Каталог :: Культурология

Реферат: Культура Древнего Египта

     Культура Древнего Египта.
План.
1. Общая характеристика.
2. История Древнего Египта.
1). Египетская религия.
2). Мифы о солнечных богах.
3). Другие боги.
4. Изобразительное искусство.
1). Архитектура.
2). Скульптура.
3). Рельефы и росписи.
5. Древнеегипетская музыка.
6. Заключение.
7. Список используемой литературы.
     Общая характеристика.
Систематическое изучение Египта начинается с 19 века.До этого    пользовались
отрывочными библейскими данными и произведениями греческих и латинских
авторов.
В  известной  ”Истории”  Геродота  прошлое  Египта  описано достаточно
подробно ,хотя некоторые сведения, полученные им от самих египтян , были
недостоверны.
Несмотря на то , что в Египте сохранилось много памятников,лишь в 1822 году ,
благодаря усилиям французского ученого Франсуа Шамполь - она , удалось найти
ключ к расшифровке египетских иероглифов.В распоряжении ученых оказались
надписи на стенах пирамид и храмов , папирусы самого различного содержания -
произведения религиозной литературы , летописи , поучения , сказки и повести.
Сами египтяне называли свою страну “Черная земля”,подчеркивая плодородие ее
почвы , в противоположность “Красной земле”, т.е. пустыне.Слово “Египет”
(“Айгюптос”) - греческого происхождения,представляло из себя искаженное
поэтическое обозначение древней столице
Мемфиса - Хет-ка-Птах (Крепость бога Птаха).Геродот называл Египет “Даром
Нила” ,ибо эта река стала основой хозяйства дожди почти не выпадали , и жизнь
для человека стала здесь возможной лишь в результате использования речных
вод.
Вследствие сильных тропических ливней переполнялись истоки этой огромной реки
и ежегодно (в середине июля) происходили ее разливы.Почти вся старана
оказывалась под водой,за исключением естественных возвышенностей и
искусственных насыпей , на которых располагались
города и селения , превращающиеся на время в островки .К ноябрю воды Нила
спадают , оставляя на полях плодородный слой ила.
Вслед  за  временем наводнения начинается  второй  четырехмесячный сезон
(время посева) , а за ним следует третий - жатва ( март -июль ).
     История Древнего Египта.
Необходимость регулировать разливы Нила и распределять его воды в
общеегипетском масштабе способствовала объединению множества областей (номов)
в единое государство. Правда,в самом начале египетской истории их было два :
Верхний Египет (на юге,в узкой до-
лине Нила) и Нижний Египет (на севере,в дельте).Более прочное объединение
страны осуществил царь Верхнего Енипта Менес ( Мина ) , подчинивший Египет
около 3000 г. до н.э. и основавший первую династию объединенной страны.С
этого времени летописцы ведут счет времени по годам правления
царей(фараонов).Обычно выделяют следующие периоды истории Древнего Египта :
     Додинастический период.
     Раннее царство : 1 и 2-я династии.
     Древнее царство : 28-23 вв. до н.э.3-4-я династии.Время наибольшего
могущества фараона божественного “Владыки Обеих земель”, носителя двойной
крорны Египта , олицетворителя бога Гора,сына Ра.Все эти определения , имевшие
к тому же и конкретные имена, т.н. титулатуру египет- ского фараона,обладавшего
неогранниченной экономической,политической и верховной жречес -
кой властью . Подтверждение тому - грандиозные гробницы-пирамиды.
23-21 вв. - Египет переживает период политической раздробленности;усиливается
власть отдельных монархов.
     Среднее царство : 21-18 вв. до н.э. - 11-13-я династии.Борьбу за
центральную власть ведут представители двух различных династий.Побеждает
фиванская  династия ,но  власть  фараонов  явно тускнеет.Наиболее известные
фараоны Среднего царства - Аменемхет I , Сенусерт III -его походы в
Палестину,Аменемхет III - грандиозное ирригационное строительство в Фаюмском
оазисе.
