Каталог :: Литература : русская

Реферат: Лирический герой Жуковского

                            Гимназия №1                            
                                 РЕФЕРАТ                                 
                                 на тему:                                 
                  Лирический герой В.А.Жуковского                  
                                           Выполнил: ученик 11 «А» класса
                                                         Пятаев Владимир.
                            г. Новокуйбышевск                             
                                 2004 г.                                 
                                   Содержание.                                   
1.Введение
2.Основная часть
3.Заключение
4.Список использованной литературы.
Данная работа преследует цель рассмотреть образ лирического героя в
стихотворениях В. А.Жуковского, выявить основные черты его характера.
Основной метод - исследовательский, потому что именно он дает ключ к
установлению характерных черт лирического героя Жуковского.
Проблема, поставленная в работе,- углубить представление о творчестве В.А
Жуковского.
Ж  И  З  Н  Ь    И    П  О  Э  З  И  Я -  О  Д  Н  О .
                                                                   В.А.ЖУКОВСКИЙ
В  в   е   д   е   н   и   е
Василий Андреевич Жуковский- крупнейший поэт русского романтизма.
В.Г.Белинский назвал лирику  Жуковского  “поэзией души и сердца”.[1]
Поэзия Жуковского – это поэзия грусти и недостижимой, вечной любви, тихого
страдания, таинственности, прекрасной  гармоничной природы и . смерти.
“Ватще  дерзать в борьбу с необходимым: житейского никто не победит “,- вот
суть жизненной позиции поэта, выраженная им самим в стихах  к А.Н. Арбеневой.
Поэтому поэзия Жуковского не была исполнена духом борьбы с жизненными
невзгодами, активностью  и радостью. И все-таки, не смотря на некоторую
односторонность содержания этой поэзии, А.С.Пушкин и В.Г.Белинский предсказали
Жуковскому – поэту бессмертие: ”Его стихов пленительная сладость пройдет веков
завистливую даль”,- писал Пушкин в стихотворении “Жуковскому”. Причина этого
то, что односторонность, при всей видимости ее отрыва  от реальности, вполне
реальна в человеке, по словам Белинского, “ в известный возраст жизни или в
известном  расположении духа".[2] 
Жуковский впервые в русской поэзии выразил эту односторонность с необыкновенной
силой  поэтического дарования. Отсюда у Белинского указание на “необходимость,
оправдание и достоинство” односторонность  поэзии Жуковского : он “первый на
Руси выговорил  элегическим  языком жалобы человека  на  жизнь”.
[3]
Не давая различного изображения индивидуального  характера и чувства, поэзия
Жуковского замечательна другим. В ней постоянно создается одно и то же
душевное состояние  - состояние воодушевления, сдержанного напряжения
способностей   человека  реагировать на явление внешнего мира.  Необычайное
утончение его поэзии, при всем единстве отраженного в ней душевного
состояния, вело к ее разнообразию.
Недаром Пушкин писал о Жуковском: “ Никто не имел и не будет иметь слога,
равного в могуществе и разнообразии слогу его”.
[4]
Тонкий анализ художественного метода В.А.Жуковского  дал в соей книге “Пушкин и
русские  романтики” Г.А. Г у к о в с к и й. Он вслед за Белинским  считал поэта
романтиком  за в высшей  степени субъективный подход ко всему вокруг:”. в
системе Жуковского лирическая правда индивидуального переживания  и есть высшая
, даже единственная истина , а объективный, вне индивидуального переживания
пребывающий мир – это лишь эфемерная видимость , и логика  суждения  о нем –
ложь. Жуковский  выводит мир, действительность      из души , из личного
переживания. В человеке романтизм видит душу нации более, чем общечеловеческое
право, которое видели люди классицизма”.[5]
Выбор темы данного реферата не случаен. Роль Жуковского в создании новой русской
поэзии  исключительна   велика. Впервые в русской литературе   он придал
интимной лирике глубокий, зачастую философский смысл. Во многих отношениях
Жуковский- предшественник  А.С.Пушкина, который  недаром называл себя его
учеником: “ Я не следствие, а точно   ученик его”.
[6]
Мысль, ставшая переживанием, - в этом суть лирики Жуковского. Принцип этот
был воспринят и Пушкиным  и всей последующей русской поэзией.
Данная работа преследует  цель рассмотреть лирического героя в стихотворениях
В.А.Жуковского, выявить основные черты характера героя. Необходимо уточнить,
что подразумевается под термином “лирический герой”.
