Каталог :: Литература : русская

: Лицейские годы Пушкина

                                1.                                
     Александр   Сергеевич  Пушкин  родился  6  июня  (26  мая  по  старому
стилю)  1799  году  в  Москве. Отец его, Сергей Львович (1771 -1848 ),
происходил  из  помещичьей,  когда-то богатой семьи. От имений предков (в
Нижегородской  губернии)  до  него дошло немного; но и дошедшее он проматывал,
совершенно  не  интересуясь хозяйственными делами; служил он  в  Московском
комиссариате, но службой не был озабочен. Среди его знакомых  было  много
писателей,  а брат его Василий Львович приобрел известность  как  поэт.  В
доме Пушкина интересовались литературой, а сам  Сергей  Львович  был
поклонником французских  классиков  и  сам пописывал   французские   и
русские  стихи,  которые,  впрочем,  были известны  только  знакомым  и
родственникам.  Мать  Пушкина,  Надежда Осиповна,  урожденная  Ганнибал,
происходила от Ганнибала, петровского "арапа", изображенного в романе Пушкина.
       Воспитание  Пушкина   было  безалаберным. Сменявшиеся   французы-
гувернеры,  случайные  учителя  не  могли  иметь  
                                2.                                
     глубокого влияния на ребенка,  в   значительной  степени
предоставленного  самому   себе.
     Детство Пушкин  провел в  Москве, выезжая  на лето  в уезд Захарово, в
подмосковное имение бабушки.  Кроме Александра у Пушкиных были  дети  - старшая
дочь  Ольга  и  младший  сын  Лев.  Родители не уделяли многовнимания детям,
да, по-видимому,  Александр не был любимым  ребенком в семье.  
        Его  брат  писал  впоследствии  о  детских  годах  Александра:   "До
одиннадцатилетнего  возраста  он  воспитывался  в  родительском  доме.
     Страсть к поэзии появилась в нем с первыми понятиями: на восьмом  году
возраста, умея уже  читать и писать,  он сочинял на  французском языке
маленькие комедии и  эпиграммы на своих  учителей.  Вообще  воспитание
     его мало заключало в себе русского.  Он слышал один французский  язык;
Гувернер  был  француз,  впрочем  человек  неглупый  и   образованный;
библиотека его отца состояла из одних французских сочинений.   Ребенок
     проводил бессонные ночи  и тайком в  кабинете отца пожирал  книги одну за
другою".  В 1810  году возник  проект устройства 
                                3.                                
     привилегированного учебного заведения -  лицея в Царском  Селе, при дворце
Александра I.
     Пушкин, обладавший  влиятельными знакомствами,  решил определить  туда
своего сына  Александра.   В июне  1811 г.   Александр со  своим дядей поехал
в   Петербург,  благодаря имеющимся  связям,   Пушкину  былообеспечено
поступление. 12 августа он выдержал  вступительный  экзамен.19  октября  был
торжественно  открыт  лицей  и  с этого дня началась лицейская жизнь  Пушкина.
Лицей был  закрытым учебным  заведением, в него  было  принято   всего  30
учеников.   Это  были  дети   средних  малообеспеченных дворян, обладавших
служебными связями.
       В связи с политическими  событиями 1812 г. Взятие французами Москвы
ставило  под   угрозу  Петербург.    Из-за   большого  потока   солдат
проходившего через  Царское Село,  в лицее  воцарился либеральный дух.
     В лицей проникали  сплетни об Александре  I и его  окружении. Кругозор
Пушкина  в  то  время  расширял  П.   Чаадаев, оказавшийся в гусарском полку в
Царском Селе.  Чаадаев был настроен весьма либерально, он  вел
                                4.                                
     долгие  политические  беседы  с  Пушкиным  и  сыграл  немалую  роль  в
нравственных  понятиях  Александра.    Впоследствии  Пушкин   посвятил Чаадаеву
одно из первых своих политических стихотворений. 
     Именно в лицее  у Пушкина появляються настояшие друзья.  На первый курс
было принято тридцать человек. Значт , у Пушкина было двадцать девять
товарищей.
     В дальнейшем они станут известными людьми. У каждого лицеиста было прозвише, 
     а у некоторых и не одно. Иван Иванович Пущин - “Жано” , Вельгельм Карлович
Кюхельбекер - “Кюхля”, “Глиста”, сам Пушкин - “Француз” и множество других
забавных прозвищ.     