18-17 вв. до н.э. - нашествие гиксосов (из Сибири и Палести -
ны).Победа над ними открывает период
     Нового царства - 16-11 вв. до н.э. 18-20-я династии.Время  широкого
развития связей благодаря дальнейшему развитию всех сфер  хозяйственной
деятельности.Среди фараонов выделя- ются : Тутмос I ,  дошедший со своими
войсками до Евфрата;царица Хатшепсут и ее сын Тутмос II; Аменхотеп IV, он же
Эхнатон - фараон,попытавшийся,пусть и вынужденно , из - за внешних обстоя-
тельств посягнуть на пантеон египетских богов ; Рамсес II , прославившийся
сражением с хеттами.
     Поздний период : 11-6 вв. до н.э.Усилившееся влияние жречества теснит
фараонов,и при Рамсесе ХI власть над Египтом переходитк  верховному жрецу Амона
Херихору.
332г. до н.э.-Египет покорен Александром Македонским,а в 30г. до н.э. он
становится провинцией Римской Империи.
     Египетская религия.
Огромное место в жизни египетского государства играла религия.И здесь
особенно важны два момента : сложение египетского пантеона и заупокойный
культ.
Сложение египетского пантеона богов - сложный процесс , в котором переплелись
тотеми- стические представления и культ различных явлений природы.Египетский
пантеон богов составля - ют божества ,олицетворяющих
небо,солнце,влагу,воздух,землю,растительность,Нил,а также
судьбу,истину,войну,справедливость,разум,искусство и т.д.При этом их внешний
облик соединяет в себе черты человеческого существа и животного (чаще всего
это человек с головой сокола,кош-
ки,львицы,ибиса,обезьяны,осла и т.п.).
Среди множества божеств особое значение очень рано приобретает солнечное
божество,
которое в разных номах представлялось в различном облике : в одной местности
это был крылатый диск,летящий по небу;в другой-огромный жук,катящий по небу
солнечный диск;иногда солнечный бог мыслился в виде сокола или человека с
соколиной головой.Имена этих божеств были различны Ра , Атум ,
Амон,Хепри,Гор.Иногда названия дифференцировались:Хепри-утренное солнце,Ра-
дневное, Атум-вечернее.
Из различных вариантов солнечного божества раньше всего выделяется бог солнца
Ра.
Центр его культа-город Гелиополь . Воплощался он в образе сокола или человека
с соколиной головой ,увенчанной солнечным диском.С возвышением 5-й династии
Древнего царства (26-25 вв. до н.э.),происходившей из Гелиополя,Ра становится
главным богом пантеона и его культ приоб - ретает  общеегипетский характер.Он
оттесняет более древнего гелиопольского демиурга Атума , и обожествленный с
ним ( Ра - Атум ) становится во главе Эннеады (девятки) богов.Его стали
считать созидателем мира и людей , возникших из его слез , отцом богов ,
отцом царя.
У Ра есть несколько дочерей,которые отождествляли око Ра:Сехмет - грозное око
Ра,боги -
ня войны,богиня-целительница;Тефнут-любимое око Ра,богиня влаги;Хатор-
солнечное око Ра,бо - гиня неба,богиня любви,веселья,музыки,пляски.В Дендере
сыном Хатор считался бог музыки Ихи.
Помимо того , что все боги ни считались дочерьми Ра,их объединяла
“иконография”:все они изображались в виде женщины с головой львицы.
