Каталог :: Литература

Доклад: Литература XIX века

                             ЛИТЕРАТУРА  В XIX веке.                             
Буржуазные реформы середины XIX  столетия были рубежом  в  социально-
экономической жизни России и обозначали начало капиталистического периода в
ее истории.
Общественно-демократический подъем кануна буржуазных реформ и первых лет
после отмены крепостного права, определявший идейную атмосферу в обществе,
определил и некоторые новые черты историко-культурного процесса. В
пореформенную эпоху в России были созданы замечательные произведения
литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой
культуры. Сила русского искусства заключалась в его художественности, высокой
нравственности и демократической  направленности.
Искусство КРИТИЧЕСКОГО РЕАЛИЗМА –основное художественное направление того
времени- было тесно связано  с идейными исканиями. Его отличала повышенная
социальная активность. Литература и искусство,  как  никогда, близко подошли
к отображению реальной жизни (  очерк  и роман о современной жизни,
современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).
Во второй половине XIX века идейно – художественное развитие во многом
определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были
заложены еще Белинским.  Дальнейшее ее развитие было связано с именем Н. Г.
Чернышевского. Искусство, по его мнению, это проявление реальной человеческой
сущности, поэтому ‘ прекрасное есть жизнь’. Общественная функция искусства
должна состоять не только в воспроизведении и объяснении жизни, но и в
вынесении ‘  приговора о явлениях ее’. Подобный тезис  представлял собой
новый аспект в понимании искусства.
В художественной литературе нашли отражение социальные проблемы
пореформенного времени.  Дух обличительства, критическое отношение к
действительности были характерны для произведений русских писателей тех лет.
Литература не только обличала общественное зло, но и стремилась найти пути
борьбы с ним. Правда, пути эти по разному понимались; одни видели избавление
от социальных несправедливостей в нравственном усовершенствовании человека,
другие призывали к активной борьбе против них. Но  русскую  литературу всегда
отличали демократизм, любовь к простому  человеку, стремление  помочь ему
освободиться от векового угнетения.
Литература пореформенного периода представляла собой ‘  яркое созвездие
великих имен’ . В эти годы создавали произведения крупнейшие русские
писатели, творческий путь которых начался  еще в предшествующую эпоху.
На общественно-культурную жизнь России первой половины XIX века огромное
влияние оказали два события в стране
1.        Отечественная война 1812 г.
2.        Движение декабристов1825г.
Они сыграли определяющую роль в развитии общественного сознания, повлияли на
политику правительства в сфере культуры.  Эти события  не прошли бесследно
для многих областей художественной культуры.  Эпоха 1812 года –важный этап в
развитии национального самосознания. С ростом национального самосознания
связан интерес к собственной  истории, особенно возросший в это время. Фактом
огромного культурного значения стала ‘ История государства Российского ‘ Н.
М. Карамзина, первые 8 томов которой увидели свет в 1818г. Карамзин был
первым историком, которого стала читать  публика.
Основное направление в художественной литературе первых десятилетий XIX
века- романтизм. В России он возник в переломную эпоху Отечественной войны
1812 года. Сутью романтического искусства было стремление противопоставить
реальной действительности обобщенный идеальный образ.  Русский романтизм
неотделим от общеевропейского, но его особенностью был ярко выраженный
интерес к национальной самобытности, отечественной истории, утверждение
сильной, свободной личности.
В русской литературе  возникновение романтизма связано с именем В. А. Жуковского
( 1783-1852 г.г.).  Его баллады, исполненные гуманности и высокого
человеческого достоинства, дали русской поэзии “ душу и сердце”, составили
‘целый период нравственного развития нашего общества”, как писал Белинский.
Развитие лирики от элегически  мечтательной до глубоко гражданской,
проникнутой чувством борьбы ‘’ за угнетенную свободу человека’,  было
характерной чертой  романтической поэзии. Поэты-декабристы способствовали
утверждению мысли о ее высоком гражданском назначении.
В русле романтического движения  закладывались основы русского исторического
романа ( А. А. Бестужев-Марлинский,   М. Н. Загоскин) , формировалось
понимание национальной самобытности и народности культуры. Поэты – романтики
много сделали для художественного перевода. По существу, они впервые
познакомили русского читателя с произведениями современных западноевропейских
и античных писателей. Жуковский был талантливым переводчиком произведений
Гомера, Байрона, Шиллера. До сих пор мы читаем ‘ Илиаду” в переводе Н. И.
Гнедича.
Важнейшая проблема национальной культуры, в частности литературы, -
народность художественных произведений, эволюция самого этого понятия.
Народность в этот период отожествлялась с национальной самобытностью, т.е. с
особенностями  укладами жизни, быта, костюма и т. д. В последние
предреформенные  десятилетия развитие художественной культуры
характеризовалось движением от романтизма к реализму. В литературе это
движение связано с именами Пушкина, Лермонтова, Гоголя.
