Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Кавказ в изображении русских классиков

                              Кавказ.                              
Многих русских писателей манил Кавказ, таинственный край, «где люди вольны, как
орлы»: Кавказ называли «Тёплой Сибирью»;  туда в действующую армию ссылали
неугодных. На Кавказ ехали и молодые люди в жажде побывать в «настоящем
деле», туда стремились и как в экзотическую страну чудес. С  1817 Россия вела
борьбу с разрозненными горскими племенами , объединившиеся в борьбе за
свободу под знамёнами Шамиля. Участвовали в этой войне и иные офицеры М.
Лермонтов и Л. Толстой, но не войну воспели они в своих кавказских творениях,
а прекрасную, суровую, дикую красоту гор, колоритную жизнь горцев, чарующую
красоту горянок, легенды и сказания  аулов.
В своё время Белинский отмечал, что Кавказ сделался для русских « заветной
страной воли и неисчерпаемой поэзии» с лёгкой руки А. С. Пушкина. В его
стихотворении «Обвал» с необычайной силой и поэтичностью изображена могучая и
дикая природа:
                            Дробясь о мрачные скалы,                            
                              Шумят и пенятся валы,                              
                             И надо мной шумят орлы                             
                                  И ропщет бор.                                  
                          И блещут средь волнистой мглы                          
                                  Вершины гор.                                  
Своему другу  Н. Раевскому Пушкин посвятил поэму «Кавказский пленник» .
Восторгаясь красотой Кавказа , он писал : «Забуду ли его кремнистые вершины,
Гремучие ключи, увядшие равнины. В этой романтической поэме противопоставлены
разочарованное « дитя цивилизации»- русский, «европеец» и .., дитя природы,
«дева гор», живущая естественной жизнью, воплощение любви и
самопожертвования. Поэма Пушкина открывает тему трагического противостояния
России и Кавказа, тему, которая, видимо никогда не будет исчерпана.
Мотив любви к Кавказу проходит и через всё творчество М. Ю. Лермонтова,
которого в своё время поразила поэма «Кавказский пленник». Неудивительно, что
некоторые черты (гордое одиночество, таинственность, пылкая страсть)
объединяют героев пушкинской поэмы и героев Лермонтова:
     

И хладен блеск его очей.

.Чувства, страсти, В очах навеки догорев, Таятся, как в пещере лев, Глубоко в сердце. Кавказ для Лермонтова связан с воспоминаниями его детства, романтическим мироощущением, тоской по необычному, потребностью в величественном. С юношеских лет он грезил Кавказом, бывая там, он слушал рассказы про страну, записывал народные песни. Поэма «Беглец» , например, выросла из черкесской народной песни. Поэму эту следовало бы читать всем, кто в разные годы принимал решения об усмирении непокорных горских народов. Нет для черкеса большего позора, чем трусость на поле боя и неумение отомстить. С презрением отвернулся от беглеца и умирающий друг, и возлюбленная, и даже мать. И когда на утро « удар кинжала пресёк несчастного позор», мать его лишь « хладно отвернула взор». Лермонтов славит Кавказ и устами своего героя Мцыри, предпочитающего жизни в неволе 3-и дня жизни на свободе. Сияньем голубого дня Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ! Быть может он с своих высот Привет прощальный мне пришлёт. Блуждавший в пустыне мира печальный Демон находит край, достойный его судьбы и страсти: Прекрасен ты, суровый край свободы! И вы, престолы вечные природы. Наконец, сам поэт в стихотворении «Кавказ» восклицает: Как сладкую песню отчизны моей Люблю я Кавказ! Тема Кавказа нашла отражение и в творчестве Л.Н. Толстого. В его произведениях мы найдём и описание гор Кавказа, их «громадности» и «воздушности», их бесконечной красоты, перед которой такими мелкими кажутся жизненные прежние впечатления. Мы найдём описание чеченских аулов и казацких станиц, расположенных в трёхстах саженях друг от друга. Мы узнаем, что издавна эти народы живут вместе, и обычаи их переплелись, и любовь к свободе, праздности, грабежу и войне составляют главные черты их характера. Но в произведениях Толстого Кавказ предстаёт и как арена исторической драмы, как место удовлетворения великодержавного тщеславия. Повесть «Кавказский пленник» -произведение простое и ясное. Лёгкое в восприятии, оно даёт ответы на сложнейшие нравственно-философские вопросы: можно ли быть милосердным к врагу и простить предательство товарища, стоит ли из-за национальной розни перечёркивать гуманные, человеческие отношения. В последние годы жизни Толстого привлекла личность сподвижника Шамиля- свободолюбивого и мужественного Хаджи – Мурата. Непокорённый, он бежал и погиб, защищая свою свободу, жизнь своей семьи. Толстой явно сочувствует своему герою, отмечая, наряду с храбростью и удалью, его какую-то детскую непосредственность. И в тоже время жестокость, мстительность горцев вызывают осуждение писателя. Война есть война, она всегда кровь, пожарища, плач вдов, матерей и сирот. Видеть это писателю больно, любое убийство для него противоестественно. Как бы предвидя современную трагедию русско-кавказских отношений, А.С. Пушкин писал: Кавказа гордые сыны, Сражались, гибли вы ужасно, Но не спасла вас наша кровь. А Лермонтов, как бы в продолжении этой жизни, философски замечает: И с грустью тайной и сердечной Я думал: « Жалкий человек. Чего он хочет?. Небо ясно. Под небом много места всем; Но беспрестанно и напрасно Один враждует он –зачем? (« Валерик »)