Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Образ Базарова

     Образ Базарова
     
     
Личность Ба­зарова замыкается в самой себе, потому что вне ее и вокруг нее
почти нет вовсе родственных ей элементов.
Д.И. Писарев
Я хотел сделать из него лицо трагическое... Мне мечталась фигура сумрачная,
дикая, большая, наполовину выросшая из почвы, сильная, злобная, честная, - и
все-таки обреченная на погибель, потому что она все-таки стоит еще в
преддверии будущего.
И.С. Тургенев
     Едва выйдя в свет, роман И.С. Тургенева "Отцы и дети" вызвал настоящий шквал
критических статей. Ни один из общественных лагерей не принял новое творение
Тургенева. Либеральная критика не могла простить писателю того, что
представители аристократии, потомственные дворяне изображены ирониче­ски, что
"плебей" Базаров все время издевается над ними и морально оказыва­ется выше их.
Демократы же восприняли главного героя романа как злую паро­дию. Критик
Антонович, сотрудничавший в журнале "Современник", даже назвал База­рова
"асмодеем нашего времени". Все эти факты говорят в пользу И.С. Турге­нева. Как
настоящий художник, творец, он сумел угадать веяния эпохи, появ­ление нового
типа, типа демократа-разночинца, который пришел на смену аристократии.
     Тургенев отразил в романе типичный конфликт эпохи и задал, в частности,
вопрос о характере и роли "нового чело­века", деятеля в период революционной
ситуации в Европе 60-х годов. Героем того времени являлся разночинец-демократ,
убежденный противник дворянско-крепостнического строя, материалист, прошедший
школу труда и лишений, само­стоятельно мыслящий и независимый. Именно таков
главный герой романа "Отцы и дети" - Евгений Базаров.
     Главная проблема, поставленная писателем в романе, уже звучит в его
назва­нии: "Отцы и дети". Это название имеет двойной смысл. С одной стороны,
это проблема поколений - вечная проблема классической литературы, с другой, -
конфликт двух социально-политических сил, действовавших в России в 60-е годы:
либералов и демократов. Действующие лица романа группируются в зависимости от
того, к какой из со­циально-политических группировок мы можем их отнести. Но
дело в том, что Базаров оказывается единственным представителем лагеря "детей",
лагеря демократов-разночинцев. Все остальные герои находятся во враждебном
лагере.
     Базаров стал выразителем идей революционной демократии, противопоставленных в
романе либеральному дворянству. Его образ занимает центральное место в
композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в ос­тальных
он главное действующее лицо. Все основные лица романа группиру­ются вокруг
него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче от­теняют те или
иные черты его личности, подчеркивают его превосходство, ум, душевную силу,
свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристокра­тов. 
     Сюжет романа строится на столкновении Базарова с чуждым ему дворянством.
Тургенев сразу же показывает, что Базаров - демократ, разночинец, человек
труда, чужд аристократическому этикету и условностям. В столкновении с
"барчуками проклятыми" его облик раскрывается полностью. В романе широко
используется прием контраста: Базаров противопоставлен Павлу Петровичу,
аристократия одного демократизму другого. Последовательность, убежденность,
воля и целеустремленность Базарова контрастируют с двойственностью Аркадия, с
его мягкотелостью и отсутствием осознанной цели.
     В Марьине, родовом поместье Кирсановых, Базаров - гость, разительно
отличающийся от хозяев-помещиков. Даже со своим товарищем Аркадием он
расходится в главном - в представ­лениях о жизни, хотя Аркадий – единственный
сторонник Базарова в споре с отцами. Но их взаимоотношения все-таки нельзя
назвать дружбой, потому что дружба невозможна без взаимопо­нимания, дружба не
может быть основана на подчинении одного другому. На протяжении всего романа
наблюдается подчинение слабой натуры более сильной: Аркадия - Базарову. Но
все-таки Аркадий постепенно приобретает свое мнение и перестает повторять слепо
за Базаровым нигилистические суждения и мнения. В спорах он не выдерживает и
выражает свои мысли. Разница между героями видна в их поведении в "империи"
Кир­санова. Базаров занимается работой, изучением природы, а Аркадий
сибаритст­вует, ничего не делает. То, что Базаров человек дела, видно даже по
его "красной обнаженной руке". Да, действительно, он в любой обстановке, в
любом доме старается заниматься делом. Главное его дело - естественные науки,
изучение природы и проверка теоретических открытий на практике. Увлечение
науками является типичной чертой культурной жизни России 60-х годов, зна­чит,
Базаров идет в ногу со временем. Аркадий - совершенная противополож­ность. Он
ничем не занимается, из серьезных дел его ни одно по-настоящему не увлекает.
