Каталог :: Литература : русская

: Роман Л. Толстого Анна Каренина

Роман «Анна Каренина» создавался в период 1873-1877 годов. С течением времени
замысел претерпевал большие изменения. Менялся план романа, расширялись и
усложнялись его сюжет и композиции, менялись герои и самые имена их. Анна
Каренина, какой ее знают миллионы читателей, мало похожа на ее
предшественницу из первоначальных редакций. От редакции к редакции Толстой
духовно обогащал свою героиню и нравственно возвышал ее, делал ее все более
привлекательной. Образы же ее мужа и Вронского (в первых вариантах он носил
другую фамилию) изменялись в обратном направлении, т. е. духовный и
нравственный уровень их снижался.
Но при всех изменениях, внесенных Толстым в образ Анны Карениной, и в
окончательном тексте Анна Каренина остается, по терминологии Толстого,
одновременно и «потерявшей себя», и «невиноватой» женщиной. Она отступила от
своих священных обязанностей матери и жены, но у нее другого выхода не было.
Поведение своей героини Толстой оправдывает, но в то же время трагическая
судьба ее оказывается неизбежной.
В образе Анны Карениной развиваются и углубляются поэтические мотивы «Войны и
мира», в частности сказавшиеся в образе Наташи Ростовой; с другой стороны, в
нем временами уже пробиваются суровые нотки будущей «Крейцеровой сонаты».
Сопоставляя «Войну и мир» с «Анной Карениной», Толстой заметил, что в первом
романе он «любил мысль народную, а во втором - семейную». В «Войне и мире»
непосредственным и одним из главных предметов повествования была именно
деятельность самого народа, самоотверженно защищавшего родную землю, в «Анне
Карениной»-преимущественно семейные отношения героев, взятые, однако, как
производные от общих социально-исторических условий. Вследствие этого тема
народа в «Анне Карениной» получила своеобразную форму выражения: она дана
главным образом через духовные и нравственные искания героев.
Мир добра и красоты в «Анне Карениной» гораздо более тесно переплетается с
миром зла, нежели в «Войне и мире». Анна появляется в романе «ищущей и дающей
счастье». Но на ее пути к счастью встают активные силы зла, под влиянием
которых в конечном счете она и гибнет. Судьба Анны поэтому полна глубокого
драматизма. Напряженным драматизмом проникнут и весь роман. Чувства матери и
любящей женщины, испытываемые Анной, Толстой показывает как равноценные. Ее
любовь и материнское чувство-два великих чувства –остаются для нее
несоединенными. С Вронским у нее связано представление о себе как о любящей
женщине, с Карениным - как о безупречной матери их сына, как о некогда верной
жене. Анна хочет одновременно быть и той и другой. В полубессознательном
состоянии она говорит, обращаясь к Каренину: «-Я все та же... Но во мне есть
другая, я ее боюсь—она полюбила того, и я хотела возненавидеть тебя и не
могла забыть про ту, которая была прежде. Та не я. Теперь я настоящая, я вся»
. «Вся», т. е. и та, которая была прежде, до встречи с Вронским, и та,
которой она стала потом.  Но Анне еще не суждено было умереть. Она не успела
еще испытать всех страданий, выпавших на ее долю, не успела она также
испробовать и всех дорог к счастью, к которому так рвалась ее жизнелюбивая
натура. Вновь сделаться верной женой Каренина она не могла. Даже на пороге
смерти она понимала, что это было невозможно. Положение «лжи и обмана» она
также не способна была более переносить.
Следя за судьбой Анны, мы с горечью замечаем, как рушатся одна за другой ее
мечты. Рухнула ее мечта уехать с Вронским за границу и там забыть про все: не
нашла своего счастья Анна и за границей. Действительность, от которой она
хотела уйти, настигла ее и там. Вронский скучал от безделья и тяготился, а
это не могло не тяготить Анну. Но самое главное на родине остался сын, в
разлуке с которым она никак не могла быть счастливой.  В России ее ожидали
мучения еще более тяжкие, чем те, которые она переживала раньше. То время,
когда она могла мечтать о будущем и тем самым в какой-то степени примирить
себя с на стоящим, прошло. Действительность теперь представала перед ней во
всем своем страшном облике.
