Каталог :: Литература : русская

Реферат: Кассиль

              Министерство профессионального образования РФ              
             Усть-Лабинский социально-педагогический колледж.             
                  Реферат по детской литературе на тему:                  
                        «ЛЕВ АБРАМОВИЧ КАССИЛЬ »                         
                                                           Выполннила: студентка
                                                                 2 «З» (К) курса
                                                                     Шишкова. Л.
                                                                 Переподаватель:
                                                                    Щербина Л.Г.
                             г. Усть-Лабинск                             
                                  2001г                                  
                    ЛЕВ АБРАМОВИЧ КАССИЛЬ (1905-1970)                    
Отец писателя был заслуженным врачом республики, мать — учительницей музыки. В
семье двое дружных сыно­вей — Леля и Ося. В первой повести Л.А. Кассиля 
«Кондуит и Швамбрания» они — главные герои. Оська — выдумщик, путаник,
однако досрочно принятый в школу с резолюцией заведующего: «Принять за
умственные способности». Раз­носторонняя одаренность Льва Кассиля проявилась
уже в гимназии: воспитанный в интеллигентной семье, он с детства хорошо играет
на пианино, с успехом изучает иностранные языки, прекрасно рисует, сильный
шахматист, способный математик. Однако особенно он любит сочинять разные
истории, а в 9 лет написал свое первое стихотворение. Л.А.Кассиль вспоминает о
своем учителе словесности АД.Суздалеве: «...прочтя написанные мною по его
заданию домашние сочинения, заявил напрямик моим родителям: чему бы меня ни
учили, все равно, увы, в будущем стану литератором. Суздалев приучил меня
читать серьезные книги о книгах... Он, как человек ученый и серьезный, привил
мне неприязнь ко всякого рода дилетантству, за это спасибо ему».
В 1918 году в Покровске открылась детская библиотека. Тринадцатилетний Леля
Кассиль и трое его друзей организу­ют в ней литературные вечера, доклады,
руководят литера­турным кружком, редактируют, издают рукописный журнал
«Смелая мысль». В 1923 году Кассиль поступил учиться в Саратовский
художественно-практический институт, откуда перевелся на математическое
отделение физико-математичес­кого факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Здесь
студент Лев Кассиль активно участвует в университетской живой газете «Синяя
блуза». Его младший брат передавал письма Льва о московских впечатлениях
(втайне от автора) в газету «Сара­товские известия»... Так началось
литературное творчество, ставшее делом жизни и самой жизнью Л.А. Кассиля.
Первый рассказ был опубликован в 1925 году. Затем — два года
само­стоятельного учения-писания для себя, «в стол». В 1927 Лев Кассиль
получает признание как профессиональный журна­лист и всю дальнейшую жизнь
следует завету В.В.Маяков­ского: «Не отворачивайте носа от газеты,
Кассильчик!»
Содружество работы над художественными произведения­ми с публицистикой, с
участием в общественной, научной деятельности — одна из характерных
особенностей его твор­ческой биографии. Он участвовал в испытательных
переле­тах новых самолетов и дирижаблей, на одном из которых чуть не погиб.
Спускался в первые шахты строившегося москов­ского метро. На теплоходе плавал
в Испанию во время напа­дения франкистов на Испанскую народную республику.
Про­вожал в исторический перелет Чкалова. Первым встречал на границе О.Ю.
Шмидта, вырвавшегося из ледового плена. Дру­жил с Циолковским, переписывался
с ним до последнего дня жизни великого ученого. Жажда все узнать и по
возможнос­ти все увидеть самому всегда сопутствовала Л.Кассилю, оп­ределяла
темп и накал его жизни. Как никто другой, пони­мал он мальчишек, этих «самых
первых двигателей прогрес­са», как написал Кассиль в очерке-этюде
«Мальчишки»: «О мальчишки! Надоедливые, несносные, обожаемые мальчиш­ки!