Лирический образ – это эстетически значимое  переживание; автобиографическое
начало содержится в нем как бы в сжатом виде, и для нас  важно как то, что
именно данный поэт испытал  данное переживание, так и то, что оно вообще
могло быть испытано в данных обстоятельствах .
Поэтому в лирическом произведении в принципе всегда содержится начало
художественного вымысла. Если нам и известно, что лирическое переживание не
могло быть “автобиографическим”, оно сохраняет все свое художественное
значение, поскольку оно могло быть испытано. В связи с этим . выдвигается
понятие лирического героя, которое позволяет точнее осмыслить соотношение
индивидуального и обобщенного, автобиографичности и вымысла в лирике”.
[7]
Лирический герой обычно воспринимается как   образ самого поэта- реально
существующего человека: читатель отождествляет создание и создателя, а это не
всегда одно и то же. Лирический герой – это носитель сознания, и предмет
изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром. Внимание
читателя сосредоточено преимущественно на том, каков лирический герой, каково
его отношение к миру и состояние, что с ним  происходит”,
[8] - считает Б.О.Корман.
Основная часть
Одной из особенностей романтической поэзии Жуковского был ее глубоко личный
характер. О своем раннем творчестве поэт писал:
     . для меня в то время было:
     Жизнь и поэзия - одно.
Эти слова с полным правом можно отнести ко всей поэзии Жуковского: она была
тесно связана с жизнью поэта. Если знакомство с жизнью поэта необходимо для
понимания его творчества, то к Жуковскому это относится в наибольшей степени.
Жуковский начал свой творческий путь как последователь Н.М. Карамзина. Как и
все карамзинисты, Жуковский испытывает ”презрение к бурному миру”, поэтому
его лирический герой ищет успокоения на лоне природы, в кругу друзей. В
стихотворении  “Стихи, сочиненные в день моего рождения” лирический герой
отвергает   “венцы  вселенной  “  и “ позлащенный  чертог “  и мечтает  об  “
укромном уголке “  в тени лесов, где бы можно было свободно дышать и
услаждать слух  лирой.
Лирический герой Жуковского защищает высокие моральные ценности от натиска
враждебных человеку сил, мечет громы против  “ развратных и жестоких”
властителей, “попирающих ногами невинность, доблесть и честь”, предостерегает
“любимцев муз” от пагубности увлечения светской суетой, роскошью, “минутными
успехами”,  призывает их быть независимыми в своих  мнениях.
В декабре 1802 года в 24-м номере карамзинского  “Вестника Европы” было
опубликовано  “Сельское кладбище” Жуковского (это вольный перевод из
английского поэта Грея) с посвящением  Андрею Тургеневу.  В строфах элегии  с
большой  эмоциональной силой  прозвучала мысль в несословной  ценности
личности.   Тема “ Сельского кладбища” –  смысл жизни человека,
взаимоотношения  его с окружающим миром.      В этом стихотворении
непосредственный, но искусно организованный  поток чувств  и мыслей
конкретного человека
Элегия строится как размышление поэта – мечтателя, вызванное созерцанием
кладбища.  Лирический герой – это одинокий поэт, обреченный судьбой на раннюю
гибель, не знавший  ни славы, ни счастья, но “чувствительный душой” Эта
“чувствительность “ составляет его единственное богатство:   Дарил несчастных
он, чем только  мог – слезою.                                       Эти слова
могут вызвать улыбку. Однако следует вспомнить, что писал о Жуковском
Белинский, которого не смущала повышенная слезливость: “Как бы то ни было, эти
слезы были великим шагом  вперед для общества: ибо кто может плакать не только
о чужих страданиях, но и вообще о страданиях вымышленных, тот, конечно, больше
человек, нежели тот, кто плачет, тогда только, когда его больно бьют”.
[9]
Лирический герой  этого стихотворения размышляет о жизни и смерти, о
человеческих судьбах, о себе.
В дальнейшем образ поэта – мечтателя возвышенно мыслящего и чувствующего,
остро воспринимающего противоречия окружающей его действительности,
сочувствующего бедным труженикам, глубоко страдающего от неразделенной любви
и предчувствующего  свою близкую гибель, становится  ведущим лирическим
героем поэзии Жуковского.
