Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Планы к 20-ти выпускным сочинениям

                    Требования к оформлению сочинений                    
1.         Тема сочинения записывается без кавычек. Исключения составляют те
темы, названия которых представляют собой цитату.
2.         Эпиграф записывается в правой стороне листа, в кавычки не
заключается. Фамилия автора строк, взятых эпиграфом, записывается строкой
ниже и не заключается в скобки. Если автор сочинения хочет назвать ещё и
произведение, из которого взят эпиграф, то это название следует писать в
кавычках в той же строке, что и фамилию автора, поставив после фамилии
запятую.
     3.         Слово План пишется после
эпиграфа, если таковой имеется, или же сразу после темы, посередине строки.
После слова План ставится точка.
     4.         План состоит из трех частей: Вступления,
основной части и заключения, которые обозначаются римскими цифрами. После
римских цифр ни точка, ни скобка не ставятся. Основная часть должна быть
развёрнута, то есть содержать не менее трёх пунктов, обозначенных арабскими
цифрами (без скобок), после которых ставится точка. Пункты основной части
(один, два или все) также могут быть развёрнуты, то есть подпункты,
обозначенные буквами, после которых ставится скобка (не менее двух подпунктов).
Если сочинение большое по объёму, то развёрнутыми в плане могут быть и
вступление, и заключение.
     5.         при переносе формулировки частей сочинения,
пунктов или подпунктов на следующую строку место под римскими, арабскими
цифрами, буквами остаётся свободным.
     6.         после формулировки любой из частей сочинения
ставится точка. Следующая формулировка пишется с заглавной буквы. Так же
расставляются знаки препинания и при написании формулировок пунктов основной
части вступления, заключения, не имеющих подпунктов. Если же пункт (пункты)
имеет подпункты, то после формулировки такого пункта ставится двоеточие, а
после формулировок подпунктов – точка с запятой. Формулировки  подпунктов в
этом случае пишутся со строчной буквы. После формулировки последнего подпункта
ставится точка, и формулировка следующего пункта или следующей части начинается
с заглавной буквы.
     7.         формулировки частей сочинения, пунктов должны
нести максимум информации, которую можно заключить в короткой фразе, потому в
плане недопустимы формулировки типа «Стихотворение С.Торайгырова «Сухое
дерево»», «образ Плюшкина», т.к. они расплывчаты, и скорее представляют собой
тему сочинения, а не пункт плана. Исходя из замысла сочинения, следует сделать
формулировки более ёмкими, например: «Размышления Торайгырова о бренности бытия
в стихотворении «Сухое дерево»», «Образ Плюшкина - страшная карикатура на
собственника»
     8.         в формулировках плана недопустимы глаголы в
любой форме, кроме формы инфинитива.
     9.         Нежелательны в формулировках плана вопросительные предложения.
     10.      Если автор составляет цитатный план или использует
цитаты в некоторых формулировках, то  следует цитату заключить в кавычки, а
фамилию автора записать в конце цитаты и заключить её в скобки.
     11.      в соответствии с планом в сочинении должны быть выделены абзацы.
     12.      сочинение пишется после плана  красной строки.
     13.      даты в сочинении следует писать цифрами: век -
римскими, год, число – арабскими, любые другие числительные рекомендуется
писать прописью. Записывать век арабскими цифрами не следует, хотя такая запись
не является поводом для снижения отметки за сочинение.
     14.      при оформлении цитат следует руководствоваться
пунктуационными правилами, изложенными в учебнике русского языка, поэтические
цитаты, в которых сохраняется стихотворная строка, записываются по средине
листа и без кавычек.
     15.      сочинение должно быть написано аккуратно, разборчиво.
                                  Тема 1                                  
     Образы чиновников в пьесе А.С.Грибоедова «Горе от ума», И Н.В.Гоголя «ревизор»
«..тот и славился, чья чаще                  гнулась шея»
А.С.Грибоедов, «Горе от ума»
I. «.век покорности и страха» (строка из монолога Чацкого и точно начал век
глупеть.д2 )
II. «.страстные к чинам.» (строка из монолога Чацкого «не
остроумников.виноват, д4. явл 14)
1.         «.угождать всем людям без изъятья.2 (строка из монолога Молчанина
д.4. явл 12
2.         «.Покойник был почтенный камергер.» (строка из монолога Фамусова
«Петрушка, вечно ты с обновкой» д2, явл1) Кузьма Петрович
3.         «и он сгибался вперегиб.» (строка из монолога Фамусова «Вот то-то,
все вы гордецы, д.2, явл 2)
4.         «.ты человек умный и не любишь пропускать того, что плывёт в руки»
(«Ревизор», д1, явл 1 , из письма городничего)
5.         « я везде, везде» (д3, явл.6 из монолога Хлестакова)
6.         «Чему смеётесь? Над собой смеетесь?» (д5, явл 8, слова городничего)
III. «Смех сквозь слёзы»
     