В развитии русской национальной литературы и культуры в целом роль А. С. Пушкина
(  1799-1837) огромна. Прекрасно выразил это Гоголь: ’ При имени Пушкина
тотчас осеняет мысль о  русском национальном поэте . Пушкин есть  явление
чрезвычайное и, может быть, единственное явление русского духа: это русский
человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет.’
Как человек и художник Пушкин формировался в переломную эпоху русской
истории, в период становления дворянской революционности (  первое
стихотворение Пуш
кина ‘ К другу стихотворцу’ было напечатано в 1814г.). Его творчество-
закономерный итог в художественном осмыслении жизненных проблем,  стоявших
перед Россией со времени ПетраI до декабристов.  C  Пушкина началось
последующее развитие русской литературы. С его творчеством связаны
утверждение современного литературного языка, начало реализма в литературе
как художественного направления. ‘ Евгений Онегин’ Пушкина был первым русским
реалистическим романом, ‘ в высшей степени народным произведением’ (
Белинский). Впервые отдельным изданием роман был опубликован в 1833г.
Важной вехой на пути романтизма к реализму было творчество М. Ю. Лермонтова(
1814-1841)б отразившее трудное время-погибшие надежды и наступившее после
событий 14 декабря 1825г.  разочарование.   Неприятие  поэтом окружающей
действительности приобретало ярко выраженный социальный характер. Его роман
‘Герои нашего времени’ (1841), сохраняя романтические черты, явился одним из
первых произведений литературы критического реализма.
Огромная роль Н. В. Гоголя (1809-1852)  в русской литературе. ‘ Мертвые души’
( первый том вышел в 1842г. ) - одно из ярких реалистических изображений
русской жизни того времени.
В. Г. Белинский оценил его как  ‘ творение чисто русского, национальное,
выхваченное из тайников народной жизни’.
Оставаясь глубоко гуманистической,  литература все более приобретает характер
учительства и сострадательности. Социальность русской литературы, ее
сопричастность общественной жизни –общепризнанная особенность и  характерная
черта. Одним из открытий писателей ‘ натуральной школы’  ( ранние
произведения Гончарова, Некрасова, Тургенева, Достоевского и др.)  был ‘
маленький человек’  с его нелегкой житейской судьбой.
Предметом пристального  внимания русской литературы становилась судьба
крепостного крестьянина (  повести   Д.  В. Григоровича, очерки из
крестьянской жизни В. И. Даля, цикл рассказов ‘Записки охотника’ И. С.
Тургенева). Новый невиданный ранее  мир русского купечества открыл  читателю
и зрителю А. Н. Островский.
Художественная литература как одна из форм общественного сознания завоевала в
духовной жизни   общества преобладающее влияние, заменяя частично в условиях
самодержавной России открытые публицистические выступления. Ее социально
действителтный характер,  воздействие’  на понятие и нравы общества’
отмечали  многие  современники.
60-70-е годы –время наибольшего достижения русского классического романа и
повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру  внесли Тургенев(
1818-1883) и Достоевский (1821-1881). В  романе  Тургенева ‘ Отцы и дети ‘,
опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых
героев эпохи. В 60 –70 –е годы  продолжалась литературная деятельность И. С.
Тургенева. Им были созданы  романы ‘ Отцы и дети’ ,’ Дым’, ‘ Накануне’. В
этих романах Тургенев поставил важнейшие вопросы современности. Мастерство
Тургенева делало  его  любимым  и популярнейшим писателем, вокруг
произведений  которого шли горячие  идейные споры, помогавшие дальнейшему
размежеванию демократических и либеральных кругов
Творчество Достоевского, идейно сложное, подчас трагическое, всегда глубоко
нравственно. Боль за униженных и оскорбленных, вера в человека были главной
темой писателя  глубоко волновали Достоевского революционное подполье в
России, нравственный облик некоторых его деятелей. Он выступал против смуты и
крови как средства обновления мира.
Н.А.Некрасова ( 1821-1877\1878) разночинская молодежь считала своим идейным
вождем.  Тема народа, его исканий и надежд  занимала в поэзии Некрасова
центральное место. В ней выражена мечта не только о счастье народа, но и вера
в его силы, способные  сбросить оковы рабства ( поэма Некрасова ‘ Кому жить
на Руси хорошо’.
Вершиной русской  литературы XIX века стало творчество  Л. Н. Толстого
(1828–1910 ).  Он  ставил в своих романах, повестях, драмах, публицистике ‘
великие вопросы’. Писателя всегда волновали судьба народа и Родины (
историческая эпопея ‘ Война и мир’) . Одним из острых социальных литературных
произведений современности стал роман Толстого ‘Анна Каренина’, в котором он,
изображая жизнь русского общества 70-х годов, выносит беспощадный приговор
морали, нравам, устоям этого общества.
