Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Основные мотивы в лирике Лермонтова

Основные мотивы в лирике Лермонтова.
                                                           Где не погибло слово,
                                                      там и дело еще не погибло.
Поколение Лермонтова вступившее в жизнь после поражения восстания
декабристов, было обречено на бесплодную растрату сил в условиях николаевской
реакции. Большинство произведений Лермонтова написано именно в это время,
поэтому многие из них пронизаны горечью и одиночеством, с сознанием того,
что его современники живут бесцельно. Об этом автор пишет в стихотворении
«Дума». На мой взгляд, это поэтическая исповедь, чистосердечная и печальная.
В самом начале стихотворения автор высказывает свои общие суждения о
поколении 30х годов:
Печально и гляжу на наше поколенье!
Его грядущее - иль пусто, иль темно,
Меж тем, под бременем познанья и сомненья,
В бездействии состарится оно.
Поэта огорчает то, что многие его современники живут « ошибками отцов и
поздним их умом ». Я полагаю, что речь здесь идет об идейном наследии
декабристов, потому что многие участники восстания на Сенатской площади
примирились с самодержавием и признали революционную борьбу бесполезной.
Лермонтов же убежден в том, что свобода не придет сама собой. За нее надо
бороться, страдать, идти на каторгу и даже умирать. С горечью и болью поэт
говорит о том, что у его современников нет ни высоких сильных чувств, ни
прочных привязанностей, ни твердых убеждений. Стихотворение заканчивается
убийственным выводом, подготовленным всем ходом авторских рассуждений:
Толпой угрюмою и скоро позабытой,
Над миром мы пройдем без шума и следа,
Не бросивши векам ни мысли плодовитой,
Ни гением начатого труда.
Лермонтов и негодует и грустит одновременно. Автор выступает от лица
прогрессивной интеллигенции, которая не хотела мириться с николаевским
режимом, но при сложившихся обстоятельствах ничего не могла предпринять. Мне
представляется « Дума » как призыв к активной интеллигенции, к пробуждению
гражданской совести у своего поколения.
Однако Лермонтов видит и других людей. Он понимает, что борющегося человека
ждут трудности и лишения. В стихотворении « Смерть поэта » и отражена
трагедия передовой мыслящей личности. Первая его часть напоминает элегию.
Едва чувствуется сдержанный гнев, чуть слышны приглушенные рыдания.
Негодование прорывается лишь в тех фразах, где говорится о Дантесе. Поэт
намеками говорит о тех, кто направлял пистолет Дантеса:
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар ?
Нетрудно догадаться , кого имел ввиду автор . Они - это придворная знать ,
продажные журналисты , идейные защитники самодержавия . Вначале Лермонтов
только намекает на тех , кто был замешан в трагических событиях . Во второй
части стихотворения он открыто называет истинных виновников гибели Пушкина .
Его погубили « надменные потомки известной подлостью прославленных отцов » .
В этой толпе царедворцев узнали себя представители придворной знати ,
оказавшие услугу Николаю Второму в его кровавой расправе с декабристами .
Именно они таятся « под сенью закона » . Поэт громко и открыто заклеймил
высокопоставленных преступников . С тех пор всем , кому дорого русское слово
, стало известно имя Лермонтова , преемника традиций Пушкина . Стихотворению
« Смерть поэта » очень близко по теме и настроению другое - « Как часто
пестрою толпою окружен » . Беспощадно и презрительно характеризует Лермонтов
завсегдатаев светских салонов . Поэт чувствует себя одиноко среди них .
Возвращаясь мыслями к детству , он как бы отдыхает душой . Стихотворение
волнует нас не только потому , что в нем обличается высший свет . Нас пленит
духовный мир самого поэта , его мысли и чувства .
Лермонтов очень любил свою родину , поэтому в его произведениях родина -
предмет любви , поэтического осмысления ее судьбы . Уже в ранних творениях
поэта можно встретить его размышления о судьбе России . В Стихотворении «
Предсказание » 16ти летний Лермонтов предрекает неминуемую гибель
самодержавия : « .царей корона упадет » . Возникает резонный вопрос : что
принесет падение царской власти ? По мнению Лермонтова , отнюдь не
процветание и благоденствие . Прежде всего должен быть уничтожен закон :
Когда детей , когда невинных жен
Низвергнутый не защитит закон .