Тема 2 Москва и Петербург в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин». «Люблю тебя, Петра творенье.» А.С.Пушкин «Медный всадник» «Москва. как много в этом звуке Для сердца русского слилось» А.С.Пушкин «Евгений Онегин» План. I пространственный мир романа. II Царство строгих правил благопристойного лицемера. 1. образ Петербурга - Маскарад. А) хранить молчание в важном споре (1 гл, 5 строфа) Б) Волшебный край (1 гл, 18 строфа) В) боясь ревнивых осуждений (1 гл.25 стр) Г) Петербург неугомонный Уж барабаном пробуждён Д) Я был, однако, цвет столицы (8 гл.,24 строфа Е) постылой жизни мишура (8 гл.) 2. Москва, я думал о тебе А) не пошла Москва моя к нему с повинной головою Б) но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор (7 гл.) В) там теснота, волненье, жар (7 гл.) III безграничность жизни Вариант вступления: Весь пространственный мир романа «Евгений Онегин», исключая дорогу, делится на три сферы: Петербург, Москва, деревня. Какой смысл имеют в романе картины Петербурга и Москвы? Вариант заключения: Итак, Москва и Петербург оказываются основными кругами жизни, через которые автор проводит героев, сравнивая их отношение к этим кругам со своим. К большому свету обеих столиц, особенно Петербурга, отношение Пушкина двойственное. С одной стороны, «большой свет» в глазах Пушкина – высшая ступень культурного обихода дворянского общества, средоточие образованности, утончённости нравов, эстетическое развитие вкуса. Но с другой стороны, для Пушкина тот же «свет» с его «мертвящим упоеньем» - это омут моральной низости, суетности, лжи, бездушия и лицемерия. В романе «Евгений Онегин» тема Москвы раскрывается поэтом во всём своеобразии своего национально колорита. Древнёё столица остаётся святыне, для каждого русского сердца, оплотом народного гнева и отпора иностранному нашествию 1812 года. Именно в широте взгляда на жизнь – отличие поэта от героев романа. Тема 3 Раздумья о пророческой роли поэта и его судьбе в лирике А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова Мы рождены для вдохновенья, Для звуков сладких и молитв. А.С.Пушкин «поэт и толпа» Не встретит ответа Средь шума мирского Из пламя и света Рождённое слово. М.Ю. Лермонтов «есть речи значенье» План. I что без страданий жизнь поэта (строки из стихотворения Лермонтова «Я жить хочу») II Ты сам свой высший суд (строка из стихотворения А.С.Пушкина «Поэту»). 1. Глаголом жги сердца людей («Пророк» Пушкин) 2. . вечный судия Мне дал всеведенье пророка (Пророк, Лермонтов) 3. Поэт! Не дорожи любовию народной («поэту» Пушкин) 4. С отвагою свободной поэт на будущность глядит (Журналист, читатель и писатель Лермонтов) 5. Проснёшься ль ты опять, осмеянный пророк (поэт. Лермонтов) 6. Чувства добрые я лирой пробуждал (памятник Пушкин) III Да здравствует солнце, да скроется тьма (Пушкин – Вакхические стихи) Метафорическое изображение поэта- гражданина в образе пророка характерно для декабристской поэзии (Глинка, Кюхельбекер). Та же метафора, но только в философски-обощённом плане развёртывается в стихотворении «пророк». Для Пушкина взаимоотношения поэта- пророка и тех, к кому обращено его слово, определяется свойствами самого пророка: он наделён своим исключительным даром: « И внял я небо содроганье». В стихотворении «Пророк» поэт привязан высшей волей «глаголом жечь» людские сердца. Пушкин делает упор на независимости поэтического вдохновения и творчества от мнения толпы. Поэт! Не дорожи любовию народной. Восторженных похвал пройдёт минутный шум Услышишь суд глупца и смех толпы холодной. Но ты останься, тверд, спокоен и угрюм. Ты царь: живи один-пишет поэт в стихотворении «Поэту». В «памятнике» поэт «нерукотворными», то есть исконно совершенными, созданиями высокого искусства славит в «жестокий век» человечность, смелость и свободу, обретая бессмертие в памяти народной. И в то же время поэт- художник безразличен к «любви народной», исполнен презрения к «черни», тоскует он в забавах мира не понятый никем, гордый своим одиночеством. Он идёт свободной дорогой туда, куда влечет его свободный творческий выбор. У М.Ю. Лермонтова тема поэта- это всегда тема «поэт и общество», тема активных и часто враждебных взаимоотношений творческой личности с окружающей средой. Гонимый пророк - устойчивый образ в лирике Лермонтова, вспомним, например, «осмеянного пророка2 в стихотворении «Поэт», а так же слова Писателя из стихотворения «Журналист, читатель, писатель»: К чему толпы неблагодарной Мне злость и ненависть навлечь, Чтоб бранью назвали коварной Мою пророческую речь? В стихотворении «Пророк» своё развитие пушкинской темы Лермонтов подчёркнуто начинает именно с того момента, на котором остановился его предшественник: С тех пор, как вечный судия Мне дал всеведенье пророка. Если пушкинскому пророку в равной мере открыт как природный, так и человеческий мир, то лермонтовскому внемлет лишь мирная, не знающая людских пороков природа: И звёзды слушают меня, Лучами радостно играя. «Шумный град» же встречает его насмешкой «самолюбивой пошлости», неспособной понять высокого, аскетического инакомыслия. Различный трактовки темы поэта у Пушкина и Лермонтова сказалось в самом облике пророка. В отличие от Пушкина, неделившего его сверхъестественными свойствами, Лермонтов вносит в описание своего героя простые человеческие черты, а так же бытовые подробности. Он худ, бледен, одет в рубище, торопливо пробирается чрез город, слыша за спиной оскорбительные возгласы. Таким образом, в соответствии со всем духом творчества Лермонтова тема «пророка» раскрывается им, как трагическая. Она многогранна: это и образ общества, враждебного «любви и правде». И образ страдающей в таком обществе свободной творческой личности, и мотив трагической разобщенности интеллигенции народа, их взаимного понимания. В XIX веке, в наступающих сумерках, когда лучшими людьми века овладевает ужас перед будущим и смертельная скорбь, Пушкин один провозглашает заздравную песню во славу жизни, вечному солнцу: Ты солнце светлое, гори. Как это лампада бледнеет Пред ясным восходом зари, Так ложная мудрость мерцает и тлеет Пред солнцем бессмертием ума. Да здравствует солнце, да скроется тьма! Тема 4 Печорин и Вернер в романе М.Ю.Лермонтова 2герой нашего времени. «.из двух друзей всегда один раб другого». М.Ю.