       В лицее  Пушкин плотно  занимался поэзией,  особенно французской, за
     что  он  и  получил  прозвище  "француз".  Среди лицеистов проводились
пассивные соревнования, где Пушкин долгое время одерживал  первенство. Из
русских поэтов Пушкина  привлекал Батюшков и вся  группа писателей,
объединившиеся вокруг  Карамзина.   С этой  группой Пушкин  был связан через
семейные отношения, в частности, через дядю, который был вхож  в
                                5.                                
     нее.  В  доме Карамзина, который  находился в Царском  Селе, Александр
познакомился с Жуковским и  Вяземским, их влияние особенно  отразилось на
творчестве Пушкина начиная с 1815 года.  
       Любимым поэтом Пушкина был Вольтер,  именно ему пушкин был обязан  и
ранним  своим  безбожием,  и  склонностью  к сатире, которая, впрочем,
     находилась также в зависимости от литературной борьбы карамзинистов  и от
шутливых  сатир Батюшкова.  В лицее  Пушкина также  коснулись новые течения
поэзии  того  времени:   "Оссианицизм"  и  "Барды".   К концу
     пребывания   в   лицее   Пушкин   подвергся   сильному  влиянию  новой
элегической  поэзии,  связанной  с  деятельностью  таких   французских
     поэтов, как  Парни и  Мильвуа.   Литературная лицейская  слава Пушкина
пришла к нему в 15 лет,  когда он впервые выступил в печати,  поместив в
]"Вестнике  Европы"  в   июльском  номере  
     стихотворение  "К   другу стихотворцу".
       В октябре 1815 года  образовалось литературное общество "Арзамас"  и
просуществовало оно до конца 1817 года. 
                                6.                                
       Помимо "Арзамаса" и "Беседы" были еще литературные общества.   Одним из
них был кружок писателей,  собиравшихся у Оленина.  Там  собирались
     противники "Беседы"  но и  не сторонники  "Арзамаса".   Предводителями
этого кружка  были баснописец  Крылов и  Гредич.   Пушкин ценил  обоих
     этих людей и  впоследствии посещал Оленинский  кружок. Но в  лицейское
время Пушкин  находился под  влиянием Арзамаса,  вдохновленный сатирой
Батюшкова  на  борьбу  с  "Беседой"  Пушкин  разделял  все  симпатии и
антипатии "Арзамаса".  
       Срок  пребывания  в  лицее  кончился   летом  1817  года.   9   июня
состоялись  выпускные  экзамены,  на  которых  Пушкин читал заказанное
стихотворение "Безверие".  
       Арзамасец  Ф.   Вигель  писал  в  своих  воспоминаниях:   "На выпуск
молодого Пушкина смотрели члены  "Арзамаса" как на счастливое  для них
происшествие, как на торжество.  Сами родители его не могли  принимать в нем
более нежного  участия; особенно  Жуковский, восприемник  его в "Арзамасе",
казался счастлив,  как будто бы  сам бог послал ему милое чадо.  Чадо
показалось 
                                7.                                
     довольно шаловливо  и необузданно, и  мне даже больно  было  смотреть,
как  все  старшие  братья на перерыв баловали маленького брата.  Спросят:  был
ли он тогда либералом?  Да как же  не быть  восемнадцатилетнему  мальчику,
который  только  что вырвался на волю, с пылким поэтическим воображением,
кипучею африканскою кровью  в жилах, и в такую эпоху, когда свободомыслие было
в самом разгаре".
        19 октября  до самой смерти останется у Пушкина самым памятным днем в
его жизни. Сколько приятных воспоминаний будет у Пукшкина связанно с лицеем. Ну
хотябы нашумевшая история с “гогель - могелем”.
     История такая. Компания воспитанников с Пушкиным , Пущиным и Малиновским
во главе, устроила тайную пирушку. Достали бутылку рома , яиц, натолкли сахару,
принесли кипящий самовар, пригатовили напиток “гогель - могель” и стали
распивать. Одного из товарищей Тыркова , сильно разобрало от рома , он начал
шуметь , громко разговаривать, что привлекло внимание дежурного гувернера , и
он доложил инспектору Фролову . Начались распросы, розыски. Пущин , Пушкин и
Малиновский обьявили, что это их дело и что 
                                8.                                
