
предприятий "теневой экономики";
— формирование условий для добросовестной конкуренции, реализации
антимонопольного законодательства, защите интеллектуальной собственности,
включая товарные знаки.
2. ОТНОШЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ К ФАЛЬСИФИЦИРОВАННОЙ ПРОДУКЦИИ.
Россия не вчера столкнулась с проблемой контрафактной и фальсифицированной
продукции. Еще в начале 90-х годов вместе с пришедшим изобилием в нашу страну
хлынул поток всевозможных подделок под «фирму». Ежегодно в нашей стране от
отравления фальсифицированным алкоголем погибает 25-30 тыс. человек, что
сравнимо с потерями от дорожно-транспортных происшествий. Сегодня, по оценкам
экспертов, на отечественном фармацевтическом рынке обращается 7-12% фальшивых
лекарственных средств. В целом же по России подделывается до 40-50%, а в
отдельных регионах до 60% всевозможных товаров, тогда как в Европе и США
всего 5-7%. А вся беда в том, что никто этой проблемой в родном Отечестве
серьезно не занимается. В том числе нет закона, который дал бы честному
товаропроизводителю не только возможность выпускать качественные изделия, но
и защитил бы его от недобросовестных конкурентов. Увы в российском
законодательстве отсутствуют такие определения, как «фальсифицированная
продукция», «контрафактная продукция». Между тем по данным западных
специалистов, по выпуску контрафакта Россия уверенно лидирует, занимая второе
место в мире и уступая абсолютное первенство лишь Китаю. Другими словами,
проблема выросла до масштаба, ставящего под угрозу экономическую безопасность
государства.
В ноябре-декабре 2002 года по заказу Коалиции в защиту прав интеллектуальной
собственности (CIPR), Ассоциации фармацевтических производителей Америки
(PhRMA) м союза потребителей России две независимые американские компании
впервые в истории нашей страны провели опрос жителей Москвы на тему их
отношения к фальсифицированным товарам и брендам. 93% респондентов признали,
что в истекшем году сталкивались с подделками. Причем более всего(50,5%
опрошенных) встречали поддельную одежду и обувь, 47% - фальсифицированные
алкогольные напитки, 46,4% - продукты питания, 37% - пиратские аудио- и
видеозаписи, 31% - фальшивые лекарства. Мало того, за последние два года
около 90% москвичей, по их собственному убеждению, хотя бы раз имели
«счастье» приобрести «левый» товар. Причем четверть из них –вполне
сознательно, поскольку одних устраивала цена заведомой подделки, других –
возможность приобрести «фирменную» вещь «легко, без проблем». И только 7%
столичных жителей никогда не попадались на удочку мошенников.
В целом, фальсификация продукции совершенно не волнует 10% опрошенных, а
некоторых разговор о проблеме «просто раздражает». Лишь 58% потребителей –
что не может не насторожить – относятся к этому явлению крайне отрицательно,
тем самым поддерживается среда для дальнейшего процветания теневого бизнеса.
Назвали респонденты и наиболее часто встречающиеся на прилавках подделки
торговых марок: Adidas, Nike, Reebok, Nescafe, Sony, Tide. Что касается
лекарственных средств, чаще других встречаются фальшивые анальгин, валидол,
аспирин УПСА, суммамед, мезим-форте, корвалол, димедрол, инсулин, колдрекс,
бисептол и др.
Почти половина контрафактных товаров – в первую очередь это относится к
одежде с лейблами именитых фирм и пиратским компакт-дискам - столичные жители
приобретают на рынках -45%, в небольших магазинах – 22% и киосках – 14%.
Впрочем, не гнушаются выставлять «липу» на прилавок и сетевые супермаркеты –
до 4% фальсификатов, и даже фирменные магазины и аптеки – 6,4%.
Между тем отношение многих потребителей к фальсификации различных групп
товаров не однозначно. Так, около 84% респондентов абсолютно не приемлют
фальшивых лекарств и продуктов питания, 77%  - алкогольных и безалкогольных
напитков. Однако только чуть больше половины опрошенных хотят получать
достоверную информацию об истинном происхождении лекарств, а каждый пятый
готов платить за гарантию их подлинности на треть дороже нынешней цены. В
тоже время 22% вполне лояльно относятся к контрафактной одежде и обуви,
прежде всего спортивной. А 27% москвичей не видят ничего зазорного в подделке
аудио- и видеозаписей. Но и это еще не все: 77% участников опроса считают,
что контрафактные аудио- и видеодиски и кассеты будут раскупаться и впредь,
до тех пор, пока доступны основной массе населения из-за низкой цены по
сравнению с лицензированными. Но, как ни крути, честный производитель теряет
свое доброе имя, прибыль и покупателей, государство недополучает налоги, а
потребитель вынужден тратить кровно заработанные деньги на приобретение
продукции сомнительного качества.