Лермонтов «герой нашего времени», «княжна мери» План I история души человеческой. II . мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя! (из «княжны Мери») 1.. Человек замечательный по многим причинам а) он скептик и материалист б) он плакал над умирающим солдатом в) у него был злой язык г) молодёжь прозвала его Мефистофелем д) мы взаимно друг друга морочим е) достойный друг 2.во мне два человека: один живёт. другой мыслит и судит его а) привык себе во всём признаваться б) я был готов любить весь мир в) я боюсь показаться смешным самому себе г) зачем я жил? для какой цели родился? Д) не протянул мне руки III Вот люди! Все они таковы (запись Печорина о Вернере после дуэли с Грушницким. «история души человеческой.» едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа – говорит в романе «Герой нашего времени М.Ю.Лермонтов. проблема личности- центральная вромане. Ситема образов, как и вся художественная структура Романо построена таким образом, чтобы с разных сторон и под разными углами зрения осветить центральный персонаж. В №Княжне Мери» Печорин показан в среде, родственной ему социально, но чуждой духовно. Если в отношениях с Грушницким и Мери, Печорин раскрывается, прежде всего, как «внешний», то в отношениях с верой и Вернером – как внутренний человек, хотя обе эти линии тесно переплетены. Рассмотрим двух героев: Вернера и Печорина. С первых слов Печорин пишет о Вернере с уважением: «человек замечательный по многим причинам». Что же такое для Печорина – человек замечательный? Он скептик и материалист.. а вместе с этим поэт «. хотя в жизнь свою не написал двух стихов.». Скептик- человек во всём сомневающийся (вспомним запись Печорина: «я люблю сомневаться во всём»). Материалист- видимо, здесь это значит не только «сторонник материалистической философии, но и практический, деловой человек. В Вернере Печорин ценит не те качастве, которыми обладает, что доктор «изучил все живые струны человечского» - ведь его самого интересуют «слабые струны любдей». Но в Вернере есть нечто принципиально отличное: он –врач, у него есть дело. Каков он в своём деле? «обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными, но, а раз видел, как он плакал над умирающим солдатом2. вот чем оказывается можно привлеч Печорина: «. он плакал над умирающим солдатом, был бледен, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу, он мне раз говорил, что скорее. У него был злой язык.» Тема 5 Изображение человеческих страстей в «Маленьких трагедиях А.С.Пушкина. Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать А.С.Пушкин. План. I роковые поединки. II Я понять тебя хочу, смысла я в тебе ищу 1. ужасный век, ужасные сердца (скупой рыцарь) 2. Гений и злодейство, две вещи несовместимые (Моцарт и сальери) 3. ... за гладкий миг свиданья безропотно отдам я жизнь (каменный гость) 4. но много нас ещё живых, и нам причины неи печалиться(пир во время чумы) III есть упоение в бою (При во время чумы) Вриант вступления. Всем известно, что ничто великое на земле невозможно вне страсти. Сам Пушкин, столь строго судивший себя: И меж детей ничтожных мира, Быть может всех ничтожнёй он. Столь глудоко познавший «змеи сердечной угрызенья». И с отвращеньем читая жизнь мою, Я трепещу, и проклинаю, И горько жалуюсь, и горько слёзы лью, Но строк печальных не смываю.,- Предвидел и «суд глупца, и смех толпы холодной». Человечесике страсти: скупость и мотовство, дружба и зависть, любовь и разврат жизни и бессмертие, верность и предательство. В №Маленьких трагедиях» А.С.Пушкин размышляет о человеке, о его возможностях. Роковые поединки барона и Альбера, Сальери и Моцарта, Дона Гуана и командора – это ещё один ответ великого поэта на вопрос о смысле жизни. Тема 6 «самостоянье человека-залог величия его». ( по повести А.С.Пушкина «капитанская дочка»). . не требуй того, что противно чести моей и христианской совести. А.С. Пушкин. План I тема чести II постигай истину 1. завет отца 2. испытание свободой. 3. признание вины. 4. неприятные пошлости. 5. враги – братья (встреча с Пугачевым). 6. путь мести или милосердия. III свобода выбора. Ключевые цитаты: .!береги платье с нову, а честь с молоду (Григорий 1гл) доказать, что я уже не ребёнок (игра с Зуриным, проигрыш, стыл. Помиримся, виноват (Гринёв просит прощения у Савельича). Ты лжёшь, мерзавец! ( Гринёв не принимает пошлые намёки и советы швабрина о Маше. Рассуждения благоразумного поручика не поколебали меня. Великодушно принял своего несчастного соперника. Я боялся или сойти с уиа, или удариться в распутство. .. нетерпеливое ожидание опасностей, и чувства благородного честолюбия. Я глядел смело на Пугачёва, готовясь повторить ответ великодушных моих товарищей. Я предпочёл бы самую лютую казнь такому подлому унижению (думает Гринёв, когда Пугачёв протягивает ему руку для поцелуя) Не хотел торжествовать над уничтоженным врагом (Гринев о швабрине) Мысль внышать её имя гнусными изветами злодеев.. меня поразила, что я засмеялся и спутался (суд. Гринёв в оправдание своих странных отношений с Пугачёвым считает невозможным впутывать имя любимой маши Мироновой) Жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал . Только не требуй того, что противно чести моеё и христианской совести. (Гринёв- Пугачёву) Вариант вступления6 Тема чести была для Пушкина принципиальной. В замечательной своей повести «капитанская дочка» А.С.Пушкин в эпиграф вынес слова пословицы : «береги честь смолоду». Что нужно человеку, чтоб не уронить своего достоинства в любых испытаниях? Что делает человека подлинно великим? Вот герой повести Петр Андреевич Гринёв, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками» не понимает решения своего отца: отправить его служить в орегбург. Вариант заключения: Таким образом, А.С.