Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Образ Ивана Флягина

           ОБРАЗ ИВАНА ФЛЯГИНА В ПОВЕСТИ «ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК»           
В повести «Очарованный странник» Лесков создает совершенно особый, не
сопоставимый ни с одним из героев русской литературы образ человека, который
настолько органично слит с изменчивой стихией жизни, что ему не страшно в ней
потеряться. Это — Иван Северьяныч Флягин, «очарованный странник»; он
«очарован» сказ­кой жизни, ее волшебством, поэтому для него в ней не
существует границ. Этот мир, который герой воспринимает как чудо,
бесконе­чен, как бесконечно и его странствие в нем. У него нет никакой
конкретной цели путешествия, ибо жизнь — неисчерпаема. Каждое новое
пристанище Флягина — это очередное открытие жизни, а не просто смена того или
иного занятия. Широкая душа странника уживается абсолютно со всеми — будь то
дикие киргизы или стро­гие православные монахи; он настолько гибок, что
согласен жить по законам тех, кто его принял: по татарскому обычаю он не на
жизнь, а на смерть сечется с Саварикеем, имеет по мусульманскому обычаю
несколько жен, принимает как должное жестокую «опера­цию», которую с ним
проделали татары; в монастыре он не только не ропщет за то, что в наказание
его заперли на все лето в темном погребе, но даже умеет найти в этом радость:
«Здесь и церковный звон слышно, и товарищи навещали». Но несмотря на такую
ужив­чивую натуру, он нигде не задерживается надолго. Может пока­заться, что
Иван легкомыслен, непостоянен, неверен себе и другим, поэтому он скитается по
миру и не может найти себе пристанища. Но это не так. Свою преданность и
верность он доказывал не раз — и тогда, когда он спас от неминуемой гибели
семью графа К., и в отношениях с князем и Грушей, — а столь частая смена мест
оби­тания и постоянный мотив бегства Флягина объясняются вовсе не
недовольством жизнью, а, напротив, жаждой испить ее до послед­ней капли. Он
настолько открыт жизни, что она несет его, а он с мудрой покорностью следует
ее течению. Но это — не следствие ду­шевной слабости и пассивности, а полное
приятие своей судьбы. Часто Флягин не отдает себе отчета в поступках,
интуитивно пола­гаясь на мудрость жизни, доверяя ей во всем. И высшая сила,
перед которой он открыт и честен, вознаграждает его за это и хра­нит. Иван
неуязвим для смерти, к которой он всегда готов. Чудом он спасается от гибели,
удерживая коней на краю пропасти; цыган вынимает его из петли; он одерживает
верх в поединке с татари­ном; бежит из плена; спасается от пуль во время
войны. Флягин го­ворит о себе, что он «всю жизнь погибал, но не мог
погибнуть», и объясняет это тем, что он — «большой грешник», которого «ни
земля, ни вода принимать не хочет». На его совести — смерть мо­наха, татарина
и цыганки Груши, он без зазрения совести бросает своих детей от татарских
жен, его «искушают бесы». Но ни один из его «греховных» поступков не порожден
ненавистью, ложью, жаж­дой личной выгоды. Смерть монаха — результат
несчастного слу­чая, Саварикея Иван засек до смерти в честном бою, а в
истории с Грушей он поступил, следуя велению своей совести, полностью
со­знавая, что он совершает убийство... Понимая неминуемость смер­ти цыганки,
он берет грех на себя, надеясь в будущем вымолить у Бога прощение. «Ты
поживешь, ты Богу душу отмолишь и за мою душу, и за свою, не погуби же меня,
чтобы я на себя руку подня­ла», — умоляет его несчастная Груша. У Ивана своя
собственная религия, своя мораль, но в жизни он всегда честен с собой и с
дру­гими. Повествуя о своей жизни, Флягин ничего не утаивает, ибо душа его
открыта как для Бога, так и для случайных попутчиков. Флягин наивен и прост,
как младенец, но когда он борется с не­справедливостью и злом, он может быть
решительным и даже жес­токим. За истязание птички он наказывает барскую кошку
и отре­зает ей хвост, за что сам терпит суровое наказание. Ему «за народ
очень помереть хочется», и он отправляется на войну вместо юноши, с которым
не в силах расстаться родители.
Флягин — необыкновенно одаренный человек, для него нет ни­чего невозможного.
Тайна его силы, неуязвимости и удивительного дара — всегда ощущать радость —
заключается в том, что он всегда поступает так, как того требуют
обстоятельства. Он в гармонии с миром, когда мир гармоничен, и он готов
сражаться со злом, когда оно стоит на его пути.