Опрос показал и другое: респонденты по-разному относятся к введению наказаний
за подделку разных видов товаров. Например, больше половины (почти 70%)
потребителей склоняются к ужесточению мер наказания за производство и сбыт
контрафактных продуктов питания, представляющих угрозу их здоровью. Что
касается подделанных товаров, не оказывающих вредного влияния на человека, то
за выпуск подобной продукции предлагается либо смягчить меру наказания, либо
вообще отменить. Дело в том, что респонденты приравнивают эту проблему к
другим ненаказуемым социальным проблемам: низкой заработной плате,
нарастающей безработице, низкому уровню медицинского обслуживания. А потому
неудивительно, что 68% опрошенных, хотя и сознают, что борьба с подделками –
одна из актуальных проблем сегодняшней России, тем не менее возражают против
наказания потребителей, сознательно приобретающих контрафакты./1, 7/
Чтобы пресечь зло, необходим комплексный подход, утверждает председатель
правления Союза потребителей России П.Б. Шелиц. Это так называемый подход
трех «И»: «Искоренение контрафакта», «Информирование потребителей»,
«Исполнение законов». Главное в борьбе с контрафактной продукцией и
пиратством – сражение на всех фронтах, объединение усилий добропорядочных
производителей и покупателей и государства.
Следуя этой идеи, CIPR, в частности, намерена:
- предоставить потребителям четкие и ясные рекомендации по распознанию
контрафактной продукции;
- призвать российские власти к ужесточению мер наказания производителей
поддельных товаров, а также тех, кто занимается их распространением и
продажей;
- рекомендовать предприятиям розничной торговли разработать и добровольно
соблюдать Кодекс добросовестных продавцов и др.
3. СТАНДАРТИЗАЦИЯ.
В современных условиях управление качеством во многом базируется на
стандартизации. Её воздействие на объект осуществляется путем установления
норм и правил, оформленных в виде нормативного документа и имеющих
юридическую силу.
Стандарт – это нормативно-технический документ, устанавливающий основные
требования к качеству продукции.
Немаловажная роль в управлении качеством принадлежит техническим условиям.
Технические условия – это нормативно-технический документ, устанавливающий
дополнительные к государственным стандартам, а при отсутствии их
самостоятельные требования к качественным показателям продукции, а также
приравниваемые к этому документу техническое описание, рецептура, образец-
эталон. Требования, предусмотренные техническими условиями, не могут быть
ниже, чем в государственных стандартах.
Система управления качеством продукции базируется на комплексной
стандартизации. Стандарты определяют порядок и методы планирования повышения
качества продукции на всех этапах жизненного цикла, устанавливают требования
к средствам и методам контроля и оценки качества продукции. Управление
качеством продукции осуществляется на основе: государственных, международных,
отраслевых стандартов и стандартов предприятий.
Государственная стандартизация выступает средством защиты интересов общества
и конкретных потребителей и распространяется на все уровни управления. В
нашей стране сформировалась Государственная система стандартизации Российской
Федерации (ГСС). В России действуют три государственных стандарта качества:
1.     ГОСТ 40.9001-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при
проектировании и разработке, производстве, монтаже и обслуживании».
2.     ГОСТ 40.9002-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при
производстве и монтаже».
3.     ГОСТ 40.9003-88 «Система качества. Модель для обеспечения качества при
окончательном контроле и испытаниях».
В Государственные стандарты Российской Федерации входят следующие положения:
- требования к качеству продукции, работ, услуг, обеспечивающие безопасность
для жизни, здоровья и имущества, охрану окружающей среды, обязательные
требования техники безопасности и производственной санитарии;
- требования совместимости и взаимозаменяемости продукции;
- методы контроля требований к качеству продукции, работ и услуг,
обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей и имущества, охрану
окружающей среды, совместимость и взаимозаменяемость продукции;
- основные потребительские и эксплуатационные свойства продукции, требования
к упаковке, маркировке, транспортировке и хранению, утилизации;
- положения, обеспечивающие техническое единство при разработке,
производстве, эксплуатации продукции и оказании услуг, правила обеспечения
качества продукции, сохранность и рациональное использование всех видов
ресурсов, термины, определения и обозначения и другие общетехнические правила
и нормы./2, 90/
Для любой формы важно соблюдать установленные стандарты и поддерживать на
соответствующем уровне систему качества.