Пушкин утверждает мысль о том, что человек всегда свободен в своём нравственно выборе: быть совестливым или циничным, жестоким или великодушным, смелым или трусливым. Идти трудной дорогой проедоления людских слабостей и есть самостоянье человека, что по мысли поэта является залогом величия его. Тема 7. Исповедь, как средство самохарактеристики героя в романе М.Ю.Лермонтова «герой нашего времени» И то, что было б яд други, Его живит, его питает Огнём язвительным своим. М.Ю.Лермонтов. План. I это портрет, сотавленный из пороков всего нашего поколения. II и скучно и грустно. 1. послушайте, Максим Максимович. у меня несчастный характер (Бэла) 2. у меня врождёная страсть противоречить 3. из двух друзей всегда один раб драугого 4. я глупо создан: ничего не забываю 5. я никогда ничем очень не дорожу 6. а что такое счастье? Насыщенная гордость. 7. я глубоко чувствовал добро и зло (разговори Печорина с Мери). 8. невольно я рыгрывал роль жалкую роль палача или предателя. 9. зачем я жил? Для какой цели родился 10. я давно уж живу не сердцем, а головою. 11. я истощил и жар души и постоянсткво воли. 12. я люблю сомневаться (фаталист) III исповедь, как отчёт человека, перед самим собой. Вариант заключения: Итак, мы видим, что М.Ю.Лермонтов использует исповедь, как средство самохарактеристики Печорина. Его исповедь- это отчёт человека перед самим сабой. Печорин учит людей загляждивать в свою душу, быть к себе беспощадными, он учит людей думать. Вот почему роман М.Ю.Лермонтова нужен и дорог нам всегла. Тема 8 Образ автора в поэме Г.В.Гоголя «мёртвые души» Русь! Чего же ты Хочешь от меня? Н.В.Гоголь «Мёртвые души» План. I вся Русь явится в нём. II идти об руку с моими странными героями (1 том, нач 7 г) 1. пушкинская традиция- лирическое начало. 2. . метко сказанное русское слово (1 том, конец 5 главы) 3. . счастлив писатель. (1 том, нач. 7 гл) 4. песня, которая «рыдает и хватает за сердце» (1том, 11 гл) 5. «Эх тройка! Птица тройка, кто тебя выдумал» (1том, конец 11 главы) III постораниваются и дают её дорогу другие народы и государства (1том,11 гл) «Вся Русь явится в нём!»- пишет о замысле «мёртвых душ» Гогль Жуковскому в письме 1836 года. «Мёртвые души» Гоголя, писал А.И.Герцен,- удивительная книга, горький упрёк современной Руси, но не безнадёжной». Белинского тоже захватили в поэме Гоголя не только изображение «страшной, потрясающей тины мелочей2, не только картины дикости и помещичьего быта, но и лирическое начало, и образ самого автора. Гоголь наследовал пушкинскую традицию: вся поэма «Мёртвые души» пронизана лирическим началом. Образ автора раскрывается в лирических отступлениях. Тема 9 Изображение внутреннего мира человека в одном из произведений русской литературы XIX века. (вариант первый, по роману М.Ю.Лермонтова .герой нашего времени.) я меж людей беспечный странник для мира и небес чужой. М.Ю.Лермонтов, «Я не для ангелов и рая» Так жизнь скучна, Когда боренья нет. М.Ю.Лермонтов, 1831 год План. I история души человеческой II во мне живёт два человека: один живёт., другой мыслит и судит его 1. у меня несчастный характер 2. врождённая страсть противоречить 3. а что такое счастье? Насыщенная гордость 4. невольно я разыгрывал роль палача или предателя 5. зачем я жил? Для кокой цели я родился? 6. я истощил жар души, и постоянство воли 7. я люблю сомневаться во всём III целое небо.. На них смотрит с участием Вариант второй по роману И.А.Гончарова «Обломов») Где они, крылья –то? И.А.гончаров, «Обломов» План. I странный герой II отчего же я такой 1. жизнь в его глазах разделялась на две половины 2. вы думаете, что для мысли не надо сердца 3. в десять мест в один день – несчастный! 4. когда же жить? 5. продолжал чертить узор собствной жизни. 6. теперь его поглотила любимая мысль 7. два несчастья вдруг! 8. он был как будто один в целом мире. 9. какая свадьба? 10. «она!»- сказал Обломов и остановился в страхе. III Испытание любовью Тема 11 Смысл финала пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад» Теперь всё враздробь, не поймешь ничего. Слова Фирса из пьесы «вишнёвый сад» А.П.Чехова план. I трагедия ускользающего времени. II идейно-художественное своеобразие финала пьесы. 1. функции пауз. А) паузы, сопровождаемые внеречевыми звуками, как средство лирического оформления сценического действия (звук лопнувшей струны, звук топора) Б) беззвучные паузы, как эмоциональный эквивалент мотивов поводного течения пьесы (эпизод со слов Лопахина (поглядев на часы) да. пауза (всего 5 пауз)) 2. авторские ремарки: А) варя оглядывает комнату и не спеша уходит Б) Любовь Андреевна и Гаев остались вдвоём В)Сцена пуста, слышно, как. Г) слышится отдалённый звук. 3. Диалоги А) словесные; Б) пантомимические. 4. монолог Фирса. III драма обманутых ожиданий. Тема 12 Многообразие тематики Ф.М. Достоевского «преступление и наказание» Станьте солнцем, вас Все и увидят. Станьте солнцем, вас Все и увидят. Ф.М.Достоевский, «Преступления и наказание». Их воскресила любовь. Ф.М.Достоевский, «Преступление и наказание» План. I Раскрыть тайну бога и человека. II «Корчи совести» 1. Тема большого города, враждебного человеку. 2. Тема детей. 3. Тема преступления. 4. Тема наказания. 5. Тема безбожия. 6. Тема веры в Христа. 7. Тема эгоизма и альтруизма. 8. Тема самообмана. 9. Тема Наполеона. 10. Тема судьбы человечества. III «Найди в человеке человека. Вариант вступления. Для Ф.М. Достоевского писатель и поэт – это воплощение высшего начала, участник перестройки и создания мира. Раскрыть тайну Бога и человека – вот жизненное кредо великого писателя. Роман «Преступление и наказание» - органичный художественный сплав мучительных и мужественных размышлений о себе, о своём народе и судьбах человечества. Вариант 2 План. I «корчи совести» II самообман – убийство- самоубийство- путь разума без сердца. 