     они одни виноваты .Фролов немедленно донес о случившемся исправляюшему
должность директора профессору Гауэншильду , а тот поспешил доложить самому
министру Разумовскому . Переполошившийся министр приехал из Петербурга, вызвал
виноовных сделал им строгий выговор и передал дело на 
     рассмотрение конференции. Конференция постановила: 1. Две недели стоять во
время утреней и вечерней молитвы. 2. Сместить виновных на последние места за
обеденным столом. 3. Занести фамилии их, с прописанием виновности и приговора,
в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске. Но при выпуске
лицеистов,  директором был уже не бездушный карьерист Гауэншильд, а благородный
Энгельгард. Он ужаснулся и стал доказывать своим сочленам недопустимость того,
чтобы давнишняя шалость , за которую тогда же было взыскано,  имела влияние и
на будущность провинившихся. Все тотчас же согласились с его мнением и дело
сдано было в архив.
     Историю с “гогель - могелем” имеет в виду Пушкин в своем послании к Пущину:
     Помнишь ли, мой брат по чаше, 
     Как в отрадной тишине 
                                    9.                                    
     Мы топили горе наше 
     В чистом пенистом вине ?
     Помнишь ли друзей шептанье 
     Вокруг бокалов пуншевых,
     Рюмок грозное молчанье ,
     Пламя трубок грошевых ?
     Закипев, о , скол прекрасно
     Токи дымные текли!
     Вдрук педанта глас ужасный 
     Нам послышался в дали, -
     И бутылки вмиг разбиты ,
     И бокалы все в окно, 
     Всюду пополу разлиты 
     Пунш и светлое вино.
     Убегаем торопливо...
     В пируюших студентах Пушкин так же обрашается к Пущину :
Товарищ милый, друг прямой ,
Тряхнем рукою руку,
Оставим в чаше круговой
Педантам сродну скуку:
Не в первый раз мы в месте пьем,
Нередко и бранимся ,
Но чашу дружества нальем -
И тот час помиримся.
     Именно в лицее Пушкин первый раз влюбился.
     Фрейлина. “Первую платоническую, истенно поэтитическую любовь возбудила в
Пушкине Бакунина , - рассказывакт Комаровский . - Она часто навещала брата
своего и всегда приезжала на лицейские балы . Прилесное лицо ее , дивный стан и
очаровательное обращение произвели всеобший восторг во всей лицейской молодежи.
Пушкин описал ее прелисти в стихотворении 
                                10.                                
     “К живописцу”, которое было положенно на ноты лицейским товарищем Пушкина
Яковлевым и понятно пето до самого выхода из заведения “.
     29 ноября 1815 года Пушкин писал в дневнеке:
     Итак, я счастлив был, я  наслаждался,
     Отрадой тихою, восторгом упивался,
     И где веселья быстрый день?
     Промчался летом сновиденья,
     увяла прелесть наслажденья,
     И снова вкруг меня угрюмой скуки тень.
     Это была первая робкая и стыдливая юношеская любовь - с “безметежной
тоской”, со “счастьем тайных мук”,
     с радастью на долгие дни от мимолетной встречи или приветливой улыбки.
Любовь эта  отразилсь в целом ряде лицейских стихотворений Пушктна.
     Посидел с милой девушкой в беседке, -
     Здесь ею счастлив был я раз
     В восорге сладосном погас,
     И время самое для нас 
     Остановилось на минуту!
     Получил от нее незначительное письмицо, -
     В нем радости мои; когда померкну я ,
     Пускай оно груди бесчувственной коснется;
     Быть может, милые друзья ,
     Быть может , сердце вновь забьется .
                                11.                                
     В 1834 году, тридцати девяти лет, Бакунина вышла замуж за
сорокадвухлетнего тверского помешика, капитана в отставке, А.А. Полторацкого,
двоюродного брата Анны Петровны Керн.
     Лицейские годы жизни Пушкина сыграли огромную роль в становлении его как
личности , заложили фундамент его гениального творчества.
     И лучше всего об этом говорит сам Пушкин!
     Прости! Где б ни был я : в огне ли смертной битвы,
     При милых ли брегах родимого ручья,
     Святому бртству верен я .
     И пусть (услышит ли судьба мои молитвы ?),
     Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Список литературы:
1. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”. Том 1, 2 , Москва, 1993 год.
2. И.И Пушин . “Записки о Пушкине. Письма” , Москва, 1989 год.
3. В. Воеводин. “Повесть о пушкине” , Ленинград, 1955 год.
4. Л. Дугин . “Лицей” , Москва,  1987 год.
5. М. Цветаева.  “Мой Пушкин” , Москва, 1981 год.
6. А. Терц. (А. Синявский) . “ Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.