Великий Ра не был единственным великим солнечным богом.Не менее великим был и
солнечный бог Амон.В эпоху 18-й династии , 16-14 вв. до н.э.,он становится
всеегипетским богом,а его культ приобретает государственный характер.Центр
культа - Фивы. Изображался в виде челове- ка с головой барана в короне с
двумя высокими перьями и солнечным диском.Амон возглавляет фиванскую триаду :
     Амон
Мут                                                 Хонсу
     
богиня неба,жена                       бог луны,сын
Самой драматичной была судьба еще одного солнечного бога-Атона.Именно с ним
решил связать свою религиозную реформу фараон Аменхотеп IV : он ломает
все,что было связано с культом верховного бога Амона и создает новый
государственный культ Атона -солнечного диска, меняет свое имя на Эхнатон,что
означает “Угодный Атону” и строит новую столицу Ахетатон (“Горизонт Атона”),а
спустя четверть века после его смерти жрецы объявляют Эхнатона еретиком ,
разрушают его город , а имя его вычеркивают из списков ”законных” фараонов -
в официальных египетских хрониках после Аменхотепа III значится Хоремхеб.
     Мифы о солнечных богах.
Отражали две группы представлений - о смене времен года  и о борьбе солнца с
мраком и злом.Вот некоторые из них:
Знойный ветер пустыни , хамсин,приносящий засуху,дул в определенное время
года; когда он прекращался , начинался  бурный рост растительности. Эти
явления природы  отразились  в  следующем повествовании:дочь Ра Тефнут
поссорилась с отцом и,превратившись в львицу,гордо удалилась в
Нубию.Ра,скучающий по своей любимицепосылает за ней Шу и Тота , которые стали
павианами . Им надо вернуть Тефнут отцу , завлекая пением и танцами.Они
успешно справляются со своим заданием  и гордая Тефнут возвращается.На
радостях она вступает в брак со своим бра - том Шу , что предвещает рождение
природой новых богатых плодов.
Праздник возвращения дочери Ра в египетских календарях назывался “днем
виноград- ной лозы и полноты Нила”.
В  наиболее  знойное  время  года  считалось , что  солнце распаляется
гневом на людей и наказывает их с помощью  своей  другой дочери - Сехмет :
когда Ра состарился и “его кости стали из серебра , его плоть из золота ,
волосы из чистой ляпис-лазури” , люди перестали почитать бога-царя и даже
“замыслили против него злые дела”.Тогда Ра собрал совет старейших богов  во
главе  с  их  прародителем  Атумом, которые и решили наказать людей.На них
напустили другую люби -
мую дочь Ра Сехмет,которая превратившись в львицу , стала пожирать людей.При
этом она так разъярилась,что ее невозможно было остановить.И вновь мудрейшие
собрались на совет, где реши- ли напоить Сехмет красным пивом,дабы
она,опьянев,уснула......Когда же Сехмет  пробудилась , то она уже забыла о
своих кровожадных подвигах...
Борьба солнца с силами мрака представлялась как борьба Ра с владыкой
подземного мира , огромным змеем Апопом.
     Другие боги.
     Хапи - бог Нила.Его символы - лотос и папирус.Его праздник  соединялся с
началом разлива Нила.
     Апис - бог плодородия в виде быка - черного , но с белым круглым пятном
на лбу и с особыми волосами на хвосте.Кроме того он был душой бога Птаха и бога
Ра.
     Хнум - бог плодородия в виде человека с головой барана.Он известен как
один из прародителей рода людского,вылепив последних на гончарном круге.Он же
позаботился и о духовном двойнике  человека - его ка.
     Рененутет - богиня плодородия и собранного урожая , что отразилось в ее
эпитетах : “владычица плодородия”,”правительница закромов”.Представала в образе
змеи  или  женщины  с  головой змеи.Праздник ,посвященный богине Рененутет,
проводился в день окончания жатвы.А немного позже она становится еще и богиней
судьбы.
     Шаи - бог виноградной лозы и судьбы.
     Онурис - бог охоты и войны.
     Маат - богиня истины и справедливости,жена Тота.Изображалась в виде
женщины со страусовым пером на голове.
     Тот - бог мудрости , счета и письма , муж Маат.Его священные животные -
павиан и ибис.Изображался в виде человека с головой  ибиса и палеткой писца в
руках.Как божество астральное отожествляется с луной и в этом божественном
статусе вел счет дням , месяцам и годам египетского календаря.
     Сиа - богиня мудрости и познания-женщина,соправождавшая бога Тота с
правой стороны.