1. Тема детей. 2. тема Самообмана и обмана. 3. Тема эгоизма и самопожертвований. 4. тема преступления и наказания. 5. Тема веры и безбожия. 6. Тема истинного и мнимого покаяния. 7. Тема милосердия и жестокости. 8. Тема судьбы человечества. III Уроки писателя – гуманиста. Вариант вступления. Для Ф.М. Достоевского писатель и поэт – это воплощения Высшего начала, участник перестройки и создания мира. Раскрыть тайну Бога и человека- вот жизненное кредо великого писателя. Роман «преступления и наказание» - органичный художественный сплав мучительных и мужественных размышлений о себе, о своём народе и судьбах человечества. Тема 13. Приём антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века. Нет величия там, где нет простоты, добра и правды. Л.Н.Толстой. План. I приём антитезы- главный принцип композиции романа «война и мир» Л.Н.Толстого. II Наполеон и Кутузов – герои, составляющие полюса романа. 1. Наполеон – олицетворение всего самого дурного в людях: А) портрет; Б) поведение; В) речь; Г) Авторская характеристика; 2. Герои тяготеющие к полюсу Наполеона: А) Элен и Анатоль Курагины. Б) Берг; В) Вера; 3. Кутузов- Олицетворение простоты, добра и правды: А) портрет; Б) поведение; В) речь; 4. Герои, тяготеющие к полюсу Кутузова: А) Князь Андрей; Б) Пьер Безухов; В) Наташа Ростова; III Испытание героев с точки зрения закона «непрерывного движения личности во времени» Вариант 2 Приём антитезы в одном из произведений русской литературы 2-й половины XIX века. ( по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). - я ведь только вошь убил, Соня! - это человек- то вошь? (из разговора Сони с Раскольниковым) План.. I антитеза- ос6новное идейно- композиционный принцип романа «Преступление и наказание» II функции антитезы. 1. Приём антитезы при создании образа главного героя: А) замечательная внешность Раскольникова и одежда нищего; Б) описание каморки и страшная теория Раскольникова; В) бесчеловечность теории и её неприятие сердцем (сны Раскольникова). 2. Приём антитезы в основе системы персонажей: А) двойники Раскольникова (Лужин и Свидригайлов); Б) правда Сони Мармеладовой и правда Раскольникова. III человек- таинственная бесконечность. Вариант заключения. Таким образом, мы видим, что антитеза как художественный приём и композиционный принцип помогает писателю разграничить добро и зло, показ0ать опасность эгоистического разделения людей, наметить пути нравственного совершенства. Вариант 3 (правда Раскольникова и Сони). I роман Достоевского построен на противопоставлениях двух взаимоисключающих жизненных концепций – Раскольникова и Сони. «Да, страшна была ему Соня. Соня представляла ему неумолимый приговор, решение без перемен. Тут или её дорога, или его». II Раскольников и Соня – оба преступники по меркам общества. Библейская пара- убийца и блудница. Преступники, так, как преступили нормы морали. III Их преступления по сути свое совершенно различны. 1. Раскольников идёт на преступление ради себя. Соня – ради семья, спасая от голодной смерти детей Катерины Ивановны. 2. Раскольников выступает как палач, Соня- сама жертва общественного преступления. 3. раскольников, одержимый «наполеоновскими мечтами», совершаемое им убийство хотел бы считать признаком своей избранности. Соня подвиг своей любви к ближним искренне считает преступлением. 4. Преступление ставит героев вне общества. 7но раскольников сам ищет одиночества, разъединения с людьми. Отталкивает Разумихина, мать, Дуню. Соня стремиться к человеческой общности. 5. Первооснова преступления Раскольникова- бунт против несправедливого устройства общества, против самого этого общества. Он позволил Ра зуму, логике подавить сопротивление, в основе которого- смирение, жертвенность собой во имя других. В ней – доминанта сердца, души, против которых бессильны доводы рассудка. IV Преступление Раскольникова – не только убийство старухи – процентщицы, но сама его бесчеловечная теория деления людей на «гениев» и «муравейник». К преступлению он мог идти только один, обособившись от мира. Искупить кровь и зло, вернуться к людям он может только с Соней, только с её стремлением к человеческой общности, к слиянию с миром. Тема 14. Семья Ростовых и семья Болконских в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» План. I «Мысль семейная»- одна из любимых тем писателя. II Взаимоотношения близких людей в семьях дворян Ростовых и Балконских. 1. доброта, отзывчивость, искренность, готовность прийти на помощь- отличительные черты семейства Ростовых. 2. истоки семейного воспитания. 3. «.они остались верны своим идеалам. Тому прекрасному, ради чего стоит жить на земле». Две добродетели. Главные «две добродетели» семьи Болконских: деятельность и ум. Честность, порядочность и патриотизм семьи Болконских. III Актуальность «мысли семейной» в наше время. Тема 15. «чистый свет высокой нравственной идеи» в русской литературе. . Любовь, что движет солнца и светила. Данте. Я руку, бьющую меня целую. М.Цветаева, «Пригвождена.» План. I Жизнь-любовь. II «О вопль женщин всех времён.» 1. «.Ярославна, полная печали, Как кукушка, кличет на юру.» («слово о полку Игореве»). 2. «Я вас люблю,- к чему лукавить?» («Евгений Онегин», А.С.Пушкин). 3. «Этакую-то муку нести! Да ведь целую жизнь» («преступление и наказание», Соня- Раскольникову, М.Ф.Достоевский). 4. «Слушай беззвучие.» (М.Булгаков, «Мастер и Маргарита). 5. «Свеча горела на столе, свеча горела.» (Б.Пастернак «Доктор Живаго»). III «Но птица я- и не пеняй, Что лёгкий мне закон положен» (М.