Каталог :: Литература

Реферат: Муса Джалиль

Песнь свою я посвятил народу.
Жизнь свою народу отдаю.
                                                             Муса Джалиль
     Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской
губернии 2 (15) февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье. 
Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с детских лет
гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках, позднее работал
приказчиком.
     Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала его
мать Рахима-Апа. Спокойная, тихая, уравновешенная, полная противоположность
Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому, легко подверженному неожиданным
перепадам настроения, - она обладала бесконечным терпением и стойкостью. Но не
только нравственные основы характера Мусы складывались под ее воздействием.
     С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год овладел азами
грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В Оренбурге Мустафе
Залилову удалось устроить сына в медресе «Хусаиния» – мусульманское учебное
заведение типа духовной семинарии.
     Весной 1919 года, когда в окруженном белогвардейцами Оренбурге возникла
комсомольская организация, тринадцатилетний Муса записывается в ряды
Коммунистического Союза молодежи, рвется на фронт. Но в отряд его не берут:
маленький, щуплый, он выглядит совсем мальчишкой.
     В 1920 году по инициативе Мусы в Мустафино возникает комсомольская ячейка.
Кипучий, деятельный по натуре, Муса становится признанным вожаком сельской
молодежи. Его выбирают членом волостного комитета РКСМ, посылают делегатом на
губернскую конференцию комсомола.
     В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы
умерли от голода два его братишек. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит в
город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей в то
страшное лето Оренбург. В эти месяцы он «ел что попало, ночевал где придется,
воровал». Позднее с помощью одного из сотрудников красноармейской газеты «Кызыл
Юлдуз» (в ней были напечатаны его первые стихи) Муса стал курсантом
Оренбургской военно-партийной школы, а затем – студентом ТИНО (Татарского
института народного образования), созданного на базе медресе «Хусаиния».
     Бурное богатое событиями время способствовало идейному раннему созреванию
будущего поэта. В начале 1917 года одиннадцатилетний Муса пишет стихотворение,
в котором говорит о первой мировой войне как о бессмысленной бойне, ежедневно
уносящей тысячи жизней, и посылает его в редакцию татарской газеты «Вакыт»
(«Время»). Стихотворение, конечно, осталось ненапечатанным. Позднее Муса
вернулся к нему, обличительный пафос и подчеркнув свое сочувствие народным
массам («На войне», 1920).
До нас дошло несколько толстых общих тетрадей 1918-1921 годов со стихами,
рассказами, пьесами Мусы и сделанными им записями народных песен, сказок и
легенд. Значительная часть стихотворений этого периода осталась
ненапечатанной при жизни поэта. Но и по ним можно получить некоторое
представление об этапах творческого возмужания Джалиля. Уже с самых первых
стихов чувствуется стихийный демократизм начинающего автора. Выходец из
низов, немало хлебнувший в своей жизни и горя, и нужды, знающий цену куску
хлеба насущного, на себе испытавший презрительно-высокомерное отношение
байских сынков к нему, сыну старьевщика, лишь из милости взятому на казенный
кошт в медресе, Муса с искренним сочувствием относится к народу. Правда он
еще не умеет облечь свою мысль в плоть художественных образов и декларирует
ее прямо, в лоб:
     Жизнь моя для народа, все силы ему,
     Я хочу, чтоб и песня служила ему.
     За народ свой я голову, может, сложу –
     Собираюсь служить до могилы ему.
     («Слово поэта свободы»)  
     Обращают на себя внимание сами названия юношеских стихов Джалиля: «Красное
войско», «Красный праздник», «Красному знамени». Поэт настолько часто
употребляет эпитет «красный», что некоторые исследователи называют первые годы
творчества Джалиля «красным периодом». Для этого периода характерны
императивность, сжатость и энергия стиха. Как правило, это страстные,
публицистически заостренные декларации.  На своем пути к зрелости и
мастерству Муса Джалиль прошел несколько этапов. С некоторой долей условности
их можно ограничить следующими хронологическими рамками: ранний (1918-1923),
путь к зрелости (1924-1932), довоенный (1933-1940) и, наконец поэзия периода
Великой Отечественной войны (1941-1944).    
Сам поэт не раз подчеркивал, что новый этап в его творчестве начинается с
1924 года: «В годы рабфака в моем творчестве наметился переворот. В 1924 году
я стал писать совсем иначе».
     В 1929 году поэт доработал поэму, сняв излишний мелодраматизм некоторых сцен
и эпизодов. С этого времени поэма печатается под названием «Пройденные пути» (в
русском переводе – «Минувшие годы»).
     13 июля 1941 года поэт попал в формирующийся под Казанью артиллерийский полк
«конным разведчиком».
     Написанное Джалилем в первые месяцы войны вошло в сборник «Клятва
артиллериста» (1942). Один из мотивов книги – верность воинской клятве. Мысль
эта в той или иной степени звучит почти в каждом стихотворении.
     Некоторое время от Джалиля еще приходили письма. А с июля 1942 года все связи
с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что Муса пропал без вести.
     В августе 1943 года гитлеровцам удалось напасть на след подпольной группы.
Муса Джалиль и несколько его товарищей были арестованы.
     Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых, обжигающих
своей подлинностью документов истории являются и «Моабитские тетради» Мусы
Джалиля.
     Муса Джалиль погиб в тюрьме, замученный фашистами. Посмертно ему было
присвоено звание ГСС.
Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Выросло уже
новое поколение, знакомое уже с минувшей войной лишь по фильмам и книгам. Но
подвиг советского народа живет. И Джалиль навечно с нами. Его имя носят
улицы, театры, клубы, пароходы. Его именем назван город в нефтяных районах
Татарии и центральный проспект в Набережных Челнах и одна из высочайших
вершин в Антарктиде.