Каталог :: Литература : русская

Реферат: Нравственная проблематика рассказов Шукшина

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА.
              (тема: Нравственная  проблематика рассказов Шукшина.)              
                             План реферата:                              
1) Краткая биография В.П.Шукшина.........................стр.03
2) Нравственность рассказов Шукшина......................стр.04
3) Его рассказы:
а) "Думы" и  "Дядя Ермолай"...........................стр.07
б) "Микроскоп", "Забуксовал", "Космос, нервная система и шмат сала".......стр.08
в) "Осенью"...........................................стр.09
г) И многие другие рассказы...........................стр.10
4) Заключение............................................стр.12
     1) Краткая биография В.П.Шукшина. 
Василий Макарович Шукшин родился в 1929году в селе Сростки Бийского района
Алтайского края. После окончания сельской семилет­ней школы поступил в
Бийский автомобильный техникум, но закончить его не удалось, поэтому работал
в колхозе. В 1946году покинул род­ное село и переехал в Калугу.
Вплоть до 1949года работал сначало слесарем-такелажником на турбинном заводе
в Калуге, потом на тракторном заводе в городе Вла­димере, слесарем,
разнорабочим головного ремонтно-восстановительно­го поезда.
В 1953году вернулся в село Сростки, экстерном сдал экзамены на аттестат
зрелости.
Затем приезжает в Москву и в 1954году поступает на режиссерское отделение
Всесоюзного государственного института кинемотографии. Именно во время учебы
снялся в своей первой главной роли в фильме
М.Хуциева "Два Федора", это было в 1956году. В этом же году был впервые
опубликован в журнале "Смена" с рассказом "Двое на телеге".
И вот с 1963года В.Шукшин - становится режиссером киностудии им. М.Горького.
Снял по своему сценарию фильмы "Живет такой па­рень","Ваш сын и брат".
Шукшин за свою короткую жизнь был актером, режиссером, литера­тором. Он
снялся в 58фильмах, поставил по собственным сценариям та­кие фильмы как
"Печки-лавочки" в 1973году, "Калина красная" в 1974году.
"Перу писателя принадлежат два романа, шесть повестей, множество рассказов и
книга публицистики (сборник новелл "Сельские жители"в 1963году, "Там в дали"
в 1968году, сборник рассказов "Характеры" в 1974году, в том же году "Беседы
при ясной луне", и роман "Я пришел дать вам волю" и др.)."
Но жизнь этого талантливого человека к сожалению закончилась рано - в
1974году, на 46году жизни В.М.Шукшин скоропостижно скон­чался во время съемок
кинофильма "Они сражались за Родину".
_________________________________________________________
1) Русская литература XX века \ Христоматия для 11класса. - М.,
1993г., II часть.
     1) Нравственность рассказов Шукшина. 
В литературе 60х - 70х годов одной из главенствующих тем - была тема деревни.
Обострение общественного интереса к экономическим и социально-идеологическим
процессам, происходящим в сельском хозяй­сиве вызвало в жизни ряд
замечательных произведений Ф.Абрамова,
В.Белова, В.Тендрякова и конечно же Василия Шукшина. Их произведе­ния тем и
замечательны, что не замкнуты в границы лишь деревенской темы, в них нашли
выражение социальные и духовные, нравственные ин­тересы современного
общества. Писатели устремлены к познанию нравс­твенных истоков характера
деревенского человека, стремительно меня­ющегося в то время. Преображаются
социальные условия деревенского бытия.
Среди русских современных писателей, мастеров рассказа, Шукшину отведено
почетное место.  Его новеллистическое творчество - явление яркое и
самобытное.
При всем многообразии жанровых форм Шукшина - есть то, что их объединяет, -
излюбленная нравственная проблематика и присущая только этому автору
творческая манера, тот творческий почерк, по которому узнаешь каждую его
страницу.
Проза Василия Шукшина явление своеобычное, со своими стилевыми особенностями.
Характеры увиденные в жизни, писатель додумывает, развивает, довоображает.
Шукшин вглядывается в свой персонаж и исс­ледует его как художник
досконально, открывая его душевную многос­лойность, многогранность.