     Птах - помимо того , что он был демиургом от Мемфиса ,Птах считался
покровителем ре- месел и искусств.
А теперь обратимся к заупокойному культу. К  основным письменным источникам
относятся следующие произведения :
     “Тексты пирамид” - древнейшие тексты заупокойных царских
ритуалов,вырезанные на стенах погребальных камер в  пирамидах фараонов 5 и 6 -й
династий Древнего царства (26-23 вв. до н.э.).
     “Тексты саркофагов” - ритуальные тексты ,которые должны были обеспечить
фараону (а со временем 11 -й династии и частным лицам) продолжение жизни в
царстве мертвых.Они были заимствованы из “Текстов пирамид” и размещались на
стенках саркофагов , начиная с периода
Среднего царства.
     “Книга мертвых”-составлялась с периода Нового царства.Свитки папируса
содержали не-
обходимые магические формулы,заклинания и около двухсот изречений,которые
должны были по-
мочь умершему вступить в загробное царство.
Заупокойный культ египтян опирается на следующие представления : со смертью
челове -
ка умирает только его тело , тогда как продолжают жить другие ипостаси его
существа - имя (рен) ,
душа (ба), вылетающая из тела в виде птицы , двойник человека (ка) ; именно
судьба  Ка  связана с
судьбой тела , ибо Ка не бессмертен , он может погибнуть от голода и жажды ,
если при погребении
покойник не будет снабжен всем необходимым ; Ка  может быть съеден загробными
чудовищами ,
если его не защитят магические формулы.
В разработанной до мельчайших подробностей системе представлений египтян о
потусто-
роннем мире одно из главных мест занимают “поля блаженных” (поля Иалу) , на
которых умерший
должен был совершить все земледельческие процессы от возделывания земли до
сбора урожая.
Повелителем загробного мира был  Осирис - один из самых почитаемых в Египте
богов .
Поначалу Осириса считали богом природы: с ним связывали жизнь растений - умер
Осирис -умерла
природа ; расцветет все весной - значит , Осирис ожил. Именно  поэтому он  и
превратился  в  бога мертвых , который вершил свой суд.
     Изобразительное искусство
     Древнего Египта.
     Архитектура.
Изобразительное искусство Древнего Египта , представленное архитектурой ,
скульптурой , рельефами и росписями , теснейшимобразом связано с заупокойным
культом.При этом ведущим видом была архитектура.
Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была
т.н.ступенчатая пирамида фараона Джоссера в Саккара (28 в. до н.э.).С детищем
зодчего Имхотепа связаны два важных момента : первый - создание целого
ансамбля , вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов , молелен и дворов ,
окружающих 60 - метровую усыпальницу.Ансамблевое начало подчеркивалось стеной
отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного ком-
плекса ;  второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали.Выделение
гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть
“сынов бога”.
Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й
династии (27 в. до н.э.) Хеопса , Хефрена и Микерина (греч.вариант их
имен).Их отточенная форма , основанная на пропорциях “золотого сечения” ,
была предельно лаконична и бесконечно вырази - тельна.Два элемента определяли
закономерности формы : основание, квадратное в плане , и схож -
дение сторон в одной точке , подобно тому , как вся египетская жизнь
сходилась , сфокусировалась в обожествленном фараоне.Гениальная в своей
простоте пирамидальная конструкция несла худо - жественное обобщение самой
сути египетского общества , подчиненного безграничной власти фараона.
Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение
массы и пространства:погребальнаякамера , где стоял аркофаг с мумией , очень
небольшая , а подводили к ней длинные и узкие коридоры.Пространственный
элемент был сведен к минимуму.
Безраздельно господствовала масса всей пирамиды , в  то время каксама
пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля : на
берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик , от которого шел
длинный крытый коридор.Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья , он
подводил к верхнему заупокойному храму , расположенному у подножия пирамиды
.Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса,которого египтяне называли
“отцом страха”.Считается , что это было изображениеХефрена в львином образе
(голова человека и тело льва).