4. СЕРТИФИКАЦИЯ.
Одной из многих и эффективных мер по защите потребительского рынка является
сертификация. В настоящее время в условиях рыночных отношений, когда всем
предприятиям и организациям предоставлено право самостоятельного выхода на
внешний рынок, они сталкиваются с проблемой оценки качества и надежности
своей продукции. Международный опыт свидетельствует о том, что необходимым
инструментом, гарантирующим соответствии качества продукции требованиям
нормативно-технической документации (НТД), является сертификация.
Сертификация – это документальное подтверждение соответствия продукции
определенным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям./2,
102/
Сертификация продукции представляет собой комплекс мероприятий (действий),
проводимых с целью подтверждения посредством сертификата соответствия
продукции определенным стандартам или другим НТД.
Сертификация является очень эффективным средством развития торгово-
экономических связей страны, продвижения продукции предприятия на внешний и
внутренний рынок сбыта, а также закрепления на них на достаточно длительный
период времени. Именно все это предопределило широкое распространение
сертификации.
Сертификация появилась в связи с необходимостью защитить внутренний рынок от
продукции, не пригодной к использованию. Вопросы безопасности, защиты
здоровья и окружающей среды заставляют законодательную власть, с одной
стороны, устанавливать ответственность поставщика за ввод в обращение
недоброкачественной продукции, с другой стороны, устанавливать обязательные к
выполнению минимальные требования, касающиеся характеристик продукции,
вводимой в обращение. К первым относятся такие законодательные акты, как
например, Закон «О потребителях», принятый в России, или закон об
ответственности за продукцию, принятый в странах Европейского союза.
Таким образом устанавливается ограничение на ввод в обращение продукции,
которая в целом или по каким-либо отдельным параметрам подпадает под действие
законодательных актов. При этом говорят, что продукция попадает в
законодательно регулируемую область.
Для ввода в обращение продукции, которая попадает в законодательно
регулируемую область, требуется официальное подтверждение того, что она
соответствует всем предъявленным законодательством требованиям. Одной из форм
такого подтверждения является сертификация продукции, проводимая независимой
третьей стороной.
При получении положительного результата выдается документ, называемый
«сертификат соответствия», который подтверждает соответствие продукции всем
минимальным требованиям, установленным национальным законодательством. Данный
документ является пропуском на рынок в законодательно регулируемой области.
Продукция в законодательно не регулируемой области может беспрепятственно
перемещаться внутри рынка, и при этом к ней официально не предъявляются
требования по установлению соответствия. Тем не менее при заключении
контракта потребитель может потребовать у поставщика доказательство
соответствия продукции определенным требованиям, например, соответствие
конкретному стандарту или группе стандартов, соответствия специфическим
требованиям, предъявленным самим потребителем. В этом случае сертификация
третьей стороной также может выступить как подтверждение выполнения условий,
что будет зафиксировано в сертификате соответствия конкретным, установленным
потребителем требованиям.
Поставщик в законодательно не регулируемой области может проводить
сертификацию своей продукции независимой третьей стороной или по собственной
инициативе. При этом он запрашивает подтверждение соответствия своей
продукции характеристикам, выбранным на свое усмотрение.
Согласно классической схеме испытания образцов продукции осуществляют
испытательные лаборатории. Результаты испытаний в виде протокола, передаются
тем или иным способом в орган по сертификации. При этом испытательная
лаборатория не имеет права ни толковать, ни разглашать полученные данные.
Орган по сертификации сравнивает результаты испытаний с требованиями
законодательства либо с другими представленными поставщиком характеристиками,
нормативами, документами и т.д. В случае, если продукция соответствует
указанным установленным требованиям, орган по сертификации выдает поставщику
сертификат соответствия.
Сертификация базируется на основополагающем международно-правовом документе –
«Свободе общих руководящих принципов ООН для защиты интересов потребителей».
