Каталог :: Культурология

Реферат: Рубенс

     Рубенс Петер Пауль
                         28.6.1577 - 30.5.1640
     Крупнейший фламандский художник эпохи барокко. Выходец из буржуазной семьи,
Рубенс получил солидное образование. В течение короткого времени он был пажом
при дворе фламандской принцессы, потом учеником пейзажиста Тобиаса Верхахта,
затем - пейзажиста и исторического живописца Адама ван Норта и, наконец, с 1596
по 1600 он учился у Отто ван Веена, представителя нидерландского романизма -
ранние работы Рубенса преисполнены реминисценциями живописи его последнего
учителя. Закончив обучение, в 1598 Рубенс стал независимым мастером и членом
гильдии Святого Луки. В 1600 он совершил учебную поездку в Италию и до 1608 г.
был в Мантуе придворным художником Винченцо Гонзага, по поручению которого он
ездил, в частности к испанскому двору. Начиная с 1608, Рубенс жил в основном в
Риме. По заказу эрцгерцога Альберта Брюссельского он написал три алтарных
образа для церкви Санта Кроче да Джерузалемме: Коронование терновым венцом 
(Госпиталь Пти-Пари, Грасс), Распятие и нахождение креста императрицей
Еленой. В 1606-1607 во время пребывания в Генуе Рубенс делал эскизы для
своего учебника архитектуры, в котором содержатся планы, проекции и разрезы
генуэзских дворцов. Наряду с венецианскими, на творчество Рубенса большое
влияние оказывали римские художники - об этом свидетельствуют копии, парафразы
и повторения работ как Тициана и Тинторетто, так и Рафаэля, братьев Цуккари,
братьев Караччи и Караваджо. В 1608 году Рубенс вернулся в Антверпен, стал
придворным художником эрцгерцога Альберта и инфанты Изабеллы, написал их
портреты. Вскоре он присоединился к гильдии романистов - художников
гуманистической ориентации, побывавших в Риме. Рубенс получал многочисленные
заказы от двора, церкви, религиозных орденов, знати. Итак, он был прославлен и
знаменит. Искусство его, посвященное как религиозным, так и светским темам,
достигло своей зрелости около 1622.
     В 1609-1610 он написал и Поклонение пастухов Евхаристию для собора
святого Павла в Антверпене, а затем Снятие со креста (1610-1611) и 
Воздвижение креста (1612-1614, сейчас оба полотна хранятся в соборе Нотр-Дам
в Антверпене). На почве многочисленных церковных заказов у Рубенса завязались
отношения с иезуитами, которые имели большой вес не только в церкви, но и в
политических кругах. Он исполнил для них Благовещение (ок. 1610) и 
Вознесение Марии.
     В середине 1620-х годов тематика произведений Рубенса расширилась: портреты,
сцены охоты, мифологические, исторические и религиозные картины. Среди знатных
заказчиков можно упомянуть принца Уэльского, французского короля, испанскую
знать, генуэзских банкиров.
     Рубенс держал в своей мастерской множество учеников, которые воспроизводили
его эскизы и делали офорты, авторские права сохранялись за Рубенсом. 
     С 1630 года Рубенс еще больше расширил круг своих тем и писал очень много
пейзажей. Последним заказом для испанского короля Филиппа 4 был цикл картин на
сюжеты "Метаморфоз" Овидия.
     Он придавал своим холстам драматическое освещение, использовал весьма
разнообразный формальный язык.
     Только спустя несколько лет после возвращения из Италии он перестал прибегать
к сильным световым контрастам. Работы, созданные во второй половине 1620-х,
отличаются более интенсивным колоритом, отличен и характер движений - они уже
не заключены в пространстве кртины, а стремятся пересечь переднюю границу.
     Можно видеть, что в последних произведениях Рубенс придает все большее
значение реальности. В некотрых картинах позднего периода он изображал членов
свой семьи Сад любви (1632-1633) и Суд Париса. В более ранних
картинах он делает акцент на отдельных изолированных мотивах, прежде всего в
сценах охоты - Охота на гиппопотама (1617-1618). Позднее,
напротив он создавал пейзажи, наполненные воздухом или же изобилующие
персонажами. Рубенс  считается одним из главных мастеров европейского барокко и
живописи всей эпохи в целом. Благодаря исследованиям ученых XIX века Макса
Росенса и Шарля Рюленса изучена живопись Рубенса. Но особенный интерес она
вызвала в XX веке, а в настоящий момент пристальное внимание привлекают его
рисунки.