В его рассказах жизнь предстает в ее многомерности, неисчерпаи­мости, в
удивительном разнообразии. Интонация его произведений под­вижна, богата
оттенками. Шукшин на нескольких страницах создает не­повторимый человеческий
характер и через него показывает какой-то пласт жизни, какую-то сторону
бытия.
Форма у него несет в себе лаконичность, экономию средств выро­жения и
необыкновенную насыщенность. Шукшин обращается к обыденно­му, казалось бы
значительному, факту, но так раскрывает драматизм жизни, что обогащает
читателя более глубоким ее пониманием.
Его рассказы динамичны, в них нет посторонних описаний, в них обычно
отсутствует экспозиция, персонажи стремительно вводятся в действие.
Никогда не найдешь в шукшинских рассказах пусть самой занятной, но
самодовлеющей детали. Детали повествования скупы, но действенны, сюжетны. Его
пейзажи, отвечающие душевному состоянию персонажей, всегда предельно кратки.
Особенно важное средство среди тех средств выразительности, к которым
прибегает Шукшин, имеет диалог. Он никогда не несет функции простой
информативности, в нем заключено движение повествования, в нем раскрываются
характеры. Язык диалога - подвижен, современен, насыщен колоритными
речениями.
Шукшин редко ведет повествование от первого лица. Объективная форма
повествования от третьего лица привлекала тем, что позволила прибегать к
самым разным приемам, использовать многообразие худо­жественных средств.
Никогда не сталкиваемся у Шукшина с заданностью построения, от каждого
рассказа веет жизненностью, эмоциональной непосредствен­ностью, - уж тут не
упрекнуть автора в рациональности. Сюжетные си­туации, в которых показаны
герои, острота и актуальность проблем - все это увлекает и волнует читателя.
Не "рассказы настроения" влекут к себе Шукшина. Он стремится создать яркий,
оригинальный характер, характер историчный, то есть несущий в себе отпечаток
времени.
Особенное пристрастие Шукшин питал к деревне, где прошли его детство и
юность. Шукшин признавался, что жила в его душе боль и тревога за деревню,
когда уезжает молодежь, нехватает рабочих рук в колхозах и совхозах,
замолкают песни, не слышна гармонь, не видно костров рыбаков на реке. Шукшин
глубоко переживал тот разрыв, кото­рый существовал между материальными
условиями жизни человека в го­роде и в деревне, между уровнем культуры.
Шукшин - писатель глубоко социальный. Он исследовал новые соци­альные
явления, протаптывал свою тропку в искусстве и обращаясь к неизведанным
пластам жизни. Его привлекала к себе обычная жизнь обыкновенных людей, где
под покровом повседневности он мог видеть особенное - те черты, которые в
совокупности создавали русский на­циональный характер. Русский национальный
характер, русский народ в его историческом движении - вот что неизменно
занимало творческое мышление Шукшина в годы его зрелости. Его интересует
прежде всего нравственный мир человека.
Для литературы 70х годов характерны глубокая постановка нравс­твенных
проблем, неутомимый интерес к сокровенным глубинам челове­ческой души,
смелость художественных исканий. В этом русле и разви­вается творчество
Шукшина, полные веры в неисчерпаемые возможности человеческой личности. В
великом современном споре о человеке он всегда на стороне оптимизма, но и не
благостен, - он беспощаден ко всему злому, темному, что пятнает человеческую
душу.
Прямая и беспощадная критика некоторых явлений, встречающихся в нравственной
сфере нашего общества, нужна, необходима. Выступая против карьеризма и
корыстолюбия, против хамства и невежества, Шук­шин не только бичует их
носителей, но и предостерегает. Он хочет уберечь нас от ошибок и поступков,
духовно укрепить нас читателей.
Шукшин никогда не контролирует своих героем. Он умеет обнару­жить в обыденном
характере прорастающее в нем типизирующее начало. Его правда не бывает
книжной, она выстрадала, она возникла как итог его жизни.
Исследуя как художник новые социальные явления, Шукшин протап­тывал свою
тропу в искусстве и обращался к неизведанным пластам жизни. Это - обычная
жизнь обыкновенных людей. Социальные конфликты занимают Шукшина прежде всего
с их нравственной стороны. Художник с глубоким интересом вглядывается в
индивидуальную психологию героя.
