Каталог :: Литература : русская

Реферат: Мой Лермонтов

                    Проектная деятельность.                    
                         Мой Лермонтов.                         
                   Работа ученика 9 класса Б                   
                      Заверняева Дмитрия.                      
                    Лермонтов Михаил Юрьевич                    
(15.10.1814 - 27.07.1841).
     Биография
Родился в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787-
1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795-1817), урожденной Арсеньевой,
единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е. А. Арсеньевой (1773-
1845). Брак, заключенный против воли Арсеньевой, был неравным и несчастливым;
мальчик рос в обстановке семейных несогласий. После ранней смерти матери
Лермонтова бабушка сама занялась его воспитанием, полностью отстранив отца.
Детство поэта прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии.
Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел
французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на воды
на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов
остались в его раннем творчестве ("Кавказ", 1830; "Синие горы Кавказа,
приветствую вас!..", 1832). В 1827 семья переезжает в Москву, а в 1828
Лермонтов зачисляется полупансионером в 4-й класс Московского
университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное
образование. Уже в Тарханах определился острый интерес Лермонтова к
литературе и поэтическому творчеству. Уже в пансионе определяется
преимущественная ориентация Лермонтова на А. С. Пушкина, байроническую поэму.
Байроническая поэма становится основой раннего творчества Лермонтова. В 1828-
1829 гг. он пишет поэмы "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"
(опубликованы посмертно), "Последний сын вольности", "Измаил-Бей", "Демон".
В центре байронической поэмы - герой, изгой и бунтарь, находящийся в войне с
обществом и попирающий его социальные и нравственные нормы; над ним тяготеет
"грех", преступление, обычно облеченное тайной и внешне предстающее как
страдание.
В марте 1830 Московский пансион по указу Сената он был преобразован в
гимназию. В 1830 Лермонтов увольняется "по прошению" и проводит лето в
подмосковной усадьбе Столыпиных Середниково; в том же году после сдачи
экзаменов зачислен на нравственно-политическое отделение Московского
университета. К этому времени относится первое сильное юношеское увлечение
Лермонтова Е. А. Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у своей
приятельницы А. М. Верещагиной. С Сушковой связан лирический "цикл" 1830 ["К
Сушковой", "Нищий", "Стансы" ("Взгляни, как мой спокоен взор..."), "Ночь",
"Подражание Байрону" ("У ног твоих не забывал..."), "Я не люблю тебя:
страстей ..."].
По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и
кратковременное чувство к Н. Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф. Ф.
Иванова.
В эти годы (1830-1832) идет формирование личности поэта, и сменяющиеся любовные
увлечения являются во многом попыткой личностного самоутверждения. Возникает
жанр "отрывка" - лирического размышления, в центре которого определенный момент
непрерывно идущего самоанализа и самоосмысления. Стихотворения 1830-1831
содержат и социальные мотивы и темы. Политическая лирика в прямом смысле
Лермонтова редка; социально-политическая проблематика, как правило, выступает у
него в системе философских и психологических размышлений. Это особенно заметно
в лермонтовской лирике начала 1830-х гг. Московский университет жил
философскими и политическими интересами, в нем функционировали студенческие
кружки и общества (И. В. Станкевича, А. И. Герцена, В. Г. Белинского).
О связи с ними Лермонтова нет сведений, однако, он, возможно, разделял
свойственный им дух политической оппозиции и даже принял участие в студенческой
акции (изгнание из аудитории профессора М. Я. Малова). Эти идеи нашли у него
выражение еще в "Жалобах турка" (1829) и серии стихов, посвященных европейским
революциям 1830-1831 ["30 июля. (Париж) 1830 года", "10 июля. (1830)"],
событиям Великой французской революции ("Из Андрея Шенье", 1830-1831) и эпохе
пугачёвщины ("Предсказание", 1830). Так подготавливается проблематика первого
прозаического опыта Лермонтова - романа "Вадим" (1832-1834) с широкой панорамой
крестьянского восстания 1774-1775 гг.
Адресатом лирических стихов Лермонтова в этот период была В. А. Лопухина
(1815-1851), в замужестве Бахметева, сестра товарища по университету
Лермонтова. Чувство к ней Лермонтова оказалось самым сильным и
продолжительным. Лопухина была адресатом или прототипом как в ранних стихах
["К Лермонтов" ("У ног других не забывал...", 1831), "Она не гордой
красотою...", 1832, и другие], так и в поздних произведениях: "Валерик",
посвящение к VI редакции "Демона"; образ ее проходит в стихотворении "Нет, не
тебя так пылко я люблю", в "Княгине Литовской" (Вера).В 1830-1831 раннее
лирическое творчество поэта достигает вершины; далее начинается спад.
После 1832 Лермонтов обращается к балладе ("Тростник", 1832; "Желанье" -
"Отворите мне темницу", 1832; "Русалка", 1832) и прозе.
