Каталог :: Литература

Сочинение: Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого Война и мир

                            Сочинение.                            
     "Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".     
     И чем более я размышляю, тем более две вещи наполняют душу мою все новым
удивлением и нарастающим благоговением: звездное небо надо мной и нравственный
закон во мне.
                                                                         И. Кант
                                      План.                                      
I.         Мое понимание нравственного идеала.
II.      Нравственный идеал в романе Л.Н. Толстого "Война и мир".
1.     Центральная идея романа.
2.     Духовные искания Пьера Безухова.
3.     Духовные искания князя Андрея.
4.     Любовь – неотъемлемая часть характера  Наташи Ростовой.
III.    Мысль народная в романе.
Каждый из нас, наверное, не раз задумывался о том, что заставляет нас
поступать так или иначе. Как мы различаем добро и зло? И, скорее всего, никто
не пришел к окончательному ответу. Большинство из нас воспринимает как
данное, что убийство – это плохо, а помощь ближнему – хорошо. Добро, по-
моему, нельзя определить. Это субъективное понятие и каждый воспринимает его
по-своему. Но я надеюсь, есть что-то идеальное, заключающее в себе
представления каждого человека – так называемый нравственный идеал, достичь
который невозможно. То есть каждое понятие о добре, о нравственном
совершенстве – его часть, и, следовательно, любой человек, поступающий
соответственно своему собственному, субъективному понятию о добре, будет
приближаться к нравственному идеалу.
Вопросы о добре и зле – вечные вопросы  философии – не могли не найти
отражения в романе-эпопее Л.Н. Толстого "Война и мир", раскрывающем нашему
взору целую эпоху, целое поколение людей начала девятнадцатого века. Однако
Л.Н.Толстой, как и любой другой человек, имел свои представления о
нравственном идеале. И нам придется считать его представления правильными,
так как весь мир романа действует по его законам. Л.Н.Толстой, как противник
любых схем, представил нравственный идеал в наиболее простом и понятном виде.
Человек должен найти Бога внутри себя, найти ту "другую, лучшую" любовь к
ближнему, должен научиться любить жизнь:
"Жизнь есть все. Жизнь есть Бог. Все перемещается и движется, и это движение
есть Бог. И пока есть жизнь, есть наслаждение самосознания божества. Любить
жизнь, любить Бога. Труднее и блаженнее всего любить эту жизнь в своих
страданиях, в безвинности страданий".
К таким выводам приходит Пьер Безухов – один из любимых героев Л.Н. Толстого,
– точнее не приходит, а "кто-то говорит ему эти мысли". Откровение приходит
Пьеру во время плена.  Потеряв физическую свободу, Пьер обретает иную,
духовную:
"Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня? Меня – мою
бессмертную душу!"
"Он долго в своей жизни искал с разных сторон этого успокоения, согласия с
самим собою . он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянии светской
жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к
Наташе; он искал этого путем мысли, и все эти искания обманули его". Но
писатель не считает эти искания бесполезными, наоборот, каждая веха в жизни
Пьера привносит свою лепту в тот стройный, гармоничный внутренний мир, каким
тот стал после плена. Пьер как бы поднимается по ступеням, и, приподнявшись
на одну ступень, он переосмысливает свои предыдущие поступки, то есть он
способен к постоянному самоулучшению и самоочищению. В плену Пьер испытывает
сильнейшие физические и духовные потрясения: сцена казни пленных, голод,
постоянный страх смерти. Они только подтолкнули Пьера к кардинальному
изменению мироощущения. Но самым важным событием в плену и во всей жизни
Пьера оказалась встреча с Платоном Каратаевым – таким же пленным, солдатом
Апшеронского полка. Платон Каратаев – "олицетворение всего русского, доброго
и круглого". "Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в
особенности с человеком – не с известным каким-нибудь человеком, а с теми
людьми, которые были перед его глазами". Любовь к людям, к жизни, восприятие
ее такой, какая она есть, – вот что перенял Пьер у Платона Каратаева.
Другой любимый герой Л.Н. Толстого – Андрей Болконский – так же как и Пьер
приходит к подобному мироощущению после долгих поисков. Основа его характера
– гордость – одновременно и достоинство, и слабость. Вся жизнь его –
постоянный поиск. Он пытается найти свой Тулон, чтобы обрести славу. Но
желание славы для князя Андрея – желание любви людской. Князь Андрей так же,
как и Пьер, поднимается по ступеням. Основные вехи его жизни: светская жизнь,
участие в кампании 1805-1807 года, Аустерлицкое сражение, помолвка с Наташей,
Отечественная война – все они имели свое влияние на князя Андрея. Но прежде
чем прийти к "правильному" мироощущению ему приходится пережить ужас смерти,
увидеть страдания других людей. Он получает ранение в Бородинском сражении и
попадает на перевязочный пункт, что становится переломным моментом в его
судьбе. Он встречает Анатоля Курагина – своего врага, – которому только что
отняли ногу, и не испытывает к нему чувства ненависти. Впоследствии он
осознает, что, умирая, он "увидал врага своего и все-таки полюбил его". Он
"испытал то чувство любви, которая есть самая сущность души и для которой не
нужно предмета".
"Любить ближних, любить врагов своих. Все любить – любить бога во всех его
проявлениях", – вот тот истинно христианский тезис, к которому автор приводит
всех своих любимых героев. Наташа Ростова – самый яркий женский образ романа
– всю жизнь следует этому утверждению. Любовь к людям, к окружающему миру –
ее неотъемлемая часть. Поэтому Л.Н.Толстой, скорее, не ее приводит этому
тезису, а с ее помощью ведет к нему остальных.
В соответствии с основами своего мировоззрения, Л.Н.Толстой  сближает любимых
героев с народом. Высшая похвала Андрею Болконскому – прозвище "наш князь",
данное ему солдатами полка. Наташа "умела понять все то, что было . во всяком
русском человеке". А Пьер, попав в плен, отказался переходить в офицерский
балаган и остался в солдатском, где все те качества, так  мешавшие ему в
свете: "сила, пренебрежение к неудобствам, рассеянность и простота" – "давали
ему положение почти героя". В эпилоге Пьер говорит: "Мы только для того
беремся рука с рукой, с одной целью общего блага и общей безопасности". Здесь
мысль народная выходит на высшую ступень – общечеловеческую. Пьер чувствует
себя ответственным за устройство мира, за благополучие каждого человека. Он
считает, что защитники добра должны объединиться, чтобы противостоять силам
зла.