Одна из главных его тем - тема подлинных и мнимых нравственных ценностей,
тема правды и фальши в человеческих отношениях. Для его творчества характерна
постановка сложных этических проблем. Что же такое счастье и как же оно
достигается? Что дает человеку честный труд? Какова же та жизненная позиция,
то миропонимание, тот кодекс нравственности, что помогает достигнуть высокого
удовлетворения и подлинного счастья?
     2) Его рассказы: 
     а) "Думы"  и  "Дядя Ермолай". 
Основой нравственности для Шукшина всегда был труд, труд - на пользу
обществу, труд - удовлетворение и радость.Для него это было то миропонимание,
которое складывалось в ранние детские годы. Всю свою жизнь писатель был
великим тружеником и умел ценить в людях приверженность к труду. Поэтому и
хочется остановить внимание чита­теля прежде всего на рассказах, в которых
созданы образы трудолюбов.
В рассказе "Думы" (1967) это старый крестьянин, председатель колхоза Матвей
Рязанцев.
В воспоминаниях Матвея проходит вся его жизнь неотделимая от жизни общества.
Всю жизнь Матвей делал то, что надо было делать. Вступив в колхоз и выстрадал
многие перемены в деревне. Началась война - пошел воевать. Перенес тяжелое
ранение, а когда вернулся после госпиталя домой - избрали председателем
колхоза.
Напряженно-кризисное состояние героя рождается в момент высшей гармонии -
слияния с природой. Писатель акцентирует внимание чело­века на моментах,
когда душу человека озаряют добрые и светлые чувства.
Поиски ответов на вечные вопросы о смысле жизни и преемствен­ности поколений
требуют от писателя анализа чувств. Любовь, дружба, сыновние и отцовские
чувства, материнство в беспредельности мате­ринства и доброты - через них
познается человек, а через него - время и сущность бытия. Пути постижения
писателем ведут его к поз­нанию глубин души человеческой. А в этом - ключ к
решению древних и новых загадок жизни.
Раздумья Матвея Рязанцева оптимистичны, пронизаны пониманием собственного
жизненного предназначения. Рассказ "Думы" философски насыщен, здесь философия
становится чувством или чувство философией.
Рассказ "Дядя Ермолай" написан в 1917году. Рассказчик вспоминал о честном и
работящем Ермолае и о его ненависти ко всем видам ижди­венчиства,
захребетничества, корыстолюбия. Он в стремлении передать душевную красоту
хлебороба.
Мать писателя, Мария Сергеевна, так говорила об этом рассказе: "знать надо
деревню и людей, чтобы правда правдой стала. У Васи все получалось, потому
что с измальства труд крестьянский узнал".
В рассказах "Дядя Ермолай" и "Думы" созданы типичные народные характеры,
передана психологическая атмосфера современной деревни, когда сельских
тружеников так же , как и всех советских людей, вол­нуют проблемы и
противоречия века.
б) "Микроскоп", "Забуксовал" и "Космос, нервная система и шмат сала".
_______________________________________________________________
Деревня тянется к духовным ценностям. Приобщение к культуре происходит порой
причудливым путем, рождая парадоксы. Эти парадоксы привлекают внимание
Шукшина, и из под его пера выходят такие расс­казы, где герой изображает
вечный двигатель или на свои трудовые рубли, что ждут в семье, покупает
микроскоп, с помощью которого стремится прикоснутся к тайнам природы. Рассказ
"Микроскоп" прони­зан юмором, но в глубине его образной системы - глубокая
мысль о духовности, без которой нет подлинного человека, и о разрушающей душу
меркантильности, о "вещной болезни", ставшей столь распростра­ненной в наше
время.
Шукшин радуется, когда трудовой человек вырывается из каждод­невного
круговорота ради познания, изобретательства, раздумья.
Можно зло посмеяться над героем рассказа "Забуксовал", который вдруг
задумался над тем, что чудесные строки Гоголя о Руси-тройке возникли в связи
с тройкой, на которой ехал пройдоха Чичиков. Но стоит ли смеятся?