Хвала вам! «Мальчишек радостный народ» — вот как ска­зал о вас Пушкин. Вы —
веселый ветер, расправляющий мор­щины на челе мира, влекущий в новое и
освещающий па­мять о том, какими мы были сами в отрочестве. Птицы, звери,
корабли, автомобили, самолеты, футбольные матчи, людое­ды, извержения
вулканов, фазы луны и поспевания арбузов на ближайшей бахче — все вас
касается, мальчишки». В фев­рале 1950 года, затем, через 10 лет, в том же
макаренковском кружке, обращаясь к студентам Московского педагогическо­го
института, Кассиль заявил: «Они совесть общества и пото­му несносны, как
всякая требовательная совесть». Очерк «Мальчишки» появился 12 февраля 1960
года в газете «Из­вестия». Слова эти впоследствии превратились в убеждения
многих, кто слушал писателя, и подтверждались опытом учи­тельского труда,
гражданскими поступками:
«И если бы сегодня меня спросили, что самое главное в вашем твор­честве как
будущих учителей, я бы сказал: преподавать, воспитывать, общаться с ребятами,
то есть жить в учениках и для человечества так, чтобы с вами
было ребятам весело, интересно, здорово! (выделено Л.А-Кассилем). И если в
ваших силах, и в спортивные игры играйте с детьми. И фантазируйте вместе. И в
походы вместе ходите. И нескон­чаемые истории вместе придумывайте. И не бойтесь
почаще уезжать в страну Швамбранию. Детям это необходимо, как летняя речка! И
тиму­ровские дела вместе затевайте. И не бойтесь побольше шутить. Важно, чтобы
ни один урок не был скучен, чтобы и перемены проходили в школе весело, чтобы
учебники пробуждали жажду знания... А еще я хочу, чтобы вы не боялись
романтики. Чтобы умели создавать торжест­венность минуты молчания на линейке и
раздумчивую мечтательность тишины у костра. Бойтесь все это опошлить и
«заскучнить!». А еще я хочу с вами помечтать о том дне, когда вы станете
опытными, но не уставшими от своего труда, имя которому — человековедение,
людьми, мастерами едва ли не самой сложной профессии на земле, когда вы станете
искусными мастерами. Кстати, вы не думали о том, что такое полное, совершенное
искусство? Думается, что наиболее кратко его можно определить так: чувствовать,
знать, уметь!»
В этой страстной речи писателя-педагога, посвятившего свою жизнь детям, —
программа деятельности и современно­го учителя-воспитателя.
«Самым главным, бесповоротно решающим событием» в своей жизни Кассиль считал
встречу с Маяковским. Ему на­чинающий писатель и принес (1929) свою первую
повесть «Кондуит». Маяковский опубликовал отрывки из «Кондуи­та» в
редактируемом им журнале «Новый ЛЕФ» и посовето­вал напечатать всю повесть в
журнале «Пионер». После вы­хода «Кондуита» Кассиль становится постоянным
корреспон­дентом журналов «Пионер», «Мурзилка», газеты «Пионерская правда» и
продолжает работу над «Швамбранией» (1931). На I Всесоюзном съезде советских
писателей (1934) С.Я.Маршак назвал дилогию «Кондуит» и «Швамбрания» одним из
лучших произведений «большой литературы» для маленьких.
В автобиографии «Вслух про себя» Кассиль пишет: «Я за­думал написать свою
первую книгу о том, как рухнула старая школа, как мы сами выучили все, что
нам не хотели объяс­нить в классе. Во мне еще была свежа обида за детство,
втис­нутое в графы гимназического штрафного журнала «кондуи­та». Сам писатель
бывал занесенным в кондуит даже за посещение (вместе с мамой, днем!)