В эпоху среднего царства (21-18 вв. до н.э.) появляется новый тип
заупокойного храма. Ярчайший образец-храм Ментухотепа I долине Деир-эль-
Бахари (западный берег Нила).
Первое,бросающееся в глаза новшество,изменение местности : не в пустыне,а у
скал Ливийского нагорья.
Второе - усложнение композиции заупокойного храма , состоящего из двух
террас,распо- ложенных одна над другой и завершаемых небольшой
пирамидой.Горизонтальнаяраспластанность террас ,подчеркнутая пологим пандусом
, как бы притормаживается верти кальными портиками , идущими по фасаду и по
бокам храма.
За основным ядром комплекса шел небольшой открытый  двор,окруженный колоннадой.
Он вел во второй гипостильный зал (первый - нижняя терраса) и помещения ,
вырубленные в скале.
К  этому добавлялся нижний храмик (или пропилеи) и дорога , огражденная с
двух сто - рон стенами и соединяющая храмик с главным заупокойным ансамблем.
Дополнительными элементами этого архитектурного ком плекса были каменные
раскра - шенные статуи царя , стоявшие на дороге , и сад с двумя бассейнами
перед первым гипостильным залом.
От заупокойного комплекса Менхотепа I тянется ниточка к храмовой архитектуре
Нового царства, одним из наиболее ранних образцов которой был заупокойный
храм царицы Хатшепсут (нач. 15 в.до н.э.).Он возведен уже в знакомой нам
долине Деир-эль-Бахари архитекторомСенмутом , рядом с храмом Ментухотепа I.
Самая главная новация - захоронение отдельно от храма.Царская мумия спрятана
где-то в тайнике, в горах.Ансамбль же состоит в целом из тех же элементов ,
что и храм “соседа” , но с тенденцией к большей грандиозности :три
террасы,возвышающиеся одна над другой , имеют большие масштабы ; богатейшая
декорировка , широкое использование скульптур(свыше 250 статуй),обилие
колоннад,деревья и искуственные пруды , размещавшиеся и на террасах.
Идея пространственно развитого храмового комплекса,подчиненного принципу
центральной оси,наиболее полное и совершенное выражение получила в ансамблях
Карнака и Луксора на восточном берегу Нила в Фивах , посвященных богу Амону-
Ра (16-15 вв.до н.э.).
Основными элементами сложного и гармонического целого были следующие объемные
и пространственные компоненты : молельня,коронный зал,открытый двор.Они
выстраивались по одной оси, продолжавшейся за стенами длинной аллеей со
сфинксами.Чередование их акцентиро - валось огромными пилонами - входами ,
представляющие собой плоские трапециевидные формы , возвышающиеся над
остальными архитектурными объемами храмового комплекса.Перед пилонами
размещались огромные скульптурные статуи фараонов и обелиски (т.н.”иглы
фараона”).
Основным средством архитектурной выразительности была колонна : в
карнакскомхраме их 270,в луксорском- 151.Характернейшая черта этих колонн -
использование растительных материалов: колонны напоминают связки гигантских
папирусов и лотоса.
Одним из наиболее совершенных храмовых ансамблей среди египетских
архитектурных памятников является Луксорский храм, называвшийся Ипет-Рес.В
большей своей части построен архитектором Аменхотепом-младшим в 15 в. до н.э.
Рассмотрим его план: в нем нетрудно выделить три основные части.Первая-
вытянутый прямоугольник,юбозначающий первый открытый двор с колоннадой по
центральной оси (около 20 м высоты с капителями в виде цветущего
папируса);вторая - квадратная , обозначающая второй открытый двор,обнесенный
двухрядной колоннадой ; третья - самая обширная,прямоугольная,обо-
значающая комплекс помещений , расположенных по центральной оси (святилища и
молельни со статуями богов) и рядом с ней (кладовые).Эта третья часть
начинается вестибюлем с 32 колоннами.