Прекрасный образ восьмиклассника Юрки создал Шукшин в рассказе "Космос,
нервная система и шмат сала" (1966). Живет мальчик на квартире старого
одинокого пенсионера Наума Евстигнеича. Юрка из соседней деревни, где нет
десятилетки. Мать бьется из последних сил, хочет, чтобы Юрка окончил
десятилетку, а паренек, больше того, мечтает потом поступить в медицинский
институт.
Юрке не хватает до конца месяца продуктов, полученных от мате­ри, и он ест
хлеб всухомятку. Старик дает ему порой в долг пшена на кашу. Наум Евстигнеич
скряга отменный. Живет он зажиточно, в кла­довке чего только у него нет.
Старик удивляется: зачем учиться еще 8лет, - что бы стать хирургом и получать
маленькую зарплату. Он со­ветует Юрке учиться на шофера. Наум ругает учение и
все дары циви­лизации. И идет у него вечный спор с его пятнадцатилетним
жильцом. Юрка жадно впитывает знания. У него ясное представление о будущем. В
буседах школьника Юрки и деда Наума сталкиваются две жизненные позиции, два
взгляда на мир. Юрка живет трудно голодновато, но мир открыт перед ним, и в
будущее он смотрит с великой верой. Дед Наум зажиточен, но скуповат. Дети
ушли от него. Он озлоблен, груб, язви­телен. Но даже в его заскорузлой душе
Юрка пробуждает интерес к большому миру. В нем просыпается что-то доброе.
     в) "Осенью". 
В рассказах Шукшина - сложная картина жизни, - за простыми реа­лиями
существования открывается второй план, углубляющий понимание философии того
или иного произведения.
Таков и рассказ "Осенью" (1973). Это один из лучших рассказов Шукшина,
несущий в себе глубокое гуманистическое содержание, отли­чающийся тонкостью
психологического письма, грустно-лирической ин­тонацией.
Скрестились судьбы трех людей. Филипп Тюрин в юности полюбил красавицу Марью
Ермилову, и Марья тоже его любила, - и дело шло к свадьбе. Убеждения Филиппа
не позволяли ему венчаться в церкви, а Марья, под влиянием родителей и
деревенских обычаев того времени, заупрямилась: венчаться, и все. Так и
расстались. С годами боль не ушла... Уже была семья, детишки. А болело и
болело по Марье сердце. Жена поняла причину постоянной печали и замкнутости
Филиппа и воз­неновидела его. Доходили до Филиппа слухи, что и в семье Марьи
нет лада, что и Марья тоскует. Прошли годы. И вот на пароме встречает Филипп
похоронную процессию и узнает, что везут хоронить Марью. И захотел Филипп в
последний раз взглянуть на любимое лицо, да и то муж Марьи - Павел прогнал
его.
И завершается рассказ печальными мыслями Филиппа о том, что нельзя воротить
прошлое и прожить жизнь по другому. Судьба всех троих исковеркана покорностью
Марьи старым обычаям, юношеским мак­симализмом Филиппа, отстаивавшего новые
формы жизни и не сумевшего убедить любимую, бравадой Павла, отбившего
красивую девушку. Вот так и оказалось - все трое лишили себя счастья.
Читатель этого рассказа не может не почувствовать потрясения человеческими
судьбами, не может не поверить в то, что счастье дос­тижимо, но надо уметь
постоят за него, оно редко приходит без зова.
     г) И многие другие рассказы. 
Шукшин хотел видеть человека прекрасным во всех его проявлениях
- в труде, в высоте духовных и нравственных запросив, в любви к женщине и
уважении к старикам, в добром внимании к окружающим лю­дям, в сопричастности
к большому миру. И все свое хотение он выра­жал в своих рассказах, и именно
потому его рассказы глубоко нравс­твенны.
В своих рассказах автор с большим искусством воспроизводит в драме характеров
и в комедии нравов исторические черты и детали, например в рассказах "Мужик
Дерябин", "Непротивленец Макар Жереб­цов", "Привет Сивому!", "Мой зять украл
машину дров!", "Бессовест­ные". Аналитическая мысль писателя, выделяя те или
иные социаль­но-психологические признаки и качества характеров, проницательно
распознает в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Рассказа соз­даются в
результате глубоких размышлений автора над конкретными вопросами бытия
народа.
