Каталог :: Литература

Сочинение: Рецензия на рассказ Бунина Сны Чанга

                Рецензия на рассказ И. Бунина «Сны Чанга»                
И. А. Бунин является типичным представителем  писателей рубежа веков. Бунин-
фаталист, его произведениям свойственны пафос трагичности и скептицизма. Его
творчество перекликается с концепцией модернистов о трагичности человеческой
страсти, и на первый план у Бунина выходит обращение к вечным темам любви,
смерти и природы.
О Бунине давно и прочно утвердилось мнение как об одном из величайших
стилистов в русской литературе. В его творчестве ярко проявились и неуловимая
художественная точность и свобода, и образная память, и знание народного
языка, и изумительная изобразительность, и словесная чувственность. Все эти
черты присущи не только поэзии, но и прозе.
В предреволюционное десятилетие на первый план в творчестве Ивана Бунина
вышла именно проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя
лиризм.  Это  время создания таких  шедевров, как рассказы «Братья»,
«Господин из Сан-Франциско»,  «Сны Чанга». Историки литературы считают, что
эти  произведения стилистически и мировоззренчески тесно связаны между собой,
составляя вместе своеобразную художественно-философскую трилогию.
Рассказ «Сны Чанга» был написан в 1916 году. Уже само начало произведения
(«Не все ли равно, про кого говорить? Заслуживает того каждый из живущих на
земле») навеяно буддийскими мотивами, ведь что в этих словах, как не отсылка
к цепочке рождений и смертей, в которую втянуто любое живое существо – от
муравья до человека?  И вот уже читатель с первых  строк внутренне готов к
перемежениям настоящего и воспоминаний в  рассказе.
                           А сюжет произведения таков.                           
Во время плавания  капитан одного из российских судов купил у старого
кислоглазого китайца рыжего щенка с умными черными глазами. Чанг (так звали
собаку) во  время долгого путешествия становится единственным слушателем
хозяина. Капитан рассказывает о том, какой он счастливый человек, что есть у
него в Одессе квартира,  любимая жена и дочка.
Затем всё  в его жизни рушится, так как капитан понимает, что жена, к которой
он стремится  всей душой, его не любит. Без мечты, без надежды на будущее,
без любви этот человек превращается в горького пьяницу и, в конце концов,
умирает.
Главными героями произведения являются капитан и его верный пес Чанг.
Интересно наблюдать за изменениями, происходящими с капитаном на протяжении
жизни, наблюдать за тем, как меняется его представление о счастье. Во время
плавания на корабле он говорит: «А как же великолепна жизнь, боже мой, как
великолепна!» Тогда капитан любил, он был весь в этой любви и поэтому был
счастлив. «Было когда-то две правды на свете, постоянно сменявших друг друга:
первая – та, что жизнь несказанно прекрасна, а другая – что жизнь мыслима
лишь для сумасшедших». Теперь после потери любви, после разочарования  у
капитана остается только одна правда, последняя. Жизнь кажется ему скучным
зимним днем в грязном кабаке. А люди. «Нет у них ни бога, ни совести, ни
разумной цели существования, ни любви, ни дружбы, ни честности, -нет даже
простой жалости». Вот такие внутренние изменения претерпевает наш герой.
Внутренние изменения влияют и на внешний образ. В начале рассказа мы видим
счастливого капитана, «размытого и выбритого, благоухающего свежестью
одеколона, с поднятыми по-немецки усами, с сияющим взглядом зорких светлых
глаз, во всем тугом и белоснежном». Затем он предстает перед нами грязным
пьяницей, живущим на гнусном чердаке. В качестве сравнения автором приводится
чердак его друга- художника, только что обретшего правду жизни. У капитана
грязь, холод, скудная некрасивая мебель, у художника – чистота, тепло, уютно,
старинная мебель. Все это было сделано с одной целью: противопоставить эти
две правды и показать как осознание той или иной влияет на внешний образ
человека. Обилие используемых в произведении деталей создает необходимую  для
читателя эмоциональную окраску и обстановку.
С этой же целью была создана и композиция рассказа. Она двойственна. Четко
просматриваются две параллели. Одна - сегодняшний мир, в котором нет счастья,
другая - счастливые воспоминания.  Но как же происходит сообщение между ними?
Ответ прост, именно для этого и понадобился образ собаки. Чанг является той
нитью, которая соединяет реальную действительность с прошлым через его сны.
Чанг – единственный в рассказе, кто обладает именем. Художник не просто
безымянен, но и безмолвен. Женщина и вовсе явлена из каких-то книжных
туманов: дивная «в своей мраморной красоте». Чанга  Бунин наделяет чувством
«безначального и бесконечного мира, что не доступен Смерти», то есть
ощущением подлинности – невыразимой третьей правды. Капитана поглощает
смерть, Чанг же не утрачивает своего китайского имени и остается в зыбком
теперь, ибо он, по Бунину, следует безропотно «сокровеннейшим велениям Тао,
как следует им какая-нибудь морская тварь.».
Попробуем разобраться в философской проблематике произведения.
В чем смысл жизни? Возможно ли человеческое счастье?
В связи с этим в рассказе появляется образ «дальних работящих людей»
(немцев). На примере их образа жизни писатель говорит о возможных путях
человеческого счастья.
Труд, чтобы жить и размножаться, не познав при этом полноты жизни.
Воплощением являются эти самые «работящие люди»;
Бесконечная любовь, которой вряд ли стоит посвящать себя, так как всегда
существует возможность измены. Воплощение – образ капитана.
Путь вечной жажды поиска, в котором, впрочем, по Бунину, тоже счастья нет.
В чем же оно? Может быть, в признательности и верности? Эту идею несет в себе
образ собаки. Через реальные неприглядные факты жизни пробивается по-собачьи
верная память, когда в душе был мир, когда капитан и собака были счастливы.
Таким образом, рассказ «Сны Чанга» является, прежде всего, философским
произведением рубежа веков. В нем рассматриваются такие вечные темы как
любовь и счастье, говорится о зыбкости счастья, построенного только на любви,
и вечности счастья, основанного на верности и признательности. По моему
мнению, рассказ Бунина очень актуален и сегодня. Проблемы, затронутые в
произведении, нашли  живой отклик  в моей  душе, заставили задуматься о
смысле жизни. Ведь поколение, к которому я принадлежу, живет во время
переходного периода истории, когда людям свойственно подводить итоги и думать
о будущем. И, может быть, чтение этого произведения развеет наш внутренний
подсознательный страх перед ним. Ведь есть на свете вечные истины,
неподверженные никакому влиянию и никаким переменам.