Каталог :: Литература : русская

: Необыкновенная история. И.А. Гончаров

     РЕФЕРАТ
“Необыкновенная история”
                                                 И.А.Гончарова
ученика 10 класса 577 школы
     Коренивского Сергея
                               СОДЕРЖАНИЕ:                               
1)  О И.А.Гончарове                                                            2
2)  “Обыкновенная история”                                                   3
3)  Список используемой литературы                                     8
     О И.А.Гончарове
“Обыкновенная история”, опубликованная в 1847 году в “Современнике”,
была  первым  художественным  произведением  И.А.Гончарова , появив-
шимся в печати.
Над  “Обыкновенной историей”  писатель  работал  в течении  трех лет.
В статье автобиографического характера “Необыкновенная история”(1875-
1878) он писал : “ Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846
мне  оставалось дописать  несколько  глав “. Гончаров  несколько вечеров
сряду читал Белинскому  свою “Нобыкновенную историю”.Белинский был
в  восторге от нового  таланта,  выступавшего  так  блистательно. До того,
как отдать свое  произведение “на суд”  Белинскому,  Гончаров несколько
раз читал  его в дружеском  литературном кружке Майковых. Прежде чем
появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок.
Вспоминая позднее 40-е годы,  мрачную пору николаевского царствова
ния  когда  огромную  роль  в  борьбе с феодально-крепостнической реак-
цией играла передовая русская литература, Гончаров  писал : ”Крепостное
право,телесное наказание,гнет начальства, ложь предрассудков обществен-
ной  и семейной жизни,  грубость, дикость нравов в массе - вот что стояло
на  очереди  в борьбе  и на что были устремлены главные силы русской ин-
теллигенции тридцатых и сороковых годов”.
“Обыкновенная история”  показала, что Гончаров был чутким к интере-
сам своего времени писателем.  В произведении нашли отражение измене
ния и сдвиги,которые происходили в жизни крепостнической России 1830-
1840 гг.Призывая к борьбе с “всероссийским застоем”, к труду на благо от-
чизны , Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей  которые
могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.
     “Обыкновенная история”
Сущность  псевдоромантического  миросозерцания,  присущего значитель-
ной  части идеалистически  настроенной , оторванной от действительности
дворянской интеллигенции  30-х  годов, вскрыта  Гончаровым  в образе ос-
новного   героя романа  -  Александра  Адуева.  Почву,  на которой  вырас-
тало  это  явление,  художник  видел в дворянско - поместном ,  крепостни
ческом строе жизни , в барском  помещичьем  воспитании .
Романтическое  восприятие  жизни,  возвышенные  отвлеченные мечты
о славе и  подвигах , о необыкновенном,  поэтические порывы - кто не про
ходил  в  какой - то  мере через все это в молодости , в “эпоху  юношеских
волнений”. Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как
извращают  и уродуют  эти юношеские мечты  и иллюзии барски - крепост
ническое  воспитание .
Молодой  Адуев о горе и о бедах знает только “по слуху” - “жизнь от пе-
лен улыбается ему”. Праздность , незнание жизни “преждевременно” разви
ли  в Адуеве “сердечные склонности” и чрезмерную мечтательность. Перед
нами один из тех  “романтических ленивцев”, барчуков ,которые привыкли
беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье  жизни  молодой Адуев
видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в “воз-
вышенном существовании”. В имении Адуевых  царят “тишина.. неподвиж-
ность... благодатный  застой”.  Но в имении он не находит поприща  для се
бя.  И Адуев уезжает “искать счастья” ,”делать карьеру и фортуну - в Петер-
бург”. Вся фальшь житейских понятий  Адуева начинает раскрываться в ро-
мане   уже  в  первых  столкновениях избалованного ленью и барством пле-
мянника  - мечтателя  с практическим  и умным дядюшкой, Петром Иваны-
чем  Адуевым.В борьбе дяди с племянником  отразилась и тогдашняя,толь-
ко что начинавшаяся  ломка  старых понятий  и нравов - сентиментальнос-
ти ,  карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия празд
ности ,  семейная  и  домашняя   ложь  напускных,  в  сущности небывалых
чувств ,  пустая  трата времени  на  визиты, на ненужное гостеприимство и
т.д. Словом, вся  праздная  мечтательная  и  аффектационная  сторона ста-
рых правов с обычными  погрывами иности  - к высокому,великому,изящ-
ному, к эффектам,  с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более
в стихах.
