Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Мой Мaяковский

     МОЙ МАЯКОВСКИЙ
Мое знакомство с Маяковским состоялось много лет назад. Тогда это было для
меня чем-то громадным, непонят­ным и нескладным. Сказалось также сложившееся
о нем представление как о певце революции. Да, это действительно так, потому
что даже в самых лирических его произведениях рядом с душевными переживаниями
поэта неизменно при­сутствует красный цвет — цвет революции:
В поцелуе рук ли,
губ ли, В дрожи тела
близких мне Красный цвет
моих республик тоже
должен
пламенеть.
И подобно тому как превозносили поэта в первые годы со­ветской власти,
теперь, в связи с изменившейся политичес­кой обстановкой в стране, — его
стихи подчас отвергают. А допустимо ли это?
Сейчас я познакомилась с другим, совершенно новым для меня Маяковским —
лириком. И в очередной раз осознала всю безосновательность категоричных
суждений. Мой Маяковский... Да, этот поэт, некогда читавшийся по принуждению,
теперь стал моим.
Наиболее близка мне в его творчестве любовная лирика. Она достигает таких
вершин чувства, что ей уже не хватает обычных слов — слишком серыми и
бесцветными кажутся они. И появля­ются образы-гиганты: «громада любовь»,
«любовища».
Маяковский не умеет чувствовать «мелко». Необыкновен­ная сила чувства сквозит
даже в ритме его стихотворений. Если прислушаться, то вся мелодия стиха
напомнит ритм ис­полинских шагов. Маяковский-гигант, плачущий морями —
«слезищами», для которого океан мал, а небо кажется «кро­хотным». Поэт
беспредельности в одних стихах — вдруг ста­новится нежным «мальчиком», с
которым женщина играет, «как девочка с мячиком», в других — слова «кричат»:
...душу вытащу,
растопчу.
Чтоб большая! —
и окровавленную дам, как знамя...
И вдруг — с громогласного крика переходит на шепот, исполненный отчаяния:
Дай хоть
последней нежностью выстелить
твой уходящий шаг.
Маяковский для меня — это человек, смотрящий на мир и видящий его не так, как
я. И этим он мне интересен. Поэт привлекает своей неповторимостью,
несхожестью с другими, восхитительным миром диких фантазий:
А вы
ноктюрн сыграть
могли бы
на флейте водосточных труб?
И в то же время — удивительной трогательностью стиха:
Подошел и вижу — за каплищей каплища
по морде катится, прячется в шерсти...
И какая-то общая
звериная тоска плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
Нежность, ненависть, любовь, тоска и боль — вся гамма человеческих чувств
представлена у Маяковского в самом ярком их проявлении.
Безусловно, поэта можно любить или не любить, прини­мать его идеи или быть их
противником. Но то, что действи­тельно достойно уважения — глубина чувства,
постоянство, преданность идее, — это неизменно присутствует в стихах
Маяковского.
Но он умел быть и другим — насмешливым, едким, бес­пощадным.
Вечер. Театр сатиры. На сцене — «Клоп» Маяковского. И сразу задумываешься о
том далеком или только кажущемся далеким времени в истории моей страны.
Начало века, коренная ломка всех устоев и жизненного уклада страны.
Революция, принесшая совершенно новый взгляд на мир. Кто-то воспринял ее с
восторгом, кто-то занял выжидательную позицию («А что-де будет-то?!»), кто-то
не принимал ее и страдал. А вот некоторым было все равно, на какой почве
паразитировать. Такие люди, не имеющие собст­венных убеждений,
приспосабливались ко всему, крича «Ура!», если это делали все вокруг, или —
«Долой!», в зави­симости от того, что было выгодно.
Поиск выгоды, умение приспосабливаться, отсутствие каких бы то ни было
нравственных понятий объединяет главных героев «Клопа» — Присыпкина, Баяна и
семью Ре­нессанс. Для того чтобы получше устроиться уже в новой жизни, можно
сменить фамилию Присыпкин на «аристокра­тический» псевдоним Скрипкин,
совершить выгодную сдел­ку — обмен профсоюзного билета на парикмахерскую.
Обы­вательщиной и пошлятиной пронизаны души этих людей, низменные чувства
видны в каждом их поступке.
Да, 20-е годы, борьба с мещанством... Но если вдуматься более глубоко, то
станет ясно, что комедия, написанная Мая­ковским на злободневную тему,
волновавшую всех в ту уже далекую от нас, молодых, эпоху, то невольно
напрашивается вопрос: «А что, неужели среди нас нет Присыпкиных и Бая­нов?»
Несомненно, есть. И именно поэтому комедия Маяков­ского имеет не только
историческую подоплеку, но и затра­гивает общечеловеческие ценности.
Маяковский был оптимистичен, предположив в своем произведении, что светлое
будущее совсем недалеко — через какие-нибудь полвека. Но, к сожалению, мы,
люди, стоящие на пороге нового века, все еще не знаем противоядия против
«клопов», паразитирующих в нашем обществе. Изолировать таких людей, как
предложил Маяковский, невозможно. И становится грустно, так как эта комедия
на самом деле имеет трагический подтекст: ни одна идея не может быть
претворена в жизнь, не будучи опошленной грязью и низос­тью мещанской натуры.
Вечер. Театр сатиры. На сцене — «Клоп» Маяковского. И сразу задумываешься...
О чем? О сегодняшнем дне.
Таков он — мой Маяковский. Сатирик и лирик. Роман­тик и трезвый реалист. И
всегда — Поэт.