Цветаева). Вариант 2 Силу подлости и злобы Одолеет дух добра. Б.Пастернак «Нобелевская премия». Зло есть разорванное звено в цепи Творчества. М.М.Пришвин, «Дневники». I «что есть истина?» (слова Пилата в романе «Мастер и Маргарита», М.Булгаков). II «Всё то, по чём душа болит» (строки из ст. Ф.И.Тютчева). 1. «Правду говорить легко и приятно» (слова Иешуа). 2. «Злых людей нет на свете» 3. «Человек перейдёт в царство истины и справедливости2 (слов а Иешуа). 4. «Они любили друг друга потому, что так хотели все кругом» (Б.Пастернак, «Доктор Живаго»). III «смерть можно будет побороть усильем Воскресенья» Тема 16. Лирика Ф.И.Тютчева в моём восприятии. Небесный свод, горящий славой звёздной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывём, пылающею бездной Со всех сторон окружены. «Как океан объемлет шар земной.» Ф.И.Тютчев. I . Тютчев- открыватель новых образных миров поэзии. «На пороге как бы двойного бытия»- эта строчка- ключ ко всему Тютчеву. II «О! нашей мысли обольщенье.» (Вечные вопросы в лирике Тютчева). 1. Диалог человека со своей душой в лирике Тютчева. 2. « и самого меня являешь ты очам души моей.» первый биограф поэта И.С.Аксаков видел трагедию существования Тютчева в том, что «он не находил ни успокоения своей мысли, ни мира своей душе. Вера, признаваемая умом, призываемая сердцем, не владела им всецело, не управляла волей, недостаточно освещала жизнь, а потому не вносила в неё ни гармонии, ни единства.». «Впусти меня! - Я верю, Боже мой! Приди на помощь моему неверью». Утрата ясного и цельного смысла человеческой жизни, трагическая раздвоенность, разлад меж сердцем и умом – вот удел человека в век «растления не плоти, но духа». Путь человека в этом мире- через отчаяние, соединённое со страстной жаждой веры, к смирению и Свету Божественной истины. Анализ стихотворения на выбор: . и чувства нет в твоих очах. не знаю я, коснётся ль благодать. наш век. всё, что сберечь мне удалось. не рассуждай, не хлопочи.. пошли, господь свою отраду.и т.д. 3. человек и природа в лирике Тютчева. 4. «Два проявления стихии одной.». 5. «Но чем мы долее глядим, те легче нам дыщать.» пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской. Природа для поэта- просто второе имя жизни. Так в стихотворении «Осенний вечер» изображается не только «вечер года», но и «короткое», а по тому «светлое» увядание человеческой жизни. Разумное начало человека и разум природы могут находить общий язык. Родство это выражается именно в наличии общего языка, в возможности общения и понимания. Трагедия человека, как понимает её поэт, в разладе с природой. Миг соединения с жизнью природы, растворения в ней- высшее блаженство, доступное человеку на земле. Анализ стихотворения на выбор: .осенний вечер.что ты клонишься над водами.листья..о чём ты воешь, ветер ночной?... тени сизые смесились.. 6. Любовь в лирике Тютчева. С одной стороны, любовь и её «очарование»- это «жизни ключ», это «чудесный плен», «чистый огонь», «союз души с родиной»4 с другой стороны, любовь представляется ему «буйной слепотой страстей», «борьбой неравной двух сердец», «поединком роковым», в котором: Мы то всего вернее губим, Что сердце нашему милей. Анализ стихотворения на выбор: .. ты, ты моё земное провиденье. я встретил вас и всё былое.весь день она лежала в забытьи.. любила. о, как убийственно мы любим . и т. д. 7. в Россию можно только верить. 8. концепция исторической мысли России в лирике Тютчева. 9. ты- лучших будущих времён глагол, и жизнь и просвещенье III Благодарение Тютчеву за бесценный дар- его поэзию. Поэзия Тютчева учить, быть может, самому главному- мужественному приятию жизни. Чему бы жизнь нас не учила, Но сердце верит в чудеса: Есть нескудеющая сила, Есть и нетленная краса. И эта вера не обманет Того, кто ею лишь живет. « на мне дано предугадать, как слово наше отзовётся»,- размышлял Тютчев. Его «слово» отзывается в наших душах, заставляя их сладостно трепетать, от прикосновения к прекрасному. Темы и проблемы лирики Тютчева. I Нравственные проблемы: тема лбви приобретает философскую окраску; преобладает мысль о быстротечности бытия человеческих чувств. II Философские проблемы: 1. жизнь и смерть. 2. человек, мир и космос. 3. тема природы (утверждение непознаваемости мира. Восприятие человека, как частицы космоса. III Гражданская и политическая проблематика. 1. приобретает философскую окраску. 2. преобладает тема России, её судьбы, её роли в мире. 3. среди собственной политической лирики наиболее известен ответ на оду Пушкина «Вольность» и стихотворение о декабристах. IV Эстетические проблемы: Тема назначения поэта и поэзии. 1. интерес к вопросам художественной формы. 2. возвращение к античным образцам поэзии. 3. сомнение в возможности поэта выразить своё чувство и знание в слове. 4. утверждение вторичности поэзии по отношению к реальности. Вариант 2 Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам- Небесная, к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре- И на бунтующее море Льёт примирительный елей. Ф.И.Тютчев, «поэзия» Рабочие материалы. С детских лет нам сопутствует поэзия Ф.И.Тютчева. я ещё не умела читать, но уже знала наизусть: Люблю грозу в начале мая, Когда весенний, первый гром, Как бы резвяся и играя, Грохочет в небе голубом. В России все- от мала до велика- знают это стихотворение. Строки стихотворения «Весенняя гроза», его образы и звучание слилось для меня с образом и звучание весенней грозы, стали её выражением. Оно давно стало наиболее ёмким поэтически точным выражением грозы над полем, лесом, садом, над зелёными просторами зачинающейся весны в России. Стихотворение «Весенняя гроза» по праву называют классическим. Оно выдержало труднейшее испытание временем и осталось живым произведением русской поэзии. Своеобразной была судьба Тютчева- поэта. Долгое время в читательских кругах его или попросту не замечали, или же считали поэтом «для немногих». Когда-то И.