Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Куприн

     Духовные и нравственные поиски личностей по повести Куприна «Поединок»     
Новый демократический подъём в стране вызывает у Куприна прилив творческих сил,
крепнущее намерение осуществить давно задуманный
замысел - «хватить» по царской армии, этому сосред
оточию тупости, невежества, бесчеловечности. Так накануне первой революции
складывается крупнейшее произведение писателя - повесть «Поедин
ок», над которой он начал работать весной 1902 года. Работа над «Поединком»
протекала с наибольшей интенсивностью зимой 1905 года, в грозовой атмосфере
революции.
Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром
непонимания, миром людей, для которых любовь - это род безумия, и,
столкнувшись с ним, погибает. Сродни ему во многом и другой купринский герой
- герой повести "Поединок" поручик Ромашов.
Само название "Поединок" многозначно: это и дуэль в финале повести, и
столкновение поручика Ромашова с отупляющим душу укладом офицерской жизни, и
внутренний поединок Ромашова с самим собою.
В отличие от Желткова, который нарисован поверхностно, главный герой
"Поединка" раскрыт психологически подробно и убедительно. В нем угадываются
черты маленького человека - он неказист внешне, порой даже смешон: "Ромашов
вдруг с поразительной ясностью представил себя, свои калоши, шинель, бледное
лицо, близорукость, свою обычную растерянность и неловкость". В начале
повести он живет мечтой, но сама мечта его в чем-то убога - он видит себя
"ученым офицером генерального штаба, подающим громадные надежды",
представляет себя то блестящим военным, удачно подавляющим бунт рабочих, то
военным шпионом в Германии, то героем, увлекающим за собой целое войско.
Однако жизнь вносит свои коррективы в его мечты: оплошность во время смотра
сделала их несбыточными, но она же сыграла огромную и благотворную роль:
происходит нравственное очищение героя страданием, его внутренним прозрением.
Он становится способным сострадать ближнему, ощущать чужое горе, как свое.
Встретив несчастного, забитого солдата Хлебникова, он обращается к нему с
библейскими словами: "Брат мой". В Ромашове все отчетливее прорисовываются
черты лишнего человека, его нравственное чувство приходит в противоречие с
окружающей его жизнью. Особенно ярко это проявляется в сфере личных чувств,
его любви к Шурочке Николаевой. Любовь Ромашова, чистая и трогательная,
сталкивает его с жестокостью и бесчеловечностью всего мира. Образ Шурочки
Николаевой- женщины, которая равнодушно обрекает на смерть любящего ее
человека ради карьеры мужа - этот образ можно назвать в чем-то открытием А.
Куприна, в чем-то его пророчеством. Ромашов соглашается на поединок, исход
которого для него почти ясен, не только из-за способности к любви-
преклонению, любви самоотверженной и жертвенной, как и у Желткова, но и от
сознания собственной ненужности, от безысходности. Происходит крушение мечты,
и не только от сознания ее несбыточности, но и от понимания ее мелочности и
суетности. Повесть заканчивается гибелью главного героя, гибелью, близкой к
самоубийству. Но в авторском взгляде на жизнь нет безысходности - сама
возможность высоты человеческого духа, прозрения, нравственного очищения
оставляет в душе читателя чувство просветленности. Психологическая
достоверность образа Ромашова, всей картины русской жизни начала века делают
произведение созвучным современному читателю.
В повести «Поединок» Купри
н показал ужасающее состояние бесправной солдатской и оп
устившейся офицер
ской массы. Но на людей более тонкой душевной организации вроде Ромашова служба
производит отталкивающее впечатление именно своей
противоестественностью и античеловечностью. От отрицания мелочных армейских
обрядов Ромашов приходит к отрицанию войны как таковой. Отчаянное человеческое
«не хочу!» должно, по мысли юного подпоручика. уничтожить варварский метод -
решать споры между народами силой оружия: «Положим,
завтра, положим, сию секунду эта мысль пришла в голову всем: русским, немцам, а
нгличанам, японцам... И вот уже нет больше
войны, нет офицеров и солдат, все разошлись по домам».
Автору близко «безрассудное благородство и благородное безмолвие» Ромашова.
Куприн даже отмечал, что считает Ромашова своим двойником, а сама повесть во
многом автобиографична. Ромашов – «естественный человек», он инстинктивно
сопротивляется несправедливости, но его протест слаб, его мечты и планы легко
рушатся, так как они незрелы и непродуманны, зачастую наивны.
Устами армейского ницшеанца Назанского, в одном из
его бурных монологов, Куприн демонстративно
идеализирует безнадежно платоническое чувство: «...
сколько разнообразного счастья и очаровательных мучений заключается в...
безнадежной любви? Когда я был помоложе, во мне жила одна греза: влюбиться в
недосягаемую, необыкновенную женщину, такую, знаете ли, с которой у меня
никогда и ничего не может быть общего. Влюбиться и
всю жизнь, все мысли посвятить ей». Вместо сильной
личности перед нами в окружении жестокого
бесчеловечного мира появляется нелепо трогательный
со своей жаждой «святого» чувства ущемленный ч
еловек.
Ромашов понял всю глупость и незрелость его юношеских фантазий, имеющих целью
лишь что-то «доказать» окружающим. Он потрясён силой страданий Хлебникова, и
именно желание сострадать заставляет задуматься подпоручика о судьбе простого
народа.