Россия представлялась поэту как « страна рабов , страна господ » . Ненависть
и презрения к такой отчизне звучит в стихотворении « Прощай , немытая Россия
. » Это , по - моему , одно из самых громких и ярких заявлений Лермонтова . В
этом произведении прозвучало оскорбительно - дерзкое , и вместе с тем
проникнутое глубокой душевной болью определение родной страны - « немытая
Россия » . Такого русская литература еще не произносила ! Лермонтов ,
свободный и гордый человек , не может жить в « стране рабов , стране господ »
, быть под постоянным надзором властей . И в то же время , он ненавидит
Россию безропотную , покорную , где царят беззаконие и произвол . Любит
Лермонтов и тонко чувствует красоту родной природы . Однако , мне кажется что
в лирике Лермонтова « чистый » пейзаж отсутствует . Поэт говорит о тех мыслях
и чувствах , которые вызывает у него природа . Доказательством этому служит
стихотворение « Родина » . Реакционные писатели прославляли самодержавную и
крепостническую Россию . Это , своего рода , казенный патриотизм . Поэт
признает его ложным . Уже в первой строфе автор называет свою любовь к родине
странной . В чем же заключается эта странность ? Вероятно , в двойственном
отношении к родине . Мы видим признаки сельского пейзажа со следами
крестьянского труда и быта . Поэт любуется полным гумном , избами с резными
ставнями на окнах . А вот так называемый официальный патриотизм его не
трогает . Лермонтов категорически отвергает сложившиеся веками устои
крепостнической России и желает видеть русский народ свободным и просвещенным
. Он восстает против политического гнета и пламенно призывает современников к
борьбе за свободу и счастье русского человека . И мне кажется , что его стихи
согреты чувством великой любви к народу .
Все таки , я думаю , Лермонтов был очень одинок . Эти мотивы одиночества
находят воплощение в ряде основных образов его лирики : одинокий парус ,
одинокая сосна , одинокая пальма , одинокий утес . Поэт безнадежно одинок .
Он не верит в возможность взаимопонимания между людьми . Разлад между мечтой
и действительностью проникает и в прекрасное чувство - любовь . В его
любовной лирике нет ни строки о счастливой , взаимной любви . Она приносит не
радость и счастье , а грусть и страдания . Лермонтов грустит , причем
искренне , о том , что в жизни все так ничтожно . Да и сама жизнь - пустая и
глупая шутка . Как ни странно , ощущение постоянного одиночества не отрывает
поэта от жизни , не уводит его в мир мечтаний и грез . Полагаю ,
стихотворение « Выхожу один я на дорогу » принадлежит к лучшим его творениям
. Вместе с автором мы видим величие ночи , очарование торжественной тишины и
покоя . Это гимн красоте гармонии природы , которая не знает противоречий .
Далее , от ночного пейзажа мысль переходит к человеческому обществу , в
котором бушуют страсти и душевный тревоги . В этом стихотворении взгляд поэта
в большей степени сосредоточен на душевных переживаниях человека . Лермонтов
- глубокий и тонкий психолог , который чутко раскрывает психологию своих
героев , их мгновенные настроения и переживания .
Лермонтов - поэт настоящего , но чтобы хорошо знать настоящее , надо иметь
хорошее представление о прошедшем . Лермонтов не был историком , однако , в
своем творчестве нередко использовал исторические сюжеты . Как истинно
русский человек , как гражданин - патриот , он не мог не любить своей истории
. Как поэт пристально ни всматривался в окружавшее его общество , стараясь
найти людей способных вывести отечество из кризиса , его усилия были тщетны .
Таких людей он не нашел . Лермонтов пишет стихотворения , в которых слышится
тоска о нравственной силе ушедших поколений .
В « Бородине » впервые в русской истории , историческое событие было увидено
глазами русского народа , Бородинская битва пережита и осмыслена рядовым и
основным ее участником - русским солдатом , от имени которого говорит
Лермонтов . Читая , живо представляешь себе простого русского солдата :
Забил заряд я в пушку туго
И думал : угощу я друга !
Постой-ка , брат , мусью !
Что тут хитрить , пожалуй к бою ;
Уж мы пойдем ломить стеною ,
Уж постоим мы головою
За родину свою .