Постоянно в лирику Жуковского проникает тема больших жизненных утрат, все
чаще в ней начинает повторятся мысль о неосуществимости идеала в современном
обществе. Эти  настроения достаточно определенно выражены в элегии   “Вечер
“. Лирический герой здесь признается, что ему   “ Рок судил. быть другом
мирных сел, любить красы природы, творца, друзей, любовь и счастье воспевать
“, но жизнь нарушила его безмятежное существование. Поредел круг друзей, о
прежнем дружеском союзе остались только  воспоминания.  Лирический герой
скорбит о гибели всего прекрасного на земле, у него появляются мысли  о
смерти.
В стихотворении  “Певец” Жуковский представил читателю идеальный портрет
лирического героя, образ которого,   испытывая  столкновение между мечтой и
действительностью, осложняется.
                 Он дружбу пел, дав  другу нежну руку, -                 
                    но верный друг во цвете лет угас:                    
                   Он пел любовь – но был печален глас,                   
                    Увы! Он знал любви одну лишь муку.                    
Эти строки вполне можно отнести и к самому  В. А. Жуковскому. Его лирика как
бы сосредоточивается вокруг двух основных тем:  погибшей дружбы и разрушенной
любви.  В основе этих  тем лежат конкретные биографические факты:  ранняя
смерть лучшего друга – Андрея  Тургенева  и любовь поэта к Марии  Протасовой,
встретившая непреклонное сопротивление со стороны матери девушки.   Но этот
лирический герой, эти строфы о “бедном певце “ не просто автобиографичны: в
них зарождается типичный образ романтического героя – человека с  “обманутой
душою”, который   “разлюбил жизнь”.  Этот образ получит развитие в
последующей литературе русского романтизма.
Романтическое восприятие действительности, наметившееся в «Вечере», еще более
четко  выразилось в послании «К Филалету». Разочаровании в жизни здесь более
глубокое, оно затронуло самые чувствительные структуры души  и сердца. Скорбь
лирического героя безмерна. Он убеждается в крахе своих надежд  на счастливую
любовь:
     Я в любви нашел одну мечту,
     Безумный тяжкий сон, тоску без разделения.
Думы о смерти, как  единственном выходе из тягостного состояния, принимают
все более устойчивый характер:
     Кончины сладкий час
     Моей любимою мечтой становится.
Жизнь представляется лирическому герою Жуковского «бездной слез и страданий»,
он понимал всю «низость настоящего», уповал на лучшее:
     О милое воспоминание
     О том, чего уж в мире нет!
     О дума сердца – упование
     На лучший, неизменный свет!
     Блажен, кто вас среди губящего
     Волненья жизни сохранил
     И с вами низость настоящего
     И пренебрег и позабыл.
Мистический герой Жуковского не был борцом, и поэтому его жалобы никогда не
перерастали в открытый протест. Гнусности и низости действительности он
противопоставлял  душевный порыв к неопределенному идеалу. Этот идеал находил
выражение не только в упованиях  на иной мир, но и в уходе от настоящего в
прошлое, в атмосферу идеализированного  и опоэтизированного средневековья.
Отсюда обращение Жуковского к жанру баллады, которая наряду с элегией широко
представлено в его творчестве. Герой баллад Жуковского по своему
национальному, сословному, историческому облику в большинстве случаев
условен. Но он конкретен в своей внутренней сущности. Его переживания,
чувства и думы, радости и скорби для той поры современны. Это было новым в
изображении человеческой личности. Уходя от социальных противоречий в
идеализированное прошлое или потустороннее будущее, Жуковский все более и
более пренебрегал предметной, объективной стороной действительности.
Жуковский создавал в своей поэзии фантастический мир, противопоставленный
реальному. Но было бы ошибочно представлять, что конкретно – историческая
среда в ней полностью отсутствует. Она проявляется в картинах природы, в
переживаниях и раздумьях лирического героя, в активных откликах на крупнейшие
события современности. Основная проблематика баллад – вопросы человеческого
поведения и выбора между добром и злом.
Добро и зло в резком противопоставлении фигурируют во всех балладах
Жуковского. Борьба за душу человеческую, за ее спасении от погибели –
основная тема баллад.
Уже в  ранних своих произведениях Жуковский обнаружил преобладающий интерес к
психологическому миру своих героев. В балладе «Людмила» психологическая
обрисовка персонажей  становится еще более глубокой и тонкой. Поэт стремится
воссоздать все перипетии переживаний Людмилы: тревогу и грусть по милому,
ожившие надежды на сладостное свидание и неудержимую скорбь, отчаяние,
недоумение и радость, сменяющиеся страхом и смертным ужасом, когда любимый
привозит ее на кладбище к собственной могиле. В этой балладе Жуковский
развивает характерную для его элегий мысль о безрассудности и даже
греховности ропота человека на свою судьбу, ибо любые горести и испытания
ниспосылаются ему свыше:
     Вдруг  усопшие толпою 
     Потянулись из могил;
     Тихий, страшный хор завыл:
     «Смертных  ропот  безрассуден;
     Царь всевышний правосуден;
     Твой услышал стон творец;
     Час твой бил, настал конец.»  