Адуев-старший  на  каждом  шагу безжалостно высмеивает  напускную,
беспочвенную мечтательность Адуева-младшего.“Твоя глупая восторжен-
ность никуда не годиться “, ”с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне”,
“забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу”. Но
молодой герой не  поддается  нравоучениям. “А разве любовь не дело? “ -
отвечает он  дядюшке. Характерно ,  что после  первой  неудачи  в любви
Адуев-младший жалуется “на скуку жизни, пустоту души”.    Страница ро-
мана, посвященные, описанию любовных похождений  героя, - разоблаче-
ние эгоистического,собственнического отношения к женщине,несмотря на
все  романтические позы,  которые  принимает  герой перед избранницами
своего  сердца.
Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник
его  становится  деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгод-
ный  брак  по расчету. От былых “небесных”  и  “вогзвышенных” чувств  и
мечтаний  не осталось и следа.  Эволюция  характера  Александра  Адуева,
показанная  в “Обыкновенной истории”, являлась “обыкновенной” для час-
ти  дворянской  молодежи  того  времени.  Осудив  романтика  Александра
Адуева,   Гончаров   противопоставил  ему  в романе другое,  бесспорно по
ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо - Петра   Ива-
новича Адуева.  Писатель, не бывший сторонником революционного преоб-
разования  феодально-крепостнической России, верил в прогресс,   основан-
ный  на  деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Одна-
ко в произведении нашли отражение не столько эти взгляды  писателя, коль-
косуществовавшие в реальной действительности противоречия,которые нес
ли  с собой шедшие на смену “всероссийскому застою”  буржуазно - капита-
листические   отношения.   Отвергая  романтизм адуевского толка, писатель
вместе с тем чувствовал неполноценность философии и  практики  буржуаз-
ного “здравого смысла”, эгоизм и бесчеловечность  буржуазной морали аду-
евых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему   “порядочный чело-
век”.  Но он в высшей степени “безразличен к человеку, к  его нуждам, инте-
ресам”.”Смотрят, что у человека в кармане да в петлице  фрака, а до осталь-
ного и дела нет”,-говорит о Петре Иваныче и ему подобных  его жена  Лиза-
вета Александровна о своем супруге :”....что было главной   целью  его  тру-
дов?  Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему
судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы  приобресть  между
людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы  его  не
гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он  раз-
говаривать не любил, называл это бредом , а говорил сухо и просто, что  на-
до дело делать”.
Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как про-
винциальный  дворянин- романтик. и делец-буржуа,  но и  как  два психоло-
гически  противоположные типа.  “Один восторжен до  сумабродства,  дру-
гой - ледян до ожесточения”, - говорит  Лизавета Александровна о  племян-
нике и муже.
Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип  человека  не  в
Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином,  третьем,  в  гармо-
нии “ума” и “сердца”. Ясный намек на это содержится уже в образе  Лизаве-
ты Александровны Адуевой, несмотря на  то, что “век” ее  “заел” ,  по  спра-
ведливому замечанию Белинского, Петр Иваныч.
К числу этих замечательных образов следует  отнести не  только  Лизавету
Александровну, но и Наденьку.
Дочь несколькими шагами - впереди матери. Она  без  спросу  полюбила
Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только  для  прили-
чия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним ми
ром и самим Адуевым , которым, изучив его хорошо,овладела и командует.
Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый,что-то обещающий,
но мелко самолюбивый , простой, обыкновенный юноша,каких везде - куча.
И  она  приняла  бы его, вышла бы замуж - и все пошло бы обычным ходом.
Но явиласчь фигура  графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька
увидала , что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характе-
ре, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о  ка-
ких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее  достало  разгля-
деть только, что она видела тысячу раз во всез других юношах., с которыми
танцевала , немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам.
Она ждала , что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он   только  пи-
шет сносные  стихи,  но  о  них   ни  кто  не знает , да еще дуется про себя на
графа за то,что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она переш-
ла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской
девушки - безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее
авторитета матери.
Но тут и кончилась эта эмансипация . Она сознала, но в действие  своего
сознания  не  обратила,  остановилась в  неведении, так как и самый момент
эпохи был моментом неведения.
“Обыкновенная история” сразу же поставила Гончарова  в  первый  ряд
прогрессивных  писателей-реалистов.  В  “Обыкновенной истории” в полной
мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова,  призванного  ма-
стера русского реалистического романа.
                     Список используемой литературы:                     
1)  Собрание сочинений И.А.Гончарова
2)  Собрание сочинений В.Г.Белинского
3)  “Творчество И.А.Гончарова” А.Рыбасов