Для него главное - уют и покой, а для Базарова – труд и движение.
     Крупное разногласие возникло между "друзьями" в разговоре о роли природы в
жизни человека. Здесь уже видно сопротивление Аркадия взглядам Базарова,
постепенно "ученик" выходит из-под власти "учителя". Базаров ненавидит мно­гих,
а у Аркадия нет врагов. "Ты, нежная душа, размазня", - говорит Базаров,
понимая, что Аркадий уже не может быть его сподвижником. "Ученик" не может жить
без принципов. Этим он очень близок к своему либеральному отцу и Павлу
Петровичу. Зато Базаров предстает перед нами как человек нового поколения,
которое пришло на смену "отцам", не способным решить основные проблемы эпохи.
Аркадий - человек, принадлежащий старому поколению, поколению "от­цов".
     Аркадий хочет быть сыном своего века и напяливает на себя идеи Базарова,
которые решительно не могут ему подойти. Он принадлежит к разряду людей, вечно
опекаемых и вечно не замечающих над собой опеки. Базаров относится к нему
покровительственно и почти всегда насмешливо, он понимает, что их пути
разойдутся.
     В столкновении с различными персонажами, противопоставленными ему,
раскрываются замечательные черты Базарова: в спорах с Павлом Петрови­чем -
зрелость ума, глубина суждений и непримиримая ненависть к барству и рабству; во
взаимоотношениях с Аркадием - способность привлекать на свою сторону молодежь,
быть учителем, воспитателем, честность и непримиримость в дружбе; в отношении с
Одинцовой - умение глубоко и по-настоящему любить, цельность натуры, сила воли
и чувство собственного достоинства.
     Ключевыми местами  в композиции романа являются сцены споров. Герои Тургенева
раскрывают свое мировоззрение в прямых высказываниях, в столкно­вениях со
своими идейными противниками. Базаров - натура независимая, не склоняющаяся ни
перед кем, а подчиняющаяся лишь суду мысли.  Типичен для тогдашней молодежи и
интерес Базарова к естественным наукам, хотя ни карь­ера ученого, ни карьера
врача не явилась бы его уделом.
     Тургенев проводит своего героя через ряд испытаний (кстати, это  ти­пично для
романов Тургенева). Он испытывает Базарова сначала любовью, затем и смертью.
Тургенев как бы со стороны наблюдает за тем, как ведет себя его герой в этих
ситуациях. Базаров назы­вал любовь "белибердой", презрительно относился к
идеальным, романтическим чувствам, признавал любовь только физиологическую:
"Нравится тебе женщина, так возьми ее!". Однако сам, влюбившись, вдруг
почувствовал  себя романти­ком, мучимым эмоциями.
     В предсмертной сцене Базаров верен своим идеалам до конца, он не сломлен,
гордо смотрит смерти в глаза. Многие критики считают эту сцену са­мой сильной,
живой и трогательной. Потому что именно здесь раскрывается это "грешное,
бунтующее сердце" до конца.
     Смерть Базарова оправданна по-своему. Как в любви нельзя было доводить
Базарова до "тишины блаженства", так и в его предполагаемом деле он должен был
остаться на уровне еще не реализуемых, вынашиваемых, и потому безгра­ничных
стремлений. Базаров должен был умереть, чтобы остаться Базаровым.