« Бородино » - глубоко русское произведение . В нем автор воскресил великие
понятия родины и народа , чести и долга в их первоначальном значении . Мы
всегда останемся благодарны поэту за то , что в скорбные дни национальной
трагедии , когда пол - России топтали сапоги немецких оккупантов , его строки
будили в нас чувство долга . Тогда все войска оборонявшие Москву , повторяли
крылатые строки : « Ребята ! Не Москва ль за нами ? Умремте ж под Москвой. »
В литературном наследии Лермонтова немало произведений , посвященных русской
истории . Поэма « Последний сын вольности » - это красочный рассказ о жизни
новгородских славян 9го века и их борьбе за свою вольность . В поэме « Боярин
Орша » , поэт обращается к временам Ивана Грозного .
Лермонтова привлекали богатырская сила и широкий размах чувства ,
свойственные поколению старого времени . Именно о таких людях он говорит в
песне про купца Калашникова . Автор уходит в глубину веков и создает
жизненную правдоподобную ситуацию , которая требует от главного героя
свершения подвига во имя чести и долга . Мне кажется , что обращение
Лермонтова к истории страны было продиктовано чувством национальной гордости
за дела своих предков , желанием пробудить у современников интерес к славным
страницам русской истории , и тем самым поднять их гражданский дух в мрачные
годы николаевской реакции . И я согласен со словами В . Г . Белинского ,
сказавшего , что он « вопрошал и допрашивал прошедшее , чтобы оно объяснило
ему настоящее и намекнуло о будущем » .
М. Ю. Лермонтов очень рано стал осознавать себя поэтом. Он много размышлял о
назначении поэта и поэзии. Еще в юношеских стихотворениях «К другу»,
«Монолог», «Молитва», он говорит о трагической судьбе поэта. Стихи о поэте и
поэзии занимают в творчестве Лермонтова особое место. Ведь в них -отношение
поэта к родине, к миру, ко времени, осознание поэтом своего места в обществе.
В его стихах я ощущаю чувство одиночества, чувство внутреннего разлада с
миром. В стихотворениях «Поэт», «Кинжал», «Журналист, читатель и писатель»,
«Пророк», он высказывает свое поэтическое кредо, свою идейно-художественную
программу. Трагедия поэта уже рассматривается в связи с общественными
условиями. В стихотворении «Журналист, читатель и писатель» ведется разговор
трех людей, представляющих основные движущие силы литературы того времени. Я
считаю, что центральной фигурой этого стихотворения, отражающей точку зрения
автора, является читатель, требующий от поэта правды и силы. Читатель задает
твердый и жесткий вопрос, обращенный и к тем временам, и ко всем нам, когда
же,
Расставшись с сложной мишурой,
Мысль обретет язык простой,
И страсти голос благородный?
В стихотворении «Пророк», Пушкин говорит о великом общественном значении
поэзии - «глаголом жечь сердца людей.» Лермонтов же, в одноименном
стихотворении говорит о падении роли поэта в современном ему обществе. Такое
различие позиций двух великих русских поэтов объясняется различием эпох, в
которых они формировались. Пушкин - в период патриотического подъема
Отечественной войны 1812 года; Лермонтов - в период беспросветной
николаевской реакции. Поэт, наделенный божественным даром, осознает всю
тяжесть своего предназначения. Он понимает, как трудно выполнять «веленье
Божие». Трудно потому, что люди, которым он говорит о любви и правде, не
верят ему, насмехаются над ним, и даже презирают. Но поэт не отказывается от
своей высокой миссии. Он возвращается в пустыню, где слушают его звезды да
тварь земная. И хотя он остался один, поэт продолжает свое дело. Я думаю, что
это стихотворение прекрасно отражает мироощущение Лермонтова, одинокого,
отвергнутого, видящего вокруг себя лишь пороки и злобу:
С тех пор, как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Век Лермонтова - эпоха, которой была чужда поэзия. Лермонтов,
предчувствовавший свое время, писал об утрате поэзией своего высокого
назначения, о его обреченности на непонимание и презрение людьми,
равнодушными к вольной проповеди свободы и правды. Я думаю, что Лермонтов
определил судьбу поэта таким образом не только в России, но и в любом
государстве, подавляется всякая общественная мысль, царит произвол и насилие.