Каталог :: Литература : русская

Доклад: Окаянные дни

Бунин, как мы знаем, решительно не Февральскую, а затем и Октябрьскую
революцию 1917 года. В пору братоубийственной  гражданской войны он занял
недвусмысленную позицию противника большевизма. Бунин характеризует революцию
как начало безусловной гибели России в качестве великого государства, как
развязывание самых низменных и диких инстинктов, как кровавый пролог
коэффициент неисчислимым бедствиям, какие ожидают интеллигенцию, трудовой
народ, страну.
Мыслью о трагической судьбе России подсвечено с большей или меньшей силой вес
бунинское творчество эмигрантской поры.
21 октября 1928 года в Грасе Галина Кузнецова, последняя любовь Бунина,
записала: «В сумерки Иван Алексеевич вошел ко мне и дал свои «Окаянные дни».
Как тяжел этот дневник!! Как ни будь он прав – тяжело это накопление гнева,
ярости, бешенства временами. Коротко сказала что-то по этому поводу –
рассердился! Я виновата, конечно. Он это выстрадал, он был в известном
возрасте, когда писал это..»
Эту книгу, как я уже говорил, у нас обходили молчанием, или бранили.
Между тем, при всем накоплении в ней «гнева, ярости, бешенства», а может
быть, именно поэтому, книга написана необыкновенно сильно, темпераментно,
«личностно». Он крайне субъективен, тенденциозен, этот художественный дневник
1918-1919годов, с отступлением в предреволюционную пору и в дни Февральской
революции. Политические оценки в нем дышат враждебностью, даже ненавистью
коэффициент большевизму и его вождям.
Но без «Окаянных дней» трудно понять Бунина.
Книга проклятий, расплаты и мщения, пусть словесного, она по темпераменту,
желчи, ярости не имеет ничего равного в «больной» и ожесточенной белой
публицистике. Потому что и в гневе, аффекте, почти исступлении Бунин остается
художником: и в односторонности великой – художником. Это только его боль,
его мука, которую он унес с собой в изгнание.
Предельная чувствительность честность и порядочность Бунина, его чувство
независимости, собственного достоинства, неспособность лгать, притворятся,
идти на компромисс со своей совестью и своими убеждениями – все это было
жестоко попрано в хаосе гражданской войны.
Он увидел ее только с одной стороны. Однако ведь красный террор был такой же
реальностью, что и белый, и даже ему предшествовал. Производились массовые
расстрелы заложников, уничтожались сдавшиеся в плен офицеры и юнкера.
Лейтмотив «Окаянных дней» очень мрачный, можно сказать – беспросветный.
На страницы Бунина выплескивается улица; митингуют, спорят до хрипоты или же
ропщут, жалуются, угрожают разношерстные лица – коренные москвичи и
сошедшиеся в российскую столицу рабочие, солдаты, крестьяне, барыни, офицеры,
«господа», просто обыватели.