В поэмах Лермонтова в это время определяются как бы две тематические группы:
одна тяготеет к средневековой русской истории ("Последний сын вольности",
1831; "Литвинка", 1832), другая - к экзотическим кавказским темам ("Измаил-
Бей",1832; "Аул Бастуиджя". 1833-1834; "Хаджи-Абрек", 1833).
В 1832 Лермонтов оставляет Московский университет и переезжает в Петербург,
надеясь продолжить образование в Петербургском университете; однако ему
отказались зачесть прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение
заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще; в ноябре
1832 сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских
юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении, где строевая служба,
дежурства, парады почти не оставляли времени для творческой деятельности (быт
школы в грубо натуралистичном виде отразился в так называемых юнкерских
поэмах - "Петергофский праздник", "Уланша", "Гошпиталь" - все 1834). Она
оживляется в 1835, когда Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии
Гусарский полк (сентябрь 1834); в этом же году выходит поэма "Хаджи Абрек" -
первое выступление Лермонтов в печати (по преданию, рукопись была отнесена в
журнал без ведома автора). Лермонтов отдает в цензуру первую редакцию драмы
"Маскарад", работает над поэмами "Сашка", "Боярин Орша", начинает роман
"Княгиня Лиговская". Известно о знакомстве Лермонтова с А. Н. Муравьёвым, И.
И. Козловым и близкими к формирующимся славянофильским кружкам С. А. Раевским
и А. А. Краевским. В романе "Княгиня Литовская" (1836; не окончен;
опубликован в 1882) Лермонтов впервые обращается к социальному бытописанию,
предвосхищающему "физиологии" 1840-х гг. Одновременно Лермонтов работает над
"Маскарадом" (1835-1836), первым произведением, которое он считал достойным
обнародования, трижды подавал в драматическую цензуру и дважды переделывал;
драма, однако, была запрещена.
В период 1836-1837 гг. Лермонтов создает "Боярина Оршу" (1835-1836), первую
оригинальную и зрелую поэму. Орша - первая попытка Лермонтова создать
исторический характер - феодала эпохи Грозного, живущего законами боярской
чести. Эта тема была продолжена в "Песне про царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова" (1838). Своего рода аналогом
"Песни..." в лирике Лермонтова было "Бородино", отклик на 25-ю годовщину
Бородинского сражения (1837) - "микро-эпос" о народной войне 1812.
В 1835-1836 Лермонтов еще не входит в ближайший пушкинский круг; с Пушкиным
он также незнаком. Тем более принципиальный характер получает его
стихотворение "Смерть Поэта" (1837; опубликовано 1858), написанное сразу же
по получении известия о гибели Пушкина. 18 февраля 1837 Лермонтов был
арестован; началось политическое дело о "непозволительных стихах". Под
арестом Лермонтов пишет несколько стихотворений: "Сосед" ("Кто б ни был ты,
печальный мой сосед"), "Узник", положивших начало блестящему "циклу" его
"тюремной лирики": "Соседка", "Пленный рыцарь" (оба - 1840) и другие.
В феврале 1837 был отдан высочайший приказ о переводе Лермонтова прапорщиком
в Нижегородский драгунский полк на Кавказ; в марте он выехал через Москву.
Простудившись в дороге, был оставлен для лечения (в Ставрополе, Пятигорске,
Кисловодске; по пути следования в полк он "изъездил Линию всю вдоль, от
Кизляра до Тамани, переехал горы, был в Шуше, в Кубе, в Шемахе, в Кахетии,
одетый по-черкесски, с ружьем за плечами, ночевал в чистом поле, засыпал под
крик шакалов...", в ноябре был в Тифлисе. В 1837 он записывает народную
сказку об Ашик-Керибе ("Ашик-Кериб"), стремясь передать колорит восточной
речи и психологию "турецкого" сказителя; народный характер поэт раскрыл в
"Дарах Терека", "Казачьей колыбельной песне", "Беглеце". В Пятигорске и
Ставрополе он встречается с Н. М. Сатиным, знакомым ему по Московскому
пансиону, Белинским, доктором Н. В. Майером (прототип доктора Вернера в
"Княжне Мери"); знакомится со ссыльными декабристами (С. И. Кривцовым, В. М.
Голицыным, В. Н. Лихаревым, М. А. Назимовым) и близко сходится с А. И.
Одоевским ("Памяти А. И. Одоевского", 1830).
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование
Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью. Ему принадлежат акварели,
картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры;
лучшие из них связаны с кавказской темой.
Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки через А. X. Бенкендорфа. В
октябре 1837 был отдан приказ о переводе Лермонтова в Гродненский гусарский (в
Новгородской губернии), а затем в лейб-гвардии Гусарский полк, стоявший в
Царском Селе. Во 2-й пол. января 1838 Лермонтов возвращается в Петербург.
1838-1841 - годы его литературной славы. Он сразу же попадает в пушкинский
литературный круг, знакомится с В.А. Жуковским, П. А. Вяземским, П. А.
Плетнёвым, В. А. Соллогубом, принят в семействе Карамзиных. У
Карамзиных Лермонтов накануне последней ссылки читал "Тучи". В 1840 в
Петербурге отдельными изданиями выходят единственные прижизненные сборники
"Стихотворения" и "Герой нашего времени".