Постепенное движение к молельням через величественно-гигантские
“заросли”каменного папируса имело и “световую драматургию”от ярко освещенного
солнцем двора ,через сумрак колонного зала , куда свет проникал сквозь
верхние зарешеченные проемы, к таинственному полумраку искусственно
освещенной молельни.Недаром некоторые ученые считали,что египетское храмовое
сооружение является скорее дорогой для процессий ,нежели пространством для
пребывания.
И завершает основную линию архитектуры культовых памятников Древнего Египта
т.н.Рамсессум : комплекс , состоявший из Дворца и заупокойного храма Рамсеса
II в Фивах, и два храма Рамсеса II в Абу-Симбеле (Нубия) , которые полностью
высечены из скального массива , включая четыре 24-метровые статуи Рамсеса на
фасаде.
Они сохраняли основные композиционные принципы храмовых комплексов Нового
царства,максимально акцентируя при этом идею прославления фараона.
                                                Скульптура.
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его
каноничность.Офор-
мившиеся характерные особенности изобразительной  форм,композиционного
решения становятся обязательными для всех последующих произведений
определенного жанра ,будто портретная скульптура , рельеф , роспись.При всем
этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию,ибо истинное
художественное творчество не может не реагировать на те изменения кото -  рые
происходят в духовной культуре общества.Поэтому мы будем рассматривать весьма
ограни -
ченный круг произведений,связанных со скульптурными статуями,рельефами и
росписями,отобрав  те образцы,в которых наиболее ярко отразились основные
моменты развития египетского
искусства.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с
выдви- нутой левой ногой и опущенными руками,прижатыми к телу (статуя
Микерина с богинями,статуя Ранофера);сидящая,с руками ,положенными на колени
(статуя Рахотепа и его жены Нофрет ,статуя царскогописца Каи).
Для всех характерны следующие художественные приемы:фигуры построены со
строгим соблюдением фронтальности и симметричности;голова поставлена прямо и
взгляд устремлен вперед;фигуры  неразрывно связаны с блоком, из которого
высечены , что подчеркивается сохране- нием части этого блока в виде фона ;
статуи раскрашивались:тело мужских фигур - красновато-ко -
ричневого цвета ,женских-желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.
Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие.К
этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить
небольшой , но очень существенный штрих - портретные черты в передаче
лица.Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и
выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у
переносицы,аккуратными усиками и пухлыми губами ;надменное лицо зодчего Хе-
миуна,чуть полноватое , с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо
верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами.
Довершает индивидуализацию канонических черт  тщательная пластическая
обработка тела: молодого ,физически развитого или полного , слегка оплывшего
жиром , с дряблой кожей и морщинками.
В период Среднего царства,дабы усилить значимость верховной власти в создании
народа, скульптурные изображения живых владык Египта, посвященные богам,
стали устанавливать перед храмами и внутри их.Личность фараона
возвеличивается с еще большей наглядностью (последнее достигнет небывалых
масштабов в период Нового царства).Это повлекло за собой усиление инди -
видуально-реалистического начала при сохранении основополагающих канонов
художественной практики.
Голова статуи Сенусерта III (19 в. до н.э.) - замечательный образец египетского
реалистического портрета: резкие морщины ,глу-
боко посаженные глаза , крупный нос и слегка выступающий власт -
ный рот.Большое выразительное значение приобретает светотеневая моделировка
лица : острый контраст бликов и затемненных частей на
черном камне (обсидиан) подчеркивает более сложную психологичес -
кую трактовку образа, в котором  энергия и проницательный ум соче-
таются с моментами рефлексии.
В мелкой пластике Среднего царства появляются произве -
дения,отличающиеся таким новым качеством , как изящество и строй-
ность .Гармоничность линий рук и ног , более тонкая раскраска одеж-
ды,воспроизводящая различные узоры,миниатюрность фигур-харак -
терные стилистические приемы одного из произведений эпохи Средне-
го царства  - статуэтки слуг , несущих жертвенные дары (19 в. до н.э.).