Значительное место в документе ООН отводится политике в области норм
безопасности и качества потребительских товаров и услуг. Правительствам
рекомендуется разрабатывать или содействовать разработке и применению как на
национальном, так и на международном уровнях добровольных и обязательных норм
безопасности и качества товаров и услуг, наладить широкую информацию для
населения об этих нормах. Правительствам предлагается также создать условия
для проверки и выдачи свидетельства о безопасности, качестве и технических
характеристиках основных потребительских товаров и услуг. Этот документ, по
существу, побуждает страны к активной сертификации товаров и услуг по
важнейшим эксплуатационным характеристикам. Правительствам рекомендуется
разрабатывать и поддерживать принятие правовых и административных мер,
позволяющих потребителям или другим заинтересованным сторонам в случае
необходимости получать законную компенсацию путем специальных процедур,
которые должны быть оперативными, справедливыми и доступными. /3, 3/
Применение предприятиями в России сертификации продукции в условиях рыночной
экономики дает следующие преимущества:
- обеспечивает доверие внутренних и зарубежных потребителей к качеству
продукции;
- облегчает и упрощает выбор необходимой продукции потребителям;
- обеспечивает потребителю получение объективной информации о качестве
продукции;
- способствует более длительному успеху и защите в  конкуренции с
изготовителями несертифицированной продукции;
- уменьшает импорт в страну аналогичной продукции;
- предотвращает поступления в страну импортной продукции несоответствующего
уровня качества;
- стимулирует улучшения качества НТД путем установления в ней более
прогрессивных требований;
- способствует повышению организационно-технического уровня производства;
- стимулирует ускорение НТП. /2, 108/
Ещё одним способом подтверждения соответствия продукции является декларация о
соответствии, в которой поставщик, согласно стандарту EN 45014, заявляет под
свою ответственность о том, что конкретная продукция соответствует
конкретному стандарту или другому нормативному документу, на который данная
декларация ссылается. При этом поставщик должен обеспечить соблюдение
требуемых параметров в допустимых пределах и контролировать все виды своей
деятельности на всех этапах производства. Если поставщик действительно
способен стабильно выполнять и контролировать выполнение требований стандарта
или другого документа, на который он ссылался в декларации о соответствии,
то, возможно, данный способ установления соответствия будет для такого
поставщика наиболее экономически целесообразным.
5.     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ.
Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического контроля
возложено на органы, предприятия и учреждения Государственной санитарно-
эпидемиологической службы Российской Федерации. Указанная служба представляет
собой систему органов, предприятий и учреждений, которая действует в целях
обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и
профилактики заболеваний человека, предупреждения, выявления и ликвидации
опасного и вредного влияния среды обитания людей на их здоровье.
Согласно Положению о Государственной санитарно-эпидемиологической службе
Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства России от 5
июня 1994 года № 625, основными функциями данной службы являются:
1.     подготовка предложений по вопросам обеспечения санитарно-
эпидемиологического благополучия населения для принятия решений органами
государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, а
также органами местного самоуправления;
2.     разработка целевых программ обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения, а также предложений к проектам федеральных и
региональных научно-технических программ по вопросам охраны здоровья
населения, профилактики заболеваний и оздоровления среды обитания;
3.     разработка и утверждение в установленном порядке санитарных правил,
норм и гигиенических нормативов;
4.     осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора
соблюдением санитарного законодательства РФ;
5.     организация и проведение санитарно-гигиенической и эпидемиологической
экспертизы и представление по ее результатам заключения и др.
Основными комплексными медицинскими учреждениями санитарно-эпидемиологической
службы РФ, призванными осуществлять все виды санитарно-гигиенических и
санитарно-противоэпидемических мероприятий на территории РФ, являются
санитарно-эпидемиологические территориальные центры, которые организованы по
территориальному признаку: районные, городские и т.д. Одной из структурных
единиц центра является отделение гигиены питания. При отсутствии в составе
центра подобных подразделений санитарный надзор за питанием населения
осуществляется самостоятельно работающим врачом по гигиене питания или
общесанитарным врачом.
