Каталог :: Литература : русская

Сочинение: Тема детства в романе Достоевского Преступление и наказание

                                 Доклад.                                 
                        Предмет: Литература                        
      Тема: Дети в романе "Преступление и наказание".      
     Работу выполнил 
     Маев Роман 
     10 класс "б"
                                 1999 г.                                 
В теории Раскольникова, позволившей   ему  пойти на убийство, главным
аргументом становится обвинение общества в жестокости. Те самые люди, которые
на словах признают необходимость любви к ближнему, равнодушны к реальным
страданиям  окружающих. Именно из этого , причем самого по себе
действительно верного наблюдения, и  делает Раскольников вывод о
двойственности, лицемерии общепринятой морали, о необходимости "крови по
совести" для преодоления зла.  Но, обвиняя мир в жестокости, Раскольников
прежде всего говорит о детях. В этой мучительной, горячей любви к детям
раскрывается с особенной силой умение главного героя романа сострадать чужому
горю.
Дети - беззащитны, они не могут сопротивляться беспощадному давлению жизни.
Они не виновны в горе окружающих, и поэтому их страдания особенно
несправедливы. Если общество "топчет" тех, кто ни в чем не виновен, значит,
его устройство безнравственно, ненормально. Впечатления от встреч  с
несчастными детьми обостряют ненависть Раскольникова к окружающей
действительности и укрепляет уверенность в правильности своей теории.
Раскольников слышит звуки надтреснутого семилетнего голоска - в трактире,
среди пьяных криков и брани. Эти звуки дополняют трагический рассказ
Мармеладова. Следующее впечатление - встреча с Катериной Ивановной и ее
детьми. Вид этих несчастных  детей заставляет Раскольникова отдать
Мармеладовым едва ли не последние свои гроши. В его измученной душе
закрепляется страшная мысль : "И нет никаких преград." А далее еще одно
впечатление толкает Раскольникова на решение "переступить" : он видит
обманутую и опозоренную девочку на бульваре.
Раскольников с негодованием думает о тех ученых, которые утверждают,  что
известный процент людей должен погибнуть, и считают это нормальным. Для  него
за этим успокоительным словом "процент" стоит живой человек, и мириться с
гибелью хотя бы одного ребенка Раскольников не хочет и не может. И вот здесь
автор и его герой оказываются рядом, но только в этом. Нравственное
негодование диктует им принципиально  разные выводы - это ясно отражено в
романе.
Достоевский видел в детях ту нравственную чистоту, доброту души, которые
утрачены взрослыми. Не случайно все лучшее, что свойственно  взрослым героям
романа, связано с миром ребенка. Нельзя говорить о теме детства в
"Преступлении и наказании", имея в виду только детей Катерины Ивановны. Как
ребенок, слабый, беспомощный, с детски чистой, наивной и светлой душой,
рисуется Соня. Она похожа на ребенка в своих чувствах, в своих поступках -
искренностью и добротой. Чистый и справедливый мир детской души открывается и
во сне Раскольникова. Именно ребенок протестует против жестокости взрослого
мира  в этом сне. Та непосредственная, недумающая доброта, которую
неоднократно  проявляет Раскольников - вопреки собственной теории -
неразрывно связана с мальчиком Родей, с тем нравственным "запасом", который
сохранился в герое романа с детства. Убив беспомощную, по детски беззащитную
Лизавету, Раскольников словно поднял руку на самого себя. Именно детям,
искупая свои грехи, помогает в "Преступлении и наказании"  Свидригайлов.
Достоевский, безусловно, следует и христианскому пониманию. Дети в Евангелиях
символизируют нравственную близость человека к Богу, чистоту души, способной
поверить - и устыдиться. Раскольников двойственен в романе: природная, данная
Богом,   доброта героя "затемнена" гордыней и озлоблением взрослого человека.
Весь роман ребенок в Раскольникове  борется со взрослым, доброта - с
жестокостью и самолюбием. Нравственный перелом, произошедший в душе
Раскольникова в эпилоге "Преступления и наказания", означает окончательную
победу доброты,возвращение героя к себе самому - ребенку, возвращение к Богу.
И здесь автор романа, пройдя рядом со своим героем его долгий, мучительный и
противоречивый путь, впервые, наконец, "встречается" с ним "лицом к лицу",
как встречаются люди одной веры, одного понимания жизни.