Лирическое начало в наибольшей степени характерно для
скульптурных образцов Нового царства. Статуэтки жрицы Раннаи и жреца
Аменхотепа отличаются изысканным качеством работы : они сделаны из дерева
,глаза и курашения инкрустированы золотом ,одеж-
да посеребрена.Мягкие очертания округлых лиц , изящество фигур ,
приобретающие в образе “певицы Амона” хрупкость и рафинирован -
ность за счет удлиненных пропорций и текучести линий.
Интереснейшим периодом в искусстве Нового царства стало
время правления Аменхотепа IV-Эхнатона в первой половине 14 в. до
н.э.Его новая столица - Ахетатон строилась по единому плану и вклю-
чала в себя несколько крупных частей : центральная была застроена дворцом и
главным храмом Атона,включавшим административно-хо-
зяйственные здания , домами - усадьбами вельмож.Окраину занимало
жилье ремесленников и бедняков.
Существенным новшеством храмовых ансамблей,при сохра-
нении общего принципа размещения преимущественно открытых по -
мещений центральной оси , был отказ от многоколонных залов.Их за-
менили просторные дворы с многочисленными жертвенниками.
Но наиболее значительные изменения произошли в изобра-
зительном искусстве .Разрыв с древней религиозной традицией озна -
меновал отход от героизации царского образа.Акцент теперь был сде-
лан на требовании простоты и естественности , которые должны были
проявиться не только в чертах лица , но и передаче душевного состоя-
ния.Сохранилось несколько скульптурных портретов и статуй Эхна -
тона , поражающих реалистичностью трактовки.При этом в первые годы правления
реализм приобрел характер утрирования индивидуа- льных черт облика фараона ,
доходящий иногда до гротеска : статуя Аменхотепа IV в Карнаке;рельеф “Семья
Эхнатона” на пограничной стеле.Это исчезает в более поздних произведениях -
гипсовая голова Эхнатона и портретная голова Эхнатона  ,  незаконченная.Здесь
уже нет гротесковых  преувеличений  губ  и  носа  ,  моделировка  лица
отличается мягкостью.
Скульптуру второй половины Нового царства , ее основ -ную линию ,
представляют следующие произведения : гигантские ста-
туи Рамсеса II на фасаде его большого храма в Абу-Симбеле; колоссы
Рамсеса II в храмах Амона в Карнаке и Луксоре и в Рамсессуме.Самая
яркая черта этих памятников - огромные масштабы , сочетающиеся в
общественными,монументализированными объемами.”Вспомнились”
древние традиции египетского искусства - торжественно-героический
монументальный стиль , подавляющая грандиозность сооружений ,ут-
верждающая величие фараона-бога.
Но по сравнению с Древним царством вся эта скульптура об-
рела оттенок гигантомании , когда внешнее слишком превосходит внутреннее.
     Рельефы и росписи.
Завершают характеристику египетского искусства рельефы и
росписи , которые  в великом множестве украшали стены гробниц , за-
упокойных  храмов , колонны , саркофаги  и  вообще все то , что могло быть
ими оформлено.
Характерные особенности изобразительного канона в рель-
ефе сложились еще в додинастический период,что нашло свое отраже-
ние и в  росписях, развивающихся уже  в  искусстве Среднего царства .
Известная “Плита Нармера”,созданная в честь царя Нармера, объеди-
нившего Верхний и Нижний Египет,содержит в себе основные канони-
ческие черты.К ним относятся :
1.Построчное размещение сюжетных сцен(разделение плоскости го-
ризонтальные пояса).
2.Композиционная организация сцен(внутри поясов)на основе упо-
рядоченности.С наибольшей ясностью этот принцип проступает в т.н.
мотивах шествия , где фигуры движутся одна за другой , через одина -
ковые интервалы , с повторяющимися жестами.
3.Разномасштабность фигур.Так как фараон был главным действу-
ющим лицом в каждой композиции ,то его ,как впрочем и богов ,изо-
бражали в больших размерах , чем все остальные фигуры.