кондитерской, так как это было запрещено в гимназическом уставе. В этом
страшном для детей и секретном журнале записи делались теми надзи­рателями и
преподавателями, которых Кассиль определил как «мертвые души». Сделать запись
в кондуите — единственное увлечение директора гимназии, от свирепой
холодности ко­торого все цепенели: «Больше всего на свете Рыбий Глаз любил
муштровку, тишину и дисциплину. Он никогда не кричал. Голос у него пустой,
бесцветный, как жестянка для консервов. Всюду, где он появлялся, будь то
класс или учи­тельская, стихали разговоры. Становилось душно. Хотелось
открыть форточку, громко закричать». В статье «Не просто так» (Пионерская
правда. — 1933. — 3 марта), поясняя на­правленность и принцип отбора
художественных средств, Кассиль подчеркивал свое стремление к тому, «чтобы
книга рассказывала не только о гибели гимназии, но и отражала неизбежность
гибели всего царского режима». Для художест­венного воплощения этой задачи
писатель прибегнул к свое­образным композиционно-сюжетным решениям, ведущим
из которых является принцип двуплановой подачи материала.
Реалистические события, составляющие фабулу, происхо­дят в период с кануна
первой мировой войны до 20-х годов. Действие развертывается в захолустном
приволжском город­ке Покровске, главные герои этого во многом
автобиографи­ческого произведения — мальчики из докторской семьи Леля и Ося.
Для заполнения фантастического пласта повести Кас­силь изобретательно, порой
изощренно привлекает самозаб­венное увлечение детей книгами, их игры,
причудливо вос­создающие в реальной жизни излюбленные книжные ситуа­ции. Так,
мальчики выдумали «игру на всю жизнь» в страну Швамбранию. Сочинили ее
историю, определили географи­ческие особенности, населили персонажами любимых
книг. В этот круг ввели себя и установили оригинальный государ­ственный строй
в соответствии с собственными представле­ниями о добре и зле. Эта игра была
для детей не просто увле­кательным, совершенно независимым от взрослых
занятием. Постепенно игровая деятельность превратилась в психологи­ческое
состояние. Страна Швамбрания — спасительное при­бежище для неудовлетворенных
мечтаний и стремлений де­тей. Автор книги символично поясняет причины
происхож­дения детской игры в справедливую и счастливую страну:
«...ведь играть интересно только в то, чего сейчас нет». Одна­ко уже в начале
книги автор разворачивает вывод, в свете которого читатель воспринимает
теперь всю дальнейшую историю игры в Швамбранию, помня о неизбежности ее
ис­черпанности при встрече с новой реальной жизнью освобо­дившейся России.
Но, прежде чем это произошло, дети прошли долгий и трудный путь внутреннего
высвобождения от власти приду­манной ими игры, которая во многом заслоняла от
них собы­тия действительной жизни. Мальчики настолько «заигрались», что
подчас начинали верить в существование созданной их воображением страны:
Швамбрания приобрела относитель­ную самостоятельность и независимость от
своих творцов. Ставшие зыбкими границы между двумя мирами их жизни — реальным
и фантастическим — ощущаются детьми порой неотчетливо: Кассиль изящно
анализирует взаимопроникно­вение событий швамбранской и действительной жизни,
про­исходящее в сознании детей. Такое освещение материала обусловило
композиционную и стилистическую сложность произведения: последовательность
повествования не выдер­жана; ряд картин и художественных образов, уточняющих
основные положения, писатель дает по ассоциации, иногда он не в силах
противостоять потоку литературных ремини­сценций. Подчас это комментаторско-
пародийное назначе­ние второго, фантастического плана затрудненно
восприни­мается детьми (особенно во второй книге), хотя взрослый читатель,
понимая новаторскую смелость автора в этом худо­жественном приеме, оценит
блестящее остроумие большин­ства кассилевских сопоставлений.
Жизнь швамбранского государства по ходу развития сю­жета постепенно
обогащается большими и малыми события­ми реальной жизни, в основном пародийно
отражая послед­нюю. Именно так, например, описывается война в Швам-брании,
протекающая в полном соответствии с парадными и лживыми сообщениями
официальной российской печати о событиях на фронте первой мировой войны.