С.Тургенев утверждал: «о Тютчеве не спорят,- кто его не чувствует, тем самым доказывает, что он не чувствует поэзии». Но и поэты бывают разные, и сама поэзия многолика, Любовь к тому или иному поэту зависит , прежде всего, от причин субъективных, индивидуальных, и навязать её нельзя. Некогда Фет назвал Тютчева «одним из величайших лириков, существующих на земле». Тютчева принято называть певцом природы. Автор «весенней грозы» и Весенних вод» был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах, воспевающих картины и явления природы, нет безумного любования. Когда я читаю и перечитываю стихотворения Тютчева, от размышляю о загадках мироздания, о вековых вопросах человеческого бытия. Идея торжества природы и человека пронизывают собой лирику Тютчева, определяя некоторые основные особенности его поэтики. Для него природа- такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек: «В ней есть душа, в ней есть свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык». Через обращение к природе Тютчев нере6дко раскрывает сложный мир человеческой души во всём богатстве её переживаний. К лучшим созданиям Тютчева принадлежат и любовные стихотворения, проникнутые глубочайшим психологизмом, подлинной человечностью, благородством и прямотой в раскрытии сложнейших человеческих переживаний: Я встретил вас – и всё былое В отжившем сердце ожило; Я вспомнил время золотое- И сердцу стало так тепло. Это одно из самых моих любимых стихотворений. Читаешь его и слышишь неповторимый голос Козловского, поющего этот романс. Это одно из самых задушевных стихотворений поэта. На склоне лет Тютчев испытал самое большое в своей жизни чувство-любовь к Е.А.Денисьевой. именно с этой «последней любовью» связаны многие шедеврю лирики Тютчева: О, как убийственно мы любим, Как в буйной слепоте страстей Мы то всего вернее губим, Что сердцу нашему милей! Давно ль, гордясь своей победой, Ты говорил: она моя. Год не прошёл- спроси и сведай, Что уцелело от нея? Или другие пронзительные строки: Чему молилась ты с любовью, Что, как святыню берегла, Судьба людскому суесловью На поруганье предала. Эти и другие стихотворения, взятые вместе, образуют, так называемый «денисьевский цикл», по всеё своей проникновенности и трагической силе в передаче сложной и тонкой гаммы чувств не имеющий равного не только в русской, но и в мировой любовной лирике. Эти лучшие образцы любовной лирики Тютчева тем замечательны, что в них личное, индивидуальное, пережитое самим поэтом поднято до значения общечеловеческого. Поэзия Тютчева – это своеобразная лирическая исповедь человека, посетившего «сей мир в минуты роковые», в эпоху крушения века складывавшихся социальных устоев, нравственных догм и религиозных верований. Самого себя поэт осознаёт «обломком срарых поколений», вынужденным уступить дорогу «новому, младому племени». И в это же время он сам, детище нового века, несёт в своей душе «страшное раздвоение». Как ни горько ему плестись «с изнеможением в кости навстречу солнцу и движенью», он испытывает не тоскливое томление о прошлом, а сильное влечение к настоящему. Однажды он писал: Не о былом вздыхают розы И соловей в ночи поёт; Благоухающие слёзы Не о былом аврора льёт,- И страх кончины неизбежной Не сеет с дерева листа: Их жизнь, как океан безбрежный, Вся в настоящем разлита. Это строки многое разъясняют в лирике Тютчева. Стремление жить в «настоящем» было до конца дней присуще поэту. Читая стихи Тютчева, я вновь и вновь поражаюсь неисчерпаемому богатству русского языка. Взыскательное отношение к стихотворному мастерству отличает Тютчева. Несмотря на то, что поэт 2не писал, а лишь записывал свои стихи», он на раз возвращался к записанному, отделывал, отчеканивал то, что как бы невольно сорвалось с пера, добиваясь предельной ясности и точности образа. в своём знаменитом стихотворении «молчание!» поэт признавался: Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живешь? Мысль изречённая есть ложь. Однако стихи Тютчева служат лучшим доказательством не бессилия, а могущества слова . мысль никогда не оборачивалась в низ ложью. И как бы ни был сложен в душе поэта строй «таинственно-волшебных дум», они, вопреки его собственному мнению, всё больше и больше находят путь к сердцу другого. Вариант 3. Лирика Тютчева в моём восприятии. Как сердцу высказать себя. Ф.И. Тютчев, «Silentium». План. I всё во мне и я во всём. II «стихов любимейшие строки». 1. лишь жить в себе самом умей. 2. нам не дано предугадать 3. блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые! (Цицерон) 4. душой весны природа ожила (Стихотворение «Могила наполеона») 5. когда пробьёт последний час природы (последний катаклизм) III не плоть, а дух растился в наши дни. Вариант вступления. Знакомство с лирикой Тютчева произошло раньше, чем я взяла в руки томик стихов поэта. В радио и телепередачах звучали стихи и поразило слишком частое повторение в строках слова «душа». А потом в статьях поэтов и литературоведов неизменная ссылка на тютчевские строки. Что стоит за этими строками? Сразу не ответишь.вспоминаются пушкинские строки: На всякий звук Свой отклик в воздухе пустом Родишь ты вдруг. Не об этом ли пишет Тютчев? Тема 17 Идейно-художественное своеобразие сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина. План. I М.Е. Салтыков-Щедрин – гениальный мастер социально-политической сатиры. 1. специфика социально-политической сатиры – направление удара на основные болезни общества и использование приёмов гротеска и фантастики. 