Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Пьеса Горького На дне

Критика российской действительности в пьесе А.М. Горького “На дне”
Хорошо, когда прочитанная книга оставляет след в душе. И если он яркий, мы
вдруг задумываемся над тем, какое значение имеет для нас это произведение,
что оно дало нам. Со времени создания пьес Горького прошло много лет, но и
теперь они читаются и идут в театрах. Видимо, им предопределена долгая жизнь.
Можно сказать, что это - энциклопедия предреволюционной России, история,
запечатленная мастерски и жизненно, но нельзя забывать, что в них много
общечеловеческого, подходящего не только к прошлой, но и к нынешней жизни.
“Человек - это великолепно! Это звучит... гордо!” Эти слова, сказанные на
заре ХХ века, определяли творческую линию писателя. Он любил людей, поэтому
его воображение, пронизанное прекрасной мечтой о великом призвании человека,
рождало такие изумительные образы, как Данко.
Но он же выступал и со страстным, горячим протестом против всего, что
принижало человека, против всех “свинцовых мерзостей жизни”.
В пьесе “На дне” с большой силой и непревзойденным художественным мастерством
показаны те ужасные условия жизни, которые толкают на “дно” ее, в “яму”. И
тогда человек перестает быть человеком. Да разве ж это люди обитают в
омерзительной ночлежке Костылева ? Они утратили все человеческое, потеряли
даже облик человека, превратились в жалких, никому не нужных существователей.
Конечно, во многом они сами виноваты в том, что с ними случилось: у них не
хватило твердости или умения бороться с судьбой, желания трудиться,
преодолевать трудности. Но виноваты и социальные условия. Это была эпоха
быстрого обогащения одних и обнищания других, эпоха, когда рушились остатки
вековых устоев. В каждой загубленной судьбе мы видим сплав общественных и
личных проблем.
Но даже и здесь, “на дне” жизни, действуют свои неумолимые волчьи законы.
Здесь свои “короли” и под- властные, эксплуататоры и эксплуатируемые, хозяева
и работники. Законы общества преследуют человека от рождения до смерти, от
царских чертогов до вонючей ночлежки. Только в последних все гораздо
обнаженнее, а отношения более дикие. И в этом обвинение строю и обществу!
Жизнь здесь для нормального человека хуже каторги. Она толкает людей на
преступления, черствость, бесчестность. Ворует Васька Пепел, умирает в
страшных муках Анна, идет на самое ужасное в жизни Настя, окончательно
спивается Актер. Они уже не поднимутся.
А ведь это люди, которые знали когда-то и другую жизнь. И поэтому полна
страстных мечтаний о будущем Наташа, думает о светлых чувствах Настя, верит в
свою мечту больной и опустившийся Актер. У них только и осталось в жизни, что
вера. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” - с горьким
чувством восклицает Актер. И в этом возгласе нестерпимая обида человека,
выброшенного за борт жизни. У них отняли все, у этих забытых людей, но не
смогли отнять веры в лучшее. Этим качеством с избытком обладал сам Горький,
наделял он им и своих героев.
Странник Лука, появляющийся в пьесе, сумел заронить и зажечь в сердце каждого
искру надежды и мечты. Но после его ухода еще тяжелее стала жизнь
ночлежников. Люди эти так изломаны, что им уж нечего ждать. И надежда,
оброненная Лукой, лишь разбередила их раны. Поманил странник, а дороги не
показал.
Как ореховая скорлупа, раздавлены мечты Клеща о лучшем времени, и в
результате мы видим его падшим крайне низко: “Никогда уже он не выберется
отсюда”. И читателю становится не по себе от этих слов.
Пьеса утверждает: так больше жить невозможно !
Многие свои мысли вкладывает автор в уста Сатина. Порой странно слышать такие
высокие слова от каторжника и шулера. Мы понимаем, что в Сатине погибли
недюжинная натура, сильный, ясный ум. Гордые слова о человеке стали
крылатыми, они заставляют верить, что люди достойны лучшей участи.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека,
сделать так, чтобы имя это действительно звучало гордо. Пьеса имела огромный
политический резонанс, звала к переустройству общества, выбрасывающего людей
“на дно”. Нет и не может быть счастья, пока человек несвободен, пока
несправедливость господствует на каждом шагу. Человек достоин счастья и
свободы потому уже, что он Человек !
Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда
призываем “милость к падшим”, пьеса Горького обретает иное значение. Это не
только исторический документ, не просто выдающееся творение человеческого
ума, это и произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к
вечным проблемам добра, милосердия, социальной справедливости.