Жуковский стремился раскрыть  характер лирического героя через мысли и
чувства,  возникшие на почве  определенной культуры. Так в средневековых
рыцарских балладах Жуковский умело воссоздает исторический колорит,
психологию коварных преступлений, жестокости, властолюбия  и  вместе  с тем
вечной, хотя и неразделенной любви, трогательной верности, нежной, но
скорбной  страсти.
Своей поэзией Жуковский отстаивал суверенность душевного строя личности,
мыслящей себя внутренне самостоятельной и независимой. Такая личность
(лирический герой) воспринимает историю и современность, прошлое и будущее
сквозь индивидуально неповторимое сознание. Лирический  герой в стихах
Жуковского – прежде всего частный человек, противополагающий себя
государству. Его душевный строй  и весь духовный облик  самоценны.  Он не
удовлетворен официальной казенной моралью и разочарован в ней,  потому что
она противоречит гуманным чувствам, которые  он признает истинными.
Счастье лирического героя Жуковского отличается от счастья других:
     Счастлив, кто от хлада лет
     Сердце охранил,
     Кто без ненависти свет
     Бросил и забыл, 
     Кто  делит с душой родной,
     Втайне от людей,
     То, что презрено толпой
     Или чуждо ей.
Его отталкивает равнодушие, корысть, преходящие  материальные блага,
властолюбие:
     Прочь низкое! Прочь злоба!
Ему по душе человечность в отношениях между людьми, любовь без расчета,
бесхитростная дружба.
Лирический  герой  Жуковского  любит свою  Родину, ценит ее красоту:
     О Родина! Все дни твои прекрасны!
     Где б ни был я, но все с тобой душою.
Душевный опыт лирического  героя Жуковского неоткуда не выводим и ничем
посторонним не обусловлен. Он – его собственное достояние, выполненное и
выстраданное поэтом. Весь видимый человеком мир в поэзии Жуковского предстал
в индивидуальном свете, пропущенном через сердце и душу. Любое переживание,
печаль или тоска, гражданское или патриотическое чувство утратило в стихах
Жуковского риторическое, абстрактное выражение и приобрело задушевность и
трогательность.
Например, патриотизм воспринимается у Жуковского («Певец во стане русских
воинов») не внешним по отношению к человеку требованием,  а его собственным,
внутренним убеждением, неотъемлемым свойством его натуры.
Усилия Жуковского были направлены на создание неповторимого, индивидуального
характера, проистекающего из душевных устремлений человека     и
определяющего  его поступки и поведение. Этот характер поэт осмыслил
неделимым,  тождественным романтически освещённой собственной личности.
Жуковский, подобно любому романтику, стремился жить так, как писал. Его
лирика  опиралась не на житейски  точную биографию, а на избранные
биографические факты, которые укладывались в его мыслимое, идеальное
представление о своем уделе. В поэзии  он строил свою  особую биографию,
далеко не всегда совпадающую с реальной, известной нам по документальным
источникам. В ней и запечатлелся психологический облик Жуковского. Такого
тесного  и вместе с тем нетождественного единства между поэтом  и его
лирическим героем русская поэзия еще не  знала. Единство авторского сознания
и отображенной в лирике  романтической личности – вот то новое, что внес
Жуковский в романтизм, в частности и в поэзию вообще.  Жуковский обогатил
русскую поэзию глубоко нравственным содержанием. Его лирика выражает
неудовлетворенность господствующими моральными нормами, лирический герой в
его поэзии разочарован в свете, ему отказано в любви и семейном очаге, его
окружают равнодушные лица. Духовная опустошенность общества, в погоне за
чинами и наградами, лесть, бессердечие – все  это отвергается лирическим
героем. Жуковский первый, связав  жалобы человека на жизнь с собственной
участью, придал им обобщенное содержание. Оно заключалось в нравственных
представлениях поэта. Жуковскому свойственно  религиозно -  гуманистическое
понимание человека. В стихотворении  «Теон и Эсхин» Жуковский возвеличил
человека:
     С  сей сладкой надеждой я выше судьбы,
     И жизнь мне земная священна;
     При мысли великой, что я человек,
     Всегда возвышаюсь душою.
