Каталог :: Литература : русская

Доклад: Н.В. Гоголь. Тарас Бульба

                    Николай Васильевич Гоголь.                    
                             «Тарас Бульба».                             
                           Краткий обзор произведения.                           
В самых ранних суждениях Гоголя о людях четко просматривается уменье замечать
как крупные, так мелкие и смешные особенности, которые ускользают от внимания
других людей. Всё останавливало и поражало этого человека, наделенного даром
необычайной наблюдательности: каменные дома, деревянные домишки, купол,
рынок, уездный франт... Самые мельчайшие подробности  не ускользали от его
внимания. Делая свои сокровенные наблюдения над человеком, Гоголь анализирует
их и в результате приходит от разрозненных реальных черт к созданию
целостного портрета человека.
Литературный критик А. И. Герцен говорил: «.Рассказы, с которыми впервые
выступил Гоголь, представляют собой серию подлинно прекрасных картин,
изображающих нравы и природу Малороссии, - картин, полных весёлости,
изящества, живости и любви.  Повесть «Тарас Бульба» входит в гоголевский
сборник под названием «Миргород». «В «Миргороде» он столкнул норму, высокую
возможность народного героизма с ужасной общественной действительностью, не
дающей осуществиться этой возможности и опошляющей человека, созданного, по
Гоголю, для великих дел», - писал литературный критик Г. А. Гуковский.
Историзм повести «Тарас Бульба» близок к фольклорному: создавая такое
историческое произведение, Гоголь не только внимательно изучал документально-
исторические материалы (летописи, мемуары, исследования), но и фольклорные
произведения. Не преуменьшая роли исторических материалов, первенство следует
всё же отдать фольклорным источникам.
В центре внимания писателя эпоха национально-освободительной борьбы
украинского народа и героические характеры, а не конкретные события и
реальные исторические лица. К фактической точности писатель не стремился.
Отсюда и условность сообщаемых в «Тарасе Бульба» хронологических данных.
Тарас Бульба был коренным «козаком», жившим на Украине. В те далёкие времена
Украина была захвачена польскими и литовскими витязями. Некоторые
состоятельные жители Украины перешли на сторону захватчиков. Тарас Бульба и
другие патриоты своей Родины организовали Запорожскую Сечь и боролись против
захватчиков.
Тарас Бульба «был создан для бранной тревоги». У него был очень тяжёлый
характер. Об этом свидетельствовало всё: убранство его светлицы, отношение к
жене, поведение в бою (стр. 250 – 252). У Тараса было два взрослых сына:
Остап и Андрий. Когда сыновья приехали из бурсы (лицея, школы), Тарас решил
отвезти их в Сечь. «Они будут настоящими козаками», - говорил Тарас своим
друзьям. На следующий день отвёз Тарас своих сыновей в Сечь. Вскоре «козаки»
напали на город Дубно, которым правили польские феодалы, в котором, по
слухам, «было много казны, богатых обывателей». Первый бой «козаки» выиграли,
но в город войти не смогли и готовились ко второму бою. Остапа избрали
атаманом Уманского куреня. Казалось, что ему «был на роду написан битвенный
путь». В бою он проявил мужество, храбрость, действовал смело и хладнокровно,
был хорошим стратегом. Андрий дрался «с запальчивым увлечением», отваживался
на такие действия, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный
Остап. Отец гордился своими юными войнами. Неожиданно Андрий предал отца,
брата и всех «козаков». Из-за любви он перешёл на сторону противника. Во
втором бою Тарас, увидев, как его сын выезжает из ворот города вместе с
польскими витязями, застрелил предателя. В этом бою «козаки» понесли много
потерь. Остапа захватили в плен, и под пытками он умер. Тарас пытался
пробиться к сыну, но не смог. Потеряв обоих сыновей, Тарас Бульба не сник, а
продолжал сражаться за национальное освобождение Украины. Попав в плен к
польским витязям, задыхаясь на костре, Тарас Бульба с гневом и презрением к
врагам произнёс: «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила,
которая бы пересилила русскую силу!» Когда смерть уже подступала к его
глазам, Тарас всё равно был душой и сердцем со своими «козаками» (стр. 350).
Тарас Бульба – сильный, мужественный и отважный «козак», отдавший свою жизнь
и жизни своих сыновей за свободу и независимость Украины от польских и
литовских феодалов. Он не пожалел родного сына, собственноручно убив его за
предательство. Погиб Тарас Бульба с верой в торжество свободы, «товарищества»
(стр.320 – 321) и национальной независимости Украины. Его вера и вся
героическая жизнь есть ни что иное, как яркое выражение веры и борьбы всего
украинского народа за своё освобождение. Тарас Бульба – это собирательный,
художественный образ, тип «козацкого» героя.
Литературный критик В. Г. Белинский писал в своей статье о повести Гоголя
«Тарас Бульба»: «Но зачем же забывают, что тот же Гоголь написал «Тараса
Бульбу», поэтому, герой и второстепенные действующие лица которой – характеры
высоко трагические? В ней является та особенность, которая принадлежит только
таланту Гоголя. В драмах Шекспира встречаются с великими личностями и пошлые,
но комизм у него всегда на стороне только последних. У Гоголя Тарас Бульба
тоже исполнен комизма, как и трагического величия; оба эти противоположные
элементы слились в нём неразрывно и целостно, в единую, замкнутую в себе
личность; вы и удивляетесь ему, и ужасаетесь его, и смеётесь над ним.»
Влияние Гоголя на русскую литературу было огромно. Не только все молодые
таланты бросились на его путь, но и некоторые писатели, уже приобретшие
известность, пошли по этому же пути, оставивши свой прежний.