Врачам по гигиене питания и их помощникам предоставляются следующие права:
- беспрепятственно посещать предприятия, производящие пищевую продукцию, в
любое время суток и вносить предложения об устранении выявленных в процессе
контроля санитарных нарушений;
- требовать от должностных лиц контролируемого объекта сведения и документы,
необходимые для выяснения санитарно-эпидемиологического состояния пищевого
предприятия;
- производить изъятие пищевой продукции и материалов для проведения
лабораторного анализа и гигиенической экспертизы вне территории
контролируемого объекта, а также осуществлять пробу продуктов. /4,11/
При осуществлении государственного санитарного надзора по гигиене питания
могут быть использованы: метод санитарного описания пищевых предприятий,
условий и режима изготовления пищевой продукции и т.д., периодические
санитарные обследования поднадзорных пищевых объектов, рейдовые обследования
однотипных предприятий, систематическое санитарное наблюдение с
использованием средств гигиенического воспитания и санитарной пропаганды,
лабораторные и инструментальные исследования. Возможно также изучение
состояния санитарно-эпидемического фона, суть которого заключается в текущем
анализе заболеваемости острыми кишечными инфекциями в сопоставлении с
санитарными нарушениями, выявленными на подконтрольных объектах. Для
действенной организации санитарного надзора необходимо осуществление контроля
за исполнением оформленных предписаний в соответствии со сроками, указанными
в административно-правовых актах. В тех случаях, когда требования предписаний
санитарных органов остаются невыполненными в установленные сроки, к
нарушителям установленного порядка могут быть применены следующие меры:
продление срока выполнения требований предписания, административное
воздействие, приостановление строительства, запрещение дальнейшей
эксплуатации пищевого объекта, запрещение производства и реализации пищевого
продукта, запрещение производства и отгрузки потребителю оборудования, тары,
инвентаря и упаковочных материалов пищевого назначения, наложение штрафа,
отстранение виновных лиц от выполнения служебных обязанностей, привлечение
виновных к уголовной ответственности и другие меры воздействия в соответствии
с действующим законодательством РФ,
Государственный санитарный надзор по разделу гигиены питания осуществляется
при постоянном взаимодействии с другими структурными подразделениями
санитарно-эпидемиологической службы (СЭС), соответствующими федеральными
органами, прокуратурой, милицией, отраслевыми и ведомственными службами.
Деятельность санитарно-эпидемиологических центров происходит в тесном
контакте с ветеринарно-санитарной и ведомственной санитарной службами. Врачи,
специализирующиеся на гигиене питания, и врачи ветеринарной службы
разрабатывают совместные мероприятия по охране населения от болезней, общих
для животных и человека, а также осуществляют текущий и предупредительный
санитарный надзор за рынками, молочными фермами, мясо- и
птицеперерабатывающими предприятиями и т.д. Ветеринарно-санитарная служба
контролирует работу мясомолочных и пищевых контрольных станций на рынках,
выполнение санитарных и ветеринарных норм и правил на молочных фермах,
предприятиях по производству молока на промышленной основе, убойных пунктах и
предприятиях по переработке скота и птицы.
Ведомственная санитарная служба создается в министерствах, которые
осуществляют выпуск пищевых, мясных и молочных продуктов, руководят рыбным
хозяйством, и в других организациях, занимающихся заготовкой, обработкой,
переработкой и производством пищевых продуктов, а также в ведомостях,
организующих и осуществляющих общественное питание населения или реализацию
пищевых продуктов. Работники ведомственных санитарных служб проводят
повседневный санитарный надзор за подконтрольными им объектами, в т.ч.: за
санитарным состоянием, соблюдением санитарно-гигиенических и
противоэпидемических норм и правил, проведением санитарно-оздоровительных
мероприятий, обеспечивающих правильную технологическую обработку продуктов и
санитарно-эпидемическую безопасность производимой предприятиями пищевой
продукции, при систематическом лабораторном контроле этой продукции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В процессе перехода к рыночной экономике наша страна столкнулась с
наполнением потребительского рынка некачественной, фальсифицированной
продукцией. Данная продукция занимает доминирующее положение на рынке,
вытесняя лицензированную продукцию. Контрафакты приносят вред здоровью
человека. Тем не менее большинство россиян отдает предпочтение
фальсифицированной продукции. Это связано прежде всего с низким уровнем
доходов населения. Заполнение рынка фальсифицированной продукцией  наносит
вред не только потребителям. Из-за контрафактных товаров бюджет недополучает
десятки миллионов рублей, что приводит к ослаблению экономической
безопасности населения.
В тоже время у нас отсутствует единая государственная политика по защите
потребительского рынка от фальсифицированной продукции. Сейчас в Росси
назрела необходимость в улучшении функционирования всей системы защиты рынка
от недоброкачественной продукции. Для этого необходимо объединение усилий не
только потребителей и государства, но и поставщиков продукции.
Список используемой литературы.
1.     Стандарты и качество, №9 2003, с 6-8
2.     Управление качеством: Учебник для вузов/ С.Д. Ильенкова, Н.Д.
Ильенкова, В.С. Мхитарян и др.; Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и
биржи, ЮНИТИ, 1998. – 199 с.
3.     Сюткин Г.Н., Семенов М.Ю, Сертификация безопасности и качества услуг:
Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2003. – 176 с.
4.     А.А. Александров Санитарно-эпидемиологический контроль.
5.     Обеспечение качества потребительских товаров: Зарубежный опыт. – М.:
Издательство стандартов, 1991. – с. 96