"Сураз", "Раскас", "Беспалый", "Страдания молодого Ваганова" - рассказы,
казалось бы, тематически близкие, убеждают нас в неповто­римости,
самоценности каждого случая и его финала. Даже курьезная история неожиданно
заставляет угадывать скрытую за нею значимость случая, вызывая сочувствие
герою. Поступки героев порой неожиданны, часто непредсказуемы, они заставляют
нас не только удивляться чело­веческим характерам, но и относиться к личности
с уважением, счи­таться с нею.
Смерть наведывается к героям Шукшина,и, кажется, в ней нет ни­чего
загадочного, хотя переход от неистовой "циганочки" к вечному покою трагически
противоестественен. Смерть - разрушение жизни, не­поправимое несчастье
("Горе", "Как помирал старик", "Сураз", "За­летный", "Охота жить", "Осенью",
"Солнце, старик и девушка", "Жил человек", "Заревой дождь"). Умудренно-
спокойное принятие смерти как неизбежности, завершающий путь человека,
народно в своей основе.
Ситуации рассказов менее всего поддаются "разъяснению", они требуют объемного
восприятия: в шуме голосов, в цвете, в резкой смене сценических планов с
неожиданным финалом. Внутреннее напряже­ние, достигнув предельно высокой
точки, может разрешится драмати­чески или комедийно. Таковы ситуации
рассказов "Страдания молодого Ваганова", "Версия", "Хахаль", "Вянет
пропадает", "Бессовестные" и д.р.
"Сатира Шукшина глубоко реалистична, ей свойственны аналитич­ность, динамизм,
конкретность. Однако специфические черты сатиры меньше всего выражены во
внешним рисунке характеров. Их нужно ис­кать в природе внутренних изменений,
в сути динамики, завершающейся к удивительным метаморфозам персонажей."
Созданные Шукшиным типы осознаются нами как сатирические лишь в ходе действия
или в финале. Таковы, например, характеры Князева, Капустина, Шурыгина,
логика развития которых заключается в саморазоблачении, обнаружения
собс­твенной несостоятельности, своей отрицательной сущности - в
самооп­равержении.
___________________________________________________________________
1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. - М.,1981г.
     4) Заключение. 
Шукшинское слово, богатое интонационно, воспринимается нами как бы
озвученным, оно воспроизводит смену психологических состояний действующих
лиц, пластично очерчивая облик, духовный строй персоо­нажей.
В своих художественных исканиях Шукшин преобразовывал жанры, открывая их
новые возможности и резервы. Однако новаторство Шукшина традиционно. Шукшин,
изображая, поэтизируя сокровенное в реальной жизни, ориентировался на
народное мироощущение, юмор, речь, опирал­ся на традиции классики.
Творчество В.Шукшина я попыталась представить в свободном, ес­тейственном
движении: в цельности и единстве проблематики, жанров, стилевой специфики.
Цельность творчества Шукшина обусловлена нравс­твенно-эстетической позицией
художника, которая с развитием его ис­кусства становилась все более четкой,
определенной, воинствующей по отношению ко всему недоброму, отрицательному, в
их разных качествах и обличиях.
Иные циклы рассказов представляют своего рода витки усложняюще­гося
содержания, которое поднимает нас на новую ступень знания жиз­ненных явлений
и характеров, требующих от автора и читателя более совершенных качеств
исследования и анализа. Тогда, на высшей ступе­ни, наблюдается переход к
сатире, цель которой не сводится, однако, к простому осмеянию. Это - сатира
высокая, гражданственная, по сути своей трагедийная.
Искусство психологического портрета, речевое многообразие, ми­ровосприятие,
умудренное знание жизни, гуманизм, чувство ответс­твенности - это и многое
другое роднит творчество Шукшина с читате­лем.
     Используемая литература: 
1) Апухтина В.А. Проза В.Шукшина. - М.,1981г.
2) Карпова В. Талантливая жизнь. - М., 1986г.
3) Русская литература XX века \ Христоматия для 11класса. - М.,
1993г., II часть.
4) Шукшин В. Нравственность есть Правда.