2. синтез способностей художника и мыслителя –публициста. 3. причины выбора сказочного жанра. II Пафос тврочества Салтыкова-Щедрина – отрицание всех форм угнетения во имя победы идеалов демократии. 1. обличение самодержавия и эксплуататорских классов. 2. изображение жизни народных масс в царской России. 3. разоблачение обывателя и либерала. III Палитра сатиры Салтыкова-Щедрина 1. использование сказочного жанра в сатирических целях. 2. сближение социальных явлений с явлениями сказочного и животного мира. 3. «эзопов язык» и его функции. 4. сочетание разностилевых элементов в композиции, сюжете и рече сказоу. 5. гипербола и гротеск. 6. роль фантастического элемента. IV современность смеха Щедрина Вариант 2 План. I Революционная сатира Салтыкова щедрина. II обличение и беспощадная критика дворян, чиновников, самодержавия, либералов, обывателей, бесплодных мечтателей. 1. народ в сказках Салтыкова-щедрина . 2. художественное своеобразие сказок: А) «эзопов язык» Б) традиционные образы- символы животных и новые образы-аллегории; В) переплетение реального и фантастического; Г) гипербола, гротеск; Д)Речевая характеристика; Е)связь с народным творчеством III Сказки Щедрина – действенное средство борьбы с современной бюрократией и с антинародной идеологией. Тема 18. Я хочу рассказать о книге Н.С.Лескова «очарованный сранник». Мне за народ очень помереть хочется. План. I «Писатель будущего». II Иван Флягин- «чернозёмный Телемак». 1. деятельный мирный характер Ивана Флягина. А) неуёмная сила духа; Б) богатырское озорство; В) неистребимая жизненная мощь; Г) широта души; 2. необыкновенная жизнь. III Пафос высокой нравственности. Рабочие материалы Трагическая судьба человека, который не может найти применения, предстаёт перед нами в повести «Очарованный странник». «Очарованный странник»- это тип «русского скитальца» (говоря словами Достоевского) конечно, Флягин не имеет ничего общего с дворянскими «лишними людьми» -Алеко, Онегиным,- которых имел в виду Достоевский. Но от тоже ищет и не может обрести себя. Ему не надо смиряться и желать трудиться на родной ниве. Он и того смирён своим мужицким званием перед необоходимостью трудиться. Но покоя ему нет. В жизни он не участник, а только странник. Похождения «странника» удивительны и сказочны не менее, чем история Левши. События, преследующие героя, стягиваются в такой фабульный узел, что даже у самого Лескова немного найдётся столь занимательных произведений. И на протяжении всей повести нас не покидает чувство удивления, перед нравственной силой, несокрушимостью духа. Пусть фантастична история его «татарского плена» и есть в ней отголоски 2восточных повестей2 прошлого века, правда в том, что мы видим русского человека, тоскующего по родной земле. Герой Лескова, человек безграничной русской удали, великого просторечья, больше всего радеет о родной земле. Он не может жить для себя. И в монастыре нет ему покоя. Внутренний голос говорить ему: «Ополчайся!». Жизнь нужно отдать за что-то большое, общее, не за эгоистическое спасение души. «мне за народ очень помереть хочется». Казалось бы в чём-то эта вещь близка Достоевскому. Но как раз к нему-то Лесков никогда не подходил. Иван Северьянович странствовал и страдал. «пострадали небось?»- спрашивают его. «разумеется-с»,- охотно отвечает он. Но страдание его не от внутренней потребности страдать, очищаясь в страдании, а от выпавшего человеку таланта, от внешних обстоятельств, не дающих развернуться, проявить себя в полную силу. А сил ему опущено- количество огромное. Он и по виду – добрый русский богатырь, Илья Муромец, и горы может свернуть. Да сил – то этих он не знает к чему приложить. Очарован богатырь чьими-то злыми чарам, и нет ему ни пути, ни дороги. Так и мыкается он по свету «очарованным странником.» В истории И. Флягина мы видим русского человека, любящего родину, ловкого, сметливого, совестливого, несчастного в своей судьбе, но широкого в своём сердце, в стремлении добром служить людям. Так кто же он Иван Флягин? Герой? Неудачник? Скиталец? Он- прведник! Тема 19 Революция и гражданская война глазами писателей разных поколений А я стою один меж них В ревущем пламене и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. М.Волошин. План. I мы идём сквозь револьверный лай II хотят весь мир пересоздать 1. чёрная злоба, святая злоба (12 Блок) 2. крепи у мира на горле пролетариата пальцы. 3. неразделённость и неслиянность с революцией (Бабель «конармия») 4. и не отвратим конец пути (Пастернак) 5. жить и исполнять свои обязанности (Фадеев «Разгром») II и никогда подобной пляски смерти не видел иступлённый мир (М.Волошин.) Тема 20 Сюжетно - композиционное построение пьесы Горького на дне План. I Что есть истина. II Своеобразие сюжетно – композиционной структуры пьесы. 1. бессобытийная жизнь обитателей ночлежек, как способ выделения мотивов поступков героев. 2. полилог , как средство отражения духовного разобщения людей. 3. философский подтекст пьесы: а) ведь зечем-нибудь я родился (барон) б) всё - в человеке, всё для человека (сатин). В) для лучшего люди живут (лука) 4. особая роль Луки в системе образов пьесы. III актуальность проблем, поднятых в пьесе. Тема 21 Гуманистическая тема в рассказе М.Щолохова «судьба человека» Всё зло вселенной должно, Приняв сея, Собой преобразить. М.Волошин «путями каина) План. I человек и время. II неистребимая сила добра. 1. предельная нота человеческого горя. 2. украденное детство (судьба Вани) 3. торжество гуманизма. (решение Соколова усыновить Ванюшку) 4. авторское размышление «о вечном утверждении живого в жизни» III Проклятие войне.