Каталог :: Культурология

Доклад: Кунсткамера

                           Кунсткамера.                           
     На набережной Невы до сих пор стоит здание, обнаруживающее  явное влияние
шлютеровских идей, это – «библиотека и Кунсткамера», как её называли в старину.
За своё почти двухвековое существование она лишилась при различных ремонтах и
переделках тех пышных форм, которые делали её едва ли не самым нарядным и
затейливым зданием Петербурга в последние годы жизни Петра Великого.
Первоначальный вид Кунсткамеры сохранился в точных чертежах, гравированных на
меди и изданных при Академии наук в 1741 году.Башня её в общих чертах очень
напоминает «Мюнцтурм» Шлютера, а боковые выступы, заканчивающие оба крыла,
снабжены типичными для северо-восточной Германии разоpванными с барочными
завитками – волютами. Кунсткамеру строил немецкий архитектор Георг Иоганн
Матарнови, которого в деловой переписке Канцелярии строений обыкновенно
именовали Иваном Степановичем Матерновием (в русской службе с 1714 года, умер в
Санкт-Петербурге 12 ноября 1719 года). В Петербурге он появился в год смерти
Шлютера, от которого принял все его модели и чертежи. Последних,  судя по
запискам Петра Брюса, должно было остаться после покойного мастера  множество.
Брюс прямо говорит, что Шлютер «строил дворцы, дома, академии, заводы,
типографии и пр.». Весьма возможно, что Пётр уже тогда думал об основании
академии или по крайней мере о постройке здания для библиотеки и Кунсткамеры,
тем более что с 1714 года он усердно собирает книги и раритеты. На  зубовской
панораме на месте поздней Кунсткамеры уже стоит какое-то большое трёхэтажное,
не считая подвалов, здание с богато отделанными фронтонами на концах и высоким
фронтоном-башней в средней части. Кунсткамера была основана в 1714 году и
открыта в 1719 году. Внутреннюю отделку производил уже Киавери, а докончил её
Шумахер. Наиболее подлинной, петровской частью теперешней Кунсткамеры является
прихотливо изогнутый выступ её средней части, в котором, за исключением статуй
в нишах да длинного и узкого среднего окна, заменённого укороченными и
уширёнными, вплоть до дробной рустовки стен.  Матарнови,  умершему 12 ноября
1719 года, не удалось окончить ни одной из его построек, которые достраивать
пришлось, как и Кунсткамеру, Гербелю. В здании Кунсткамеры были размещены
первые в России научные музей и библиотека, имевшие не только  научное, но и
просветительское назначение; посещение музея было бесплатным, а первая
библиотека общественного пользования была открыта для посетителей сначала два
раза в неделю по два часа, а затем продолжительность её работы увеличилась.
Собрания музея и книжные фонды непрерывно пополнялись, например, материалами
крупнейшей экспедиции на Камчатку в первой половине 18 века. К середине этого
века библиотека имела многочисленные русские рукописные книги, атласы, рисунки.
Кунсткамера – один из интереснейших памятников архитектуры раннего барокко.
Здание состоит из трёх связанных между собой объёмов: два симметричных
трёхэтажных крыла соединены башней, композиция которой отличается напряжённой
динамикой. Уменьшающиеся кверху ярусы создают иллюзию взлета архитектурных
форм, а сочетание вогнутых и выпуклых поверхностей стен усиливает «подвижность»
объёмов.
На основе коллекций Кунсткамеры в 1836 году было создано несколько
академических музеев (зоологический, ботанический и др.). В 1878 году
образовался также Музей антропологии и этнографии, которому в 1902 году
присвоили имя Петра Великого. Его коллекции включают образцы одежды, утвари,
оружия, предметов религиозного культа, художественных изделий,
характеризующие быт и культуру народов разных регионов земного шара.
В 1949 г. в здании Кунсткамеры открылся Музей М. В. Ломоносова – великого
русского учёного, просветителя, поэта и художника. В экспозиции
демонстрируются личные вещи, научные приборы, сочинения М. В. Ломоносова, а
также созданные под его руководством образцы цветной стекловидной массы –
смальты, применявшейся для создания мозаичных картин. В экспозиции
воспроизведена обстановка конференц-зала Академии наук. В одном из залов
посетители музея могут видеть Большой академический глобус, на внешней
поверхности  которого изображены матереки и океаны, а на внутренней – карта
звёздного неба.
Список используемой литературы:
     1.      М. Грабарь « Петербуржская архитектура». Лениздат С.-Петербург 1994 г.
2.      Лененград. Путеводитель.Семёнчик – лох. Лениздат 1988 г.