Февральская революция 1917 года нанесла первый удар по Швамбрании. Но
компромиссный характер ее, показываемый Кассилем лаконично и выразительно,
вызвал недоумение и смутную неудовлетворенность у подростков с их склонностью
к мак­симализму. Временно усиливается тяга братьев к придуман­ной ими стране,
где все понятно раз и навсегда. Швамбран-ские параллели снимают путаницу
реальных событий, вносят привычное ощущение желанной и успокаивающей
ясности... Октябрьская революция, пришедшая и в Покровск, разру­шает
эфемерную страну выдумки. По мере усиления значе­ния событий реальной жизни в
жизни повзрослевших мальчиков уменьшается их интерес к игре в Швамбранию.
Посте­пенно и неизбежно преодолевая «швамбранские» заблужде­ния, герои книги
обретают твердую почву действительной справедливой страны (последняя глава
символично названа «Земля! Земля!»).
Пожалуй, ни одна книга Кассиля не вызывала такой горя­чей дискуссии, как
рассмотренная выше дилогия. Диапазон эмоциональных оценок критиков редкостно
велик: от объяв­ления ее гениальной до категоричного утверждения через
десятилетия: «Это не нужно детям». Как подлинное произве­дение искусства
слова, первая книга Кассиля предполагает возможности индивидуально-
вариативного восприятия, в которых не возбраняются даже противоречивые
сомнения читателей и исследователей писательского мастерства. Так, например,
возникает впечатление, что главным героям по­вести при всем остроумии и
изобретательности характерис­тик не хватает порой того неуловимого, что
придало бы им жизненную убедительность. Сюжет явно довлеет над героя­ми,
которым отводится подчеркнуто служебная роль. Кажет­ся, что писатель при
создании этих образов использовал вы­разительные, но резковатые и предельно
экономные средст­ва графического рисунка. Однако определенная контурность
героев, на наш взгляд, гармонично соответствует художест­венной специфике
повести.
Лев Кассиль, как уже было сказано, выступает в различ­ных жанрах. В 1937 году
он написал первый советский спор­тивный роман «Вратарь республики», в 1956 —
роман «Ход белой королевы», в 1961 — роман «Чаша гладиатора», а в 1967 —
«Спортивные рассказы», отдавая дань своей влюб­ленности в спорт. Он был
знатоком спорта, спортивным обо­зревателем и, можно сказать,
высокопрофессиональным спор­тивным болельщиком.
Занимавшая Кассиля проблема формирования характера раскрывается в его популярных
повестях: «Черемыш — брат героя» (1938) и «Великое противостояние» (первая
часть была опубликована в журнале «Пионер» в 1940 году). (Наконец-то девочки
дождались от любимого писателя книги не про маль­чишек.) В '«Великом
противостоянии» глава первая начинает­ся дневниковой записью главной
героини Симы Крупицы-ной: «Теперь я уже могу судить окончательно, что жизнь мне
не удалась. Сегодня мне стукнуло тринадцать лет. Это уже очень порядочно. И за
всю мою жизнь у меня не было ни приключений, ни увлечений и вообще никаких
интересных случаев...» Но девочка еще не знает, какой необыкновенной станет ее
жизнь, раз уж она попала в кассилевскую книгу, хотя эта глава называется
полемически «Очень обыкновен­но». Перевернула обычную жизнь школьницы
знаменатель­ная встреча с режиссером, действительно народным артистом
Расщепеем. Истово служа искусству, обладая в высшей степе­ни личностным и
профессиональным достоинством, он при­общал к этим возвышенным и благородным
ориентирам своей жизни всех, кто попадал в орбиту его доброжелательного и
взыскательного внимания. Не напоминает ли этот редкостно гармонично выписанный
образ «взрослого героя», которым обычно не очень-то везет в книгах для детей,
самого автора? Хотя биографы Кассиля, очевидно, имеют основания считать
прототипом Расщепея режиссера Сергея Эйзенштейна.
