Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Достоевский

     Родион Раскольников, главный герой романа, - молодой человек,
выходец из обедневшей дворянской семьи, студент юридического факультета
университета, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учение. Живя в
тесной коморке, похожей на гроб или шкаф, на пятом этаже многоэтажного дома
близ Сенной, Раскольников постоянно наблюдает за жизнью бедноты Петербурга.
Раскольников – умный, гордый, необщительный юноша, полный сознания собственной
исключительности. Он страдает от голода и лишений, от унижений, которым
подвергаются его мать и сестра.
     Раскольников чувствует себя никому не нужным, отвержённым среди богатых
особняков, разряженной публики. Подавленный нищетой и несправедливостью жизни.
Раскольников решается на убийство процентщицы Алёны Ивановны. Идея заключается
в том, что, по мнению Родиона, можно совершить преступление ради общего блага,
преступление «по совести»: можно убить «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую,
больную, никому не нужную, а напротив, всем вредную старушонку», взять её
деньги и загладить это «крохотное преступленьице» тысячами добрых дел.
Раскольников много думал об этой идее, пока не нашёл ей объяснение. Он пришёл к
выводу, что всё человечество издавна делится на две категории: на людей
обыкновенных, подчиняющихся силе, «тварей дрожащих», и на сверхлюдей, которым
всё дозволено и которые не остановятся ни перед чем, даже преступлением, как,
например Наполеон. И это, думает Раскольников, вечный и непреложный закон: «Кто
крепок и силён умом и духом, тот над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у
них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель.Так доселе
велось и так всегда будет!»
     Уверовав в эту идею, Родион хочет испытать себя: кто он – «тварь дрожащая»
или «властелин судьбы»? 
     Но, убив старуху-процентщицу, Раскольников убедился, что он вовсе не
«существо высшего порядка», так как преступление не принесло ему ничего, кроме
страданий и мук совести.
     И вот, пытаясь переделать в себе человеческую натуру, отделить волю от
совести, Раскольников приходит к трагическому раздвоению. Играя роль
«властелина», он понимает, что такая роль не для него. Убив процентщицу, Родион
убивает всё то человеческое, что связывало его с окружающим миром, с людьми: «Я
сам себя убил, а не старушонку».
     После убийства Раскольников переживает состояние отрешённости от мира, его
душа объята «мёртвым холодом». Это ужасное ощущение становится расплатой за
совершённое преступление. Герой понял, что все люди незримо связаны между собой
и каждый человек, его жизнь – безусловная ценность, поэтому никто не имеет
права распоряжаться жизнью другого человека. Трагизм Раскольникова – в ложности
теории «наполеонизма». Он понял это, совершив преступление, но возвратиться к
прежней, нормальной жизни смог только через страдания.
     Лужин – предприниматель средней руки, это разбогатевший
«маленький человек», которому очень хочется стать человеком «большим»,
превратиться из раба в хозяина жизни. В этом корни его «наполеонизма», но как
они похожи на социальные корни раскольниковской идеи, её пафос социального
протеста угнетённой личности в мире униженных и оскорблённых! Ведь Раскольников
– нищий студент , которому тоже хочется подняться над своим социальным
состоянием. Но гораздо важнее для него видеть себя человеком, превосходящем
общество в нравственно-интеллектуальном  отношении, несмотря на свое социальное
положение. Так появляется теория о двух разрядах; и тому и другому остаётся
лишь проверить свою принадлежность к высшей категории. Таким образом,
раскольников и Лужин совпадают именно в стремлении стать выше тог положения,
которое отведено им законами социальной жизни, и тем самым возвыситься над
людьми. Раскольников присваивает себе право убить ростовщицу, а Лужин –
погубить Соню, поскольку они оба исходят из неверной посылки, что они лучше
других людей, в частности тех, которые становятся их жертвами. Только понимание
самой проблемы и методы Лужина гораздо пошлее, чем у Раскольникова. Но это
единственная разница между ними. Лужин опошляет, а тем самым дискредитирует
теорию «разумного эгоизма». По его мнению, лучше желать блага себе, чем другим,
надо стремиться к этому благу любыми средствами, и каждый должен делать то же –
тогда, достигнув каждый своего блага, люди и образуют счастливое общество. И
получается, что Дунечке Лужин «помогает» из лучших побуждений, считая свое
поведение безукоризненным.
     На примере Лужина автор нам показывает двойника, нет скорее антипода
Раскольникова. Так, приводя всех персонажей романа в соотношение с главным
героем, Достоевский достигает главной своей цели – дискредитации
человеконенавистнической теории, рождённой самим несправедливым миром.