По мере развития конфликта открывается смысл всего происшедшего. Так, Анна,
узнавая петербургскую аристократию, подразделяет ее на три круга: первый
круг-это сослуживцы Каренина, к которым она вначале питала почти набожное
уважение. Познакомившись ближе с этим кругом, она потеряла к нему всякий
интерес.  Ей стало известно, «кто за кого и как и чем держится и кто и с кем
и в чем расходится». Второй круг был тот, с помощью которого Каренин сделал
свою карьеру. В центре этого круга стояла Лидия Ивановна. Первое время Анна
дорожила этим кругом, имела даже друзей в нем. Вскоре, однако, он стал
невыносим для нее. «Это был кружок старых, некрасивых, добродетельных и
набожных женщин и умных, ученых, честолюбивых мужчин». Анна поняла, что все
они лицемерят, притворяются, что добродетельны, а на самом деле злы и
расчетливы. Анна порвала с этим кругом после своего знакомства с Вронским.
Встречаясь с ним, она оказалась втянутой в третий круг, центром которого была
Бетой Тверская. Княгиня Бетой внешне противостоит Лидии Ивановне с ее
набожностью.  Бетой не скрывает своего вольного поведения, но собирается в
старости стать такой же, как Лидия Ивановна. Поведение княгини Бетой Тверской
и графини Лидии Ивановны–это две стороны одной и той же медали. Признание
Бетой, что она в старости станет похожей на Лидию Ивановну, бросает яркий
свет на образ жизни и ее самой, и Лидии Ивановны; им обеим необходима маска
лицемерия. Лицемерно было все общество, с которым сталкивалась Анна. С каждым
поворотом своей трудной судьбы она все более убеждалась в этом. Она искала
честного, бескомпромиссного счастья. Вокруг же себя видела ложь, лицемерие,
ханжество, явный и скрытый разврат. И не Анна судит этих людей, а эти люди
судят Анну. Вот в чем ужас ее положения.
Потеряв для себя сына, Анна осталась только с Вронским. Следовательно,
привязанность ее к жизни наполовину уменьшилась, так как сын и Вронский были
для нее одинаково дороги. Здесь разгадка того, почему она теперь стала так
дорожить любовью Вронского. Для нее это была сама жизнь.
Но Вронский с эгоистической природой не мог понять Анну.  Анна была с ним и
потому мало интересовала его. Между Анной и Вронским теперь все чаще и чаще
возникали недоразумения. Причем формально Вронский, как ранее и Каренин, был
прав, а Анна не права. Однако суть дела заключалась в том, что поступками
Каренина, а затем и Вронского руководило «благоразумие», как понимали его
люди их круга; поступками же Анны руководило ее большое человеческое чувство,
которое никак не могло согласоваться с «благоразумием». В свое время Каренин
был напуган тем, что в «свете» уже заметили отношения его жены с Вронским и
что это грозит скандалом. Так «неблагоразумно» вела себя Анна! Теперь
общественного скандала боится Вронский и причину этого скандала видит все в
том же «неблагоразумии» Анны.
В поместье Вронского разыгрывается в сущности заключительный акт трагической
судьбы Анны Карениной.
Анна, человек сильный и жизнелюбивый, казалась многим и даже хотела самой
себе казаться вполне счастливой. В действительности она была глубоко
несчастна. Последняя встреча Долли и Анны как бы подводит итог жизни той и
другой. Судьбу Долли и судьбу Анны Толстой рисует как два противоположных
варианта судьбы русской женщины. Одна смирилась и потому несчастлива, другая,
напротив, осмелилась отстаивать свое счастье и тоже несчастлива.
В образе Долли Толстой поэтизирует материнское чувство. Ее жизнь - подвиг во
имя детей, и в этом смысле своеобразный укор Анне.
Перед нами новый пример широты и глубины освещения и раскрытия Толстым судьбы
своей героини.
За несколько минут до смерти Анна думает: «Все неправда, все ложь, все обман,
все зло!..» Поэтому ей и хочется «потушить свечу», т. е. умереть. «Отчего же
не потушить свечу, когда смотреть больше не на что, когда гадко смотреть на
все это?»