Во время войны писатель стал получать множество писем: читатели хотели знать,
как встретила Сима «великое проти­востояние» в истории своей страны. Кассиль
закончил вто­рую часть — «Свет Москвы». Первая называлась «Моя 
Устя» — о работе Симы под руководством Расщепея над образом юной партизанки
в Великой Отечественной войне 1812 года. Книга вышла в 1947 году, к 800-летнему
юбилею Москвы и в следующем году получила первую премию на конкурсе
Министерства просвещения РСФСР на лучшую художествен­ную книгу для детей.
Писатель был растроган, узнав мнение о его повести строгого ценителя,
выдающегося деятеля искусства народного артиста СССР В.И.Немировича-Данченко:
«Должен признаться, что давно не читал рассказа, написанного с такой
искренностью, простотой, трогательностью и каким-то особьм ароматом... Во
всем рассказе я не встретил ни одной фальшивой ноты. Все время забываешь, что
это не настоящий дневник девочки, а сочинение Льва Кассиля. Есть моменты,
захватывающие до слез...»
В своей активной жизни, держа «руку на пульсе времени», писатель адекватно
отразил в двух своих предвоенных повес­тях детские мечты о необыкновенных
профессиях: летчика, артистки. А в годы войны Кассиль выпускает в Детгизе
сбор­ники рассказов «Обыкновенные ребята», «Твои защитники» (1942). В них
повествует о повседневном героизме не только взрослых, но и детей.
Потрясающие примеры самопожертво­вания писатель видел и на уральских
оборонных предпри­ятиях, на Западном и Первом Уральском фронтах, и работая
корреспондентом Всесоюзного радиокомитета на действую­щем Северном флоте (в
Заполярье). Не случайно сборник рассказов «Всем сердцем» был издан в 1943
году Военмориз-датом. Сборник рассказов «Есть такие люди», изданный в 1943
году, интересен для современного читателя, в частнос­ти, тем, что, кроме
самых известных, таких, как «Рассказ об отсутствующем» и «Федя из подплава»,
в нем напечатан и рассказ «Зеленая веточка», посвященный жене Кассиля,
Свет­лане Леонидовне Собиновой.
Здесь же — недостаточно известный рассказ «Держись, капитан!», который, к
сожалению, переиздается не часто. Аб­солютное большинство рассказов для
детей, написанных Кас­силем в военные годы, основано на событиях достоверных.
Подлинно отцовской заботой о своих читателях, стремле­нием напомнить им о
мирном детстве и внушить веру в то, что «все опять станет хорошо, все будет,
как надо», проник­нута повесть 1944 года под очень «кассилевским» названием:
     «Дорогие мои мальчишки». Ее тема — реальные трудности жизни
ремесленников, школьников маленького волжского го­родка в трудные годы войны,
их соперничество... с юнгами острова Валаам, постепенно переросшее в крепкую
дружбу. Их совместная борьба с врагом реальным, а не вымышлен­ным. В этом одна
из причин долгой популярности книги. Если герои первой кассилевской повести
воспринимались некоторыми критиками как «забавные ходячие карикатуры», то в
«Дорогих моих мальчишках» писатель работает не в гра­фической, а, можно
сказать, в живописной манере.
Художественный замысел, стиль повести проявляются уже в ее зачине. С первых
строк писатель заинтересовывает читателя взаимосвязанными элементами
повествования: задорной поле­микой в адрес «скучных людей» и волшебной
занимательнос­тью, создаваемой введением излюбленного им мотива приду­манной
страны и сказочной лексики. Все это тщательно окуты­вается тайной: первая
глава загадочно названа «Тайна страны Лазоревых Гор». Тайне суждено
раскрыться нескоро. Однако авторские напоминания о ней держат
заинтригованного чита­теля в напряженном ожидании на всем протяжении повести.
