Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Рецензия на рассказ В. Астафьева Людочка

                Рецензия на рассказ В. Астафьева «Людочка»                
Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в
котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную
ими в своих произведениях. Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана
жестокая реальность жизни.
Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень
актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет. В этом рассказе Астафьев
описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту
девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева. Из самого названия
рассказа («Людочка») видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке.
Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и
матерью, а после смерти отца - с отчимом. Её отчим «никак не относился к
Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как вялая
примороженная трава».
Когда Людочка приехала из деревни в город, она сразу же устроилась работать в
парикмахерскую. С работы ей приходилось возвращаться домой через городской
парк отдыха ВПВРЗ. Автор рассказа сравнивает этот парк со всей Россией:
«Парк... выглядел словно бы после бомбёжки или нашествия неустрашимой
вражеской конницы». В этом парке «с годами разрослось всякое дурнолесье и
дурнотравие». Виктор Астафьев с иронией называл парк «роскошным местом»,
потому что он был «ближней природой» в городе, но так как «человеку без
природы существовать невозможно», то в парке ВПВРЗ все отдыхали и все им
любовались. Парк ВПВРЗ был похож на «загон», а люди, проводившие в нём время
- на «животных». У этих людей (если, конечно, их можно так назвать) всё было
не по-человечески. Они никогда не жили разумной человеческой жизнью. У них
всё проходило на уровне инстинктов.
Характер Людочки раскрывается во многих эпизодах рассказа. Например, в
эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли дона лишь Людочка его
пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все
кроме Людочки. В эпизоде, когда в парикмахерской к ней начал приставать
Артёмка-мыло, она его порезала ножницами, после чего Артёмка-мыло больше
никогда её не трогал и всем своим друзьям сказал, чтобы её не трогали.
Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать
Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие. Когда Людочка уже не могла
переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время в свою
родную деревню, к своей матери. Мать Людочки, рассказывая ей только о своей
жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери. Поэтому Людочка ей и не
рассказала, что ей пришлось пережить в городе, так как посчитала, что её
матери нет никакого дела до неё. Мать Людочки была не таким человеком,
которого описывал М. Горький в начале XX века в своём романе «Мать». В его
произведении мать шла на всё ради своего сына, а в конце XX века, в рассказе
В. Астафьева «Людочка» матери нет никакого дела до своей дочери. Все оставили
Людочку «... теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества,
отверженности, лукавого людского сочувствия...» Об отчиме Людочки никто много
и не знает, даже сам автор. Ему не известна ни его фамилия, ни его имя. Он
«никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именно он отомстил
Стрекачу за Людочку. А Стрекач - это такой же обитатель парка ВПВРЗ, как и
все остальные, только его отличие от остальных - это то, что многие обитатели
городского парка считали его своим главарём. Для Стрекача, так же как и для
других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нём полностью
отсутствовало что-либо человеческое. После его смерти «угнетённые,
ограбленные, царапанные... обитатели железнодорожного посёлка вздохнут теперь
освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия нового
Стрекача, ими же порождённого и взращённого». Когда Стрекач насиловал Людочку
никто даже не отозвался на крики (Людочки) о помощи. Даже находящийся в это
время рядом Артёмка-мыло ничего не стал предпринимать для спасения чести
Людочки.
Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение)
Людочки. Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за
того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в
одиночестве. Она не была никому нужна. В таких условиях жизни, в таком
одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти
«звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём
самоубийства. Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы
общества - это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их
сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать
«животными», чтобы продолжать своё существование. Людочка перед смертью
говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня - никому до меня нет дела. А
душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти
ютившаяся душа».
Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время
деморализованное общество продолжает деградировать. И в наши дни существуют
такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в
следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только
наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как
Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.
Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского
парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в
Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может
произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей). Такое может
произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим человеком.
Рассказ «Людочка» написан доступным понятным языком. В произведении автор
использовал много сравнений, причём в основном для деморализованного
общества: центральный городской парк ВПВРЗ - загон, зверинец; люди -
животные, стадо, звери.