В стихотворении поэт задумался над тем, в чём состоит счастье личности. Эсхин
искал его за пределами собственной души, во внешнем мире, в наслаждениях, но
не нашел. Мудрец Теон тихо жил в родном краю и весь был погружен в заботы о
своей душе. И хотя его постигло горе (умерла подруга), Теон обрел подлинное
счастье. Он понял, что счастье – в его душе, во всем его человеческом
существовании, и ничто – никакие человеческие блага – не могут его заменить.
Человек для Жуковского не средство для достижения каких – то посторонних ему
целей, а сам цель исторического процесса. Поскольку между самосознанием
личности ее реальными возможностями и положением в действительности лежала
глубокая пропасть, то лирический герой в поэзии Жуковского принципиально
одинок. Он находит понимание лишь среди людей, которым чужда мораль
несправедливого общества. Но одиночество не отрицает человека то всего мира.
Он принимает жизнь с её страданиями и печалями, потому что они умножают
гуманные начала в человеке. Лирический герой верит, что в конечном итоге
прекрасное и возвышенное в человеке победит, хотя бы и за пределами земного
бытия.
Так в поэзии Жуковского возникает второй мир – идеальный и совершенный. Поэт
устремляется в просторы чистого и светлого блаженства. Жуковский увлекает не
изображением этого туманного и зыбкого второго мира, а вдохновенным порывом к
нему, жаждой идеала, предощущением торжества гуманной мечты. Поэт уносит
читателя  в неведомую даль очарования и чтобы достичь её, побуждает сбросить
груз земной суеты, прозреть мелкие интересы и оживить истинно человеческие
свойства:
     Приди, о Муза благодатная, 
     В венке из роз с цевницею златой;
     Склонись задумчиво на  пенистые воды.
     И, звуки оживив, туманный вечер пой.
     На лоне дремлющей природы.
Заключение.
Таким образом, лирический герой В.А.Жуковского – это человек глубоких
чувств(чаще всего горестных), стремящийся от действительности в свой
внутренний мир, в мир мечты.
Лирический герой поэта зачастую автобиографичен. Но историю своей жизни
Жуковский чаще всего передает посредством традиционных лирических сюжетов и
ситуаций. При этом тяжелый надрыв и отчаяние, через которые он прошел,
оказываются просветленными. Эстетичность образов становится предметом
созерцания, дарующего утешение.
И.М. Семенко писала: «Жизнь Жуковского была исполнена внешних и внутренних
композиций, которые у поэта другого типа породили бы индивидуалистическое
самоощущение.  Но муза Жуковского смиренна. Ни «экзотичность» его
происхождения, ни во многом из ряда вон выходящие личные переживания не
использованы в его поэзии как источник художественного эффекта.»
[10]
Между поэзией и личностью Жуковского тесная связь. В.Г.Белинский отметил это как
явление новое для литературы: « До Жуковского на Руси никто и не подозревал,
чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзиею и чтобы
произведения поэта могли быть вместе и лучшею его биографиею.»
[11]
Своим творчеством В.А.Жуковский увлекает читателей к гуманизму, к
совершенству и нравственной красоте.
                        Список использованной литературы.                        
1.Жуковский В.А. Избранное. Л.,1973.
2.Белинский В.Г.Сочинения Александра Пушкина. М.,1961.
3.Бессараб М.Я. Жуковский. М.,1983.
4.Благой Д.Д. Душа в заветной лире. М.,1975.
5.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М., 1975.
6.Межвузовский сборник Содержательность форм в художественной литературе.
Куйбышев. 1990.
7.Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.
8.Шаталов С.Е. В.А.Жуковский. Жизнь и творческий путь. М.,1983.
     
[1] В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. М., 1961. с 127 [2] Белинский В.Г Сочинения Александра Пушкина. М., 1961. с 65 [3] Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1961. с72 [4] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Л., 1979, т 10. с. 117. [5] Гуковский Г.А “Пушкин и русские романтики”. М., 1965. С. 51-52 [6] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений. Л., 1979, т10. с.117 [7] Краткая литературная энциклопедия. М., 1967, т.4. с.208-209 [8] Корман Б.О. Целостность литературного произведения и экспериментальный словарь литературоведческих терминов. // Межвузовский сборник ”Содержательность форм в художественной литературе”. Куйбышев. 1990. с 22. [9] Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1961.с 69. [10]Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975. С.58 [11]Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М., 1961. С.66.