Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Философское осмысление жизни в поэме В. Маяковского Облако в штанах

                           СОЧИНЕНИЕ ПО ЛИРИКЕ                           
  ФИЛОСОФСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ЖИЗНИ В ПОЭМЕ В.МАЯКОВСКОГО “ОБЛАКО В ШТАНАХ”.  
                                               “Вы думаете, это бредит малярия?”
В. Маяковский — один из лучших поэтов начала ХХ века, века глубоких
социальных перемен. Поэма “Облако в штанах” была закончена к июлю 1915 года.
В ней поэт выступает как “тринадцатый апостол” (первое название поэмы,
запрещенное цензурой) олицетворяющий грядущую революцию. Революция для
Владимира Маяковского — это разрушение старого мира во имя создания нового,
гибель во имя рождения. Поэма отражала распущенную силу миллионов, стихийно
поднимающихся против капитализма и уже осознающих свой путь к борьбе.
Поэма была прямым откликом на империалистическую войну, хотя отдельные
метафоры и сравнения были навеяны злободневностью, например: “Тело твое я
буду беречь и любить, как солдат, обрубленный войной, ненужный, ничей,
бережет свою единственную ногу”. В. Маяковский в поэме “Облако в штанах”
стремился всем содержанием дойти до самого корня человеческих страданий в том
устройстве общества, которое делает войну неизбежной. В поэме выражено
сочувствие страдающему человеку, а также показано прославление активности
самих угнетенных и обездоленных. Поход против слабостей людей, искалеченных и
оболваненных капитализмом, разоблачение иллюзий и заблуждений страдающего
человека были органической частью мятежного пафоса “Облака”. В поэме В.
Маяковского отразились настроения масс, которые еще далеко не избавились от
неуверенности в своих силах, от преувеличения сил врага: “Слышу: тихо, как
больной с кровати, спрыгнул нерв. И вот, — сначала прошелся едва — едва,
потом забегал, взволнованный, четкий”. Отвлеченное противопоставление
страдания счастью, исступленное воспевание страдания и жертвы врывались
диссонансом в активную, бунтарскую проповедь “Облака”. И для этого были свои
причины. Муки труда и рабства, невежества и одичания, нищеты и моральной
деградации, в которые капитализм вверг широкие трудящиеся массы, не могли
пройти для них бесследно. В. Маяковский с необычайной силой утверждает –
молодость нового мира, нового пути: “У меня в душе ни одного седого волоса, и
старческой нежности нет вней! Мир против мощью голоса, иду — красивый,
двадцатидвухлетний”. Маяковский отвергает “старую жизнь”: “Долой вашу
любовь!”, “Долой ваше искусство!”, “Долой ваш строй!”, “Долой вашу религию”.
Эти четыре крика “Долой!” помогают осмыслить идейное значение поэмы. Но в
реальном движении образов все четыре крика “Долой!” кричат об одном: всей
своей поэмой Маяковский добирался до главного, существенного зла, раздражаясь
общими бедствиями и всеми несчастиями героя поэмы.
Поэт соединяет личные переживания лирического героя с переживаниями всей
страны. Могучий голос поэта, выступающего от имени многих, масштаб обобщений,
истинность и сила чувства рождают у Маяковского высокий стиль, торжественную
интонацию. Поэма с ее прямым обращением к угнетенным и обездоленным, с ее
утвержлениями великой миссии поэта — апостола, с ее принципиальным
противопоставлением живой разговорной речи “красивости” и выхолощенности
языка декадентской литературы объективно наследовала и по-своему развивала
революционно – демократические традиции, отвергнутые поэтами декаденса. Поэма
“Облако в штанах” — это замечательная поэма, написанная человеком, искренне
верящим в идею революции, в прекрасное светлое будущее, в неизбежность
счастья. Именно эта искренность и является, на взгляд литературоведов,
причиной того, что даже сейчас, когда общество перестраивается, жизнь
меняется, поэта В. Маяковского остается прекрасным образцом художественного
слова, отражая осмысление старой жизни и переход к новой.