Этой же цели подчинен и прием перебивания двух сюжет­ных планов:
рассказывается о повседневных событиях в жиз­ни затонских ребят, об их
первоначальных неладах в обще­нии с юнгами, но есть еще и упоминания о какой-
то Синего-рии. Некоторые странные поступки ребят и многочисленные авторские
намеки создают таинственный подтекст. Тайна мальчишеских занятий раскрывается
только спустя 10 глав после начала. В главе «Пионеры-синегорцы Рыбачьего
Зато­на» выясняется история зарождения игры в синегорцев... При­думал ее
вместе с ребятами их любимый старший друг и вос­питатель Арсений Петрович
Гай, в котором подчеркнуто сход- ство с Гайдаром. Лев Кассиль посвятил
«Дорогих моих маль­чишек» его памяти. Придуманная детским писателем игра,
увлекшая мальчишек, романтическая обстановка их сборов, полезные дела,
совершаемые в глубокой тайне, — все это откровенно напоминает события
гайдаровской повести «Ти­мур и его команда». Однако гайдаровская тайна
раскрывает­ся целиком на реалистическом материале. Та же тайна дет­ской игры,
давно близкая Кассилю, усложняется тайной ли­тературной сказки, лишь внешне
связанной с подлинными делами юных затонцев... Конечно, близок был бы
тимуров­цам девиз синегорцев: «Отвага. Верность. Труд. Победа». Че­рез 15 лет
после выхода «Дорогих моих мальчишек» в одном из писем (16 февраля 1959 г.)
Л.А.Кассиль, подчеркивая, что в сказке «есть своя философия, которая и
отражена в основ­ной тенденции повести в целом», признает, что фабульную
интригу сказки ему «не удалось органически связать с основ­ным
повествованием», с делами подлинных героев повести. Полагаю, что литературная
сказка, создающая фантастичес­кий план, кинематографически выразительна, но
она пре­вратилась в хорошо выполненный, но плохо прижившийся фон, на котором
разворачиваются реальные события жизни подлинных героев повести.
И все же юным читателям повезло: Кассиль придумал для них свою третью страну
в повести «Будьте готовы. Ваше вы­сочество!» В пионерском лагере на берегу
Черного моря от­дыхает Дэлихьяр Сурамбук — наследный дринц Джунгахоры. Автор
с лукавой официальностью дает справку об этой несу­ществующей стране.
Называет, как полагается, ее площадь, численность населения, столицу, тип
государственного уст­ройства — конституционная монархия. Писатель создал
ри­сунки трех его стран. На джунгахорском гербе девиз стилис­тически
соответствует специфике этой явно неевропейской страны: по-восточному
витиевато провозглашается, что один слон добра растопчет сотни змей зла.
Книга озорно адресо­вана детям «до 16-ти». И многие из его читателей не
сомне­ваются в существовании придуманной им страны.
В книгу, озаглавленную Кассилем «Три страны, которых нет на карте» вошли:
«Кондуит и Швамбрания», «Дорогие мои мальчишки», и «Будьте готовы, Ваше
высочество!». Она стала последней, которую писатель держал в руках... Вышла в
свет буквально за день до его скоропостижной кончины. В автоэпитафии Лев
Кассиль написал: «Он открывал детям стра­ны, /Которых на свете нет/. Уча любить
ту землю,/ Что была ему дороже всего на свете». Наряду с самыми «кассилевскими»
повестями, за которые писатель получил больше всего упреков в «ложном
роман­тизме», он создал произведения в художественно-докумен­тальном жанре,
гораздо более благосклонно принятые кри­тикой. Повесть о юном
партизане-разведчике Володе Дуби­нине «Улица младшего сына», написанная
по документальным материалам, найденным его старым другом, журналистом Максом
Поляновским, вышла в 1949 году. В центре повест­вования не столько события
жизни юного героя, сколько проблема формирования его характера. Писатель
счастливо избежал идеализации, достигнув того, чтобы в книге жил ге­рой,
которого читатель мог бы мысленно посадить за парту. Керченские ребята, знавшие
Володю, говорили: «Хотя Воло­дя и положительный тип, но он и кулаком умел
двинуть, и в смешные истории попадал. Ему немало попадало в школе...» «В Володе
Дубинине, не принижая пленительной доблести этого «младшего сына» нашей Родины,
я стремился выде­лить черты его духовного родства, те свойства, которые мо­гут
быть взяты на вооружение читателем, обнадежат его (вы­делено
мною. — М.Б.) и поведут по верной дороге творчест­ва, труда, подвига. Я
убежден, что в маленьком герое пионере-разведчике Володе Дубинине творческое
начало не уступало героическому. То был великолепный характер дерза­ния...»
