Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Размышления о судьбе вишневого сада

               Размышления о судьбе вишневого сада.               
     Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест.
                                                       А.П.Чехов "Вишневый сад".
                                      План.                                      
I.                   "Вишневый сад" – последняя законченная пьеса А.П.Чехова.
II.                Бывшие хозяева вишневого сада.
1)                Раневская и Гаев – взрослые дети.
2)                Симеонов-Пищик – приспособившийся помещик.
III.             Лопахин – хозяин вишневого сада.
IV.            Будущие хозяева вишневого сада.
1)                Петя Трофимов – вечный студент.
2)                Аня Раневская – человек нового поколения.
"Вишневый сад" – последняя законченная пьеса А.П.Чехова. Замысел автора
заключается в том, чтобы высмеять "недотепистость" основных действующих лиц.
Чехов обрушивает целую лавину едких насмешек почти на каждого из них. Однако
нам все равно становится по-человечески жаль многих персонажей. После первого
прочтения "Вишневого сада" ни у кого, по-моему, не возникает  антипатии к
Фирсу, "лакею, старику восьмидесяти семи лет", который, несмотря на свой
преклонный возраст, заботится о помещике Гаеве, как о малом ребенке. Но,
трезво осмыслив прочитанное, мы  понимаем, что он холоп "до мозга костей",
что такой тип людей – пережиток прошлого. На мой взгляд, это мнение немного
надуманное, неестественное, и я не берусь судить, какое из них вернее. Даже
современниками писателя "Вишневый сад" воспринимался по-разному. Знаменитый
драматург Станиславский, вместо создания "комедии, местами даже фарса",
представил пьесу как "тяжелую драму" русской жизни, что сильно противоречило
замыслам автора. Чехов говорил: "Я же комедию написал! Что же вы сделали
слезливую драму".
Чехов беспощадно высмеивает ограниченность и глупость главных действующих лиц
– Гаева и Раневской. Гаев "прожил все свое состояние на леденцах". Его
любимое выражение – "Желтого в угол! Дуплет в середину!" – проскальзывает
через слово. Раневская сорит деньгами направо и налево, в то время как сама
увязла в долгах. Они представители "вымирающего дворянства", часть прошлого,
люди, которые не смогли или не захотели  приспособиться к действительности
нового мира. Взрослые дети, они смогли сохранить в себе некоторые черты людей
уходящего мира: доброту, отзывчивость, честность, прямоту. Они способны на
высокие чувства, на страдания. Но этот мир прошлого стал для них футляром, в
который они пытаются погружаться, сталкиваясь с проблемами реальной жизни. Ни
Гаев, ни Раневская совершенно не умеют вести хозяйство, и их имение
собираются продать за долги. Они тяжело переживают возможную потерю имения:
". я люблю этот дом, без вишневого сада я не понимаю своей жизни, и если уж
нужно продавать, то продавайте и меня вместе с ним". Им предлагают "вишневый
сад и землю по реке разбить на дачные участки и отдавать потом в аренду под
дачи". Однако и Гаев, и Раневская совершенно единодушны в этом вопросе, они
считают предложение совершенно неприемлемым и отказываются от него, хотя это,
несомненно, принесло бы огромную прибыль и помогло бы расплатиться с долгами.
Мало того, они обеспечили бы себе "двадцать пять тысяч годового дохода".
Может быть, они поступают правильно. Во-первых, морально-этические принципы,
которые они сумели в себе сохранить, не позволяют им вырубать вишневый сад,
символ красоты Русской земли. А во-вторых, для чего им будет нужен этот новый
сад, если они любили его только как напоминание о прошлом? Смена формации
становится трагедией для обоих. Они не могут приспособиться к новой жизни, но
Чехов отказывает им в сочувствии, он считает Гаева и Раневскую не достойными
владеть вишневым садом, символическим образом всей России.
В отличие от Гаева и Раневской, Симеонов-Пищик, тоже помещик, смог
приспособиться к реалиям новой жизни. Он получил прибыль с железной дороги,
которая прошла по его территории, затем сдал часть своего имения в аренду на
двадцать четыре года. Фактически, для Пищика предложение англичан об аренде
земли означает то же, что предложение вырубить вишневый сад и построить на
его месте дачи для Гаева и Раневской. Но Симеонов-Пищик поступается своими
принципами и отдает участок в аренду. Финансовые трудности, опасения за
судьбу дочери, огромные долги сломили его волю и характер. "Голодная собака
ворует только в мясо", так и он теперь "может только про деньги".
Если Симеонов-Пищик сумел приспособиться к новой жизни, то Лопахин научился
управлять ею. У него есть врожденное чутье предпринимателя, которое
становится незаменимым качеством в новом мире. Лопахин – человек с сильным
характером. Характер помог ему из крестьянства выбиться в буржуазию. Он умеет
трезво оценивать сложную ситуацию и находить из нее наилучший выход. Именно
он является инициатором предложения Гаеву и Раневской: отдать вишневый сад
под дачи. На мой взгляд, Лопахин – самый противоречивый персонаж в пьесе.
"Битый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал", воспитанный в
имении, где "дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню", впитал
часть той, уходящей культуры дворянской усадьбы, которая и сформировала его
"тонкую, нежную душу". Однако духовная жизнь не может не противоречить
практичной натуре купца. В этом противоборстве побеждает обычно купец,
"хищный зверь". Именно ему Чехов отдает роль хозяина вишневого сада в
настоящем.
Однако будущее вишневого сада он связывает с представителями нового поколения –
Аней Раневской и Петей Трофимовым. В монологах Пети Трофимова зачастую
выражается мнение самого Чехова. Но, как и многие другие персонажи комедии,
Петя – человек фразы. Он не совершает и, по-видимому, не совершит ни одного 
поступка. Он как бы застыл в развитии, и даже его прозвище, "вечный 
студент", подтверждает это. Петя оказывается еще одним Тургеневским Рудиным.
Как и Рудин, он способен влиять на других людей, в особенности на Аню,
которая, как губка, впитывает все его мысли, дающие впоследствии богатый
урожай стремлений и надежд в ее душе. Среди основных действующих лиц Аню
выделяет малое количество реплик: она человек действия. В самом начале пьесы
Аня привозит из Парижа свою мать, прожившую там пять лет, в то время как ее
имение уже собирались пустить с молотка. Ни в одной сцене Аня не показана в
сатирическом свете. Она смотрит в будущее с оптимизмом: "Мы насадим новый
сад, роскошнее этого.". Она представитель нового поколения людей, идущих на
смену и Гаевым, и Раненевским, и Лопахиным, людей которые смогут создать
новую Россию!