.              В конце 70-х годов на арену русской литературы выступил А. П.
Чехов(1860-1904) , начавший свою литературную деятельность в юмористических и
сатирических журналах. В творчестве Чехова – его глубокий демократизм, тяга к
трудовым людям, непримиримому к буржуазному и власть имущему. Огромное
впечатление на  все передовое   русское общество произвел его рассказ ‘
Палата N 6’,  в которой автор показал всю страшную правду русской жизни.
В развитии общественного сознания 80-е годы были переходным временем, когда
перемены лишь намечались, но с достаточной определенностью они еще не
проявились.
В недрах русской жизни происходили глубокие и важные процессы. Развивался
капитализм, вместе с ним рос промышленный пролетариат, начинала формироваться
пролетарская идеология. 80-е годы - время  зарождения российской социал –
демократии.
Идейная атмосфера 80-х отразилась на судьбах русского искусства и литературы.
Многие деятели культуры постепенно отходили от острой обличительности.
Внимание писателей , художников все больше стали привлекать
общечеловеческие, философско-обобщенные, нравственно-психологические
проблемы.80-е годы в истории русского классического романа не оставили что-
либо значительное. Яркие,  непревзойденные произведения были созданы в
предшествующий период (‘ Отцы и дети’ Тургенева; ‘ Война и мир’,’ Анна
Каренина’ Толстого; ‘ Преступление и наказание’, ‘Братья Карамазова’
Достоевского; ‘ Господа Головлевы’ Солтыкова-Щедрина; ‘ Обрыв’ Гончарова и
др. Но ушли из жизни крупнейшие русские писатели- Достоевский, Тургенев,
Островский.
С середины 90-х годов в общественно-политической жизни России вновь
начинается общественный подьем, особенностью которого стало широкое
либеральное движение, участие рабочих в революционно-демократических
выступлениях.
Художественная культура рубежа веков – одна из интереснейших страниц в
культурном наследии России. В
ней отразились социальная и идейная острота эпохи,  ‘ рубежность’
общественного сознания, возросший интерес к личности, его духовному миру и ,
наоборот, снижение интереса к проблеме социальности в искусстве.
Новые явления в искусстве конца XIX века –началаXX века были своеобразной
реакцией на реализм, преобладавший в художественной культуре XIX века. Среди
таких  явлений было ДЕКАДЕНСТВО, (  от фран. –упадок), МОДЕРНИЗМ, ( от фран.-
новейший, современный).
Русская литература продолжала играть исключительно важную роль в культурной
жизни страны. В эти годы еще жил и работал Л. Н. Толстой. В 1899г. был
опубликован его последний роман ‘ Воскресение’, в  котором  протест против
общественного зла и социальной несправедливости звучало остро и
гневно.Толстой не принял и не поддержал модернизм в искусстве.
В рассматриваемое время лучшие свои произведения создал А. П. Чехов; повести
и рассказы (  Моя жизнь’, ‘ Мужики’,  Дом с мезанином, Дама с собачкой и
др.,). В 90-е годы  начался творческий путь А. М. Горького ( Пешкова1868-
1936). Свой первый рассказ  ‘  Макар Чудра’ Горький опубликовал в 1892г. в
газете ‘ Тифлисский вестник’. Вышедшие в конце 90-х годов ‘ Очерки и
рассказы’ принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика
молодого Горького была  гимном ‘безумству храбрых ‘, отражало демократические
революционные настроения, распространившиеся в 90-е годы. В своих
произведениях, написанных в это время ( Старуха Изергиль,Челкаш, Девушка и
смерть, песня о буревестнике, Буревестник) он воспел гордого, свободного
человека, любовь как источник жизни, бесстрашие тех, кто звал к борьбе и был
готов отдать за нее жизнь.
В эти годы в русскую литературу вошли молодые писатели. В 1893г. в журнале ‘
Русское богатство’ появился первый рассказ  И. А. Бунина ‘ Танька’. В 1897г.
вышел сборник его рассказов ‘ На край земли, посвященный горькой участи
крестьян-переселенцев. В конце 90-х г. появляются первые значительные
произведения А. И. Куприна( Олеся,Молох).
Бунин (1870-1953) и Куприн (1870-1938)- крупнейшие писатели русской
реалистической литературы конца XIX в.- и XX в.
Литературную  и культурную жизнь России второй половины XIX-XX в. в. ‘ можно
назвать весной жизни, эпохой расцвета духовных сил и общественных идеалов,
временем горячих стремлений к свету и к новой еще неизведанной общественной
деятельности; . небывалое до тех пор стремление общества к  нравственному и
умственному  обновлению’ – так писала одна из участниц педагогических
движений 60-хгодов Е. Н. Водовозова.