Володя Дубинин стал идеалом для многих читателей.
Повесть о юном московском художнике Коле Дмитриеве «Ранний восход» —
принципиально важное открытие не только в творчестве Кассиля. Характерной
чертой Коли Дмитриева было сочетание редкостной творческой одаренности с
исто­вым трудолюбием, что могло бы привести к героическому служению искусству
для народа, если бы жизнь его не обо­рвалась на пятнадцатом году. Внезапная
гибель 14-летних ге­роев могла бы больно травмировать их
сверстников-читате­лей, но Кассиль с максимальным человеческим и
художест­венным тактом смог уберечь их от этого в своих книгах. Кассиль
открывает новые возможности уже освоенного им жанра, раз­двигая границы
художественно-документальной повести для детей об их ровеснике, разрабатывая
темы, освещенные об­щей идеей, в полярных типах сюжета, соответствующего
геро­ической жизни партизана и творческой художника.
Новаторство Л.Кассиля в выборе героя и трактовке темы сказалось в непривычном
для детской книги несобытийном характере сюжета. Автор кропотливо
прослеживает незавер­шившийся процесс становления таланта юного художника.
Напряженный пульс творческих поисков юного героя повести отчетливо
прослушивается в неторопливо развивающемся сюжете, и внимание читателей
сосредоточивается на процес­се творческого развития их ровесника.
Первоначальное вос­приятие начинающим художником произведений русской
классической живописи в Третьяковской галерее еще сти­хийно, во многом
неосознанно. Воспроизводя непосредст­венность зрительных впечатлений младшего
подростка, пи­сатель корректирует ее профессиональным искусствоведчес­ким
обобщением, развивающим эстетические чувства юных читателей. Эта книга
возглавляет целый ряд статей и публи­цистических сборников Кассиля об
эстетическом воспита­нии. Новаторство «Раннего восхода» проявилось в
функци­ях пейзажа и в самом его облике: писатель вводит в пейзаж сложную
художественную деталь, организующую нюансы на­строения. Книга воспитывает у
юных читателей и чувство подтекста, тонко вводимого автором: так, в
частности, ре­шается и сложная проблема финала «Раннего восхода». Об­ращает
на себя внимание культура стиля повести, что объ­ясняется незаурядными
способностями Кассиля-художника и музыканта.
В письме от 31 марта 1958 года Л.А. Кассиль отмечал: при­шел к выводу, что
«склонен подводить детей вплотную к ре­шениям немалых философских и этических
задач, не снижая темы и голоса, стремясь поднять читателя на уровень реше­ния
темы». Помочь детям прочитать произведения с такой установкой — наша
педагогическая задача. Не случайно Л.А. Кассиль был избран членом-
корреспондентом Академии пе­дагогических наук РСФСР (в 1966 г.), затем СССР.
А 22 мар­та 1977 года астроном Н.С.Черных назвал открытую им пла­нету № 2149
Швамбранией. Это ли не признание того, что Лев Кассиль и его книги хранятся в
благодарной памяти его читателей!
                            Список литературы.                            
1.     Детская литература // под ред. Е.Е. Зубаревой М. , 1985 г.
2.     Детская литература // под ред. А. В. Терновского М., 1977 г.
3.  Русская литература для детей. // под ред. Г.Д. Полозовой М., 1998г