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около 30
поэм, не считая драм и неоконченных прозаических сочинений. Подавляющее
большинство произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
В 1838-1840 поэт входит в "Кружок шестнадцати" - аристократическое общество
молодежи, частью из военной среды, объединенное законами корпоративного
поведения и политической оппозиционностью участников.
В этот период в его поэзии и прозе словно оживают пушкинские начала. Однако
основы прозы (как и поэзии) Лермонтова, во многом противоположны пушкинским;
ему не свойственны лаконизм пушкинской прозы и поэтика "гармонической
точности" в поэзии. Близких отношений с пушкинским кругом у Лермонтова не
складывается: и Жуковский, и Вяземский, и Плетнёв далеко не все принимают в
его творчестве. Столь же "выборочно" принимают его и формирующиеся московские
славянофильские кружки. Со своей стороны, Лермонтов присматривался к
деятельности будущих славянофилов (А. С. Хомякова, Ю. Ф. Самарина), сохранял
с ними личные связи, напечатал в "Москвитянине" (1841) балладу "Спор", но
остался холоден к социально-философским основам их учения ("Родина", 1841).
Наиболее прочные отношения устанавливаются у Лермонтова с журналом
"Отечественные записки".
Именно там появляется большинство прижизненных и посмертных публикаций
лермонтовских стихов, а также "Бэла", "Фаталист", "Тамань".
В феврале 1840 на балу у графини Лаваль у Лермонтова произошло столкновение с
сыном французского посланника Э. Барантом; непосредственным поводом было
светское соперничество - предпочтение, отданное Лермонтову кн. М. А.
Щербатовой, которой был заинтересован Барант и в 1839-1840 увлечен Лермонтов.
Ссора, однако, переросла личные рамки и получила значение акта защиты
национального достоинства. 18 февраля состоялась дуэль, окончившаяся
примирением. Лермонтов, тем не менее был предан военному суду; под арестом
его навещают друзья и литературные знакомые. Под арестом состоялось новое
объяснение Лермонтов с Барантом, ухудшившее ход дела. В апреле 1840 был отдан
приказ о переводе поэта в Тенгинский пехотный полк в действующую армию на
Кавказ. В июне он прибыл в Ставрополь, в главную квартиру командующего
войсками Кавказской линии генерала П. X. Граббе, а в июле уже участвует в
стычках с горцами и в кровопролитном сражении при р. Валерик.
В начале февраля 1841, получив двухмесячный отпуск, Лермонтов приезжает в
Петербург. Его представляют к награде за храбрость, но Николай I отклоняет
представление. Поэт проводит в столице 3 месяца окруженный вниманием; он
полон творческих планов, рассчитывая получить отставку и отдаться
литературной деятельности. Его интересует духовная жизнь Востока, с которой
он соприкоснулся на Кавказе; в нескольких своих произведениях он касается
проблем "восточного миросозерцания" ("Тамара", "Спор").
14 апреля 1841, не получив отсрочки, Лермонтов возвращается на Кавказ. В мае
он прибывает в Пятигорск и получает разрешение задержаться для лечения на
минеральных водах. Здесь он пишет целый ряд стихотворений: "Сон", "Утес",
"Они любили друг друга...", "Тамара", "Свиданье", "Листок", "Выхожу один я на
дорогу...", "Морская царевна", "Пророк".
В Пятигорске Лермонтов находит общество прежних знакомых, и в том числе
своего товарища по Школе юнкеров Мартынова. На одном из вечеров в пятигорском
семействе Верзилиных шутки Лермонтов задели Мартынова. Ссора повлекла за
собой вызов; не придавая значения размолвке, Лермонтов принял его, не
намереваясь стрелять в товарища, и был убит наповал. Похоронен в фамильном
склепе в Тарханах.
                       Моё отношение к Лермонтову.                       
Лермонтов - один из моих любимых поэтов, мне нравится его лирика,
патриотическая, романтическая и просто красивая. Лермонтов начал очень рано
писать стихи, в свои юные годы он написал много сильных произведений.
Например, в семнадцать лет он уже написал такие произведения как "Парус" и
"Два великана". Это больше всего поразило меня в нём. Он сделал огромный
вклад в русскую литературу. И только его трагическая гибель пятнадцатого июля
тысяча восемьсот сорок первого года оставила ненаписанными большое число
великолепных произведений. Возможно, самые замечательные и талантливые
произведения могли бы быть ещё созданы великого поэта.
В день смерти великого Пушкина Россия обрела нового великого поэта - Михаила
Лермонтова, который стал достойным преемником Пушкина. Несомненно, Лермонтов
стал народным поэтом, некоторые стихи его были переложены на музыку и стали
песнями и романсами («Выхожу один я на дорогу.»). За двадцать семь неполных
лет своей жизни поэт создал столько, что навсегда прославил русскую
литературу и продолжил дело великого русского стихотворца – Пушкина, став с
ним вровень. Какая трагедия, что так рано ушёл из жизни гений русской
литературы.