4.Изображение человека - принцип распластывания фигуры на пло-
скости , когда голова и ноги изображались в профиль , а торс и глаз - в
фас.Избирались самые четкие , ясно читаемые аспекты , органично  соединенные
силуэтом обобщающего типа и соотнесенные с двухмер -
ной плоскостью.
5.Изображение предметов с различных точек  зрения с помощью их
вертикального расположения : то , что находится дальше , изобража -
ется на плоскости выше.
6.Единство изображений и иероглифических надписей.
Наиболее распространенной темой рельефов и росписей бы-
ла тема пира ,обычно связанного с заупокойным культом . Роспись из
гробницы в фиванском акрополе относится к периоду Нового царства Именно здесь
с наибольшей отчетливостью проступают характерные
черты египетского искусства , поскольку любая сюжетная композиция
использует много различных “элементов”-человеческие фигуры,пред-
меты обихода(столы, кресла, посуда), деревья, птицы, животные и т.п.
И все это множество изображений размещается на плоскости , разде -
ленной на горизонтальные пояса так , чтобы каждая из фигур и пред-
метов ясно“читалась” глазами,не заслоняя друг друга.Расположенные
через одинаковые интервалы , с повторяющимися  жестами , они как будто
застывают:вся “картинка” какой бы ни была ее тема восприни-
иается как торжественное ритуальное действо, воспарившее над обык-
новенным миром реального бытия.Все конкретные и заимствованные
из жизни сюжеты,воссозданные в египетских рельефах и росписях,бла-
годаря композиционному решению , приобретали характер священно-
действия , ибо они воспроизводили жизнь после смерти.
     Древнеегипетская музыка.
Мы еще раз вернемся к теме пира в рельефах и росписях, ибо
именно здесь встречаются многочисленные изображения музыкантов .
К сожалению -это почти единственный фактологический материал, на
основе которого можно попытаться составить некоторое представле -
ние о древнеегипетской музыке.Правда,в музеях мира хранятся экзем-
пляры древнеегипетской арфы; в Берлине находится струнный инстру-
мент с длинным грифом - набл; два экземпляра деревянных флейт хра-
нятся во флорентийском и луврском музеях,а в последнем еще имеется
и египетский барабан.
В этом смысле египетская музыка находится в самом невы -
годном положении, по сравнению с изобразительным искусством , ли-
тературой.Опираясь на визуальный материал, равно как и на здравый смысл , мы
можем смело утверждать, что существовала музыка народ-
ная , храмовая  и  дворцовая. Вполне естественно, что  две  последние формы
существования  египетской  музыки отличались определенным
профессионализмом.Большинство  исследователей склоняются к мне -
нию ,что египетская музыка была одноголосой. Ее  звуковая  субстан -
ция опиралась на  унисонное сочетание вокальных инструментальных
тембров -хор и певцы-солисты исполняли одноголосую мелодию, тон-
ко расцвеченную нежными тембрами арф, набл и флейт, поддержива -
емых  ударными  инструментами. В  области  тональной  системы  все
дружно склоняются к заключению о существовании простой пентато -
ники , а также зародыша дирижирования , называемого хейрономией.
Заключение.
Египетская  культура  была  наиболее  яркой  на  фоне  куль-
тур  других  цивилизаций . Во  время  процветания  египетской дина -
стии  египтяне  изобрели  много  полезных  вещей , например , как оп -
ределять  поверхность  куба, решать уравнение с одним неизвестным и
т.п.Египетская культура внесла огромный вклад в культуру всемир -
ную. После  исчезновения  египетской  цивилизации  осталось  много
полезных  сведений  и  информации , которыми  люди пользуются до сих пор .
Список используемой литературы.
1. Н.Г.Грибунина“История мировой художественной культуры”,
Тверь , 1993 год.
2. В.И.Кузнецова“История Древнего Востока”,Москва ,“Высшая
школа”, 1979 год.
3. В.Семенов “Культура Древнего Египта”, Москва , 1975 год.